Кавказская папаха на кавказе больше, чем головный убор.

Аннотация: описаны генезис, эволюция папахи, ее покрой, способы и манера ношения, культ и этическая культура чеченцев и ингушей.

Обычно у вайнахов возникают вопросы, когда все-таки появилась папаха в обиходе горцев и каким образом. Мой отец Мохьмад-Хаджи из с. Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа.

Когда-то, еще в VII веке, чеченцы пожелавшие принять ислам, пешком отправились в священный город Мекку и встретились там с пророком Мухаммадом (с.а.в.с.), чтобы именно он благословил их на новую веру – ислам. Пророк Муххамад, (с.а.в.с.) крайний удивленный и опечаленный видом странников, а особенно разбитыми, окровавленными от долгого странствия ногами, подарил им каракулевые шкурки, чтобы они обернули ими ноги для обратного пути. Приняв дар, чеченцы решили, что недостойно обертывать ноги такими красивыми шкурками, да еще принятыми от такого великого человека как Мухаммад (с.а.в.с.). Из них, решили они сшить высокие шапки, которые нужно носить с гордостью, достоинством. С тех пор этот вид почетного красивого головного убора носится вайнахами с особым пиететом.

В народе говорят: «На горце должны привлекать особое внимание два элемента одежды – головной убор и обувь. Папаха должна быть идеального покроя, так как уважающий тебя человек смотрит тебе в лицо, соответственно видит головной убор. Человек неискренний обычно смотрит тебе в ноги, поэтому обувь должна быть качественной и начищенной до блеска».

Самой важной и престижной частью комплекса мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Много чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. Головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужественности и о достоинстве горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам и ингушам различные пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе полевой работы. «Мужчина должен беречь две вещи - папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой». Но говорили и так: «Не всегда пышная папаха украшает умную голову». «Шапку носят не для тепла, а для чести», - говорили еще старики. И поэтому она должна была быть у вайнаха самой лучшей, на шапку не жалели денег, и уважающий себя мужчина появлялся на людях в папахе. Носилась она повсюду. Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении- холодно ли там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу.

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздавать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому – носили их в семье, если были сыновья и братья, если их не было – преподносили самому уважаемому мужчине своего тайпа. Следуя тому обычаю, папаху своего покойного отца ношу я. К шапке привыкали с детства. Хочется особо отметить, что для вайнахов ценнее не было подарка, чем папаха.

Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что тоже способствовало обычаю постоянно носить головной убор. А женщины, согласно адату, не имеют права носить (надевать) мужской головной убор кроме войлочной шляпы, надеваемой во время сельхозработ в поле. В народе также существует примета, что сестра не может надеть папаху брата, так как в этом случае брат может потерять свое счастье.

По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Согласно полевым этнографическим материалам, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй - меховая шапка, холхазан, сурам куй – каракулевая шапка, жа1уьнан куй - пастушечья шапка. Чеченцы и кисты называли шапку - куй, ингуши - кий, грузины - куди. По мнению Ив. Джавахишвили, грузинское куди (шапка) и персидское худ одно и то же слово, что означат шлем, т. е. железная шапка. Этот термин означал шапки и в древней Персии, отмечает он .

Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту точку зрения мы не разделяем.

Мы согласны с А.Д. Вагаповым, который пишет, что куй «шапка», общенах. (*кау > *кеу- // *коу-: чеч. диал. куьй, куьда < *куди, инг. кий, ц.-туш. куд). Источником слова считается груз. kudi «шапка». Однако на почве нахских языков фонетически невозможен переход куд(и) > куй. Поэтому привлекаем к сравнению и.-е. материал: *(s)keu- «покрывать, покрытие», прагерм. *kudhia, иран. *xauda «шапка, шлем», перс. xoi, xod «шлем». Данные факты свидетельствуют, что интересующий нас –д-, скорее всего, расширитель корня кув- // куй-, как в и.-е. *(s)neu- «вить», *(s)noud- «витое; узелок», перс. нэй «камыш», соответствующих чеч. нуй «веник», нуьйда «плетеная пуговка». Так что вопрос о заимствовании чеч. куй из груз. яз. остается открытым. А что касается названия сурам: сурам-куй «каракулевая шапка», его происхождение неясно.

Возможно, связано с тадж. сур «сорт каракуля коричневого цвета со светло-золотистыми концами волоса». И далее вот как Вагапов объясняет происхождение термина холхаз «каракуль» «Собственно чеченское. В первой части - хуол – «серый» (чам. ххолу-), хъал – «кожа», осет. хал – «тонкая кожа». Во второй части – основа – хаз, соответствующая лезг. хаз «мех», таб., цах. хаз, удин. хез «мех», лак. хаз. «хорьковый мех». Эти формы Г. Климов выводит из азербайджанского, в котором хаз также означает мех (СКЯ 149). Однако последнее само идет из иранских языков, ср., в частности, перс. хаз «хорек, мех хорька», курд. хеz «мех, шкура». Далее география распространения этой основы расширяется за счет др.-рус. хъзъ «мех, кожа» хозь «сафьян», рус. хоз «дубленая козья кожа» . Но сур на чеченском языке означает еще войско. Значит, можно предположить, что сурам куй – это шапка воина.

Как и у других народов Кавказа, у чеченцев и ингушей головные уборы типологически разделялись по двум признакам - материалу и форме. Головные уборы различной формы, изготовленные целиком из меха, относятся к первому типу, а ко второму - шапки с меховым околышем и головкой из сукна или бархата, оба типа этих шапок называют папахой.

По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой, длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству» .

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. По мнению авторов А.Г. Булатовой, С.Ш.Гаджиевой, Г.А.Сергеевой, в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша, например, 19 см, ширина основания - 20, верха - 26 см), шьются они из мерлушки или каракуля с матерчатым верхом. Папаху эту все народы Дагестана называют «бухарской» (имея в виду то, что каракуль, из которого она большей частью шилась, привозится из Средней Азии). Головка таких папах делалась из сукна или бархата ярких тонов. Особенно ценилась папаха из золотистого бухарского каракуля.

Аварцы Салатавии и лезгины считали эту папаху чеченской, кумыки и даргинцы называли ее «осетинской», а лакцы - «цудахарской» (вероятно, потому, что мастерами - шапочниками были, в основном, цудахарцы). Возможно, в Дагестан она проникла с Северного Кавказа. Такая папаха была парадной формой головного убора, ее носили чаще молодые люди, которые иногда имели несколько покрышек из разноцветной ткани для донышка и часто их меняли. Такая шапка состояла как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки, сшитой по форме головы, и прикрепленной к ней с внешней стороны (в нижней части) высокого (16-18см) и широкого к верху (27 см) мехового околыша .

Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее менялась в разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.

Издревле в Чечне существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать – никто ее не трогал, ибо понимал, что будет иметь дело с хозяином. Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все. «Сорвать или сбить с чей-нибудь головы шапку считалось великим оскорблением, таким же, как отрезать рукав платья женщины»,- говорил мой отец Магомед-Хаджи Гарсаев.

Если человек снял шапку и попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом пользовался в народе нехорошей славой. «Кера куй биттина хилла церан иза» - «Им это досталось в руки битьем шапки», - говорили о таких .

Даже во время огненного, экспрессивного, быстрого танца чеченец не должен был ронять головной убор. Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, она чувствовала его присутствие, разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом.

Шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства или «культа».

Это подтверждают и некоторые трагические случаи из жизни вайнахов во время их пребывания в ссылке в Средней Азии. Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши - рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий казахов и считали это посягательством на свою честь.

По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана, на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне! – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

Сколько чеченцев и ингушей были тогда заключены в тюрьмы, пытаясь отстоять свое достоинство!

Сегодня мы все видим, как чеченские руководители всех рангов носят папахи, не снимая, что символизирует национальную честь и гордость. До последнего дня гордо носил шапку великий танцор Махмуд Эсамбаев, да и сейчас, проезжая новое третье кольцо автодороги в Москве, можно увидеть памятник над его могилой, где он увековечен, конечно же, в своей папахе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Джавахишвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа – Тбилиси, 1962. III – IУ. С. 129.

2. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua–universum –Назрань,2009.С. 32.

3. Студенецкая Е.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа - М.,1968. С. 113.

4. Булатова А.Г.,Гаджиева С.Ш.,Сергеева Г.А.Одежда народов Дагестана-Пущино, 2001.С.86

5. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев – М., 2007. С. 243.

В Чечне стало модно носить папахи. Этот горский национальный головной убор в недавнем прошлом носили лишь старики и представители религиозной общественности. А сегодня папаху носят и модные молодые люди, и чиновники, и бизнесмены.

Сейчас невозможно представить пожилого человека с белой бородой без папахи. Даже повсеместная религиозная тюбетейка («пес» на чеченском) не смогла вытеснить этот головной убор. Она занимает чуть ли не самое главное место в одежде мужчины после кинжала. «Если не с кем посоветоваться, то спроси у папахи», — говорит старинное чеченское предание.

Русские генералы, например Милентий Ольшевский, рассказывали историю, что они во время боя узнавали противников по шапкам. Чеченская папаха отличалась от других папах. В то время папаху имел право носить не всякий человек — только самый достойный. Также папаху запрещали носить и пришлым в чеченское общество людям. И разрешали это лишь по прошествии определенного количества времени, достаточного для того, чтобы хорошо его узнать. В Ножай-Юртовском районе до сих пор есть кладбища, где на некоторых надмогильных плитах нарисованы папахи.

Ношение и хранение папахи, да и вообще все, что с ней связано, имеет свою традицию и, естественно, смысл. Оскорбление папахи каралось кровной местью, не говоря уже о том, чтобы сбить ее с головы мужчины. В этом случае сатисфакцию требовали прямо на месте. Если мужчина положил папаху, то никто не имел права к ней прикасаться, иначе разборки с ее хозяином были обеспечены.

Справка SmartNews

С осквернением папахи связан один случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрама в городе Алга Казахстана на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете Байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы! У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне!» — и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что, если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

Есть определенное правило ношения папахи. Она должна сидеть на голове ровно, без каких-либо отклонений в сторону. Даже в жару, старики ее не снимают. Если и делают это, только в отсутствии посторонних людей. А во время намаза, ее заменяет пес.

Каракулевые шкурки попадают на Кавказ из Узбекистана. Там разводят эту породу овец. Папаху изготавливают из шкурки 2-3-дневного ягненка. Не у всякого человека поднимется рука на это красивое создание. Но это жизнь. В Чечне и в Дагестане, многие мастера изготавливают папахи. Сейчас очень вошли в моду низкие папахи-ушанки. Они никакого к традиционной чеченской папахе отношения не имеют. Сейчас стали делать и низкие папахи. Они тоже пользуются большим спросом.

Справка SmartNews

Папаху кавказцы носили целыми днями даже в жару. Дома обнажали голову неторопливо, с расстановкой, соблюдая целый ритуал: папаху, снимая, бережно обхватывали руками и аккуратно ставили на ровную поверхность или насаждали на банку, иногда оборачивали тканью. Перед тем как надеть папаху, ее непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову.

В конце 1940 годов, в Советской армии, для высшего командного состава ввели новый головной убор — каракулевые шапки. С того времени маршалы и генералы носили папахи. Однако позже папаха стала неудобной при поездках в персональных «Волгах». Ее приходилось постоянно снимать и одевать, и положение об ее обязательном ношении было отменено.

Сейчас каракулевые шапки-ушанки очень любит носить средний офицерский состав чеченской полиции. Особенно, сотрудники ГИБДД, надевают этот головной убор вместе с кожаной курткой.

Самым известным популяризатором чеченской папахи в Советском Союзе был, известный танцор, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. Для него было введено разрешение не снимать папаху во время официальных мероприятий. Будучи самым известным на то время чеченцем, он называл папаху «короной».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога . На Кавказе давно известно изречение: «Если голова цела, на ней должна быть папаха». Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев – это больше, чем просто головной убор. Я с детства помню, как мой дед очень часто цитировал какого-то восточного мудреца: «Если тебе не с кем посоветоваться, то попроси совета у папахи».

Сейчас довольно редко увидишь молодого человека с кавказской папахой на голове. Несколько десятилетий назад папаха олицетворяла мужественность и являлась своеобразным символом чести и достоинства . Если парень позволял себе появиться на без головного убора, то это считалось, чуть ли не оскорблением для всех приглашенных.

Кавказская папаха была всеми любима и уважаема. Помню, когда мы жили в , у нас был сосед, который каждый день носил новую папаху. Нас это очень удивляло и однажды у него спросили, откуда у него столько головных уборов. Оказалось, что ему от отца досталось 15 отборных папах, которые он с удовольствием носит. Самое интересное то, что всякий раз, когда он выходил посидеть с местными аксакалами на импровизированном годекане, надевал новую папаху. Когда его приглашали на свадьбу – другую, если же он был на похоронах, то на его голове красовалась третья.

Кавказская папаха – олицетворение традиций и обычаев

Конечно же, кавказские папахи не всегда были такими, какими мы их сегодня себе представляем. Наиболее бурное развитие и распространение они получили в конце 19 и начале 20 веков. До этого , в основном, носили шапки из ткани. Кстати, нужно отметить, что все головные уборы того времени по изготовленному материалу можно подразделить на четыре типа:

  • Тканевые шапки
  • Шапки, сочетающие в себе ткань и мех
  • Меховые
  • Войлочные

С течением времени меховые папахи практически везде вытеснили все другие виды головных уборов. Единственное, нужно отметить, что войлочные шапки вплоть начала 19 века были широко распространены у адыгов. Конечно же, сюда же можно отнести «башлыки», турецкие тюрбаны, которые, кстати, впоследствии очень умело были заменены небольшой белой тканевой полоской, которую наматывали на меховую шапку.

Но, все эти нюансы больше интересны для исследователей. Не ошибусь, если предположу, что вам намного интереснее узнать, какое место занимала папаха в . Как уже отметил выше, любой уважающий себя мужчина просто обязан был носить на голове папаху. Причем, чаще всего их у него было свыше десятка. Также существовала целая система обслуживания папах. Я знаю, что их берегли как зеницу ока и хранили в специальных чистых материях.

Думаю, посмотрев данное видео, вы много чего узнали о том, как на народные традиции сочетались с кавказской папахой. Например, для меня было большим открытием, когда я узнал, что молодой человек закидывал свой головной убор в окно своей возлюбленной для того, чтоб узнать, взаимна ли его любовь. Мне известно, что часто использовались для того, чтоб выразить свои чувства девушке.

Нужно отметить, что не все было так романтично и красиво. Очень часто бывали случаи, когда дело доходило до кровопролития только лишь потому, что у мужчины с головы сбивали головной убор. Это считалось большим оскорблением. Если же человек сам снял папаху и оставил ее где-то, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Бывало, что в ссоре кавказец снимал свою папаху и ударял ее о землю – это означало, что он готов стоять на своем до смерти.

Как уже сказал выше, кавказская молодежь в последние годы практически перестала носить папахи. Только в горных селах можно встретить парней, которые с удовольствием щеголяют в этих головных уборах. Хотя, многие великие кавказцы (такие как ) никогда не расставались со своей папахой. Великий танцор называл свою папаху «Короной» и не снимал ее даже тогда, когда его принимали в самых высших эшелонах власти. Более того, Эсамбаев, будучи депутатом Верховного Совета СССР, на всех заседаниях высшего органа власти Советского Союза сидел в папахе. Поговаривают, что Л.И. Брежнев перед каждым заседанием осматривал зал и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте – можно начинать».

В завершение хочу вот что сказать: носить или нет кавказский головной убор – дело каждого человека, но то, что мы просто обязаны знать и уважать его значимость в жизни наших отцов и дедов, у меня не вызывает никакого сомнения. Кавказская папаха – это наша история, это наши легенды и, возможно, счастливое будущее! Да, посмотрите еще один видеоролик о папахе:

Друзья, будет очень интересно в комментариях обсудить ваши взгляды на обозначенную тему. Да, и не забудьте . Впереди вас ждут очень много интересных и полезных статей.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овч ины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

Мужской костюм


Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.

1 . Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.

Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.

2 . Патронташи - газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди.

3 . Бешмет - полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.


4. Пояс . На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка).

5. Кинжал - важный элемент в национальном костюме чеченцев.

6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее.

7. Кожаные сапоги - традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из легкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Женский костюм




Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.

1. Платок - кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из легкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок.
Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины.

2. Нагрудники . На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья.

3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

4. Распашное платье - гIабали, напоминавшее халат или накидку, надевалось сверху нижнего. Оно было раскрыто до пояса, чтобы было видно нагрудники, и застегивалось на талии на маленькие крючки, обтягивая и подчеркивая фигуру. Распашное платье обычно шилось из бархата, атласа, парчи и сукна. Здесь проявлялось многообразие цветов, фасонов и материалов. Часто они украшались золотыми вышивками, тесьмой, оборками, складками. Взрослые женщины не носили распашное платье, так как оно считалось слишком ярким для них, торжественным нарядом.

5. Платье-туника шилось из легких, чаще однотонных материалов и доходило до щиколоток. Рукава у платья были узкие и длинные, до запястий, а воротник-стойка застегивался на одну пуговку и почти закрывал шею.

Свадебное платье


Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда ее темных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой.

Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка.
Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

Украшения



(конец ХIX — начало ХХ в.)

Шапки.

Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма горских мужчин. В частности, папаха всегда была для горцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя.

Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи». Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. И поэтому она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Молодой чеченец или ингуш начинал брить бороду в возрасте 16-17 лет и оставлял усы — мекхаш. День первого бритья считался датой его вступления во взрослую жизнь.

Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

{gallery}golovn,single=arsanovy.jpg,height=265,width=200,iptc=0,salign=right{/gallery} На фотографии: Якуб и Юсуп Арсановы. Фото из семейного архива Арсановых

Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий, грузины — куди. По мнению Ив. Джавахишвили, термин куди заимствован из персидского языка, в котором худ означает «шлем»1.

У чеченцев и ингушей головные уборы разделялись по материалу и форме: папаха (шапка, целиком изготовленная из меха; а также шапка с меховым околышем и верхом из сукна и бархата); шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом; шапка, сшитая из цветной ткани; войлочная шляпа; башлык.

«Материалом для изготовления папах, — пишет Студенецкая, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью»2. Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Парадные варианты папах изготавливались в Чечне в основном из курпея (мелкий кудрявый мех молодых барашков) или из привозного каракуля. Каракулевые шапки называли «бухарскими» (каракуль привозили из Средней Азии). Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Это хвала не только гостеприимству, но и богатству».3

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным верхом околышем. (У ингушей они были ниже, что, видимо, объясняется влияние формы шапок, бытовавших в соседней Осетии). По мнению авторов — А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, — в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша — 18см, ширина основания — 20, верха — 26 см), которые шьются из мерлушки или каракуля, верх – матерчатый (из сукна или бархата ярких тонов)4. Особенно ценилась папаха из золотистого каракуля.

{gallery}golovn,single=arhiv-musaevoi.jpg,height=287,width=200,iptc=0,salign=left{/gallery}Фото из архива Мусаевой З. (Журнал «Нана»)


Аварцы Салатавии и лезгины называли описываемый головной убор «чеченской папахой », кумыки и даргинцы – «осетинской», а лакцы – «цудахарской» (вероятно потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы).

Состояла папаха как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки и прикрепленного к ней с внешней стороны высокого (16-18см), расширяющегося кверху (в самой широкой части – до 26 см) мехового околыша. Кавказская каракулевая папаха была и остается по сей день любимым головным убором чеченских и ингушских стариков.

Также среди вайнахов бытовала шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом. Носили ее мехом вовнутрь.

В Чечне и Ингушетии до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (чеч. – пиэс; инг. — феск), сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Войлочные шляпы. У вайнахов бытовали также войлочные шляпы, хотя и были они менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев, народов Дагестана). Носили их в основном весной и летом во время полевых работ. Чеченцы называли такие шапки мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной шерсти в основном белого цвета. Верх шляпы имел форму полусферы, поля были большие, мягкие.

Башлык (чеч. – башлакъ). Башлык являлся элементом национальной одежды у всех народов Северного Кавказа. Само слово «башлык» — тюркского происхождения (баш – голова). Об этом говорит в своей работе и Ив. Джавахишвили:5 «Башлуг1 — турецкое слово», — отмечает он. Причем термин этот употребляется практически всеми народами Кавказа без каких-либо значительных изменений. Форма башлыка была, в общем, одинаковой у всех народов Кавказа, имелись лишь локальные отличия в пошиве и покрое. Башлык – это теплый головной убор с длинными закругленными концами, надеваемый поверх шапки. Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Шили башлык из домотканого и фабричного сукна. Богато украшенный башлык был неотъемлемым атрибутом наряда жениха. Башлык служил достойным подарком, его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было расшить как можно красивее. Башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галуном, золотым шитьем, шелковой тесьмой, кисточками из разноцветных ниток. В настоящее время башлык, этот оригинальный элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, но остается полноправной частью этнического костюма участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

Литература:

1 Джавахашвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа. III – Тбилиси., 1962. С.139.

2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

3 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

4 Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.

5 Джавахашвили И.А. Указ. соч. С.145.

Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М.,ст. преп. ЧГПИ

Журнал «Нана» 2009-10