Каковы традиции и история проведения карнавальных праздников. Карнавал в Барранкилье

Двухнедельная праздничная эйфория царит в итальянской Венеции во время ежегодного карнавала. Костюмированные и театрализованные представления, выступления жонглёров, акробатов, фокусников, мимов, заклинателей змей, шпагоглотателей, конкурс на лучшую венецианскую маску, музыка и танцы, бесконечная атмосфера фривольного веселья сделали венецианский карнавал одним из самых знаменитых и запоминающихся карнавалов в мире. Многими путешественниками он даже негласно призван Королём всех карнавалов.

Умение венецианцев развлекаться и организовывать поистине несравненное шоу увеличивает численность населения города каждый год на 500.000 туристов.
Именно поэтому запланированное не только можно, но и нужно приурочить к посещению Венецианского карнавала. Вы точно не прогадаете!

Карнавал начинается за 12 дней до начала католического Великого поста и заканчивается Жирным вторником, после которого верующие соблюдают 40-дневный пост перед древнейшим христианским праздником – Пасхой.

История Венецианского карнавала

История этого празднества восходит к 1094 году, но торжества того времени проходили без масок. С 1162 года, исторически отмеченным годом победы над патриархом Аквилеем, карнавал стал проводиться ежегодно на площади Сан-Марко.

Венецианские маски, традиционно выполняемые из папье-маше или кожи, вошли в моду лишь в XIII-XIV веках. Это была прихоть богатых и знатных венецианцев, желающих внести в праздник нотку таинственности, начав кушать за одним столом с рабами.

Балансируя на грани принятых светским обществом правил, но, не желая испортить веселье сословными предрассудками, все одевали маски. Раскрашенные от руки с использованием сусального золота и грунта , маски понравились венецианцам. У них появилась возможность контактировать с социально неравными. Маски стали носить с августа до Жирного вторника.

Увеличившееся количество внебрачных детей и притонов привело к запрету масок в 1703 году Советом десяти. Запрет просуществовал только один год, так как сама власть не могла отказать себе в удовольствии носить маски на торжество.

Скоро создание масок стало настоящим произведением искусства , которые украшались птичьими перьями и даже дорогостоящими драгоценными камнями. Современный Венецианский карнавал не обходится без проведения конкурса на лучшую маску.

Венецианские карнавалы за свою многовековую историю существования переживали как подъёмы, так и падения. Наивысшего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. Карнавальные костюмы стали показателем тенденций высокой моды. Именно в этом веке герои итальянской комедии – Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина стали главными действующими лицами карнавала.

Эмблемой карнавала стала очаровательная Коломбина . Упадок же пришёлся на конец XVIII века, когда в городе, как и в стране в целом царили революционные идеи. Бедняки-революционеры осуждали власть имущих за расточительство городской казны на такие празднества. Это привело к наложению вето на проведение карнавала.

Современный Венецианский карнавал – сплетение далекого прошлого и настоящего

В 1979 году по инициативе итальянского кинорежиссёра, удостоенного пяти премий «Оскар» – Федерико Феллини, шумное веселье карнавала с позволения Папы Римского вернулось на улицы города.

Великий кутюрье Пьер Карден не только создавал для бомонда неповторимые карнавальные костюмы, но, окрылённый и воодушевлённый магическим средневековым праздником, написал в 1996 году гимн для него.

С тех пор гимн стал непременным атрибутом карнавала, первые аккорды которого приводят публику в трепетное ожидание чего-то нового и неизведанного.



Как и в средневековье, начало праздника открывается ритуалом под названием «Воло делла Коломбина» . Бумажную голубку Колумбину запускают с колокольни на площади Святого Марка. Голубка взрывается во время полёта – и разноцветное конфетти осыпается на головы собравшихся зрителей на площади.

Затем следует старейший венецианский праздник – Festa delle Marie, посвящённый освобождению девушек, которые были похищены пиратами из Истрии. Многочисленные красавицы считают для себя честью принять участие в этом представлении, изображая угнетённых пленниц, а затем счастливых освобождённых дев, чья красота готова пленить и окутать своими чарами любого молодого человека.

Праздник выливается на все узкие улочки города. Венеция с её просторными площадями, гондольерами, мостами и каналами превращается в одну большую сцену с немыслимыми декорациями.

Полёт и буйство безудержной фантазии художников, воссоздавших средневековую эпоху, трудно уже привязывать к реальному времени. Каждый венецианец и гость города не может прийти на праздник без костюма.

Не стоит забывать: это костюмированный карнавал. Пух, перья, камзолы и сюртуки, расшитые золотом, белоснежные рубашки с кружевами, жабо и воротничками-стойками, пышные платья с глубоким декольте , панталоны, напудренные высокие парики, чёрные треуголки – и это далеко не весь перечень элементов карнавального убранства.



Многих особей женского пола можно встретить одетыми в зендале – чёрный длинный и узкий кружевной или шёлковый платок. Не стоит отчаиваться, если заранее не был подобран карнавальный костюм.

Многие магазины предлагают широкий выбор неповторимых масок и накидок, плащей, которые можно приобрести или взять напрокат.

Помимо Арлекино, Панталоне, Пьеро и Коломбины на улицах города можно встретить Джандуйя – одного из персонажей итальянской комедии дель арте. Честного крестьянина из Пьермонтской глубинки, обожающего вино, красивых девушек и сытную пищу, легко можно узнать по трёхрожковой шляпе и коричневому жакету с красными краями.

Также везде разгуливает Пульчинелла – сплетник и насмешник, которого можно опознать по заносчивому виду и пронзительному голосу. Слегка горбатый и носящий маску с большим гипертрофированным мясистым носом, он стал прообразом русского Петрушки .



Многие старинные дворцы распахивают свои двери для именитой публики, где проводятся эксклюзивные частные приёмы и традиционные костюмированные балы.

Так, прекрасный дворец XIV века Папафава (PALAZZO PESARO PAPAFAVA), окна которого выходят на канал Милосердия (Мизерикордия) ежегодно приглашает на бал под аккомпанемент живой музыки в зал, освящённый огнями тысячи свечей. Прекрасный и незабываемый вечер, изящные танцы остаются надолго в памяти участников вечера.

Также очаровательный дворец Pisani Moretta (PALAZZO PISANI MORETTA), расположенный на Большом Канале и наполненный драгоценными декорациями и фресками XVIII века, вовлекает гостей со всего мира в эпоху Республики Серениссима. Гран Бал даёт возможность гостям искупаться в атмосфере развлечений, вседозволенности и соблазна.

Российский художник Михаил Шемякин, по чьим эскизам создаются костюмы для элитной публики, давно принимает участие в постановочных проектах Венецианского карнавала, в том числе и для роскошных отелей и дворцов.

Изумительный фейерверк над лагуной возле площади Сан Марко венчает окончание парада костюмов. И весь праздник завершается языческим ритуалом – сожжением соломенного чучела , которое символизирует обновление природы. Начало Великого поста оповещается звоном колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья.

Побывавшие на карнавале никогда не забудут этого торжества. А напоминанием о чудесном времяпрепровождении может стать карнавальная маска. Многие венецианцы давно стали коллекционерами таких масок, пополняя свои коллекции каждый год новыми шедеврами. Так почему бы не последовать их примеру?

И наш вам совет при поездке в Италию: лучше . Это не так сложно, и самое главное – доступно. Так можно сэкономить на билетах на автобусы, поезда, такси, а также собственное время, которое дорого стоит в путешествиях.

Photo: Irina Baryshnikova

Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Уже совсем скоро итальянская Венеция закружится в фейерверке ярких красок и безудержного веселья. Знаменитый карнавал в этом году стартует 31 января и продлится до 17 февраля. Традиционно время проведения главного венецианского мероприятия связано с католическим календарем: праздник всегда заканчивается за день до начала Великого поста. Само слово «карнавал» переводится с латинского языка как «прощай, мясо». Шумные гуляния, маскарады и застолья призваны были порадовать горожан, ведь следовавшее за ним время поста проходило в смирении и воздержании.

История карнавала насчитывает ни одно десятилетие. Первые упоминания о народных гуляниях в Венеции относятся к 1094 году. По мнению историков, спустя столетие карнавал уже стал ежегодным. Долгое время праздник был главным культурным событием в жизни горожан.

Однако в 1797 году карнавал запретили. Произошло это после того, как венецианское государство прекратило свое существование. Впоследствии ни одна попытка возродить былую славу карнавала не увенчалась успехом. Только в 1979 году итальянское правительство всерьез озаботилось вопросом возвращение на улицы Венеции ярких шествий. Немалую роль в возрождении карнавала сыграл знаменитый режиссер Федерико Феллини. Так карнавал вновь стал главной гордостью жителей города.

С тех пор Венеция на время ежегодного праздника становится центром, который притягивает тысячи желающих увидеть своими глазами все великолепие и красоту этого невероятного действа. Количество туристов, устремляющихся в Венецию во время карнавала, достигает полумиллиона.

Открывается фестиваль действом под названием «Воло делла Коломбина»: с одной из колоколен, расположенной на знаменитой площади святого Марка, пускают в небо символическую бумажную голубку по имени Коломбина, которая рассыпает над жителями конфетти.

Одновременно на самой площади стартует праздник «Festa delle Marie». Богатейшая история этого шествия связана с освобождением венецианок, плененных пиратами. Праздничную процессию возглавляют семь девушек, которые символизируют освобожденных красавиц. Ярко одетые горожане и туристы сопровождают юных дам все время шествия.

Костюмы для карнавала готовятся заранее и поражают своим разнообразием и великолепием. Шелк, парча и бархат, невероятные прически и удивительные головные уборы - каждый участник карнавала стремится выделиться и поразить собравшихся красотой своего наряда.

Но, конечно, главный символ карнавала - традиционная венецианская маска, под которой предпочитают скрывать свои лица участники. Каждая маска - маленькое произведение искусства со своей историей.

Классические венецианские маски делятся на два вида.
Первый вид - это , отображающих героев традиционной комедии дель арте. Арлекин, Коломбина, Пьеро, Бригелла и другие персонажи обладают своим характером и повадками. Человек, облачающийся в маску одного из героев итальянской комедии должен стараться соответствовать типажу.

Например, под маской Коломбины в венецианских представлениях скрывалась прекрасная актриса. По легенде, она была настолько горда своей природной красотой, что не желала полностью скрывать свое лицо даже для карнавала. Поэтому Коломбина всегда представала перед публикой в полумаске, которая скрывала от посторонних глаз только верхнюю часть её лица.

Второй тип - это маски, которые не связаны с традиционным театром. Эти персонажи постепенно сформировались по мере развития карнавальных традиций. Джокер, Венецианская Дама, Баута, Кот, Доктор Чумы - все они отражают историю Венеции со всеми её хитросплетениями, взлетами и падениями.
Маска Бауты всегда была одной из самых востребованных, поскольку позволяла полностью скрыть лицо. Ей пользовались высокопоставленные персоны, которые хотели участвовать в карнавале инкогнито.

Маску Венецианской красавицы предпочитали знатные дамы, поэтому она отличается особенным утонченным дизайном.

А вот традиционная маска Доктора Чумы связана с печальными событиями: Венеция не раз становилась местом страшных эпидемий этого смертельного заболевания.

Маски изготавливают из кожи или папье-маше, как и много лет назад. Для декорирования используют краски, золотую и серебряную фольгу, стразы, перья и прочие материалы.

Каждая маска подразумевает и особый наряд: плащи, шляпы, платья - все элементы должны соответствовать маске и подчеркивать её красоту и индивидуальность.

Кроме традиционных шествий и процессий, карнавал интересен и своими театральными представлениями, концертами и прочими развлекательными мероприятиями, призванными развеселить и удивить горожан и гостей. Даже футбольному матчу есть место на этом празднике жизни. Причем проходит он в полном соответствии со средневековыми правилами. Дело в том, что венецианцы считают, что именно их город подарил миру этот вид спорта, поэтому и уделяют ему такое пристальное внимание.

В этом году тема карнавала звучит так: «Самый лакомый праздник в мире!». Организаторы решили отдать дань уважения готовящейся в Милане выставке «Milan Expo 2015», которая будет проходить под девизом «Накормить планету. Энергия для жизни», поэтому венецианский праздник и все его мероприятия будут созвучны с миланским событием.

Что такое венецианский карнавал? Это время безудержного веселья, праздника и радости. Город наполнен феерией добра, роскоши и волшебства. Из окна видны нарядные красавицы, кружащиеся в ритме мелодии. Галантные кавалеры ходят по улицам важной походкой. Каждый житель города знает о торжестве и желает принять в нем участие. Необыкновенные костюмы создают соответствующею атмосферу. Каждая улица становится мистической, а жители ждут чуда.

Итальянцы и гости этой великолепной страны могут примерить костюмы и почувствовать себя в новом образе. Наличие масок позволяет соединить всех участников в одно целое. Только на этом историческом мероприятии можно почувствовать себя роскошной дамой или галантным кавалером.

Уже началась подготовка и к торжеству, который пройдет в 2018 году. Уже известно время карнавала. Он будет длиться с 27 января по 13 февраля.

Торжественное открытие Венецианского карнавала 2017 года будет проходить 27 и 28 января.

Можно будет не только весело провести время, но и порадовать свой дом красочной покупкой. Также этот праздник будет посвящен и различным лакомствам. На карнавале можно будет попробовать вкус традиционных блюд и напитков. Они будут присутствовать в каждом уголке города на протяжении всего торжества.

Вся информация и программа на официальном сайте карнавала — http://www.carnevale.venezia.it/programma-eventi/.

Полет ангела на Венецианском карнавале

Карнавальная вечеринка является доступной не только для жителей Италии. Венеция дружелюбно раскрывает свои ворота перед каждым гостем из всех стран.

Скорее спешите примерить маску!

Карнавальная вечеринка объединяет людей из каждого сословия. Этот праздник признано считать временем свободы и единства. В такой прекрасный неземной миг можно забыть обо всех хлопотах, от души повеселиться и попробовать себя в новом образе.

Все люди города принимают участие в карнавале, только кто-то из них развлекает гостей, а остальные являются зрителями. Венецианский карнавал приобрел невероятную популярность.

Ежегодно множество туристов собирается в Италии, чтобы насладиться этой атмосферой. К сожалению, из нынешних торжеств исчезла вся таинственность, загадочность и роскошь. Теперь, этот праздник можно сравнить с современным гуляньем. Но, все-таки что-то еще осталось.

Как и раньше на улицах города можно увидеть театрализованное шествие. Но, даже в нем с каждым годом присутствует все меньше и меньше необычных масок. Гости города сверкают вспышками фотоаппарата, в надежде оставить в своей памяти все самые лучшие моменты карнавала.

Венеция — это доброжелательный город. Он всегда радостно встречает туристов из всех стран. Но, как правило гости Италии больше отдают предпочтение стороне наблюдателя. Мало кто может себе позволить надеть костюм и влиться в атмосферу венецианского карнавала.

Но обязательно каждый турист должен надеть маску и побывать участником шествия. Только таким образом можно будет по-настоящему почувствовать вкус свободы. Окунувшись в торжество, хотя бы на несколько минут, в этот же миг забудутся все проблемы, невзгоды и хлопоты.

На душе будет царить атмосфера счастья. Только здесь появляется шанс испытать на себе исторические времена. Каждый человек будет пребывать в ожидании чего-то необычного. Наличие масок позволяет сделать весь народ единым целым. В миг можно позабыть о том, кто к какому сословию принадлежит. В карнавале все абсолютно равны!

Именно по этой причине, находясь на карнавале требуется примерить на себя необычную маску. Но, к сожалению, в этом празднике есть и минусы. Чтобы создать свой карнавальный образ, необходимо сильно потратиться. Каждый традиционный наряд имеет высокое качество и, как правило, шьется по индивидуальному заказу.

Многие костюмы украшены роскошными тканями, такие как бархат или мех. Но, стоит подойти к проблеме финансовых затрат с другой стороны. Карнавал проходит всего один раз в год. Возможно, туристу такой шанс выпадет единожды в жизни.

Зато, это событие надолго сохраниться в памяти! Да, и сам костюм будет долго напоминать о самом радостном событии. На карнавале меняется мировоззрение человека и вся окружающая атмосфера. Только здесь можно почувствовать себя в роскошном обличии.

Роль маски — это придание человеку максимальной свободы. За ней можно скрыть свое лицо и попытаться разглядеть, проходящего мимо незнакомца.

Прежде чем приехать на карнавал, стоит изучить несколько правил.

  1. Ни в коем случае нельзя знакомиться с людьми, общаться и даже передавать какие-либо жесты. Если понравился незнакомец, то стоит вежливо улыбнуться и передать ему свою визитку.
  2. Карнавал — это не только большое шествие. Оно подразумевает и множество развлечений. В маске можно посетить кафе и рестораны, выпить бокал вкусного вина или отведать традиционные пончики.
  3. По приезду в Италию можно обратиться к дизайнеру с просьбой создать костюм. При этом образ должен быть подобран до каждой мелочи. Необходимо, чтобы была соответствующая прическа и макияж. Не страшно, что костюм может стоит дорого, зато это будет самая любимая одежда в гардеробе. В нем можно изменить свою грацию, манеру поведения и стиль общения. Новый облик позволит почувствовать себя героем новой жизни.

Даже маленький ребенок знает о том, что все хорошее имеет свойство быстро заканчиваться. Это касается и карнавального торжества. Окончание вечеринки сопровождается шикарным фейерверком. В небе появляется разноцветный дождь. У многих участников можно наблюдать слезы на глазах. После того, как прошел шум салюта, каждый человек снимает маску и показывает миру свое истинное лицо.

В городе становиться тихо, ничего не напоминает прошедшего праздника и таится атмосфера ожидания нового карнавала.

Немного истории о венецианском карнавале

Волшебный праздник охватывает несколько стран. Наступление Великого поста сопровождается шумными карнавальными вечеринками во Франции, Рио-де-Жанейро и Швейцарии. Каждый желающий может влиться в атмосферу торжества.

Но несмотря на его распространенность во всех странах, ни одно мероприятие не сравнится с венецианским карнавалом. Праздничное мероприятие охватывает десять дней. За это время каждый уголок города насыщен красочным спектаклем.

С трудом верится, что красочные вечеринки существуют уже несколько столетий. Принято считать, что предшественником этого праздника стало посвящение богу Сатурну. Жители Рима устраивали мероприятия, посвященные плодородию и урожаю. Это время объединяло все сословия народа. За одним столом могли обедать рабы и их господа.

Любое важное мероприятие язычников не могло обойтись без жертвоприношения. Это касается и Венеции. Здесь, несколько веков назад был варварский обычай. На то время, на которое было запланировано торжество, выбирался подставной король.

После завершения праздников, он был должен покончить жизнь самоубийством, зарезан или сожжен. Такие веселья и были во времена язычников.

Но, после того, как появилась христианская вера, такие мероприятия стали нерациональными и исчезли. Появилась новая идея. В Италии стала проходить череда карнавалов, объединяющая все классы народа.

Точной даты начала подобных событий история не сохранила. Но, ориентировочно, это произошло в 11 веке. Постепенно венецианские карнавалы развивались. Самый пик популярности этого торжества захватил 18 век. Каждый человек любил этот праздник и окунался в пьянящую атмосферу.

Наступали мгновения вседозволенности, страсти и романтики, что не могло не нравиться людям. Даже самая скромная особа в это время могла себе позволить превратиться в разгульную даму.

Люди скрывали свои лица за необычными масками, в которых можно было не только гулять, но и заниматься привычными делами. Но, несмотря на занятость, парила атмосфера свободы.

В 18 веке появилась на экранах знаменитая итальянская комедия, в которой участниками некоторых сцен становились колоны карнавала. Это стало значимым событием для всего мира.

После него появилась традиция запуска бумажной эмблемы, символизирующей начало карнавальной истории. Её запускали в воздух, после чего она взрывалась и в воздухе появлялись мелкие частички.

Но, после революции венецианские карнавалы вызвали сомнения у власти и в 19 веке были полностью запрещены и спустя 50 лет вновь возобновлены. С согласия Папы Римского люди вновь увидели кружащеюся в небе бумажную голубку.

На улицах появилось торжество, веселье и радость. На сегодняшний день это событие носит официальный характер и сопровождается тематическим гимном, написанным в 1996 году. Теперь карнавалы проходят ежегодно.

Шествие Марии — дань красоте и смелости

Венецианский карнавал имеет романтическое начало. С колокольни, с высоты равной в сто метров спускается ангел. Это невероятно яркое и значимое торжество.

Над городом веет разноцветный снег. Никто в этот миг не захочет остаться дома, ведь каждая улица наполнена живой музыкой, громким смехом и звуками карнавальной колонны.

День красоты и смелости отмечали еще в 943 г.. А 2 февраля стали отмечать день Сретения Марии. Множество пар хотели узаконить свой брак именно в эту значимую дату.

Перед храмом Святого Николая был расположен канал девственниц, по которому торжественно плыли двенадцать невест на свадебных кортежах. Они направлялись на встречу со своими спутниками жизни.

Этот праздник считался бы счастливым, если бы не нападение пиратов, укравших девушек. Но, история закончилась героически. Венецианские мужчины вступили в схватку с пиратами и освободили своих красавиц.

Эта история известна каждому человеку в стране. Теперь, самые известные богачи, готовы оплатить свадьбу всем девушкам по имени Мария, которые именно в этот день выходят замуж.

Возможно, в связи с этим событием имя пользуется популярностью. Многие сведения гласят о том, что красавицы шли под венец только с влиятельными людьми.

В этот день ежегодно проходит конкурсы красоты, также символизирующие событие. Из двенадцати городов участвовала по одной девушке. Каждая красавица, должна была пройти службу во всех храмах.

Девушки ходили в роскошных нарядах и получали в подарок самые дорогие украшения. Такая красивая традиция, постепенно становилась затратной. Правительство, в качестве экономии, решило сократить количество красавиц до трех.

Однако, это тоже было невыгодно, и на их замену поставили деревянные куклы. Такой вызывающий поступок вызвал много отрицательных эмоций у жителей города. В настоящее время, традиция носит народный характер. Появилось множество различных легенд. Как правило, неизвестно, на сколько каждая из них правдива.

Праздник начинается с театрализованного шествия. От храма Святого Петра до площади Сан-Марко, где находится Дворец Дожей, движутся двенадцать красавиц в карнавальных костюмах, потом проводится голосование. Юной леди, которая признана самой красивой, вручают заслуженный приз.

Венеция является необычайно красивым городом. И по сей день в нем карнавалы проходят ежегодно. Например, 2013 год запомнился людям торжеством, под названием «Живи в цвете».

Это был тематический праздник двух стихий — огонь и вода. Даже природа, словно, подготовилась к карнавалу. Перед открытием карнавала прошел обильный дождь и жители это приняли как одобрение природы на празднование. В день открытия карнавала, по традиции, спустился ангел, но его в прошлом году сопровождали лев и орел.


Каждый человек мог найти увлечение по душе: в городе проводились цирковые выступления, выставки талантливых художников, разнообразные вечеринки и т.д..

Следующий 2014 год также был посвящен природе. Его тематикой стало удивительное соотношение живого — человека и природы. В каждой стране существуют свои понятия о красоте.

В Венеции свое восхищение выражали пышному лесу, солнечной долине, таинственному морю и горам. Отдавалось широкое значение не только природе, но и всем существам, населяющих её. Люди старались выглядеть по особенному.


Вокруг таилась атмосфера Восточных и Западных сказок. Женщины и мужчины ходили в необычных масках, напоминая своим видом жителей Азии, Африки и Америки.

Жители Венеции придают особое значение карнавальной вечеринке. За долгое время до неё они продумывают свой образ до мелочей, шьют одежду и готовят маски.

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й... Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.