Какие науки изучают камни. Что же изучает геммология и кто такой геммолог

Таким образом, все минералы являются хранителями той небесной тверди, а каждый камень, являясь осколком изначального неба, представляет собой определенную систему защиты для человека и является потенциальным хранителем силы."

Камень, при контакте с человеком, влияет не только на его физическое, но и на его тонкие тела, клетки и ткани, и, таким образом, между камнем и человеком происходит энергетический и информационный взаимообмен. Каждый камень обладает определенной частотой вибрации и может входить либо в резонанс, либо в диссонанс с телом человека, т.е. какие-то камни могут исцелять нас, а какие-то могут отрицательно воздействовать на человека.

Камни могут «снимать» негативную энергию с человека, «брать на себя» проблемы и болезни человека, поэтому при приобретении камня его необходимо энергетически «почистить» и «перезарядить на себя», т.е. «познакомиться» с камнем, войти с ним в контакт, сделать его своим «другом», «помощником», «целителем».

Камни притягивали людей с глубокой древности. И дело не только в их красоте и зага-дочном мерцании, но в том, что издавна было замечено магическое действие, которое они ока-зывали на людей. Существует множество мифов, легенд, сказаний, вера в которые была на-столько велика, что их бережно передавали из уст в уста и сохранили вплоть до наших дней

Также из рода в род передавались камни, являющиеся семейной реликвией, и практически с каждым из них была связана какая-то необыкновенная история. Некоторые камни считались роковыми, оказывая поистине трагическое действие на своих обладателей. Но были и совершенно иные камни, которые помогали своим владельцам обрести удачу, благополучие и поправить здоровье.

В настоящее время интерес к драгоценным и полудрагоценным камням вновь стал «пробуждаться». И несмотря на то, что за древностью лет мы подзабыли и частично растеряли знания , которые были неоценимым наследством наших предков, все же информация о камнях не исчезла без следа. Ее собирают по крупицам, изучают воздействие камней на своем личном опыте, на результатах, полученных от лечения пациентов литотерапевты, и с каждым годом все больше и больше людей начинают интересоваться и углубляться в этот волшебный, магический мир кристаллов и минералов.

На семинарах по литотерапии, вы узнаете о свойствах драгоценных и полудрагоценных камней и как использовать их для лечения различных недугов – физических, душевных и психических, а также о камнях талисманах, оберегах и многие другие темы о том, как найти своего истинного друга в мире камней – минералов и кристаллов.

Правильно выбранный камень способен изменить жизнь своего владельца, способствовать развитию в нем лучших качеств, способностей, талантов. Но для этого нужно знать, как не ошибиться в выборе именно своего талисмана или оберега. Я не только открою новый для вас мир камней, но и поделюсь с вами рецептами, которые использовались на протяжении многих веков, и о которых сегодня, современные ученые, заговорили в открытую, как о новом шаге в альтернативной медицине и целительстве. И этот древний метод целительства получил название– литотерапия.

Целительную силу камней сможет испытать на себе практически каждый, кто начнет грамотно входить с ними в контакт, кто станет слышать и понимать их язык…

Изучением горных пород и минералов занимается минералогия – древнейшая наука о камнях, основы которой заложили ученые и философы Древней Греции. В самостоятельное направление учение выделили ее лишь в XVIII в. Позже выяснилось, что все вопросы, связанные с изучением камней просто невозможно уместить в рамках одного раздела. Поэтому из минералогии возникли смежные направления, ставшие вскоре самостоятельными отраслями науки.

Виды и особенности минералогии

Изучением минералов и их свойств начали заниматься философы Древней Греции. Правда в то время, большее внимание уделялось не физическим свойствам, химическому составу и практическому пользе самородков, а мистической стороне вопроса.

У современного человека вызовет улыбку научный трактат, посвященный драгоценным камням, рассказывающий о том, польются ли слезы из змеиных глаз, если подержать перед ними изумруд. А между тем, столетия назад этому и подобным вопросам уделялось большое внимание. И к описанию магических свойств камней относились очень серьезно.

Учение о камнях и минералах начало развитие как научное направление в XV веке. И через три столетия выделилось в отдельное направление. Большой вклад в это учение внесли немецкие и российские ученые. К одним из таких людей относится М.В. Севергин, последователь М.В. Ломоносова.

Кстати, исследователи называют объекты своей деятельности минералами и горными породами, а не камнями.

В разных сферах деятельности в это понятие вкладывается свой смысл. Ведь камень, который используют в строительстве и для изготовления украшений – две совершенно разные вещи.

Вскоре из минералогии выделили отдельные направления:


Наука о драгоценных камнях и профессия геммолог

Геммология – наука о драгоценных камнях. В отдельную отрасль выделилась в конце XIX века. Потребность в таком учении появилась из-за активного производства искусственных образцов и подделок.

С развитием технологий, отличить искусственный камень от природного стало очень трудно, поэтому одна из главных функций геммологии – диагностическая.

Исследования геммологов направлены на изучение:


Геммологи уделяют пристальное внимание и имитациям. Именно эти специалисты могут отличить, какой драгоценный камень использовался для изготовления украшения – натуральный или синтетический.

В задачи геммологии входит диагностика и описание самоцветов, выявление их важнейших характеристик и определения практического значения.

Перспективными направлениями развития науки является исследование свойств синтетических аналогов, поиск способов их распознавания, оптимизация процессов обработки драгоценных образцов.

Профессия геммолога очень ответственная и кропотливая, но в то же время интересная. Специалист занимается:

  • оценкой;
  • определением;
  • сертификацией минералов.

В обязанности геммолога входит работа с документами, сортировка минералов, оценка камней в ювелирных украшениях. Эта профессия достаточно редкая, но востребованная. Человек, решивший посвятить жизнь работе с самоцветами, должен иметь хорошее зрение и цветовосприятие, быть ответственным и усидчивым. Получить такую профессию можно, поступив на факультет геологии.

Драгоценные и ювелирные камни с точки зрения геммологии

Развитие геммологии положило начало классификации ценных минералов. Хотя сразу стоит оговориться, что и сейчас нет единого определения понятия драгоценный камень.

Чаще всего так называют редкие и красивые образцы (или их сочетания) с высокой твердостью. Твердость – одна из главных характеристик, которая означает, что камень не подвержен истиранию, механическим повреждениям. Такие минералы практически не подвластны времени.

Если твердость минерала более-менее постоянный параметр, то красота – понятие относительное. На протяжении всей истории представления о ней менялись. Причем иногда коренным образом. Это привело к тому, что минералы, считавшиеся когда-то драгоценными, сейчас практически забыты. А невзрачные, с точки зрения древних людей, теперь могут так именоваться.

Часто встречается термин полудрагоценный камень. Это название не совсем корректное с научной точки зрения, но широко распространено в торговле и среди обывателей. В общем виде, так называют менее ценные и твердые породы.

Ювелирные или поделочные – это скорее собирательное название всех минералов для украшений. Хотя часто так называют недорогие самородки. В отличие от самоцветов, их часто используют в декоративно-прикладном или камнерезном искусстве.

Попытки классифицировать минералы предпринимались неоднократно. В каждый период истории подходы к систематизации отличались. Часто в их основе лежало ранжирование по стоимости. Жаркие споры о том, какие минералы считать драгоценными, а какие нет, не умолкали долго.

Единственное, в чем мнения ученых сходились всегда, это то, что самые ценные самородки – это:

  • алмаз;
  • изумруд;
  • рубин;
  • сапфир (синий).

Сейчас существует немало классификаций. В их основе лежит распределение минералов по группам, исходя из степени их прочности, твердости, состава, способа образования. Некоторые из них были разработаны больше ста лет назад, но актуальны до сих пор. Правда, из-за открытия новых минералов и соединений, периодически дополняются.

Сокращенный вариант распределения минералов по группам, понятный обычному человеку, приведен в книге «Замечательные минералы»:

Тип Описание Виды
Самоцветы (драгоценные камни) Минералы с высокой степенью прочности и прозрачности. Цветовая гамма разнообразна (нередки бесцветные образцы). Структура – кристаллическая (за редким исключением – бирюза, шерл, опал и некоторые другие). I порядок:
  • алмазы и изумруды;
  • рубины и сапфиры (синие);
  • хризоберилл.

II порядок:

  • циркон;
  • аквамарин;
  • аметист;
  • топаз;
  • шерл.

III порядок:

  • сердолик;
  • агат (некоторые разновидности);
  • бирюза;
  • кварц (дымчатый);
  • хризопраз;
  • горный хрусталь;
  • янтарь.
Поделочные (полудрагоценные) камни Камни (горные породы) с различной степенью твердости, отличающиеся красивым узором и цветом. Просвечивающие или полностью непрозрачные.
  • I класс: халцедон, авантюрин, ляпис-лазурь, малахит, орлец.
  • II класс: яшма, змеевик (благородный), оникс, селенит, и некоторые другие.



Но по утверждению автора, четких границ между классами нет. Иногда драгоценный минерал, принадлежащий к первому порядку, оценивается ниже полудрагоценного камня II-го класса из-за различных дефектов. Хотя, нередки случаи, когда искусная обработка, шлифовка или огранка кристалла, превращали дефект минерала в достоинство.

Свойства камней, которые исследует геммология

За всю историю развития науки о камнях было выявлено и определено в отдельные группы более 3 тыс. минералов. Многие, из которых, имея схожие внешние характеристики и даже строение, все-таки принадлежат к разным классам.

Непрофессионалу выявить различия между похожими друг на друга драгоценными камнями очень трудно. Геммологам это под силу. Диагностика проводится с помощью специального оборудования в лабораторных условиях.

Основными характеристиками драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней выступают:


Оптические свойства драгоценностей

Большую роль в изучении камней играют и оптические свойства драгоценных камней. Многим имитациям или синтетическим кристаллам не присущи такие характеристики как люминесценция, блеск и некоторые другие. Среди оптических свойств, основными можно назвать:


Очень интересны присущие многим самоцветам оптические эффекты, проявляющиеся после шлифовки:

Название Характеристика
Кошачий глаз При повороте по поверхности пробегает узкая полоса света, напоминающая зрачок кошки. Очень ценна у хризоберилла, но проявляется у многих минералов.
Астеризм Блик света, напоминающий звезду.
Адулярисценция, эффект лунного камня Беловато-голубое мерцание (перелив), скользящий по поверхности.
Авантюрисценция Искрящиеся, пестрое (иногда блестящее) отражения света.
Иризация Радужная игра цвета. Иногда создается искусственно при добавлении трещинок в структуре.
Лабродорисценция Переливы металлических тонов (синих, красных, зеленых).
Опализация Мерцание цветных искр из-за включений кристобалита.
Шелк Блеск и переливы, которые очень ценятся у рубинов и сапфиров.

Конечно, все вышеперечисленные свойства, которые изучает наука о камнях, далеко не единственные.

Но они являются базовыми при изучении того или иного минерала. Наука о камнях, минералогия, и ее более узкая отрасль, геммология, – одни из древнейших учений. Описанием драгоценных камней и их свойств посвящали свои труды философы и великие мыслители Древней Эллады и Рима, ученые Средневековья и наших дней.

За тысячи лет изменились методы, позволяющие различать минералы, критерии, определяющие их ценность. Неизменным осталось лишь одно – как и много столетий назад, самоцветы продолжают поражать человеческое воображение своей красотой и магической силой.

Цель праздника:

  1. Привлечение интереса к науке геологии, профессии геолога,
  2. Расширение знаний о минералах и горных породах,
  3. Знакомство с полезными ископаемыми своего края.
  4. Воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.

ХОД ПРАЗДНИКА

Вступительное слово учителя.

В первое воскресенье апреля отмечают свой профессиональный праздник геологи - люди романтической, но в тоже время мужественной профессии. Наверно, надо настолько любить камень, быть фанатиком своего дела, чтобы с наступлением тепла уезжать из своих уютных теплых домом в неуют полевой жизни.

Но обойтись без таких людей мы не можем. Попробуйте представить нашу жизнь без результата труда геологов: без железа, без алюминия, без нефти, без газа, без соли и список этот можно продолжать бесконечно.

Недаром в песне поётся:
Говорят, геологи-бродяги.
Только это, братцы, ерунда
Вы её попробуйте, достаньте-ка,
Догадайтесь, где она, руда.
Не просто себе бродяги:
Искатель, чудаки.
Геологи – работяги,
Копатели, ходоки.

Давайте об этих интересных людях споём “Песню геолога”.

На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют тебе удивительные, многообразные свои грани, затянут тебя в свой удивительный мир. И чем больше ты узнаёшь о камнях, тем больше хочется узнать.

Есть детская игрушка калейдоскоп. Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также, наверно, и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней.

Давайте же сегодня попробуем окунуться в этот удивительный мир. Сегодня у нашего калейдоскопа всего 8 граней. Но это только начало, ведь впереди лето.

Первая грань – Многообразие геологии.

Ученик: - Геология фундаментальная наука, целое семейство наук о строении, составе и эволюции земной коры и недр Земли.

Изучением камней занимается не просто геология, а группа наук, о которых нам расскажут члены краеведческого кружка.

  1. Минералогия – наука, изучающая минералы.
  2. Петрография – наука, изучающая горные породы, их состав минеральный и химический, условия залегания, классификацию.
  3. Палеонтология – наука, изучающая окаменелые остатки древних организмов
  4. Геммология - наука, изучающая драгоценные камни, их цены, спрос на ювелирные изделия, выращивание самоцветов, место драгоценные камней в литературе.
  5. Кристаллография наука, изучающая закономерности кристлломорфин, то есть внешний вид минералов.
  6. Тектоника - наука, изучающая формы и движение земной коры.
  7. Геохимия и геофизика – науки, сформированные на стыке наук.

Вторая грань – Поэты камня

Учитель: Камень очаровывает, влюбляет в себя навсегда. Вспомним рассказы Бажова. Людей влюбленных в камень, воспевающих камень, называют поэтами камня. ”

Ученик: Академик Александр Евгеньевич Ферсман - основоположник советской геохимии, неутомимый исследователь минеральных богатств нашей страны.

Он много лет работал на Южном Урале. С особым вниманием и любовью он занимался изучением уникальных яшм Кушкильдинского, Калканского, Мало-Муйнакского, Аушкильского месторождений Учалинского района Башкирии.

В годы первых советских пятилеток на Южном Урале, Ферсман приехал в Ильмены и выезжал отсюда в геологические партии. Он писал: “Специальная выставка минералов Южного Урала в нашем минералогическом музее в Москве должна отразить наши впечатления. Но главное выставка минералов не может передать, она не даёт той картины, которая наиболее врезалась в нашу память, не расскажет о тех людях, с которыми мы встречались”.

Число научных книг, статей, очерков Ферсмана превышает тысячу названий. Среди них широкой известностью пользуется “Занимательная минералогия”, “Занимательная геохимия”, “Рассказы о самоцветах” (показ книг).

Наряду с Ферсманом ещё много известных учёных уделяли большое внимание геологии, геохимии, биохимии. Для увековечения памяти этих людей были учреждены Золотые медали Вернадского, Карпинского, Ломоносова, а также премии Вернадского, Виноградова, Губкина, Карпинского, Обручева, Ферсмана и Шатского, которые присуждаются за особые заслуги и выдающиеся работы. Есть минералы, названные именами этих учёных: это ферсманит, ломоносовит, обручевит, вернадскит, виноградовит, карпинскит.

Третья грань – Мастерская Гефеста.

Учитель: Говорят, человек не устает наблюдать за бегущей водой, заворожено следит за языками пламени. Я бы сюда добавила созерцание камней самоцветов. Откуда же взялось это никогда не надоедающее многообразие. Что же происходит в подземных мастерских Гефеста.

Ученик: Гефест – бог огня и кузнечного ремесла у греков. У римлян – Вулкан.

В настоящее время примерно 2,5 тысячи минеральных видов, а с разновидностями более 5 тысяч. Ежегодно открывают 30 новых минералов. Главный источник образования минералов – подземная мастерская Гефеста – скрыт от наших глаз и находится глубоко в недрах земного шара. Здесь в результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли и громадным давлением, образуется основная масса минералов. Образование минералов связано с застыванием и кристаллизацией расплавленной магмы. Так образовались гранит, габбро, базальт. Из-за разницы в температуре при кристаллизации (один кристаллизуется при температуре 1200 градусов, другие при температуре 600-700 градусов) происходит внедрение остаточного расплава в закристаллизовавшиеся породы и образование пегматитовых пород. При понижении температуры до 200-300 градусов выделяется вода – гидротермальный раствор, из которого образуется месторождение золота, серебра, свинца, цинка, урана, олова, ртути, мышьяка.

Затем происходит изменения у поверхности Земли под влиянием внешних факторов. Примером является гипергенные (заново образовавшиеся) минералы. Это различные россыпи: золото, платины, алмазов, гранатов.

Если магме удается вырваться наружу, образуются вулканические изверженные горные породы. Если магма остается в глубине, вырастают кристаллы различных минералов, образуются плутонические изверженные горные породы. Сначала кристаллизируется тугоплавкие, а затем легкоплавкие. А иногда одно смешивается с другим образуется магматические жилы.

Но ничего неизменного нет. Уже образовавшиеся минералы продолжают изменяться и образуют метаморфические минералы.

На поверхности Земли тоже происходит образование горных пород в течении длительного времени. Мы их называем осадочными

Четвертая грань – Многоликий кремнезём

Игра со зрителями

1. Месторождение этого камня было открыто на Урале в конце XVIII века. Этот камень широко применяется в камнерезном искусстве. Он хорошо полируется и легко обрабатывается. Из него изготавливали роскошные вазы и чаши, которые хранятся Эрмитаже. Используется в ювелирном деле. Цвет алый, малиновый, розовый с характерными прожилками дендритами. О каком камне идёт речь? (Ответ: родонит).

2. Вспомнить строчки из стихов и песен, где упоминаются камни.

3. Перечислить разновидности кварца

Ответ: горный хрусталь – прозрачный

Аметист – фиолетовый

Дымчатый кварц – серый

Морион – чёрный

Цитрин – лимонный

Празиолит – луково-зеленый

Розовый кварц

Авантюрин – коричневый, желтоватый, красный с искрами

Празем – полупрозрачный луково-зелёный

Кошачий глаз

Соколиный глаз – синий, серо-синий

Тигровый глаз – золотисто-жёлтый,

Золотисто коричневый

Халцедон – серый, жёлтый, голубоватый

Хризопраз – изумрудно-, травяно-, яблочно-зелёный

Сердолик – красно-оранжевый

Сафирит - голубой

Плазма - светло-луново-зелёный

Гемотроп – темно- зелёный

Агат – разноцветный

Пятая грань - Край самоцветный

Учитель: Не боюсь повториться, сказав, что мы живём среди камней, камней разных, удивительных. Пожтому поправу мы можем сказать Башкортостан – край самоцветный.

Ученик: Освоение минеральных богатств Урала началось ещё в начале XVII века. При Петре I в 1700 году в функции которого входили добыча руды и выплавка металлов, поиски руд и строительство рудников. Ведущее положение в горной промышленности занял Урал. В это время на исторической арене появилась фигура уральского рудопромышленника башкира Исмаила Тасимова. Он сыграл решающую роль в учреждении Горного училища в Петербурге при Екатерине II, так как считал, что для правильного и экономного использования богатств края нужны сведущие руководители.

В это же время горнорудной промышленностью на Южном Урале начинают заправлять Демидовы, Твердышевы, Мосаловы. Подробнее о событиях тех времён можно прочитать в книге Гудкова и Гудковой “Из истории Южно-Уральских горных заводов XVIII–XIX веков”.

Железные руды добываются в Башкирии с XVIII века. Наиболее распространены залежи бурого железняка. Крупнейшим из железорудных районов является Зигазино-Комаровский, насчитывающий более 30 месторождений. Наиболее крупным является Туканское месторождение. Руда по узкоколейной железной дороге вывозилась на Белорецкий металлургический комбинат.

Марганцевые руды известны в Учалинском, Абзелиловском, Баймакском районах. Наиболее известны Кожаевское месторождение в Учалинском, Ниязгуловское – в Абзелиловском, Губайдуллинское в Баймакском районах. Эти месторождения разрабатывались во время Великой Отечественной войны.

Башкирии насчитывается более 100 месторождений хромитовых руд в Учалинском, Белорецком и Бурзянском районах. В настоящее время они промышленного значения не имеют.

Большое значение имеют медные руды. Основная добыча медных руд производится открытым способом в Учалах, Сибае, Бурибае. При переработке из руды, кроме меди, извлекаются цинк, сера, золото, серебро.

В Салаватском районе имеются алюминиевые руды - бокситы.

Нефть является наиболее важным полезным ископаемым республики. Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево. Эти нефтяные месторождения образуют Ишибайский нефтяной район. Более крупным является Туймазинский нефтяной район, залежи нефти которого были открыты в 1937 году. Также крупными районами являются Шкапово-Белебевский, Арланский.

Около города Кумертау расположены крупные местрождения углей

Из строительных материалов в Башкирии большое значение имеют известняки (гора Шахтау у города Стерлитамак), гипсы, глины. Около Стерлитамака имеются также залежи каменной соли.

Горная Башкирия славится своими поделочными камнями – порфирами, мраморами, серпентинами, кварцитами, нефритами, родонитами, азуритом, малахитом. Особое место среди поделочных камней занимают башкирские яшмы. Яшма – понятие собирательное, объединяющее большое число кремнистых горных пород, которые отличаются большим разнообразием окраски. Особенно ценятся пейзажные яшмы. Башкирские яшмы известны с начала XVIII века. Изделия, выполненные из низ, пользуются мировой славой. Они хранятся во многих музеях мира. Наиболее известны яшмы калканская, мулдакаевская, аушкульская, уразовская, сафарофская, наурузовское.

Издавна людей волновал вопрос: “А есть ли на Урале алмазы?”. В 1896 году на Нижегородской ярмарке демонстрировалась стеклянная шкатулка, заполненная самородками золота, платины из Уральских недр, среди которых лежали 11 алмазов найденных на Урале на землях графов Шуваловых. Систематические поиски алмазов начались при советской власти, алмазы были найдены на реке Щугор. Сегодня мы знаем, что алмазы найдены и в нашем Белорецком районе у деревни Ахмерово.

Кроме этого, около деревни Исмакаево найдены магнезиты. Найдены и разрабатываются месторождения флюоритов на Суране. Подробнее об уральских самоцветах можно прочитать в книгах “Волшебные минералы”, “Яшмовый пояс Урала”, “Беседы о геммологии”, “От авантюрина до яшмы”.

Шестая грань – самоцветов россыпь.

Игра со зрителями.

  1. Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
  2. Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
  3. Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
  4. Этот камень не пользуется при производстве железа. Он сырье для получения кислоты (плавиковой). А также используется в оптике. Что за камень? (флюорит).
  5. Каким полезным ископаемым сложен массив Крака? (хромиты).
  6. Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
  7. Перечислить ювелирные камни.

Седьмая грань – Музей-храм муз.

Ученик: В нашей стране более 130 заповедников. Два из них – Астраханский и Ильменский – были образованы ещё в 1920 году. Несмотря на не большую территории, равного Ильменскому заповеднику по богатствам нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Территория заповедника вытянута на 41 километр. Климат континентальный. На территории заповедника очень много озёр – Миассово, Кисегач, Ишкуль, Тургояк. Очень богат растительный и животный мир. Но основное богатство заповедника – минералы, ради которых и был организован заповедник.

Чтобы добраться до минералов, надо расчистить жилы, обнажить участки. Такие участки называют копями. К 1990 году на территории заповедника насчитывалось 367 копей, в которых можно увидеть 260 минералов. Если пересчитать на единицу площади - это огромное количество. Поэтому Ильменский заповедник называют естественным природным музеем.

Восьмая грань – Талисманы и амулеты.

Учитель: Издавна камням приписывались магические силы и не без основания. Списки камней месяца рождения, списки камней недели составлялись еще в глубокой древности. Выделяли камни-талисманы, усиливающие положительные черты и качества, и амулеты, охраняющие от нежелательного воздействия. А что же находится сегодня в нашей малахитовой шкатулке (далее рассказы учащихся о талисманах и амулетах из сердолика, хрусталя, нефрита, александрита, рубина, агата и т. д.).

Заключительное слово учителя.

Ну, вот и сверкнула последняя грань нашего калейдоскопа. Но это не конец, а только начало. Впереди лето. А поскольку сидя дома, камней не найдешь, нужно идти на экскурсии и в походы по родному краю в объятия голубой тайги (песня “Голубая тайга”).

  1. Ахметов С. Ф. Беседы о геммологии - М., 1989 г.
  2. Липовский Ю. О. Найди свой камень- М., 1997 г.
  3. Муталов М. Г. Волшебные минералы – Уфа, 1988 г.
  4. Минералогическая энциклопедия – Ленинград: “Недра”, 1985 г.
  5. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия – Ленинград, 1975 г.
  6. Ферсман А. Е. “Занимательная геохимия - М. : Детгиз 1954 г.

Геммологией называют науку о поделочных и драгоценных камнях (самоцветах). В её рамках исследуют их оптические и физические свойства, химический состав происхождение, технологии обработки, художественную и декоративную ценность. То есть среди геологических наук данная дисциплина несет в основном прикладное значение. По предмету и методам она очень близка к минералогии, частью которой и являлась изначально.

История

Геммология появилась вместе с минералогией как ее не обособленное направление. Более того, первые минералогические работы были в основном о драгоценных камнях, их особенностях и способах диагностики. В древнем Риме такими исследованиями занимался Плиний Старший, а в средневековом исламском мире - Бируни. Развитие минералогии и геммологии происходило совместно с накоплением знаний о минералах до конца XVI в. в рамках единого геолого-минералогического направления естествознания, когда оно начало разделяться.
Первая книга о драгоценных камнях была написана к 1652 г. Томасом Николсом.

В России геммологические работы появились только в XIX веке. Такими исследованиями занимались В. М. Севергин и М. И. Пыляев.

В 1837 г. Марком Годэном путем совместного плавления хромата калия и алюмокалиевых квасцов были созданы кристаллы рубина. Это первый случай искусственного выращивания драгоценных минералов.

Современная геммология сформировалась к началу XX в., когда появились точные методы изучения минерального вещества.

Так, В 1866 г. Артур Черч использовал первый спектроскоп для изучения камней, а в 1902 г. Гербертом Смитом был создан специализированный инструмент для измерения показателя преломления кристаллов - рефрактометр.
В 1908 г. Образовалась Геммологическая ассоциация Великобритании. Получивший в 1929 г. ее диплом Роберт Шипли в 1931 г. основал Геммологический институт Америки.

В середине 30 гг. Андерсон и Пейн создали несколько устойчивых, безопасных, тяжелых жидкостей для определения удельного веса минералов.

После Второй мировой войны Р. Вебстер разработал технологию идентификации драгоценных минералов с применением ультрафиолетовых лучей.

В 1959 г. Л.Ч. Трампер создал прибор для диагностики драгоценных камней по отражательной способности (рефлектометр).

В 70 гг. такие приборы получили большое распространение, как и измерители теплопроводности. В 1986 г. представили первую коммерческую компьютерную программу для идентификации драгоценных минералов. Спустя 10 лет для отличия синтетических алмазов от естественных фирмой «Де Бирс» были созданы два прибора.

Современная наука

Геммология ближе всего связана с такими геологическими науками как минералогия, кристаллография и петрография. Это объясняется тем, что большая часть драгоценных и поделочных камней является минералами.
Сейчас данная дисциплина имеет несколько направлений: диагностическое (определение вида камня и отличие естественных и синтетических минералов), генетическое (выяснение происхождения самоцветов), описательное (изучение особенностей камней), экспериментальное (изучение возможностей использования в ювелирной сфере не применяемых здесь камней), региональное (исследование самоцветов определенной территории), эстетическое (изменение внешних свойств камней: огранка, изменение цвета и т. д.), прикладное и технико-экономическое (разработка новых методов облагораживания и обработки самоцветов и оптимизация существующих технологий), оценочное (определение ценности камней на основе их происхождения, свойств, степени обработки и т. д.), глиптика (особый способ внешней обработки самоцветов, состоящий в нанесении на поверхность объемного изображения).

Следовательно, геммология является в основном прикладной наукой. Даже исследовательские задачи направлены на использование полученной информации или разработок в производстве и торговле камнями. Так, определение минерального вида драгоценного камня и его происхождения, а также отличие естественных самоцветов от искусственных аналогов необходимо для оценки камней при торговле. Разработка методов облагораживания и обработки самоцветов требуется для ювелирного производства.

В странах, где разрешена торговля камнями, существуют государственные геммологические лаборатории. К тому же бывают и частные. Они встречаются в государствах, где идет торговля бриллиантами. Здесь геммологи занимаются оценкой камней, выступая третьей стороной при сделках.

Предмет, задачи и методы геммологии

Предметом геммологии являются поделочные и драгоценные камни. Нужно отметить, что большая часть из них относится к минералам. Так, примерно треть всех известных минералов применяется в ювелирном деле. Помимо минералов, геммология изучает не относящиеся к ним тела, такие как некристаллические образования, органогенные продукты, синтетические аналоги минералов.

К задачам данной науки относят разработку критериев диагностики синтетических и природных самоцветов, расширение возможностей применения известных камней и исследование сфер использования не вовлеченных в ювелирную сферу видов, разработку методов синтеза искусственных самоцветов и совершенствование применяемых технологий.

Существует несколько перспективных задач: накопление диагностических данных для более точного и достоверного определения камней, исследование окраски самоцветов с применением компьютерного моделирования, изучение оптических свойств алмазов и оптимизация их огранки, исследование методов облагораживания камней и создание технологий его распознавания, изучение отличий искусственных самоцветов от естественных аналогов и их специфических свойств.

Данная дисциплина применяет методы петрографии, химии, геологии, физики, биологии. Большое значение в геммологии имеют оптические методы. Их преимущество состоит в том, что такие технологии позволяют диагностировать камни, не оказывая на них физическое воздействие. Это особо актуально, учитывая, что нередко геммологам приходится определять обработанные камни, заметное воздействие на которые недопустимо. К оптическим методам относят цветовую дисперсию, измерение показателей преломления света, интенсивность и характер люминесценции и др. Для отличия естественных камней от искусственных обычно требуется определение состава. Для этого применяют электронный парамагнитный резонанс, ультрафиолетовую и инфракрасную спектроскопию, анализируют состав и фазовые соотношения газово-жидких и твердых включений. Облагораживание осуществляют путем усиления или изменения окраски. Для этого используют методы ионизирующего облучения, отжига (термического воздействия), пропитывания химически активными веществами.

То есть по применяемым методам геммология также близка к минералогии. Отличие состоит в том, что геммологам весьма часто приходится исследовать обработанные драгоценные камни, заметное воздействие на которые недопустимо, следовательно, оптические методы диагностики распространены более обширно.

Образование и работа гемолога

Так как геммология является узкой специальностью, обучение данной профессии производят в рамках геологии, геохимии, кристаллофизики, технологии обработки драгоценных камней и металлов. И если первые две специальности весьма распространены, то прочие встречаются редко. Кроме того, существуют курсы по геммологии вне программы высшего образования.

В России геммологи востребованы мало. Это объясняется тем, что здесь не развита практика их участия в сделках по торговле самоцветами в качестве третьей стороны (оценщиков). Более того, многие занятые в данной сфере люди даже не знают о существовании таких специалистов. Поэтому в России в основном геммологи работают на производстве ювелирных изделий, тогда как в других странах они активно заняты в торговле камнями и товарами из них.

Заключение

Геммология появилась вместе с минералогией как не обособленный раздел и в первые времена даже составляла основу данной науки. Современный вид она обрела к началу XX века. В настоящее время геммология является прикладной дисциплиной. Занимается диагностикой, преобразованием и синтезом драгоценных и поделочных камней. Обучение чаще всего производится на специальностях геологического цикла, но ввиду малой востребованности специалисты в данной сфере в России работают преимущественно на производстве ювелирных изделий.