Какие клейма относятся к золотым сплавам. Из истории пробирования в России

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

Зачем применяют пробы золота ичто они означают? Почему в золото практически всегда добавляют другие металлы? Если бы 79 элемент периодической системы Д.И. Менделеева в простом своем состоянии попал к нам в руки - мы были бы мягко говоря, удивлены.

Все потому, что золото в чистом виде представляет собой мягкий, чрезвычайно плотный металл ненасыщенного цвета. Использовать его для создания ювелирных изделий было бы глупо и о хваленой изностойкости «вечной ценности» можно было бы забыть. В свое время, умные люди придумали добавлять в золото другие металлы (примесь цветных неблагородных металлов называется лигатурой) - «солнечный» металл не только заиграл другими красками, но стал более твердым и качественным в эксплуатации.

Чтобы определять, какое количество драгоценного металла содержится в сплаве ввелисистему проб.

Проба золота (от англ. probe, assay ) - определение лигатуры в золоте, а также специальные знаки (клейма), что налагаются контрольными учреждениями для гарантирования содержания благородных металлов в изделиях.

Закон строго контролирует не только сами ювелирные изделия, но также и учреждения, что занимаются их реализацией. Поэтому, прежде чем узнавать, убедитесь в наличии лицензии и остальных документов, что регламентируют деятельность конторы.

На сегодня сохранилось 4 действующих систем проб, самыми популярными являются метрическая и каратная системы.

Каратная система проб

1 карат равен одной двадцать четвертой части массы сплава, согласно Британской каратной системе (она распространена в США, Швейцарии и других странах). Золото в 24 карата (24K) является чистым, в нем отсутствуют какие-либо примеси, 14-каратное золото (14K) соответственно содержит в себе 14 частей золота и 10 частей других металлов. Ювелиры используют для изделий пробы в 9, 10, 14, 18 и 24 карата.

Метрическая система проб

1927 г. ознаменовался для нашей страны переходом на метрическую систему проб, доля драгоценного металла здесь определяется количеством граммов в одном килограмме ювелирного сплава. Например, в 1000 г. сплава 750 пробы содержится 750 грамм благородного металла и 250 г - приходится на другие примеси, или лигатуру. Наши ювелиры для изготовления золотых изделий используют 375, 500, 585, 750, 900, 916, 958 пробы.

Ранее существовала и 583 проба золота, которая соответствовала западной, равной 14 К, впрочем западная была чуть выше отечественной. Тогда поступило предложение несколько изменить классический золотой стандарт с 583 пробы на 585, все для того, чтобы наши изделия в стоимости за 1 грамм золота не уступали западным.

Кстати, биржи не уступает по популярности в торговле многим распространенным валютным парам.

Соотношение между системами проб золота

Метрическая система проб 999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб 24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3% 50% 37,5%

375 проба - в сплаве содержится всего 38% золота (основная масса приходится на серебро и медь), цвета варьируется от желтого до красного, сплав тускнеет на воздухе, т.к. на поверхности образуется сульфид железа.

500 проба - содержится 50,5 % золота (остальная масса сплава приходится на серебро и медь), низколитейный.

585 проба - сплав, содержащий 59% золота (лигатурные металлы - серебро, медь, палладий, никель), отличается твердостью, прочностью, не тускнеет на воздухе, отлично поддается ковке, поэтому широко используется ювелирами в промышленности.

750 проба -75,5 % золота содержится в этом сплаве (основные компоненты - серебро, платина, медь, палладий, никель), цветовая палитра также весьма разнообразна: цвета варьируются от ярко-зеленого до красного всех оттенков. Благодаря своей твердости, прочности, легкостью в обработке широко применяется для изготовления ювелирных украшений.

958 проба - сплав содержит 96,3 % чистого золота, практически не используется для производства ювелирных изделий, оно мягкое и ненасыщенного цвета. Себестоимость золота 958 пробы выше, по сравнению с другими пробами золота.

999 проба - фактически, чистое золото, «червонное» - как сказали бы наши предки. Мягкий металл, склонный к деформации, не используется в ювелирной промышленности. Хотя до революции 1917 года, в нашей стране из него делали обручальные кольца, которые по достоинству могли бы оценить «новые русские» середины 90-х - такие они были толстые, массивные и весили прилично - более 8 граммов. 999 пробы, разумеется, самая высокая.

Законодательное регулирование

У нас в стране содержание золота в изделии контролируется государством через постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. №643 «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов».

Если изделие изготовлено на российской территории или предназначено для импорта, на нем обязательно должно стоять государственное пробирное клеймо и российская проба. Чтобы содержание золота четко соответствовало указанной пробе, следит Федеральный пробирный надзор.

За процедуру опробования и клеймения ответственна Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации. На российских ювелирных изделиях стоят клейма с изображением женской головы в кокошнике.

На изделиях отечественных ювелиров обязательно помимо оттиска пробирного клейма Госинспекции, должен располагаться оттиск именника изготовителя. Именником называется клеймо производителя, на котором первая цифра означает год клеймения, второй значок (буква) - шифр Госинспекции, ответственной за клеймение. В остальных буквах закодировано имя производителя.


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий – это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Пробы на ювелирных изделиях: что нужно знать покупателю?
6 ответов на важные вопросы

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий - это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Проверьте клеймо на кольце, если хотите, чтобы оно служило вам верой и правдой: ведь под видом золотого кольца в подозрительных магазинах могут продать серебро с позолотой, которая вскоре слезет, обнажив реальный состав металла.

Поскольку клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов - это обязательная процедура в России, странах Европы и Азии, то отсутствие клейма в нужном месте должно служить серьезным предостережением. Кстати, в нашем магазине все украшения имеют маркировки!

Вопрос №1. «Куда ставят клеймо на серьгах,
цепях, кулонах, браслетах?»

Согласно международным правилам, пробирование и клеймение ювелирных изделий не должны влиять на их внешний вид . Поэтому клеймо можно располагать только на обратной стороне украшений, застежках, или, если речь идет об или изделиях, стоящих из тонких деталей, на специальной припаянной пластине из такого же металла.