Как воспитывать девочку, чтобы она выросла умницей. Важное о воспитании девочек

Предлагаем вашему вниманию подборку полезных статей по воспитанию девочек, в этих статьях описано, как необходимо строить общение и отношения с девочкой, чтобы воспитать ее как настоящую женщину.

В ведические времена мальчиков и девочек воспитывали отдельно и учили совершенно различным наукам. Девочек учили женским наукам: шить, готовить, танцевать, петь, изучать свойства цветов, растений, ароматов, изучать законы древней науки Васту – о том, как создать гармоничное пространство дома, чтобы оно способствовало духовному росту, финансовому благополучию и поддержанию теплых семейных взаимоотношений. Мальчиков учили быть сильными, учили защищать Родину и семью, брать на себя ответственность, ставить цель и достигать ее…

И это правильно. Каждый ребенок с детства знал свои обязанности, знал, что семья – это священно, что она создается раз и навсегда. Девочки понимали силу Целомудрия, поэтому берегли себя для будущего мужа, как и мальчики соблюдали салибат (половое воздержание и аскетизм), что позволяло им обуздывать сексуальную энергию и направлять ее в творческое русло, достигая больших результатов в своей деятельности.

Сейчас у нас воспитание смешанное, девочек учат мужским наукам, учат ставить цели и достигать их, учат быть профессиональными менеджерами, ответственными работниками, но не учат быть Женщинами, не учат, как создать и сохранить семью, как вдохновить мужа, как родить и воспитать здоровых и умных детей, как принимать то, что дает ей муж и быть благодарной.

У Женщин и Мужчин совершенно различная природа, различная психика, наши тела и движение энергии в теле различно. Там где сильна женщина – мужчина слаб, и где силен мужчина – слаба женщина. Так Природа распорядилась, Творец, чтобы мы могли гармонично дополнять друг друга. Чтобы создавая союз, мы могли вернуться к изначальному Единству и ощутить Абсолютную Божественную природу, включающую в себя мужскую и женскую ипостась единого Бога. Мы можем прикоснуться к Вечности только ВМЕСТЕ…

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В СЛАВЯНСКОЙ СЕМЬЕ. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРИ.

Когда-то, в далекие времена наши Предки знали основной принцип жизни, знали в чем сила и особая роль полов. Люди следовали своей природе и жили в гармонии и с собой, и с другими. Научить сына быть Мужчиной, а дочку – Женщиной, было основной задачей родителей. Научив этому, они могли быть спокойны, что дети воплотят задачу, ради которой родились.

Роль женщины, в славянском обществе, была особой. На благочестии, чистоте и мудрости женщины держалась жизнь целых государств. Она была источником равновесия в семье и обществе, залогом покоя и счастья для всех. Именно женщина воплощала в жизнь качества, характерные для Души: любовь, доброту, милосердие – ведь Душа имеет женскую природу.

У славян, женщина почиталась, как продолжательница Рода, символ плодородия. Ведь именно женский образ закреплён в словах «Родина», «Земля Матушка», «Мать Природа». Сама женщина, ждущая ребенка, считалась любимицей Богов приносящей счастье. Поэтому, стать матерью, и продолжить Род, было одним из её основных предназначений.

В славянской семье, мать являлась средоточием эмоциональных связей, через нее реализуются отношения между членами семьи. Если отец для ребенка воплощал закон и долг, то мать для него ассоциировалась, прежде всего, с любовью и лаской.

В первые дни и месяцы жизни младенца, роль матери была — защитить его от опасностей внешнего мира, от влияния нечистой силы и враждебно настроенных к нему людей. Обычно мать одинаково ухаживала, кормила-поила, своих детей обоего пола, но когда они подрастали, то она больше времени посвящала воспитанию дочери.

Особая близость между матерью и дочерью проявлялась в обычае заворачивать девочку в материнскую одежду, ее одежда, по славянским поверьям, передавала девочке все лучшие качества матери. Считалось, что по женской линии передаются и магические знания от матери к дочери или через поколение — от бабушки к внучке.

В период от шести до двенадцати лет, над девочкой проводили Обряд «Закосычения». Ей заплетали две косы: одну косу заплетала мама, другую – отец. В косы заплетали красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарили гребешки, заколки, ленточки.

С детства, девочку одевали как девочку. Считалось, если дочка будет с детства знать, что есть красивые платья и бусы, то это поможет ей развить в себе один из аспектов женственности. Но она должна не только на себе видеть такую одежду, и мама должна показывать пример своим внешним видом. Ребенок подражает взрослым. Мать развивала в дочке такие качества как нежность, мягкость, чувствительность, любовь к окружающему миру и животным. Девочку учили, что мир вокруг нас дышит, он живой. Живые цветы, деревья, трава, живая земля. Вода слышит и чувствует. Девочку наставляли, как славить Богов, воздавать требы, к какому Богу, и по какому поводу следует обращаться.

Когда девочке исполнялось тринадцать лет, она проходила посвящение в Лельник. Это первый общественный обряд девочки-подростка. Её готовили к состоянию женщины.

После обряда она уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Парни обращали на неё своё внимание. Такую девушку уже воспитывали другие девушки, которые прошли обряд Лельника. После Лельника девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду.

Ещё один обряд проходила девушка. Это Обряд Вестунки, после которого она становилась Вестой — то есть ведающая/знающая, обученная всем премудростям замужества, в будущем заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая и любящая жена. Проводился он с шестнадцати до двадцати лет. В таком возрасте шла глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир. Очень важно было, чтобы до замужества, девушка сохранила целомудрие. Мать должна была проследить за этим, так как если в первую брачную ночь оказывалось, что невеста не девственна, то жених и его семья обвиняли именно мать невесты, и ей же доставались хвала и почести в случае честности молодой.

Каждая девочка, в Роду, становилась основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивали высокие душевные качества, которые должны проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых ведических знаний.

Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием, о мире и его построении, отец и мать должны были её наполнить.

Как уже говорилось выше, издревле на Руси девочек воспитывали, прежде всего, для будущей семьи. Акцент делался на два основных качества, которые должна иметь идеальная жена. Первое – это Целомудрие и второе – умение принимать столько, сколько может дать ей муж.

Целомудрие считалось залогом будущей счастливой жизни девочки. С нравственной стороны всё понятно, но если посмотреть энергетически, можно представить тонкое тело женщины, как сосуд, с чистой живой водой – это женская Благость. И вот девушка начинает гулять и близко общаться с юношами. Одному она отдала своей Благости, другому, третьему, и когда приходит время создавать семью, женщина бывает полностью опустошена, нет ни желания, ни энергии создавать семью.

Между тем, эта женская Благость, самая мистическая, самая большая сила во Вселенной. И если девушка это понимает и бережет себя для будущего мужа, то она подходит к моменту сотворения семьи наполненная, и таким образом она может воздействовать на своего мужа. Она делится с ним своей Благостью, что умножает его силы, и он становится способным достигать высот в любых областях, во внешней деятельности, в самопознании и т.д., он также становится защищен силой целомудрия жены от любых негативных воздействий.

Поэтому, это качество очень ценилось на Руси.

Посмотрите видео Марины Таргаковой, в котором рассказывается о разнице в восприятии мира Мужчинами и Женщинами, как раскрыть истинную женскую природу девочки, чему наиболее важно научить девочку, чтобы она стала настоящей Женщиной, Берегиней, счастливой женой и матерью.

Олег Гадецкий раскрывает тайны воспитания в семье сильных ответственных мальчиков и прекрасных заботливых чутких девочек. Различия в подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

ЖЕНЩИНА РОЖДАЕТСЯ УЖЕ СОВЕРШЕННОЙ.

Вспомните маленьких девочек – они абсолютно бескорыстно кормят игрушки и учат кукол азбуке. Они играют в мамочек, учительниц, врачей – все их детское существо пронизано идеей служения. Они очень ласковы, и дарят очень много Любви. У них очень богатое воображение, они легко сходятся с людьми. При этом очень непосредственны и чисты. И они счастливы. До определенного возраста, пока их не начинают воспитывать и готовить к тому, что мир – это океан боли, в котором надо выживать.

В древности все понимали, что девочка рождается совершенной. Ее не пытались переделать или как-то пообтесать. Ее учили принимать свою природу женственности. Их очень много хвалили, даже баловали. При этом развивали их природные таланты. Наряжали, делали много комплиментов. И так девочки учились сохранять свое чувство собственного достоинства.

Сейчас все происходит иначе. Женщины не понимают своей изначальной полноты, поэтому все время пытаются в себе что-то развить, работают над собой по-мужски. Ставят цели, планы, задачи и идут к ним, тренируя целеустремленность, силу воли, решительность. Качества, которые, по сути, являются мужскими.

А все начинается в детстве. Когда вместо того, чтобы хвалить дочку и баловать, мама заставляет ее учить со слезами математику. Когда ее неумелая помощь по хозяйству оценивается по строгости.

С такими установками мы выходим в мир. Нужно быть умной и читать много умных книг. А еще лучше защитить кандидатскую по квантовой механике. Нужно быть сильной и решительной. Реализоваться в бизнесе. Нужно быть жесткой и иногда жестокой. Нужно идти по головам и манипулировать мужчинами, ведь они приносят только боль.

И наша изначальная сущность куда-то уходит. Сейчас мы имеем поколение женщин, которые не любят готовить. Которые не танцуют, не поют, не любят детей. Но зато хорошо строят бизнес и зарабатывают деньги. Счастливы ли они при этом?

Творец создал нас Женщинами и дал нам ценный дар. А мы почему-то не считаем его ценным и обращаемся с ним как попало. Но наши уникальные особенности мы можем реализовывать только тогда, когда мы следуем своему пути.

Женщина, идущая мужским путем, будет все время чувствовать себя несчастной. Ведь все то, что в ней есть очень гармонично могло бы быть использовано в другом месте.

Стоит нам вспомнить о своем предназначении, о своей природе, как мир меняется. Когда у нас появляется чувство собственного достоинства, люди относятся к нам иначе.

Да и сами к себе мы уже не можем относиться как ко вторсырью. Тогда мы выбираем тех, с кем общаемся. И тех, за кого выходим замуж. Тогда мы способны ставить границы нашим близким для того, чтобы они не садились нам на голову. И только тогда мы можем что-то подарить этому миру.

Что мы можем подарить? Самое ценное – себя.

Женщина, обладающая достоинством, способна быть счастливой. И это счастье, как магнит, притягивает к ней людей. В ее жизнь приходят замечательные мужчины, потому что им нравится быть рядом с таким солнышком. У нее появляются подруги и друзья – ведь ей есть чем делиться с людьми. Рядом с такой мамой расцветают дети – они видят, что взрослая жизнь полна счастья и любви.

Такая женщина способна делать счастливыми тех, кто находится с ней рядом. Когда ты полна, тебе легко делиться счастьем – ведь у тебя его много.

Все начинается в той точке, когда ты понимаешь, что ты родилась уже совершенной. И все, что нужно – вспомнить, как это былою…

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕВОЧКУ, чтобы она полагалась в будущем на мужа, а не на свои собственные силы?

«Если женщина не хочет или не может вдохновлять, значит, ей придется самой создавать. Она так делает, потому что считает, что от мужчины не дождешься. Быстрее я сделаю, сама, пойду и буду зарабатывать, чем от него ждать. А на самом деле женщине необходимо учиться ждать, а не зарабатывать, вот в чем заключается ошибка.

Здесь вопрос заключается не в том, чтобы быстрее, а в том, что будет правильнее, потому что иногда быстрее дается результат, который в итоге не приведет к Счастью и Гармонии в Семье и Жизни. Пускай мужчина, как паровоз – его разгонять долго, зато когда разгонится, не остановишь. Так психика у мужчины работает. У женщины наоборот, у нее молниеносная психика, быстро разгоняется, быстро останавливается. Поэтому женщине необходимо учиться подталкивать мужчину, разгонять, разгонять, разгонять. И поехал. Все, и счастлива она становится. Заработала система.» — Олег Торсунов

Прежде всего, общество должно снова проникнуться уважением к институту семьи. Современное общество чрезмерно индивидуалистично, поэтому никто не желает жертвовать собой в пользу Семьи в целом…

В результате при возникновении малейших проблем муж или жена поступают по-своему, часто в ущерб детям. Роль и место и мужчины, и женщины в доме и Семье должны быть одинаково уважаемы.

В настоящее время женщины для продвижения по службе в условиях конкуренции следуют мужской модели поведения, что наносит вред не только их эмоциональной сфере, но и их гормональной системе. Современному обществу необходимо уважать женщин, а их женственный образ должен служить примером подлинной гармонии.

Девочку важно научить быть заботливой, сострадательной, вдохновляющей и нежной. Ей следует иметь представление о различных культурах и духовных традициях мира, дабы не ограничивать свое мировоззрение лишь картиной современного общества. Ее следует обучать всем видам изящных искусств – музыке, живописи, литературе – для развития женственности, а также садоводству, кулинарному делу, рукоделию, например, вышиванию и вязанию. Все эти искусства во многом медитативны и исцеляют на глубинном уровне.

Однако женщину не следует надолго оставлять дома одну. Для нее лучше быть частью большой семьи, сообщества и любых других женских объединений, почитающих высшую женскую природу и способных дать ей возможность дружеского общения в то время, когда мужа нет рядом.

Женщина, обладающая сильной волей и характером, сможет войти во взрослую жизнь с твердыми убеждениями и уверенностью, основанными на духовности, и будет способна вести за собой не только других женщин, но и все общество в целом. Истинная независимость не имеет ничего общего с агрессией и мужскими ценностями. Это сила внутренней красоты и божественной природы.

Самое главное – мужчины должны научиться в семье относиться к девочке с почтением; не только отец, но и братья должны уважать её. Тогда более вероятно, что она научится доверять мужчинам. Женщина должна всегда находиться под защитой и покровительством, тогда она будет способна держать свою семью в божественной благодати. К женщине следует относиться бережно, не пытаясь ей управлять или манипулировать, не считая ее своей собственностью и не стараясь над ней доминировать. Мы должны помнить, что женщина не может положиться на мужчину, который ненадежен сам. Мужчина и женщина в равной степени ответственны за ту ситуацию, в которой оказались сегодня, так что искать решение им следует вместе.

Воспитание девочки в утробе матери и на последующих этапах ее развития. Рассказывает Марина Сухинина — преподаватель Школы Здоровья и Радости доктора Синельникова.

Воспитание маленькой Богини. Рассказывает Марина Сухинина — преподаватель Школы Здоровья и Радости доктора Синельникова.

Особенности воспитания девочки — Сухинина Марина (Школа доктора Синельникова).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЦЕЛОМУДРИИ.

Целомудрие неотделимо от скромности. Трудно представить себе наглую, дерзкую и в то же время целомудренную девицу. Конечно, это не значит, что девочки обязательно должны быть тихонями. У людей разный характер. Но каким бы бойким характером ни обладала девушка, она не переходила определённых границ, чтобы не потерять своей девичьей чести. И тем самым вызывала у парней уважение. Они понимали, что девушка не позволит им зайти слишком далеко.

Когда сейчас девочки, подражая героиням современной масскультуры, ведут себя не скромно, а наоборот, развязно, грубо, напористо, сами предлагают себя (а то и навязываются!) мальчикам, пишут им любовные записки, приглашая на свидание, выкладывают свои зазывные и часто не очень пристойные фотографии на всеобщее обозрение в Интернете, делят между собой парней, им невдомёк, что они попадают в западню. Наоборот, они считают себя хозяйками положения, поскольку парни (особенно, кто постарше) с удовольствием откликаются на заигрывания, и девочкам кажется, что весь мир лежит у их ног.

Но достаточно быстро выясняется, что отношение парней к ним потребительское, а нередко и грубо-циничное. Иначе и быть не может, потому что многовековые установки, передающиеся из поколения в поколение, слишком прочны. И даже когда на уровне сознания человек придерживается иных взглядов, так называемое коллективное бессознательное (или родовая, генетическая память) подсказывает ему правду. А правда, в данном случае, состоит в том, что порядочные девушки так себя не ведут. Значит, и отношение к ним возникает как к непорядочным. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

А ведь девочки, как бы они себя ни настраивали, самой своей природой нацелены на эмоциональную привязанность к человеку, с которым у них возникнет любовная близость. Это опять таки медицинский факт, о котором, однако, даже не подозревают многие родители.

«За последние двадцать лет мы (ученые-исследователи) узнали (и это научные данные), что гормоны, которые вырабатываются во время интимного поведения, вызывают чувства привязанности и доверия. Особенно у женщин, поскольку окситоцин главным образом женский гормон. Я называю этот гормон… “политически некорректным”, поскольку он бросает вызов утверждениям, что различия между мужчинами и женщинами основаны на культурных традициях и социализации. Он бросает вызов идее о том, что сексуальное поведение легко отделить от эмоциональной привязанности… Гормон – это молекула, которая «путешествует» от одного органа к другому и передаёт сообщение. В зависимости от контекста, окситоцин переносит различную информацию по всему телу. Во время родов он направляется из мозга в матку и даёт ей команду сокращаться и выталкивать ребёнка. Во время кормления грудью окситоцин передаёт клеткам молочной железы приказ мозга вырабатывать молоко. Но окситоцин «путешествует» и внутри мозга с сообщениями об эмоциях и поведении. Если вы возьмёте крысу-девственницу и введёте ей окситоцин, а затем поместите её в клетку с помётом от другой крысы, эта крыса-девственница под влиянием окситоцина будет вести себя так, будто детёныши – её собственные. Таким образом, окситоцин передаёт послание «создай связь, создай эмоциональную привязанность»…»

Окситоцин вырабатывается во время любовных ласк, поцелуев и т.д. не только у женщин, но и мужчин, эстроген (женский гормон) его действие усиливает, а тестостерон (мужской гормон) снижает. Поэтому девушка в условиях смены партнёров окажется в более уязвимом положении. Сколько бы она ни внушала себе, что «постель – это не повод для знакомства» (цитата из анекдота), её психика будет этому противиться.

«Помимо эмоциональной привязанности, окситоцин влияет на наши суждения и оценку риска. Он воздействует на отделы мозга, связанные с чувством доверия. По сути, когда молодые люди сексуально активны, окситоцин воздействует на мозг девушки, который должен бы махать красным флагом. Предположим, что это только случайное сношение, связь на одну ночь с кем то, кого она не знает по настоящему. В обычной ситуации мозг бы подавал сигнал тревоги: «Подумай об этом! Хорошо ли это? Без¬опасно ли? Что ты будешь чувствовать завтра утром? Умный ли это поступок?» Но вместо этого отдела мозга, вместо мозжечковой миндалины действует окситоцин, который в какой то степени заставляет этот голос замолчать. И девушка менее осторожна, менее подозрительна…»

Наши предки были мудрее нас, они всеми силами старались оградить дочерей от внебрачных связей. Тем самым они соблюдали принцип телегонии и оберегали детей от тяжёлых душевных травм.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ СОВЕТОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕВОЧЕК

Заботясь о будущем личном счастье дочерей, важно развивать в них женственную мягкость, уступчивость, умение искать и находить компромиссы. Прилежание, аккуратность, умение создать домашний уют тоже очень важны для девочек. Мягкость идёт рука об руку с кротостью, терпением и смирением. С теми качествами, которые особенно возмущают феминисток, ведь для них это ассоциируется со слабоволием и вечно угнетённым положением женщин. Но если у человека есть внутренний стержень, он при всей своей кротости, не поддастся дурному влиянию и будет проявлять неуступчивость злу.

Помните, что куклы, которыми играют девочки, несут очень важную воспитательную нагрузку. Ребёнок считывает с них информацию без слов, на уровне образа, и начинает невольно подражать. Кукла Барби – модная, ухоженная «дива», для которой дети – в лучшем случае лишь приложение к гламурному интерьеру, а часто и досадная помеха. Они хороши на фотографиях, а в жизни доставляют слишком много хлопот. Куклы Братц – дерзкие девчонки со страстью к моде, думающие в первую, вторую и десятую очередь о нарядах, тусовках и опять таки гламурном образе жизни, дорогостоящем и, естественно, за чужой счёт. Что из этого выходит в реальности, надеюсь, понятно.

Старайтесь, чтобы девочка выглядела красиво, но не зацикливайте её внимание на нарядах. И тем более, не поощряйте интереса к косметике. Сейчас пропагандируется косметика не только для подростков, но и для пятилетних малышек. В восприятии девочек косметика – важный шаг на пути взросления. Особенно это опасно сейчас, когда взросление у многих подростков ассоциируется с сексуальной свободой.

Уделяйте повышенное внимание романтическому воспитанию девочек, но при этом не распаляйте чувственность. Многие подростковые сериалы и книжки именно этим и занимаются. Но, к счастью, есть другая литература и другие фильмы, причём гораздо более талантливые, оказывающие более сильное, глубокое воздействие на юные души. В этих произведениях воспеваются женское целомудрие, верность, чистая, возвышенная любовь. Вовремя прочитанные «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Алые паруса» Александра Грина, романтические повести Тургенева и другие подобные произведения дадут девочке-подростку правильные ориентиры. Особенно если мама не поленится обсудить с ней прочитанное и свяжет это с реальной, современной жизнью, подкрепив слова конкретными примерами.

Старайтесь влиять на круг общения дочери. В подростковом возрасте это, конечно, труднее, чем в пять-шесть лет, но всё равно мнение (а в каких то случаях и запрет!) родителей имеет огромное значение. «Хочешь сохранить честь дочери – смотри, с кем она дружит» – примерно так звучит арабская пословица, которую мне однажды довелось услышать.

А главное, не забывайте, что больше всех на свете девочкам (как, впрочем, и мальчикам, но сейчас речь не о них) нужны мама и папа. В книге «Чему вы учите моего ребёнка?» М. Гроссман пишет: «Будьте уверены, ваше влияние на дочь – и в двенадцатилетнем, и в четырнадцатилетнем, и в шестнадцатилетнем возрасте – гораздо больше, чем вам может показаться… Воспитание – вот что ей нужно. Ей нужно родительское тепло, поддержка и руководство. От вас требуются чёткие правила и высокие ожидания… Укрепляйте контакт с ребёнком. Ей нужны близкие, доверительные отношения именно с вами… Делитесь с дочерью накопленным опытом, прививайте ей свои моральные ценности… Это обязательно отразится на её поведении. Да, она может с вами спорить, но исследования показывают, что подростки из семей, где родительские ожидания высоки, не торопятся вступать в ранние половые связи. Если вы относитесь к таким связям однозначно отрицательно, это будет серьёзным фактором влияния на вашу дочь…»

Родителям, которые желают своим дочерям счастья, очень важно об этом помнить и не поддаваться лукавым разговорам о том, что мир необратимо изменился.
Автор текста: Татьяна Шишова.

Посмотрите видео о воспитании детей из цикла «Здесь и сейчас» Сергея Стрижака (выпуск 27). Очень интересное видео, в котором описываются древние традиции и принципы воспитания детей у наших предков-русичей (славян).

Алексей Трехлебов (Ведагор) о воспитании детей.

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка ребенка.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

РЕБЕНОК С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ЗАНИЖЕНА, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

ПРИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.

2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.

3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

4. Нельзя хвалить из жалости.

5. Из желания понравиться.

ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ: ЗА ЧТО?

1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» - если хотите воспитать настоящего мужчину.

НАКАЗАНИЯ: ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».

3. За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

4. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!

6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.

7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

8. Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».

9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

НЕ НАКАЗЫВАЕМ:

1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

3. Сразу после душевной или физической травмы.

4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

7. Самооценка ребенка. Детский клуб Азбука

ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА.

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

ИГРЫ И ТЕСТЫ.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»). Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями.

Примеры ситуаций:

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ?

Самый ценный подарок, который родители могут сделать своим детям, - это предоставить им возможность самим отвечать за свои поступки.

Например, ребенок однажды решает пропустить уроки в школе, потому что ему «просто не хочется туда идти». Он просит мать написать учителю записку, что он заболел.

Ребенок принимает решение, не желая отвечать за последствия. В этом случае мать должна написать записку следующего содержания: «Моему сыну сегодня не хочется идти в школу» и сказать своему ребенку: «Ты решил сегодня не ходить в школу - я не буду ради тебя врать. Если ты не хочешь идти в школу, это твое решение, но будь готов встретиться лицом к лицу с его последствиями».

Ребенок поменьше может попытаться проверить свои крылышки другим способом: например, в холодную погоду ему захочется гулять без куртки. Мать, зная, что на дворе холодно, советует ему одеться потеплее. Ребенок отказывается. Нет необходимости продолжать давить на ребенка, тем более что обычно это ни к чему не приводит.

Если она скажет ему, что он «хочет простудиться», то, скорее всего, ребенок действительно простудится. Но если мать признает, что ребенок сам несет ответственность за свои решения, то должна сказать ему: «Почувствуешь, что тебе холодно, - вернись домой и надень куртку».

Когда ребенок сам отвечает за свои решения, он и чувствовать себя будет совсем по-другому. Он не простудится, потому что не запрограммирован на это - не думает о простуде. Но как только он поймет, что на улице холоднее, чем ему казалось, он просто зайдет в дом и наденет куртку. Самостоятельное принятие решений - одно из наших основных свойств от природы, и дети постоянно отстаивают свое право на это. Если родители ежедневно принимают решения вместо него, ребенок стремится поступать наперекор их указаниям и просьбам, о чем бы ему ни говорили.

ЧЕГО ЛУЧШЕ НЕ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ?

Эти известные всем фразы кажутся безобидными. Они превратились чуть ли не в штампы отечественной традиции воспитания. И если бы взрослые знали, сколько обиды и страха они приносят маленьким…

ОШИБКА 1. ПРОГНОЗЫ-ПУГАЛКИ

Что говорят взрослые… «Не носись – шею свернешь»; «Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»; «Не строй рожи – навсегда таким останешься».

«В память ребенку врезается только вторая часть конструкции: “упадешь”, “поколотит”, “навсегда останешься”, – говорит детский психолог Оксана Лысикова. – Поэтому вскоре маленький делает вывод, что жизнь очень опасное мероприятие, где неприятности подстерегают на каждом шагу». Вскоре мама может обнаружить, что ее бойкий малыш «неожиданно» стал робким и нелюбопытным.

Работа над ошибками.

Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением. Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днем – наберешься сил, сможешь долго гулять в зоопарке».

ОШИБКА 2. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Что говорят взрослые… «Не трогай, сейчас опять сломаешь!»; «Дай я лучше сама сделаю!».

…и почему этого говорить нельзя.

«Эти фразы ребенок понимает как “ты плохой, у тебя никогда ничего не получится”, – продолжает Оксана Лысикова. – Это буквально рушит уверенность в себе и своих силах. В будущем такой ребенок вряд ли захочет попробовать свои силы в спортивной секции или музыкальной школе».

Работа над ошибками.

Совершая ошибки, ребенок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем ему помочь фразами: «Попробуй еще раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».

ОШИБКА 3. СРАВНЕНИЕ

Что говорят взрослые… «Маше тоже три, а она уже моет руки сама!»; «Посмотри на мальчика – он никогда не дерется!».

…и почему этого говорить нельзя.

Ребенок начинает сомневаться – действительно ли родители его любят? А может, соседскую Машу все-таки больше? И не уйдут ли они к ней навсегда? В результате вместо «положительного примера» ребенок получает страх и растерянность, а вместо желания подражать соседской Маше – ревность и желание дернуть ее как следует за косичку, чтоб не была такой хорошей.

Работа над ошибками.

«Гораздо более правильная стратегия – устроить соревнование ребенка… с самим собой, – считает психолог. – Месяц назад он еще не мыл руки сам – а сейчас начал; год назад не умел кататься на велосипеде – сейчас гоняет без “спутников”… Заведите красивый журнал успехов и просматривайте его вместе с малышом. Напоминание о прошлых победах подтолкнет ребенка к новым достижениям».

ОШИБКА 4. ЗАХВАЛИВАНИЕ

Что говорят взрослые… «Ты у меня самый умный (способный, красивый…); «Куда Сашке до тебя!».

…и почему этого говорить нельзя.

«Постарайтесь хвалить не самого малыша (“Ты у нас самый расчудесный”), а его действия (“Ты отлично нарисовал”; “Ты хорошо все сделал”), – советует Оксана Лысикова. – Иначе ребенок окажется слишком зависим от одобрения окружающих и стремиться будет к похвале, а не к достижению цели». Кроме того, скоро ваш маленький окажется в первом детском коллективе (садике, школе), где вряд ли сверстники тут же кинутся признавать его “звездность”. А это может стать довольно сильным разочарованием».

ОШИБКА 5. ОБВИНЕНИЯ

Что говорят взрослые… «Перестань кричать – у меня сейчас голова лопнет!»; «У бабушки чуть сердце не остановилось!» и т. п.

…и почему этого говорить нельзя.

Ребенок воспринимает все буквально. Чувствительные и эмоциональные детки могут превратиться в молчаливых тихонь – ведь из-за любого открытого проявления эмоций у мамочки может разлететься на куски голова! Карапузы пошустрее поэкспериментируют с высотой и громкостью воплей, убедятся, что головы-сердца у всех целы, и начнут игнорировать все ваши призывы. Позже эти дети вряд ли посочувствуют вам во время болезни – мама ведь столько раз шутила, что ей больно…

Работа над ошибками.

Лучший способ справиться с разбушевавшимся карапузом – переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями – подойдите и шепните что-нибудь на ушко. Ребенок заинтересуется… и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».

ОШИБКА 6. УЛЬТИМАТУМЫ

Что говорят взрослые… «Не съешь суп – торта не дам»; «Не уберешь игрушки – мультика не увидишь»;

…и почему этого говорить нельзя.

Ваш маленький все схватывает на лету, правда? Вы хотите через пару лет услышать: «Не дашь пирожное – суп есть не буду»; «Учить буквы?! Тогда купи во-о-он ту машину!»?

Работа над ошибками.

«Если приучать к режиму получается только через ультиматум, призовите на помощь игру, – предлагает Оксана Лысикова. – Например, суп – это море, в котором плавают кораблики-овощи. Ваш “китенок” охотно их “проглотит”».

ОШИБКА 7. ШАНТАЖ ЛЮБОВЬЮ

Что говорят взрослые… «Я тебя такого не люблю!»; «Ну и кто с таким чумазым дружить будет?»; «Не будешь слушаться – любить не буду!».

…и почему этого говорить нельзя.

Еще ни одного малыша эти фразы не заставили вести себя хорошо. «Напротив, ребенок начинает чувствовать силный страх и растерянность, – объясняет психолог. – И пытается вернуть мамин интерес любыми доступными способами – то есть капризами и истериками. Ведь ребенок подсознательно чувствует, что любовь мамы или ее отсутствие для него вопрос выживания, тут уже не до хороших манер!» Не говоря о том, что шантаж любовью может привести к низкой самооценке на долгие годы: ребенок запомнит, что сам по себе он любви не заслуживает, ну разве только если будет выполнять все пожелания окружающих.

Работа над ошибками.

Самое важное для мам «грамматическое» правило: по отношению к малышу слово «люблю» с частицей «не» не употребляется. Исключений из правила нет.

Валентина Шанина
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Что такое воспитание ?

Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным. Благородным и прекрасным , питание красотой . Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения SOS.То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокого насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры и немедленно. Что мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать не возможно. Нужны каждодневные и повседневные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде это всего касается воспитание самых маленьких членов общества. Главное- знать причину болезни. Найти корень. А причина одна - упадок нравственности и культуры в самом широком понимание этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят : «Что посеешь, то пожнешь» . Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как наш воспитанник уже взрослый . Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня , а не завтра. Воспитание лучших качеств , лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Культуры и Красоты , пропуская их через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного , и эстетического воспитания не работают . Духовное и материальное благосостояние государства и общества, зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас. Заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Культурой и Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. Культура и Красота - понятия глубинные , прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чуствовами. Николай Заболоцкий писал : Что есть красота и почему обожествляют люди? Сосуд она, в котором пуста или огонь, мерцающей в сосуде? Николай Добролюбов отвечает : Красота заключается не в отдельных чертах и мнениях а, в общем, выражение лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.»

Подлинно культурный человек-это не только образованный человек. Культура -это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того кто не руководит своими инстинктами - его нельзя назвать культурным человеком . Культура , если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как-бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. В чем же красота ? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота много лика многопланова, многомерна, если угодна. Нет и не может быть единого стандарта Красоты единого эталона . Сколько людей и столько и понимания и восприятия Красоты . Слово Красота мы пишем с большой буквы, значит, имеем ввиду нечто прекрасное , доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость. Удовлетворение, восторг или утешения, в общем, положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство. Красота человека его духовная внутренняя красота , которая выражена в поступках, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той - же красоты . Это Красота наших чувств , мыслей, переживаний порой непостижимых умом. Но сердцем. Ясно одно, в чем бы, как ни была выражена. Красота она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенной, уверенней. Красота может успокаивать , может придавать сил и даже лечить. Недаром существует арт-терапия - лечение Красотой . Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном , человек улучшается. По этому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным , чем только сможем. Природа произведения искусства, литература все это в меньшей большой мере может дать нам все необходимое для воспитания детей . Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок , форм и звуков превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Важно понять, что не воспринятая красота не действует , она как-бы не существует. Но она есть гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умение замечать, понимать, чувствовать Красоту . Можно сколько угодно стоять перед картиной, или среди красой природы и при это не почувствовать Красоту не восхититься не обрадоваться. В таком случае Красота не действует и не делает нас лучше. Не спасает. Необходимо ее научиться воспринимать , осознавать и претворять в жизнь. Мы должны совершать усилия, чтобы замечать красоту вокруг себя , чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознание и конечно чтобы суметь творить красоту . Если на это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь Красоте , помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками . В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятия Красоты . Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание - есть основа накопления восприятия , есть первый шаг к утончению и развитию восприятия . Направить взгляд ребенка и произнести призывное : «Смотри» - одна из важных задач воспитателя . Можно с уверенностью сказать, что без внимания, восприятия невозможно обратить на себя внимания; ребенку помогает красочность , необычность, привлекательность того что мы ему показываем. Выдающейся Советский педагог и воспитатель В . Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал : «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок , оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.» Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия , что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В этой же книге Сухомлинский говорит : «Там где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира , вырастают бездушные, бессердечные люди.» Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой - либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятия можно назвать вдох , то выражения воспринятых образов красок , звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха не возможен. Мы помогаем ребенку (выдохнуть) в рисунках, в поделках, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно свободно - выразить то, что он хочет и как хочет. У маленьких детей до 5 лет от природы сильное чувство свободы потребность в самостоятельном действии. Если это природная потребность поощряется и развивается, ребенок воспитывается и развивается естественно и полноценно. К сожалению, частые случаи, когда в семье и в д/саду - эта самостоятельность не развивается и даже тормозит. Принуждая ребенка делать по плану и заданию взрослого ограничивая его творчество, мы тормозим и даже надолго можем убить желания ребенка свободно творить и проявлять инициативу. Ребенок усваивает форму взрослого и несет ее не только в д/сад, но и в повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело, берется за кисть, карандаши не боится большого белого листа бумаги, не боится высказывать, что он думает и чувствует. Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества с неправильным воспитанием . Говоря о воспитании Красотой , нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать - в нас и в детях при встрече с красотой , в процессе свободного творческого самовыражения, эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникшие от увиденной или услышанной Красоты , от творчества, наверное, благотворно влияют на здоровье. Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытывали эти прекрасные чувства . Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. Мы должны говорить ребенку, объяснить ему значения Красоты для людей , ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважения ценностям Культуры и искусства , воспитывать их как защитников Красоты . Огромное количество бесценных творений человечества погибли в воинах вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство, приводили её сокращению - сокровищ Красоты , так нужных для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существующей Красоты , чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения. Прекрасного не только для себя , но и для близких, для всех людей на земле. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев. Выставок концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту , тем полноценнее будут протекать их развитие и образования. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас в детсаду и в школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. По большому счету д/сады и школы должны быть самыми красивыми сооружениями . Конечно, в достижении Красоты нужны усилия , нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота , которую мы создадим вокруг себя.

Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное - вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания В. Сухомлинского.

Воспитание через любовь - основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой- либо работы, записывание жалоб в дневник.

➣ Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)

Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».

➣ Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)

Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.

Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».

Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.

Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей».

К прекрасному через прекрасное - второй тезис в воспитании по Сухомлинскому

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.

От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.

➣ С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. (В. Сухомлинский)

Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка.

Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.

Василий Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же важное значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

➣ Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. (В. Сухомлинский).

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

Красота — средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве — и особенно в отрочестве — человек должен научиться самостоятельно осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.

Как воспитать девочку, чтобы вырастить её целостной и гармоничной личностью? Особых секретов нет, главное - следовать рекомендациям и собственной интуиции, а также уметь слушать ребёнка.

Физическое воспитание девочки

Спорт - это неотъемлемая часть развития любой девочки с ранних лет. Он развивает в ней дисциплинированность, культуру общения, правильные привычки, навыки планирования и т.д.
Можно выбрать одну или нескольких секций: от танцев до фигурного катания. Это могут быть профессиональные виды спорта или простая самодеятельность - решать вам. Но не забывайте, что спорт нужен для того, чтобы девочка была в хорошей физической форме, а достижения и звания - это следствие её хорошей работы или целеустремлённости.

Для девочек идеально подойдут такие виды спорта и занятия: все виды танцев, йога, художественная гимнастика, фигурное катание. В подростковом периоде актуальным будет фитнес и аэробика.

Культура

Примером для ребёнка служат в первую очередь родители. Если они разговаривают грамотно, не допускают ругательств, заняты своим делом, то обязательно подадут правильный пример. Она должна видеть, что вы читаете, трудитесь на кухне или в доме, уделяете семье личное время. К примеру, мама с ранних лет должна готовить семейные обеды вместе с ребёнком, стараться допускать её к взрослым делам, но под своим присмотром. Это воспитает в девочке любовь к кулинарии и быту.

Задатки хозяйственности и женственность прививает именно мама. Она должна служить примером для подрастающей дочери. Поэтому совместная готовка, походы в магазин, выбор первой косметики - всё это должна прививать именно мать.

Отец, в свою очередь, является для девочки её первым мужским окружением. Поэтому он также должен служить правильным примером, формировать доверие и выражать заботу. Папа обязан вести себя хорошо и учтиво не только с дочерью, но и мамой. Девочка должна видеть, что такое семейные отношения, забота и любовь со стороны отца.

Часто она проводит параллели и делает соответствующие выводы из этого: как будет вести её будущий муж, какие отношения должны быть между супругами. Её родители - это пример для подражания, а отец часто является прообразом его будущего избранника. Если же в семье присутствовали частые скандалы между родителями, отец мог позволить рукоприкладство, то это может отразиться и на дальнейшей судьбе дочери. Она подсознательно будет искать такого же избранника, который мог решать споры кулаками. Поэтому родителям стоит сначала наладить свои отношения, а потом заниматься развитием ребёнка.

Если же мать ребёнка находится в разводе, то не стоит формировать плохое мнение об отце. Это может воспитать ненависть ко всем мужчинам или внутренние комплексы. Должно присутствовать воспитание в духе одинаково хорошего отношения, как к окружающим мужчинам, так и к женщинам.

Гармоничная и уверенная в себе личность

Как воспитать девочку так, чтобы она выросла самостоятельной и уверенной в себе? Во-первых, нужно не пресекать её в стремлениях, жёстко нарушая её планы. Если вы видите, что ребёнок делает глупости, то корректно направляйте его в нужное русло, не вызывая агрессии и недопонимания. Старайтесь быть выдержанной с девочкой, правильно учить её жизни, так как она более ранима и подвержена эмоциям, чем мальчики.

Чтобы ваша дочь выросла гармоничной личностью, она должна быть не просто развитой, но и не иметь лишних комплексов. Часто они исходят именно с детства. К примеру, родители могут напрямую указывать на её недостатки в поведении, красоте, делать ребёнка неуверенным в себе. Наоборот, нужно говорить, что она самая красивая и лучшая, окружать любовью и заботой. Если вы видите, что эти недостатки всё-таки мешают дочери по жизни, то грамотно справляйтесь с ними. К примеру, если ребёнок склонен к полноте, то запишите её на занятия, если не умеет красиво двигаться - на танцы.

Частые ошибки, которые допускают родители при воспитании дочери:

  1. Указывают на её недостатки. Важно понимать - если уж критиковать, то делать это нужно правильно!
  2. Воспитывают её такой же стойкой и мужественной, как и мальчика.
  3. Слишком благосклонно относятся к её плохому поведению, считают, что девочки слабее мальчиков, их нужно жалеть и поощрять в любой ситуации.
  4. Забывают о том, что в девочке нужно воспитывать женственность.
  5. Считают, что ей не нужно развиваться по жизни, достигать карьерных вершин. Главная цель - удачное замужество и семейное счастье. Но так ребёнок не будет приспособлен к реалиям, может столкнуться с множеством трудностей.

Дочь всегда будет брать пример с мамы, но и отношение отца также играет роль. Поэтому оба родителя должны одинаково прикладывать усилия к её развитию, становлению, как личности. Плоды вашего труда обязательно будут иметь успех.

Родители, которым посчастливилось воспитать девочку, знают, что эта задача не из легких. Девчонки очень нежные создания. Конфликты, кризисы и комплексы, перенесенные в детском возрасте, отображаются на ней в будущем. Мальчики отличаются, ведь они способны многих вещей не замечать и не забирают большинство детских проблем во взрослую жизнь, а вот девочки как раз наоборот. Чтобы избежать подобных неприятностей и воспитать свою доченьку достойно, следует помнить семь простых правил:

Правило №1: Любить несмотря ни на что

Все дети нуждаются в любви и ласке, но для девочки это особенно важно, ведь она будущая мать. Какую модель отношений демонстрируют ей родители, такую она будет применять по отношению к своей будущей семье.

Воспитание в строгости – прекрасный способ дисциплинировать ребенка. Но всему должна быть мера и объяснение. Если девочка напроказничала, то это, безусловно, требует ответной реакции от родителей. Но лишь для того чтобы объяснить, что она неправа, что вести себя так не подобает девочкам. Обнять и попросить больше не делать подобных глупостей. Такой способ более действенен по отношению к таким милым созданиям, нежели крики, разборки и физические наказания.

Девочка, которую в детстве любили и баловали, будет любит себя такой как она есть. И позволит любить себя своему избраннику. Семья их будет основана на любви, уважении и взаимопонимании.

Правило №2: Восхищаться

Не все рождаются королевами красоты с идеальными параметрами. В этом прелесть нашей жизни. Это надо объяснить ребенку. Если девочке с детства не говорить, что она красивая, умная милая и веселая, она будет страдать всевозможными комплексами «не идеальности» всю жизнь. Повторяя своей дочке, о том какая она хорошенькая, родители формируют ее отношение к себе и своей личности. Она будет расти уверенной в себе и открытой людям. Нельзя сравнивать свою дочь с другими девочками со словами: «У Тани красивые волосы, не то, что у тебя» или «Ой, как хорошо Катя умеет одеваться. Не то, что ты…». Такие слова не подстегнут маленькую девочку к действию исправить что-то в себе, они просто убьют в ней веру в свою привлекательность.

Девочкам с детства нужно прививать любовь к прекрасному. Если малышка видя, как красится мама, наложила макияж и себе – не ругайте! Улыбнитесь и скажите, что она у вас самая красивая девочка на свете!

Правило №3: Говорить обо всем

Девочка не может защитить себя физически в опасных ситуациях. Поэтому нужно научить ее распознавать их до того как случиться непоправимое. Нужно говорить с ребенком, рассказывать истории и наводить примеры. Спрашивать ее о непонятных для нее ситуациях и стараться объяснить правильный выход из нее. Так девочка будет понимать, что у нее есть люди, которым она может открыться. А благодаря искренним разговорам научится вовремя чувствовать опасные жизненные ситуации.

Правило №4: Учить состраданию

Девочка должна уметь заботится о близких. Приучайте ее оказывать помощь родным – подать дедушке очки, сделать бабушке чай, покормить с ложечки младшего братика. Нужно объяснять ей, что помогать людям, которые слабее нас – это наша обязанность, что когда-то может случиться так, что и ей нужна будет чья-то помощь.

Гуляя по парку или во дворе, нужно рассказывать о птицах, насекомых и животных, что у них тоже есть детки и маленькие домики. Такие истории воспитают в маленькой девочке чувство милосердия.

Правило №5: Привлекать к домашней работе

Девочка должна расти в чистоте и порядке. Если с детства ее будут окружать горы игрушек в беспорядке и вечный бардак в шкафу, у нее сформируется уверенность, что так и должно быть. Нужно очень осторожно напоминать ребенку, что в комнате должен быть порядок, что после игры все плюшевые мишки хотят сидеть на своих местах и отдыхать. Говорить нужно мягко и ненавязчиво. Первое время помогать убирать, постепенно отдавая инициативу дочери.

Важно привить любовь к приготовлению пищи. Не отгоняйте девочку, когда она захочет помочь маме лепить вареники. Скорее всего, после нее придется полностью убирать кухню, но зато ребенок будет горд тем, что принял участие во «взрослой игре». Кроме того уже с нежного возраста начнется формирование осознания того, что женщина ответственна за то чтобы ее мужчина был накормлен.

Правило №6: Давать волю собственным решениям

Слава Богу, прошли те времена, когда удел женщины был воспитывать детей, сидя в вечном декрете. Сегодня женщина водит машину, может руководить большой фирмой и при этом остается прекрасной женой и матерью. Но этому всему нужно учиться с детства. Таким навыкам ни мама, ни папа научить не сможет. Такие знания приходят после совершенных собственных ошибок. Давайте дочери возможность самой решать, что надеть, в какой кружок ходить, на какой факультет поступить. Только тогда она проживет собственную жизнь со своими ошибками, которые ей дадут нечто бесценное – опыт и грандиозные возможности.

Правило №7: Поощрять индивидуальность

Не могут все девочки красиво танцевать или рисовать. Каждый человек индивидуален в своих умениях и талантах. Если ваша девочка хочет писать стихи или стать моделью – дайте ей эту возможность. Только любимое дело может сделать взрослого человека быть по-настоящему счастливым.