Как сшить индийский костюм для танца. Как сделать костюм индейца своими руками

Как бы мы не делали юбку или штаны (или дхоти), веер (fan) от этого почти не зависит.

Что такое веер?

Это прямоугольный отрез ткани (чаще это - паллав), который собирается в вертикальные складки и подвешивается к поясу. Боковые его части незаметно фиксируют к одежде, чтобы при приседании или ином разведении коленей, веер раскрывался, радуя зрителей неожиданным великолепием костюма (особенно, если он представляет собой паллав - самую яркую и интересно расшитую или расписанную часть сари). Какой ширины складки? Некоторые мельчат по 4см, некоторые закладывают те самые широкие складки по 10-12см., что характерны для драпировки сари.

Предлагаю избрать золотую середину. Крупные складки буду слабо создавать эффект веера, а слишком мелкие будут напоминать западную плиссировку, юбки из которой Вы, может быть, носили в далеком советском детстве. Средний вариант - 15-20 складок. Ширина веера - это ширина сари, то есть 110-115см. Можно взять чуть шире, но уже - не советую. Иначе, когда Вы присядете, веер станет "колом" совсем не по-индийски. То есть, складки получаются 5,5 - 7,5 см. Когда Вы соберете складки и выверите их, заколите пачку складок английской булавкой в начале, в середине и в конце. А затем пройдитесь наметкой по середине получившейся толстой полосы. Так Вам будет намного легче заглаживать складки, потому что они не будут разъезжаться. Потом Вы, конечно, эту наметку распустите.

Есть два способа создания складок.

  • Первый: Вы непрерывно собираете складки. Как пришить, чтобы все они не были направлены в одну сторону и сделать веер симметричным? Пройдемся очень мелкими стежками, как будто наметывая, по той линии, что должна собрать наш веер. Теперь затянем нити, получится, что мы собрали веер так, что Вам не пришлось разворачивать заутюженные складки в одну из сторон, то есть ассиметрично, и все грани складок смотрят точно вперед.
  • Второй способ: создаем вертикальную полосу без складок 8-12см посередине веера путем пришивания там яркой каймы. А затем и слева, и справа закладываем складочки, направляя грани к этой полосе. Получается зеркальная картинка. Что, уже мучаетесь, что выбрать? Это - только начало. Веер - прекрасное поле для фантазии.

(на фото Divadance слева - юбочный костюм с двумя веерами, основной веер - паллав, является частью юбки; как сделать этот костюм - описано ниже).

Конечно, у Вас должен возникнуть вопрос: а что же будет, когда мы постираем костюм? Снова веер заглаживать? Ужас какой-то! Можно и так поступить. А можно застрочить каждую грань каждой складки, отступив не больше миллиметра от грани. Один раз напрячься, но зато потом разгладить - плевое дело. Выбирайте, что Вам проще.

Приделали выбранный веер - получили "одновеерный" костюм. Кстати, веер может быть не отдельным куском материи, а неотделимой частью юбки. Это мы рассмотрим в крое юбки. Но и в этом случае собирать в складки, заметывать и заглаживать его мы будем так же, как описывалось выше.

Чаще всего делают костюм с двумя веерами (как на последнем фото). Второй веер - маленький или "верхний". Он может являться логическим продолжением перевязи в драпировке, при которой паллав перекидывается не назад, а вперед и закрывает грудь. Мы можем сделать его из того же материала, что и основной, а можем сделать другим. Длина его сильно варьируется: от 5 и до 25 см. Замечу лишь, что длинный верхний веер зрительно нередко увеличивает таз или нарушает гармоничные пропорции. Поэкспериментируйте с его длиной, сокращая и увеличивая ее, чтобы понять при какой длине Ваша фигура будет смотреться гармоничнее.

Есть еще костюм из трех вееров, расположенных друг над другом. Они могут быть все одинаковыми и их кайма может идти на равной удаленности друг от друга. Но можно поступить и по-другому: верхний веер будет отличаться и находиться, так сказать, особнячком. Видите, чем дальше, тем больше возможности выбора фосона.

С чоли и веером мы разобрались. Может быть даже определились. Теперь о самом главном: юбка, дхоти или брюки плюс, прилагающиеся к этому, перевязь и набедренник.

В отношении к ним рассмотрим три способа создания костюма:

  • 1). Драпировка и только драпировка сари,
  • 2). Драпируем, но кое-где разрезаем , кое-где сшиваем и т.п.образом "хитрим"
  • 3). Современным образом сшитый костюм (штаны так штаны и все детали шьются отдельно).

Сначала задумаемся о происхождении костюма для бхаратанатьям. Думаете, древние индийцы шили столько предметов: перевязь, штаны, набедренник, да еще два веера? Нет, конечно. Так как основной одеждой в Индии была, и, пожалуй, еще остается сари, то и танцевальный костюм представлял из себя драпировку сари, только несколько отличную от обыденной, учитывая особенности движений в танце.

Драппировка сари для танцовщицы

Самая традиционная драпировка сари называется "ниви".

Сначала одевается чоли и нижняя юбка. Затем мы начинаем создавать "юбку" из сари. Если сари по сути прямое, а не "клеш", то как, спросите Вы можно ходить в длинной и прямой юбке без вытачек? За счет складок. Вы начинаете с правого бока и "мотаете" сари налево. При этом Вы закладываете верхнюю кромку за пояс нижней юбки, чтобы сари с Вас не спадало. Вот Вы прошли один круг. Теперь на левом боку или спереди соберите 5-7 складок на сари, каждая по 10-12 см. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. Заправьте кромку собранных Вами складок за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону. Еще раз оберните вокруг себя сари, а затем свободный край перекиньте через левое плечо. Если он спадает с плеча, то его можно прикрепить к чоли булавкой. Если в таком сари хотят танцевать или работать по дому (то есть свободный край будет мешать), то его проводят под правым плечом к левому бедру и затыкают за одежду в районе левого бедра.

Вот теперь представьте, что Вам активно двигаться надо, да еще и присаживаться глубоко в плие, опускаться на пол. Надо эту одежду укоротить. Так мы загибаем сари вдоль верхней кромки так, чтобы длина его была намного короче. Или же отрезаем лишнее. Плюс начинаем обматываться не с правого бока а почти с середины переда, тогда затыкаемый за пояс конец станет чуть длиннее, а мы его заткнем не у левого бедра, а посередине: вот Вам и веер из паллава получился. Если все-таки конец мы оставляем маленький, то получится маленький веер, а складки, которые мы закладывали - и есть главный веер в юбочном драпировочном костюме.

Есть и другой вариант: начинаем формировать юбку с середины или с правого бока, но идем в другом направлении - слева-направо. Обойдя круг, складки закладываем такие же и там же, а дальше ведем конец сари по правому бедру назад, затем по спине вверх, через левое плечо вперед на грудь. Чтобы паллав, оказавшийся на груди (та самая наша "перевязь") не болтался, его прихватывают поясом.

Если у Вас тонкое и нежное по фактуре сари, то, несмотря на кучу складок, Вы получите истинно индийский юбочный костюм, в котором можно легко и удобно танцевать. Но сейчас такие костюмы - редкость. В той или иной степени и сами индийцы, и не индийцы, исполняющие классические индийские танцы, используют возможности современного, так сказать, швейного дела. Вы можете возмутиться: какого же черта мы тут в сари долго и упорно заматываемся?! Но если современный костюм является имитацией старого драпировочного, то надо знать и понимать, что мы имитируем, чтобы не дойти до костюма, который на индийский слабо будет похож!

Мы драпировали юбочный костюм, теперь надо исполнить вариант дхоти . После ряда выступлений Divadance-коллективов, как в юбке, так и в дхоти, могу сказать, что в дхоти многие движения смотрятся выигрышнее - "виднее". Но зато в юбке танцовщица выглядит женственно. Чтобы выглядеть женственно и в дхоти, надо выбирать очень нежную ткань.

Разберем драпировку "рыбий хвост" , которую еще в древние временя использовала знать и танцовщики.

Расправляем сари за спиной, так, чтобы изнаночная сторона, разумеется, прилегала к телу и натягиваем концы сари перед собой. Сторона с паллавом должна быть справа. Натягивая сари вперед руками, почти сведенными, мы словно стараемся разделить сари на две равные части (паллав в этом делении не участвует, мы его не учитываем). Когда нам удалось уравнять выведенные вперед части сари, мы захватываем ткань сари обеих половинок в районе, где обыкновенно в брюках застегивается молния, и завязываем эту ткань узлом. Получаем как бы юбку с болтающимися спереди двумя полотнищами. Теперь берем левое полотнище и пропускаем его между ног назад и влево. Оборачиваем ткань вокруг левой ноги, создавая штанину. Выводим вперед, собираем конец полотнища в складки и заправляем себе за пояс спереди - слева. То же делаем с правым полотнищем. Паллав у нас как бы лишний: вот он у нас и повиснет между ног, собранный в складки, как веер. Извернемся посмотреть, что творится сзади. А там наши бывшие полотнища, а теперь штанины расходятся вверх на наши бока буквой"V". Чтобы они не разошлись потом, где не надо, мы, не меняя созданного костюма, оттягиваем ткань этих бывших полотнищ вверх и к центру и заправляем "за пояс" (если это вообще можно назвать поясом). Не забудем про английские булавки, которые могут нам помочь в фиксации сари.

Современный пошив

В драпировочном костюме есть много минусов: долго драпируемся, много складок на теле, не разгуляешься с разными фасонами. Противоположность драпировке - третий, указанные Выше способ - это исполнение костюма сугубо современными европейскими способами пошива одежды . То есть дхоти - уже не дхоти, а просто брюки, перевязь - просто передничек с одной лямкой, а набедренник - точно посаженная округлая кокетка со множеством вытачек. Как это сделать? Заказываете (или шьете) брюки прямые, но к низу зауженные (или можно собрать их в складку). Некоторые делают шальвары, как в восточных танцах. По идее они не должны были узкими и очень облегающими, но все чаще можно увидеть именно такие. Главное - чтобы точка соединения внутренних швов штанин была четко у физиологически нужного места, а не провисала вниз, иначе Вы не сможете принять одну из наиболее распространенных позиций - сесть в глубокое плие. Как понять, где должна быть длина изделия? Пойдем логическим путем. Прямо над щиколоткой, точнее, над боковой выпирающей косточкой, Вы наденете полосу ножных колокольчиков, шириной около 10 см. Если у Вас их еще нет, повяжите соответствующей ширины полоску ткани. Ваши штаны должны заканчиваться незадолго перед колокольчиками (которые, кстати, называются гхунгуру), не налезая на них.

Как сделать передничек с одной лямкой, пусть и с заложенными и заутюженными по всему его протяжению вертикальными складочками, может сообразить любая швея. То же относится и к набедреннику - фактически это полукруглый широкий пояс, похожий на кокетку у юбки, в которую можно заложить вытачки как в кокетке, по длине пустить ту самую кайму и сузить - свести "на нет" спереди, как справа, так и слева.

Но, одев почти европейские штанишки, некрасиво увеличивающие таз своим зауженным силуэтом вкупе с набедренником, а также передничек с одной лямкой, Вы рискуете потерять ту самую индийскую гармонию исконного костюма, создаваемого драпировкой. Который, кстати говоря, женскую фигуру уродливой не делает. А зрители, глядя на Вас, будут недоумевать, зачем у Вас, одетой в столь понятную и привычную западному человеку одежду между ног болтается какая-то тряпка столбиком. Смотрится веер в этом одеянии обычно очень несуразно.

Компромисс

Поэтому обратимся к среднему - компромиссному варианту . Где-то будем драпироваться, где-то шить. Сначала оговорюсь, что я приведу лишь один из возможных вариантов юбочного костюма и костюма дхоти. Проявив фантазию, можно сделать еще много интересных фасонов, которые я наблюдала в видео бхарата натьям. Фактически юбка для бхарата натьям - это прямая юбка со вставкой многочисленных складок точно спереди. Раскроим юбку как прямоугольник. Длиной будет наш объем бедер плюс ширина веера. Хотя я еще прибавляла 15 см, иначе тесновато получается. Конечно, вырезая эту часть сари, не забудьте и про подгиб. Договоримся, что впредь я о нем уже не заговорю - и так ясно, что где есть необработанный в виде каймы край, там требуется подгиб или 1-2 см на оверлок.

Шириной прямоугольника пока является ширина сари, но для нас такая юбка - длинновата. Можно сразу ее укоротить. Принцип определения длины мы уже рассмотрели, описывая штаны. Отрезаем лишнее вместе с той каймой, где будет верх изделия (кайма по низу изделия нам необходима). Это лишнее потом пойдет на пошив набедренника (его можно сшить с вытачками, как на кокетке, что мы уже обсуждали). Короткие стороны прямоугольника сшиваете почти до верха, оставив 10-15 см, чтобы потом влезать в юбку. Теперь повязываете себе широкую корсажную ленту на талию, где будет предполагаемый пояс. Заложим складки веера (делаем его, как описывалось выше), натянем получившуюся прямую юбку на бедра. Посадим верх юбки на корсажную ленту, защипывая небольшие складки там, где в европейских юбках вытачки: две на спине и две спереди, плюс там, где обычно на юбках проходит боковой шов. Снимаем юбку, дважды загибаем внутрь необработанный край ткани, чтобы наметать и одной строчкой пристрочить потом ткань сари к корсажной ленте, спрятав разволокняющийся срез ткани (а сари ой как сыпаться любят!). Осталось приладить крепеж в том месте, где мы в юбку влезать собирались в будущем. Заметим, что веером является складчатая часть юбки - туда можно пустить паллав, а можно использовать лишь обычную часть сари.

Теперь о дхоти (на фото справа и слева - костюм - дхоти, а перевязь - по схеме см.ниже). Возьмем опять прямоугольник. Для меня подошел фрагмент сари длиной 270см (включая подгиб), учитывая 46 размер. Вы можете убавить или прибавить соответственно размеру. Ширина прямоугольника зависит от длины изделия. Если ничего не отрезать (или не заворачивать), то дхоти будут до ступней, что нам не подходит. Поэтому, как и в случае с юбкой, мы отрезаем полосу около 25см. Делаем драпировку "рыбий хвост". Отличием будет то, что из-за меньшей длины Вам некуда будет заправлять концы. Полотнища штанин кончатся где-то на середине передней поверхности бедра. Здесь-то мы их и можем прихватить в паре мест к иным слоям штанин. Не переусердствуйте: ведь при движении, слои будут "ездить" друг по другу, обеспечивая свободу движений. Именно в дхоти так легко приседать в глубокое плие, не чувствуя натяжения ткани ни в колене, ни между ног. Именно там, где кончились наши полотнища, мы и будем незаметными стежками прикреплять веер. Заодно и концы полотнищ будут спрятаны. Кстати, именно при этом способе создания костюма, мы создаем тот неровный низ у дхоти, который и должен быть: где один дугообразный фрагмент ткани перехлестывается с другим.

Теперь самое время вшить на месте завязывания молнию, а везде, где мы затыкали и заправляли ткань - подшить. Так мы сможем снимать и одевать дхоти, не заматываясь каждый раз. Перед тем, как делать все это с трудом добытым сари, можно поэкспериментировать на другой ткани. Чем хорош этот вариант - не надо быть большим специалистом в шитье, чтобы сделать такое.

Тем, кто все-таки хочет брюки, могу посоветовать найти такие выкройки брюк, что наиболее схожи по фотографии готового изделия с тем, что Вы увидите в зеркале, задрапировавшись в дхоти.


Перевязь. По сути это - полоса материи, идущая от правого бока в ту же точку, проходя через левое плечо. Можно, конечно, пустить кусок сари через плечо, но, если мы хотим избавиться от излишней толщи ткани, то схитрим: сузим эту полосу там, где она не нужна в широком виде: в задней ее части. Найдем боковую точку юбки справа, от нее измерительную ленту перекинем через левое плечо и вернемся к той же точке.

Так мы получим длину изделия. Прибавим 10-20 см на то, чтобы некоторая часть ткани ушла под одежду спереди и сзади. Или наоборот, эта часть ткани будет выглядывать из-под пояса. Вычертим вдоль каймы сари полосу этой длины шириной 15-30 см, включая кайму. Теперь найдем на полосе местояч, где будет наше плечо. Развернем ткань так, чтобы кайма была справа. Отступим от метки плеча еще 5-10 см вверх (чем шире кайма, тем больше отступаем) и проведем здесь линию, пересекающую нашу полосу. От этой линии мы будем расширять нашу перевязь, проведя косую линию от левого края полосы вверх-влево. Практически под 45 градусов (возможны колебания). Эта расширяющаяся часть будет у нас на груди. Чтобы эта часть изделия выглядела солиднее, к косой линии пришъем кайму. Полученная перевязь смотрится намного более по-индийски, чем плоский передничек, который еще и грудь делает похожий на стиральную доску: плоской и в ребрышках.

Только на первый взгляд кажется, что у всех исполнителей индийских классических танцев внутри одного стиля одинаковые по фасону костюмы. Фасонов большое множество, даже учитывая разнообразные комбинации вышеперечисленного. Смелее выбирайте, экспериментируйте, творите…

Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю )

Этно-вечеринка "азрар" - март 2011г.

Здесь костюм создан с помощью настоящей драппировки дхоти, зафиксированной с помощью швейной машинки. Получился удобный, хорошо сидящий костюм, во многом за счет мягкости шифона. После оборачивания вокруг ног, оставшийся конец искусственно созданного из отреза шифона сари собран в складки, которые служат веером.

Классический индийский танец в стиле бхаратанатьям (bharatanatyam)

"Джатисварам"

концерт - вечеринка "Диваданс" в клубе "Территория Ultra " 11.04.2010г.

Здесь вокруг ног сделана тоже драппировка дхоти настоящего сари (выбрано тонкое и нежное на ощупь), затем к получившимся штанам прикреплен веер, сшитый из паллу (паллава)

Елена Стеценко Хореография - старинная (традиционная)

Каждый человек или вернее женщина, хоть раз за всю свою жизнь смотрела индийское кино. Не современное, больше похоже на голливудское творение, а то старое из нашего детства. Каждый раз мы сочувствовали героям, плакали и радовались вместе с ними. Но разве можно представить это кино без песен, танцев и конечно же красивых женщин в обворожительных сари. Неужели вам некогда не хотелось примерять на себя эту национальную традиционную одежду индианок? Именно сари много веков подчеркивало женственность и грациозность женщин живущих в Индии. Многие и по ныне носят сари. Оно скрывает все недостатки и выгодно подчеркивает достоинство женщины. Пошить такой простой, комфортный и в то же время элегантный и изысканный наряд на много проще чем вам кажется. Не стоит отказываться от мечты примерять на себя сари из-за такого пустяка, как отсутствие такового. Достаточно иметь большое желание, немного фантазии и совсем чюток умения в пошиве одежде.

Для того что бы пошить само сари нужен подходящий по размеру и цвету отрез ткани. Какую именно? Ну конечно же легкой и прозрачной текстуры. Подойдет воздушный шифон, шелк или атлас. Именно они с легкостью приобретут нужную форму для создания самого наряда. Нужны так же нижняя юбка и блузка для сари которая имеет название чоли. Немного остановимся на этих деталях.

Нижняя юбка

Сшить ее довольно таки просто. Форма её - обычная юбка полусонцеклеш. Длина на 5 - 10 сантиметров короче самого сари в подвернутом состоянии. Ткань для неё должна подходить в тон самому сари и лучший вариант - хлопчатобумажная ткань. Пояс - не в коем случаи не резинка, только шнурок или лента. Резинка не сможет удержать сари, которое заправляется в пояс нижней юбки.

Чоли

Что касается блузки, тут по сложней. Тон и ткань остается та же как и на нижней юбке, но вот покрой и пошив сложен для человека который не имеет практики. Но возможен вариант купить готовую. Блуза должна быть с коротким рукавом, облегающей и выгодно подчеркивать все достоинства женщины.

Переходим к самому важному элементу наряда и в то же время к самому простому в пошиве. Само сари это отрез ткани который правильно нужно обвернуть вокруг себя. В зависимости от полноты фигуры длина его колеблется от 5,5 - 9 метров. Вот здесь можно и нужно проявить фантазию и вкус. Края ткани обычно обрамлены орнаментом. Ткань можно расшить бисером, камнями или кружевными вставками и золотыми орнаментами. Все зависит от состояния вашего внутреннего мира. Главное - правильно намотать само сари. Способов это сделать довольно таки много. Мы остановимся на одном из них. Классический способ поэтапно.

  • Для начала нужно одеть чоли и нижнюю юбку.
  • Возьмите приготовленное сари и обведите его вокруг талии закладывая за край нижней юбки. Оборачивание начинаем всегда с правого бока. Обратите особое внимание на то, что бы край сари доходил до пола.
  • Теперь переходим к самому ответственному моменту - драпировке. Нужно сделать 7 - 10 складок. каждая приблизительно 10 - 12 см собирая их вместе таким образом
  • Сделанные складки нужно так же заложить за пояс нижней юбки. Очень важный момент - складки должны смотреть на левую сторону
  • Закончите оборачивать сари вокруг талии уже не заворачивая за пояс
  • Осталось теперь только свободный край сари перекинуть через левое плечо. Если ткань такая, что будет сползать с плеча то можно её зафиксировать булавкой к чоли

Теперь вы сможете смотреть индийские фильмы про любовь и чувствовать себя полноценным героем происходящих событий. Всегда можно найти или придумать самим повод для того, что бы одеть этот обворожительный наряд. Уверенна, мужчина оценит его. Сари вдохновляет многих кутюрье для создания незабываемых коллекций. Уверена, что и вас оно вдохновит на творчество и даст возможность выплеснуться неограниченной фантазии. Макияж и украшения конечно же необходимый антураж который прилагается к любому наряду, а не только к этому. Если все будет соответствовать вашему замыслу, возможно вы сами сможете написать свою незабываемую романтическую историю.

Например, индийские национальные женские платья - сари, они будут очень удобны летом, так как рассчитаны на довольно жаркий индийский климат. Натуральные ткани будут приятны телу в жару, а девушка в сари будет привлекать всеобщее внимание.

Особенности национального индийского костюма

Всю национальную одежду Индии, при всем ее разнообразии, можно разделить на два типа - сшитая и несшитая. Несшитая одежда более древняя. Обычно это полотно ткани, которую особым образом драпируют вокруг тела. По традиции, именно в несшитой одежде проводятся богослужения и обряды.

Самый древний образец - дхоти. Это прямая полоса ткани, чаще одноцветная, которую драпируют вокруг ног. Длина дхоти зависит от социального положения человека: у крестьян дхоти короткие и плотно облегают бедра, а высшие сословия носят свободные длинные дхоти. Повседневные дхоти делают из хлопковой или джутовой ткани, а праздничные - из шелка, украшенного золотой каймой. Только монахи имеют право носить дхоти шафранового или красного цвета.

Дхоти носят мужчины и женщины. Правда, в последнее время женщины все же предпочитают сари. А дхоти заменяются обыкновенными европейскими брюками. Дхоти часто дополнял еще один кусок ткани, используемый в виде накидки, который прикрывал верхнюю часть тела. В наши дни его заменила сшитая рубаха - курта, а накидка используется лишь в качестве украшения. Курты делают из разной ткани, повседневные и праздничные. К тому же, курта носится не только с дхоти, но еще и поверх пайджамы.

Сари - это самый древний образец женской несшитой одежды Индии. Представляет собой сари отрез ткани, длиной от 5 до 9 метров и ширной 1,2 метра. Сари драпируется вокруг тела особым образом. Сари изготавливается из различных тканей, пестрых и однотонных, из хлопка и шелка, из искуственных тканей. У праздничного сари присутствует еще и золотая или серебряная кайма, а край украшен рисунками и вышивкой.

Сари носится не на голое тело, а поверх нижней юбки, соответствующей по цвету полотну сари. Так же сари носят с короткой блузкой (чоли) или длинной рубахой - курти. Чоли шьют из той же ткани, что и сари.

В разных районах Индии разные способы ношения сари. Например, классический вариант - ткань драпируется вокруг бедер в виде юбки, а край сари оборачивают вокруг тела один раз и перекидывают через левое плечо. На юге Индии один конец сари пропускают между ног и закрепляют сзади на поясе, а другим концом прикрывают верхнюю часть туловища и голову. Но сари носят, в основном, замужние женщины.

Если говорить о сшитой женской одежде, то одним таким примером может послужить комплект из широкой юбки (лехенги), чоли, накидки (дупатты). Такой комплект называется лехенга-чоли.

Еще один вариант - штаны и рубаха, которые иногда дополняются накидкой-шарфом. Женский вариант комплекта называется шальвар-камиз и состоит из простой или расшитой рубахи, штанов (шальвар), фасон которых колеблется весьма сильно, и накидки (дупатты). Это одежда сикхских женщин, незамужних девушек, школьниц и студенток.

Мужской вариант комплекта называется курта-паджама. Состоит он из простой или праздничной рубахи (курты) и штанов (паджама). Комплект так же может дополняться легким шарфом. Штаны бывают, обычно, довольно широкие. Но в больших городах традиционные штаны постепенно вытесняются европейскими брюками.

Другой распространенный вариант мужской одежды - лунги. Лунги - это свободная набедренная повязка из одного куска ткани или из дхоти, но не пропускаемого между ног. Лунги бывают цветными и однотонными, их делают из хлопка, хотя встречаются синтетические и шелковые. Лунги носят как в деревнях, так и в городах.

Как сшить сари

Казалось бы, что там шить - кусок ткани и ничего больше. По сути, это так, если опустить нюансы. А нюансы, как раз-таки, важны. Например, важно учитывать длину и ширину необходимого отреза (примерно,115 сантиметров ширины и от 5 до 9 метров длины). Просто выкроить необходимый кусок мало. Обязательно обработайте края, чтобы ткань не сыпалась. И не забывайте, что один конец сари, который перекидывается через плечо, должен быть украшен вышивкой или красивой тесьмой. Но одно сари не наденешь. Нужно еще сшить нижнюю юбку и блузку.

Ткань для сари лучше выбрать легкую, например, шифон, атлас или шелк, так как такие ткани легко принимают различные формы. Ткань может быть как однотонной, так и цветной (только запомните, что с однотонным сари нельзя будет носить украшения и вычурную обувь). Плотные ткани не подойдут, так как они плохо ложатся, не принимают нужную форму и довольно грубо выглядят. Убедитесь, что ткани вам хватает, и она именно той ширины, которая необходима. На сари нельзя делать шов.

В принципе, в создании сари все до банального просто. Разложите ткань, отверните по краю примерно полсантиметра, отутюжьте, еще раз отверните. Закрепите отворот булавками и прошейте сгибы на швейной машинке по всем четырем сторонам.

Низ и верх тканевого прямоугольника украсьте красивой тесьмой (бордюром). На стороне, которая будет правой, пришейте красивую кайму или расшейте этот край блестящими нитками, пайетками, бисером или стеклярусом. Обрежьте все ниточки, которые торчат, и отутюжьте ткань.

Нижняя юбка

Нижнюю юбку под сари сшить довольно просто. Схема у нее такая же, как у обычной юбки-полусолнце. Только длина нижней юбки должна быть сантиметров на 5 короче, чем сари в завернутом виде, чтобы край не выставлялся. По верху юбки вшивается шнурок, чтобы юбку можно было завязать. В качестве материала для нижней юбки лучше выбрать хлопчатобумажную ткань, близкую по оттенку сари.

Блузки (чоли) для сари

А вот с чоли придется немного повозиться, так как они более-менее должны лежать по фигуре. Блузы-чоли шьются из неэластичных материалов, имеют узкую пройму и облегающий рукав. Но чоли, при этом, не сковывают движения, в них можно поднимать руки, и нижний срез при этом не задирается.

Обычная блузка-чоли

Мерки: грудь, талия, длина изделия, плечо, рукав без плеча, обхват руки. Схему смотрите в статье, комментарии ниже.

Построение:

Провести линии из 0 на сложенном в 4 слоя материале (сложен по 2-0 и 5-0)

Передняя деталь:

1-0=1/8 груди плюс 6,5см (2 Ѕ дм)

2-0=полная длина

3-0=1/12 груди плюс 1 см (1/4дм) или по желанию.

4-0=1/8 груди или по желанию.

Оформить горловину 4-3

5-0=плечо плюс 1см(1/4дм)

Провести прямые линии вниз из 5 и 6

7-5=2см (3/4дм) Соединить 3-7

8-6=2,5 см (1дм)

9-1=1/4 груди плюс 4см (1 Ѕ дм)

Оформить пройму 7-8-9

Вывести прямые из 9 и 10

11-10=2см (3/4 дм). Соединить 9-11

12-11=1,5см (1/2 дм)

13-2=2см (3/4 дм)

Оформить низ 13-12

14-13=1/12 груди плюс 1см(1/4дм)

отрезки 15-9 и 16-1=5см (2дм) каждый

Вытачки: Заберите 3см (1 ј дм) в вытачку на 14, 1,5см (1/2дм) на 15 и 1 см (1/4дм) на 16 как показано.

Если необходимо сделайте маленькую вытачку на 6.

Задняя деталь:

17-0=6,5см (2 Ѕ дм) или по желанию. Оформить горловину 17-3. Оформить пройму 7-18-9 как показано.

Заберите 1,5 см (1/2 дм) в вытачку на 14 по линии 11-2

Оставьте по 2 см (3/4дм) за 11-9 (з.д.) и 12-9 (п.д.) для припусков

Простой рукав

Это простой рукав без каких-либо объемов, складок или сборок как у плеча так и в нижней его части, которая просто подшивается.

Инструкции:

Сложить по линии 2-0.

1-0 = 1/8 груди плюс 6,5 см (2 ½ дм)

2-0 = длина рукава плюс 1 см (1/4 дм)

3-2 = тоже, что и 1-0. Соединить 3-1

4-1= 1/8 груди

5-0= 2,5 см (1дм) Соединить 4-5

6 половина расстояния 4-5

7-6=2 см (3/4дм)

Оформить заднюю деталь 4-7-5-0 как показано

Провести линию под прямым углом из 4 до8.

8-4= 5 см (2 дм) для женщин и 4 см (1 ½ дм) для детской одежды.

Соединить 8-5. Взять 1 см (1/4дм) над точкой 4 и оыормить переднюю деталь 4-8-9-0 как показано.

10-2= половина обхвата рукава плюс 1,5 см (1/2 дм)

Соединить и оформить 4-10

Оставить 3 см (1 ¼ дм) для подворотов на 10-2

Эта блуза чаще всего используется с сари. Данная выкройка подходит для фигур с достаточно большим бюстом. 4 вытачки позволяют достичь лучшей посадки. Для этого измеряют расстояние от точки 19 до вершины груди и определяют ее точкой 28, после добавления 1,5 см(1/2дм) на шов.

Застежки можно расположить спереди или сзади. Т.к. ширина передней детали больше, чем задней, боковой шов приходится строго посередине под рукой. Шов рукава должен быть присоединен в точке находящейся на 1,5 см вглубь от т.16.

Построение:

Задняя деталь:

Провести прямую линию из 0, сложить на 2-0

1-0=1/8 груди плюс 5 см(2дм)

2-0=полная длина минус 1,5см(1/2дм)

Вывести прямые из 1 и 2.

3-0=1/8 груди или по желанию

4-0=1/12 груди или по желанию

Оформить горловину 4-3

5-0= плечо плюс 1см(1/4дм)

Вывести прямые вниз из 5 и 6

7-5=1,5см (1/2дм) Соединить 3-7

8-1=1/4 груди

оформить пройму 7-8

Вывести вниз прямые из 8 и 9

10-9=2см (3/4дм)

Соединить 8-10

11-2=1/12 груди плюс 1,5 см (1/2дм)

Вывести прямые вверх из 11 к 12

12 – на 4 см (1 ½ дм) ниже линии груди 1-8

Заберите 2 см (3/4дм) в вытачку на 11-12

Передняя деталь:

Начертить линии из 13-14-15 (продолжить соответствующие линии задней детали, как показано)

16-14=1/4 груди плюс 4см (1 ½ дм)

Вывести прямую из 16 до 17

18-13=1,5см(1/2дм)

Оформить 18-14, как показано

19-18= то же, что и 3-0 на задней детали

20-18=1/8 груди или по желанию. Оформить горловину 20-19

Для застёжки сзади отметить точку 20 на линии 13-14

21-18=то же, что и 5-0 задней детали

Провести линии вниз из 21 к 22

23-21=1,5см (1/2дм). Соединить 19-23

24-22=около 2,5 см (1дм)

Оформить пройму 23-24-16

25-17 и 26-15=4см (1 ½ дм) каждый. Соединить 26-25

27-24=1/12 груди плюс 2см (3/4дм)

28-29-на одной линии из 27

28-27=1/8 груди минус 4см (1 ½ дм) или длина от плеча до груди плюс 1,5 см (1/2дм)

Заберите 4см (1 ½ дм) в вытачку на 29.

Заберите от 1,5 до 2см (1/2-3/4 дм) в вытачку на 30

31-16=1/8 груди или на 1,5 см (1/2дм) больше

32-31=1,5см (1/2дм)

33-31=1,5см (1/2дм) от 31 и 1 см(1/4дм) за линией 16-17 внутрь.

Сделайте вытачку 33-28-32 как показано

34-26=1/4 талии плюс 1,5 см (1/2дм) плюс ширина вытачки на 29. Соединить 33-34

Если необходимо, сделайте вытачку на 24

Оставьте от 2до 2,5 см (3/4-1дм) за линиями 8-10 и 16-34 на припуски

Как надеть сари

Как уже говорилось, вам потребуется подъюбник (нижняя юбка), чоли и, собственно, сари, чтобы полностью перевоплотиться в индийскую девушку.

1. Сари укладывается справа налево. На правой стороне кончиками сари завязывают узелок и крепят его на талии. Одновременно, надо отрегулировать длину сари, чтобы оно перекрывало нижнюю юбку. Узел затягивают крепко, так как именно на этом узле держатся все метры ткани сари. Спрячьте узелок за край юбки.

2. Длинным концом сари обмотайте фигуру против часовой стрелки. Закиньте конец сари на плечо (сзади он должен быть по длине, примерно, чуть ниже ягодиц). Этим концом, в случае необходимости, можно будет накрыть голову.

3. Задрапируйте свободно лежащую ткань складками. Глубина складок, примерно, 10-15 сантиметров. В зависимости от роста и комплекции девушки, глубина и количество складок на сари могут варьироваться. Традиционно же делают восемь складок. Каждая последующая складка должна немного выступать за предыдущую, чтобы не перекрывать друг друга.

4. Сформированные складки заправляют по центру фигуры за пояс нижней юбки. Для надежности можно закрепить ткань изнутри большой булавкой, но если юбка довольно плотно прилегает к телу, это не потребуется.

5. Образовавшуюся с правой стороны свободную ткань надо заложить в свободную складку, которая потом перекроется верхней частью сари. Верхнюю же часть надо снять с плеча. На уровне плеча сделайте примерно пять складочек, следуя справа налево. Каждую последующую складку сдвигайте чуть ниже предыдущей. Сари укладывается складками на плече и фиксируется булавкой с изнанки блузки-чоли. При желании, зафиксируйте сари булавками и над грудью, если опасаетесь, что оно будет падать.

Вот, вроде, и все, что нужно знать и уметь для того, чтобы носить традиционную индийскую одежду. Мы рассмотрели только женский вариант костюма, так как, во-первых, с мужским костюмом такой мороки в одевании нет, во-вторых, девушки чаще могут себе позволить надеть сари, чем мужчины - традиционный индийский костюм. Но если будет интересно, можно будет написать еще одну статью. Удачи!

Вся эта рукодельная история началась с того, что один мальчик, десяти лет от роду, попросил маму обеспечить его карнавальным костюмом к школьному новогоднему утреннику. И захотелось этому мальчику примерить на себя колоритный образ североамериканского индейца. Мама, конечно, предлагала ему много других вариантов, разных и хороших, - от мушкетера и былинного богатыря до рыцаря в доспехах и Аладдина в чалме. Но в итоге все равно пришлось иметь дело с индейцем.

Почему я озаботилась созданием костюма индейца своими руками, а не купила его в магазине? Во-первых, потому что в магазинах небольшого городка, в котором мы живем, очень сложно найти готовые костюмы на детей старше 6-7 лет. Во-вторых, потому, что я совершенно забыла о возможности заказать этот наряд в интернет-магазине. А когда вспомнила, подходящих размеров для моего ребенка там уже не было. И, в-третьих, просто появилось желание порукодельничать.

Мастерить костюм пришлось впопыхах – накануне утренника. Поэтому все делалось на скорую руку. Швейной машинки у меня нет. Но, в конце концов, у настоящих индейцев швейных машинок тоже не водилось. Настоящему индейцу завсегда везде ништяк, как поется в одной песне, и из-за таких пустяков они не огорчаются.

Как сделать для мальчика костюм индейца, если у вас нет швейной машинки

Состоит всего из двух элементов – импровизированного пончо и повязки на голову. Именно эти вещи я делала своими руками. И, как мне кажется, их вполне достаточно для того, чтобы создать яркий «индейский» образ. А под пончо ребенок надел обычные джинсы и водолазку. Кстати, водолазку я постаралась купить такую, чтобы она совпадала по цвету с тканью, из которой создано пончо. Но, наверное, подошла бы любая светлая фуфайка с «горлышком» и длинными рукавами.

При создании костюма были использованы:

  • отрез плотной ткани (бязь) размером 1Х1 м;
  • моток акриловой пряжи красного цвета;
  • ситцевая ткань красного цвета размером 1Х1,2 м;
  • узкие ленточки черного и коричневого цвета шириной по 0,5 см;
  • обрезки джинсовой ткани черного цвета (из домашних «закромов»);
  • швейные нитки № 40 черного и оранжевого цвета;
  • клеевая лента «паутинка»;
  • меховые брелоки для мобильного телефона – 2 шт.;
  • цветная крепированная бумага;
  • трубочки для коктейля – 2 шт.;
  • прозрачный канцелярский скотч;
  • двусторонний скотч.

  • Сначала на свет появилась повязка с «перьями». Был отрезан кусок красной ситцевой ткани длиной 1 м и шириной 0,4 м. Я его сложила по длине в несколько раз так, чтобы получилась широкая полоса, полностью закрывающая лоб ребенка. Подвески с меховыми «хвостиками» пришивала к повязке вручную, а самодельные «перья» закрепила с помощью скотча, замаскировав их нижние края в подгибах ткани.


    Перья, как видно на фото, изготовлены из трубочек для коктейля и креп-бумаги. Трубочки я разрезала вдоль маленькими маникюрными ножницами. Из креп-бумаги разных цветов вырезала прямоугольники длиной примерно по 20-22 см и шириной около 5 см. Закруглила края так, чтобы бумажные заготовки стали больше похожими на птичьи перья и сделала многочисленные надрезы по всему периметру.

    Креп-бумага сама по себе невероятно тонка и рвется от малейшего прикосновения. Наносить на нее какой-либо клей – гиблое дело, поэтому я решила закрепить ее на каркасах из коктейльных трубочек с помощью двустороннего скотча. Полосочки скотча должны быть очень узкими – я резала их «лапшой» шириной по 2-3 мм и с помощью зубочистки прижимала к внутренней стороне трубочек. Затем также аккуратно, орудуя зубочистками, «сажала» на этот скотч бумажные заготовки. При этом «перья» у меня слегка помялись, но зато приобрели более правдоподобный и естественный вид.


    Я сделала всего три разноцветных пера и решила, что этого вполне достаточно. Сначала в планах было склеить головной убор в виде «венца», но потом поняла, что у меня не хватит на это ни сил, ни времени. Поэтому решила довольствоваться малым.


    «Ножки» перьев на повязке были зафиксированы скотчем. Крепление оказалось достаточно надежным – я, честно говоря, даже не надеялась на такую прочность. Ребенок на утреннике бегал, прыгал и «отрывался», как только мог, но ни одно перо с его головы не упало.


    Подвески к головному убору – это брелоки для мобильников. У них есть текстильные петли длиной около 5 см. В эти петли я продела черные ленточки (по 20 см в длину каждая), согнув их пополам и закрепив с «изнанки» головной повязки.

    А теперь несколько слов о том, как «рождалось» . Наверняка сейчас какие-нибудь прилежные рукодельницы раскритикуют меня в пух и прах за варварские методы. Но еще раз повторюсь: костюм я мастерила при полном отсутствии швейной машинки, и времени у меня было в обрез.


    Основой пончо стал квадратный отрез бязи. По его центру я вырезала ромбовидное отверстие для головы, ориентируясь на размеры своего ребенка. Вручную обметала края этого отверстия оранжевыми нитками.

    Из остатков красного ситца нарезала 4 полосы шириной по 15 см и длиной по 80 и придала им «бахромчатый» вид. На поверхности пончо декоративные красные полосы с бахромой были закреплены посредством клеевой ленты (паутинки): ее нужно проложить между двумя слоями ткани и прогладить это место не слишком горячим утюгом.

    Из черных обрезков джинсовой ткани получилось 12 квадратиков, которые я тоже использовала в качестве декоративных элементов. Обметала их по периметру черными нитками и пришила вдоль красных полос, располагая на одинаковом расстоянии друг от друга. Под центральным передним квадратиком закрепила концы черных и коричневых лент, спустив их свободные концы вниз, - получилось еще одно простое украшение.

    Самым трудоемким процессом оказалась обработка нижних краев пончо. Я решила их оформить имитацией бахромы из акриловой пряжи. По всему периметру пончо я сделала множество прорезей шириной 0,7-0,8 см.

    В прорези продевала сложенные в три раза акриловые нити, завязывала их двойными узлами и подрезала концы, отступая от узелка приблизительно на 8-10 см.

    И вот что в итоге получилось. Ребенок был очень доволен, а поэтому я смею думать, что с поставленной задачей, в принципе, справилась.


    Махабхарата (древний индийский эпос) рассказывает, что однажды царь Пандав, играя в кости с вражеским кланом Кауравов, проиграл и свою казну, и свое войско, и мать, и братьев, и самого себя. Последней ставкой сделал жену Драупади - и тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал собраний, где проходила игра, прекрасную Драупади. Но она отказалась прийти, говоря, что еще не одета. Тогда слуга схватил ее за волосы и поволок, как простую рабыню. И вот все увидели горько плачущую Драупади, из последних сил она удерживала наполовину спустившееся платье. В скорби, не поднимая головы, стояли ее мужья. А враги разразились злорадным смехом. Довольны они были, что удалось им оскорбить Пандавов. Один их Кауравов решил сорвать с Драупади одежду, чтобы навеки покрыть ее имя позором. Как ни старался обнажить ее Каурав, Драупади оставалась одетой.
    Тогда распутные победители схватили один конец тонкого материала, в который она была скромно и тщательно задрапирована. Они продолжали тянуть его и распутывать, но тщетно.Так, 5000 лет назад, в первый раз в письменном источнике была упомянута древняя индийская женская одежда - сари.
    Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.
    Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.



    Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными, яркими, изысканными и невинными.
    Сари - чрезвычайно гибкая одежда. Оно состоит из простого прямоугольного куска материала (обычно 8 метров в длину), который обертывают вокруг женского тела. Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
    Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
    Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов.
    В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебрянную парчу. Индийская парча представляет собой шелковую основу с вплетенными в нее золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.
    В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.
    Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари. Это вечерние платья ярких расцветок, расшитые золотом или серебром, а также украшенные самоцветами. В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно
    Находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э., позволяют говорить о том, что основой современной нешитой одежды как раз являются элементы древнейшего мужского и женского индийского костюма.
    Переселение мусульман из Центральной Азии и нашествие иноземных народов имеют прямую связь с появлением и дальнейшим утверждением в Индии сшитых видов одежды.
    У простых людей по-прежнему сохраняются традиционные элементы индийского костюма.
    Шитый костюм со временем завоевывает господствующее положение в официальной жизни.
    Не могло не сказаться на развитии индийской одежды сближение с западной культурой. Это явление в наибольшей степени отразилось на мужской одежде.
    Женщины же до последнего времени хранили верность индийской традиционной одежде.
    В XIX в. англичане привезли в Индию сюртуки, брюки и даже свои пилотки. Приобщение к европейской моде сказалось в изменении силуэта платья индийских женщин.
    Например, свободная национальная рубаха, приближаясь к формам европейского платья, становится все более прилегающей.
    Индийская одежда очень богата в своём разнообразии разновидностей и видов стилей и способов драпировки. Поэтому выделяют Пенджабский, Гуджаратский и другие согласно индийским штатам (районам) национальные костюмы.