Как разделить домашние обязанности между супругами. Обязанности мужа и жены

Каждый день нам приходится заниматься делами, без которых не обойтись: приготовление еды, уборка, сортировка одежды, мытьё посуды. И это не учитывая миллиона мелких забот, которые возникают порой неожиданно и тоже требуют решения. Как же всё успеть?

Призовём на помощь разумное распределение домашних обязанностей между домочадцами.

1. Кому что нравится

Вы не любите пылесосить, а ваш супруг, например, терпеть не может мыть посуду? Составьте список основных дел и спросите каждого из членов семьи, что бы он хотел взять на себя. Когда занятие по душе, с ним и справиться проще. Распределяя поручения между детьми лучше исходить из пользы для них: например, уход за комнатными растениями принесёт малышу лет трёх-четырёх не только радость, но и добавит знаний, а сложить одежду на полку - важное умение для ребёнка постарше.

Домашний труд учит детей быть чуткими и заботиться о других, утверждают психологи.

2. Кто дежурный?

Установите дежурство по дням: кто-то готовит завтрак (а может и обед с ужином), кто-то разбирает бельё из стиральной машины. Детям (в зависимости от возраста, конечно) вполне по силам помыть посуду, убрать игрушки или протереть пыль. Повесьте график на самое видное место, пусть в его составлении и оформлении обязательно поучаствуют дети — нарисуют какие-то сюжеты из жизни семьи, выделят разными цветами свои имена.

3. Лотерея

Можно подойти к вопросу с юмором: напишите в столбик на листе бумаги всё, чем приходится заниматься дома. Разрежьте - получатся карточки. Перемешайте и тяните по очереди. Что вытянули - за то и несёте ответственность. Если выпавшее вам совсем не нравится, всегда есть возможность поменяться.

4. Исходим из возможностей

График занятости каждого из домочадцев может быть разным: посменный, ненормированный рабочий день, работа допоздна. В этом случае можно распределить обязанности в зависимости от нагрузки. Например, тому, кто работает во второй половине дня (или взрослому школьнику, который учится во вторую смену), не составит труда вымыть тарелки, чашки после завтрака и включить стиральную машину.

5. Дань традициям

Ещё какое-то время назад существенная часть забот о доме лежала на женских плечах. Муж выступал в роли добытчика и кормильца. Спустя столетия ситуация изменилась, произошли перемены и в условиях жизни людей, однако во многих семьях обязанности всё же делятся на мужские и женские. На мужчине, к примеру, доставка тяжёлых пакетов с продуктами из магазина, мелкий и крупный бытовой ремонт - в общем, дела из разряда «забить гвоздь», мытьё машины (это занятие вообще не потребует напоминаний и понуканий). На женщине - обеспечить семье чистоту, уют, вкусную еду, присмотр и уход за детьми. Равноценность такого разделения- это отдельный вопрос, но факт: такой расклад устраивает многих.

Случается, что под одной крышей живут сразу несколько поколений. Как показывает опыт, бабушки охотно берут на себя хлопоты по приготовлению пищи, либо соглашаются присмотреть за малышом, пока кто-то из родителей занимается уборкой, а современные дедушки не против встретить внука из школы или с занятий в кружке. Взаимопомощь играет большую роль, особенно если кто-то из домочадцев приболел.

Мужчина — кормилец, полностью обеспечивающий семью, а женщина — хозяйка, от которой зависит уют в доме и сытость всех членом семьи. Еще несколько десятилетий назад все было именно так. Сейчас многое изменилось: женщины работают наравне с мужчинами. Произошло перераспределение обязанностей, и традиционный уклад жизни уже не вписываются в современные реалии.

« Нас съел быт». Не эта ли фраза является основным аргументом при разводе? Но, кажется, что сложного в том, чтобы решить, кто и чем будет заниматься? Например, глажка, стирка, уборка, готовка ложатся на плечи жены, а мужчина занимается мужскими делами: вкручивает лампочки, прибивает полки. Но, согласись, забивать гвозди каждый день никто не станет, а вот уборка и готовка — как раз то, от чего никуда не денешься. Немного не справедливо, не так ли? Женщина приходит с работы, и на ее плечи ложится целая куча домашних дел, которые она в состоянии переделать лишь под угрозой смертного приговора. Из-за этого и возникают конфликты в семье. Чтобы этого не допустить, стоит заранее распределить все семейные обязанности.

Для начала всем членам семьи нужно собраться на семейный совет и решить, кто и чем хотел бы заниматься. Может быть, муж любит готовить, и для него это не только не составляет никакого труда, но и доставляет большое удовольствие. А вот мытье посуды, которое для тебя — обычное дело, он на дух не переваривает. Кстати, не забудь сравнить все домашние обязанности по степени сложности. Иначе будет несправедливо, если ты согласишься на мытье посуды, готовку и уборку, а он станет главным по смене мусорных мешков.

Популярное

Если один из домочадцев сильно устает на работе, пусть он возьмет на себя работу по дому, не требующую особых усилий. Например, проверит домашнее задание у детей или погуляет с собакой. Очень важно учитывать занятость, умения и предпочтения каждого из домочадцев.

Новые семейные традиции

В детстве мы, как губка, впитываем все, что происходит в семье. Именно поэтому во взрослой жизни начинаем проецировать на свою семью те традиции, которых придерживаются наши родители. Например, в твоей семье отец всегда вставал с детьми и собирал их в школу. Следовательно, для тебя будет вполне естественно, если то же самое будет делать и твой муж. Однако твоя семья — это не семья твоих родителей. И не стоит забывать об этом. Теперь у тебя новые семейные традиции. Именно на этой почве чаще всего и возникают конфликты и недопонимания. В этом случае главное — вовремя распознать проблему и, что не менее важно, правильно на нее отреагировать.

Скажи« нет» половой дискредитации

Забудь о средневековом разделении труда. Не стоит делить все обязанности на мужские и женские. Какая разница, кто готовит обед, если он вкусный? Кстати говоря, лучшие повара — это именно мужчины. Впрочем, и женщины, несмотря на столь распространенное мнение, без труда могут забить гвоздь и вкрутить лампочку. Времена, когда место женщины было на кухне, остались позади. Не ориентируйся на мнение окружающих, поступай так, как удобно тебе и твоим домашним.


Детский труд

Привлекать детей к домашним делам — это не только правильно, но и необходимо. Даже маленький ребенок может собрать за собой игрушки и помочь родителям с уборкой. Дети постарше могут вынести мусор или сходить в магазин. Они отличные помощники по хозяйству, так что можешь смело давать им мелкие поручения.

Генеральная уборка — как раз то, что еще больше сплотит твою семью. Именно поэтому старайтесь все делать вместе. Во‑первых, так вы быстрей справитесь с пылью, а во-вторых, совместный труд объединяет. Пусть дети разберут свои вещи, расставят по местам игрушки, протрут пыль и польют цветы. То, что ты делаешь своими руками, ценится намного больше, поэтому в дальнейшем они всегда будут стараться поддерживать порядок.

Небольшие корректировки

Любой список дел, безусловно, будет подвергаться многочисленным изменениям. Не стоит всегда проявлять свою принципиальность. Например, если выяснится, что у мужа завтра важное совещание, а рубашка, постирай рубашку сама. Это вовсе не значит, что ты в очередной раз взваливаешь все дела по дому на свои плечи. Это всего лишь помощь близкому человеку. Муж будет тебе благодарен, если ты постираешь и погладишь его костюм. Не бойтесь протягивать друг другу руку помощи.

Один в поле не воин

Важно, чтобы домашние обязанности, в конечном счете, не легли на плечи кого-то одного. Если ответственный за посуду забыл ее вымыть, ну или попросту не успел, помой посуду сама. Однако не стоит все брать на себя: здесь важна взаимопомощь, а не переложение обязанностей. И если ты стала замечать, что некоторые члены семьи стали чересчур забывчивыми и мытье посуды постепенно стало уже твоей обязанностью, почему бы посуде не постоять в раковине до ужина? Кому-то точно не достанется чистых вилок, и тогда они сразу вспомнят о том, что после обеда посуду надо было помыть. Да и стиральная машинка будет мгновенно разгружаться, если однажды утром выяснится, что джинсы не успели высохнуть, потому что кто-то забыл развесить белье. Избегай конфликтов. Не делай домашним замечания: они и сами прекрасно понимают, к чему может привести их забывчивость и невнимательное отношение. Просто разговаривайте друг с другом и идите на компромиссы.

Доброе слово

Не забывайте хвалить друг друга за вкусный обед, вымытую посуду или чисто убранную комнату. Это станет лучшей мотивацией для всех членов семьи. Правильно распределив домашние обязанности, ты удивишься, сколько свободного времени остается у вас на отдых, увлечения и общение друг с другом.

Семейные обязанности распределяла Полина Кузнецова

Ольга Никитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Обязанности в семье – тема, которая является источником конфликтов для большинства семейных пар. Кто должен заниматься мытьем посуды, а кто уборкой? Кто должен материально обеспечивать семью, а кто нянчить детей? Как правильно распределить обязанности в семье и при этом сохранить семейное счастье?

Именно об этом мы сегодня расскажем вам.

Но все же не стоит забывать, что каждый человек всё-таки имеет свое собственное понятие о женской и мужской работе. Поэтому довольно часто относительно данного вопроса в семье возникают недоразумения, трения и даже конфликты.

Как правильно распределить обязанности между супругами?

На самом деле, это не так сложно.

  • Приготовление пищи – самая трудоемкая и ответственная обязанность. Ведь готовить нужно часто, и желательно, чтобы еда была вкусной. Если оба супруга умеют готовить и любят этим заниматься, то лучше всего данную обязанность распределить поровну. К сожалению, данный вариант далеко не всем подходит, поскольку кто-то из супругов может работать дольше другого. Тогда можно найти другой выход, например, в рабочие дни готовит тот, кто приходит первым, а на выходных – другой из супругов.
  • Уборка – немаловажная составляющая домашних обязанностей. Давайте сразу обозначим, что подразумевается под словом уборка: вытереть пыль, собрать вещи, пропылесосить, вымыть пол, вынести мусор. Лучше всего данные обязанности между супругами распределять поровну. Например, муж может пропылесосить и вынести мусор, а жена – протереть пыль и сделать влажную уборку, или наоборот. Если в семье уже есть дети, их также следует привлекать к домашней работе. Так они также будут привыкать к определенной ответственности. Однако во время распределения обязанностей необходимо учитывать и возможности каждого из членов семьи.
  • Мытье посуды – также довольно важный этап в семейных отношениях. Здесь все довольно просто, посуду можно мыть либо в порядке очереди, либо придерживаясь правила «Поел – помыл после себя посуду».

Одним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе .

(16)

Статья поднимает очень острый вопрос, с которым сталкивается каждая женщина в процессе налаживания быта совместно с мужем. Это вопрос распределения домашних обязанностей между супругами и приучения мужа к порядку в доме.

Если деловая женщина имеет семью, она неизбежно сталкивается с рутиной повседневной семейной жизни — домашними делами. Их, как известно, всегда бывает невпроворот. Как справляться с бытом, чтобы он не мешал полноценной работе, а работа была не в ущерб семье? В этом случае женщине следует разумно и равномерно распределить домашние обязанности между всеми членами семьи.

В молодой семье, где еще нет взрослых детей, основным помощником работающей жены должен стать муж, призванный разделить с супругой бремя хлопот по дому.

Не секрет, что очень многие мужчины терпеть не могут домашние обязанности, но не нужно идти у них на поводу. Если муж искренне заинтересован в профессиональных успехах своей жены, он не откажет ей в помощи. Необходимо только с самого начала семейной жизни найти правильный подход к бытовым проблемам и не допускать промахов.

Основная ошибка молодых жен заключается в том, что в первые годы супружества они не привлекают мужей к домашней работе. Молодые женщины чувствуют себя энергичными, полными сил и полагают, что будут легко справляться и с профессиональными, и с домашними обязанностями. Но проходят годы, и обязанностей — как тех, так и других — становится все больше. Продвижение по службе отнимает больше сил на работе. Рождение детей прибавляет домашних хлопот. Справляться с ними женщине становится все сложнее, она рискует попасть в состояние «загнанности» — хвататься то за одно, то за другое, ничего не успевать и раздражаться. Но у мужа уже сложился к этому времени определенный стереотип семейной жизни, так что поздно требовать от него существенных перемен.

В чем кроется причина такой ошибки? Ведь если девушке нравился ее сильный и заботливый жених и она вышла за него замуж, то, значит, именно за годы брака он превратился в эгоиста и лентяя.

С первых дней совместной жизни, когда молодожены страстно влюблены друг в друга и им будет проще договориться, молодая супруга должна привлекать мужа к семейным делам.

Возможно, мать мужа всегда оберегала его от помощи по хозяйству и он не умеет ничего делать. Но ведь еще не поздно ею научить, пока он молод и не свыкся с лежанием на диване, в то время как пришедшая с работы жена разрывается между десятком домашних дел, не имея возможности расслабиться и отдохнуть.

Решение некоторых семейных проблем зависит от умения женщины вести себя с достоинством во многих ситуациях. Необходимо уважать интересы мужа, но при этом держать себя так, чтобы и он относился к жене соответственно. Только на такой основе можно построить благополучную семью и успешную карьеру.

Однако постоянные упреки и жалобы — плохой способ исправить ситуацию. Сама женщина становится раздражительной, а муж — озлобленным. В результате он будет принимать в штыки каждую просьбу жены и, возможно, вообще постарается как можно меньше бывать дома.

Какую же тактику избрать жене? Прежде всего не следует руководствоваться расхожим представлением о том, что почти все мужчины ленивы по своей природе. Чаще всего причина их пассивности кроется в том, что они росли на всем готовом, не зная ни в чем отказа. Большинство современных матерей даже дочерей не приучают к домашней работе, а уж сыновей и подавно. Кроме того, до женитьбы ваш «юноша» привык по-своему распоряжаться свободным временем, предпочитая проводить его за книгой, у телевизора, в компании приятелей. Поэтому не исключено, что он постарается уклониться от домашних обязанностей, однако жене в этом случае следует проявить твердость.

Разумеется, многие женщины в бытовом плане самодостаточны. Они без помощи мужчины смогут устранить засор в раковине, сделать ремонт в квартире и т. п. Но беда таких жен заключается в том, что они стараются сами решать все проблемы, кроме одной — воспитания хорошего мужа.

Не следует выполнять мужские обязанности по дому и полностью взваливать на себя все остальные (следует отметить, что «всех остальных» гораздо больше, чем «традиционно мужских»). Женщине необходимо избавиться от иллюзии, что если она будет делать все сама, то мужу когда-нибудь станет стыдно. Многие мужчины так привыкают к спокойной жизни, что даже не расценивают результат непрестанного труда жены как ее заслугу. Не каждому мужу является в голову мысль похвалить жену за то, что в доме уютно.

Если жена смолоду не приучит супруга помогать ей в домашних делах, спустя годы предъявлять к нему какие-либо требования будет сложнее. В такой ситуации неизбежны конфликты. И тогда к общей утомленности женщины добавится и стресс, вызванный нервозной обстановкой в семье.

Как же приучить молодого мужа к выполнению части домашней работы? Допустим, он категорически не хочет ничего делать по дому, хотя жена уже не раз просила его об этом. Эта ситуация не безнадежна, но только при том условии, что жена не будет скандалить всякий раз, когда муж отказывается вынести мусорное ведро или сходить за хлебом. Женщине нужно быть терпеливой, ласковой и, используя эти качества, уметь добиваться своего.

Существует еще один момент. Если каждый день уговаривать мужа выполнить то одно, то другое, это не решит проблемы радикально. У супруга должны быть вполне определенные обязанности: одного согласия помогать, когда жена попросит, недостаточно. Следует сразу оговорить между собой круг обязанностей и постараться распределить их так, чтобы супругу не пришлось выполнять наиболее неприятную для него работу. Например, муж терпеть не может стирать и гладить, готовить и мыть посуду, а для жены это привычно. В этом случае ей не надо настаивать только из принципа, лучше проявить гибкость: пусть он закупает продукты, выносит мусор, выгуливает собаку и т. п. При четком распределении обязанностей каждый сумеет сам предполагать время, нужное для их выполнения. Если муж будет качественно выполнять свою часть домашней работы, то не стоит перегибать палку и требовать от него большего — договоренность должна соблюдаться.

Нужно быть готовой к тому, что требование о дележке домашних обязанностей вообще не понравится мужу. Тем не менее, необходимо проявить твердость и не уступать. Однако не желательно ссориться и скандалить — в семейной жизни многого можно достичь и без упреков, если вести себя разумно.

Женщине нужно дать понять супругу, что она от своих требований не отступит, так что лучше пойти ей навстречу, чем нарушить мир в семье. Следует учесть, что мужчины очень дорожат своим покоем. Женщины, как правило, более эмоциональны, несдержанные и потому легче переносят ссоры и конфликты, в семейных сценах для них нет ничего чрезвычайного. Для мужчины такая ситуация экстремальна. Ссора приводят его в состояние душевного равновесия, и ему проще уступить, чем участвовать в распрях.

К выполнению домашних обязанностей следует подключать и подрастающих детей. Если у них перед глазами будет пример папы, уважающего маму и помогающего ей во всем, то и они охотно примутся за домашние дела. Однако и здесь необходимо соблюдать разумную меру — не растить детей изнеженными белоручками, но и не перегружать их. Объем обязанностей должен соответствовать возрасту ребенка. Нужно принимать во внимание, что подростки, например, не только уделяют много времени учебе, но и нуждаются в общении со сверстниками, а также тратят свой досуг на увлечения (спорт, книги, музыку и т. д.), которые присуши этому возрасту.

Есть еще один момент, на который женщине следует обратить внимание при распределении семейных обязанностей. Ежедневный объем домашних дел необходимо спланировать так, чтобы бытовые проблемы решались не в ущерб остальным сферам жизни. Нельзя допускать, чтобы хлопоты по дому отнимали большую часть свободного времени и не оставляли семье возможности для отдыха и общения друг с другом.

Поскольку домашними делами распоряжается женщина, то ей необходимо определить, какие бытовые заботы являются неотложными, а какие могут подождать. Если в категорию неотложных входит больше пяти пунктов, планируемый объем домашних работ превышает разумные пределы. Имеет смысл просмотреть список еще раз и спросить мнение домашних. Возможно, с тем, что женщине кажется срочным, остальные члены семьи охотно повременили бы ради возможности спокойно пообщаться. Работающая женщина должна относиться к бытовым проблемам, руководствуясь нетрадиционным правилом: «Не делай сегодня то, что можно отложить на завтра».

Воспитание трудолюбия.

Распределение обязанностей в семье.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т. д.)
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной

деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на

работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка .
Воспитательное значение руда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда,

пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в

отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отодвинутость мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.
Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.
Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т. е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим

образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое

собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется

"убирать грязь", вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее "белоручкой" она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком

условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их

подготовке к самостоятельной жизни.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать вои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т. е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, ели они допущены.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование "Я сам"), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.