Как простить человека и почему это так сложно сделать.

Мир существует, пока мы умеем прощать друг друга, искренне убежден архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Почему архиважно прощать? Почему это обязательное условие жизни?

– «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», – читаем мы каждый раз в молитве «Отче наш». Т. е. условием для прощения наших грехов является прощение ближних. Прежде чем принести дар к алтарю, совершить молитву, мы должны в первую очередь попросить прощения у наших близких, которых мы, может быть, чем-то обидели.

Дело в том, что человек, пребывая не в мирном состоянии, не может наладить связь с Богом. Как сказано в «Добротолюбии»: «Как ты, будучи противником Бога, можешь надеяться, что тебя кто-то будет прощать?»

Если мы являемся врагами Божьими, то не можем быть друзьями нашим ближним.

Поэтому надо думать в первую очередь о том, как примириться с Господом. Нужно бороться со всем тем, что мешает этому примирению – нашими грехами, страстями, немощами…

– Как научиться прощать? Не дается это человеку, не может он справиться с обидой. И думает, что этим наказывает обидчика, но в результате наказывает только самого себя.

– Человек может простить лишь силою благодати Божией. Своих сил у него на это никогда не хватит. Маловерие, недоверие и страх – главные причины нежелания прощать других. Еще тяжелее простить, когда обида загоняется вглубь. Накопившаяся в сердце обида полностью человека поглощает. В таком состоянии человек не способен простить даже малейший проступок других. Не случайно среди нехристианских народов существует такое понятие, как кровная обида.

Или возьмем пример из Ветхозаветной истории. Иаков восхитил обманом право первородства у Исава. Последний сильно обиделся. Иаков от него спасается бегством на Север к своему двоюродному брату Лавану. Прошло семь лет, затем еще семь лет, и он, женившись и накопив большое имущество, захотел возвратиться в свою обетованную землю. Что он для этого делает? Посылает разведчиков, чтобы те узнали, сердится ли еще на него брат Исав. Ответ не радует. Тогда Иаков посылает брату подарки – одно стадо овец, другое. Но брат все еще сердится. Еще задаривает его. Со временем разведчики докладывают, что брат успокоился, значит, пора в путь.

Братья встретились, обнялись, но внутри Исав не простил обиду, несмотря на подарки брата. И когда род Иакова начал процветать, стала возрастать зависть у Исава и с новой силой проснулась старая обида. И эта кровная обида стала передаваться из поколения в поколение. Она на протяжении сотен лет все время усиливалась – потомки братьев даже воевали друг с другом, истребляли один другого. Именно так всегда действует непрощенная обида.

Всякая обида свидетельствует о том, что человек или совершенно удален от Бога или неправильно в Него верует и почитает.

Если же человек правильно верует в Бога, то понимает, что зря обижаться, а нужно найти силу в молитве и покаянии для прощения. Даже если твой брат тысячу раз не прав, но по-христиански, по Божьему Закону, ты обязан его простить и не держать в себе обиду на него. Не случайно в Евангелии Господь говорит, что мы, христиане, должны быть солью для этого мира. Если бы мы, христиане, сами не умели прощать и не подавали другим людям пример прощения, то мир давно бы загнил от накопленных обид и погиб. Мы бы все давно истребили друг друга.

– Можно сказать, что мир существует, пока мы умеем прощать друг друга.

– Пока мы прощаем – мы люди. Пока мы умеем прощать, мы не зря носим имя христианское.

Беседовала Наталья Горошкова

Стоит ли прощать человека,который вас предал?

    Если человек предал один раз он и предаст второй, с такими людьми нужно быть осторожней.

    Человек который предает является по сути врагом и с таким человеком лучше расстаться или перестать с ним общаться.

    Если вы простите предателя он подумает ничего страшного не произошло и сделает это снова и снова.

    Мне кажется, что так или иначе, но каждый человек имеет право на ошибку и на прощение, тем более, что в данном вопросе пользователь не уточнил, в чем именно заключалось предательство. В любом случае, каждый из из людей решает сам, прощать или не прощать человека, который совершил по отношению к нему предательство.

    Прощать всегда надо! Образа к добру не приведет, чем больше вы будете обижаться тем более в душе будет негатива, поэтому бесспорно прощать надо, но на будущее запомнить, что этот человек не надежна и может подставить в любой момент.

    Простить и понять - почему этот человек предал вас... Прежде всего причину поищите в себе: возможно Вы были слишком доверчивы, возможно не увидели истинную суть этого человека сразу, а потому и доверились ему возлагая определенные надежды(см.выше), возможно Вы сами спровоцировали его на предательство, совершенно того не желая... Да много ещ может быть причин - главное разобраться и найти причину, чтобы впредь исключить этот фактор!

    Предательство, на мой взгляд, нужно по крайней мере стараться не прощать моментально. А если и прощать, то только тем, что хотя бы временно вычркивать человека из своего ежедневника. Это лучшее из прощений. Все другие виды прощений - это предательство самих себя.

    Не все люди умеют не прощать, я с этим очень согласна. И это прекрасные, мягкие люди. Но никогда не нужно доводить себя до мягкотелости. Если Вы хотите простить предателя, то не прощайте его чрезвычайно легко и быстро. Иначе Вы ровным булыжником выложите его скользкую дорожку, чтобы он уверенно шагал навстречу новым и новым предательствам. Не ломайте его и свою судьбу. Сделайте так, чтобы предатель стал бывшим предателем и чтобы ему никогда и никого больше не захотелось предавать. По результатам Вашего прощения он должен захотеть исправиться. Тогда Вы создадите урок, который пойдт, надеюсь, впрок.

    Продолжать отношения с предателем, как будто просто забыв о его серьзнейшем проступке или не заметив его, - это, как говорится дороже будет себе.

    Предавший раз, предаст и второй раз. Нужно прощать предательство просто для своего душевного спокойствия, но продолжать общение с таким человеком я бы не стала. Лично для меня это мучительно больно не доверять))) А доверять предавшему я уже никогда не смогу.

    Простить надо, а вот стоит ли потдерживать с таким человеком отношения-решать прежде всего вам, где гарантия что он или она не предаст вторично?

    Нужно простить чтобы не мучить саму себя мыслями об этом человеке потому что все себе боком выходит когда ты не хочешь прощать и всегда думаешь о нем...Мысленно нужно простить потому что самой легче будет!А если не прощать то это ничем тебе самой не поможет и лучше жизнь не станет и счастливее не сможешь стать и будешь думать и мучиться поэтому простить надо и жить дальше счастливо!А если тот человек сам нарывается как идиот значит не нужно быть впечатлительной к его словам потому что это глупо слушать идиота!))извиняюсь за выражение))))

    Я всегда даю второй шанс, но ни когда не даю третий...

    Единичный поступок в половине случаев не повторяется, но вероятность того что за вторым последует третий, уже 98%. А два оставшихся процента, это очень мало...

    Все мы грешим и Господь нас прощает когда мы покаемся. А предательство это тоже грех. И мы должны прощать все грехи людей против нас. Ведь обида тоже грех. Обида разрушает человека изнутри. Нельзя держать в себе обиду. Это очень плохо скажется на здоровье.

    Проще конечно простить человека, когда он попросит прощение за предательство и обещает больше не повторять. Но бывает и так, что он предал и не считает нужным просить прощение. В этом случае простить еще труднее. Нужно просить Бога помочь нам простить предательство и избавить от обид. И тогда жить станет проще.

О прощении сказано много христианских проповедей и написано немало книг. И все-таки вопросы у нас остаются, и каждому приходится искать на них ответы самому, пусть и прибегая порой к помощи духовно опытных людей. Всегда ли прощение означает полное восстановление прежних отношений? А если не всегда, как узнать, на пути ли мы к прощению? Совместимо ли прощение с отстаиванием своих личных границ? Как быть, если простить не можешь, не в силах? Об этом рассуждают клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, известный церковный публицист протоиерей Константин Пархоменко и его супруга, семейный психолог Елизавета Пархоменко.

— В Новом Завете тема прощения возникает сразу, а Ветхому она что же — чужда?

Когда в Ветхом Завете говорится око за око, зуб за зуб (Лев. 24, 20), речь не идет о прощении обидчика, но это тем не менее шаг вперед по сравнению с добиблейскими представлениями о кровной вражде — за однажды нанесенную обиду мстили долго, могли убить не только самого обидчика, но и всех членов его семьи. Так что введенный Господом в Ветхом Завете принцип равного воздаяния, конечно, ограничивал зло. Но ни о каком прощении речи не шло. О прощении первым заговорил Христос. Это одна из любимых тем Спасителя, очень много поучений Христа, в том числе притч, связаны с ней. И Христос не просто учит, Он Своим примером показывает идеал прощения. Он никогда ни на кого не держит злобы и, даже умирая на Кресте, прощает Своих мучителей и убийц: Отче, прости им, не ведают, что творят (ср.: Лк. 23, 34). А Своей крестной смертью Он всему человечеству прощает все злодеяния, совершенные ранее. Впрочем, надо пояснить, что Он не вообще всем дарует такое прощение, а тем, кто примет Его как Искупителя и Сына Божьего.

Итак, человеку дается возможность начать жизнь заново. И бесконечно прощенный христианин, начиная свою христианскую жизнь, также должен простить другим людям. Об этом говорится в молитве, которую оставил нам Сам Христос — «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В более древней версии было: «…как и мы простили должникам нашим». Древние христиане отталкивались от того, что они прощены и сами уже всем простили, что теперь они по-новому строят человеческие отношения. Но постепенно Церковь стала понимать, что, к сожалению, мы не дотягиваем до этого уровня — мы хотели бы простить, но пока только учимся прощать. Поэтому слово изменили, чтобы там отражалась вот какая мысль: «Прости нам настолько, насколько мы учимся прощать».

Когда я был мальчиком, у меня был друг, которого я очень любил. И однажды он надо мной посмеялся в присутствии компании дворовых ребят. Для меня это было ударом... Потом он много раз приходил ко мне, но я так и не смог наладить с ним общение. Я был далек от веры, и, помню, меня эта история ранила очень сильно. Мне было очень грустно, что я потерял близкого друга. Хотя, по правде говоря, потерял не по вине того мальчика, а по своей узости и неспособности простить. Теперь я иначе отношусь к подобным человеческим поступкам — прощаю людям, понимаю, что каждый может оступиться, что и сам я совершал грехи по отношению к моим ближним. Вот как в браке супруги постоянно друг перед другом бывают виноваты и постоянно друг друга прощают — и это становится полем для совместного роста. А без прощения рост невозможен.

Елизавета Пархоменко: Христос задает высокие стандарты, и без этого христианство немыслимо. И слова Христа о прощении — одни из самых ярких. Но любому из нас когда-то бывает сложно простить обидчика. Одно дело — сказать: «Я прощаю», другое дело — действительно примириться, принять. И мне бы хотелось здесь разграничить наши поступки и наши чувства. Когда Христос говорил о прощении, Он говорил именно о делах, а не о чувствах.

Мне кажется, что понимание этого снимает с человека чувство вины за «неспособность простить». Потому что одно дело — высокая планка, которая нам задана, и наши чувства в связи с этим, другое дело — понимание того, что нужно сделать вот здесь и сейчас, когда высокий идеал еще не достигнут, а на достижение этого идеала может уйти вся жизнь. И если я в ответ на сделанное мне зло не отвечаю злом, то уже выполняю заповедь Христа. А дальше я уже могу размышлять о том, что мне делать, если я человека прощаю и злом за зло ему не воздаю, но у меня остается в душе очень сильное напряжение, с которым тяжело жить. Как раз с этим люди приходят к священнику и к психологу.

Протоиерей Константин Пархоменко: Да, да. Наше прощение — как понимал его Христос — это прежде всего не психологическая перемена в нас (эмоциональное состояние не изменяется так быстро, особенно если обида нанесена сильная), а наше доброжелательное отношение к тому, кто нас обидел. То есть сначала прощение, выражающееся в нашем добром отношении к обидчику, а потом, надеемся, придет и психологическое прощение. Это как в заповеди о любви к врагам: ведь речь идет не об эмоциях, а о делах любви, о том, что мы не должны воздавать злом за зло, что мы должны делать добро в ответ на зло.

Ко мне часто приходят люди, пережившие большие жизненные потрясения. Например, женщина, над которой в детстве издевался отец — вплоть до сексуального насилия. Она разговаривает со мной, плачет, трясется, говорит, что не может этого простить. И я не могу ее за это осудить. Но я говорю ей: «Даже если Вы не можете простить отца, начните делать ему добро, начните строить с ним общение, не мстите ему тем, что порвали с ним отношения, молитесь Богу, чтобы Он дал Вам силы простить отца в сердце». Если начинает выстраиваться такой диалог, то и внутренне человек как-то меняется.

— Да, прощать необходимо, но как быть с личными границами, их ведь надо как-то защищать…

Елизавета Пархоменко: Есть несколько способов сделать так, чтобы в душу пришел мир. И, как ни странно, некоторые из них ведут в сторону, обратную от прощения. Человек задается вопросом: «Всегда ли хорошо не давать сдачи?». Думаю, что есть разные ситуации, в некоторых из них единственный способ простить — это защитить свои границы, проявить свой гнев. А гнев, как и всякое чувство, создан Богом и дан нам зачем-то, следовательно, может быть полезным. Иногда он позволяет нам сохранять себя, добиваться своих целей. Недаром у нас и агрессивность часто ассоциируется просто с жизненной позицией. Есть также выражение «здоровая агрессия». И важно понять, где проходит грань между агрессией здоровой и нездоровой. Потому что если мои границы переходят раз за разом, то, вероятно, во мне будет расти злость. Она будет расти, накапливаться до тех пор, пока не прорвется наружу, так что всем вокруг будет плохо (мы часто такое видим: человек терпит, терпит, а потом «взрывается»). Либо — другой вариант: накопленная злость выйдет из человека спустя долгое время каким-то «кривым» способом — пассивной агрессией (подсознательное желание идти против требований любых авторитетов.— Ред.). Всё это, конечно, не является прощением, хотя при этом человек может даже декларировать, что он всех простил. Поэтому, мне кажется, важно сказать, что зачастую внутренне простить — это разобраться, где и как мы можем отстоять свои границы.

Мне вспоминается история одной моей клиентки — мы работали с ней год, и она постоянно говорила, как сильно обижена на своего мужа за то, что он не хочет ехать с ней в отпуск никуда, кроме как в дом своих родителей, где нужно было все делать так, как хотят они. Наконец она заявила, что тоже имеет право отдыхать так, как ей хочется, и, если супруг не поедет с ней туда, куда хочет она, отправится отдыхать без него. Это не универсальный совет для всех, но в той ситуации муж ее услышал, сказал: «Конечно, я поеду с тобой, если ты хочешь». Но для нашей темы важно то, что изменилось и ее эмоциональное состояние — обида на мужа исчезла. А ведь сначала муж рассердился, даже стал говорить ей какие-то колкости, но она как-то сразу смогла его простить. Получается, когда человек отстаивает себя как личность, ему бывает легче прощать. Конечно, с такими крайностями, как сексуальное насилие, все гораздо сложнее, а вот в быту порой человек говорит другому: «Стоп! Здесь начинаюсь я!» — то есть проявляет себя достаточно агрессивно, но в душе его злости нет, наоборот, он успокаивается.

То есть не нужно связывать прощение с безусловным разрешением другому поступать с нами так, как он хочет. Отстаивая свои границы, можно продолжать относиться к человеку вполне доброжелательно.

— А если я не обижаюсь на человека, но избегаю с ним общения, потому что не доверяю ему, так как он может представлять для меня какую-либо опасность, значит ли это, что я его не простил?

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что нет. Дистанция — это нормально. Но самый достойный, как мне кажется, вариант — открытый, честный, когда, например, я продолжаю с человеком доброжелательно общаться, но не начинаю с ним новых совместных дел. Если человек меня раз за разом обижает, я могу общение и не поддерживать, но сохранять доброжелательное к нему отношение. Можно сказать честно: «Извини, пожалуйста, мне тяжело с тобой общаться, я что-то в себе не могу преодолеть».

Вот пример: у нас в храме был брат, алтарник, который любил тайком запускать руку в церковную кружку. Это было замечено один раз, другой, третий, ему деликатно сделали замечание, он пытался как-то выкрутиться. Все поняли, что от этого брата можно ждать подобных поступков и впредь. Однако отношение к нему не изменилось. С ним продолжали доброжелательно общаться, просто его больше не ставили в ситуацию, которая могла бы его искусить, и, так или иначе, контролировали. То есть у нас не было негатива по отношению к нему, было понимание, что все люди немощные и что вот этот наш брат не может свою немощь победить. Знаете, на радиостанции «Град Петров», куда я хожу записывать передачи, раньше висело объявление, которое мне очень нравится: «Дорогие братья и сестры! Не оставляйте вещи без присмотра, не искушайте немощных доступностью денег».

Елизавета Пархоменко: Это зависит от того, о каких людях идет речь, чего они хотят добиться. Я думаю, что простить человека так, чтобы потом еще и строить с ним отношения, можно, если человек этого прощения просит. И иногда для того, чтобы человек попросил прощения, достаточно просто сказать ему о том, что он нас обидел. Это часто происходит в семьях — я вижу это в работе с моими клиентами: иногда человеку стоит только попросить прощения, как он тут же это прощение получает.

— Но не следует ли христианину отказаться от защиты личных границ, доверив их исключительно Богу? Преподобный Серафим Саровский не только простил напавших на него разбойников, но и запретил их преследовать по закону, то есть вторгся и в юридическую область.

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что это зависит от личного решения человека в конкретной ситуации. Бывает, что возможно не одно, а несколько правильных решений. Мы знаем, что разбойники, напавшие на Серафима Саровского, покаялись. Может быть, это Господь святому открыл, что их не нужно преследовать. А какие-то другие могли не покаяться — их бы отпустили, а они пошли бы и кого-то другого ограбили или зарезали. Так что история с Серафимом Саровским — это исключительный случай, возможный, в первую очередь, со святым человеком. Ее ни в коем случае нельзя возводить в общее правило. Нельзя не давать вершиться правосудию, которое ограничивает распространение зла.

— Даже и в церковной среде порой приходится слышать, что прощать мы должны только тех, кто прощения у нас просит, а если человек не просит, то какое же может быть ему от нас прощение…

Протоиерей Константин Пархоменко: Христос же не ставил никаких условий для нашего прощения. Он не говорил: «Прощайте после того, как у вас попросят прощения». Он заповедал нам любить наших врагов. Подразумевается, что враг у нас прощения не просит,— ведь если он попросит, то уже перестанет быть нам врагом.

Елизавета Пархоменко: Как ни странно, мы сами решаем, прощать или не прощать, злиться или не злиться. Часто можно услышать: «Я злюсь и ничего не могу с этим сделать». На самом деле может. И первый шаг здесь — принятие на себя ответственности за свое состояние: «На самом деле это я злюсь, это не тот другой человек отвечает за мою злость. Кнопочка включения и выключения моей злости находится не где-то там, а во мне».

— Если человек говорит: «Что мне делать? Как мне простить?» — значит он уже ищет решение. А если человек такого решения не ищет? Как подвести к мысли о необходимости прощения?

Елизавета Пархоменко: Если человек не хочет прощать и доволен этим, то, пока с ним не случится что-то, что подвигнет его именно к прощению, его невозможно заставить простить. Точно так же как алкоголика невозможно убедить в том, что ему пора бросить пить, пока у него самого не созреет такое решение. Возможно, для этого ему придется дойти до дна.

Протоиерей Константин Пархоменко: Одно дело — простить человека, который у тебя взял деньги и не отдал, другое — простить убийцу твоего ребенка. Возможно, во втором случае человек в этой жизни и не сможет простить. Но как христианин он может сделать все возможное для этого, молиться, чтобы Господь дал ему мир в душе.

Елизавета Пархоменко: Невозможность простить обидчика и отпустить ситуацию ведет к застреванию в ситуации. Именно это происходит с жертвами насилия. Они застревают и не развиваются, например не могут строить новые отношения. Поэтому у них путь к прощению лежит поначалу через какую-то злость, сильную и страшную, такую, с которой сложно соприкоснуться, но ее нельзя обойти или перепрыгнуть. Это путь от противного, и это особая проблема. Часто люди приходят на консультацию, и как только касаются определенной темы, то как будто теряют ощущение реальности. У человека есть и хорошая семья, и хорошая работа, и еще много чего, а он сидит как замороженный и злится вместо того, чтобы жить. Думаю, что, во-первых, нужно все-таки взять на себя ответственность за свою злость, а во-вторых, посмотреть за нее. За злостью всегда стоит боль. Нужно обратиться к этой боли. Потому что злость — защитная реакция, легче злиться, чем разбираться со своей болью, со своей потерей. А когда человек принимает реальность, злость уходит, в ней больше нет необходимости.

Протоиерей Константин Пархоменко: И в духовной жизни то же самое. Если человек считает себя христианином, но не прощает, то происходит остановка в духовном росте.

— А как самому себе ответить на вопрос, простил ты или нет?

Протоиерей Константин Пархоменко: Как духовник, я вижу следующее: приходят люди, что называется, «ультраправославные», соблюдающие все посты, читающие акафисты. Говорят, что всех простили и всех любят, но начинается исповедь, и из человека изливается просто поток осуждения. Вероятно, у них накопились неразрешенные проблемы, в которых они сами себе боятся признаться. Идеал прощения — это принять обидчика в его прежнем статусе. Помните, как в евангельской притче отец принимает блудного сына (см.: Лк. 15, 11-32)? Он возвращает ему все, вплоть до права опять считаться наследником своего состояния. А если так не получается, значит надо с этим работать.

Елизавета Пархоменко: Когда человек говорит, что всех простил, а на самом деле это не так, то его слова — тоже защитная реакция, которая позволяет ему не задумываться о том, что происходит в его душе. В этом смысле верующему человеку бывает сложнее, потому что ему страшно признаться себе в том, что он злится: он знает, что это грех, что он обязан простить. И если мы говорим не о первой стадии, когда нужно просто не делать обидчику зла, а о следующей — о том, чтобы внутренне отпустить ситуацию, вернуть себе душевный мир,— то мы возвращаемся к тем способам, о которых уже говорили: отстаивание своих границ, соприкосновение со своей болью или выстраивание диалога с обидчиком.

Протоиерей Константин Пархоменко: Хочу вспомнить еще формулу, выраженную святыми подвижниками: наши враги — наши друзья, потому что они помогают нам что-то понять, к чему-то прийти, стать лучше, чем мы были. Древний подвижник авва Дорофей сказал замечательную вещь: «Каждый молящийся Богу: “Господи, дай мне смирение!” — должен знать, что он просит Бога послать ему кого-нибудь оскорбить его». Живя в этом мире, мы не можем избежать встреч с людьми, которые нас так или иначе ранят. Но каждая такая встреча — возможность открыть себя, честно на себя взглянуть, увидеть свою слабость, увидеть в себе отсутствие настоящей любви, терпимости — и с этим работать.

— Так говоришь, простила?
— Да, простила. Зачем мне груз больших обид.
— И даже то, что он…
— Простила!! Пусть будет счастлив. Без обид.
— А знаешь, он расстался с ней недавно,
Страдает, даже много пьёт…
— А! Есть на свете справедливость!
Пускай узнает, как мне быть одной!
— А говорила, что простила…
— Говорила?

(Марина Александрова)

Ну что узнали себя? Признайтесь себе. Ведь знаете, что надо прощать, что не надо таскать с собой обиды, но…

Вот такое огромное НО… Не получается!!

Бывает, что вы уверены, что простили, отпустили прошлое, вообще уже идет тридцать третий этап вашей жизни после той обиды и кажется, что всё.

Но кто-то рассказывает о том, как всё зашибись-хорошо у обидчика и внутри тихо пищит голосок: «ну да.. пусть так, но как-то не справедливо… или и тут меня перескакал, что я за тетёха такая»..

Почему так тяжело расстаться с обидой

Если нам так тяжело расстаться с обидой, то нам зачем-то это нужно.

Быть обиженным выгодно

Этим можно объяснить своё нынешнее положение дел : особенно если «в детстве обидели меня такого беззащитного».

Теперь вот не справляюсь с убеждениями и установками, а может травмами.

Этим можно объяснять почему вы чего-то не делаете – «ну я же обожглась, пробуйте сами».

Вы жаждете справедливости

Справедливость подразумевает, что что-то заслужено или незаслуженно, что-то хорошо, а что-то плохо. Т.е есть оценка.

Оценка это всегда сравнение . Даже высшая оценка «отлично» подразумевает в самом корне слова отличие от кого-то или чего-то.

Справедливость штука сильная, потому как прививается в детстве.

Бардак в голове по этому поводу сильный, потому что слова и дела в вопросах справедливости часто расходятся , начиная от родителей и до начальства.

Но именно понятие справедливости позволяет нам быть обиженным и даже оправдывать своё не самоё лучшее проявление. Мы разрешаем себе делать то, за что обиделись .

Например, обиженный преспокойно обсуждает «эту редиску, которая посмела на меня всякую грязь лить», мало чем отличаясь от этой самой «редиски» в этот момент.

Но мы разрешаем себе это, потому что это в сторону обидчика.

Каждая обида уникальна

Уникальность обиды — это самая большая бяка.

Даже очень духовные люди постоянно претендуют на уникальность . Но не на уникальность, которая как раз наконец-то научит НЕ СРАВНИВАТЬ, что Я ТАКОЙ и у меня не может быть, как у других априори!

А уникальность пережитого . Сколько тут написано рецептов и методов прощения и всегда найдутся те, кто пишут о своей ОСОБОЙ боли и обиде.

«Вам легко говорить, вы такое не переживали».

Причем часто бывает, как в притче о выборе «Своего Креста», в которой мужик взмолился, что крест его непосилен и его пригласили на небеса выбрать любой другой.

Выбрал он самый маленький и пошел, услышав смех ангелов за спиной: «свой же и выбрал».

Алгоритм прощения обиды

1. Признайте наличие обиды

Осознание, что обида есть: иногда явная, иногда вдруг вылезет старьё.

Отслеживается личной реакцией на информацию о старых обидчиках (см. эпиграф).

2. Выпустите гнев

Гнев, желание справедливости — это надо выпустить.

Признать и позволить себе тоже быть сволочью на минуту, желая всех тяжких обидчику.

Тут очень помогает техника «камушка». Найдите камень (образ обидчика), уйдите подальше от людей, выговорите или даже выкрикните всё-всё этому камню и выбросьте куда подальше, лучше в водоем.

3. Поймите, что всё проходит

Понять, что всё проходит… ну, абсолютно всё проходит!

Сходите на кладбище и убедитесь, что проходит всё. Это снижает значимость любой проблемы, успокаивает эмоции и повышает осознанность.

Обида уже не то, что сжирает вас изнутри и иногда даже клинит мозги, а просто задача, которую надо решить … желательно до кладбища.

4. Ищите драгоценность

Поймите, что в любой болезненной ситуации есть Жемчужина мудрости.

И ВАМ, именно вам, это было нужно. Не этот гад испортил вам жизнь, а вы зачем-то его «попросили» научить вас чему-то.

Мне помогает написать так называемый Я-кательный переворот : Пишете все претензии без стеснения и выбора слов.

«Он не любит меня. Он издевается! Как он мог сказать такое!» и тут же переписываете, заменяя «Он» на «Я».

«Я не люблю себя, я издеваюсь над собой…». Так можно увидеть в чем урок .

5. Признайте, но отпустите обиду на себя

Тут появляется самая неприятная штука – обвинение себя, за то, что допустил ТАКОЕ в своей жизни, за то что притянул ситуацию…

Т.е обида на себя любимого, а значит нелюбовь к себе, что уже печально. Простить себя тяжелей всего, потому что больше не на кого сбросить ответственность.

Вот тут как раз вспомните про свою уникальность (а не уникальность ситуации), свой неповторимый опыт и путь на этой планете, и любыми способами верните любовь к себе.

Примите себя, всё, что вы натворили. Никакого самобичевания . Ну наломала дров, так пусть горит всё синим пламенем – может теплей станет.

6. Напишите письмо-прощение

Хорошо работает, когда вдруг нахлынуло воспоминание. Хватаем лист и ручку и пишем:

  • мне очень жаль, что …
  • прости меня за …
  • я благодарю тебя …
  • я люблю тебя.
  • я прощаю себя!
  • я принимаю себя!
  • я одобряю себя!
  • я отпуская себя!
  • я люблю себя!

Если надо, то прокрикиваем написанное со всеми накрывающими эмоциями. Хоть 50 раз!

7. Откажитесь от понятия справедливости на ЛЮБОМ уровне

Избегаем ошибки – ожидание справедливости.

Даже если мы всё поняли и честно пытаемся простить обидчика, то в глубине души надеемся на справедливость и уже не на уровне простого 3D-мира, а духовного.

Вот я уже на уровень выше, маг и волшебник, а он-то там барахтается в 3D-мире и даже если внешнее у него всё благополучно, то я-то знаю, что ему всё вернётся энергетически…

Смешно?.. но ведь так. Признайтесь.

Лучше поблагодарите того, кто обидел – его душе пришлось проявлять себя не в лучшем свете, чтоб вас научить.

8. Прощение обиды, как жизненная необходимость, пусть даже без понимания умом

Попробуйте представить, что обида — это удар ножом … пусть не в сердце, а, например, в ладонь.

Рана кровоточит и болит. Её нанес нож.

И вы вместо действий по остановке крови и обработки раны, обращаете гнев на нож. Даже выбросив его в ведро, продолжаете вспоминать и жалеть , что не бросили его в плавильную печь.

При каждом воспоминании рана кровоточит.

Ну что? Будем истекать кровью и продолжать убеждать себя, что имеете на это право и что-то там про справедливость?

У вас поломка в потоке энергий, надо чинить и налаживать, а нож так и не понял, за что столько на него – он своим делом занимался вообще-то.

Кстати, неплохо бы действительно назначить какой-либо нож (булавку и т.п) образом вашей обиды и выкинуть.

Так сказать «проститься-попрощаться» . Прощение состоялось.

Эффективный способ освободиться от негативного влияния прошлого на вашу нынешнюю жизнь - мастер класс Алены Старовойтовой .

Напишите новый, успешный и счастливый сценарий вашей жизни.

P.S. Прощение..

Я прощаю тебя, его, кого-то. А на каком основании?

Этот человек хуже тебя, а ты «божественней» его, что бы прощать?..

Если вы прощаете человеку денежный долг, то вы освобождаете его от обязательств в отношении вас.

Вроде понятно. Т.е прощая, мы освобождаем от обязательств .

КАКИХ? У кого обязательства? У Вселенной, которая «несправедлива» была. У человека, который был обязан?

Кем обязан, кто решил, что обязан? … Если посмотреть с этого ракурса, то и права-то такого у нас нет – обижаться и прощать.

Обиды, разочарования, душевная боль – естественная реакция нашей психики, когда нам кажется, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Но если упиваться ими и позволять управлять нашими выводами и последующими действиями, можно серьезно навредить этим не обидчику, а самим себе. Что значит простить человека и как научиться прощать?

О важности прощения говорят все духовные учения и психологические течения. Прощая, вы освобождаете в первую очередь свою собственную душу, а вовсе не совесть предавшего вас человека. Но простить порой бывает очень непросто, особенно если его поступок серьезно повлиял на вашу жизнь. Попытаемся разобраться, как это сделать.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Жертва обстоятельств или хозяйка своей жизни

Абсолютно в любой ситуации у вас есть два взгляда на нее, два способа ее осмыслить и пережить. Первый – это . Он сопровождается вопросами «Почему человек так поступил со мной?», «Я не заслужила такого отношения», «Как он мог так со мной поступить» и подобными. Находясь в этом состоянии, вы смотрите на случившееся с пассивной точки зрения. Вы как бы ни при чем, словно и не участвовали в ней.

При таком отношении обида расцветает яркими красками, обидчик – гадкий и мерзкий человек, и вы, конечно, никогда и ни с кем не поступили бы подобным образом. Простить в этом случае для вас будет означать еще больше унизить себя и признать его право поступать так, как он считает нужным и возможным для себя. Конечно, это сложно.

Но есть и другой взгляд. Вы можете взять на себя часть своей ответственности. Вас предали или обманули, и человек, которому вы доверились, оказался настоящим мерзавцем. Но ведь вы сами не разглядели его изначально, ошиблись в нем. Значит, небольшая доля ответственности за случившееся лежит и на вас.

И не лучше ли, вместо того, чтобы призывать громы и молнии на его голову, сделать выводы о том, что вы не очень хорошо разбираетесь в людях и начать учиться этому. Пересмотреть свое умение выстраивать личные границы, замечать во время общения тревожные звоночки, оценивать человека объективно, по его поступкам, а не по собственным эмоциональным реакциям на него.

Прощение в этом случае станет естественной частью этой ответственности. Вы не можете отвечать за действия других людей, зато вы можете в полной мере отвечать за свои собственные действия. И признавать право на ошибки и не очень этичные поступки, как свое, так и чужое.

Что значит простить человека

Кажется, что прощение – это эмоция, но это не совсем так. Это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя разные этапы и вполне определенный ряд конкретных шагов, о которых мы сейчас поговорим подробнее.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Что делать, чтобы простить человека

3.Проанализировать случившееся

Как только вы обнаружите закономерность, мешающую вам понять, что значит простить человека и как научится прощать – вы уже на полпути к освоению этого важного навыка. Что общего в этих случаях? Что было задето в вас, какие слабые точки? Когда вы найдете их, прощать станет намного легче, и вы будете делать это в разы быстрее.

Подумайте еще о том, что и вы сами наверняка не святая. Что тоже совершали нехорошие поступки и обижали других людей, иногда осознанно, иногда нет. Это не к вопросу о карме и не о законе бумеранга. Это к тому, что людям в разных ситуациях свойственно проявлять себя по-разному, по разным причинам.

Вы станете мягче к другим, когда осознаете и свое собственное несовершенство, и свои темные стороны личности, признаете право на их существование и проявления. Прощение – это не поиск правых и виноватых, а признание того факта, что каждый может быть неправым, ошибиться, совершить глупость или гадость. Каждый, в том числе и вы сами.

В заключение

Научится прощать важно для вашего же блага. По мере взросления и познания самого себя каждый находит свой собственный путь к прощению, но лишь только когда осознает важность этого умения. На помощь приходит опыт, как позитивный, так и негативный. Но чем лучше вы владеете искусством простить человека, тем легче вам общаться с людьми и выстраивать отношения с ними.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.