Как правильно праздновать Пасху — традиции и обычаи.

Пасха считается главным праздником у православных христиан, ее называют «праздников праздник и торжество из торжеств». В 2018 году День Светлого Христова Воскресения выпадает на 8 апреля. Как встречают, как поздравляют с Пасхой, что можно и нельзя делать в этот день?

Первые христиане праздновали Пасху еженедельно - пятница была днем поста, посвященного страданиям Иисуса, а воскресенье - днем радости о воскресшем Господе. Со II века праздник стал ежегодным.

Слово «пасха» происходит от названия ветхозаветного праздника Песах (от еврейского «пасах» - «проходит мимо»). Он совершался в память об исходе евреев из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Пасха - «передвижной» праздник, она каждый год исчисляется по солнечно-лунному календарю. Вопрос с датой разбирали на первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Именно там постановили, что праздновать Пасху следует в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, по истечению полной недели со времени ветхозаветной иудейской Пасхи. Расхождения в дате торжества у православных и католиков возникли в XVI столетии после введения григорианского календаря.

Традиции празднования

Пасхальное богослужение во всех православных храмах начинается вечером в субботу. Около полуночи верующие совершают крестный ход - с хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери и с пением канона Пасхи.

Служба состоит из нескольких обрядов: основного молебна, который обычно продолжается до 3-4 часов утра, Пасхальной заутренней молитвы, по завершении которой служится Божественная Литургия. В чем смысл пасхального битья яйцами?

После богослужения освящают куличи, творожные пасхи, яйца, мясные продукты, сыр, творог и артос - особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения.

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. На Руси была традиция - как можно скорее отнести пасхальный кулич домой. Считалось, что у самого быстрого будет лучший урожай.

Поздравлять с Пасхой следует словами «Христос воскресе!», ответом является фраза «Воистину воскресе!». Затем верующие трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Воистину - наречие, пишется слитно. Его значение - в самом деле, поистине, действительно. В словарях отмечено, что это слово «высокого» стиля, то есть придает речи оттенок торжественности, приподнятости. Воистину не является вводным словом, не выделятся запятыми.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Основные пасхальные торжества происходят в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье.

Что нельзя делать на Пасху

В День Светлого Христова Воскресения нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. При этом церковь напоминает, что примерное поведение не ограничивается сутками, ведь празднование Пасхи длится неделю.

На Пасху нельзя венчаться. Запрет на женитьбу сохраняется всю Светлую неделю. Внимание верующих должно быть обращено на радость за воскрешение Христа, а не личные дела.

Также не стоит ездить на кладбище. Протоиерей Игорь Фомин объяснял в православном журнале «Фома», что эта традиция появилась в советские годы, когда встретиться с загробным миром можно было только на могилках родных. Для поминания близких лучше выбрать другой день, например, Радоницу.

Не следует выкидывать освященные в храме зачерствевшие куличи и скорлупу от яиц. Их надо сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать ногами.

Погода на Пасху

Народ по погоде на Пасху определял, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год. Если пасмурно, то лето будет холодным, а если ясно, то - солнечным.

Если дождь, то такой будет вся весна, а если разыгралась гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай. Холодная, но не минусовая погода - к сухому лету. Если во вторник после Пасхи ясная погода, то все лето будут идти дожди.

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте

” состоялась пресс-конференция на тему: “Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху”. В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица

– Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной.

Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад.

В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда) мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему, что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение – дерево.

Второй момент, который особенно вспоминается в эти дни, это женщина грешница, которая, купив драгоценное масло и сев у ног Спасителя, помазала его ноги этим маслом, приготовляя его к будущему погребению. Можно сказать о таком любопытном моменте, связанном с местом . Нас иногда упрекают в гендерном шовинизме, что в православии нет , женщина занимает второстепенное место.

Нужно сказать, что для целого ряда главнейшей в богослужении Страстной недели очень важные песнопения написаны женщиной, монахиней Кассией, жившей в 9 веке от Рождества Христова. Главные песнопения Великой Среды как раз написаны этой монахиней.

Среда – это день воспоминания предательства Иуды, ближайшего ученика Спасителя, который тем не менее в сердце своем вынашивает замысел совершить это злодейство. При всей значимости первых трех дней Страстной недели, несомненно, главнейшими являются три последующих.

Великий Четверг – это день, когда Христос вместе со своими учениками и для них, и для всех, кто будет носить имя христиан в последствии, устанавливает то, что станет центром жизни исторической христианской церкви на протяжении двух тысяч лет и будет таковым, как мы верим, во всю земную историю. Таинство, которое называется Евхаристией по-гречески, или в русском переводе – Благодарение. По-другому оно называется – , когда под видом хлеба и вина христианин соединяется с самим Богом предельно реальным способом, становясь с ним единым не только душевно, но и телесно. Это великий дар Божий, который всей христианской исторической традицией воспринимается не только как центр христианского богослужения, но и жизни церкви в этом земном мире, и это событие связано именно с четвергом. Этот день называется еще и Чистым четвергом, или Великим четвергом.

О некоторых суевериях, которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны

– Существует странное, иногда почему-то тиражированное представление, что Чистый (Великий) четверг, когда нужно все мыть.

Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает.

Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это , или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа – на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе. И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба, также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции.

Как проводить Пасху (как вести себя на Пасху)

Пасха – главный праздник для всех христиан, а православными христианами он особенно любим . В этот день мы радуемся и торжествуем - ведь Пасха символизирует избавление людей от рабства, вечную жизнь и блаженство, дарованную им через искупительную жертву Христа Спасителя. Воскресение Христа – это основа христианства, и именно об этом говорили апостолы, когда утверждали Его церковь на Земле.

Сегодня, к великому счастью, в России возродились традиции празднования Пасхи , однако в СССР всё было по-другому: а ведь большинство из нас родились и выросли именно в те времена. Как же надо правильно вести себя на Пасху, что следует делать верующим, а что является нежелательным и недопустимым?

Древние христиане вели себя просто: они всю пасхальную неделю собирались для Богослужения – в храме, если была возможность, или в обычном доме – чаще всего. Главное, что они всегда освящали этот день благочестивыми делами, подавали милостыню и вообще занимались благотворительностью, как сказали бы сегодня.

Иисус, воскреснув, освободил от смерти всех людей, и первые христиане подражали ему в этом: например, некоторые правители открывали тюрьмы и выпускали на волю заключённых – кроме уголовных преступников.

Простые люди помогали в этот день нищим и убогим, раздавали им освящённую еду, таким образом, позволяя им участвовать в Светлом празднике. Благочестивые верующие и в наши дни сохраняют святой древний обычай: в течение всей Светлой седмицы посещают Богослужения в храме.

Верующие сегодня задают священникам разные вопросы о Пасхе , но есть темы, которые интересуют почти всех.

Можно ли посещать кладбища в день Пасхи? Какого цвета должны быть пасхальные яйца? Как и что нужно кушать в Пасху, и сколько спиртного можно выпить?

Можно ли посещать кладбища в день Пасхи

Традиция посещать в день Пасхи кладбища возникла в СССР, когда подавляющее большинство населения просто боялось идти в храм. А вот прийти на кладбище, и там отметить Пасху, помолиться – это считалось нормальным. Сегодня всё по-другому, и можно вспомнить, что в календаре православной церкви есть специальный день поминовения усопших – Радоница, когда следует идти на кладбище. А в день Пасхи лучше пойти в храм.

Поездка в этот день на кладбище – это просто непонимание смысла праздника Пасхи , символизирующего победу жизни над смертью, поэтому тем, кто считает себя православными христианами, следует быть духовно более чуткими и внимательными к учению Христа.

Священники, желающие помочь прихожанам разобраться в подобных вопросах, объясняют также, что не суть важно, в какой цвет красить яйца или что именно поставить на праздничный стол.

Главное в Пасху – посещение Богослужения: только там, в молитве и любви, можно почувствовать и пережить чудо Светлого Христова Воскресения.

Когда следует посещать кладбище?

Когда же всё-таки следует идти на кладбище, чтобы поминать усопших? Первый день, когда можно это делать – вторник Фоминой недели - он и называется Радоницей. Ни в коем случае нельзя устраивать на могилах пьяные оргии - а именно так всё часто и происходило в «советские» времена, и, к сожалению, случается и сегодня.

Самое главное в поминовении усопших – искренняя молитва, а вот поминки за столом, памятник и даже гроб – это просто традиции, не являющиеся важными и необходимыми для вечно живой души христианина. Молиться за усопших можно дома, на кладбище, но лучше всего – церковное поминовение.

На кладбище же надо зажечь свечу, а для совершения чина литии – особой усиленной молитвы об усопших – пригласить священника. Есть также молитвы, которые могут совершать обычные люди – простые христиане. Потом нужно привести могилу в порядок, если это необходимо, или просто почтить память покойного молчанием.

Пить и есть на кладбище не надо, и нельзя выливать на могилу спиртное – это прямое оскорбление усопшего; не надо оставлять на могиле стопку водки с кусочком хлеба – это обычай с языческими корнями, не имеющий отношения к православию. Еду, которую обычно тоже оставляют на могилах, лучше раздать нищим.

Что кушать на Пасху?

Ещё один частый вопрос: что нужно и можно есть в Пасху? Священники также с сожалением отмечают, что для многих людей Пасха в первую очередь является не Великим праздником, а днём, когда наконец-то можно наесться после долгого поста.

Пасхальный Кулич

Между тем, разговляться следует постепенно, и первой пищей, которую можно есть в Пасху, является кулич, освящённый в церкви – символ Светлого праздника. Кулич также символизирует тот хлеб, который на Тайной Вечере благословил сам Христос, а ещё тот, который Он после Воскресения разделил со своими учениками.

Раньше закваску для кулича выращивали специально, и приготовленное на ней тесто было пышным, нежным и воздушным.

Можно сделать это и сегодня, если есть время, но в любом случае выпекать куличи лучше дома – тогда они будут излучать тепло, и пойдут на пользу каждому члену семьи. Магазинная выпечка не отличается такой душевностью, и к тому же в ней используется маргарин, химические добавки (красители, ароматизаторы) – на хлебозаводах не выпекают пасхальные куличи по особой технологии.

Как приготовить Пасхальный Кулич

Для приготовления домашнего кулича надо взять 6 стаканов муки, 3 ст. молока, дрожжи, развести опару и поставить в тёплое место. Потом 5 желтков растирают с сахаром (2 ст.), солью (1 ч.л.) и приправами - палочкой ванили, кардамоном (10 орешков) или розовым маслом (2 капли). Всё это добавляют в опару, когда она подойдёт, плюс еще 2 яйца, 0,5 ст. чуть тёплого топлёного сливочного масла, и ещё 6 ст. муки, но тесто не должно быть слишком густым. Тесто хорошо выбивают на столе, добавляют изюм (0,5 ст.) и оставляют подходить до утра.

Утром его снова выбивают и оставляют полежать на некоторое время. Далее тесто разделяют на 2 части, укладывают в формы, дают ему подняться на ¾ их высоты, и ставят выпекать в духовку или печь. Получится 2 кулича.

Всего потребуется: муки – 12 стаканов, молока (желательно парного) – 3 ст., дрожжей – 50 г, сахара – 2 ст., яиц – 7 шт., масла топлёного – 0,5 ст., изюма – 1,5 ст., соли – 1 ч. л., ароматные приправы – по вкусу.

Яйцо на Пасху

Что касается яиц, то сегодня мы знаем, откуда пошёл обычай дарить их в Пасху – в СССР об этом мало кто знал, но люди всё равно красили яйца и дарили их друг другу.

Красное яйцо впервые поднесла в дар императору Тиберию святая Мария Магдалина, и это тоже символизирует торжество жизни, которая рождается из яйца, хотя оно имеет твёрдую скорлупу; а Христос восстал из гроба, явив нам чудо Воскресения и подарив жизнь вечную. Как уже сказано, не столь важно, в какой именно цвет окрашивать яйца - важно то, что мы чувствуем и ощущаем в Светлый праздник, посещая Богослужения в церкви.

Мясные блюда на Пасху

Из мясных блюд на Пасху традиционно готовили студень: из говяжьих, свиных и бараньих ножек, голов и субпродуктов, добавляя морковь, лук и приправы. Подавали с хреном – так блюдо лучше усваивалось.

Популярны были также утка (гусь) с яблоками и буженина – запечённый с чесноком и перцем окорок - их тоже ели с зеленью и свежими салатами.

Вообще мясные блюда полагается есть не в Светлое Воскресение, а уже к концу Светлой седмицы – в пятницу или субботу, и раньше христиане всегда воздерживались от жирной и калорийной пищи в первые дни праздника.

Это правило очень мудрое, но в наше время часто бывает так, что после Пасхи у медиков прибавляется работы: резко возрастает число пищевых отравлений, обращений к врачу с расстройствами желудка и кишечника, обострениями сердечнососудистых заболеваний и т. д.

За праздничным столом можно съесть не более одного яйца, 150-200 г мяса, а от жирных соусов и кремов лучше отказаться вообще .

Отдайте предпочтение рыбным блюдам, овощам, злакам и фруктам , а в употреблении алкоголя проявите умеренность и осторожность – в первый день достаточно стакана красного вина. Что касается водки, то православная церковь никогда не приветствовала её употребление, и тем более в Пасху, когда благочестивые христиане радуются, молятся и наслаждаются богатством христианской веры, слушая торжественные песнопения и псалмы.

Лучше всего в эти дни постараться делать добрые дела, помогая тем, кто нуждается в помощи; можно отдыхать, бывать на природе, встречаться с друзьями, приглашать гостей и ходить в гости самим, однако всегда надо помнить смысл Пасхи: победу жизни над смертью и радость о Светлом Воскресении Христа.

Пасха в этом году приходится на 1 мая. Это – самый большой православный праздник. Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Своим воскресением Христос избавил людей от смерти, дал надежду всем нам на вечную жизнь. Пасха каждый год празднуется в разные числа месяца, но обязательно в воскресный день. Мы расскажем о том, как правильно готовиться и праздновать православную Пасху.

Люди верующие готовятся к Пасхе задолго. Они постятся 40 дней (именно 40 дней провел в пустыне Иисус Христос до своего распятия). Последняя неделя перед Пасхой называется Страстная Седмица. Все эти дни душа верующего как бы "прислушивается" к тому, что мы называем Страстями Господними, к последним Его дням на земле в образе человеческом.

Особое значение имеет Страстный Четверг - день, когда Иисус со своими учениками на Тайной Вечере разделил праздничную трапезу. В народе этот день называют Чистым Четвергом, все православные по возможности стараются причастится. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история вся история Страстей Христовых. На службе люди стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старинному обычаю делают на косяках дверей знак креста святым огнем.

В этот день принято приводить в порядок свой дом и очищать тело.

В Великую пятницу из церкви выносят плащаницу - кусок ткани, которой было обвито тело Христа. На ней изображен Спаситель, положенный во гроб. В этот скорбный день воспоминаний о смерти Христа полагается ничего не есть. Вечером совершается чин погребения Христа. Хор печально поет "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Плащаницу несут вокруг церкви. Это символизирует схождение Христа в ад.

И вот наступает Страстная Суббота. В древние времена христиане после субботней литургии не уходили из церкви, а оставались там до ночи и питались хлебом и вином. В память об этом в субботу освящают эту пищу.

Во время службы священники меняют черные облачения на белые. В домах испечены куличи, покрашены яйца. Все наполнено трепетным ожиданием праздника.

В ночь Воскресения Христова , в ту ночь, когда свершилось чудо, проводится самое торжественное богослужение: пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг церкви, радостная утреня и божественная литургия. В этот день народ спешит в храм. Люди, приобщившись к духовной радости праздника, освящают пасху, куличи, яйца. Таким освящением церковь благословляет верующих после долгого поста снова употреблять "скоромную", то есть непостную пищу. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней.

Следующие шесть дней пасхальной седмицы также считаются праздничными , по своей значительности они приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой, Святой, Пасхой. Церковное богослужение происходит при открытых царских вратах в знак того, что Воскресением Христовым для рода человеческого вновь открыты двери рая. Всего же празднование Пасхи продолжается 40 дней, так как именно столько времени провел Христос на земле вместе со своими учениками после воскресения.

Отметим, что возникновению обычая красить яйца на Пасху мы, согласно преданию, обязаны римскому императору Тиберию. Именно к нему пришла Мария Магдалина с вестью о воскресении Христа, принеся с собой яйцо в качестве символического подарка (в древности яйцо олицетворяло жизнь). Император заявил, что поверит в воскресение Христа не ранее, чем белое яйцо в руках Марии Магдалины поменяет свой цвет на красный - и оно тут же стало красным. С тех пор на празднование Пасхи принято красить яйца в красный цвет, в частности, при помощи луковой шелухи. Однако куличи и яйца отнюдь не единственные традиционные блюда пасхального стола: гостей принято угощать студнем, бужениной, пасхами с творогом, запеченной домашней птицей.

Интересные факты, связанные с Пасхой:

Обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще древние египтяне и персы, которые обменивались ими в рамках празднования начала весны. Яйца означали тогда пожелание плодородия.

Самые известные пасхальные яйца, изготовлены Петером Карлом Фаберже - еще в 1883 году царь Александр заказал подарочный набор таких яиц для своей жены.

Самое большое пасхальное яйцо находится в Вегревилле, Альберта, Канада. Оно весит около 2 тонн, а его длина - около 8 метров.

В России самое большое пасхальное яйцо было изготовлено изо льда в 2010 году. Его вес составил 880 килограммов, а высота 2,3 метра.

Яйца красят в Великий Четверг как и пекут пасхальные куличи. Тогда же заведено изготовлять пасхи - блюдо из творога.

Церемония выноса Святого Света в Святую Субботу проводится вместе греческим и армянским патриархами Иерусалима.

Самый большой в мире пасхальный кулич весом более 2 тонн и высотой в 2,4 метра испекли в 2011 году в поселке Ялта Донецкой области.

В России разрисованные пасхальные яйца или писанки хранили дома в течение всего года, чтобы, таким образом, уберечь своё жилище от пожаров, потопов и других катаклизмов природы

В Коломне есть музей Писанки, здание построено в форме яйца.

На Страстной неделе лишь один раз в год готовят миро - особенная смесь из нескольких десятков веществ на основе оливкового масла, ароматных трав и благовонных смол.

В России в старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым. Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда. Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока. Подавать в этот день рыбу было не принято.

Кроме того некоторые россияне на Пасху посещают могилы родственников. Однако в Православной Церкви это не приветствуется. Как отмечают святые отцы в связи с радостным днём Пасхи прекращается поминовение усопших на всю Светлую седмицу. Поминать родственников призывают в Радонницу (Родительский день)

В русской православной церкви есть обычай читать на праздничном пасхальном богослужении 17 первых стихов Евангелия от Иоанна на различных языках.

Католическая Пасха в 45% случаев на неделю ранее православной, в 30% случаев сходится, в 5% -- расхождение в 4 недели, в 20% - отличие в 5 недель.

В 2014 году католики отмечали Пасху вместе с православными христианами.

Из бывших стран СССР только в Белоруссии и католическая, и православная Пасха считаются государственными праздничными днями.

Английское название Пасхи, Easter, произошло от имени англо-саксонской богини зари, Eostre. У нас эта богиня больше известна под именем Иштар (и соответствующего ему греческое имя Hestia, германское Eostre, Ostarta, литовское Austra)

У католиков символ Пасхи это кролик. Во многих европейских странах, дети верят, что при условии примерного поведения с их стороны Пасхальный Кролик приходит накануне праздника и откладывает в гнездо цветные яйца. Гнездо (или корзинку) нужно было приготовить заранее в укромном месте. Малыши обычно использовали для этой цели свои головные уборы, раскладывая их по сараям, амбарам и прочим уединенным помещениям. Прихода чудо-кролика ждут почти с таким же нетерпением, как визита Санта-Клауса.

Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик. Накануне Пасхи этот ушастый персонаж можно встретить повсюду и в разных видах. Кроликов делают из шоколада,марципана и прочих лакомых материалов, их шьют из плюша и меха, лепят из глины.«Кроличий» орнамент украшает многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду. И, конечно же, открытки.

76 процентов католиков, в первую очередь, съедают у шоколадных зайцев именно уши.

В Америки очень распространена пасхальная игра - катание яиц по наклонному газону. Победителем соревнования признаётся тот, кто дальше всех без остановки сможет прокатить свое крашеное яйцо. Самое массовое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне возле Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят сюда со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

В Швеции своя забава. У них даже есть Пасхальные ведьмы. Маленькие девочки одеваются в лохмотья и старую одежду, чаще всего их наряды состоят из слишком больших юбок и платков. В таком виде девочки ходят от двери к двери с медным чайником и собирают угощения. Говорят, этот обычай произошел из древнего поверья, что ведьмы летят на немецкую гору Блокула в четверг перед Пасхой и устраивают шабаш. Согласно легенде, когда они возвращались обратно, предки шведов и финнов зажигали костры и пугали нечисть. Также люди стреляли в воздух и рисовали кресты на домах и амбарах, чтобы отпугнуть нечистую силу. В наше время традиция жива: в дни перед Пасхой шведы и финны зажигают костры и запускают фейерверки.

Болгары на Пасху делают огромное количество глиняных изделий, чаще всего горшков, которые принято сбрасывать в тот же день с верхних этажей домов на землю: это знаменует победу добра над злом. При этом каждый прохожий может взять с собой глиняный осколок - на счастье.

А в ряде латиноамериканских стран и некоторых частях Греции принято подвешивать чучело предавшего Христа апостола и сжигать его. Иногда в чучело устанавливают фейерверки.

На Бермудах в Страстную пятницу запускают пасхальных воздушных змеев.

Кстати о Страстной неделе: действие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в течение Страстной недели и завершается накануне Пасхальной ночи.

Во многих христианских странах Пасха связана также с образом ягненка. На тематических открытках он часто изображен рядом с крестом и надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий).

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви. Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя - символом Воскресения.

В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги. Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей.

С Пасхой также всегда было связано множество интересных примет, при чем, не только у праведных христиан, но и у тех, кто серьезно нарушает Божьи заповеди. Например, у воров была примета: если во время пасхальной службы в церкви украсть что-то у прихожан и не быть пойманным за руку – весь год можешь смело воровать, тебя не поймают. Игроки в карты считали, что удачу в игре принесет нехитрый ритуал - отправляясь в церковь на Пасху, нужно положить в сапог монетку.

подготовлено по материалам Интернет - изданий


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!