Как повысить самооценку подростку девочке 14 лет. Помочь с внешним видом

Если мама проявит чуткость и понимание, то ей удастся помочь дочери повысить самооценку.

Как это сделать? Американские психологи, специализирующиеся на работе с подростками, дают 12 простых советов.

1. Принятие своего тела.

Мама часто сама не осознает, насколько большое влияние она оказывает на принятие или непринятие дочерью своего тела.

Никогда не спрашивайте свою дочь, не полнят ли вас джинсы; не говорите, что вы были плохой, потому что съели кусок пиццы, и теперь вам придется отказаться от десерта.

Самооценка мамы влияет на самооценку дочери.

2. Медиаграмотность.

Учите дочку медиаграмотности. Как это сделать? Вместе смотрите телевизор, обсуждайте увиденное. Помогите ей выработать критический взгляд, который поможет ей не воспринимать на веру всю информацию.

Поощряйте ее делать то, то она хочет и то, что ей нужно. Создавайте возможности для того, чтобы она могла высказвать свое мнение. Спросите, чего она хочет, пусть сама сделает выбор, а затем выполнить его в жизнь. Это очень важно для повышения самооценки девочки.

4. Командные виды спорта.

Исследования показывают, что у девушек, которые играют в командах, более развито чувство собственного достоинства. Они взаимодействуют друг с другом, видят перед собой достойный пример, и им не нужно самоутверждаться за счет чего-то другого.

5. Не одалживайте одежду вашей дочери.

Вы должны позволить ей иметь свой стиль. Очень трудно сохранять свою самооценку на должном уровне, когда твоя мама, согласно общепринятым стандартам и красивее, и стройнее, чем ты.

6. Отходите от похвалы за внешность.

Это касается и разговора с маленькими девочками. Старайтесь сбалансировать комплименты относительно внешности девочки с комплиментами тому, кто она и что она делает в этом мире.

На каждый комплимент, сделанный внешности дочери, должно приходиться по меньшей мере два, которые не связаны с ней. То же самое касается и других девочек, которые встречаются на вашем пути: подруги дочери, племянницы и т.д.

7. Помогите приобрести навыки, не зависящие от внешнего вида.

Привлекайте ее к деятельности, которая развивает чувство уверенности, а не фокусируются на хорошем виде и приобретении вещей.

Спорт, театр, музыка, изобразительное искусство – все это действительно может помочь девочкам выразить себя с помощью слов, творчества, а не через их внешний вид.


8. Хвалите свою дочь за ее усилия, а не исполнение.

Сместите фокус с результатов на приложенные усилия и развитие новых навыков. Мастерство укрепляет уверенность в себе и учит спокойно воспринимать неудачу.

9. Обратите внимание на журналы, которые находятся в вашем доме.

Исследования показывают, что после 15 минут просмотра модного журнала, настроение переходит от любопытства и энтузиазма до сравнения с собой и занижению самооценки.

10. Не обсуждайте других женщин.

И не давайте мальчикам и мужчинам в вашей семье делать это. Не позволяйте детям дразнить друг друга относительно еды или внешности. Не позволяйте этому прижиться в вашем доме. Это действительно вредно.

11. Папа, не относись к своей дочери, как к беспомощной.

Когда отец относится к дочке, как к хрупкому, беззащитному, маленькому существу, он как будто говорит: «Твое дело – выглядеть хорошо, а мужчина все сметет на своем пути и спасет тебя».

Вместо того, чтобы дать ей возможность и инструменты сделать что-то самостоятельно, чтобы она сама за себя говорила. Вы можете заниматься вместе с дочкой теми же делами, которыми бы занимались с сыном.

12. Убедитесь, что она знает, что вы любите ее, не смотря ни на что.

Она должна знать, что вы будете любить ее, независимо от того, как изменится ее внешность, как она будет одеваться или как будет себя вести. Потому что, хоть подростки и зависят от мнения своих сверстников, то, что думают о них родители, для них важно, как никогда.

Снижение самооценки - неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны - со стороны взрослых.

Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

Причины заниженной самооценки у детей

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова - просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы - стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны - и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». - «Как на это реагировали ваши родители?» - спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», - сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Особенности психологии подростков

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

Всем большой привет! Подростковый возраст – очень сложный период в жизни человека. Он уже не ребенок, но еще далеко не взрослый. Личность еще пока не может владеть собой, как это делают люди постарше, но уже и детская непосредственность тоже ей не под силу. Как правило, индивид в это время не в состоянии самостоятельно разобраться в том, что же с ним происходит. Очень многое зависит от родителей подростка. Именно они являются основным источником снижения или повышения его самооценки. Ребенок доверяет им, восхищается ими, сверяет по ним всю свою жизнь. Поэтому, когда он слышит со стороны родственников критику, тем более высказанную в грубой форме, он чувствует себя отвергнутым и нелюбимым. Сегодня я хочу поговорить на тем, как повысить самооценку подростку.

Причины снижения самооценки подростка

Психика человека в этот период чрезвычайно чувствительна. В такое время еще только закладываются основы его личности и поколебать их очень легко. В дальнейшем такому индивиду будет очень сложно адаптироваться к суровой взрослой жизни.

Заниженная самооценка – это представление подростка о самом себе, как о несостоявшемся человеке. Он постоянно беспокоится, что о нем подумают окружающие, боится завязывать социальные связи, начинать новое дело. Некоторые молодые люди, которые не чувствуют поддержки родителей или друзей, могут даже впасть в депрессию, которая нередко кончается покушением на самоубийство.

Причинами пониженной самооценки у подростка могут стать:

  • изменившаяся внешность;
  • очки;
  • постоянная родительская критика;
  • отсутствие заботы;
  • трудности с обретением друзей;
  • отставание в учебе;
  • не выявленные художественные задатки;
  • одиночество;
  • пьющие родители;
  • невозможность побыть одному и др.

Следует понимать, что снижение самооценки в это время – процесс практически нормальный. Это явление временное, поэтому желательно как можно быстрее подать подростку руку, чтобы помочь ему быстрее перейти через такой этап. Это достаточно несложно, если в семье есть любовь. Но, одновременно, это повседневный душевный труд для родителей, при котором они не имеют право оступиться.

Очень часто причиной заниженной самооценки подростка становятся бесконечные нелестные сравнения его со взрослыми и вполне состоявшимися людьми. Дотянуться до их уровня молодой человек не в состоянии и из-за этого страшно страдает его самолюбие.

Не меньше вреда приносят родители и учителя, сравнивая детей друг с другом. Это заведомо неконструктивный путь. Если, например, Вася отлично считает, это не значит, что Петя – неудачник, потому что он, в свою очередь, прекрасно рисует. Все люди разные и каждый обладает свойственными только ему достоинствами. Но ребенок понять этого еще не в состоянии и у него возникает иллюзия того, что он бездарность.

В первую очередь при этом страдает его самооценка. Ее искажение формируется в результате неверных действий со стороны семьи, педагогов и других наставников. Если они настроены чересчур критично, постоянно говорят ребенку, что он ни на что не годен или у него нет вообще никаких талантов, то юное существо свято в это верит.

Подросток перестанет вообще делать хоть что-нибудь, чтобы исправить такое положение вещей. У него просто еще недостаточно имеется для этого силы воли и веры в себя. Скорее всего, он полностью замкнется в себе или пристанет к сомнительной компании, которая не станет слишком строго его судить или, что еще хуже, будет всячески одобрять каждую выкуренную им сигарету или выпитую бутылку пива.

Самооценка подростка во многом базируется не только на его личностных характеристиках и отношении окружающих. Индивидом в это время управляет изменившейся гормональный фон, перестройка опорно-двигательного аппарата, изменения в психике.

Нередко в это время появляется объект внимания противоположного пола и очень важно, чтобы такая первая любовь была взаимной. При полном отсутствии интереса со стороны избранника или избранницы, самооценка подростка падает еще ниже и это уже может отразиться на всей взрослой жизни человека.

Как повысить самооценку подростку

Именно старшие родственники первыми сталкиваются с проблемами своего ребенка. Сначала они не понимают, что случилось. Еще вчера все было благополучно, а сегодня подросток стал каким-то не таким. Не все осознают, что это их вина в том, что у человека сформировалась заниженная самооценка. В такой период достаточно грубо поговорить с ним, проигнорировать его достижения, посмеяться над его и он уже почувствует себя униженным.

Заметить, что подросток сильно страдает для родителей не так уж и сложно. Существуют определенные признаки:

  • У него нет друзей, ему никто не звонит и не приходит в гости.
  • Нередко он отстает в учебе.
  • Подросток замкнут и много времени проводит в своей комнате, читая приключенческие романы или просматривая по телевизору боевики. Еще хуже, если источником общения для него станут социальные сети. Там для молодого человека существует масса опасностей, начиная от педофилов и заканчивая торговцами наркотиками.
  • Подросток не гордится своими успехами и не принимает одобрения со стороны окружающих. В сложных случаях он может отталкивать любовь родителей или предложения дружбы со стороны одноклассников.
  • Девочки часто плачут, закрывшись в своей комнате, а мальчики становятся чересчур агрессивными и даже могут мучать животных.
  • Подростки ничем не делятся с родителями, скрывают от них своих успехи и провалы, избегают общения с людьми.

Поднять самооценку молодого человека до адекватного уровня просто необходимо. Это обязанность родителей. Если вовремя не сделать этого, он останется неуверенным в себе на всю жизнь, ему сложно будет строить отношения с противоположным полом и двигаться по карьерной лестнице.

Поэтому родственники обязаны проявить всю свою любовь и заботу, помогая подростку поверить в себя. В этом возрасте ему это еще совсем несложно. Исправить самооценку взрослого человека будет гораздо труднее.

Ответственные родители, несомненно, сделают все, чтобы позволить ребенку прочно встать на ноги. Это совсем несложно. Достаточно:

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • вызывать молодого человека на откровенные разговоры;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

Это работа не на один день. Выполнять все эти рекомендации следует постоянно. Во всяком случае, до тех пор, пока родители не заметят, что подросток стал , у него появились устойчивые планы на жизнь и ему не грозит вовлечение в дурную копанию.

Как человек может помочь себе самостоятельно

Подростку следует осознать, что все остальные люди не лучше и не хуже его. Ему необходимо понять, что его увлечения никому не мешают и имеют право на существование, даже в том случае, если они далеки от совершенства. Никто из школьников не обязан быть первым на уроках физкультуры или лучше всех знать географические названия. Необходимо разрешить себе право на ошибку.

Подростку не нужно концентрироваться на своей внешности. Она вполне нормальна для человека этого возраста.

Неплохо для поднятия собственной самооценки найти в Интернете фотографии звезд эстрады и кино в юности и посмотреть на них. Скорее всего, эти красавцы и красавицы ничем особенным не блистали. У подростка появляется надежда, что с ходом времени и при определенных усилиях над собой вполне можно измениться к лучшему.

Молодому человеку следует разрешить себе гордиться своими учебными, творческими и человеческими успехами. Не нужно стесняться совершать добрые поступки: перевести старика через дорогу, покормить бездомное животное, помочь подняться тому, кто упал на улице.

Критику старших подростку стоит принимать спокойно. Это – не . Она неприятна, но нужно уметь с ней мириться. Для этого нужно самому поменьше осуждать окружающих, стараться находить в них положительные черты.

Молодому человеку очень важно научиться . Постоянная готовность к согласию – это один их ярких признаков заниженной самооценки. Вскоре окружающие люди перестают считаться с такой личностью и попросту садятся ей на шею. Все это не поднимает ее мнение о себе.

В подростковом возрасте неплохо иметь перед глазами образ того человека, на которого хотелось бы быть похожим в будущем и понемножку приближаться к нему. Не стоит копировать его внешность, лучше приглядеться к его лучшим индивидуальным чертам.

Подростку желательно выбрать себе хобби. Оно должно соответствовать его природной склонности. Такое увлечение может быть спортивным, творческим или техническим. Стоит попытаться выучить новый сложный иностранный язык. По мере появления успехов самооценка человека будет расти сама собой. Эти занятия полезны еще и тем, что позволяют пройти профориентацию и, возможно, даже сделать первые шаги на пути своей будущей карьеры.

Не стоит тратить время впустую. Компьютерные игры, общение в социальных сетях или просмотр боевиков ничего не добавят к развитию личности подростка. Лучше не проводить также слишком много времени в одиночестве, но и постоянно находиться среди людей тоже не стоит.

Молодому человеку не следует уклоняться от новых знакомств с юношами или девушками, отвергать сделанные ими комплименты или отказываться от приглашений друзей. В компании доброжелательно настроенных товарищей он быстро вырастает в своих глазах.

Одним из самых основополагающих критериев нормализации самооценки подростка становится доброжелательное отношение к своей внешности. Для этого лучше всего просто ежедневно следить за собой, быть опрятным, избавиться от юношеских угрей, активно заниматься физкультурой. Не стоит также высмеивать чужую внешность.

Если чье-то замечание все-таки задело подростка, то лучше сразу же подойти к зеркалу и убедиться, что придирка ни на чем не основана. А если в ней и есть доля правды, то понять, что вполне можно исправить положение вещей. В таком юном возрасте внешность очень легко изменить к лучшему.

Подростку лучше мотивировать себя на учебу, подготовку к ВУЗу или освоение какой-либо профессии, чтобы иметь возможность самому заработать себе деньги. Ничто не доставит такого большого удовольствия и не поднимет так высоко самооценку личности, как первые полностью самостоятельно заработанные деньги.

Таким образом, день за днем, с помощью родителей, друзей и собственными силами подростку можно значительно повысить свою самооценку. Это очень важно, так как она станет основой зрелой личности на всю последующую жизнь. Относиться к этому процессу становления человека следует очень ответственно.

Твердо знайте, чего хотите добиться. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить любимую работу. Следует овладеть методом «швейцарского сыра», т. е. вырабатывать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы. Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно пока нельзя увидеть. Желательно управлять собой по «принципу исключения», т. е. решить, чего делать не надо. Важно научиться забывать все, что не нужно, т. е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план. Важнейшим шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших. Необходимо спланировать ситуацию «как пережить успех».

Вообразите желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что способен вообразить. Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит б процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или поступке.

Будьте уверены в себе. Уверенность в себе невольно порождает решительность. Необходимо сделать первый шаг к успеху. Важную роль в зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в успехе. Для закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели. Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям. Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы,

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно. Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную сипу. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Способы изменения самооценки:

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

3. Относитесь к себе с уважением.

4. Начинайте принимать решения самостоятельно.

5. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

7. Начинайте рисковать.

8. Обретите веру: в человека, в общество и т. д.

Как развить уверенность в себе:

1. Считайте себя удачливым.

2. Не уклоняйтесь от принятия решений.

3. Любите себя.

4. Любите других.

5. Считайте все достижимым.

6. Доводите начатое дело до конца.

7. Рассматривайте все событий как благоприятные.

8. Не позволяйте себе идти на компромисс с собой.

9. Не делитесь ни с кем сокровенным.

10. Не оправдывайтесь.

11. Не довольствуйтесь малым, считайте, что имеете право на самое лучшее.

12. Отстаивайте свои права.

13. Будьте терпеливыми,

14. Верьте в себя.

15. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим.

16. Улучшайте все, что можете или хотите.

17. Если вы хотите в чем-то отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет».

18. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

19. Просите пояснить, почему вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать.

20. Хвалите тех, кому удалось вести себя уверенно.

21. Никогда не говорите о себе плохо.

22. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

Выводы по главе 3

Итак, мы разработали и внедрили в учебный процесс программу коррекции самооценки подростков, по которой с испытуемыми работали в течение двух месяцев.

Затем с учащимися подростками экспериментальной группы мы провели повторное тестирование по тем же методикам. В результате формирующего эксперимента нами были получены необходимые данные исследования.

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» после проведения коррекционной работы из всех учащихся экспериментальной группы 18% имеют высокую самооценку, среднюю (адекватную) самооценку - 64% учащихся, низкий уровень самооценки показали 18% от всех исследуемых учеников.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) после проведения коррекции самооценки среди учащихся экспериментальной группы высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 12%, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 39,5%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 39,5% учащихся, 9% показали низкий уровень проявления коммуникативных склонностей.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» (Приложение 4) в результате контрольного эксперимента преобладание зависимого типа общения показали 15% подростков, компетентный тип общения показали 73%, преобладание агрессивного типа общения - 12% подростков.

Нами был проведен анализ этих данных. В ходе этой работы нами было установлено, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, следовательно, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность подростков зависит от уровня их самооценки.

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.