Как помочь подростку справиться с беспокойством? Как научиться позитивно воспринимать окружающий мир и ситуацию Возрастные особенности подростков.

10 способов как помочь подростку справиться со стрессом

Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы ваш ребенок мог справляться со стрессом, ему необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

Тревожность

Обратите внимание вашего ребенка на такой момент. Если его внимание постоянно занимает мысль, например "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если он постоянно делает непроизвольные движения такие, как прокручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу, это признаки нервозности. Ребенок должен научиться следить за собой, распознавать их.

Обращение за помощью

Ребенок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том как у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Планирование

Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

СВОБОДА ВЫБОРА

Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, сужде­ния. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, - не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он - лич­ность. Малыш в состоянии решить самостоятельно, ка­кую еду и одежду выбрать, и в какой последовательно­сти выполнять порученную ему работу. Спросите у не­го, что он будет, есть на завтрак: бутерброд с сыром или с колбасой. Перед тем как сшить или купить дочери платье, обсудите с ней ткань и фасон. Во время уборки в квартире предложите ребенку на выбор: вымыть пол или подмести.

ПРАВИЛО "ОДНОГО СЛОВА" .

Если вы хотите, чтобы ребенок вас "услышал", не вы­сказывайте всего, что думаете о его поведении. Исполь­зуйте "правило одного слова", которое характеризова­ло бы ситуацию. Возможно, его придется повторить не­сколько раз, но это лучше, чем кричать и угрожать. На­пример, перед сном малыш должен сложить свои иг­рушки. Если вы скажете: "Сколько раз я тебе говорила, что игрушки надо убирать! Ты такая большая, а до сих пор не можешь этого запомнить", - ребенок уже после первой фразы перестанет воспринимать сказанное. Попробуйте вместо гневной тирады произнести (толь­ко не в приказном тоне) одно слово: "Игрушки!" Оно станет своеобразным паролем уборки.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСЛУШАНИЯ.

Припомните, сколько раз в течение дня вам приходит­ся говорить своему сыну или дочке: "Сделай математи­ку, а то получишь двойку", "Иди завтракать, иначе еда остынет", "Не постираешь носочки - пойдешь в гряз­ных"? Срабатывают ли ваши указания? Не лучше ли не­сколько раз дать ребенку возможность убедиться, к че­му приводит непослушание и каковы его последствия. Если Саша не сделает математику, то завтра на уроке он действительно получит двойку. Если Света не придет вовремя к столу - будет есть холодный суп. Если Катя не постирает носочки - утром, наденет грязные.

ЭТА ВАЖНАЯ ФРАЗА "КАК ТОЛЬКО" Есть несколько слов, которые вам надо постараться не употреблять: "если", "почему", "ты никогда..."

Со слова "если", как правило, начинаются угрозы: "Если ты не будешь чистить свои туфли, я никогда не куплю тебе новые". У ребенка сразу же возникает отрицательная ответная реакция, мол, ну и не надо.

"Почему" - обычное начало обвинения. После фразы: "Почему ты не кладешь вещи на место?" - ваш малыш, скорее всего, начнет обороняться, а не уби­рать.

Словосочетание "ты никогда" воспринимается в штыки. "Ты никогда не подметаешь в комнате..." - зву­чит как обвинение, а не побуждение к действию. Луч­ше сказать: "В комнате пыльно. Пора подмести пол".

Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил не слиш­ком приятную для него работу, попробуйте построить фразу так: "Как только комната будет убрана, ты смо­жешь посмотреть телевизор".

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НЕПРИЯТНОСТЯХ

Посещение врачей и другие, неприятные для ребенка события будут восприниматься иначе, если поговорить с ним заранее: "Я понимаю, что тебе не хочется, но ид­ти надо".

Часто бывает так: вы собираетесь с дочерью в гости. Там ваша малышка настолько увлекается игрой с под­ружкой, что ее никакими силами не увести домой. До­говоритесь с ней: "Давай поставим будильник на такое-то время. Когда он зазвонит, мы пойдем домой".

ПРАВО НА ЖЕЛАНИЯ

Ваш ребенок громко требует в магазине машинку. Вы можете отреагировать на это по привычке: "Тебе все мало! У тебя же дома пять машинок!" И вытащить ору­щего малыша из магазина. А можете не покупать иг­рушку, но признать право ребенка хотеть ее: "Я пони­маю тебя, машинка действительно красивая, но сегодня у меня нет денег". И ребенок успокоится, даже не полу­чив заветный автомобиль.

ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ

Критиковать - значит, судить, оценивать, клеймить позором. Критика вызывает у ребенка сопротивление. Вспомните, как вы сами реагировали на замечания ро­дителей, и поймете, почему ваши дети "обороняются". Сын не может решить задачу? Проще всего его высме­ять: "Это ведь легкое задание! Мы же с тобой все разо­брали вчера! Как можно такое не понять?!" Реакция ре­бенка бывает разной от "Я - тупица" до, "...и не буду де­лать". Но вы поможете ему; если скажете: "Да, это нелег­ко. Но я думаю, что ты справишься. Подумай еще".

Конечно, эти советы не универсальны. Не надейтесь, что в доме сразу воцарится тишь да благодать. Будьте готовы к тому, что дети могут отнестись с подозрением к вашему "новому" поведению. Но если за день вы хоть раз сумеете предотвратить конфликт, значит, вы на верном пути.

Тренинг позитивного мироощущения

Цель: открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.

Задача : научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

1. Знакомство

2. Упражнение «Комплименты».

Участникам предлагается придумать тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику. Далее в течение всего тренинга обращаться друг другу именно так. В рамках других тренингов на этапе знакомства надо будет представляться другим ребятам аналогичным образом: например, я - внимательный и хороший друг (самокомплимент).

2. Упражнение «Словарь хороших качеств»

По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттенки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложим данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов.

Рефлексия: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный» и др.? Как влияет словарь на настроение и состояние души?

3. Упражнение на двигательную активность

Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стрессов по мышечным каналам.Как минимум, в период нервно-психического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность:бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

Можно использовать какую-либо подвижную игру («Паровозик», «Путаница» и др.).

4. Упражнение «Неоконченные предложения»

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4–5) на листочках раздаются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий собирает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я…

Мне хочется доставить радость…(кому?)

Всякая погода - благодать, даже вот и сегодня

на улице…

Больше всего удовольствия я получаю от…

У меня теплеет на душе, когда я думаю о…

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…

Мне очень помогает в жизни…

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о…

5. Упражнение «Художник, хорошее настроение»

Разбиться на тройки. Один из тройки выступает в роли художника, второй - зрителя, третий изображает портрет.

«Портрет» показывает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. Художник «стирает» это изображение и исправляет его на позитивное, давая словесные инструкции:«Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т.д.Зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел художника. Затем участники меняются ролями. Обсуждается, какая роль была самой трудной и по-

чему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

6. Упражнение «Успокойте Бирбала»

ВЕДУЩИЙ. Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа - проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не

поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.

Участники тренинга выбирают Бирбала, которого по очереди попытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает,чье утешение было самым убедительным и эффективным.

7. Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Предлагается вспомнить человека, к которому испытываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» его негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит. Для младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать киногероя или литературного персонажа и таким же образом написать его «портрет».Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

8. Упражнение «Цепочка»

Упражнение направлено на тренировку невербальной передачи эмоционально положительной информации.

Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («Зайка») или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

9. Упражнение

«Неприятность эту мы переживем…»

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания,в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому,используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…»,или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

10. Упражнение «Зеркало»

ВЕДУЩИЙ. Та же цепочка зависимости включается,когда мы сознательно придаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом надо отрепетировать непринужденную улыбку, привыкнуть к ней.Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.

Рефлексия: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям? Повлияло ли благостное выражение лица на восприятие и оценку былой неприятности?

11. Упражнение «Необитаемый остров»

ВЕДУЩИЙ. Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело никто, кроме вас, не сможет завершить? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

12. Заключительный этап

Посвящается обсуждению впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение.

Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

Примечание. Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных (в том числе и суицидальных) состояний подростков в качестве фрагмента.

Одна из причин тревожного расстройства в этом тысячелетии - круглосуточный доступ к новостям. Подростки, так же как и взрослые, имеют смартфоны и не могут быть изолированными от влияния информационного потока. Неограниченный доступ к Интернету, а также повышенная склонность к беспокойству являются частью ежедневной жизни для молодых людей. Как помочь детям справиться с этим непростым этапом и какие методы позволят родителям не допустить подростковую депрессию?

Непосредственное участие в жизни ребенка

Родители играют не последнюю роль в контроле подростковой тревожности. Есть много сфер, которые вам по силам регулировать, например, настроить поисковые фильтры и управлять ими, а также создать позитивную атмосферу в семье. Ваше влияние может быть колоссальным при условии, что вы будете интересоваться жизнью ребенка. Беседуя с сыном или дочерью, вы поймете, какие проблемы их тревожат, и какие страхи их одолевают. Вы можете подсказать выход из сложной ситуации, сославшись на свой опыт, вы можете научить детей справляться с сомнениями и внутренними противоречиями. Беспокойство будет частью жизни ребенка до тех пор, пока вы не предложите свою помощь.

Модель общения, закладывающая завышенные ожидания

Когда дети малы, легко определить их текущие цели. Например, в начальной школе вы можете говорить об аккуратности, таблице умножения, важности чтения и даже выборе будущей профессии. В это время детям все интересно, а свое взрослое будущее они представляют размытым, туманным, но прекрасным. Поэтому и разговоры с родителями проходят в расслабленной непринужденной среде. Однако в этих беседах кроется одна большая опасность. Непреднамеренно вы посылаете ребенку сигнал о том, каким вам хотелось бы видеть его: о том, что он должен быть совершенным и успешным во взрослой жизни. К тому времени как дети перейдут в среднее звено школы, некоторые из них начинают проявлять тревогу и обеспокоенность своими текущими результатами.

Первые опасения

Уже с 11 лет школьники начинают сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. Родители, со своими завышенными ожиданиями, надеются на высшие баллы и похвалу от учителей. И если ребенку по какой-то причине не удается порадовать маму, он ощущает разочарование и начинает сомневаться в собственных способностях. Переходя в среднюю школу, дети испытывают сильнейший стресс от новых педагогов, новых требований и новых условий. Фактически на них сваливается двойной страх: боязнь разочаровать семью и неспособность справиться с переменами. Они мучаются от головных болей, непосильных нагрузок и живут со страхом потерпеть неудачу.

Правильная установка

На этом этапе подросток представляет свое будущее более осязаемым и уже не таким безоблачным, как раньше. Он знает что если будет учиться плохо, то не сможет поступить в вуз и не получит престижную специальность. В какой-то момент ребенок понимает, что не идеален, поэтому становится заложником своей тревоги. Вашей задачей является напоминание того, что соревноваться нужно не с ветряными мельницами, не с одноклассниками, а с самим собой.

Независимо от того, какие оценки он имеет в данный промежуток времени, он всегда может прогрессировать. Кроме того, следует помнить, что для конкретного ребенка не существует идеального вуза, и в каждом учебном заведении студенты испытывают определенные сложности. Подумайте о снижении требований и позаботьтесь о личном благополучии собственного чада. Вероятно, не самый престижный университет или колледж в состоянии сделать вашего ребенка счастливым. Снижение планки означает, что подросток сможет дышать свободней и перестанет опасаться страха неудач, который дышит ему в спину.

К чему приводит ставка на высокие оценки?

Когда родители продолжают делать акцент на высокие оценки, это подталкивает некоторых школьников к бунту. Ребенок видит явную нестыковку: "Я не собираюсь быть врачом, зачем мне корпеть над химией и биологией?" Взгляните на примеры из жизни знаменитых предпринимателей, ученых или писателей, далеко не все из них имели высокую академическую успеваемость во время учебы. Они совершали прорыв в разных отраслях за счет гибкости своего ума и нестандартного мышления. Оба этих навыка не преподаются в школе, но оба являются важными во взрослой жизни.

Способность справляться с трудностями

Напомните детям о способности, которая заложена в каждом человеке. Чем больше у подростков полномочий, тем чаще они проявляют свою самостоятельность. Не стремитесь приходить к ним на помощь по первому требованию, дайте время для оценки ситуации. Снять страхи поможет разговор, который уведет подростков в сторону потенциальных проблем. Пока угроза остается надуманной и призрачной (я никогда не поступлю в институт), она не имеет реальной силы.

Вместо этого перенаправьте внимание детей на способность справляться с невзгодами: "Даже если ты не поймешь объяснения учителя с первого раза, ты поймешь материал, когда прослушаешь его снова" или "Не стоит бояться строгого учителя, он создает подходящую для учебы атмосферу". Предложите ребенку поддержку: "Немного отдохни и посмотри телевизор, это понадобится тебе, чтобы набраться сил".

Неудобные ситуации

Каждый раз, когда дети становятся обеспокоенными, родители беспокоятся вместе с ними. Желание помочь на бессознательном уровне проявляется у пап и мам со времен появления в доме новорожденного. Когда младенец плачет, родители не могут спокойно переносить эти звуки. По мере взросления детей меняются поводы для слез и разочарований, однако стремление оградить свое чадо от несчастий никуда не исчезает.

В подростковом возрасте тактика вмешательства оказывает детям медвежью услугу. Это поощряет подростков пасовать перед сложностями и избегать вещей, которые вызывают беспокойство. Поэтому, когда ваш ребенок встревожен и не желает посещать дополнительные занятия или общественные мероприятия, не разрешайте ему делать этого. Он должен понять, каково это, проходить через трудности. В конце пути обязательно отметьте усилия подростка.

Ограничьте время влияния электронных устройств

Когда дети имеют неограниченный доступ к электронным устройствам и Интернету, они сталкиваются с шокирующими новостями или киберзапугиванием. Они могут стать легко управляемыми и зависимыми от Сети. Вы не заметите, как потеряете доверительную связь, а ребенок не будет воспринимать ничего, кроме экрана смартфона. Гипербдительное состояние опасно для неокрепшей психики детей. Онлайн-связь с одноклассниками может включать в себя негативные моменты, поэтому дети становятся такими возбужденными и отчужденными.

Полноценный отдых

Предоставьте ребенку отдых от электронных устройств, дайте его мозгу возможность существовать в реальном пространстве. Не ждите, когда ваше чадо образумится и выпустит гаджет из рук. Этого не случится никогда, поэтому установите режим дня, где будет прописано, сколько минут подросток может находиться в виртуальном мире. Исключите доступ к телефону перед сном, это необходимо для продуктивного восстановления детского организма ночью. Предупредите, что отлучение от мобильного устройства не является наказанием, это всего лишь отдых от влияния электромагнитных волн. Совсем скоро вы заметите, как подросток стал менее раздражительным и зависимым. Ну а хороший сон поможет ему концентрировать внимание на выполнении ежедневных задач.

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 12 человек(а).

Вы когда-нибудь встречали людей, которые, кажется, просто излучают радость и положительную энергию? Вам хотелось быть похожим на них? Может быть вы размышляли: "Почему у них столько друзей? Почему они так популярны? Что в них такого, что делает их такими… классными?" Эти люди обладают так называемым "позитивным взглядом на жизнь". Позитивный взгляд на жизнь поможет вам получить от жизни то, к чему вы стремитесь, не потеряв при этом радости и не разучившись смеяться.

Шаги

    Будьте влюблены в свою жизнь. Воодушевляйтесь тем, кто вы есть. Переживайте каждый момент так, словно он последний в вашей жизни. Дышите полной грудью!

    Не реагируйте… действуйте! Проявляйте проактивный подход, думайте обо всем наперед, чтобы создавать счастливые моменты в своей жизни, а не просто сидеть в ожидании, когда же случится что-то плохое.

    Верьте в то, что каждый момент совершенен, независимо от того, что случится в дальнейшем. Даже худшие моменты – это часть жизни, и не стоит позволять им разрушать вас. Всякое бывает. Переживите и идите дальше.

    Будьте благодарны. Благодарность – очень простой способ намного больше ценить свою жизнь. Нет ничего плохого в том, чтобы мечтать и ставить перед собой цели, но тем временем наслаждайтесь тем, что у вас есть… даже если этого не так много.

    Хватайтесь за каждую возможность, чтобы не сожалеть в дальнейшем об упущенном. Если вам выпадает случай чему-то научиться, стать лучше или попробовать что-то новое, не сидите дома и не взвешивайте за и против. Вскакивайте на ноги и вперед! Новый опыт – замечательный способ наслаждаться жизнью.

    Не теряйте чувства юмора. Научитесь смеяться, и люди будут вам благодарны. Смех создает столько положительной энергии и в вас и в окружающих вас людях! Не воспринимайте жизнь слишком серьезно… будьте готовы признать, что да, бывают очень забавные моменты.

  1. Верьте в то, что ваша судьба в ваших руках. Никто не может отнять у вас мечту, пока вы дышите на этой земле. Если у вас есть намерение и сила воли, вам практически все подвластно. Успех – то, как вы сами это определяете, и вы можете быть успешны. Даже если вы ничего не делаете, вы все равно создаете свою жизнь, так почему бы не сделать ее запоминающейся?

    • Ведите дневник, и в конце дня записывайте, что сегодня было самое лучшее. Не вдавайтесь в подробности ссоры со своим другом, не пишите о том, как грубо и несправедливо с вами обращаются ваши родители. Напишите о чем-то хорошем, что случилось с вами в этот день, или о чем-то, что вы поняли и осознали, прочли или услышали.
    • Каждый день делайте для себя что-то особенно, а также для кого-то из окружающих. Это поможет вам лучше себя чувствовать и просыпаться по утрам с ощущением ожидания нового дня.
    • Вспомните, что смешного случилось с вами за этот день. Опишите это в дневнике наряду с описанием хорошего события. Так вы сможете поддерживать и развивать в себе чувство юмора.
    • Постарайтесь раздобыть фотоаппарат. Мир выглядит иначе через линзы фотокамеры, и она, возможно, поможет вам увидеть новую перспективу. Фотографируйте все, что хотите. Необязательно только своих друзей. Особенные места и любимые растения тоже хороши для начала.
    • Попробуйте вот что. Соберите кучу камней, достаточно больших, чтобы на них можно было сделать надпись, и достаточно маленьких, чтобы их можно было поместить в тарелку или вазу. Затем возьмите маркер и напишите на первом камне что-то одно, за что вы благодарны. Напишите просто что-то вроде "моя семья" или "мои друзья", или "моя школа". Можно даже конкретнее, например: "моя мама", "мой учитель", "мой тренер". Положите камень в тарелку или вазу, смотря что вы взяли. Затем возьмите другой камень и напишите на нем следующую благодарность. И так до тех пор, пока у вас не кончатся идеи. В следующий раз, когда вам придет в голову, за что вы еще можете быть благодарны, пишите это на камне и складывайте к остальным камням. Каждый вечер берите один камень, читайте надпись и размышляйте о том, насколько вы благодарны за это в данном дне. Например: "Сегодня я благодарна за свою маму, потому что она отвезла меня в магазин, и хотя мне понадобилось немало времени, чтобы купить все запланированное, она не сказала мне ни слова". Или "Я благодарен за своих друзей, потому что сегодня они оказали мне поддержку в тот момент, когда мне это по-настоящему было нужно". Это отличный способ развивать в себе положительное мировосприятие.

    Предупреждения

    • У всех бывают грустные дни. Расстраиваться и печалиться вполне нормально. Позитивный взгляд на жизнь не значит, что вы все время радостны. Просто попытайтесь делать упражнение с камнями и в эти дни тоже, несмотря ни на что. Выражение благодарности в любом случае является видом позитивной деятельности.
    • Не опускайте руки. На формирование позитивного отношения к жизни уходит немало времени, и если вы будете стараться развивать в себе подобное мышление на ежедневной основе, рано или поздно, это станет вашей неотъемлемой частью.
    • Не судите людей. Вы же не совершенны, так зачем требовать совершенства от них?
    • Старайтесь останавливать себя, если в голову приходят дурные мысли в отношении себя самого.