Как поддержать ребенка на соревнованиях. Что можно и чего нельзя говорить родителям неизлечимо больного ребенка

Навеяно вчерашним визитом к нейропсихологу.

Википедия сообщает нам, что

нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Это не слишком понятно, конечно. Профессионалы могут кинуть в меня тапком)) я с позиции мамы вижу нейропсихологию довольно узко: наукой о взаимодействии левого и правого полушария.

И специалисты кучу чудесных упражнений, которые позволяют это взаимодействие гармонизировать. На первый взгляд они очень простые. Но никогда не знаешь, что у тебя получится сразу, а что с трудом.

Так вот сижу я вчера и наблюдаю, как занимается с нейропсихологом мой младший сын (ему скоро 5). Вижу, что он старается. Вижу, что получается не все. И уж точно не все так, как надо (как показывает специалист).

Что делает девушка-психолог? Сначала показывает. Потом делает вместе. Потом смотрит и ПОПРАВЛЯЕТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

Матвей много что делает не так. Она много поправляет. Он старается. Очень старается. И когда наконец все выходит более менее правильно, она говорит: «Ну хорошо. А теперь, смотри и делай вот так» — дает следующее задание.

И вот когда нужно был ползти спиной вперед на лопатках, двигая их поочередно и чуть-чуть совсем помогая себе ногами, Матвей конкретно забуксовал. Ну никак у него получалось двигать поочередно плечами назад по кругу. Его уже и посадили, и разделили движения на составляющие, и двигали его руками, чтобы он движение почувствовал. Никак!

И вот я наблюдаю: очередная попытка, Матвей делает, девушка смотрит. Он начинает движение. Она: «Нет». Он пробует по-другому. Она опять: «Нет». Ну он и правда не то делает, я вижу. А еще я вижу, как с каждым ее «нет» в его глазах растет не тоска даже – обреченность.

Она не ругала. Это «нет» было абсолютно нейтральным, просто констатация факта. Но для Матвея в тот момент самой лучшей поддержкой было услышать В ЧЕМ ОН ПРОДВИНУЛСЯ. Это позволило бы ему понять, КУДА СТАРАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. Ведь с каждым разом у него получалось чуть-чуть правильнее или как минимум чуть-чуть по-другому, мне со стороны это тоже было хорошо видно.

В защиту девушки-специалиста хочу сказать, что она, похоже, новенькая. И она тоже очень старалась. Беда в том, что она старалась сделать все, КАК НАДО. Умение ПОМОГАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ (пусть даже это и означает не все, не все правильно и не все в полном объеме) – это уже следующий уровень. Приходит с опытом.

Мой личный и профессиональный опыт подтверждает, что критика чаще демотивирует. А правильная поддержка позволяет сворачивать горы. Вчера я в очередной раз в этом убедилась.

На занятии был еще один специалист. Она почти не вмешивалась. Но в какой-то момент (между упражнениями) подошла и сказала: «Видишь, как хорошо у тебя получилось». Матвей был явно благодарен ей за эти простые слова.

А когда он не мог разобраться с руками, она присела рядом и предложила: «Давай представим, что ты в лодке. На веслах. Умеешь грести? Ну вот! А тебя пираты догоняют. Покажи, как ты гребешь!» И дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки.

Живое участие, поддержка, фокус на достижениях – вот что помогает нам идти вперед, преодолевая трудности.

И еще игра. Вы обратили внимание, как много за последнее время в интернете появилось тренингов в игровом формате? Игра помогает даже взрослым людям преодолевать сопротивление, инерцию и достигать результатов. Она безусловно как воздух необходима детям! И не сомневайтесь – подросткам тоже может помочь. Попробуйте вместе с подростком или для подростка ОБЫГРАТЬ скучное – увидите, ваши усилия не останутся без награды!

Пожалуйста расскажите, а как вы поддерживаете своих детей в том, что вызывает у них трудности и/или сопротивление? И что помогает двигаться вперед вам самим?

Критика или поддержка, что важнее в случае неудачи?

К моему огромному сожалению, я никогда не чувствовала поддержки близких мне людей. Это все начиналось с детства. В школе, если что-то не так, то никто не забывал поругать, но, когда все хорошо, редко, кто говорил слова одобрения. Дома родители всегда реагировали на плохие оценки, а вот хорошие оценки далеко не всегда замечались, это ведь норма. Но на самом деле ведь не все так просто. А фраза, которую никогда не забывала сказать мама, если что-то не получилось: «Я же тебя предупреждала, я же тебе говорила!» — была как нож в сердце.

Взрослая жизнь стала логическим продолжением. Получить поддержку в чем-либо тоже было очень сложно всегда. Даже я бы сказала часто сталкивалась со злорадством, когда у меня что-то не получалось. Естественно, многие моменты были мной учтены, и сына я поддерживала всегда, но и покритиковать не забывала: «Молодец, сыночек! Но вот если бы ты больше старался, больше уделял внимания урокам, больше тренировался, то результат был бы значительно выше». Но я просто прозрела, когда получила огромную дозу поддержки от людей, которые настолько авторитетны и важны для меня!

Я приняла участие в чемпионате мира по плаванию FINA MASTERS. Этот чемпионат проходил в канадском городе Монреале с 27 июля по 10 августа 2014 года. Я — не пловчиха, но так сложились обстоятельства, что мы с сыном решили воспользоваться случаем и съездить посмотреть Канаду. Я занималась организацией поездки для наших пловцов. Они меня уговорили принять участие в соревнованиях (плаваю я в общем-то неплохо). Я довольно долго думала над тем, что не стоит позориться, но в итоге, решила рискнуть, дабы не упасть лицом в грязь перед сыном, чтобы подать ему пример, чтобы он мог гордиться мной.

Я проплыла самую простую и короткую дистанцию – 50 метров брасом, и конечно, я не заняла призовое место, не получила никакие медали, но как меня поддерживала команда! Как будто я заняла первое место! Во-первых, все пришли на мой заплыв, а это не так уж просто, потому что многие в этот день могли отдыхать, если их заплывов нет, некоторые тоже плыли в этот день, а между бассейнами довольно приличное расстояние, а старты проходят целый день в двух больших бассейнах. Во-вторых, это были люди, которые действительно достигли многого в плавании. В нашей команде бывший олимпийский чемпион, призеры чемпионатов мира и Европы. Но ни один из них даже не пытался критиковать меня, говорить, что и как мне делать, сколько тренироваться. Все поздравили с началом моей спортивной карьеры, сказали, что я – молодец! Я ведь и сама прекрасно понимаю все и адекватно оцениваю свои способности и возможности. Безусловно, надо тренироваться, работать над техникой, но все лишь похвалили меня без единого слова критики, без малейших замечаний и оговорок. Я – взрослый человек, а как мне было приятно, как важно было для меня услышать слова одобрения без примеси поучений!

А как важно это для ребенка? Как для него много значит безусловная похвала! Крылья вырастают за спиной! Учитываются все недочеты и новый виток развития начинается на таком подъеме, на таком позитиве!

Несколько слов о личном примере родителей

Мы уже неоднократно поднимали эту тему, но не лишним будет еще один подход. Не будет ребенок спортивным в семье, где принято все время лежать на диване перед телевизором! Не сможет ребенок питаться здоровой пищей, если холодильник забит полуфабрикатами и сладкой газировкой! Подавайте детям пример во всем! Я могу сказать, что мой ребенок мной гордится! Не скромно? Может быть, но это правда! Мне было очень неуютно перед началом соревнований, я очень переживала, но я не хотела показать своему сыну, что я испугалась. Надо идти до конца, выполнять задуманное.

Важно подавать ребенку пример во всем, и не время от времени, а постоянно! Хотите, чтобы дети были здоровыми и успешными? Будьте сами такими!

Начать выполнять утреннюю гимнастику не сложно совершенно, легкая пробежка по утрам – это тоже не проблема. Можно начать с покупки тренажера для всей семьи. Посвятите своей спортивной подготовке минут 15-20 в день, и это будет огромным вкладом не только в ваше здоровье, но и в развитие вашего малыша. Вы — пример для подражания! Не подавайте детям плохой пример.

Как поддержать ребенка?

Итак, перейдем к самому важному: как поддержать ребенка ? Какие правильные слова найти? Важный индикатор того, что ваши слова правильные – благодарность и радость ребенка! Если ребенок демонстрирует другую реакцию: нервничает, злится, обижается – значит, что-то вы делаете не так.

Каждый раз, когда вместо поддержки, вы хотите озвучить свои веские замечания ребенку, подумайте, что бы вы хотели услышать, когда подали на ужин мужу котлеты, которые не очень хорошо получились у вас? Вы же знаете, что они получились не такими, какими должны были быть? Вы же знаете правду? Но хотите ли вы слышать ее от мужа? Вы хотели бы, чтобы он сказал, что нужно совершенствовать свои кулинарные способности, больше стараться, быть более внимательной? Вот все, что хотели бы услышать вы в случае неудачи, хочет услышать ваш ребенок! Если он расстроен, то уже понимает, что это неудачная попытка, что надо принимать меры, исправлять ошибки. Как правило, спустя некоторое время, дети сами обращаются за помощью, за советом, если в семье доверительные отношения. Поддержите своего малыша словами: «Ты – молодец!» Вот увидите, эффект будет потрясающим!

Ну а если ребенок действительно показал высокие результаты: занял высокое место на соревнованиях, написал хорошо контрольную, сделал что-то своими руками и так далее, то стоит от всей души поздравить малыша и даже стоит устроить небольшой праздник! Положительный результат нужно зафиксировать приятным откликом. Это обычно имеет потрясающий эффект для любого человека, а для ребенка это просто необходимо! Замечательный детский праздник с шариками, тортом, веселыми клоунами оставит на длительное время след в душе крохи. А организацию и проведение детского праздника дня рождения сейчас легко можно доверить профессионалам. Подготовленные аниматоры сделают этот день незабываемым и очень ярким для любого ребенка.

Надеюсь, для многих мои рассуждения и мой опыт будет полезен. Как поддержать ребенка я теперь знаю точно. А как вы поддерживаете своих малышей? Какие слова находите для них? Поделитесь с нами в комментариях.

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Читайте также

Правила поведения на детском утреннике

Бантики, красивые платья, нарядные костюмы - ваш малыш на своем первом утреннике в детском саду такой милый и трогательный. Он первый раз на сцене, а вы с остальными родителями в зрительном зале. Конечно, каждый родитель знает о том,как нужно вести себя на детском утреннике, но готовясь пойти на праздничное мероприятие в детский сад, вспомнить некоторые из правил все же следует.


Маленькие дети хорошо помнят и считают «своими» тех людей, которых видят регулярно. Лучше всего каждый день. Годовалые ребята способны не забывать родственников и не дичится при каждом новом визите, если встречаются с ними 2-3 раза в неделю. Чем старше малыш, тем он дольше будет помнить человека, то во что играл с ним и о чем разговаривал.

Раньше, для того чтобы сохранять в памяти ребенка родственников, живущих далеко, использовали в основном фотографии и напоминали малышу о тех или иных событиях связанных с человеком. Самые маленькие детки, конечно, со временем на зубок знали, кого и как зовут и с удовольствием всех показывали в семейных альбомах, но на качество встреч вживую это практически не влияло. Общение с человеком, который говорит и двигается, дети воспринимают совсем иначе, даже если про него постоянно слышат и рассматривают его статичное изображение – фотографию. Если родственник навещал годовалого ребенка раз в месяц, то все равно требовалось время, чтобы наладить контакт.

В последние годы очень многие родители стали использовать видеосвязь через интернет. И даже малыши в возрасте до года, с большим интересом участвуют в общении с человеком на экране. Дети отвечают звуками или, если умеют, отдельными словами, подражают движениям взрослого на экране, слушают песенки, сказки. И что самое интересное, потом, когда родственник приезжает в гости «по-настоящему», дети его узнают и нет долгого периода привыкания, как к незнакомцу.

Таким образом, современные технологии, позволяют сохранять контакт с близкими людьми, даже совсем маленьким детям. Это хороший пример использования гаджетов во благо малышу. Я расскажу немного о том, во что можно играть и общаться с малышом по видеосвязи.

Игра «в ладушки». Эта игра не требует физического контакта, движения руками активные и их хорошо видно. А так же, она очень хороша для начала общения с экрана, потому что чаще всего, уже известна ребенку и он охотно начнет повторять движения.

Пение знакомых малышу потешек и песенок тоже может помочь организовать обоюдно приятное общение.

Колыбельная и несколько слов на сон грядущий могут стать приятным ежевечерним ритуалом.

Можно рассказывать малышу простые сказки. Если есть тематические игрушки к сказкам, то можно и показывать. Но это, конечно, не обязательно.

Такие «сеансы» общения с малышом не нужно делать долгими дети быстро устают и переключают внимание. Для поддержания контакта с ребенком важнее регулярность, чем длительность разговора.

…Майклу Мозье только-только исполнилось 6 лет. Совершенно здоровый ребенок вдруг начал жаловаться на то, что у него двоится в глазах, правый глаз перестал двигаться. МРТ показало: опухоль мозга. Родители надеялись, что этот вид рака поддается лечению. Но биопсия показала, что у мальчика диффузная глиома ствола головного мозга. Это значило – «шансов на выживание нет», «эффективных методов лечения нет», «лекарства от этого нет».

Диффузная глиома ствола головного мозга – неизлечимое заболевание. Ни одна из схем химиотерапии, которые тестировались в последние десятилетия, не увеличила продолжительность жизни у детей с диффузной глиомой ствола. Смысл применения химиотерапии не очевиден. Ввиду неизлечимости детей с диффузной глиомой ствола нужно как можно раньше думать об организации паллиативной помощи этим детям.

Во время болезни Майкл составлял списки «что надо сделать» каждый день. Ходить в школу, достроить замок из Лего, сделать молочный коктейль… Даже в последние дни жизни, когда он уже не мог ни есть, ни говорить, ни двигаться, мальчик настаивал, чтобы школьные учителя приходили на дом.

Майкл умер 17 мая 2015 года. В его последнем to-do списке значилось – «победить глиому»…

Мама Майкла, Дженни, после ухода сына организовала Фонд помощи детям, больным диффузной глиомой ствола головного мозга. И ее советы на тему – «что можно и чего нельзя говорить родителям, чей ребенок неизлечимо болен» – очень ценны.

Самый ужасный страх всех родителей – то, что ребенок может заболеть, заболеть неизлечимо. Умереть. Нет на свете ничего более противоестественного, чем когда родители хоронят свое дитя. И так часто те, кто рядом, кто видит, что в семье друзей ребенку поставлен страшный диагноз, кто стал свидетелем его смерти, не знают, как теперь общаться с родителями, что им говорить…А уж если эти друзья – сами родители, им просто жутко заглянуть в лицо своему самому большому страху – потерять ребенка. Часто люди начинают избегать родителей неизлечимо больного или умершего ребенка, тем самым выстраивая для себя психологическую защиту.

Дженни Мозье, пережившая смерть сына, советует, как общаться с родителями, у которых умирает или уже ушел ребенок.

«Самое главное – дать понять, что вы рядом, что вы сочувствуете, переживаете. Пусть вы пока не можете подобрать слов – просто покажите семье, потерявшей ребенка, что вы думаете о них, что вы готовы помочь», – говорит Дженни.

Конечно, в такой ситуации универсального совета нет и быть не может – все люди разные. И с таким горем каждая семья, каждый родитель справляется по-своему. Поэтому очень важно уловить, в какой именно помощи нуждаются вот эти конкретные люди.

«Кому-то проще горевать в одиночку, так, чтобы никто не лез в душу; кому-то, наоборот, нужна деятельная поддержка, постоянное внимание, чтобы справиться с утратой», – говорит Дженни. Но все-таки есть несколько советов, которые довольно универсальны.

Говорите о ребенке

«Не нужно избегать разговоров о смертельно больном или умершем ребенке. Мой сын всегда в моих мыслях, и я очень ценю, когда другие тоже думают о нем, вспоминают его. Но нужно быть осторожным, нужно видеть реакцию потерявшего ребенка родителя. Может так случится, что именно в тот момент, когда вы заговорили об ушедшем, родитель сумел немного отвлечься или изо всех сил старался не думать о своем горе – конечно, тогда не стоит заводить столь тяжелый разговор.

Будьте честными, откровенными – скажите просто: «Я с тобой, я здесь. Если хочешь – давай будем говорить, или посмеемся, как-то отвлечемся. Будем делать то, что нужнее сейчас тебе».

Когда меня спрашивают об этом, я далеко не всегда знаю – что мне нужно. Бывает, вот только что я могла спокойно говорить о сыне – а в следующую минуту это уже слишком тяжело. Друзьям нужно быть очень чуткими, чтобы уловить эти смены состояния».

Хотите помочь – сделайте что-то конкретное

«Знаете, сказать – «Ну, ты всегда можешь на меня рассчитывать» – это хуже, чем какая-то реальная, ощутимая помощь. Сказать – «Я иду за продуктами, тебе нужно что-нибудь?» – гораздо лучше, чем «Позвони, когда тебе нужна будет помощь».

Мне друзья очень помогли во время болезни сына тем, что договорились и по очереди у себя дома готовили и привозили мне еду. Несколько раз в неделю. Это очень хороший способ помочь семье, сражающейся с болезнью ребенка», – считает Дженни.

Пожалуйста, никаких сравнений!

Да, это в человеческой природе – сочувствовать, рассказывая истории вроде – «А вот у моего двоюродного брата дочь болела…», «А вот бабушка моя троих похоронила…» или «Когда умер мой дедушка…». Не надо так делать. Это те самые «благие намерения» – сами знаете куда ведущие. Во-первых, уход старшего – бабушки или отца, например – это вовсе не то же самое, что смерть ребенка. Я не обесцениваю ни в коем случае эти утраты. Но все же – не надо никаких сравнений.

Во-вторых, когда родители хоть как-то свыкаются с тем, что ребенок болеет, что он болен серьезно – они все равно до последнего будут надеяться, что их дитя выздоровеет. И им слышать о смерти кого-то, кто болел той же болезнью – невыносимо больно.

Что говорить в поддержку

Иногда, сталкиваясь с чужим горем, мы, вроде желая поддержать, говорим что-нибудь вроде – «Все будет в порядке», или «Придет день, и все наладится», или «Я уверена, ваш малыш справится».

Не поддавайтесь искушению отделаться такими пустыми банальностями. Такие «пустышки» обесценивают родительское горе.

Лучше сказать: «Я знаю, что то, что происходит – очень тяжело. Ваш ребенок и вы – сильные, и я всегда за вас молюсь».

Как еще можно поддержать родителей неизлечимо больного или умершего ребенка

«Я, как и многие родители ушедших детей, занимаюсь работой в фонде памяти сына. Мы собираем деньги для научных исследований этого вида рака, для разработки лечения, помогаем родителям, чьи дети сейчас им больны. Мы хотим уберечь других детей от этой страшной болезни, уберечь их родителей от этой утраты», – говорит Дженни.

«Я бросила прежнюю работу юристом и сейчас работаю только в фонде. И еще один хороший способ поддержать родителей в их горе – участвовать в работе таких фондов и организаций.

Если ваш друг, потерявший ребенка, не работает в каком-то из благотворительных фондов волонтером – а чаще всего они этим занимаются, проверьте его страничку в том же Facebook – просто скажите, что хотите сделать в один из таких фондов пожертвование и пусть вам подскажут, как это сделать.

Много способов помочь семье, в которой неизлечимо болен ребенок – и за любую поддержку вам будут благодарны.

Если не находите слов утешения – помогайте делом. Собирайте для этой семьи деньги, готовьте для них, звоните, когда идете за продуктами, просто чаще спрашивайте – «Чем тебе можно помочь сейчас?».

Самое важное – попробовать поддержать, даже если слов пока нет. Это в любом случае лучше, чем делать вид, что ничего не происходит и оставлять семью, переживающую сильнейшее горе, в изоляции.

Будьте милосердными. Будьте терпеливыми. Будьте рядом».

Перевод Анны Барабаш

Введите e-mail адрес:

Ребенку приходится научиться очень многим вещам, когда у него появляется младший брат или сестра. Сколько бы лет ни было старшему ребенку, у них обычно бывает много вопросов о новорожденном. На некоторые из этих вопросов родителям отвечать легко, например: «Почему ребенок так много спит?», «Почему его кормят грудью?» и т. д. Другие вопросы могут так и остаться невысказанными, но ребенка они очень интересуют: «Родители любят брата больше, чем меня?» или «Зачем родителям еще один ребенок, когда уже есть я?»

Рассмотрим, как родители могут объяснить ребенку появление брата или сестры и ответить на подобные вопросы.

Для родителей рождение нового ребенка означает, что семья стала больше, и в ней все любят друг друга и заботятся друг о друге. Родители часто надеются, что старший ребенок сможет увидеть ситуацию их глазами, но дети обычно смотрят на рождение брата или сестры сквозь призму собственного эмоционального опыта. Доверительные разговоры и рассуждения могут помочь ребенку воспринимать эту ситуацию мягче, дают ему ощущение комфорта и понимание, что его услышали.

Объяснения и обсуждения

Один из способов объяснить ребенку то, что его, вероятно, беспокоит – это всегда быть открытыми для дискуссий на любые темы и давать ребенку возможность выражать как положительные, так и отрицательные чувства. Родители могут легко поддаться иллюзии, что, если ребенок не поднимает каких-либо вопросов, то они его не беспокоят. Однако часто бывает совсем наоборот: детей волнует гораздо больше вопросов, чем они озвучивают.

Семьи с детьми от разных браков

Рассмотренные советы подходят и для семей, в которых дети происходят от разных браков. Однако в этом случае следует учитывать еще ряд дополнительных факторов, чтобы подготовить ребенка к появлению в семье младшего брата или сестры.

Большинство детей, биологические родители которых не живут вместе, чувствуют поддержку и общаются с обоими из них. Тем не менее, появление младшего брата или сестры дает ребенку понять, что жизнь продолжается. И это следует учитывать родителям, когда они помогают ребенку приять факт пополнения в семье.

Изменения это возможность для развития

Каждая семья уникальна. Для маленького ребенка важно то, что он узнает и чувствует в своей семье. Поэтому, если ваши дети сводные, или один из детей приемный, или есть еще какие-то особенности в семье, поговорите об этом с ребенком. В крепких семьях родные поддерживают друг друга в трудные времена. Появление младшего ребенка в семье может стать для старшего ценным жизненным уроком. Также это убедит ребенка в том, что настоящие ценности останутся неизменными, несмотря на прибавление в семье.