Как объяснить современному ребенку, зачем надо хорошо учиться. Как объяснить ребенку, что можно и что нельзя, как рождаются дети, кто такой Бог? Советы для родителей любознательных детей

Нынешнюю систему образования не критикует только ленивый, возмущения относительно завышенных требований высказывает по меньшей мере каждый второй. К сожалению нежелание получать знания захватило подрастающее поколение. Почему и как с этим бороться? Как научить ребенка учиться и объяснить ему, что это нужно ему самому?

www.kinderiq.com

Почему современные дети не хотят учиться?

Причин много. Глядя на негативную реакцию родителей в адрес школы, у детей нет шансов ассоциировать учебу с чем-то приятным. Поэтому возложим груз ответственности в первую очередь на несдержанных пап, мам и ворчащих бабушек. Стремление взрослых обеспечить подрастающее поколение и сделать жизнь потомков легкой и беззаботной вполне естественно. Но на благо ли? Родители с удовольствием вживаются в роль джиннов, чем лишают детей возможности проявлять волевое усилие. Мы все делаем за них. При таких условиях воспитания сложно объяснить ребенку, что нужно учиться.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться

  • Формируем позитив

Обучение должно вызывать положительные эмоции. Весь процесс контролировать не получится, но с помощью вашего авторитетного мнения можно сформировать благоприятное отношение к урокам, к одноклассникам, к учителю.

Расскажите парочку-другую забавных историй из вашей школьной биографии, о ваших, естественно безобидных и невинных, развлечениях на переменах, о том, как вы до сих пор созваниваетесь со своей первой учительницей.

Не критикуйте образовательную систему, поведение педагогов и «отвратительные учебники» в присутствии своего всеслышащего чада. Школа – это общение, полезные знания, опыты и вкусная булочка на перемене.

podrostkoff.ru

  • Формируем мотивацию

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать желание учиться. Ваш кроха еще беззаботно радуется песочным куличикам в местной песочнице и вопрос образования заканчивается аплодисментами по поводу верно сложенной пирамидки? Отлично. Стимулируйте естественное стремление открывать новое, поощряйте за любознательность и не оставляйте вопросы без ответа. Получая удовлетворение от полученной информации, малыш привыкнет спрашивать, как следствие – познавать. Пытливость ума – вот что стоит развивать с маленького возраста.

«Он не интересуется ничем!» Ищите причину. Ваша задача – объяснить и учить личным примером. Если вы читаете в свободное время, книга сопровождает вас повсюду, скорее всего ваш ребенок в стремлении подражать авторитетному родителю, тоже пристрастится к чтению.

Еще один способ – материальное поощрение. Но с возрастом запросы растут. Навряд ли подросток будет посещать курсы английского за чупа-чупс. Поэтому стимулируйте внутренние импульсы и желание получать удовольствие от познания.

  • Развивайте самостоятельность.

Кормит мама, одевает папа? Так проще. Быстрее и спокойнее. Учить и объяснять? Времени нет. Ребенок не имеет шансов проявить инициативу. В таком случае мы не позволяем развиваться детской самостоятельности. В декретном отпуске мамочка играет, читает, рисует вместе или вместо малыша. В результате кроха так и не научился получать удовольствие от самостоятельной игры. Позволяйте детям проявлять творчество и инициативу.

  • Учите малыша доводить начатое дело до конца и оценивать результаты.

Необходимо выработать цикличность: начало – основной этап – завершение – подведение итогов. Не стоит перехваливать кроху. Если плоды стараний не соответствуют его ожиданиям, мягко укажите на варианты более эффективного исполнения задания. Не критикуйте жестко. Иначе можно отбить охоту к любому начинанию. Психологи не рекомендуют сравнивать ребенка с другими более или менее успешными товарищами. Подчеркивайте личные достижения. «Посмотри, сегодня ты нарисовал аккуратнее, чем вчера».

  • Обучение в школе требует проявления волевого усилия.

Не всякая деятельность приносит удовольствие, но каждый из нас знает, что чаще всего это необходимый этап для достижения цели. Очень лень и трудно? Объясните, для чего нужно стараться, опишите в красках ожидаемый результат, ради которого стоит немного поднапрячься.

  • Как можно чаще предлагайте проблемные ситуации.

Выбирайте вопросы, которые касаются интересной для ребенка тематики и соответствуют его возрастным возможностям. Так малыш научится анализировать задачу, делать выбор, принимать решение и нести ответственность.

  • Разговоры о том, что учебная нагрузка превышает допустимые пределы, бесконечны среди родителей. Времени на отдых действительно немного. Научили учиться? Научите эффективно и качественно отдыхать.

Не стоит ответственность за воспитание своего ребенка перекладывать на систему. Вы, как грамотный родитель, должны четко знать, как научить ребенка учиться.

Стоит изменить свое отношение к школе, принять программные требования как необходимое условие для того, чтобы идти в ногу со временем, прислушиваться к своему малышу и направлять его энергию в нужное русло – учеба в школе не будет проблемой. Тем более, всегда остается альтернатива и права выбора дополнительных кружков, курсов и занятий по интересам.

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы влияете на мотивацию, как объясняете детям, что им нужно учиться.

Над этим вопросом человечество бьется уже много веков. В источниках древней Греции, датированных III-II тысячелетием до нашей эры можно встретить сетования родителей на нерадивых детей, не желающих осваивать науки и ремесла.

Самое сложное дело — объяснить ребенку, что сейчас он должен делать то, чего не хочет, что не вызывает у него интереса, результат чего наступит не скоро.

Легче всего это сделать в начальной школе — там еще интерес к учебе не потерян, и ребенок сам мотивирован. Однако интерес к учебе может быть отбит еще в дошкольном возрасте неумеренными занятиями по подготовке к школе. Не которые родители стремятся научить читать и писать детей дошкольного возраста. Если у дошкольника раннее обучение встречает сопротивление и жалобу на скучность этого занятия значит его еще рано учить школьным премудростям.

Познавательный интерес не формируется, к сожалению, из ничего, родителям необходимо потратить на это свое время и силы. Одних слов, увещеваний и запугиваний не достаточно.

У многих младших школьников слово «нужно» отбивает напрочь, все желание учить и делать то, что требуют от него учителя и родители. Поэтому родителям желательно перевести слово «надо» в действие «мне хочется узнать, потому что это интересно». Для этого необходимо учитывать, что развитие ребенка несет в себе особенности, которые формируют познавательный интерес у ребенка с самого раннего возраста.

Какие особенности развития психики ребенка помогают сформировать у младшего школьника желание учиться?

  1. Подражание. Родители на своем примере могут показывать, что им интересно узнавать что-то новое. Если родители постоянно расширяют свой кругозор через чтение хороших книг, которые им интересны и рассказывают своему ребенку на доступном ему уровне о том, что они узнали нового, это и формирует у него познавательный интерес.
  2. «Почемучка». Желание учится также формируется, когда взрослый поддерживает исследовательский дух ребенка, который столь ярко проявляется в первые годы жизни ребенка. Если ребенок развивается нормально, то он обязательно проходит возраст «почемучек» и задает родителям массу вопросов. Задавайте своему ребенку вопросы, которые требуют размышления: «Почему, например, все предметы, подброшенные вверх падают на Землю? Что быстрее упадет перо или камень? Почему?» Для взрослых ответ очевиден, а ребенка, возможно, заставит задуматься о том, почему так больно падать с велосипеда.
  3. Удивление. Можно также обучать младшего школьника проводить и показывать сверстникам простейшие физические и химические опыты и обязательно задавать своему ребенку вопрос «А почему так получилось?». В Интернет-ресурсах можно найти массу таких опытов и повторить их со своим ребенком.
  4. Контакт (потрогать, посмотреть, почувствовать, а не только прочитать в учебнике). Посещайте с ребенком научные музеи (биологические, политехнические, исторические) - необязательно смотреть всю экспозицию - выберите то, что ребенок изучает в школе в данный момент и ребенок своими глазами увидит то, о чем говорилось в учебнике. А значит, для него эти знания станут реальными.
  5. Игра. Играйте с ребенком в разнообразные настольные и подвижные игры с правилами, на развитие памяти, воображения, речи, логического мышления, внимания. Например, игры с правилами «Да и нет, не говорить», «Ассоциации», «Холодно-горячо» хорошо развивают не только речь, память внимание и логическое мышление ребенка, но и учат его принимать самостоятельные решения.

Изучайте сами и учите ребенка пользоваться толковыми словарями, чтобы узнать точные значения непонятных слов. Так ребенок будет накапливать свой собственный активный и пассивный словарь слов, который обязательно ему пригодится и в средней школе.

Очень часто развитие познавательного интереса у ребенка в одной области заставляет ребенка искать знания и в других областях. И эти поиски часто выходят за рамки школьных предметов.

Подростковый возраст.

Труднее всего сформировать желание и понимание смысла учебы в средних классах — здесь у подростка все направлено на поиск своего места в мире — учеба отходит на второй (а иногда и последний план).

Если родители в начальной школе помогли ребенку развить и закрепить познавательный интерес, то и желание общаться со сверстниками не будет

помехой учебе скорее наоборот, потому что вместе делать уроки интереснее и быстрее. Много в средней школе зависит от учителей — хороший учитель способен заинтересовать предметом, это значит, что он не только контролирует степень усвоения предмета, но и учит ребенка думать, размышлять, искать ответ на вопрос. Хорошо учиться подросток вынужден, если в его классе это модно и одобряется одноклассниками.

Как еще можно помочь подростку сформировать интерес к учебе?

  • Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными результатами обучения, никогда не сравнивайте его с другими подростками.
  • Используйте позитивные подкрепления и стимулы для поддержания учебной мотивации. Это может быть похвала, подарок (давно желаемый ребенком), поездка-экскурсия в интересное место, совместная настольная или активная игра. «Если ты быстро и правильно сделаешь все, уроки у нас будет время покататься вместе на роликах».
  • Пример родителей также может быть стимулом для некоторых детей, но не надо укорять ребенка, что вот "мама с папой с медалями школу закончили, а ты двойку принес». Скорее такой пример родителей нужен подросткам тревожным, которые боятся трудностей: «Мы смогли это выучить, и ты сможешь, а мы поддержим и объясним, что непонятно».
  • Рассказывайте ребенку о своей профессии и профессиях близких знакомых и родственников. О том, как Вы работаете какие трудности, и успехи бывают у Вас. Как Вам удается решать свои трудности и преодолевать неудачи. Тогда Вашему ребенку будет понятнее, для чего люди учатся.

О чем следует помнить родителям, требующим хорошей успеваемости от детей?

  • Отрицательно действуют на желание учиться у современных подростков угрозы родителей в будущем освоить не популярную профессию (дворника например).
  • Устойчивое нежелание учиться у ребенка любого возраста это сигнал родителям к тому, что следует обратиться за консультацией к детскому психологу. Это поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка и получить индивидуальную помощь и поддержку специалиста.

И так подведем итоги, для того чтобы ребенок понял зачем ему надо учиться, необходим личный пример родителей и целенаправленное удовлетворение естественной потребности ребенка узнавать и осваивать новое в рамках школьного обучения.

Клинический психолог Котович Т.Т.

статья напечатана в газете "Округа" 2013г.

Люди живут в обществе. Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей, мы работаем с ними, общаемся и дружим. Коммуникация между людьми осуществляется по особенным законам нравственности и морали, которые мы должны соблюдать. Вскоре нам придется отправлять «в люди» собственных детей. Стоит задуматься об их нравственном воспитании.

Когда начинать нравственное воспитание ребенка?

Многие родители считают, что их ребенок, которому чуть меньше 3 лет совершает различные глупости и шалит совершенно непроизвольно. Просто многое ему еще неизвестно, да и к усвоению моральных норм он не готов еще. Именно поэтому малыш не понимает что хорошо, что плохо, и, по мнению родителей, не способен понять.

Психологи советуют провести простейший тест. Попросите своего ребенка зайти в пустую комнату и отвернуться от вас. Затем объясните, что он не должен оборачиваться, пока вы разворачиваете для него подарок. Если ребенок не сможет сдержаться и посмотрит, то его рефлексы действительно еще непроизвольны, и он не способен руководить собой. Если же чадо вытерпело момент распаковки подарка, значит, оно готово к усвоению первых моральных понятий и соблюдать нравственные нормы.

Правильная организация свободного времени ребенка

Приблизительно к 3-4 годам ребенок становится действительным членом общества, так как теперь ему доступны нравственные отношения. Общество само презентует ребенку первые правила поведения. Сначала родители объясняют, что нельзя воровать, врать, обижать более слабых, что надо делиться с друзьями, помогать им. Потом примерно тоже самое ребенок слышит и в детском саду, на улице, в транспорте и т.д. Формированию поведения ребенка также способствуют мультфильмы, книги, компьютерные игры. Именно поэтому родители должны внимательно следить за «ассортиментом» развлечений у их ребенка.

Если вы правильно организуете свободное время ребенка, то вскоре он начнет понимать, какие качества можно отнести к добродетелям, а какие нет, как необходимо действовать в определенных ситуациях. При этом, вы должны следить и за собой. У маленьких детей наглядно-образное мышление , а родители - безоговорочный авторитет. То есть, действуя в какой-либо ситуации, вы даете ребенку модель поведения, которую он рано или поздно обязательно применит. Вспомните притчу о том, как семья не уважала старого дедушку, жившего с ними: плохо кормили, не помогали, смеялись над ним. Их маленький сын, наблюдая за этим, однажды сказал, что когда они состарятся, он обходиться с ними будет так же. Прежде чем чему-то учить ребенка, научитесь этому сами!

Однако, вашему ребенку мало просто знать правила надлежащего поведения. Их нужно уметь соблюдать, применять на практике, да и не просто уметь, а проявлять искреннее желание делать так, а не иначе. Возникает вопрос: как этому научить?

Как научить ребенка правильному поведению?

Конечно же, можно заставить. С детства ребенок привыкает к стандартному методу «кнута и пряника»: сделал правильно - награда, неправильно - наказание. Со временем у детей вырабатывается рефлекс. Они стремятся получить похвалу или награду, соответственно выполняют правильные действия, совершают верные поступки. Однако, такие мотивы не способствуют личностному развитию. Вскоре поведение ребенка перестроится, у него появятся другие авторитеты, интересы, друзья и, как следствие, огромное количество вариантов моделей поведения.

Есть очень интересный способ развития навыков правильного поведения. Это игра . Возьмите шарики для настольного тенниса, положите их в емкость. Другую емкость оставьте пустой. Попросите ребенка переложить шарики из одного сосуда в другой при помощи вогнутой лопатки. После того как задание будет выполнено, расскажите ему историю о мальчике. Взрослый попросил его переложить шары без помощи рук. Мальчик сначала старался, но когда взрослый вышел, он стал все делать руками, а потом так и не признался, как ему удалось выполнить задание.

Узнайте у ребенка:

  • — как поступил мальчик?
  • — почему ребенок считает его поступок неправильным?
  • — как бы ребенок сам поступил в этой ситуации?

Внимательно выслушайте чадо. Потом попросите его переложить шарики плоской лопаткой. В середине процесса выйдете и пронаблюдайте, насколько честно ребенок все выполняет. Затем проведите беседу.

Дети по своей природе очень любопытные, и примерно с четырех лет они становятся настоящими «почемучками». Самое сложное начинается тогда, когда разные «почему» касаются неудобных взрослых тем. Первый вопрос из таких - «откуда я появился/появилась». Итак, как объяснить ребенку, что такое секс, чтобы он понял правильно.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами с шестилетнего возраста. При этом ребенок, в зависимости от индивидуальных особенностей характера и особенностей взаимоотношений со взрослыми, может напрямую спросить родителей об истории своего появления на свет, а может и постесняться.

Идеально, если в школе есть урок «Основы жизнедеятельности» или ему подобный, одна из тем которого освещает особенности организма девочек и мальчиков. На практике такие уроки вводят примерно классе в третьем, а то и в пятом, когда ребенок уже все узнает из интернета.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами примерно с шестилетнего возраста

Самое главное - не ругайте ребенка за его вопрос, иначе он может посчитать свой интерес каким-либо постыдным. Еще хуже, если он решит, что не может вам доверять, ведь родители в глазах ребенка - неоспоримый авторитет, но почему-то этот авторитет внезапно повел себя странно.

Что лучше: неловкая правда или проверенные сказки?

Наши бабушки и дедушки нашли замечательный выход из ситуации: много десятилетий назад были придуманы легенды, которые вполне устраивали подрастающее поколение в качестве ответов на неловкие вопросы.

«Аист принес», «в капусте нашли» уже превратилось в классическую отговорку. На самом деле это отговорка и есть, поскольку ребенку правду не сообщили с учетом того, что все нужное ему он узнает, когда вырастет.

«Аист принес» выглядит примерно так

Рассмотрим явные минусы такого подхода:


Справка! Ребенок внезапно стал вести себя совершенно иначе: он стал непослушным, немного агрессивным, нервным. Если раньше он делился с мамой всеми секретами, то с некоторых пор это прекратилось, а в ответ на попытку родителей пообщаться с ребенком мальчик просто устраивал истерики. Обращение к детскому психологу разъяснило ситуацию: ребенок обиделся на маму, потому что она сказала, что его принес Дед Мороз (мальчик родился в конце декабря), а когда он сказал это одноклассникам, его грубо высмеяли и рассказали другие версии появления детей на свет. Вывод: дети не всегда сообщают родителям о стрессе, который они пережили, особенно если это связано с каким-либо поступком мамы или отца.

Конечно, не стоит рассказывать ребенку в подробностях о процессе его зачатия и рождения, однако современные психологи сходятся во мнении, что ответ на вопрос должен быть максимально приближенным к правде.

Варианты рассказов о том, откуда берутся дети

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста. Не забывайте о том, что ваш рассказ дочери или сыну запомнится надолго.

Один из популярных вариантов, предложенных в книге по воспитанию детей «От трех до пяти»:

Когда мама и папа любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребеночек, они крепко обнимаются. Из-за этого у мамы в животике начинает расти маленький человечек, который через девять месяцев появляется на свет.

Практика показала, что метод более правильный, чем рассказы об аистах и капустах. У детей сначала возникали вопросы в духе «А зачем нужен папа, чтобы я родился?», и тогда рекомендуется дополнить историю фразой, что у папы есть особое вещество, которое он передает маме во время объятий, и потому начинает расти ребенок.

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста

Важно объяснить ребенку, что дело не в простом обнимании другого, а в особом действии, которое знают только взрослые. Если ребенок настойчиво требует рассказать, сообщите, что не имеете права и придумайте убедительную причину.

Важно! Только не пугайте ребенка! Фразы из области «я не могу тебе рассказать, иначе ты никогда не вырастешь», «это секрет, а то меня инопланетяне похитят за то, что рассказала» усиливают страхи и неприятные ассоциации с обсуждением взрослых тем. Вы уверены, что после таких страшилок ребенок захочет снова с вами пообщаться на темы, которые его волнуют?

Скажите, что этот секрет открывают в загсе после свадьбы, а поскольку это секрет, то рассказывать его никому нельзя. Таким образом, вы даже мягко напомните ребенку на своем примере, что важно хранить чужие тайны.

Совет! Учитывайте особенности своего ребенка. Возможно, он любит читать? В этом случае просто подарите ему книгу, где понятным ему языком рассказывается о «неудобных темах». Проследите, чтобы книга соответствовала его возрасту.

Как делать не надо: что не стоит говорить ребенку

Многие родители используют пример животного мира, и начинают рассказывать ребенку об опылении цветов пчелками или о ночных концертах соседских котов в начале весны.

С этим нужно быть максимально осторожными, поскольку ребенок может начать проявлять интерес к сексу у животных, что чревато психологической патологией. К тому же, вы укрепляете у него мнение, что секс - это исключительно физический процесс, а не духовный или эмоциональный (вспомните: у животных все строится на инстинктах).

Ребёнок может раскусить вашу неправду

Как же говорилось ранее, не пугайте ребенка, поскольку страх - первый природный враг. Запугивание - не самый лучший метод, чтобы оттянуть или избежать сложного разговора.

Не нервничайте. Ребенок чувствует вашу неуверенность и вполне может засомневаться в правдивости ваших слов. Нежелательно отправлять ребенка к учителю/читать энциклопедию/искать информацию в интернете вместо того, чтобы объяснить самостоятельно.

Примеры казусов

У меня на занятиях семилетний мальчик стал внезапно нервным и легковозбудимым. Его папа только отмахивался и говорил, что все в порядке. Через несколько недель выяснилось, что его мама ждет второго ребенка, а первому раньше рассказывали, что его принес аист. И теперь он боится, что его будущую сестричку аист не донесет и уронит, и что мама может лопнуть (ему не рассказывали, почему у нее растет живот). Если мальчика не оставляли наедине со своими страхами и не врали бы, отвечая на его вопросы, возможно, появление нового члена семьи он бы перенес проще.

Другой пример связан с родителями, которые стесняются говорить с детьми на неудобные темы. Девочке говорили, что ей рано знать, как она родилась и что такое секс. Она взяла в библиотеке энциклопедию о половом созревании, а потом в присутствии гостей громко спросила маму: «Что такое презерватив?». После этого мама не стеснялась отвечать не вопросы дочки.

На самом деле нет ничего сложного в том, что рассказать своему сыну или своей дочери о тонкостях их появления на свет. Важно учитывать возраст и возможные последствия. В идеале нужно не врать, а максимально приближенно к реальному положению вещей ответить на вопросы ребенка.