Как научится вязать на спицах. Учимся вязать спицами и крючком: бесплатные курсы и уроки для начинающих


Как выбрать пряжу

Существует много сортов шерсти, из которой прядут нити для вязания. Лучшие из них имеют шелковистое, тонкое, длинное и эластичное волокно. К ним относятся ангорская, мериносовая, верблюжья шерсть и мохер.
Пряжа, как правило, продается в мотках или клубках. На этикетке клубка (или мотка) фабричного производства обычно указывается, для какого вида вязания (ручного или машинного) предназначена эта пряжа.

Пока не свяжешь вещь до конца , не выбрасывай этикетку. Еcли шерсти не хватит, то по этикетке ты сразу определишь номера пряжи и партии ниток, которыми определяются качество пряжи и цветовой оттенок нитей.

Рис. 1. Полотно с перекошенной вязкой


Для ручного вязания лучше не использовать сильнокрученую нить, потому что связанное из нее полотно будет перекашиваться (рис. 1). Чтобы проверить, годится ли пряжа для ручного вязания, отмотай нитку подлиннее, сложи ее пополам и держи рукой в висячем положении.
Если сложенная нить скрутится (рис. 2, а), то связанное из нее полотно перекосится, изделие будет испорчено. Если сложенная нить не скрутится (рис. 2, б), то ее можно использовать для ручного вязания.

Рис. 2. Скручивающаяся и нескручивающаися нити

Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия. Однако существует специальная буклированная пряжа, с равномерно распределенными по всей длине узелками или утолщениями. Из нее хорошо смотрятся изделия, выполненные чулочной вязкой. Пряжу, полученную из тонкого шерстяного волокна, используют в основном для машинного вязания тонких нарядных изделий, более толстую - для ручного вязания теплой и спортивной одежды. Хлопчатобумажные нитки идут на вязание в основном летних изделий.

Какие нужны спицы

Спицы могут быть сделаны из самых разных материалов: металла, древесины, пластмассы, кости. Каждый вид спиц имеет свои преимущества и недостатки: деревянные и пластмассовые легки и удобны в работе, по нередко гнутся и даже ломаются, а деревянные еще и цепляются за слишком пушистые нити; алюминиевые более прочны, но пачкают светлую нить, придавая ей серый оттенок; стальные не ломаются и не пачкают работу, но несколько тяжелее других.

Рис.3. Виды спиц.

Спицы могут быть с открытыми и закрытыми концами . У первых оба конца острые - рабочие. Пятью такими недлинными (около 20 см) спицами (рис. 3, а) удобно вязать носки, чулки, варежки и т. и. У спиц с закрытыми концами (рис. 3, б) острый конец один, другой заканчивается каким-либо ограпичителем-колечком, шариком и т. п. Такими спицами длиной до 40 см вяжут детали крупных изделий (свитеров, блузонов и др.). Для создания некоторых цельновязаных изделий используют две спицы, соединенные леской (рис. 3, в). Существуют также круговые спицы (рис. 3, г) из гибких материалов, чаще всего из пластмассы.

Рис. 4. Определение диаметра спиц

Спицы для работы должны быть прямыми и гладкими, тогда нить будет легко скользить по ним, что значительно облегчит работу. Концы спиц не должны быть слишком острыми или тупыми. Острыми концами спиц можно случайно наколоться или поцарапаться, расщепить нить, что испортит фактуру (строение) вязаного полотна. Спицами с тупыми концами трудно вязать, приходится прикладывать излишнее усилие, а петли нередко получаются растянутыми, что также портит внешний вид изделия.

Спицы разделяют по номерам от 1 до 8, соответствующим их диаметру. Его надо знать для того, чтобы правильно подобрать спицы для вязания из выбранной пряжи. Спицы должны соответствовать толщине пряжи. Поправка на полмиллиметра в сторону увеличения пли уменьшения делается с учетом индивидуальной манеры вязания. Вязание слишком тонкими спицами делает полотно жестким, неэластичным. Слишком тонкими спицами вязать трудно, приходится прикладывать лишние усилия. Если спицы толще, чем требуется, то полотно получается рыхлым, бесформенным, а изделие приобретает неопрятный вид. Исключение из правила - спицами в 2 раза толще нити вяжут тесьму и изделия из некоторых видов буклированной пряжи.

Если номер спицы неизвестен, ее диаметр можно определить с помощью линейки или миллиметровой бумаги (рис. 4).

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.



Своё Спасибо, еще не выражали.

Ручная работа уже давно стала модной. Важное место среди большого многообразия технологий занимает вязание. Вязаные кофты, платья, клатчи, шапочки и даже плащи в моде на протяжении долгих лет. Вязание спицами даже для неопытных мастеров привнесет множество позитивных моментов в их жизнь. Авторские модели будут по карману каждой рукодельнице, а также станут прекрасным для любимых людей.

Вконтакте

Одноклассники

Как научиться вязать спицами с нуля

Прежде чем перейти к созданию сложных узоров, придется разобраться в терминах и научиться набирать петельки на спицы.

Все узоры могут быть описаны двумя методами:

Платочная и чулочная вязка

Это самые легкие узоры, с которых советуют начинать всем рукодельницам. Для нужно уметь вязать лицевыми петлями .

  • 1 ряд: все петли вяжем лицевыми, итоговую петлю — изнаночной;
  • 2 ряд и остальные вяжем, как первый.

Это двусторонний орнамент, благодаря чему его можно выполнить при вязании платков, детских пинеток, кофт, воротников.­

Чулочным рисунком раньше вязали чулки и . Орнамент выполняют при вязании практически любых вещей. Это двусторонняя вязка, выполнить которую совсем просто:

  • 1 ряд: все петли лицевые, конечную провяжем изнаночной. Чтобы узор вышел более ровным и красивым, лицевые петли стоит провязать за заднюю стенку.
  • 2 ряд: аналогично первому, кромочную петлю снять, все новые вяжем изнаночными.

Резинка

Есть большое количество разных вариантов вязания резинок: ажурные, двойные и т.д. Вещи, созданные резинкой, довольно эластичны и удобны в ношении. Помимо этого, узор резиночки берут для создания манжет, низа кофт, воротников и т.д.

  • 1 ряд: 3 петли лицевые, 2 — изнаночные и так до конца ряда, последнюю петлю провяжем изнаночной.
  • 2 ряд: 2 петли лицевые, 3 изнаночные чередовать.

Для того чтобы узор был визуально завершенным, при наборе петелек нужно учесть кратность раппорта, равную пяти петлям: необходимо набрать кол-во петелек, кратное пяти, плюс две кромочные.

Узор «коса»

Этот интересный узор выглядит очень сложным в исполнении, хотя в действительности он не такой. Основной особенностью при создании узора является перекрещивание петель, предварительно снятых на одну определенную спицу.

Для вязания таким узором нужно набирать кол-во петель, кратное одиннадцати, плюс две петли для симметрии и плюс две кромочные петли.

Вертикальный раппорт завершен . Для продолжения работы все повторяем с первого ряда.

Уроки обычного вязания

Когда сделаны начальные образцы с узорами, хочется сразу начать вязать новые вещи. Ниже названы простые в вязаниия изделия, которые не требуют большого мастерства.

Вяжем носочки

Вязаные носки – это тепло и радость в любое время года. Есть большое количество интересных моделей носков: ажурные, чулки, гольфы, маленькие носочки. Многие модели выполняют на двух спицах, но в большинстве случаев традиционное вязание носков производится на пяти спицах.

Особенности вязания носков — в сочетании резинки, чулочной вязки и умении вывязывать пяточку, которая на самом деле проста. Изучив азы изготовления носков, можно будет освоить технику самых сложных и интересных моделей.

Шарф-хомут, или снуд

Снуд – любимчик этого сезона. Уникальный аксессуар заменит шапочку, шарф или пелеринку. Будет сочетаться как со спортивной одеждой, так и с самой женственной шубой. Шарф-хомут – вещь не только для прохладной зимы. Созданный из тонких нитей ажурным узором , он станет любимым изделием теплым летом и холодной осенью:

  • темный снуд и того же оттенка пальто – лучшее сочетание;
  • голубой, сиреневый или желтый хомут создаст интересный и изысканный образ;
  • темные расцветки зеленого, голубого или бордового прибавят образу элегантности и яркости.

Вязание снуда для начинающих мастериц — прекрасный опыт в обучении этому виду творчества. Шарф-хомут можно изготовить разными методами: на двух спицах или на круговых. Двумя спицами эта вещь вяжется по технике простого шарфа, который позже сшивается в трубу.

Тапочки

Большую популярность получили вязаные тапочки:

  • они нереально декоративны;
  • для деток их вяжут в форме милых веселых игрушек;
  • ноги в вязаных тапках находятся в отличных температурных условиях;
  • если связать их из шерсти ламы или собачки, такие вещи будут согревать ваши ноги: такая шерсть обладает целебными свойствами;
  • вязаные тапки просто стирать в машинке.

Манишка

Еще одним приятным зимним изделием считается манишка. Эта вещь хорошо защитит от ветра и мороза определенные части тела. В комплекте с шапкой и варежками теплая манишка будет смотреться еще гармоничнее.

Манишку просто и быстро сможет связать начинающая рукодельница. Есть много моделей этой вещи и множество методов их вязания. Манишка, выполненная резинкой, будет крепче и теплее. При вязании вещи регланом провяжите петли ровно относительно линии. Если выполнять манишку по кругу, как кокетку, то процесс вязки станет еще легче.

Шаль

Моду на эти изделия принес в разные страны Наполеон Бонапарт после своего очередного похода. Туалеты в стиле ампир, бывшие в то время в моде, одновременно были нереально холодными и абсолютно не подходили к прохладным европейским погодным условиям. Дар Наполеона пришелся как нельзя кстати, и с легкой руки Жозефины надолго остался в моде.

Много времени прошло с того момента , но шаль до сих пор считается важным аксессуаром женского туалета, придающим образу женственность и красоты. Шали вяжут разных форм и размеров, применяя различные материалы. Ажурное изделие из тонкой шерсти согревает зимой, а выполненный спицами палантин хорошей вязки добавит образу девушки романтичности.

Если после всего прочитанного вы так и не разобрались, как научиться вязать с нуля, то стоит посмотреть обучающие видеоуроки на тему вязания и посмотреть больше фото самого процесса. На самом деле, вязание — это несложное занятие, главное — это терпение и усидчивость, тогда все получится.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

  • Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй
  • Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли


Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).


При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.


Одним из самых распространенных способов ручного вязания является вязание на спицах. Вязаные изделия актуальны были всегда. Немного терпения – и у вас в гардеробе появится удивительная вещица, которая поможет скрыть все недостатки фигуры и подчеркнуть вашу индивидуальность.
Изначально вязание появилось лишь как необходимость, которая переросла в настоящее искусство. Историю вязания восстановить трудно, т.к. шерстяные нити сохранить довольно сложно. До нас дошли лишь рисунки, на которых были изображены женщины в чулках. Это изображение относится к 1900 году до н. э. Позже были найдены останки детского носка в Египте, время создания которого относится к III веку н. э.
Самые искусные вязальщицы того времени могли создавать фантазийные узоры, надписи на изделиях. В IX веке вязание на спицах начинает довольно быстро распространяться по Европе. Сегодня ручное вязание «захватило» весь мир.
Для того чтобы на спицах, достаточно немного терпения, внимательности, спиц и пряжи. Все сводится к одному единственному правилу: «От простого к сложному».
Весь принцип вязания на спицах основывается на образовании новых петель и их переплетении. Во всем процессе вязания используется лишь одна рабочая нить.

Спицы

Результат вязания зависит от правильности подбора номера спиц. Во-первых, спицы должны быть прочными, легкими и гладкими. Во-вторых, спицы нужно подбирать по размеру в зависимости от выбранной пряжи.
Существуют разные виды спиц для вязания: обычные, вспомогательные, круговые, чулочные.
Материал для спиц также может быть разный: металл, древесина, кости, пластмасса. И у каждого вида спиц есть свои недостатки и преимущества: пластмассовые и деревянные спицы являются легкими и удобными в работе, но они часто гнутся и ломаются. Деревянные спицы также цепляют пушистые нити. Алюминиевые считаются более прочными, но они пачкают при вязании светлые нити пряжи, оставляя на ней серый оттенок. Спицы из стали при вязании не ломаются и не пачкают пряжу, но они тяжелее других видов.
Спицы различаются по номерам: от 1 до 8. Номер соответствует диаметру спицы. Диаметр спицы нужно знать, чтобы спицы были правильно подобраны для вязания из выбранной пряжи, так как спицы и толщина пряжи должны соответствовать.

Нити

Для ручного вязания на спицах подходит как натуральные, так и синтетические нити. В настоящий момент можно приобрести нити самой различной фактуры, цвета, происхождения. Единственное, что нужно запомнить, слишком тонкие нити не подходят для вязания на спицах, т.к. вязание получается «рыхлым» и слишком быстро изделие приходит в негодность.

Чаще всего для вязания на спицах используют шерстяные нити (акрил, ангорка, мохер). Полотно, связанное спицами, довольно хорошо растягивается, поэтому нити нужно выбирать с особой осторожностью, иначе после первой стирки она увеличится на несколько размеров. Обязательно смотрите этикетку на клубке пряжи при покупке. На этикетке производитель указывает примерный размер спиц, расход нити и плотность вязания. Плотность вязания нужна для того, чтобы правильно определить размер спиц. Для этого свяжите образец 10×10 см. Это поможет сориентироваться при размере будущего изделия и при выборе номера спиц.

Типы вязания

При вязании спицами различают два типа вязания: плоскостное и цилиндрическое.
Плоскостное вязание выполняется с помощью двух спиц и одной рабочей нити. Первый ряд начинается справа налево, второй – обратно. Соответственно, первый ряд – лицевая сторона, второй – изнаночная. С помощью плоскостного типа вяжут шарфы, кофты, джемпера, платки и т.д.


С помощью цилиндрического типа вяжут носки, варежки, перчатки, гетры и т.д. Вязание цилиндрического типа выполняется с помощью круговых или чулочных спиц. Ряды вяжутся по кругу, поэтому изнаночная сторона получается внутри.

Начало вязания

Вязание на спицах начинается с набора петель. Петли набираются на сложенные вместе спицы. Делают это для того, чтобы петли легко можно было растянуть и провязать следующий ряд.
Петли можно набрать несколькими способами. Разберем самые распространенные способы.
От клубка пряжи отматывается нить, длина которой должна превышать в 2 раза ширину будущего полотна изделия. Этот конец нити, так называемый рабочий конец нити, проходит между средним и указательным пальцем, петлей обвивает большой палец и зажимается на левой ладони.

Раздвиньте большой и указательный пальцы и натяните между ними нить. Сложите вместе две спицы и подведите ими снизу вверх в петлю, расположенной на большом пальце, подведите к указательному пальцу и зацепите нить, снова протяните нить в петлю рядом с большим пальцем.


Сбросьте петлю с большого пальца и затяните нить на спицах. И таким образом наберите необходимое количество петель.

Второй способ набора петель является дополнительным. Этот способ набора петель осуществляется с помощью одной нити. Обычно этот способ необходим для набора дополнительных петель по краю изделия, чтобы образовать выступ.
Спицу возьмите в правую руку и указательным пальцем левой руки накиньте столько витков нити, сколько необходимо петель.


Как набор петель завершен, вынимаете одну спицу, а на второй спице остаются набранные петли. Также следует знать, что в схемах узоров или в схемах готовых изделий не учитывается первая и последняя петля. Эти петли называются кромочными и они в вывязывании узоров не участвуют. Поэтому, если по схеме или в описании изделия указано набрать 15 петель, нужно набирать 17.

Как читать схемы?

Следующим этапом изучения является расшифровка схем и умение провязать петли в соответствии со схемой. Обращаю внимание читателей МирСоветов, что все схемы вязания спицами нужно читать снизу вверх. Ряды читаются попеременно: первый ряд – справа налево, второй ряд – слева направо и так далее. А вот круговые ряды всегда читаются справа налево.
Схематично можно разделить все петли на задние, передние стенки и протяжку. Эти знание пригодятся при вязании различных петель.

Рассмотрим основные петли-схемы, которые являются базовой основой вязания.
Кромочная петля (кром. п.) обозначается «+». Как уже упоминалось, кромочными являются первая и последняя петли в каждом ряду. В начале ряда рекомендуется первую крайнюю петлю снимать на правую спицу, то есть не провязывать. Последнюю петлю ряда провязывают лицевой или изнаночной петлей.


обозначается лицевая петля (лиц. п.) . Лицевые петли можно вязать двумя способами.
За переднюю стенку или сверху – классический способ: спицу продевают в петлю справа налево и от себя зацепляют рабочую нить, лежащую на указательном пальце и вытягивают петлю движением, направленным на себя, а петля с левой спицы сбрасывается.



Второй способ – за заднюю стенку или снизу – такой способ вязания называется скрещенной лицевой петлей или еще иногда называют «бабушкиной» петлей и обозначается «»: левую петлю провязывают за заднюю стенку, то есть правую спицу ввести справа налево.


Изнаночная петля (изн. п.) обозначается «». Изнаночные петли также можно вязать двумя способами.
При первом способе: в левой руке находится спица с набранными петлями, при этом рабочая нить должна располагаться перед работой. Правой спицей проведите под рабочей нитью, проденьте в петлю справа налево, зацепите рабочую нить, протяните ее в петлю от себя.



При втором способе (изнаночная скрещенная петля – «») рабочую нить накидывают на левую спицу, правую спицу продевают в петлю слева направо направляя на себя, зацепляют рабочую нить от себя и вытягивают.



обозначаются «», бывают прямыми и обратными. При прямом накиде правая спица подводится под рабочую нить справа налево.

При обратном накиде правая спица подводится под рабочую нить, слева направо, направляя от себя.

обозначается . Левая рука держит спицу с вязаным полотном, при этом рабочая нить расположена за работой. Правой спицей вденьте в две петли, находящиеся на левой спице, слева направо направляя от себя. Зацепите спицей рабочую нить и протяните на себя. Обе провязанные петли сбросьте с левой спицы.



обозначается . В левой руке расположена спица с вязаным полотном, при этом рабочая нить находиться перед работой. Правой спицей нужно провести под рабочей нитью и продеть в две петли, находящиеся на левой спице, справа налево направляя на себя. Зацепите рабочую нить спицей и вытяните ее. Обе провязанные петли сбросьте с левой спицы.



провязываем .



провязываем .



этот значок обозначает, что из трех петель вывязываем три петли .




скрещенные петли провязываем следующим образом. Две петли снимаем на дополнительную спицу, затем провязываем две петли лицевыми и со вспомогательной спицы.




Окончание вязания

После того как изделие довязано, необходимо закрыть последний ряд. Делаем это следующим образом. Две первых петли провязываем лицевой, затем перекидываем образовавшуюся петлю обратно и повторяем операцию. Провязываем петли, таким образом, пока все петли не закончатся.



Итак, вот основные азы вязания на спицах. Желающим научиться вязать желаю терпения и надеюсь, что этот обзор азов поможет вам в столь интересном и увлекательном занятии, как ручное вязание. Творите и создавайте шедевры, в которых вы и ваши близкие будут неповторимы.

Если вы хотите постичь науку вязания на спицах, то в первую очередь следует познакомиться с основными видами петель, научиться их узнавать и вывязывать. После того, как азы вязания вы одолеете, можно приступать и к выполнению рисунков. Для начинающих познавать спицы лучше всего брать легкие узоры.

Мнение, что простые узоры для вязания спицами скучные, ошибочно, среди них масса красивых рисунков. С наиболее популярными и познакомим вас в этой статье, для наглядности и простоты обучения к каждому из них предоставим схему провязывания.

Неажурные простые узоры спицами для начинающих

Среди наиболее легких рисунков можно отметить следующие:

«Шашечки»

Они бывают мелкие и крупные. Для детей лучше брать первые, а для взрослых вторые. Выполняются по следующим схемам:

мелкие шашечки

крупные шашечки

Для этих схем используются такие условные обозначения:

На них указаны только нечетные ряды, а четные провязывать следует изнаночным.

«Молнии»

Читаем данную схему, используя такие обозначения:

«Жемчужный», «рис» или «путанка»

Собственно «жемчужный» узор получается не столь рельефный, выступы получаются маленькие, в то время как «рис» более выпуклым, его еще называют «крупный жемчужный» или двойной.

«Ромбики»

В схеме использованы те же условные обозначения, что и для рисунка «Шашечки».

«Ромбики» будут прекрасно смотреться на гольфе, или свитере, . Его можно вязать в сочетании с любым другим простым узором спицами или даже обычно чулочной или платочной вязкой.

Все эти узоры рекомендуется использовать для изготовления зимних теплых вещей: свитеров, кофт с длинным рукавом, шапок, варежек и шарфов. Это связано с тем, для их вязания используются лицевые и изнаночные петли, но в разных комбинациях.

Ажурные простые узоры спицами со схемами

Освоив несколько неажурных узоров, можно приступать и к ажурным. Для их выполнения мало знать лицевые и изнаночные петли, также следует познакомиться с выполнением накида, протяжки, провязывания двух или трех петель одновременно с наклоном.

«Простой ажурный»

На схеме для провязывания обозначены только нечетные ряды, так как все четные (изнаночные) делаем изнаночными петлями.

Если он для вас очень мелкий, то добавив несколько петель, можно получить более крупный рисунок.

«Листья на ветру»

На схеме показано, как вязать нечетные ряды, а четные следует делать по рисунку, только накиды провязывать изнаночными. В результате получится такой рисунок:

«Колоски»

Указанная в схеме протяжка выполняется следующим образом: снимаем 1 петлю, следующую провязываем лицевой и протягиваем ее через снятую петлю. В этом рисунке, как и в «Листьях на ветру», на схеме только нечетные ряды, поэтому здесь тоже все четные провязываем по рисунку, а накиды – изнаночными. В результате получается такое полотно:

«Ажурные ромбики»

Чтобы получить рисунок следует провязать 14 рядов в высоту. Нечетные ряды следует провязывать по схеме, а четные так: 2-й, 4-й и 6-й – полностью изнаночными, а 8-й, 10-й, 12-й и 14-й – по рисунку, а накиды - изнаночными.

За счет наличия отверстий в полотне, такие рисунки рекомендуют использовать для вещей, предназначенных на ношение в помещении или в теплое время года. Это могут быть кофточки без рукавов, сарафаны, платья, легкие шапочки и шарфы.

Рекомендуется первоначально провязывать узор на образце, набрав 16-20 петель, когда отработаете, то можно и начинать вязать целое изделие с ним. Узоры вязания спицами для начинающих лучше всего усложнять постепенно. Переходить к новому, только после того, как хорошо научились (без ошибок) вязать первый.