История рождества для детей краткое содержание. Православное Рождество: традиции и история празднования

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ. ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский , который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм о событии Рождества Христова.

Значение праздника было навсегда предопределено по масштабам после того, как всемирное летоисчисление разделили на «до рождества», и «после». Сын Божий своим приходом не только обозначил зарождение новой религии, но и сформировал мировоззрение тысяч и даже миллионов людей. Мы не задумываемся, но мораль, нормы приличия, понятия о добре и зле - все это открыл миру Иисус Христос. Не удивительно, что все верующие отмечают праздник с большим размахом. Но как все начиналось?

Как была установлена дата

Начиная со второго века нашей эры и до четвертого все христиане отмечали Богоявление шестого января. Тогда же они упоминали и день, когда появился Иисус.


Найти сведения о сдвоенном праздновании можно в первоисточниках, оставленных Климентом Александрийским. Автор разделял ту точку зрения, что сын Бога появился на свет двадцатого мая.

По его мнению, зимняя пора выбрана специально. Вера в единого Бога больше не желала мириться с языческими пережитками, достаточно сильными в Империи Рима. После принятия христианства они продолжали отмечать свои праздники.

До того как праздник Рождество Христово был перенесен на двадцать пятое декабря, римляне организовывали свои гуляния в честь Непобедимого Солнца. Это было самое главное торжество. Культ языческого божества стал дополнением к христианскому, и началась история Рождества. И первая запись в «Календаре Филокала» за триста тридцать шестой год нашей эры.

Отличия в церквях

С давних пор история Рождества берет свое начало 25 декабря по григорианскому календарю Римской католической церковью.

В то же время Русский храм, а также Афон, Грузия, Иерусалим и Сербия отмечают в это время, но только по старому юлианскому летоисчислению. Если учитывать пересчет дней, получается, что Рождество Христово седьмого января.

Но есть и другие варианты дат. Кипр, Константинополь, территория Эллады, Румыния, Болгария и Александрийская церковь празднуют пока что двадцать пятого декабря. Они придерживаются ново-юлианского календаря. До 2800 года так и будет продолжаться, пока даты не перестанут совпадать.


В Армении в один день отмечают Крещение и Рождество Христово. Праздник во многих древних царствах отмечался именно шестого января. Таким образом два торжества соединялись в одно.

Дата рождения сына Бога

По сей день продолжаются споры ученых о том, когда началась история Рождества. Дату двадцать пятое декабря установила Римская церковь, а утвердил ее Вселенский собор. Начиная с четвертого века, появляются первые воспоминания о Рождестве.

Историки не могут доподлинно установить существование такого человека, как Иисус Христос. И тем не менее, если он существовал, то даты его жизни очень расплывчаты. Скорее всего, он был рожден в период между седьмым и пятым годом до нашей эры.

Впервые 25 декабря записал в своем календаре писатель и древний историк Секст Юлий Африкан в двести двадцать первый год рождества Христова.

Дата была подтверждена уже в нашей эре Дионисием Малым, служившим архивариусом при Папе. Он принял во внимание ранние хроники триста пятьдесят четвертого года и решил, что Иисус родился в то время, когда Римской империей управлял Цезарь. Дионисий причислил его правление к первому году новой эры.

Некоторые исследователи, используя Новый Завет как источник, утверждают, что Вифлеемской звездой, осиявшей небо, была комета Галлея. Она проносилась над Землей в двенадцатом году до новой эры.

Вполне возможно, что он родился в седьмом году нашей эры, когда и проводилась указанная перепись всего населения Израиля.

Даты после 4 года до нового времени выглядят маловероятными. И в посланиях евангелистов, и в апокрифах упоминается то, что Иисус жил в период правления Ирода. А тот умер только в четвертом году до Рождества Христова.

Позднее время не подходит и потому, что есть приблизительное время казни. Если брать нашу эру, то получается, что его убили в совсем юном возрасте.


В послании от Луки говорится, что во время рождения сына Господа на поле спали пастухи. Это указывает на пору года: раннюю осень или же лето. Но в Палестине и в феврале могли пасти животных, если год был теплым.

История Рождества

День появления Иисуса Христа на свет описывается в нескольких источниках, канонических и апокрифических.

    В первых текстах история Рождества Христова рассказывается достаточно подробно. Основными источниками являются послания Матфея и Луки.

В Евангелии от Матфея идет речь о том, почему Мария и ее муж Иосиф пошли в Вифлеем, хоть они жили в Назарете. Они спешили на перепись населения, при которой представители одной национальности должны были находиться вместе со своими.

Иосиф, который женился на прелестной Марии, узнав о беременности до свадьбы, собирался аннулировать брак. Но к нему пришел ангел. Он рассказал, что этот сын - благословение Бога, и что Иосиф должен его воспитать как своего.

Когда начались схватки, в гостинице для них не было места, и паре пришлось располагаться в хлеву, где лежала солома для животных.

Первые, кто увидел новорожденного, были пастухи. Им указал дорогу ангел, в виде звезды, что засияла над Вифлеемом. То же небесное светило привело в хлев и трех волхвов. Они щедро одарили его, как царя: миррой, ладаном и золотом.

Злой царь Ирод, предупрежденный о рождении нового лидера, поубивал всех малышей в городе, которым еще не исполнилось два года.

Но Иисус уцелел, поскольку ангел, который следил за ним, подсказал Иосифу бежать в Египет. Там они и жили до смерти злого тирана.

    Апокрифические тексты добавляют некоторые фрагменты, и история Рождества Христова становится более точной. В них описывается, что Мария и Иосиф провели ту знаменательную ночь в пещере, куда приходил скот, чтобы защититься от непогоды. Пока супруг ходил за повитухой Соломией, женщина успела родить Христа сама, без помощи. Тексты указывают на то, что процесс был очень легким.

Соломия только подтвердила тот факт, что Мария ранее была невинной. В текстах сказано, что Иисус родился, и солнце ослепило пришедших. Когда сияние прекратилось, ребенок подошел к матери и лег у ее груди.

История возникновения Рождества

Церковь долгое время не могла определить, когда следует отмечать столь существенный и масштабный религиозный праздник.


Поскольку первыми христианами стали евреи, для которых рождение считается началом боли и несчастий, то таким было и Рождество Христово. Праздник никак не отмечался.

Среди церковных дат более важной была Пасха, момент воскресения.

Но когда к христианству присоединились греки, то они привнесли с собой традицию праздновать рождение сына Бога.

Первоначально торжество называлось Богоявлением. В него входили и появление Иисуса на свет, и его крещение. Со временем церковь разделила события на два.

Первое упоминание о рождении Спасителя было сделано в триста пятьдесят четвертом году в римском источнике «Хронограф». Запись в нем наталкивает на мысль, что Рождество появилось как праздник уже после великого собора в Никее.

Другие исследователи считают, что ранние христиане отмечали праздник еще до церковного раскола, то есть даже в третьем веке. Тогда же и появилась, по их мнению, точная дата.

Рождество: история праздника в России

Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. Еще в допетровские времена праздновали этот день, и рассказы об Иисусе передавались от старшего поколения к младшему.

Дореволюционный праздник

При царе Петре Первом в обиход пришла традиция устанавливать и наряжать в домах рождественское дерево - елку. Она символизировала, как и лавр, и омела, бессмертие, долгую жизнь в процветании.


Двадцать пятого декабря проходило богослужение в честь дня рождения Иисуса. В каждом российском храме начиналось празднование. Все любили и чтили Рождество. История праздника повествует о том, что молодые люди красиво наряжались, брали в руки звезду на палке, как символ той, что указала дорогу волхвам к младенцу. Они носили ее от дома к дому, рассказывая, что Иисус родился. Детей наряжали ангелами, в честь того, который рассказал пастухам о случившемся чуде. Некоторые играли в животных, которые, согласно православной традиции, также находились в хлеву, где Мария дала жизнь ребенку. Торжественная процессия пела рождественские гимны и колядки, прославляя мать и дитя.

Об этих красивых традициях в дореволюционной Российской империи сохранились в воспоминания писателя Ивана Шмелева. Находясь в Париже, в эмиграции, он с тоской отзывался о былых временах.

В империи настолько любили этот день, что сначала появилась одна церковь Рождества Христова, а потом количество увеличивалось с каждым годом. Такие святыни появлялись во всех больших городах.

Нужно заметить, что самый известный тематический храм расположился в столице России. Он называется в честь Рождества - Христа Спасителя. У него своя длинная и удивительная история. Прошли годы. Церковь Рождества Христова до сих пор стоит там, где и прежде.

В 1812 году, когда армия Александра Первого разбила французов, двадцать пятого декабря вышел императорский указ о постройке нового храма. В нем говорилось о том, что именно Бог помог спасти страну от неминуемой гибели. В честь этого Александр велел построить храм, который простоит долгие века.

Запрет Рождества

Но пришли времена, когда религия стала под запретом. С 1917 года о Рождестве говорить было запрещено. Церкви падали одна за другой. Их грабили. Мародеры сдирали позолоту с нефов. В религиозные праздники принято было работать, чтобы доказать свою преданность партии.


Звезда стала пятиконечной. Даже елку на светлое Рождество Христово сначала преследовали, как символ веры. А в 1933 году появился Указ о том, что эту традицию можно вернуть. Только елка стала новогодней.

Будет неправильным утверждать, что после запрета на рождественские праздники их не отмечали. Люди тайно вносили в дом еловые ветки, виделись со священнослужителями, совершали обряды, крестили детей. Они исполняли рождественские гимны у себя дома. Даже в политических тюрьмах или в ссылках, где держали многих священников, традиции были достаточно сильны.

Празднование запрещенного события могло закончиться не только увольнением с работы, но и годами репрессий, лишением воли, расстрелом.

Люди тайком проникали и в полуразрушенные храмы, чтобы послушать службу в Рождество Христово православное.

Новое время в истории Рождества

В 1991 году, уже после распада Советского Союза, празднование дня появления Христа на свет разрешили официально.

Сила привычки, воспитания людей, которым долгое время запрещали отмечать религиозные события, была настолько велика, что праздник и теперь у многих ассоциируется с второстепенным. Он уступает по популярности Новому году.

С момента становления Российской Федерации возрождаются традиции рождественских колядок, использования определенных символов на празднике.

Особенности Рождества

В это древнее священное действо заложено очень много смысла. В нем множество символов, которые трактует церковь. Каждый из них дополняет целую картину.


Самые распространенные символы Рождества:

    Свет - это то, что первым появилось в момент родов. Путь, который посланец Бога прошел, чтобы спуститься вниз, к греховным людям, был озарен.

    Звезда - согласно Новому Завету во время Рождения Иисуса над Вифлеемом появился знак. Он был в виде яркой звезды на небе. Только истинно верующие смогли правильно его понять.

    Перепись людей. При Августе, который на то время руководил Римской империей, был проведен пересчет всех граждан. Сделал он это для того, чтобы ввести упорядоченную систему обложения налогами. Те, кто проживал в других городах на время переписи, должны были вернуться и отметиться. Так и поступили Иосиф с Марией.

    Зима. Спорный вопрос, родился ли Христос зимой. Однако для церкви эта пора года стала символом темноты, которую осветил сын Бога. Он также появился в тот момент, когда зима начала убывать.

    Пастухи. Весь город спал в то время, когда на свет пришел спаситель. Никто этого не заметил, кроме обычных бедных пастухов, стерегших отару в Рождество Христово. Ангел сошел к ним с неба, чтобы сообщить благую весть. Пастухи олицетворяют собой чистые души, не развращенные богатством или тщеславием. Они больше всего общались с животными.

    Вифлеем - город, который у многих верующих ассоциируется с духовной слепотой. Все люди в нем были так одержимы собственными проблемами, что они даже не заметили того, как к ним пришло Рождество Христово в Вифлееме. А потом не сумели распознать Спасителя.

    Волхвы. Первыми перед Иисусом появились с дарами своими мудрецы, философы. Они не были царями, не владели большими богатствами. Волхвы - это те верующие, которые постоянно искали мудрость в священных писаниях. Они познали истину. Долгая дорога к самопознанию, вере, увенчалась благословением.

    Дары. Иисус получил на свое Рождение ладан, золото и мирру. Драгоценный металл был символом власти, ладан - знаком божественности, а мирра означала будущее Христа, его самопожертвование за род людской и смерть с дальнейшим воскрешением.

    Мир. С рождением сына Божьего на Земле воцарилось спокойствие на целый год. После люди сами начали портить идиллию и воевать.

    Пещера. Когда в гостинице закрыли двери перед Марией и Иосифом, они нашли себе новое убежище. Пара пришла в дом, где жил скот. Согласно церковным верованиям, души животных абсолютно невинные. Они согревали дыханием младенца Иисуса. Животные отказались от собственной еды, чтобы из сена смогла получиться импровизированная детская кровать.

    Ночь. Это время суток до сих пор ассоциируется с закатом веры. В этот момент и появился Спаситель, словно давая надежду всем людям на будущее.

    Ожидание. Человечество страдало за собственные грехи. После изгнания Адама и Евы люди не могли надеяться на то, что Бог будет благосклонен к ним. Но Господь сжалился над своими созданиями и послал им в искупление их грехов собственного сына. Иисус принял на себя все страдания. Согласно библейскому канону, он искупил первородный грех Адама.

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице « .

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) .
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему « .

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII) .

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» .

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» .

Три главных события пережил в своей земной жизни Богочеловек: Рождение , Крещение , Распятие .

В память об этих судьбоносных для всех людей вехах на земном пути Единородного Божьего Сына, христиане всех стран отмечают три ярчайших праздника.

Страшная по своей событийности, но жизнеутверждающая, светлая по сути Великая Пасха — когда тоннель на небо пробит Богочеловеком, и первый кто входит вместе с Ним в Рай – разбойник с сердцем способным к состраданию.

Торжественный праздник Крещения , которое смиренно принял Бог от рук человека – величайшего пророка, святого Иоанна Крестителя.

И самый радостный, бесконечно счастливый, праздник Рождества : надежда на возвращение в потерянное отечество – Рай. Дни, когда само небо соединяется с землей и поет «Осанна» родившемуся когда-то маленькому Богу!

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря .

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и .

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды , — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу , после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.
Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду .

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех!
Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.
Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.
Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Праздничная елка

Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.

Подарки от волхвов

Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:

  • как Царю всех царей — золотые диски;
  • как Первосвященнику — ладан;
  • как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.

Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви.
На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно :

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.




Чуть менее чем в течение века Рождество на наших территориях было отменено как праздник. Но до этого времени его праздновали на протяжении нескольких тысяч лет, поэтому, традиции укоренились в создании народа навечно. Именно поэтому, сегодня Рождество – это не только официальный праздник, это праздник в душе каждого верующего человека.

История праздника Рождества связана с событием рождения в Вифлееме Иисуса Христа. Это один из самых главных праздников для христиан всего мира. В настоящее время католики и протестанты праздную Рождество по своему календарю 25 декабря, а православные, согласно своему календарному стилю, 7 января.

Очень интересны , о которых более подробно вы сможете почитать по ссылке.

Краткая история Рождества

Рождество: история светлого праздника для детей или для взрослых обязательно должна быть известна, хотя бы в общих чертах. Но любопытен тот факт, то христиане праздную Рождество не раньше IV века. Это значит, что дата праздник напрямую не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. Изучение религиозных текстов дает основание полагать, что его рождение произошло даже не зимой.

Но 25 декабря как дата Рождества была установлена Римской Церковью в IV веке и с тех пор праздник отмечают именно в этот день. Некоторые считают, что такая дата была выбрана, потому что этот день еще с языческих времен считался днем «Рождения Солнца Непобедимого». Позднее стали толковать, что, так как месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелия, а он должен был находиться среди людей полное количество лет, то Христов должен был быть зачат в тот же день, когда распят. Если отсчитать от 25 марта 9 месяцев (именно на 25 марта приходилась еврейская Пасха), то получалось именно 25 декабря.




Православная церковь, соединила праздник Рождества и Крещения Господня (6 января) под общим названием Богоявление. Армянская церковь и по сей день праздную именно праздник Богоявления, и делает это 6 января.




История праздника Рождество неразрывна с главными символами, которые прошли сквозь столетия и до сих пор имеют сакральный смысл для каждого верующего человека.

Основные символы Рождества Христова:

Ожидание. Прошло пять с половиной тысяч лет с момента сотворения мира, а грехопадение человека сильно извратило его душевные силы. Это сулило обществу разложение и тлен. Человечество увидело, что не может само себя спасти. Именно поэтому люди стали ждать Спасителя, который искупит грехи.

Свет. Пришествие Христа на землю в религиозной философии сравнимо свету, который не только спас земную жизнь, но и озарил вселенную. Именно поэтому в празднование Рождества важное значение играют свечи, в особенности, церковные свечи.

Звезда Рождества. Каждая история возникновения праздника Рождество Христово говорит о том, что в день Благовещения Божией Матери над Вифлеемом зажглась звезда. Именно за этой звездой, чтобы приветствовать Иисуса Христа, Спасителя человечества, отправились волхвы с дарами.



Перепись. Иудея, где родился Иисус Христос, в то время входила в состав мощной и беспощадной Римской империи. Император Август, чтобы упорядочить налогообложение в огромной империи, провел перепись населения. Мария и Иосиф записались в том городе, откуда происходили их предки – Вифлееме.

Вифлеем сам по себе является важным символом праздника. Потому что пришествие Христа свершилось именно там. Если Вифлеем открыл для Спасителя земные ворота, то Иерусалим приготовил ему крест.




Зима и ночь. Считается, что Христов родился в очень снежный день, когда на земле была полночь и так темно, что сложно было что-то разглядеть. Но именно в этот период совершался переход с коротких дней на длинные летние дни. Символично, что Христов родился именно в этот период.

Пещера. Пока Вифлеем спал глубоким сном, ночью, Христос начал появляться на свет. Но Марии и Иосифу было сложно найти пристанище, потому что все двери были закрыты. Они нашли пещеру, где смогли укрыться от стужи. Христос родился на свет в пещере, а не в царских палатах. Это тоже является символом кротости и смирения для многих верующих.




Пастухи. В ночь рождения Христа все спали, только пастухи стерегли своих овец. Они увидели яркий свет, который разливался вокруг, и очень испугались. Но явился ангел и сказал, чтобы пастухи не боялись, а пошли рассказывать людям о великой радости, о том, что ныне родился Христос Господь.

Поклонение волхвов. Согласно Евангелию, первыми Христу поклонились мудрецы-волхвы. Волхвы – это не сильные мира сего, это философы и мудрецы. Мудрецы искали истины, и нашли ее у колыбели Иисуса Христа. Одни из даров волхвов – золото в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см дошли до наших дней (иногда используются для освещения воды). Также сохранилось около 70 благоухающих бусинок, которые перемешаны из ладана и смирна. Хранятся дары в греческом монастыре на Афоне и очень редко вывозятся на стены монастыря.




Избиение младенцев. Царь Ирод, которому волхвы рассказали о рождение Спасителя, послал воинов, чтобы они убили всех младенцев в Вифлееме. Ирод хотел, чтобы народ не признал Иисуса Христа как Спасителя, чтобы власть Ирода на земле как всемогущего царя не была оспорена.

Праздник мира. Древнее предание гласит, что в течение года, в который родился Христос, на земле не было войн. Господь подарил человечеству мир, он даровал сердцам покой.




Такова история праздника Рождество и его главные символы. Как и двадцать веком тому назад праздник остается личным, очень важно участие в нем каждого человека, который открывает для Бога свою жизнь и сердце. В период рождественских празднований, за шумными застольями и горой подарков важно не забывать о душе и мудрости. Рождество Христово началось давно, но и по сей день оно бесконечно продолжает в людских душах.

ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Детям о Рождестве Христовом

Белгород-2014

История Рождества Христова

Рождество - пожалуй, самый радостный христианский праздник. Рождественская радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог.

Иисус - и Человек, и Бог одновременно.

Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима, а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.

А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду.

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою», то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Символы Рождества Христова

Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа.

Звезда Рождества - Вифлеемская звезда - звезда, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.

Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие, как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда.

Волхвы - люди, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы", мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.

Дары Волхвов – три подарка, которые поднесои Иисусу волхвы: золото, ладан и смирну (драгоценные благовонные масла).

Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:

Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;

Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником;

Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего.

Ясли Христовы - ясли (кормушка для домашних животных) в которую, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса.

Рождественский Сочельник - в сочельник 6 января православные христиане активно готовятся к грядущему празднику. А само Рождество Христово для православных христиан наступает 7 января. По строгим давним традициям верующие должны отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, и, когда она загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол традиционное блюдо – сочиво. Сочиво – это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня – сочельник.

Традиции православного Рождества

Рождество - день рождения сына Божиего у Девы Марии - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.

Пост

Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд.

Рождественский Сочельник (коляда)

Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» (в народе «калитка») – наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Существовала народная примета: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб».

В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают сладости.

Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

Украшение елки

С стародавних времён символ Вифлеемской звезды используется как украшение Рождественских праздников, как на улице, так и в интерьере.

Вифлеемская путеводная звезда - традиционное ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками.

Рождественские подарки

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Елки для птиц

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Рождественный вертеп

Дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями - «вертепами». Вертеп представлял собой небольшой ящичек, раскрашенный в разные цвета, который представлял собой переносной кукольный театр, где укрепленные на оси персонажи изображали библейский сюжет рождения Христа. За свое выступление, песни и колядки дети получали угощение, сласти и подарки. В некоторых селах, особенно на западе Украине, эти традиции соблюдаются и по сей день.

Святки

С Рождества начинаются Святки - сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами.

Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Придание о Рождественской елке

Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.

- Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная елка.

- Куда тебе с нами! - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

- И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? - прибавила маслина. -Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"

Но ангел сказал ей:

- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

- Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки.

Рождественские колядки

Сеем, веем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощенья нам давайте!

***

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

***

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

***

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

***

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

***

Коляд, коляд, колядушек -

Хорош с медком оладушек!

А без меду - не таков,

Дайте, тетя, пирогов!

Вам звоночками позвоним

С пожеланьем и поклоном.

Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

***

Знают взрослые и дети:

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

***

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христово.

Много лет из года в год

Праздник этот радость льет.

Славьте Бога, стар и мал,

Он Спасителя нам дал!

***

Щедрик-Петрик,

Дай вареник!

Ложечку кашки,

Наверх колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!