История парфюмерии. Гиганты разделившие парфюмерный рынок

У мира парфюмерии есть собственная история, которая неразрывно связана с историей всего человечества.

О том, что аромат приподнимает нас над обыденной реальностью, знали издавна. Недаром жрецы сжигали растения, выполняя священные ритуалы, участвуя в обрядах, с помощью запахов постигая, таким образом, тайны мироздания. В Риме во времена античности запаху придавали целебную силу.
1-ая шкатулка с ароматами, которая упоминалась в истории, была собственностью царя Дария. Египет, Индия, Сирия и др. страны производили мускус, амбру, шафран, мирру, розовую воду и пр.
Благовониями пользовались древние римляне и греки. Из Италии духи распространились по Европе. В Др. Греции для благовоний использовали смолы, бальзамы, специи, эфирные масла из цветов, нагревая их на углях, чтобы получить желаемый аромат. При раскопках в той местности нашли таблички, где подробно описан состав ароматов.
Их воскуряли в храмах, приносили в жертвоприношение богам, с их помощью ароматизировали фонтаны. Мешочки с сухими благовониями прикрепляли к одежде и волосам, аромамаслами натирали тело. После нашествия варвар их употребление прекратилось в странах Запада. Затем был изобретен перегонный куб, улучшилась дистилляция, снова открыт способ для получения спирта.
Венеция стала столицей парфюмерии, в этом городе перерабатывали пряности со всех стран Востока. Французские духи возникли в XI в., когда крестоносцы из Иерусалима привезли розы и жасмин, а в XII в. в Европе узнали об арабской технологии дистилляции спирта. В XV в. Париж и Грас стали известны на весь мир как центры парфюмерии. Согласно этикету во французском королевском дворе все придворные должны были использовать косметику и аромамасла.

Слово «парфюмерия » начало использоваться в лексиконе с 1-ой трети XVI в., оно произошло от «фумус» (воспарение, курение).
В XVI в. Маурицио Франжипани в Италии придумал растворить душистые вещества в спирте, что стало переворотом в мире парфюмерии. С этих пор начали создавать множество аромакомбинаций, стало возможным хранить в стеклянных флаконах ароматы трав, цветов, деревьев и др. В XVIII в. духи произошло четкое разделение на женские и мужские.
Создателем одеколона стал итальянец Жан Мари Фарина. После смерти его сыновья создали фабрику, готовя парфюмированную воду на высококачественном виноградном спирте, которой дали название о-де-колон. При выдерживании в бочках из кедровой древесины спирт смешивался с эфирными маслами, создавая неповторимый аромат. Вода из г. Кельна (еаr de Cologne) осталась бы неизвестной, если б Наполеон не увлекался ее использованием (приобретал до 60 флакончиков каждый месяц). Когда он находился на о-ве Св. Елены, и у него закончился одеколон, Наполеон придумал свой рецепт духов с бергамотом, назвав его туалетной водой.
Во второй половине XIV в. появились жидкие духи, в основе которых были спирт и эфирные масла. В XVI веке стали модными парфюмированные перчатки. Затем потребление духов увеличилось для того, чтобы замаскировать неприятные запахи. В 1608 г. в монастыре начала работу 1-ая в мире парфюмерная фабрика.
В XIX в. «отцы» парфюмерии Ф. Коти, Жан Герлен и Э. Дальтроф выдвинули основные теории для создания ароматов. Затем выпуск духов перестал считаться кустарным, появились парфюмерные компании.

Парфюмерия в ХХ в.

Когда Поль Пуаре высказал идею, что ароматы могут стать удачным дополнением для линий одежды, кутюрье объединили парфюмерию и модельный бизнес. Произошло это в 1911 году. Ф. Коти соединил в своих композициях натуральные и искусственные запахи. В 1917 г. им был выпущен Шипр, от которого произошло целое семейство запахов. Стали развиваться амбровые и восточные запахи.
Женские и мужские запахи в то время начали приобретать явные отличия. Г. Шанель в 1921 г. выпустила духи с товарным знаком «Шанель №5». В 20-х годах парфюмеры нашли способ создать аромат «синтетическим» путём: в «Шанель №5» начали использовать альдегиды. В 1929 г. были очень популярны духи «Лиу», которые стали символом души женщины.
В 30-х годах наступил расцвет спортивных, с нотками табака «мужских» запахов.

В 1944 г. появился протест против войны в виде духов. Их создал Марсель Роша, назвав их Femme в честь женщины.

В 50-е годы парфюмерия во Франции достигла пика развития, к тому же обострилась конкуренция с приходом новых ароматов из-за океана.

В 60-х гг. случился «бум» мужской туалетной воды. В 70-х г. началась мода на «pret-a-porter»-коллекции, появилась парфюмерия «pret-a-porter de lux», которая стала доступнее. В конце 60-х гг. в духи проникла восточная тема, модным был амбровый запах Fijiu Ги Ляроша и Chamade Герлена.

В 70-х годах на мир моды повлияло движение феминисток: духи для женщин начали заимствовать идеи у одеколонов для мужчин. Диоровская Eau savage стала прототипом освежающих вод. В 1977 г. Ив Сен-Лоран создал знаменитый Opium.

В 80-х гг. вещи считались знаком статуса их хозяина, духи стали показателем престижности, таким же как дом, одежда, автомобиль. В это время производились эксперименты в области флаконов, стали модными «амбровые» тяжёлые ароматы. В конце 80-х гг. в лабораториях созданы морские ароматы.

В 90-х годах пришла мода на легкие, природные ароматы. По новой технологии «живые цветы» стало возможным сохранить аромат не сорванных растений (вытяжки под стеклянным колпаком).

В последние годы стали популярными фруктовые запахи цитрусовых, смородины, ананаса. В современных духах сочетаются богатство и лёгкость, отлично гармонирующие с естественным запахом кожи.

1981-1985-е гг. - пришла мода на сексуальность и чувственность в духах, 1986-1988 гг. - классика, женственность, 1988-1990 гг. - символизм и духовность, в 90-х гг. ХХ в. - естественность, свежесть и экологичность.

Во французском банке данных в сфере парфюмерии за период с 1880 г. по 1985 г. насчитывается 8 000 наименований духов, из них 6 000 были придуманы во Франции. Эксперты утверждают, что около 2 000 составов духов остались незаписанными.

Какой аромат - ваш? Как говорил Кристиан Диор, мужчина может забыть, как женщина выглядела, однако запах её духов останется в его памяти навсегда.

9672

05.02.16 10:03

Если вы смотрели фильм «Парфюмер: История одного убийцы», у вас могло сложиться неправильное представление об этой профессии. Конечно, его герои работали по старинке, сейчас не требуется самому делать вытяжку из вороха растений – есть специальные готовые эссенции. И все равно каждый из известных парфюмеров (и те, кто создал легендарные ароматы, и те, кто «колдует» над духами сейчас) немножко алхимики. Кроме того, они обладают потрясающим обонянием (недаром их называют «лучшими носами») и чувством прекрасного. Кто же они – самые известные парфюмеры?

Самые известные парфюмеры в мире

Автор неувядающей легенды

Долгое время лидирующую позицию по продажам занимало культовое творение Эрнеста Бо «Chanel №5», пока его не потеснил современный аромат «J"adore». Собственно, духи, изготовленные по заказу французской легенды мира моды Коко Шанель , остались лучшим детищем Эрнеста.

Он родился в Москве в начале 1880-х и принадлежал к известному роду парфюмеров (его отец Эдуард тоже трудился в этой отрасли). Вскоре после революции 38-летний Эрнест покинул родину, чтобы поселиться во Франции. Он устроился в парфюмерную фирму «Chiris» и уже в 1920-м году встретился с великой Коко. В результате их сотрудничества родились «Chanel №5», за простенький флакончик которых многие душу готовы продать. Мастер представил на суд Коко много вариантов, но ей понравился тот, что находился в бутылочке под номером пять. Отсюда – название аромата.

Изобретатель ориентального аромата

Жак Герлен – тоже потомственный парфюмер. Его дедушка Пьер открыл свой магазинчик еще в 1828-м, потом дело перешло к сыновьям Габриеэлю и Эме. В 1912-м году «у руля» встал сын Габриэля. Жак сразу проявил свой небывалый талант и создал ароматы «L"Heure Bleue» и «Mitsouko», сразу же ставшие «хитами».

Но главное детище Жака было впереди – в 1925-м году он представил публике «Shalimar», открывший эру ориентальных ароматов. Эрнест Бо даже пошутил по этому поводу: «Я беру в руки ваниль и делаю крем-брюле, но когда ваниль попалась на глаза Жаку Герлену, он придумал «Shalimar». До сих пор эти духи очень востребованы, их любят роскошные женщины: Джина Лоллобриджида и Мэрил Стрип , Орнелла Мути и Джейн Биркин .

Перфекционист, автор винтажных духов

На счету другого самого известного парфюмера 17 ароматов, зато каких! Все они достались Эдмону Рудницка потом и кровью – он был редкостным перфекционистом.

Рудницка учился у Эрнеста Бо, а имя себе сделал, работая на Кристиана Диора (хотя создал несколько ароматов для Элизабет Арден и Эрмеса). Именно Эдмон ввел «моду» на названия известных духов, выходящих под брендом «Christian Dior»: с его легкой руки в мир ушли «Diorama», «Diorissimo», «Diorella» (во всех присутствует слово «Dior»). Создавая необыкновенные воздушные цветочные композиции, Рудницка вписал свое имя в историю парфюмерии, ведь и сегодня винтажные творения мастера любимы девушками и женщинами. Сам он отдавал предпочтение духам «Diorella», считая их вершиной своего мастерства.

Его муза – Катрин Денёв

Франсис Куркджан куда моложе своих именитых коллег – он родился в 1969-м году. В юности он довольно долго «метался», не зная, где его призвание: был пианистом и танцовщиком, пробовал шить, но потом решил, что должен заниматься созданием ароматов. И он преуспел в этом! Кое-кто до сих пор думает, что одеколон «Le Male Jean Paul Gaultier» (вы наверняка видели эти флакончики в виде мужской фигуры) «сочинил» модельер Жан-Поль Готье . А вот и нет! Автором одеколона был 23-летний парень с армянскими корнями Куркджан.

Еще одна культовая вещь кудесника – нежный и манящий аромат «Elizabeth Arden Green Tea». В 2009-м году Франсис зарегистрировал свой бренд «La Maison Francis Kurkdjian». Среди клиентов мэтра есть звезды первой величины, например, актриса Катрин Денёв, для которой Куркджан сотворил немало незабываемых духов.

От яда до ангела

Оливье Креспу повезло: он появился на свет в парфюмерной Мекке, городе Грасс, а его родители продавали сырье для парфюмеров. Оливье с радостью продолжил династию, только ему было интереснее самому «колдовать» над пробирками.

Зато теперь он – известный парфюмер, сотрудничавший и с «Dolce & Gabbana», и с «Nina Ricci», и с «Yves Saint-Laurent», и с «Givenchy». Но наиболее знаменитыми творениями мастера остаются мужской аромат «Dior Dune», несколько вариаций духов «Poison» и «Angel», созданный в содружестве с Тьери Мюглером.

Отец и сын

Десятую, юбилейную, премию «Prix International du Parfum» (своего рода парфюмерный «Оскар», который присуждается каждый год «лучшему носу планеты») вручили Оливье Польжу. Еще его отец Жан прославил фамилию Польж, много лет кропотливо трудясь для Дома «Chanel» и придумывая волшебные духи.

Правда, папа не очень-то верил в сына, говоря в интервью, что из Оливье не выйдет выдающегося парфюмера. Да парень и сам не мечтал продолжать дело отца. Но, будучи студентом университета (факультет истории искусств), он попал в лабораторию, где создавались ароматы и… пропал.

Он, как и его тезка Оливье Кресп, родился в Грассе, так что сам Бог велел Польжу младшему пойти по этой стезе. Хорошо, что он вовремя пришел к этой мысли, иначе у нас не было бы «Kenzo Power», «La Perla Blue» или очень востребованного изысканного мужского аромата «Dolce & Gabbana The One». А вот к награде его привел парфюм «Dior Homme».

Крупнейшими парфюмерными музеями Франции заведует дом Fragonard. Парижский музей занимает два этажа в особняке XIX века на улице Скриб в 9 округе. Он был открыт в 1983 году, а само здание гораздо старше, и было построено в 1860 году одним из учеников знаменитого архитектора Гарнье. Опера Гарнье (та самая, где под руководством Эндрю Ллойда Вебера пел Призрак) здесь неподалеку, музей расположен прямо напротив ее входа.

Парфюмерный орган в Музее "Фрагонар" в Париже

Первый этаж посвящен всевозможным экспозициям, в их числе, знаменитый «парфюмерный орган». Ряды полок с ингредиентами расположены таким образом, что напоминают орган в кафедральном соборе, а в центре экспозиции — весы, обязательный инструмент для работы с органическим «сырьем».

В музее есть все необходимое, чтобы полностью погрузиться в историю парфюмерии. Тут и витрины с самыми необычными флаконами разных эпох, с покрытыми пылью веков парфюмерными альманахами, прямо в комнатах особняка также выставлены абсолютно все приборы, использовавшиеся парфюмерами прошлого для изготовления драгоценных субстанций.

Музей духов "Фрагонар", Париж

Плюс есть возможность вживую понаблюдать за всеми этапами изготовления духов Fragonard с комментариями гида, что само по себе занятие крайне увлекательное. Услуги гида, между прочим, предоставляются бесплатно, как и вход в музей.

Чем же музей живет, если все бесплатно? После подробной экскурсии с «дегустацией» всех запахов, которыми славится дом Fragonard, невозможно не прикупить фирменную золотую бутылочку по заводской цене. Как известно, на фабрике оно дешевле, чем в любом магазине, о чем не преминет напомнить гид-консультант.

Адрес: 9 rue Scribe

Время работы: пн-сб с 9:00 до 18:00; вс с 9:00 до 17:00

Вход: бесплатный

Музей парфюмерии "Фрагонард", Грасс, Франция

Не стоит ограничиваться походом лишь в парижский музей Fragonard. Чтобы как следует надышаться самыми вкусными ароматами и раскрыть все секреты французской парфюмерии, нужно обязательно отправиться в Грасс, крохотный город в Приморских Альпах.

Именно Грасс в XVI веке завоевал себе славу «парфюмерной столицы мира». История производства местных духов весьма известна, особенно после выхода романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Город существовал за счет производства кожаных изделий, а кожевенное дело, увы, дурно пахнет. Чтобы как-то перебить тяжелый аромат, окутавший город, местные умельцы стали экспериментировать со смесями из цветов, а цветочных полей вокруг города было предостаточно. И мало-помалу кожевники перевоплотились в первых парфюмеров средневековой Европы.

Музей "Фрагонард" в Грассе

Сейчас этот тихий провинциальный городок по-прежнему существует благодаря искусству своих парфюмеров. А для дома Fragonard Грасс имеет особое значение, так как здесь родился Жан-Оноре Фрагонар, талантливый живописец, в чью честь и был назван этот парфюмерный дом.

Как и парижский музей, музей в Грассе богат своими экспозициями и заманчивым туром по фабрике, где производят духи Fragonard. В процессе можно даже поучаствовать и «состряпать» аромат своего имени на скорую руку под руководством гида, владеющего всеми европейскими языками.

Адрес: 20, bd Fragonard

Время работы: пн-вс с 9:00 до 18:30 с сентября по июнь; июль и август с 9:00 до 19:00

Вход: бесплатный

Музеи Molinard и Galimard

Кроме музея Fragonard, в Грассе можно также посетить небольшие парфюмерные музеи домов Molinard и Galimard. И там и там предлагается совершить тур по фабрике и приобрести со скидками духи, мыло и косметику.

Parfumerie Molinard

Адрес: 60, bd Victor Hugo

Время работы: пн-вс с 9:30 до 18:30

Вход: бесплатный

Parfumerie Galimard

Адрес: 73, Route de Cannes

Время работы: пн-вс с 9:00 до 18:00

Вход: бесплатный

Международный музей парфюмерии в Грассе, Франция

А для завершения парфюм-тура по музеям Грасса обязателен к посещению Международный музей парфюмерии. Это что-то вроде парфюмерного Лувра, где можно потратить несколько часов на подробный осмотр витрин и экспозиций. Рассматриваются все аспекты, начиная от истории и производства, и заканчивая вопросами маркетинга и современных открытий. У гостей также есть возможность посетить сады при музее, где выставляются образцы различных растений, используемых парфюмерами.

Адрес: 2, Boulevard du Jeu de Ballon

Время работы: пн-вс с 10:00 до 19:00 с апреля по сентябрь; с 10:30 до 17:30 с октября по март

Вход: 4 евро - музей, 3 евро - сады; до 18 лет - бесплатно

Музей парфюмерии в Барселоне, Испания

Музей парфюмерии в Барселоне — не иначе как парфюмерная сокровищница с более чем пятью тысячами бутылированных ароматов. Среди них — духи принцессы Монако Грейс Келли, духи, конфискованные у Марии-Антуанетты, аромат Le Roi Soleil во флаконе работы самого Сальвадора Дали, огромная коллекция раритетных флаконов из Древнего Египта, Месопотамии, Израиля и Древнего Рима.

Museo del Perfume удачно расположен в самом центре города и окружен шедеврами Гауди. Он был открыт в 1963 году синьором Рамоном Планасом и продолжает накапливать редкие флаконы и ароматы. Guerlain, Dior, Lanvin, Givenchy, Amouage, Chanel, Escada, Borsari — все они здесь, самые эксклюзивные изделия с момента запуска первой линии духов каждого именитого дома.

Адрес: Passeig de Gràcia, 39

Время работы: пн-пт с 10:30 до 20:00; сб с 11:00 до 14:00

Вход: 5 евро

Музей духов в Доме Фарина, Кельн, Германия

Было бы сущим преступлением оказаться в Кельне и не посетить самую древнюю из и поныне работающих парфюмерных фабрик. С 1709 года здесь выпускается самое знаменитое и популярное немецкое парфюмерное изделие — Eau de Cologne (отсюда — русское «одеколон»).

Путешествие в несколько этажей старинного особняка расскажет о всех тонкостях производства Eau de Cologne, как это делалось в XVIII веке и как потомки Йохана Марии Фарины организуют потоковый выпуск фирменных одеколонов сейчас.

Единственная сложность — просто так прийти в музей нельзя, нужно заранее договариваться об организованном визите с группой или об индивидуальном туре по фабрике с местным гидом (в том числе, русскоговорящим). По окончании тура выдается подарок в виде 4 мл эксклюзивной бутылочки Eau de Cologne.

Адрес: Obenmarspforten, 21

Время работы: пн-сб с 10:00 до 19:00; вс с 11:00 до 17:00

Вход: от 5 евро

Музей парфюмерии в Гаване, Куба

Если уж занесло на Кубу, как не сходить в местный парфюмерный музей? Особенно если здесь можно насладиться исконно кубинскими ароматами от Gravi, Sebatés и Crusellas. В музее собрана полная коллекция Suchel Fragrencia, главного парфюмерного дома страны.

Музей находится в старой части города неподалеку от пристани, и помимо традиционных для музея развлечений в виде винтажных перегонных кубов и витрин с колбочками и ингредиентами предлагает для покупки местные духи ручной работы в керамических флаконах.

Адрес: Mercaderes str

Время работы: вт-сб с 14:30 до 21:45; вс с 9:00 до 13:00

Вход: бесплатный

Музей парфюмерии в Центре Джулии Бонне

Внушительную коллекцию из 1000 различных ароматов предлагает своим посетителям парфюмерный музей крохотной Андорры. Центр, где находится музей, посвящен Джулии Бонет, в целом, легендарной для Андорры личности.

Во второй половине XX века донна Джулия сколотила приличное состояние, основав парфюмерную сеть Perfumería Julia. Она завозила в Андорру и Испанию парфюмерные продукты, купить которые можно было только во Франции. На настоящий момент наследники Джулии владеют 72 магазинами, 22 из которых в Андорре, остальные — в Испании.

Музей отлично оснащен в плане визуального и звукового оформления стендов. Что особенно приятно, здесь можно непосредственно понюхать любой парфюмерный экспонат.

Адрес: Av.Carlemany 115, Centre Júlia. 1r pis

Время работы: пн с 16:00 до 20:00; вт-сб с 10:00 до 13:30 и с 16:00 до 20:00; в июле и августе открыт ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 16:00 до 20:00

Вход: 5 евро

Московский музей парфюмерии, Москва, Россия

Сходить на экскурсию в парфюмерный музей можно и в Москве. Он занимает почтенный особняк на Старом Арбате. Каждая интерактивная экспозиция формируется из 1500-2000 культовых ароматов прошлого, а фонд хранилища насчитывает около 60000 единиц уникальных старых духов. Рассказывают про историю и современность, дают до головокружения насытиться всевозможными ароматами, запивая ощущения чашечкой чая или кофе.

Адрес: ул. Арбат, 36

Время работы: с 12 до 22 ежедневно

Вход: от 1500/чел за групповую экскурсию до 12000/чел за индивидуальную романтическую экскурсию

Статью подготовила Юлия Самохина

Таинственная и необъяснимая природа запахов привлекала человечество всегда. Тонкие ароматы цветов, пряные запахи деревьев и смол – все это вызывало и продолжает вызывать в человеке благоговейный восторг. Сказать с уверенностью, кто и когда впервые понял, что можно научиться извлекать из природных веществ их ароматную квинтэссенцию, невозможно. Вероятнее всего, это произошло на заре развития человечества, когда в костер попала ветка сандалового дерева или хвойная смола. С тех пор и началась одна из самых увлекательных страниц развития цивилизации – история парфюмерии.

История парфюмерии: с чего все начиналось?

Точная дата рождения парфюмерного искусства теряется в глубине веков. Известно только, что оно появилось в древних южных и восточных странах – в частности, в Месопотамии и Аравии. На первых порах сфера употребления благовоний была довольно ограниченной и заключалась в религиозных обрядах и жертвоприношениях. И только спустя какое-то время ароматные масти получили более широкое распространение.

Первопроходцами в мире запахов стали египтяне. Во времена царицы Клеопатры, которая, кстати, сама составляла некоторые ароматические композиции, использование благовоний и притираний для тела распространилось на высшие круги египетской аристократии.

От египтян искусство приготовления и использования ароматных снадобий переняли израильтяне, ассирийцы, римляне и греки. В античном мире особой популярностью пользовались ладан, роза, сантал, мускус, мирра и другие ароматы, широко используемые до сих пор. Многие римские императоры (такие, как Каллигула, Отон и Нерон) питали особенную слабость к утонченным благовониям, прививая эту привычку и благородным патрициям.

История парфюмерии не была бы полной, если бы в ее полотно не внесли важные штрихи арабы. Легендарный целитель Авиценна был первым, кто сумел извлечь пахучую составляющую растений при помощи процесса дистилляции. Именно он впервые получил прославленную розовую воду.

Индия, с ее богатством флоры, также не осталась в стороне от развития парфюмерного искусства. Как раз на ее землях изготавливались благовония с ароматами пачули, сантала, амбры, ветивера, мускуса, корицы, гвоздики, камфоры, розы и жасмина.

Парфюмерия в европейских странах

Что касается Европы, то она долгое время была невосприимчива к волшебному обаянию благовоний. Первыми просветителями диких варваров в этом отношении стали римские легионеры. Однако, как только римское владычество пало под натиском воинственных готов и гуннов, зачатки утонченного почитания запахов снова ушли в небытие.

Ситуация изменилась с началом крестовых походов, когда рыцари, вернувшиеся из восточных земель, привозили дамам сердца ароматные подарки. В XII веке во Франции уже работали первые парфюмерии, однако три столетия спустя, с началом производства спирта, парфюмерия перешла на новую ступень развития. С этого момента история парфюмерии и косметики развивалась семимильными шагами: духи, туалетная вода, одеколон, ароматные мази и притирания стали обязательным условием существования любой уважающей себя аристократки, а немногим позже переместились и в народные массы.

Франция стала меккой любителей парфюмерии (и, кстати, до сегодняшнего дня ею она и остается). Основы этого искусства, заложенные в городе Грассе, повлияли на развитие умения составлять ароматные композиции во всем мире. Во времена Наполеона использование одеколона и туалетной воды достигло своего пика. Мода на все французское, которая захлестнула с головой высшие слои российского общества, подразумевала использование настоящих французских духов. Что касается Англии, то здесь пуританские традиции и законы морали не позволяли применять чересчур тяжелые ароматы – это было попросту неприлично.

В ХХ веке профессия парфюмера не только не сдала своих позиций, но, напротив, стала еще более востребована. С развитием fashion-индустрии и созданием первых домов моды потребность в новых ароматах еще больше возросла. Менялось и само восприятие парфюмерии: отныне важен был не только сам запах, но и дизайн флакона, его размеры, форма, цвет, удобство использования. С самого начала ХХ столетия и до сих пор ведущие гуру модной и косметической индустрии регулярно балуют своих поклонниц новыми ароматами.

Подводим итог

История парфюмерии – еще одно доказательство того, что человечество (и особенно представительницы прекрасного пола) делает все возможное, чтобы лишний раз подчеркнуть свою притягательность. И гармонично подобранный к образу запах только усиливает ее.

О стартовом капитале и производстве

Создание ароматов представляет собой длинную цепочку шагов, связанных с изготовлением и производством, что подразумевает немалые затраты. «Для парфюмерного бизнеса потребуется как минимум семь больших производств, на каждом из которых свои правила. Это химическое производство (место, где производится синтетическое сырье), производство натуральных веществ, стекольное и пластмассовое производства, типография, производства по розливу и по изготовлению мелких металлических деталей, - рассказывает Любовь Берлянская, специалист по парфюмерным композициям и креативный директор Brocard. - Заводов по производству синтетических компонентов по всему миру немного, как правило, они принадлежат крупным компаниям - производителям отдушек и ароматизаторов вроде Givaudan, Firmenich или Symrise. Натуральное сырье можно закупать в разных местах. Лучшие стекольные заводы расположены в Европе, также есть в Китае и Индии. Для распечатки коробок для флаконов нужна типография».

«На сегодняшний день, оглядываясь на свой опыт, я думаю, что лучше иметь стартовый капитал в 10 миллионов рублей. Да, это выше среднего, но такая сумма поможет организовать хороший стартап. Через год-полтора должно вернуть около 15% вложенных средств, которые вы сможете снова пустить в оборот. Нужно несколько лет, чтобы выйти в ноль и начать зарабатывать. Это при стабильно хороших результатах каждый день. Но на доход влияет множество факторов: в первую очередь экономика в стране, которая не всегда стабильна. Также покупательная активность активизируется или падает в зависимости от времени года. В январе и летом покупают меньше, в декабре, ноябре, конце февраля и в сентябре - больше», - объясняет Сергей Губанов, российский актер, основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U .

«Если хотите продаваться в магазинах, то нужна документация, в первую очередь декларация соответствия техническим условиям Таможенного союза. Тут сразу есть плюс: как следует из названия, она действует на всей территории Таможенного союза. Ну и не стоит забывать, что сразу понадобится юридическое лицо», - объясняет Евгения Калинина, парфюмер, основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI . Основатель бренда селективного парфюма Seleсtion Excellence Мария Борисова говорит о том, что для создания ароматов в качестве хобби можно уложиться и в 100 тысяч рублей. «Но если вы сразу хотите продуманный бренд до мелочей, целую линейку ароматов и какой-то еще попутный товар, то эта будет сумма с огромным количество нулей и ее даже сложно предположить. В России, к сожалению, для малого бизнеса особо ничего нет, и крупные производители флаконов просто не будут с вами разговаривать. Есть много европейских компаний, к которым можно обратиться и с которыми будет удобно работать. Но основная масса предпочитает заказывать флаконы в Китае - там можно найти все что угодно. Но мы не работаем с Китаем и к тому же, получается сложная логистика. Качество флаконов сразу понятно, когда берешь его в руку: мутное стекло или нет, кривые или ровные стенки».

О компонентах

Цены на ароматические материалы в западных магазинах зачастую в несколько раз ниже цен на аналогичные материалы в российских магазинах, и практически все парфюмеры закупают компоненты за границей. «У западных магазинов есть свои минусы: не все доставляют в Россию, есть ограничения на отправку самолетом (некоторые ароматические материалы относятся к легковоспламеняющимся), долгий срок ожидания заказа, возможные сложности на таможне , не стоит забывать и про ограничение суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах без пошлины. Среди плюсов - широчайший ассортимент и отменное качество», - рассказывает Анна Зворыкина , российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

«Мы работаем напрямую с самыми крупными производителями компонентов - Firmenich, IFF, Robertet, Givaudan (Франция, США, Швейцария, также у нас есть поставщики из Японии и Германии). Для того чтобы установить с ними контакты напрямую, минуя посредников, пришлось приложить немало усилий, времени, а также размещать крупные заказы, от нескольких литров для большинства веществ. Кажется, что это немного. Для некоторых компонентов это, и правда, так, но учитывая, что составляющих очень много, и некоторые вещества используются в мизерных количествах в расчете на один флакон (например, всего 2–3 капли для создания легкого акцента), закупка 5 литров такого вещества (а стоят качественные парфюмерные компоненты очень дорого) - это немалые затраты», - объясняет Евгения Калинина.

«Ингредиенты можно закупать по всему миру, важно найти тот конкретный эфир, который вам нужен. Сейчас нет ограничений по ввозу, главное - следовать всем таможенным правилам. Если вы будете невнимательны, то именно с таможней могут возникать самые большие проблемы. При закупке аромамасел вы должны четко понимать, что вам нужно для этого аромата, ведь разные масла продаются в разных регионах. В России есть ингредиенты, чаще это масла из растений, растущих на территории страны: кедр, сосна, береза, можжевельник, пихта», - говорит Сергей Губанов.

О флаконах

Флакон можно разработать вместе с промышленным дизайнером в России или за границей, но можно выбрать и из каталога. «По этому пути чаще всего идет нишевая парфюмерия, в силу того что разработка собственных форм предполагает высокую стоимость и большие тиражи (от 25–50 тысяч штук) в зависимости от места производства и сложности изготовления. Когда флакон и крышка выбраны, можно переходить к созданию дизайна упаковки и декорации флакона. Все это занимает порядка 3–6 месяцев. Когда и этот этап завершен, нужно подумать, на каком заводе разливать. На все про все уйдет еще до четырех месяцев. В общем, чтобы аромат или линейка ароматов вышли в свет, потребуется около 9 месяцев», - рассказывает Любовь Берлянская.

«Флаконы мы закупаем в Германии, спреи - во Франции, а вот металлизацию флаконов (многие думают, что наши флаконы металлические, но на самом деле они сделаны из качественного толстостенного стекла со специальным металлическим покрытием) делаем в России. Обращать внимание нужно прежде всего на качество. Качественного продукта такого плана в России практически нет, зато есть разные закручивающиеся (не обжимные) китайские флаконы из тонкого стекла. С ними лучше не связываться - потратите кучу времени и нервов. Также надо быть внимательным с выбором спреев, потому что в таких изделиях очень высокий процент брака», - предупреждает Евгения Калинина.

«При закупке флаконов в первую очередь обращайте внимание на качество товара. В описании всегда указывается процент брака, следите, чтобы он был минимальным. Иначе возникнут проблемы при закупоривании флаконов, техника просто не возьмет бракованный флакон. Этикетка или нанесение на стекло - тут решать только вам. Это в первую очередь зависит от бюджета, а также влияет на финальную стоимость парфюма», - советует Сергей Губанов.

О времени на создание

Если вы хотите делать все самостоятельно, то можете даже замешивать парфюм дома. «Для этого нужно иметь образование химика и пройти обучение у профессионального парфюмера, как я знаю, этому учат около 3–5 лет. Мы делаем все на производстве, у нас есть технолог, но все равно - на изготовление одного аромата в среднем уходит около одного года», - объясняет Сергей Губанов. Любой человек может в домашних условиях создать для себя аромат из масел. «Я не советую покупать эфирные масла в аптеках и в незнакомых магазинах. Также проверяйте этикетки: там обязательно должны быть латинское название растения, из которого получено масло, и способ получения (например, ‘’дистилляция с паром’’, ‘’эфирное масло’’ или ‘’экстракция’’, ‘’абсолют’’. Сразу скажу про цены: если 10 мл любого масла стоит 10-50 рублей, то это не эфирное масло, полученное натуральным путем», - дополняет Анна Зворыкина.

«Создавать на любительском уровне - для себя, друзей, - наверно, можно в домашних условиях, производить - нет. Здесь ограничения те же, что с производством косметики, то есть нужна лаборатория. А вот заниматься созданием ароматов, подбором основных нот, знакомиться, понимать и учиться работать с определенными компонентами, пожалуй, можно там, где этого требует вдохновение, - говорит Евгения Калинина. - Что касается времени на создание аромата, то это совершенно непредсказуемо. Как и с любым произведением искусства, основная идея или сочетание нот могут родиться ""в один присест"". Другое дело, что доработка аромата, его совершенствование может занять недели и месяцы. Иногда ароматы рождаются годами. Можно вынашивать идею, оттачивать ее, месяцами прибавляя все новые и новые штрихи, пока аромат не станет таким, как бы того хотелось», - говорит основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI.

О продвижении

В продвижении ароматов также есть особенности, лучше всего работают офлайн-продажи: так покупатели смогут объективно оценить композицию. «Парфюмерия - очень специфический продукт. Пока у вас нет бренда, который хотя бы на слуху, то продаваться онлайн очень сложно. Нужно делать упор на офлайн-каналы - различные магазины и шоу-румы, устанавливать с ними личные контакты. Потом - проще, например, сейчас у нас большое количество продаж онлайн: работают повторные покупки, советы друзей, ситуации из серии ""слушала аромат в магазине но почему-то не купила, не могу жить без него""», - рассказывает Евгения Калинина.

«Распространяем парфюм мы по всем основным каналам. Можно наладить сотрудничество с салонами красоты, магазинами косметики, товаров для дома, магазинами одежды как офлайн, так и онлайн и даже барбершопами. И не стоит игнорировать профессиональные выставки - это самая благодатная почва. Там можно не только продать товар на месте, но и заключить договор о поставке и найти дистрибьютора», - говорит основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.