История и традиции рождества. Кем он был? Рождество Христово

Предмет праздника и отношение праздника Рождество Христово к жизни христианской

Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. - Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24). Если кто не родится свыше, - говорит Сам Спаситель, -не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3; 3). «Странное Рождество видевше, - воспевает посему Святая Церковь, - устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте".


Как появился праздник Рождество Христово

Праздник Рождество Христово получил свое начало в самые первые времена христианства. Он существовал в IV веке; ибо мы имеем многие беседы, говоренные на сей праздник отцами IV века. Существовал в III веке; ибо, по свидетельству Никифора, Максимиан в III веке сжег в Никомидии двадцать тысяч христиан, собравшихся в храм на праздник Рождества Христова. Существовал во II веке; ибо есть предание, что Телесфор, епископ Римский, который жил во II веке, установил совершать всенощное бдение пред праздником Рождества Христова; а что предание это верно, видно из того, что и теперь в Западной Церкви день пред Рождеством Христовым называется Vigiliae, по-польски Вилия. Упоминается о празднике этом еще в Постановлениях и Правилах апостольских; из чего должно заключить, что он получил начало еще во времена апостольские, какого мнения о нем были и отцы Церкви. Так, святой Златоуст говорит, что этот праздник есть весьма древний и давний: он был известен с самого начала и торжествуем от Фракии до населяющих Кадикс. Впрочем, в древние времена христианства Рождество Христово было празднуемо не в одно и то же время всеми; но Церкви Западные праздновали его в то время, в которое ныне оно празднуется всеми; а Церкви Восточные - одни праздновали его в месяце мае, другие - в апреле; Египетская же, Иерусалимская, Антиохийская и Сирийская совершали его 6 января, вместе с праздником Крещения Господня; и уже в конце IV столетия, когда были, проведены наиточнейшие исследования о дне Рождения Христова и найдено, или, по крайней мере, по согласию всех отцов Церкви принято, что этот день был 25 число декабря, праздник Рождество Христово отнесен и Восточными Церквами к этому дню; армяне же, в некоторых местах, и доселе празднуют эти два праздника вместе, 6 января, присоединяя к ним еще и Благовещение.

Некоторые думают, что Восточная Церковь отнесла праздник Рождества Христова к 25 декабря между прочим и для того, чтобы противоположить оный языческому празднеству Сатурналий, совершавшемуся в честь Сатурна в последних числах декабря. Мнение это основывают на одной "Беседе" Григория Назианзина, сказанной на Рождество Христово и направленной против этого празднества. Кроме этого, думают, что отделение праздника Рождества Христова от Богоявления направлено было против ереси евионитов, усилившихся в первых веках христианства и учивших, что «Иисус Христос был простой человек, пока во время крещения, через полное и всецелое Ему сообщение даров Духа Святого, не сделался Сыном Божиим». Оба эти мнения заслуживают уважения. Христиане, живя между язычниками, легко могли принимать участие в их празднестве, и настоятели Церкви ничем лучше не могли отвратить их от этого, как учреждением в то же время христианского торжества; а что касается до ереси евионитов, то простые люди из православных, празднуя вместе и рождение, и крещение Спасителя и называя праздник сей Богоявлением, действительно, могли заблуждаться, что Христос сделался Богом во время крещения; но настоятели Церкви, отделив празднество рождения Спасителя от празднества крещения, этим ясно для всякого показали, что Иисус Христос был Бог еще в рождении Своем.

Образ торжествования древними

Праздник Рождество Христово с самых древних времен христианства совершался Церковью с особенным уважением и торжеством. Златоуст в одной беседе своей называет его Митрополией всех праздников 2 . Посему в древности в этот праздник:

Народ приобщался Святых Тайн.

Господа давали свободу своим рабам.

Цари запрещали игры и публичные зрелища.

Запрещалось поститься. Сие последнее направлено было против некоторых еретиков, которые, по свидетельству Льва, папы Римского; постились в день Рождества Христова потому, что не верили принятию Спасителем истинной природы человеческой и почитали Его только по видимому воплотившимся, каковы были прискиллиане, следовавшие лжеучению Кедрона и Маркиона.

– великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.

Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.

Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.

До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.

Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – . Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.

Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.

Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.

День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.

Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.

При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.

По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».

Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.

По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.

В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).

В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.

В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:

1. В полночь — Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.

Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.

В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.

Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.

Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.

Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.

В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.

Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.

Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.

Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.

Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.

Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола , изгоняет нечисть.

В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.

На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.

До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.

Рождество ─ один из главных праздников христиан. Католики и протестанты отмечают его 25 декабря, православные ─ 7 января. Такой разрыв в датах образовался после введения григорианского календаря. К новой системе летоисчисления многие страны начали переходить ещё в XVI веке.

До России и будущих союзных республик реформа докатилась лишь в 1918 году. Правда, православная церковь ни в одном из государств изменений не приняла и до сих пор, все свои знаменательные вехи она по-прежнему соотносит с юлианским календарём. Что же касается истории праздника, то в этом разночтений у христианских конфессий нет.

Как это было: откуда пришел праздник?

Согласно святому писанию, началась эта история с грехопадения прародителей наших Адама и Евы, и обещания Творца послать изгнанным из рая людям Спасителя. Родился он только через пять тысяч лет в бедной еврейской семье, имеющей, впрочем, царские корни.

Дева Мария

Стать матерью Иисуса выпало Деве Марии из рода легендарного израильского правителя Давида. После принятого ею решения полностью посвятить себя служению Богу и произошло её непорочное зачатие от Святого Духа. Дабы не прослыть падшей женщиной, кои рожают детей незамужними, Мария обручилась со своим кровным родственником Иосифом, достигшим уже преклонного возраста. Его плотницкое ремесло большого дохода не приносило, семье приходилось бедствовать. Жили они на севере Палестины в городе Назарет.

Когда Мария была уже на девятом месяце, глава Римской империи Октавиан Август затеял мировую перепись населения. Для этого всем жителям было велено вернуться в те места, откуда происходил их род. Далёкие предки Иосифа и Марии были выходцами из города Вифлеем. Туда, на юг провинции, за 100 километров от дома, они и отправились.

Вифлеем — город в Израиле

Тяжкий путь через горы был преодолён почти за месяц. К этому времени, выполняя распоряжение императора, в город уже стеклось немало народу. Найти пристанище в стенах жилых домов не получилось. Супругам пришлось довольствоваться малым ─ пещерой для скота в пригороде Вифлеема. Там и начались роды.

Первой колыбелью богосына стали ясли. Радостной вестью о его рождении ангелы поделились с пастухами, находящимися неподалёку. А уже позже взошедшая над Вифлеемом звезда указала путь волхвам.

Традиции празднования

Празднику предшествует большой рождественский пост, он длится 40 дней. В это время принято воздерживаться от любой пищи животного происхождения, а ещё от дурных мыслей и тем паче поступков. Считается, что именно такого дара ждёт от верующих в него Спаситель, посланный на землю дарить любовь и благоденствие.

Особым является последний перед Рождеством день ─ Сочельник или Сочевник. Второе название идёт от традиционного блюда ─ сочива. Оно готовится из пшеницы с добавлением сухофруктов и мёда. Такое сочетание знаменует собой возрождение к новой жизни непременно добродетельной и от того сладостной.

К праздничному ужину, который начинается только после восхода первой звезды, готовятся 12 блюд, обязательно постных. Одно место за столом, как правило, остаётся свободным на тот случай, если в доме вдруг появится нежданный гость. Это очень хорошая примета, ведь не исключено, что его послал сам Иисус Христос. Некоторые даже верят, что под видом неожиданного визитёра на огонёк может заглянуть и сам Божий Сын.

Как украсить дом

Рождество Христово давно уже перешло из разряда строго религиозного праздника в одно из самых любимых семейных торжеств. Оно непременно рождает в душе радостное ожидание чуда. Начинается оно с нарядной ели.

Это дерево впервые было связано с именем Иисуса ещё в VIII веке в Германии. Тогда, во время одной из своих проповедей, монах Бонифаций решил доказать друидам, что вовсе не дуб, которому они поклонялись, заслуживает этого. От напора срубленного гиганта переломились все деревья, попавшие под ствол, устояла только ель. С тех пор она и возведена в ранг дарительницы светлого праздника.

А вот венок из еловых веток, тоже неотъемлемый атрибут Рождества, имеет уже совсем другую историю. Вернёмся на 20 веков назад. Тогда Деве Марии с новорождённым Иисусом на руках пришлось бежать из родных мест в Египет. Царствовавший в те времена Ирод хотел убить младенца, в котором видел своего будущего соперника, претендующего на престол. Спасаясь от преследователей, богоматерь укрылась в пещере, завалив её вход еловыми ветками. Это помогли избежать неминуемой гибели.

Сегодня традиционный венок из пахучей хвои украшают колокольчиками и яркими лентами, как напоминание о том, что в небесах вот-вот зазвучит радостный перезвон в честь рождения Спасителя.

Что подарить на Рождество

Рождество ─ это время исполнения желаний и время подарков. Одаривать принято всех, начиная от самых близких людей, заканчивая коллегами и соседями. Последним дар может быть чисто символическим, шоколадный ангел , например, или букет из карамелек .

шоколадный ангел

Другу хорошо бы преподнести какой-нибудь атрибут его мужской принадлежности, как-то: оригинальный , камуфлированную фляжку или необычную по форме пепельницу . Лучшим подарком подруге станет новомодное косметическое средство.

Супругам чаще всего выбирают изделия из драгоценных металлов , родителям тёплые и уютные вещи . Дети, в зависимости от возраста, ждут в этот день или давно обещанную игрушку , или что-нибудь относящееся к усовершенствованным гаджетам .

Впрочем, выбор не ограничивается только материальными ценностями. Ведь можно провести праздничные дни всей семьёй где-нибудь в экзотической стране либо в городском парке, кому как позволяют средства. Главное, вложить в это душу и тогда зимний праздник действительно превратиться в настоящую Рождественскую сказку.

Праздник Рождества занимает важное место в нашем обществе. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим. Так, по церковному уставу, со 2 января (по новому стилю) постящимся не разрешается есть рыбу. Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак ожидания духовного торжества рождественской ночи, не есть в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Иисуса.

ОТКУДА ПОШЛО РОЖДЕСТВО?
Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова почиталось христианами всегда, но праздником, как и его дата, стало постепенно. Первоначально рождество не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю).
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано. Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме.

Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца". Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова.

На Руси этот праздник начали отмечать в Х веке. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

ВСТРЕЧА РОЖДЕСТВА
Что подавать на стол? Поскольку 7 января заканчивается пост, то и разговеться следует с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должны быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали "жирную кутью" - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Что дарить? В первую очередь внимание. Особенно пожилым родственникам. А вообще традиционно на Рождество подносили съедобные подарки: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного подойдут любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Как наряжаться? Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

Чем заниматься? До первой звезды - сидеть в тишине и думать. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Рождественская ель с горящей звездой и подарками, вертеп возле храма, сочиво на столе, колядки и песни – это уже давно стало традицией празднования Рождества.
Но откуда они взялись? И вообще, как давно христиане празднуют Рождество Христово?
Как ни странно, но первые столетия христиане Рождество не праздновали. И поэтому даже не сохранили в памяти день, когда родился Христос. Это было связано с тем, что традиция праздновать день рождения пришла к нам из язычества, а первые христиане ничего не хотели иметь общего с языческой культурой. Но это вовсе не значит, что пришествие в мир Спасителя никак не отмечалось в Древней Церкви. Каждый год, 6 января, христиане праздновали Богоявление – праздник явления в мир Бога-Сына. В этот праздник вспоминались Рождение Христа, Его выход на проповедь, и его первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской. В 4-м веке праздник перенесли на 25 декабря. Это связано с тем, что в этот день вся языческая Римская империя праздновала праздник бога Митры – День Непобедимого Солнца. И христиане противопоставили этому идолу свое Непобедимое Солнце – Спасителя мира Иисуса Христа. С тех пор мы и празднуем Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю).
Теперь немного расскажем, откуда пошли рождественские традиции.
Всем известно, что день накануне Рождества называется сочельник. Это название он получил от одного постного блюда – сочива. Сочиво – это обваренные зерна пшеницы, иногда риса, смешанные с мёдом и с орехами. Это блюдо едят в день накануне Рождества так как, в этот день хоть и продолжается строгий пост, но уже наступает праздник Рождества. Поэтому и церковный устав назначает в этот день это невероятно вкусное, но все же еще постное блюдо.
С сочельником связана еще одна древняя народная традиция – не есть до первой звезды. Корни этой традиции восходят к древним христианам, для которых время поста заключалось не только в воздержании о мясного и молочного, но и в уменьшении количества приемом пищи в день. В дни строгого поста предписывалось есть один раз в день, и чем строже пост, тем позднее. Поэтому в сочельник, в день строгого поста пред великим праздником, осталась благочестивая традиция есть сочиво уже вечером, а весь день проводить в молитве и подготовке себя к празднику.
Еще один незаменимый атрибут Рождества – празднично украшенная ель. Эта традиция пришла к нам очень давно из Германии. Святой Вонифатий, просветитель всех немцев, проповедуя Слово Божие и желая показать язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб – дерево посвященное языческому богу Одину. И из пня этого дерева вскоре выросла красивая пихта. На что святой Вонифатий указал, что «пихта христианства выросла на корнях срубленного дуба язычества». С тех пор германцы вспоминая это чудо, каждое Рождество украшали пихту или ель. И именно оттуда, при царе-реформаторе Петре Петровом, рождественская ель пришла в Россию.
Замечательную традицию дарить подарки подарил миру великий святой – святитель Николай Чудотворец. Священное Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается продать своих дочерей в рабство, ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. И христиане, помня этот эпизод их жития святого, старались накануне Рождества оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Оттуда-то и пошел обычай дарить подарки на Рождество
Существуют еще две красивые Рождественские традиции – возле храмов устанавливать вертепы и петь колядки. Вертеп – это символическая «пещера», в которую помещается или скульптурное или иконографическое изображение Рождества Христова. А колядки – это специальные песнопения, прославляющие Рождение Спасителя. Эти две традиции берут свое начало от славянского развлечения – вертепного театра.
Вертепный театр – это кукольная постановка. Сцена в этой постановке была разделена на два этажа. На верхнем этаже была установлена та самая рождественская пещера с изображением событий Рождества. А на нижнем этаже с помощью кукол показывались сцены прихода пастухов к пещере, волхвов к царю Ироду, повеление Ирода перебить младенцев и т. д. Все эти постановки перемежались песнопениями прославляющими Рождение Христа. Вот оттуда и пошли наши традиции установки вертепов и пения колядок.
На самом деле рождественских традиций гораздо больше, мы коснулись только самых известных. Но все мы должны знать, что эти традиции всего лишь только дополнения, хоть интересные и веселые к самому главному – к дивной Рождественской службе, через которую мы прославляем Непобедимое Солнце Правды – Христа Бога, который ради нас и нашего спасения стал человеком.