Историческая хронология. Хронология

В начале 1 тысячелетия до н. э. Греция, состоявшая из отдельных городов-государств (полисов), находилась под культурным влиянием многих стран Востока. Древние греки колонизовали соседние острова и побережья от Малой Азии до Южной Италии и даже северных берегов Черного моря. И тем из них, кто плавал, и тем, кто занимался земледелием, нужны были определенные знания, нужен был календарь,

Для своевременного проведения земледельческих работ древние греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу. Потому-то уже в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) засвидетельствовано, что древние греки имели понятие о солнечном годе, хотя... нет доказательств того, что они пользовались солнечными календарями в то время. Можно лишь утверждать, что уже где-то в IX в. до н. э. древние греки знали, как в ритме со сменой сезонов изменяется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяющуюся смену видимости отдельных групп звезд и созвездий они и использовали в быту как своеобразный солнечный календарь.

Сказанное подтверждается советами, которые поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) давал сельским труженикам:

«Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба - собирай виноград. Через пятьдесят дней после солнцеворота можно везти товары морем на продажу... С заходом Ориона и Плеяд год завершен».

Как видно, здесь четко сопоставлены начала конкретных полевых работ с видом звездного неба. В частности, за серп следует браться во время первого утреннего (гелиакического) восхода Плеяд (для времен Гесиода на широте Греции это около 12 мая по современному календарю), когда Плеяды на рассвете заходят (начало ноября), наступает время пахать. Под конец февраля, когда вечером с моря поднимается звезда Арктур, надо подрезать виноградные лозы и т. д.

Моменты утренних и вечерних восходов и заходов нескольких наиболее примечательных звезд, на широте Афин в 501 г. до н. э. и 300 г. н. э. приведены в табл.

Таблица. Восход и заход «календарных» звезд на широте Афин по григорианскому календарю

до н. э. (-)

Вечерний

Утренний

Вечерний

Утренний

Альциона

Бетельгейзе

(α Ориона)

(α Волопаса)

Легко заметить, что за счет прецессии условия видимости конкретных звезд и их групп непрерывно изменяются. Поэтому в наше время советы Гесиода уже не могут быть использованы...

«...В днях и месяцах - с Луной»

Как отметил древнегреческий ученый I в. до. н. э. Гемин в своих «Элементах астрономии», греки должны были приносить жертвы своим богам по обычаям предков, а поэтому «они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной». И в самом деле, в своей деловой и общественной жизни греки пользовались лунно-солнечными календарями. Названия месяцев этих календарей происходили обычно от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, афиняне в первом месяце своего календаря торжественно приносили в жертву сто быков - «гекатомбу», поэтому и месяц получил название Гекатомвеона. В первое число его вступали в свои должности государственные служащие, на 12-й день приходились праздники, посвященные богу Хроносу, олицетворявшему время. В седьмой день третьего месяца - Воидромиона - отмечался праздник в честь Аполлона Воидромия - «помогающего в сражении криком», а днем раньше греки чествовали умерших. В месяце Пианепсион 7-го числа греки отмечали праздник виноградных гроздьев, 10-14-го - женский праздник, на 28-е число в каждом четвертом году приходились сопровождавшиеся факельным шествием гефестии - празднества в честь Гефеста - бога огня и кузнечного ремесла, следующие два дня и были праздниками кузнецов. На восьмой месяц - Анфестирион- приходился праздник начала разлива нового вина («малые дионисии»), соответствующий же событию «праздник цветов» назывался Анфестирии. В месяце Гамилионе совершались бракосочетания.

Наибольшую известность имели афинский и македонский лунно-солнечные календари. Первым из них, в частности, пользовались греческие астрономы, второй получил широкое распространение на Востоке после завоеваний Александра Македонского. Вот примерное соответствие месяцев афинского (слева), македонского и нашего календарей:

По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.

Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. Дни месяца делились на три декады (такое деление встречается уже у Гесиода). Первые 10 дней просто считались - с первого по десятый, 9 следующих назывались «первым», «вторым» и т. д. с прибавлением слов «после десяти», остальные дни считались в обратном порядке: «девятый от конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т. д. 30-й день имел название «старый и новый», а предыдущий 29-й был «предваряющим»; в месяце, состоящем из 29 дней, его исключали из счета.

В названии 30-го дня кроется глубокий смысл. Им греки в счете дней как бы «отрывались» от наблюдений: следующий день они считали 1-м числом нового календарного месяца независимо от того, виден на небе серп Луны или нет (ведь осенью на широте Афин его можно увидеть лишь на третий день после конъюнкции).

Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящался Гекате - богине, сначала считавшейся покровительницей человеческих дел, позже - богиней призраков, ночных кошмаров, повелительницей теней в подземном царстве, иногда ее отождествляли с богиней Луны Селеной. 1-й день месяца посвящался также Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й дни - Афине. Три последних дня каждого месяца считались несчастливыми, они посвящались умершим, а также подземным богам.

У Гемина находим и некоторые сведения о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для деловой и общественной жизни продолжительность месячного периода была округлена до 291/ 2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность гражданского года с солнечным, по Гемину, «древние вставляли дополнительный месяц (в Афинах им был обычно зимний Посидеон) через каждый год». Это значит, что греки в то время использовали триэтериду-наиболее примитивный двухлетний лунный цикл. Как долго это продолжалось, как греки приводили в согласие свой лунный календарь с солнечным, неизвестно.

Другое свидетельство о древнегреческих календарях исходит от Геродота (484-425 гг. до н. э.): «Греки вставляли месяц в каждый второй или третий год ради (соответствия) времен года». По-видимому, здесь уже говорится об использовании греками 8-летнего цикла - октаэтериды, которую в Греции будто бы ввел еще поэт и политический деятель Солон (640-560 до н. э.) в 593 г. до н. э.

На самом же деле сведения о проведенной в то время реформе весьма противоречивы. Плутарх (46-126) о Солоне говорит так: «Заметив неравенство месяца и то, что движение Луны не согласуется ни с заходом, ни с восходом Солнца, но часто в один и тот же день Луна нагоняет Солнце и удаляется от него, он постановил называть этот день «старым и новым», полагая, что часть этого дня до соединения (Луны с Солнцем) принадлежит истекающему месяцу, остальная же часть начинающемуся».

Писатель Диоген Лаертий (1-я пол. III в. до и. э.) ограничился утверждением, что Солон велел афинянам считать дни по Луне. Согласно философу Проклу (410-485), до Солона греки вообще будто бы не знали, что лунные месяцы не всегда бывают в 30 дней.

По-видимому, Солон согласовал календарь с Луной вставкой добавочных дней, а возможно - не Солнцем, выбросив вставной месяц для приведения начала лунного года к летнему солнцестоянию. Не исключено, конечно, что он действительно ввел октаэтериду. Эмболисмическими годами были 1-й и 3-й годы нечетной и 2-й год четной олимпиады.

Казалось бы, наблюдая фазы одной и той же Луны, те же неомении, горожане различных полисов должны были бы начинать счет суток в месяцах от одних и тех же дней (другое дело, что сами месяцы могли называться по-разному). Но этого как раз и не было. Частично, видимо, потому, что система октаэтерид не была принята тогда повсеместно, да и «работала» она все же плохо. В итоге, как отмечал Плутарх, между отдельными календарями не было согласия в счете дней в месяцах. Ограничимся лишь одним примером. Описывая одно из событий войны 431-421 гг. до н. э., ученик Аристотеля Аристоксен (впрочем, более чем через сто лет) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому по какому-то другому календарю». Видимо, этот конкретный день соответствовал 7-му или 8-му дню Луны, но в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны, тогда как в Коринфе опережал ее...

Можно поэтому понять тот огромный энтузиазм, с которым в 432 г. до н. э. во время проведения Олимпийских игр было встречено открытие астронома Метона. Метон вывел соотношение, связывающее тропический год с синодическим месяцем, а также рассчитал и сопоставил на специальных таблицах смену годичных восходов и заходов звезд с изменением фаз Луны в 19-летнем цикле. Эти таблицы высекались на каменных плитах и устанавливались на городских площадях для всеобщего обозрения. Такой каменный календарь получил название парапегмы.

Похвала парапегме

Само слово «парапегма» означает «прикреплять», «вкалывать». Но какое отношение имеет оно к календарям, удалось установить лишь в 1902 г., когда при раскопках театра в г. Милете (бывшей греческой колонии на юго-западном берегу Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы. Один из ее фрагментов показан на рис.

Рис. Фрагмент древнегреческого календаря-парапегмы

Здесь видны надписи, расположенные по строкам, слева от которых, а также между ними имеется ряд отверстий, всего их на правом столбце 30. Чтобы лучше понять принцип работы этого календаря, пронумеруем все отверстия, проставив перед строками числа (на памятнике их нет). Надписи говорят о следующем:

1 О Солнце в Водолее 2 О Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит О О 5 О Лебедь на вечерней заре заходит ООООООООО 15 О Андромеда утром на заре восходить начинает О О 18 О Водолея середина восходит 19 О Пегас утром на заре восходить начинает О 21 О Кентавр целиком утром заходит 22 О Гидра целиком утром заходит 23 О Кит на вечерней заре заходит 24 О Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя О О О О 29 О Лебедь целиком на вечерней заре заходит 30 О Арктур на вечерней заре восходит

Анализ этих надписей показывает, что речь идет об изменении условий видимости восхода и захода звезд в Греции на время прохождения Солнца через созвездие Водолея. Левая часть таблицы говорила, очевидно, об аналогичных явлениях, происходящих тридцатью днями раньше. Можно предполагать, что всего было шесть таких таблиц и на каждой было «расписано» по 61 дню. Продолжительность одного года в метоновом цикле составляет в среднем 6940:19 = 365,26 суток. За это время, считал Метон, Солнце проходит через 12 зодиакальных созвездий, задерживаясь в каждом из них на 365,26:12 = 30,4 суток.

Итак, на парапегме был сопоставлен гражданский лунно-солнечный календарь с изменениями вида звездного неба на протяжении солнечного года и с соответствующим ему изменением сезонов. Попытаемся вслед за Метоном «пустить в ход» имеющийся в нашем распоряжении фрагмент парапегмы. Предположим, что в году, который мы принимаем за исходный (назовем его условно первым годом цикла), новолуние (или неомения) имело место в момент, когда «Лебедь целиком на вечерней заре заходит», соответствующий отверстию 29. Вставим в это отверстие штифт с числом 1, в следующее отверстие (30) - с числом 2 и т. д. Это будут календарные числа лунного месяца данного года. Аналогично, через 29 и 30 дней такие же штифты будут установлены и на других таблицах (включая левую сторону парапегмы и верхнюю часть правой стороны). Тем самым смена вида звездного неба (не так уж четко бросающаяся в глаза!) будет сопоставлена с хорошо заметным явлением-сменой фаз Луны. Где-то на одной из таблиц будет зафиксировано, в какое число и которого лунного месяца «Утром Плеяды восходят», возвещая время жатвы...

Через 12 лунных месяцев то же новолуние наступит на 11 дней раньше. Поэтому в следующем, втором году 19-летнего цикла тот же месяц начнется, когда «Водолея середина восходит» - отверстие 18 (=29- 11). Следовательно, и все штифты с числами дней необходимо передвинуть в отверстиях на 11 позиций назад. На третий год цикла начало месяца передвигается еще на 11 дней назад (на этом фрагменте парапегмы оно придется на отверстие 18-11 = 7). Соответственно переставляем и все штифты с числами дней. За эти два года начало месяца сдвинулось назад на 11 11 = 22 дня. Поэтому в третьем году будет сделана вставка 13-го месяца. В результате штифт с началом месяца в четвертом году передвинется на 30-11 = 19 дней вперед - в отверстие 7 + 19 = 26. В целом номера отверстий данного фрагмента парапегмы, соответствующие началу лунного месяца в последующих годах 19-летнего лунного цикла, можно записать в виде таблички:

Через 19 лет цикл полностью повторяется. Любопытно здесь следующее. На фрагменте парапегмы имеются отверстия, соответствующие 30 дням. Между тем, как видно из таблички, если бы цикл Метона был идеально точным, новолуние может наступить лишь в 19 из них. Эти дни можно как-то выделить, например, позолотив соответствующие отверстия и записав около каждого из них золотыми цифрами номер года в 19-летнем цикле, в котором от этого отверстия (соответствующего определенному положению звезд на небе!) идет отсчет лунного месяца. Если это сделано, то ничего страшного, что при перевозке парапегмы штифты выпали из отверстия или же любознательные мальчишки шутки ради ночью переставили их. Вспомнив номер года в 19-летнем цикле, мы сразу отыщем места (отверстия) для первых чисел месяцев, после чего нетрудно установить и все другие.

11.01.2016

Древнегреческий календарь – система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. В настоящее время данный календарь не употребляется. Любые знакомые нам настенные календари , настольные, перекидные и карманные календарики представляют грегорианскую систему исчисления, принятую на несколько столетий позже эллинской.

Что представляет собой древнегреческий календарь

Солнечно-лунный календарь, которым пользовались древние греки, был создан с учётом астрономических циклов. Год состоял из 12 месяцев, ориентированных на лунный цикл. В каждом месяце содержалось 29 или 30 дней, год равнялся 354 суткам. Примерно раз в три года добавлялся ещё один месяц.

Календарь древних греков несколько раз подвергался коррекции. Был введён цикл из 8 лет, в котором добавочный месяц вставлялся в 3, 5 и 8 годы. 8-летний цикл впервые ввели в Афинах в 594 г. до н.э., идея принадлежала политическому деятелю и поэту Солону. Примерно 50 лет спустя астроном Метон предложил использовать более точный 19-летний цикл, в котором было 7 вставных месяцев. Новый стиль вводился в употребление довольно долго; позже от его использования решили отказаться.

Особенности употребления

Неудобство древнегреческой системы состояло в том, что в каждом городе жители использовали свой собственный календарь и свои наименования месяцев. Обычно они совпадали с названиями праздников, которые в этом месяце отмечались.

В теории каждое новолуние должно было давать начало новому месяцу, но на практике так выходило не каждый раз, что вносило путаницу и вынуждало использовать такие термины как «лунное новолуние» и «гражданское». Таким образом, астрономический календарь расходился с общественным.

Путаница возникала и с началом года. По календарю Афин началом года считалось первое после летнего солнцестояния новолуние, по календарю города Фивы (беотийский календарь) год начинался после зимнего солнцестояния. Беотийский календарь был наиболее приближен к современной григорианской системе.

Общеэллинское летоисчисление основывалось на традиционных греческих спортивных состязаниях – олимпийских играх. Соревнования проводились каждые 4 годы в городе Олимпия и принимали характер народных торжеств. Открытие игр приурочивали к началу года. Начало древнегреческого летоисчисления относится как раз к году проведения первых олимпийских игр.

Благозвучные названия эллинских месяцев – Посейдон, Гекатомбеон, Элафеболион и др. – ныне почти забыты. Люди пользуются более точным с точки зрения астрономии и удобным в обращении григорианским календарём. Эта система исчисления времени прочно устоялась в общественном сознании. Календарями пользуется каждый из нас – это доступное и полезное приспособление.

Полиграфическая отрасль достигла в последние десятилетия небывалого развития. Сегодня печать календарей стала оперативным и относительно недорогим мероприятием.

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Астрономическая хронология [ | ]

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по эклиптике; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд длиннее.

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология [ | ]

Календарь [ | ]

Лунные и солнечные календари [ | ]

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл [ | ]

Некоторые календари [ | ]

Хронография [ | ]

Счёт лет. Становление исторической хронологии [ | ]

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова [ | ]

Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер ( -); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в, что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года до н. э., упоминаемого Фукидидом) . Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавий ( -) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавий в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман , автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).

Вопросы достоверности древней хронологии [ | ]

Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана. Петавий - из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год ; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара ; это уравнение опять-таки приводит к 284 году .

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на папирусе, относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года. Очевидно имеется в виду год правления Сенусерта III, но может быть и его сына Аменемхета III. Во всяком случае дата этого события - около 1800 года, и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см.

Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.

Начало года приходилось на середину лета.

Афинские месяцы:

12. Scirophorion

Летоисчисление

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum ” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Греческая и египетская астрономия

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.

Афинский календарь

ГЕКАТОМБЕОН - июль - август

ГАМЕЛИОН - январь - февраль

МЕТАГИТНИОН - август - сентябрь

АНТЕСТЕРИОН - февраль - март

БОЭДРОМИОН - сентябрь - октябрь

ЭЛАФЕБОЛИОН - март - апрель

ПИАНОПСИОН - октябрь - ноябрь

МУНИХИОН - апрель - май

МЕМАКТЕРИОН - ноябрь - декабрь

ТАРГЕЛИОН - май - июнь

ПОСИДЕОН - декабрь - январь

СКРОФОРИОН - июнь - июль

Календарь составлен Т.Б. Гвоздевой

Основой греческого календаря долгое время был лунный год в 354 дня, который не совпадал с солнечным годом, что создавало немалые трудности при разделении года на месяцы и при попытке равномерно распределить дни по месяцам. Год состоял из 12 месяцев по 30 или 29 дней; через три года вводили дополнительный месяц. Началом нового года служило первое новолуние после солнцестояния. В Афинах это было примерно в середине июля, так что первый месяц года соответствовал приблизительно второй половине июля - первой половине августа. Названия месяцев в большинстве случаев были заимствованы от имен или прозвищ богов, или от какого-либо праздника, проходившего в данном месяце.

Первоначально летосчисление вели по поколениям (три поколения в столетие), затем по царям, жрецам или эпонимам. Во второй половине IV в. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летосчисление по Олимпиадам, т. е. 4-летним промежуткам от одних Олимпийских игр до других (исходным пунктом была Олимпиада 776 г. до н. э.).

ГЕКАТОМБЕОН

12 - Кронии - праздник окончания уборки хлебов в честь Крона.

16 - Синойкии (в честь Афины) - праздник в память объединения Тезеем 12 аттических общин в одно государство.

21–29 - Великие Парафинеи - торжественный праздник в честь дня рождения Афины Полиады.

МЕТАГИТНИОН

Конкретные числа этих праздников неизвестны: Метагитнии - праздник «смены соседей», т. е. сезон переселений и новоселий в честь Аполлона Метагития (Соседского). Гераклеи - праздник в честь Геракла в Марафоне.

БОЭДРОМИОН

3 - Элевтерии - праздник в честь победы при Платеях.

6 - праздник в честь Марафонской победы, совершались поминовения убитых воинов.

6 - жертвоприношение Артемиде Агротере (Охотнице).

7 - Боэдромии - праздник в честь Аполлона Боэдромия, помощника в битвах.

13–19 - Большие Элевсинские мистерии в честь Деметры, Персефоны и Диониса Иакха. В обрядах и торжествах могли принимать участие только посвященные «мисты». Праздник состоял из очистительного омовения в море в Фалере около Пирея, торжественной процессии из Афин в Элевсин (город в 22 км, от Афин, с которыми был связан «священной дорогой»), совершением таинственных обрядов, разыгрыванием драматических сцен.

ПИАНОПСИОН

5 - Прерозии - праздник в честь Деметры.

7 - Пианопсии - праздник в честь Аполлона как бога света и тепла, способствующего созреванию плодов. В этот день было принято варить различные овощи и подноситьих богу.

7 - Осхофории - праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за дарованный людям урожай винограда и маслин. В праздник устраивали соревнования мальчиков по бегу с виноградными ветвями, общую трапезу и процессию из Фалера в Афины.

8 - Тезеи - праздник в честь Тезея, был учрежден со времени перенесения останков героя в Афины в 460-х годах до н. э.

8 - Эпитафии - праздник в память граждан, павших в битвах.

9–13 - Фесмофории - праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы. в 20-х числах - Апатурии - праздник религиозной связи фратрий в честь Зевса и Афины (длился 3 дня). На третий день записывали во фратрии детей граждан, а молодые мужья записывали своих жен.

30 -Халкеи - праздник ремесленников в честь Афины Эрганы (Работницы) и Гефесты.

Прометеи - праздник в честь Прометея.

Гефестии - праздник в честь Гефеста.

МЕМАКТЕРИОН

20 - жертвоприношение Зевсу - земледельцу.

Мемактерии - праздник в честь Зевса Мемактерия (Бурного).

Помпаи - процессия и жертвоприношения в честь Гермеса.

ПОСИДЕОН

8 -жертвоприношение Посейдону как покровителю растительности.

26 - Халоя - земледельческий праздник молотьбы в честь Деметры, Персефоны и Диониса.

Малые, или Сельские, Дионисии (в честь Диониса) - праздник окончания сбора винограда. Устраивались процессии, в которых вели жертвенных животных, носили священную утварь, фаллосы, пели гимны и фаллические песни в честь Диониса. Праздник заканчивался шутливыми состязаниями. На Малых Дионисиях впервые были поставлены комедии.

ГАМЕЛИОН

С 12-го - Леней - праздник в честь Диониса, который длился несколько дней, в основе - аграрный праздник, приуроченный к началу зимнего солнцеворота, в программу которого входили состязания киклических хоров, драматические состязания, торжественная процессия и жертвоприношение. Во время Ленейского праздника в театре часто ставились комедии Аристофана.

24 - Гамелии - праздник в честь бракосочетания Зевса и Геры.

АНТЕСТЕРИОН

11–13 -Антестерии - праздник в честь Диониса, включал в себя мотив плодородия и мотив поминовения умерших предков, которых призывали повлиять на ее урожайность. На празднике открывали бочки и пробовали новое вино, совершался сакральный брак супруги архонта с Дионисом. В последний день приносили жертвы Гермесу - горшки с вареными плодами.

ЭЛАФЕБОЛИОН

8 - Асклепии - праздник в честь Асклепия. Совершалось жертвоприношение на алтаре Асклепия, пелись гимны.

9–13 - Великие, или Городские, Дионисии - праздник в честь Диониса Элевтерия - Свободного (локального божества Элевтер - пограничного местечка между Афинами и Беотией). Праздник включал в себя торжественную процессию, в которой несли деревянную статую Диониса в Элевтеры, жертвоприношения на алтаре Диониса, ночное шествие в Афины, музыкальные состязания. На празднике впервые было разрешено провести драматические состязания. В театре Диониса шло представление трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана.

14 - Пандии - праздник в честь Зевса.

Элафеболии - охотничий праздник в честь Артемиды.

Галаксии - праздник Матери всех богов.

МУНИХИОН

4 - праздник в честь Эроса.

6 -Дельфиний - праздник в честь Аполлона Дельфиния, покровителя мореплавания.

16 - Мунихии - праздник в честь Артемиды, покровительницы Мунихия (город-порт близ Афин).

16 - Бравронии - праздник в честь Артемиды Бравронии (Браврон - местность на восточном берегу р. Эрасин).

16 -праздник в честь Саламинской победы.

ТАРГЕЛИОН

6 - жертвоприношение Деметре Хлое- покровительнице зеленых посевов.

6–7 -Таргелии - праздник в чесгь Аполлона и Артемиды как покровителей жаркого лета.

19 - Бендидии - праздник в честь фракийской богини Бендиды.

24 - Каллинтерии (в честь Афины) - праздник очищения, уборки и украшения храма Афины Полиады.

25 - Плинтерии (в честь Афины) - праздник омовения старой статуи Афины Полиады.

СКИРОФОРИОН

12 - Скирофории (в честь Афины Скирады) - праздник отвращения засухи.

14 -Диполии - праздник в честь Зевса - хранителя города.

30 -Диисотерии - праздник в честь Зевса Сотера - Спасителя и Афины Сотейры - Спасительницы. - Аррефории (в честь Афины) - праздник дарования росы для посевов.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский раб (С. Я. Лурье) Вот уже три года, как лидиец Леодавл, отправившийся на корабле по торговым делам на остров Самос, пропал без вести. Три года семья его, жившая в Сардах, главном городе Лидии, ничего не слыхала о нем. Думали, что он утонул в море. Но затем прибыл

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский рынок (Б. П. Селецкий) На корабле убирали парус. Моряки забегали по палубе, закрепляя канаты. Весла опустились, и гребцы-рабы затянули унылую песню. Невысокий, богато одетый хиосский купец, стоявший опершись о борт, обернулся к своему соседу:- Скоро Афины! Много

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Сократ Афинский Неравенство между полами: если спартанское многомужие, похоже, свидетельствует о дефиците женщин, то афинский декрет, принятый в период Пелопоннесских войн (431 - 404 гг. до н. э.), декрет, позволяющий «желающим иметь две супруги», выдает дефицит мужчин.

автора Штоль Генрих Вильгельм

6. Солон Афинский По отцу своему Экзекестиду Солон происходил из старинной царской фамилии Кодридов, а по матери находился в родстве с Писистратидами. В юности своей он приобрел богатое всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

8. Клисфен Афинский Афины снова были свободны. Но какое же сословие получит теперь правление в республике, знать или народ? Знать много содействовала низвержению тиранов, она и под гнетом тирании не потеряла своего единства, и теперь, под руководством Исогора,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

11. Мильтиад Афинский В 560 году, когда Писистрат в первый раз сделался тираном афинским, один знатный человек в Афинах сидел у своего дома, с сердцем, полным горести и злобы по поводу несчастья, постигшего отечество. То был Мильтиад, сын Кипсела, из богатого и знатного рода

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

13. Фемистокл Афинский Фемистокл, сын Неокла, происходил из древнего, но не очень выдающегося аттического аристократического рода Ликомидов. Он не был афинянином чистой крови, потому что мать его была фракиянка или кариянка. Впрочем, по законам Солона, афиняне смешанного

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

14. Аристид Афинский Аристид, с которым мы уже познакомились в жизнеописании Фемистокла, как с политическим его противником, но не личным его врагом, был сын Лисимаха из филы Антиохийской. Правда, он не принадлежал к знатным фамилиям Аттики, но по своей поземельной

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

16. Кимон Афинский Кимон был сын славного Мильтиада и Игисипилы, дочери фракийского царя Олора. Он родился около 500 года до P. X.Так как его отец, за неуплатой им долга в государственную казну, в 50 талантов, умер в бесчестии (атимии), то Кимон, как наследник отцовского

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

21. Никий Афинский Никий, сын Никирата, был немного моложе Перикла и уже при жизни последнего пользовался известностью. Вместе с Периклом и один он неоднократно занимал должность главнокомандующего. По смерти Перикла (429) он вскоре сделался одним из первых лиц государстве,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

22. Алкивиад Афинский Алкивиад принадлежал как по отцу, так и по матери к самым знатным афинским фамилиям. Его отец Клиний вел родословную своей фамилии от Еврисака, сына Аякса Теламонида. Его мать Диномаха, дочь Мегакла, внучка знаменитого законодателя Клисфена, была из

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

24. Фразивул Афинский Владычество тридцати тиранов, посаженных в Афинах Лисандром, продолжалось всего восемь месяцев, вероятно, с августа 404 до весны следующего года. На обязанности их лежало «избрать сенаторов, заместить публичные должности и пересмотреть отечественные

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Конон Афинский Муж, который снова возвел Афины, униженные Спартой и освобожденные Фразивулом, до самостоятельности и доставил им средства для свободного развития силы и могущества, был Конон. Уже в Пелопоннесской войне показал он себя опытным полководцем и

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Афинский акрополь Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Афинский Акрополь Двадцать пять веков назад, в одной из долин Аттики расцвел самый красивый город Древней Греции – Афины. Редко о какой столице сказано столько возвышенных слов и сложено столько вдохновенных строк, что еще раз доказывает: истинная красота нетленна, даже