Игры, помогающие развитию взаимодействия между малышом и взрослым.

Продолжается интенсивное физическое развитие малыша.

К концу шестого месяца рост малыша составляет приблизительно 63-72 см для мальчиков и 62-70 см для девочек - ма­лыш вырастает в среднем на 15 см от мо­мента рождения.

К пяти месяцам удваивается вес, кото­рый малыш имел при рождении. Сейчас он весит в среднем 5500-8500 г.

Окружность головки к шести месяцам в среднем составляет 37-40 см в зависимости от исходной.

Это лишь усредненные показатели, по­скольку каждый малыш развивается инди­видуально в зависимости от некоторых факторов (наследственность, его внутриут­робное развитие, болезни и качество пита­ния).

Нервно-психическое развитие также на­бирает небывалые обороты.

В этом возрасте малыши уже знают сво­их близких, различают голоса и интонации, поворачиваются в сторону источника звука. Положительные эмоции вызывают ком­плекс оживления. Причем возникает он ча­ще и продолжается дольше. Комплекс оживления может наблюдаться и после кормления: ребенок радостно вскрикивает, улыбается, становится подвижнее.

После того как малыш научится разли­чать взрослых, он больше радуется тому, кто особенно ласково к нему обращается и ухаживает за ним.

У 4-месячного ребенка комплекс ожив­ления возникает уже часто и без воздейст­вия взрослых. В ответ на веселый разговор ребенок начинает громко смеяться; ожив­ленно двигается, если видит издали взрос­лого или только слышит его голос; прояв­ляется радость при виде игрушки, при слу­шании музыки или пения.

К 4-5-месячному возрасту у него появ­ляется различное отношение к окружаю­щим. При разговоре знакомого человека он отвечает улыбкой, радостными возгла­сами, комплексом оживления и, наоборот, при общении с ним незнакомых лиц при­сматривается и начинает иногда плакать. Так же реагирует малыш и на разный тон общения. Когда с ним разговаривают строго, он смотрит серьезно, замедляет движения, но, как только начинают гово­рить ласково, он опять улыбается и изда­ет радостные звуки.

В 5 месяцев ребенок певуче гулит, под­ражает звукам, которые он от вас слышит, в 6 месяцев - начинает, подражая, произ­носить отдельные слоги. В этот период не­обходимо чаще заниматься с малышом и чаще разговаривать с ним во время игр, кормления, одевания. Все, что вы делаете с малышом, должно сопровождаться речью. Слова нужно произносить правильно, так как способность малютки к подражанию может привести к их усвоению в искажен­ном виде.

Так как в возрасте около 4 месяцев де­ти начинают различать цвета и формы предметов, игрушки для них нужно выби­рать яркие и звучащие. Игрушки должны быть небольшими, чтобы ребенок мог за­хватывать их и удерживать (кольцо с ша­риком, погремушка с ручкой). Если ма­лыш в 3 месяца подолгу занимается иг­рушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его разви­тия. С 4-4,5 месяца при виде игрушек де­ти протягивают к ним руки. В связи с этим большое значение приобретает целе­направленное движение рук, происходит дальнейшее развитие зрительного и слухо­вого восприятия, совершенствуется так­тильная чувствительность - малыш прак­тически знакомится с различными качест­вами игрушек. Занятия с игрушками отвлекают малыша от сосания пальцев и сосок-пустышек. Стремясь достать при­влекшую внимание игрушку или предмет, малыш переворачивается со спины на жи­вот, подползает к игрушке, то есть исполь­зует новые движения. Малютке необходи­мо создать такие условия, чтобы с каждым месяцем он постепенно становился все бо­лее активным.

Таким образом, малыш часто без учас­тия взрослых овладевает подготовительными движениями к ползанию: умение поворачиваться на бок (в 4 месяца), на живот (в 5 месяцев), к 6 месяцам повора­чивается с живота на спину. Примерно в этом же возрасте появляются попытки ползать. Необходимо следить, чтобы малыш овладевал всеми этими движениями после того, как научится хорошо держать голову, лежа на животе, и свободно брать игрушки из разных положений. В против­ном случае, повернувшись на живот, он быстро устает, опускает голову и начина­ет сосать пальцы.

В этом возрастном периоде не рекомен­дуется насильно сажать малыша даже в по­душки, ставить на ноги. Это может вызвать искривление позвоночника и дефор­мацию таза, что особенно неблагоприятно для девочек.

Если малютку часто класть на живот, то к 5-6 месяцам, лежа на животе, он опи­рается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь. В этом положении он свободно поворачивается в разные стороны и следит за окружающим. Это доставляет массу удовольствия и спо­собствует его физическому и психическо­му развитию. Поскольку ребенок более длительное время лежит на животе, иг­рушки можно раскладывать перед ним. Целесообразно их менять. Выкладывание на живот необходимо чередовать с выкладыванием на спину, это укрепляет всю му­скулатуру и связочный аппарат, подготав­ливает малыша к ползанию, а затем к си­дению, стоянию и ходьбе.

К концу данного периода ребенок уже может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.

Для правильного формирования тела важно, чтобы малыш научился ползать раньше, чем садиться и вставать на но­ги. Двигательную активность в виде пол­зания можно стимулировать: показать малышу звучащие и заводные игрушки, которые привлекают внимание, вызывают желание дотянуться, дотронуться. Сначала нужно помогать ребенку, а поз­же он должен обходиться без вашей по­мощи.

При постоянном соблюдении режима дня дети этого возраста, уложенные сво­евременно спать, быстро засыпают и са­ми просыпаются к моменту кормления.

3-месячные дети, если они здоровы, хо­рошо поели и выспались, могут активно, спокойно бодрствовать около 1,5 часа, а к 5-6 месяцам длительность активного бодрствования уже составляет 2 часа. Днем дети должны спать 4,5-6 часов по 2-1,5 часа, длительность ночного сна должна быть 9,5-11 часов. Суточное количество сна должно равняться 17-16,5 часа.

В этом возрасте ребенок большую часть своего бодрствования находится в радост­ном состоянии. Крик и плач в этом возра­стном отрезке могут быть вследствие забо­левания, нарушения режима или каких-ли­бо неприятных ощущений. В этом возрасте по характеру крика мама часто определяет его причину.

Внимание! Проконсультируйтесь со своим педиатром, если:

малыш к концу третьего месяца жизни не держит головку, лежа на животе, и не удерживает ее в вертикальном положе­нии; не улыбается, когда вы с ним раз­говариваете; не тянется за игрушкой; не гулит; не ищет источник звука;

малыш к концу четвертого месяца жиз­ни не поднимается на предплечья и не держит головку, лежа на животе; в вертикальном положении не опирается на кончики пальцев ног, когда вы его под­держиваете под мышки; не реагирует положительными эмоциями, когда вы с ним разговариваете или играете;

малыш к концу пятого месяца жизни не поворачивается с живота на спину; не­уверенно держит головку; не пытается ухватить погремушку; не различает инто­нации разговора.

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок к возрасту 3-6 месяцев.

В статье будет описано, что малыш уже умеет, чему учится в 3-6 месяцев, как облегчить и стимулировать процесс обучения.

Развитие ребенка 3-6 месяцев

Ребенку 3-4 месяца

Ребенку 4-5 месяцев

  • Малыш уверенно переворачивается со спинки на животик и назад. И лежа на спинке, и лежа на животе, уверенно вертит головой в поисках интересного.
  • Слух малыша развит уже практически на уровне взрослого человека.
  • Ребенок может начать бояться незнакомых людей, это совершенно необходимый этап психоэмоционального развития.
  • Становятся очень заметны все перепады настроения малыша, он ярко проявляет и радость и неудовольствие.

Ребенку 5-6 месяцев

  • Некоторые малыши могут начинать садиться, а иногда и ползти.

Важно! Ползать и садиться в ,- это не «обязательно должен», а «возможно». Совершенно нормально, если ребенок вначале поползет, а потом только сядет. Иногда дети вообще предпочитают вначале научиться вставать на ножки возле опоры, потом ползти и только потом сидеть. И если малыш поползет и сядет только через несколько месяцев,- это тоже совершенно нормально.

Как развивать ребенка 3-6 месяцев

Прежде всего, напоминаем основное . В этом возрасте, как и раньше, основа развития лежит в простых, перечисленных уже занятиях, напомним их кратко:

  • по требованию;
  • носить на руках и в , почаще;
  • давать как можно больше ;
  • реагировать на все проявления ребенка;
  • говорить с малышом во время всех действий и занятий;
  • в и понемногу учить .

Важно! Несмотря на то, что ребенок может с вашей помощью сесть и даже стоять на ножках, не нужно применять устройства типа ходунков и прыгунков. Позвоночник ребенка еще слабый для таких «развлечений».

  • Начиная с , можно играть с ребенком в простые прятки. Прячьте лицо за ладонями, а потом открывайте. Можно говорить Ку-ку, если вас это не раздражает . Можно говорить: где мама? Вот мама. Потом, позже, когда малыш привыкнет к тому, что мама никуда не девается, можно играть в эту же игру, используя игрушки и накрывая из чем-то. Затем, пряча игрушки на глазах у ребенка (но это уже с 6-ти примерно месяцев).
  • Обязательно радостно повторяйте все звуки малыша, которые он произносит в хорошем настроении. С 5-ти примерно месяцев, в «речи» ребенка появляются первые слоги, повторяйте их. Старайтесь вызвать у ребенка желание повторять слова и звуки за вами.
  • Начиная с 4-х месяцев и дальше давайте ребенку потрогать разные предметы с разными фактурами. В 4 месяца вы просто даете потрогать предметы (или игрушки) в своих руках, можно водить ладошкой ребенка по поверхности. Позже, с 5-6 месяцев, когда малыш уже уверенно берет и исследует понравившиеся вещи, давайте ему возможность трогать разные на ощупь предметы.
  • Позволяйте ребенку как следует исследовать новую игрушку (всю потрогать, побросать, попробовать на вкус). Если игрушка совсем новая, то пусть она будет одна какое-то время, чтобы ребенок ее изучил. Можно уже предлагать ребенку и , которые звучат при потряхивании, кручении, нажатии.
  • Детки очень любят скакать на родительских руках под ритмичные стихи, типа «ехали-ехали в лес за орехами, в овраги заехали», вариантов масса .
  • Положить рядом с ребенком несколько (максимум 5) удобных игрушек. Он будет брать их ручками и бросать. Таких заходов «давать и бросать» можно выполнять несколько.
  • Тренировать перевороты (с 4-х месяцев), помогая малышу перевернуться со спинки на животик и назад.
  • Полезно вкладывать в ручку малыша веревочку с узелками, или ленточку, или нитку (с разными по размеру бусинами) и протягивать этот предмет через сжатую ладошку.
  • Можно начинать показывать (и давать потрогать) , с понятными простыми картинками. Показывайте их малышу, проговаривайте все что написано - нарисовано, задавайте вопросы (сами отвечайте).
  • С 5-ти месяцев можно показывать семейные фотографии, такие, чтобы были хорошо различимы лица. Ребенок уже начинает узнавать близких на фото. Как обычно, не просто показываем, а «проговариваем» все, связанное с фото.
  • Начиная с 4-5 месяцев, лучше перемещать малыша на пол, на (из , кресла и тд). Так перед ним «открываются новые пространства», это дополнительный стимул к развитию. Игрушки, разные предметы для ребенка лучше уже не подвешивать, а раскладывать вокруг, так чтобы ребенок к ним тянулся.
  • Можно уже давать малышу несколько (3-5) предметов, которые можно ставить один на другой. Это могут быть и , и крупные детали , и разного размера.
  • На малыша можно с вешать безопасное детское зеркальце, так как ребенок примерно с этого возраста начинает различать себя в зеркале. Подносите ребенка на руках к комнатному зеркалу, говорите, называйте малыша по -имени, показывайте, отражение повторяет все движения.
  • Во время прогулки, устраивайте ребенка так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогулки, когда ребенок только спит, - отходят в прошлое. Теперь, лучше наоборот, гулять во время активного времени ребенка. Старайтесь, чтобы малыш не только посмотрел, а и потрогал все вокруг (выбирая безопасные предметы, конечно же).
  • Начиная с 5 примерно месяцев, малыш с удовольствием подтягивает ножки почти к лицу. Некоторые детки умудряются даже брать ножку в рот. Очень полезно прикреплять на ручки и ножки ребенка звучащие браслеты, это обычно очень нравится деткам.
  • Не забывайте о и согласно возрасту.
  • С 6-ти месяцев, кроха начинает уверенно различать запахи, поэтому, будет полезно «знакомить» ребенка с различными запахами. Только не предлагайте пока резкие и очень сильные запахи, и парфюмерию тоже. Начните с простых бытовых (хлеб, ваниль, корица, привычное мыло, и тд).
  • Начиная с 6-ти месяцев (даже если ребенок не садится сам), уже можно усаживать малыша , или в удобное креслице. Как правило, ребенку в этом возрасте начинает быть скучно долго находиться в одном положении, поэтому: полежали, посидели, побыли на ручках, и тд.
  • С 6-ти месяцев можно давать играть такие предметы, которые можно класть один в другой. Например, большая миска и маленькие кубики. Или кастрюля , и что- то класть в нее. Ребенок может достаточно долго «прятать» предмет и доставать его назад.
  • Разговаривайте! за животных в книжках и говорите от лица игрушек. Это готовит ребенка к будущим играм с игрушками и .

Важно! Недолго осталось до того счастливого момента, когда малыш поползет и станет осваивать всю территорию вашего жилья. Подготовьтесь к этому моменту заранее. Уберите все опасное, бьющееся, и просто то, что бы не хотелось потерять. Лучше обезопасить дом заранее, чем каждый раз бросаться к ребенку с протестующими криками .

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Он проявляет больше интереса к окружающему его миру. Малыш уже хочет выбраться из кроватки, чтобы лучше рассмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием перебирается на руки мамы или папы.

Посмотри на меня

Удобно лягте на спину и положите ребенка себе на живот. Ласково позовите его по имени. Постарайтесь дождаться момента, когда малыш поднимет головку и посмотрит на вас. Разговаривайте с ребенком. После каждой удачной попытки целуйте и хвалите его. Игру можно повторять несколько раз.

Многие игры и упражнения для детей этого возраста направлены именно на развитие познавательных навыков ребенка.

В дальнейшем можете усложнить занятие, для чего положите ребенка на животик на одеяло. Окликните его,старайтесь своими словами привлечь его внимание, чтобы малыш приподнял головку и увидел вас. Чтобы сделать упражнение интереснее, возьмите в руки необычную игрушку. Не забывайте чаще хвалить своего малыша.

Лифт

Игра развивает двигательные навыки, а также ощущения положения малыша в пространстве. Она влияет на эмоции: ребенок начинает улыбаться и заливисто смеяться.

Поднимите малыша, удерживая его за подмышки, и расположите на уровне своего лица. Улыбаясь скажите ребенку, что вы сейчас с ним будете играть. Сначала не быстро начните поднимать его вверх, следя за реакцией малыша. При этом вы можете приговаривать: «Едем-едем вверх!» Затем опустите малыша вниз до пола - «Едем-едем вниз!» Таким образом поднимите и опустите его несколько раз, немного задерживаясь вверху, внизу или посередине. Закончите игру словами: «Стоп, приехали!» Следите, чтобы у ребенка не возникало усталости.

Игры способствуют развитию зрительного, слухового и эмоционального восприятия малыша.

Играя с ребенком, можете слегка потормошить его, «пободать» пальцами. Через некоторое время вы заметите, что он, улавливая ритмический рисунок стихотворения, реагирует на ваши слова и начинает улыбаться в ответ, издавать радостные звуки, двигать ручками и ножками.

Пищащая игрушка

Возьмите игрушку, которая издает пищащие звуки. Покажите ее малышу, а потом спрячьте под одеяло. Пусть малыш постарается ее найти.

В этом возрасте ребенок будет прислушиваться к мелодичному звону неваляшки, его внимание будет привлекать яркая расцветка игрушки.

Неваляшка

Показать ребенку неваляшку можно еще в первые месяцы жизни, ему понравится наблюдать за игрушкой. Поставьте неваляшку в кроватку: так малыш сможет лучше ее разглядеть.

Когда ребенку исполнится 5 месяцев, привяжите к игрушке ленту и научите малыша дергать за нее - неваляшка будет издавать разнообразные звуки.

Малышу наверняка понравится самому управлять игрушкой с помощью ленты.

Музыкальные игрушки

Такие игрушки, как бубенчики, дудки, свистки, активизируют слуховое восприятие, заставляют малыша искать глазами звучащий предмет. В этом возрасте он уже пытается различать звуки по громкости, тембровой окраске. Расположение звучащего предмета можно менять: передвигать чуть дальше или ближе, располагать его по разные стороны от ребенка.

На последней фразе поднесите ручки малыша к голове. Через какое-то время он сможет и сам исполнять запомнившиеся движения.

В играх задействованы эмоциональная сфера, понятийное мышление, память.

Наблюдаем окружающие предметы

Положите ребенка на живот, чтобы ему было удобнее удерживать голову и смотреть вокруг. Разложите игрушки перед ним. Дайте ему возможность прикоснуться к какой-нибудь из них, и тогда назовите ее.

Если внимание ребенка привлекут предметы в комнате, также назовите их.

Решичение цветов

Обратите внимание малыша на различные цвета, для чего подберите носочки разных ярких цветов. Надев носочки на ребенка, приподнимите ножки, чтобы малыш смог их увидеть. Проделайте то же самое несколько раз, и вскоре носочки будут привлекать внимание малыша без вашем помощи.

Знакомимся частями

Посадите ребенка к себе на колени. Называйте разные части его тела, осторожно до них дотрагиваясь. Например: «Это носик(имя ребенка). А это - глазик». Потом ручкой ребенка прикоснитесь к своему лицу, произнося: «А это мамин носик. И мамин глазик». Затем попробуйте задать вопрос: «А где твой носик? А где мамин носик?»

Не забывайте хвалить ребенка, если он правильно «отвечает» на ваш вопрос.

Игры в воде

Во время купания малыша можно легонько покачать его на поверхности воды.

Спокойные движения помогают мышцам ребенка расслабиться.

Кто под шляпой!

Для игры вам понадобится шляпа и несколько игрушек (кошка, зайчик, слоник и т. д.). Накройте шляпой какую-нибудь игрушку, оставив на виду хвостик или лапку игрушечного зверька. Усадите малыша так, чтобы ему было удобно дотянуться или доползти до головного убора. Затем попросите малыша: «Посмотри, кто лежит под шляпой». Кладите шляпу с разных сторон от ребенка, тем самым побуждая его каждый раз доползти и найти игрушку, приподняв шляпу.

Игры во время одевания

Во время одевания привлеките внимание малыша к картинкам, развешанным вокруг кровати. Называйте и описывайте, что на них изображено. Рядом с кроваткой можно повесить фотографии близких родственников. Рассказывайте ребенку о них, называя всех по именам. Например: «Это дядя... Это тетя...»

Периодически меняйте картинки. Например, фотографии родственников можно заменить на изображения животных. Называйте каждого из них, комментируя, какие звуки издает тот или иной зверь.

Поезд

Развеселите вашего малыша этой игрой. Расстелите на полу одеяло, положите на него малыша на животик, после чего потяните за два конца одеяла. Ребенок будет «ехать» на Купаемся одеяле, а вы приговаривайте:

  • Чух-чух, чух-чух,
  • Мчится поезд во весь дух!

Игра на различение звуков

Возьмите ребенка и положите себе на живот, так чтобы ваши лица находились на одном уровне близко друг к другу. Не спеша проведите обеими руками от шеи малыша к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны от позвоночника. В этот момент малыш слегка приподнимет голову. Попробуйте произнести его имя высоким голосом. После чего повторите опять, но уже низким голосом, выделяя мягкие, «бархатные» звуки. Несколько раз меняйте интонацию.

Кольца

К 3 месяцам над кроваткой ребенка можно закрепить разноцветные пластмассовые или деревянные кольца. Они должны быть размещены на расстоянии вытянутой ручки ребенка, чтобы он мог за них ухватиться. Игрушки, которые развешаны вокруг кроватки малыша, следует регулярно менять, чтобы у него не возникало ощущения привыкания. Они должны быть всегда разными по цвету и форме, вызывать интерес малыша.

Стенка-стенка

Во время произнесения стишка поглаживайте щечки, губки, лоб, веки ребенка, а на носик слегка надавливайте.
Стенка-стенка (поглаживайте Щечки),
Две ступеньки (губки), Потолок (лобик), Два окошка (глазки), Дзы-ы-ы-ынь звонок! (носик)

Как развивается интеллект ребенка от 3 до 6 месяцев? В этом периоде у малыша прогрессирует развитие сферы восприятия и деятельность мозга отвечающая за оперирование предметами.

В три месяца малыш не просто разглядывает предметы, но пытается их потрогать и схватить. У ребенка появляются любимые игрушки и вещи, он узнает людей и предметы.

Интеллект ребенка в 4 месяца

  • протестует криком, огорчается, когда его оставляют одного;
  • звонко смеётся, если с ним играют в забавные игры;
  • реагирует на свое имя, оборачивается, когда произносят его имя;
  • пытается «разговаривать» — гулит;
  • пытается трогать все что увидит, бутылочку, лица взрослого, очки, одежду;улыбается своему отражению в зеркале.

Интеллект ребенка в 5 месяцев

  • хохочет, когда видит смешные гримасы и слышит забавные звуки;
  • тянет вперед и вверх руки, когда желает, чтобы его вынули из кроватки;
  • поворачивается и ищет источник звука;
  • пытается хватать движущиеся предметы, изучает собственные ноги;
  • поднимает ноги при смене подгузника;
  • во время купания играет с игрушками.

Развитие интеллекта ребенка в 6 месяцев:

  • с увлечением играет в прятки, для этого взрослый закрывает лицо руками и приоткрывая лицо спрашивает: «Ку-ку! Где я?»;
  • недоволен и плачет, когда забирают игрушку;
  • увеличивается количество произносимых звуков и слогов;
  • хватает предметы, осматривает, трясет, бьет по столу игрушкой, может поднять упавшую, а если не может дотянуться, плачет. Стаскивает с головы шапку и снимает носки.

Развитие интеллекта ребенка. Что и как развивать

Время бодрствования ребенка увеличивается, как и интерес к окружающему миру. Общайтесь с младенцем как можно дольше, но, если увидите, что он сосредоточенно изучает какую-то игрушку, не отвлекайте его.

Ребенок должен учиться развлекаться самостоятельно иначе, как только останется в комнате один непременно будет плакать. Ребенок в этом периоде – неутомимый исследователь.

Все доступные ему способы использует для исследования окружающего его пространства: хватает, ощупывает, трясет и ударяет предметы, засовывает их в рот. Ребенок от трех месяцев до года уже чувствует форму предметов и их контур, способен разбираться в других свойствах предметов.

Формирование пространственного мышления

Что бы помочь ребенку в изучении свойства пространство, достаточно иметь удовлетворительную физическую форму.

  • Поднимайте ребенка в воздух и кружитесь с ним, прижимайте к себе, опускайте до пола. Главное, чтобы движения не были слишком резкими и быстрыми, чередование подъемов и падений не напугало ребенка. Во время занятий весело разговаривайте с ребенком, приговаривайте различные фразы типа «ААх! УУх!». Если вы заметите что ребенок боится, немедленно остановите игру.
  • Малышам нравиться, когда их качают на коленях, крепко ухватив за верхнюю часть туловища. Покачайте ребенка на коленях в определенном такте напевайте песенку или читайте стишок. Можно покачать ребенка вверх – вниз в вертикальном направлении.

Стимулируем интерес к исследовательской деятельности

Скудная и однообразная обстановка вокруг ребенка не пойдет на пользу его развитию. Ребенку нужны постоянно новые впечатления. Погремите яркой погремушкой сбоку от лица ребенка, он повернет голову и попытается схватить игрушку, отдайте её ребенку, разрешайте брать её в рот. Как вариант можно использовать пищащие игрушки или скомкать кусочек бумаги и пошуршать.

Можно взят разноцветные ватные шарики и пропитать их различными запахами. Например, духами, уксусом, рыбой, чесноком, луком. Приближайте эти шарики поочередно к носу малыша и посмотрите на реакцию на разные запахи.

Поперек кроватки ребенка всегда должны быть натянуты игрушки на шнуре или резинке. Разные по цвету, форме и фактуре. Ребенок должен рассматривать их, но не должен доставать, срывать и тащить в рот.

Повседневный прием пищи может стать прекрасным исследовательским моментом. Наберитесь терпения, пусть ребенок опускает пальцы в кашу или компот. Малыш не станет делать это постоянно, но познакомившись с блюдами поближе будет есть с большим аппетитом.

На прогулку почаще выносите ребенка в рюкзачке – кенгуру или в слинге. Ребенок получит возможность видеть практически все что видит взрослый, и при этом ощущать близость и тепло матери. Замечайте на что обращает внимание малыш во время прогулки и тут же комментируйте действие или называйте предмет.

Постоянно объясняйте все что происходит вокруг, это доставит малышу удовольствие и подготовит его к овладению речью. На любую попытку ребенка втянуть вас в общение отзывайтесь незамедлительно. Общайтесь с ребенком так будто ведете с ним настоящий разговор.

Во время кормления просите открыть рот, когда переодеваете малыша, просите дать вам ручку или ножку. Чаще называйте ребенка по имени. Младенец быстрее начнет осознавать речь если с ним будут разговаривать все члены семьи.

Знаете ли вы?

Разнообразное питание может способствовать развитию мышления ребенка. Чем разнообразнее пища, тем больше вкусовых впечатлений получает ребенок, активнее развиваются вкусовые рецепторы.

Если бы малыш мог говорить, он обязательно сказал б вам что погремушка — отличное изобретение. Поэтому продолжайте или начинайте использовать кубики Зайцева. Их можно рассматривать, слушать, и напевать изображенные склады. Возможно ребенок будет подражать вам и со временем напевать вместе с вами.

Ваша кроха растет и радует вас все больше и больше, у вашего малыша появляется улыбка на лица, но вам очень хочется знать все ли нормально с вашим малышом? Правильно ли он развивается? Как его необходимо в этом возрасте воспитывать? Какие необходимы ребенку игрушки от 4 до 6 месяцев?

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца?

Узнает мать, радуется, увидев ее.
- Громко смеется.
- Находит глазами источник звука.
- Захватывает ручками подвешенную игрушку, удерживает ее в руке.
- Самостоятельно переворачивается со спины на бок.
- Придерживает руками мамину грудь или бутылочку во время кормления.
- Гулит.

Что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев.

Отличает близких людей от чужих, по-разному на них реагирует.
- Различает ласковую и строгую интонацию.
- Берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
- Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
- Переворачивается со спины на живот.
- Ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки.
- Подолгу певуче гулит.

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев?

По-разному реагирует на свое и чужое имя.
- Подолгу играет игрушкой, перекладывает ее из одной ручки в другую.
- Самостоятельно переворачивается с живота на спину.
- Пытается ползать.
- Произносит отдельные слоги.
- Ест с ложечки, снимая пищу губами.

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка от З до 6 месяцев жизни.

Ласково разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, рассказывайте простые стихотворения, пойте песенки и колыбельные. Обращаясь к нему, произносите звуки, которые малыш прежде уже лепетал сам: "Агу, гу-гу, а-а-а, га-га" и др. Занимайтесь ежедневно и постарайтесь добиться того, чтобы он подражал вам, повторяя произнесенные звуки и слоги. Наклонитесь к лежащему малышу, поймайте на себе его взгляд. Улыбнитесь и ласково заговорите с ним. Сожмите пальцы правой руки в кулак, выставив вперед только мизинец и указательный - получилась "коза" с рожками. Теперь приговаривайте, удаляя и приближая "козу".

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп: "Кто каши не ест, Кто молока не пьет, Того забодаю, забодаю".

"Пободайте" ребенка, потормошите его. Играйте так каждый день, и вы увидите, что малыш вначале будет только улыбаться, потом начнет останавливать на вашем лице взгляд, прислушиваться к голосу, издавать радостные звуки и весело двигать ручками и ножками. Это говорит о том, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение, зарождаются положительные эмоции и ответная реакция на общение.

Нежно поглаживайте ребенка, поддерживайте его радостное настроение, вызывайте улыбку, смех, двигательное оживление. Часто и на длительное время выкладывайте его на живот. Поощряйте любую двигательную активность ребенка: повороты со спины на живот, потом с живота на спину. Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше. Ваше чадо захочет до нее дотянуться и попытается поползти.

Игрушки для ребенка от 4 до 6 месяцев.

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и поднесите к нему. Если кроха не протягивает ручки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка вместе с погремушкой. Играя таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы малыш сам пытался ее захватить.

Подвесьте игрушки над грудью ребенка в кроватке так, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Игрушки должны быть яркими, удобными для захватывания (погремушки, звоночки, кольца).

ДЛЯ ТОГО чтобы малыш научился правильно видеть , не стоит в первые 3-4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) - толком он ничего разглядеть не сможет, но появится риск развития косоглазия.

Организуйте место для бодрствования маленького человечка так, чтобы он мог видеть все, что происходит вокруг.

В полугодовом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого он идентифицировал себя с матерью - даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха начинает знакомиться сам с собой. Помогите ему в этом. Сравните свою руку и ручку малыша, приложив их друг к другу. Предложите ему потрогать ваш нос, а затем свой.

Развивайте у ребенка долговременную память. Для этого уберите на несколько дней привычные для него игрушки, заменив их новыми. Затем достаньте "старые" - увидев их, малыш искренне обрадуется. Учите кроху простейшим действиям с предметами: положить, взять, потянуть.