Черты русских богатырей. Былинные герои - кто они

Былинные герои- кто они? Выполнила ученица 7 «Б» класса МБОУ «Началовская СОШ» Кузнецова Татьяна Руководитель: Яковенко Г.А.

Цель: Расширить представление об эпических героях Задачи: Выяснить, каковы портреты и одежда героев былины. Рассмотреть, как в былине раскрывается богатырская сила. Выяснить как авторы- рассказчики относятся к героям былин.

Через окно паника обнаруживает молодую девушку, которая цветет в саду. Через мгновение молодая леди входит в комнату, но видит, как Тадеуш убегает. Спор касается старого замка - наследия Хорезковива. Подготовка к празднику проводится, в течение которого спор прекращается. Войски ведет Тадеуш к лесу и рассказывает историю семьи Хорешков. В это время протаанцы переносят столы из особняка в руины замка. Праздник начинается с большого количества гостей и гостей. Однако Тадеуш остается свободным. Судья, ссылаясь на странное отвлечение молодого человека, оборачивается вежливостью.

План Понятие Возникновение героев Богатыри Святогор Илья Муромец Добрыня Никитич Алеша Попович Василий Буслаев Классификации Вывод

Понятие Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны.

Затем звучит голос подчиненных, критикуя безличную имитацию французской моды и обычаев. Он также указывает, что молодые люди также отправляются во Францию, чтобы присоединиться к Наполеону и бороться за свою свободную Польшу. Телимена входит в комнату, садится рядом с Тадеушем и начинает уговорить его. Он рассказывает о книгах и искусстве и жалуется на скуку сельской жизни. Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа считает ее девочкой, ранее встреченной в особняке и, следовательно, не остающейся в судах по долгам.

Они оба обращаются к Войски с просьбой о поселении, но он отказывается сказать, что охота на кроликов повышает его достоинство и поэтому не будет иметь дело с таким вводящим в заблуждение заблуждением. Праздник закончился, гуляки распространяются. Поэт упоминает здесь о формировании Польских легионов в Польше и создании Варшавского княжества. Из-за этих событий многие эмиссары входят в Литву. Один из них - быть отцом Робаком - Бернардином, чья внешность и поведение свидетельствуют о прошлом его солдата, и который поднимает благородство и окружающие гостиницы.

Возникновение героев Представители мифологической школы полагали, что былины первоначально возникали как мифы о божествах и, таким образом, возводили их к глубочайшей древности. Владимир, прозванный в былине красным солнышком, рассматривался как древнее божество солнца, Илья Муромец – как бог-громовержец. Также они делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Чтобы урегулировать спор о Кузе и Соколе, судья организует охоту на зайца. Мицкевич Пан Тадеуш, герой третьего; Молодая паника, последняя из семьи Хорешков, хотя они были холостяками. Подробнее Глоссарий литературных героев - младшая средняя школа идет в замок, где Гервази рассказывает ему историю Стольника - последнего члена семьи Хорезкува.

Через некоторое время, однако, ему дали черный суп, а это означало, что он был очищен. В ответ на это его привезли в замок москвичей, и во время битвы он застрелил Хорезскую. С этого момента Гервази поклялся в мести на Соплике и сражался против них на каждом шагу. Наконец, из этой семьи выжил только один муж - судья. Между тем, охота состоялась, но не привела к урегулированию спора, потому что заяц выплюнул обеих собак. В саду он обнаруживает молодую девушку и влюбляется в ее прелести. Наблюдение за этим прерывает отца Робака.

Богатыри Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Святогор Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху. Он старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.

Во время роскошного завтрака участники охотничьего пира в двух палатах. В одном из них старейшины говорили о фермерских нововведениях, царских порядках и военных слухах. Телимена Телимена Подробнее Литературный герой - гимнастка, флиртует с Тадеушем, рассказывает ему о его жизни и достижениях в жизни, достигнутых в Санкт-Петербурге. Помимо всего прочего, он рассказывает историю о том, как Великий Охотник, Козодусин, посадил в тюрьму офицера, чьи борзые пережевывали ее любимую собаку. Войси охотится на мух.

В то же время он критикует ссору между Ассессором и Реингом, которые таким образом вводят в заблуждение молодежь. Он также заявляет, что в настоящее время охота является единственной целью благородной жизни. Оба соперника согласны: всадник ставит свою лошадь на лошадь подряд, а нападающий на его - золотые воротнички и поводка. Скучно со всем этим Телимена предлагает прогулку в лесу в сочетании с грибами.

Святогор, в славянской мифологии сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Его отец назван «темным», то есть слепым. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави.

Илья Муромец Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

Тадеуш следует за ней, а судья объявляет конкурс: человек, который найдет величайшее зелье, сможет сидеть за столом по своему выбору - самое приятное, по его мнению, невеста. Возвращаясь из леса, он смотрит в сад и видит красивую, незнакомую девушку, сидящую с группой детей. Поднятая ее красотой, она входит в сад через дыру в парке и крадет ее. Восхищенная красотой невесты, она воображает себя загадочным божеством, а затем пытается поговорить с ней. Девушка Читать дальше Словарь литературных героев - старшая школа идет, а граф присоединяется к участникам гриба.

Считается, что реальным прототипом былинного героя был крестьянский сын по прозвищу Чоботок родом из села Карачарова недалеко от Мурома.Прозвище или Чоботок, получил оттого, что однажды отбился от врагов сапогом – « чоботом » Еще в позапрошлом веке было известно, что похоронен он в Киево-Печерской лавре, в пещере преподобного Антония. В 1990 году могилу былинного богатыря «нашли» еще раз. Исследовали и установили, что захоронение относится к концу XII века. По мумии Ильи Муромца сделали заключение, что погиб он в возрасте 40-45 лет от удара копьем в область сердца. Оказалось, что силу Ильи былина не преувеличивала. Он страдал редкой болезнью гипофиза (часть мозга), которая привела к утолщению костей и недюжиной мощи. Для своего времени Илья был очень высок - около 180 сантиметров. Это более, чем на голову выше средних мужчин XII века. Подтвердилось даже, что сидел богатырь на печи тридцать три года: биохимический анализ показал, что мышцы на ногах Ильи были развиты хуже, чем в других местах.Его позвоночник был искривлен вправо с явно выраженными дополнительными отростками, которые защемляли нервы спинного мозга. Кроме того, было обнаружено несколько переломов ребер.

Телимена направляется в укромное место, называемое «Храмом гордости». Рефери и Телименье опережают его. Он намерен покинуть своего племянника, сына Джека Соплицы. Женщина критикует судью за то, что хочет покинуть Тадеуш в сельской местности и предлагает, чтобы его дядя отправил молодого человека в Варшаву или Санкт-Петербург, где он мог бы сделать карьеру. Судья, однако, отвечает, что судьбу Тадеуша направляет его отец, отец читает отец Робак, но Бернардин хочет, чтобы молодой человек женился на Зосие.

Телимена отказывается от имени своего ученика, заявляя, что Тадеуш должен быть свободен в выборе. В это время Эрл наблюдает за Телименой в бинокль и рисует свой портрет. Когда судья уходит, он подходит к ней и показывает ей работу. Говоря о живописи и искусстве, Телимена заявляет, что ничто не может сравниться с итальянским пейзажем. Слушая беседу, Тадеуш выступает и указывает, что самым красивым является родной пейзаж Литовского леса и польского неба. Позже, Телимена скользит ключом Тадеуша. Подробнее Словарь литературных символов из его комнаты и заметки.

Одет он в красную ситцевую рубаху. Длинные широкие рукава без манжет, а их низ, как и подол рубахи, украшается орнаментом. Поверх рубахи одета кольчуга. На ногах Ильи Муромца надеты штаны средней ширины с мелким рисунком и сапоги. На плече наброшен плащ из плотной яркой ткани красного цвета. Конечно же, на голове имеется шлем.

Добрыня Никитич Добрыня Никитич –один из трех прославленных русских богатырей и, конечно же, популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. По своему характеру он очень настойчив и трудолюбив. Большую часть своей жизни наш герой нес почетную службу в армии князя Киевского. Разумеется, это оставило неизгладимый след на физическом и моральном состоянии героя. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка.

Грибы заканчиваются, и все идут на еду. Праздник разбивает сад, в котором объявляется, что медведь появился в лесу. Судья управляет охотой, а охота ведется военными. В Сопливо готовится к охоте. Тадеуш немного поспал, Зося разбудит его. Молодой человек быстро одевается и пытается догнать охотников, которые собирались в двух тавернах. Один из них - старый - принадлежит Хорезкуву, а другой - к Сопликуву, обе арендуют еврея Янкиля. В старой гостинице есть священник, червь с маленькой школой и крестьянами.

Используя золотую порцию вкусного табака Ченстохова, он призывает своих слушателей опереться на Наполеона, призывая их не терпеть пассивно ждать прибытия императора и освобождения Литвы его войсками. Через окно Бернардин видит верховую езду на Тадеуше и сразу же покидает компанию вслед за молодым человеком. Охотники, установленные Войским, ждут медведя. В какой-то момент животное появляется и обвиняется непосредственно у графа и Тадеуша. Они оба убегают. Граф падает, и медведь брошен на него. Стрельба огнем сбивает дикое животное.

Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. В былинах Добрыня прямо называется богатырем рязанским.

Войцки играет на углу охоты, объявляя о конце охоты. Когда медведя убивают, происходит ссора между Ассасином и Редженттом. Они спорят о том, что один из них убил животное смертельно. Он также добавил, что знает только одного стрелка, который может стрелять: Джек Соплик. Позже происходит охотничий праздник. Войски рассказывает историю Домейса и Доуэйса. Когда они возвращаются домой, охотники наблюдают за зайцем. Особняк и собака лизят своих собак, но заяц исчезает в лесу. Воиски заканчивает свою историю.

Рассказывая историю. Основная форма выражения, представляющая ход событий в их последствиях. Телимена встряхивает Зосию и решает представить ее компании. Телимена отмечает, что Зося Зося Дж. Кшиштонь Верблюд в степи, героиня на переднем плане. Внешний вид: Симпатичная, молодая девушка: тонкая и нежная. Подробнее Словарь литературных героев - младшей школы произвел впечатление на молодого человека. Тадеуш убегает в храм гордости. Там она встречает Телимена, которая сидит случайно. Во время возвращения женщина видит человека, который внимательно следит за ними и угадывает в лице Отца Робака.

Алеша Попович Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись.

В замке есть ужин, но среди гуляков есть общая депрессия. Тадеуш видит недостатки в красоте Телимена, подслушивая разговор с графом Зосией. Пробег привел, среди прочего, к ссоре между Ассасином и Реагентством, на этот раз с участием их винтовок - Сангуса и Сагаласувки. Граф дает Судье намек на замок. Мицкевич Пан Тадеуш, герой третьего; старого друга и друга судьи. При дворе отца Подкоможего судья провел свою юность. Подробнее Словарь литературных героев - младшая средняя школа, голос отчаянно пытается отбить мятежный спор.

Вдруг Гервази входит в комнату и начинает вращать старые часы. Он обвиняет графа в том, что он имел пир с саженцами. Между ним и сторонниками Соплика есть борьба. Граф выходит из аудитории, а вслед за ним ДЖЕРВЕЙС, но после момента стюарда Стюард Продолжить чтение Словарь литературных героев - появляется на высоком школьном хоре и начинает бросать в телах посетителей дудки.

Василий Буслаев Василий Буслаев - новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Он ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и - в конце концов - гибнет. Василий Буслаев - единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему - совсем не так, как Илья Муромец или Вольга.

Это вызывает панику среди собравшихся, которые сбежали из замка. Герва в разговоре с графом предлагает предложение сделать общежитие на Сопливо. Позже граф уходит, а клавиатура засыпает и мечтает о гостинице. На следующее утро судья подает Протазу иск, который дворник должен привезти в замок и передать графу и Джервазу. Протестующие ползут письмом к замку. В это время священник приходит к судье Робаку. Он говорит, что Телимена соблазняет Тадеуша, и судья узнает о ссоре и поединке, который должен состояться между Подкомитетом и Графом.

Он призывает судью объяснить, что спор может быть отрицательным в отношении подготовленного литовского восстания. Говорит патриотическим чувствам Судьи. Он обещает наконец примириться с Эрлом, но при условии, что Эрл попросит разрешения. Тем временем Протазы входит в замок, но никого нет. Оказывается, все отправились в Добжинь, где они советуют взять ли оружие. Масик над Мачками, также называемый Курц в церкви, глава семьи, должен принять решение о начале восстания. Перед домом Мачека собраны дворяне дворяне.

Классификации По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. Киевский или « владимиров » цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру Новгородский цикл. Былины резко отличаются от былин « владимирова » цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других. Есть еще московский цикл. В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

Читать больше Исторический словарь, полученный из окружающих ручек. Бартек Прусак восхваляет Наполеона и французов. Он также рассказывает, как он сражался с немцами. Масик спрашивает у посетителей подробности о размере и местонахождении французских войск. Бартек Прусак советует подождать отца Робака. Лабиринт, названный «Дайвер», хочет безотлагательно вступить в бой. Благородство делится на два лагеря, между которыми разыгрывается ссора. Бухман, комиссар комиссара Керн Фердинанд Великолепный, эпизодический герой; Он допрашивает Фердинанда о краже в поезде.

Вывод Илья Муромец- главный защитник родной земли от врагов

Спасибо за внимание!

На уроках истории и литературы нередко используются образы из произведений русского фольклора - эпических песен, за которыми с легкой руки фольклориста И.П.Сахарова еще в XIX в. закрепилось название «былины». Сахаров же позаимствовал этот термин из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Ну а сами народные сказители называли такие произведения «старинами» («старинками») либо «песнями».

Он поздравил его с тем, что он поймал очень опасных преступников. Подробнее Словарь литературных героев - младшей средней школы Клецки, спрашивает о цели восстания. В этот момент прибывает Гервази, который манипулирует словами отца Робака о восстании и направляет ненависть дворян против Соплика. Бартек подозревает Гервази в трюке и встает на сторону судьи. Затем он просит всех расстаться, приглашая их на прием, чтобы родить их сына. Тем не менее, Гервази бросает Янкелу и подстрекает дворянство к Судье.

Масик над Мачками, увидев обман Гидевича и повинуясь ключевым словам, выгнал всех из их дома, возмущенного их глупостью и слепотой. Гервази ведет дворянство в таверну, где происходит пьянство. Янкиль, Бартек Прусак и некоторые из их последователей оторвались от застроенной компании и ускользнули от гостиницы.

В отечественной фольклористике давно уже ведется дискуссия о соотношении эпоса и истории. Истоки устного народного творчества восточнославянских народов уходят в глубокую древность, но подавляющее большинство древних эпических произведений, записанных в ХVIII -ХХ вв., являются продуктом не одной, а нескольких эпох. Следовательно, былинный фольклор включает разновременные наслоения, и отделить ранние элементы от более поздних дополнений очень трудно. Как пессимистично утверждает В.Г.Мирзоев, невозможно выявить «текстуальную первооснову былин, очищенную от позднейших наслоений».

Исследователи выделили всего около 100 былинных сюжетов: богатырь и правитель; сватовство и свадьба героя; отражение вражеского нашествия (татар, литовцев); борьба героя с чудовищем (змеем и др.); бой отца с сыном и др. Былины в основном группируются в рамках четырех территориально-временных циклов, впервые обоснованных Л.Н.Майковым: 1) киевский; 2) новгородский; 3) московский; 4) казацкий. Данная классификация носит условный характер, поскольку произведения фольклора, зародившиеся еще в домонгольскую эпоху в Южной Руси, впоследствии вместе с переселенцами распространились в более северных лесных областях Восточной Европы, где не раз дополнялись новыми хронологическими пластами.

В народном эпосе отложилось гораздо больше языческих элементов, чем в памятниках древнерусской литературы, созданных книжниками из среды духовенства. Былины, зародившиеся раньше исторических песен и обладающие определенной метрической структурой, в древности исполнялись с музыкальным сопровождением, причем былинный стих формировался на протяжении нескольких столетий. Для развития былинного эпоса характерны цикличность, импровизация исполнителей, прикрепление старых безымянных сюжетов к известным историческим деятелям, например, к С.Разину или Петру I. Былины «содержат фактический материал, причудливо трансформированный веками и синтезированный в очень своеобразной форме»; они отличаются «нерасчлененностью описания действительности», «большой текучестью как объект изучения», отмечает В.Г.Мирзоев.

На протяжении второй половины ХIХ-ХХ вв. в русской фольклористике велась то оживлявшаяся, то временами затухавшая дискуссия между представителями двух основных научных школ - «мифологической» (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, В.Я.Пропп и др.) и «исторической» (С.Н.Азбелев, Б.Н.Путилов, Б.А.Рыбаков). По мнению представителей мифологического направления, эпические песни (былины) первоначально зародились как мифы о божествах. Приверженцы «исторической» школы отождествляли былинных героев с конкретными историческими лицами русского Средневековья (порой слишком прямолинейно). Истина же, как это нередко бывает, видимо, находится где-то посередине.

«Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания, - считал известный фольклорист В.Я.Пропп. - Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги». Не раз исследователями предпринимались попытки идентифицировать некоторых из былинных персонажей, связать фольклорные мотивы с реальными сюжетами из прошлого.

В былинах присутствуют следующие социальные типажи:
а) правители: князья (Владимир Красно Солнышко, Волх Всеславьич, Вольга Святославич, Глеб Володьевич); цари (Кащей и др.);
б) богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.);
в) бояре (Василий Буслаев и др.);
г) купцы, главным образом гости (Садко, Пленко Сурожанин, Тараканище);
д) крестьяне (Микула Селянинович, крестьянский сын Илья Муромец);
е) разбойники (Соловей-Разбойник);
ж) казаки;
з) странники-паломники (калики).

Но среди былинных персонажей не встретишь ни ремесленников, ни монахов, ни белых священников, разве что прозвище Алеши Поповича указывает на его происхождение из духовного сословия.

Владимир Красное Солнышко Микула Селянинович Василий Буслаев
Соловей Будимирович Чурило Пленкович Ставр Годинович и Василиса Микулишна

Перейдем к обзору возможных исторических прототипов героев былин, чаще всего фигурирующих в литературе.

Владимир Красно Солнышко

Вот каким эпитетом наделен в одной былине этот князь: «ласковый Владимир стольно-киевский» («Вольга и Микула»). Но было бы не верно однозначно применять былинное прозвище «Красное Солнышко» по отношению к великому киевскому князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь, ведь для защиты южнорусских земель от набегов кочевников немало сделал и его правнук Владимир Мономах, правивший в Киеве в 1113-1125 гг., дополнивший «Русскую правду» и проявивший себя как писатель.

Вольга Святославич

В былине «Вольга и Микула» описывается нелегкий крестьянский труд в северной полосе России, где соха при вспашке наталкивалась на пни-коренья и камни. Одни пашут, а другие, подобно Вольге Святославичу, собирают с крестьян дань («получку»). В одной и той же былине действуют люди разного социального происхождения. Но между ними по народным представлениям, еще нет жестких иерархических границ. Былинный князь Вольга может предложить крестьянину Микуле Селяниновичу стать наместником, то есть подняться до уровня боярина.

Как предполагают, прототипом Вольги стал Олег Вещий, разъезжавший с дружиной с целью сбора дани, а в образе Микулы представлен популярный в народе святой Николай Чудотворец. Другие, но менее вероятные прототипы - Олег Святославич Древлянский (сын Святослава Игоревича), правивший в земле древлян и погибший при столкновении со своим братом Ярополком, и Олег Святославич Черниговский, получивший из уст древнерусского книжника прозвище «Гориславич» за то, что не раз приводил на Русь половцев. Есть однако, мнение, что за противопоставлением «богатырей - Микулы («оратая-оратаюшко») с Вольгой Святославичем (богатырем княжеского рода и его дружиной)» скрывается противостояние «Перуна как бога княжеской дружины и Велеса как народного крестьянского бога».

Илья Муромец

Хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, атаман, цикл эпических произведений о нем возник позже, чем былина о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г. в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы скульптора В.Клыкова. Семнадцатиметровая фигура богатыря, стоящего с высоко поднятым мечом в правой руке и крестом в левой руке, воздвигнута в городском парке, на Воеводиной горе, над рекой Окой.

В некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется, однако, не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что по более ранней версии он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. В 1174 г. летописный Моровиеск, входивший в Черниговское княжество, сожгли союзники новгород-северского князя Олега Святославича.

В былинах Илья Муромец действует вне определенного исторического контекста: то служит киевскому князю Владимиру, то участвует в качестве казачьего есаула в покорении Сибири Ермаком, то разбойничает вместе со Степаном Разиным на Волге. В былине «Илья Муромец и Мамай» на древнюю домонгольскую основу наслоились более поздние реалии конца XIV в.: старый богатырь убивает предводителя Орды, направлявшегося в поход на стольный Киев, где правит князь Владимир. Перед нами предстает обобщенный образ защитника Русской земли.

Между тем, если верить народному преданию, Илья Муромец был погребен в Киево-Печерском монастыре. Немецкий путешественник Эрих Ляссота, посетивший Киев в конце XVI в., видел там гробницу «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». В 1638 г. монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, издавший на польском языке книгу «Тератургима» с описанием разных чудес, обратил внимание читателей на захоронение в пещерах св. Илии, отождествляемого с одним из прототипов былинного богатыря Ильи Муромца. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений.

Некий Элиас (Илья) Русский известен и в средневековом западноевропейском эпосе.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность. Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом. В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью - «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович . Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем». Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Алеша Попович

Единственный из троицы знаменитых богатырей, не имеющий исторических корней. Из народного эпоса информация о богатыре Алеше Поповиче (именуемом также как «Алеша Попов сын Федорович») была заимствована средневековым русским книжником первой трети XVI в., составителем летописного свода, включенного в Никоновскую летопись. А уже из Никоновской летописи она попала в Степенную книгу (гл. 65 «О храбрых мужах» 1-й грани и 1-й ступени), составленную в начале 1560-х гг. митрополитом Афанасием. Былинный герой разгромил отряды половцев во главе с «половчином» Володарем (странное имя для половецкого хана), напавшие на Киев в отсутствие святого и великого князя Владимира. Последний будто бы пребывал тогда в Переславце на Дунае. На самом деле этот нижнедунайский город еще в 967 г. захватил отец Владимира Святого Святослав Игоревич. Блаженный князь Владимир пожаловал Алешу Поповича золотой гривной (шейным украшением) и сделал его своим вельможей.

Садко

Далеко не сразу былинный Садко стал видным купчиной. В молодости он, будучи гусляром («гусельщиком»), потешал на пирах бояр и купцов. Согласно еще одной версии, новгородский гусляр Садко «гулял» - разбойничал по Волге 12 лет, подобно речным пиратам-ушкуйникам. И лишь позже, разбогатев с помощью Водяного царя, приобщился он к дальним торговым поездкам, приносившим большие барыши, и обзавелся семьей. Что ж, стратификация средневекового русского общества не носила замкнутый характер, и в Новгороде Великом можно было перейти из одной социальной группы в другую (за исключением боярства).

Согласно Новгородской первой летописи старшего извода, весной 6675 (1167) г. «Заложи Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святослави Ростиславици, при архиепископе Илии». Ряд ученых однозначно и прямолинейно отождествляют былинного героя Садко с летописным Содко Сытиничем. Как полагал Б.А.Рыбаков, «вот с этим купцом или торгующим боярином (он назван по отчеству) и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало, которое так устойчиво в былинах о Садко». Д.С.Лихачев также не сомневался в том, что «Сатко летописи и Садко былин - одно и то же лицо».

Но был ли летописный Содко Сытинич купцом? Скорее всего, нет. И вот почему. Во-первых, купцов в допетровской России никогда не именовали на -ич, с таким отчеством (да и то лишь на печатях, но не в актовых документах) указывали новгородских купеческих (сотенных) старост, известных с XIII в. Во-вторых, в ХII -ХV вв. церкви в Новгороде Великом возводились лишь на средства купеческих объединений, только с начала XVI в. отдельные купцы (прежде всего из числа переселенных из Москвы гостей-сурожан и их потомков) стали выступать в роли заказчиков и строительных подрядчиков при сооружении каменных храмов. По-видимому, летописный Содко Сытинич относился к «житьим людям» - группе непривилегированных феодалов в Новгороде Великом, происходивших из разбогатевших горожан. Владея землей, «житьи люди» также активно занимались торговлей и по социальному положению были близки к богатым купцам («гостям»).

Возведение в XII в. храма св. Борис и Глеба неким новгородцем Содко Сытичем (возможно, внезапно разбогатевши «житьим человеком») послужило лишь импульсом для народных сказителей, дававших волю своей фантазии и постепенно сформировавших былинный образ Садко - гусляра и удалого купца. В былинах о нем реальные черты торгового быта Великого Новгорода сочетаются со сказочным сюжетом, действительность - с ее гиперболизацией. Заимствовав от реального лица имя, фольклорный герой начинал далее по воле сказителей собственную жизнь.

Сравнительный анализ фольклорной информации и исторических реалий ещё раз убеждает нас в том, что нельзя ставить знак равенства между былинными персонажами и историческими лицами, носящими одно и тоже имя. Образы фольклорных героев носят собирательный характер, являются отражением и преломлением в народной памяти разновременных свидетельств. Устные предания о князьях и богатырях, именитых гостях могли послужить лишь поводом для создания былин.

// Преподавание истории в школе. - 2010. - № 10. - С. 33-37.