Сказочно былинный жанр в изобразительном искусстве. Урок изобразительного искусства "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок". класс: Изобразительное искусство в жизни человека

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:

Фильм режиссера Спайка Джонзе. Фильм режиссера Алекса Гарленда. С Хомера мы мечтали о роботах. Это не единственные живые предметы домашнего обихода, которые появляются в гомеровских эпосах. В Книге 5 «Илиады» мы слышим, что врата Олимпа поворачиваются на своих петлях сами по себе, автоматы, чтобы позволить богам на своих колесницах входить или выходить, таким образом, почти тридцать лет ожидая автоматической двери гаража. В книге 7 «Одиссея» Одиссей оказывается гостем сказочно богатого короля, дворец которого включает в себя такие удобства, как золотые и серебряные сторожевые псы, всегда бодрые, никогда не стареющие.

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Сообщение темы и цели

К этому классу жизнерадостных, но интеллектуально инертных домашних помощников мы могли бы приписать другие автоматы в классической традиции. Как забавно, эти устройства не так интересны, как некоторые другие машины, которые появляются в классической мифологии. Немного позже в этой сцене в Книге 18 «Илиады», например, в цехе Гефеста - бог пот, закончив работу над своими двадцатью треногами, готовится поприветствовать Фетида, чтобы обсудить броню, которую она хочет, чтобы он сделал. После того.

Надел себе халат и, взяв крепкий посох, подошел к двери. хромая; в то время как вокруг их хозяина его слуги стремительно двигались. полностью вылепленные золотом в образе живых девиц;. в них есть ум, с способностью мысли; и речи. и силы, и от богов они знают ремесла.

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

Эти замечательные творения явно представляют собой эволюционный скачок вперед от самодвижущихся штативов. Гуманоидные слуги Гефеста умны: у них есть ум, они знают вещи и - самые яркие из всех - они могут говорить. Таким образом, они по существу неотличимы от первой человеческой женщины, Пандоры, поскольку она описана в другой работе того же периода, «Работы и дни Гесиода». В этом тексте Пандора начинается как инертная материя - в этом случае не золото, а глина, которое впоследствии наделяется им «речью и силой», учило Афины «ремесла» и давало «ум» и «характер» Гермеса, Этот ум, как нам говорят, «бесстыден», и характер «коварный».

В 18 – 19 века

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы. Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего Рима. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.

В греческом мифе о творчестве, как и в библейском, бедствия человечества приписываются ненадежной женщине. Эти два направления греческой традиции - фантазия бессмысленных, самоходных помощников, которые облегчают их хозяевам труда; более сложная мечта о человекоподобных машинах, которые не только воспроизводят спонтанное движение, которое является непременным условием неживого, но обладающего разумом, речью и способностью учиться и развиваться, что является признаком того, научно-фантастический рассказ, который сохранился до наших дней.

В 20 веке

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев.

Объяснение задания. Слайд

Первое, что вы могли бы назвать «экономическим», вызывает предположения о социальных последствиях механизированного труда. Такие размышления начались вскоре после Гомера. Что, по его мнению, произойдет. Если бы каждый инструмент мог выполнять свою собственную работу, когда ему было приказано это сделать или в ожидании нужды, например, статуи Дедала в истории или штативы Гефеста, которые, поэт говорит, автоматически спустились к сбору богов; если в том же манере шататься и собирать сыгранные китары сами, мастера-мастера не нуждаются в помощниках и мастерах, не нуждающихся в рабах.

Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.

Особенности жанра

Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:

Этот отрывок переходит в длительное и довольно непростое обоснование необходимости рабства на том основании, что некоторые люди «естественно» рабски. Через двадцать столетий после Аристотеля, когда промышленные технологии сделали фантазию Гомера о массовой автоматизации повседневной реальностью, писатели-фантасты творчески занимались экономическим вопросом. С одной стороны, была мечта о том, что механизированный труд освобождает рабочих от их однообразных рабовладельческих рабочих мест; с другой - кошмар, что механизация просто приведет к созданию нового рабского класса, который, в конечном счете, бунтует.

  • Динамичность сюжета;
  • Реалистичность передачи образов;
  • Яркость, внимание к деталям;
  • Насыщенность сюжета, многообразие образов;
  • Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках. Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:

Класс: Изобразительное искусство в жизни человека

Последнее также касается восстания домохозяйств-рабовладельцев: гладкие гуманоиды с мягко безобидными, полупрозрачными пластиковыми лицами, которые в конечном итоге приводят к свободе одним из своих, роботом Зонни, который развил способность мыслить для себя. Кастинг черных актеров в главных ролях предполагал историческую притчу о рабском восстании - безусловно, одну из исторических реалий, которые с самого начала преследовали этот конкретный рассказ. Мы пришли к Аристотелю полным кругом. Другая категория научно-фантастического повествования, эмбрионально присутствующая в греческой литературной традиции, полученная из разумных, четко сформулированных женских андроидов Гефестоса и их двоюродного брата, соблазнительной коварной Пандоры Гесиода, может называться «теологией».

  • Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
  • Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью. Мифологические и былинные образы не являются идеалом.
  • Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

Эта мифическая нить, конечно же,, не без собственных экономических и социальных последствий, как показывают вышеприведенные примеры: призрак мятежного творения, возможность того, что подчиненный рабочий может восстать, развив сознание, с самого начала преследовал мечту рабского автомата.

Но поскольку существа в этих мифах практически идентичны своим создателям, эти повествования вызывают дополнительные вопросы, более глубоко философский характер: о творении, о природе сознания, о нравственности и самобытности. Что такое создание и почему создатель создает? Как мы различаем создателя и сделанного между человеком и машиной, когда существо, машина, наделено сознанием - ум, сформированный в образе его создателя? На изображении: греческое повествование неизбежно переплелось и обогатилось библейской традицией, с которой у нее так много ярких параллелей.

Известные художники

А.-Т. Лоуренс

Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима. Помимо живописи, Лоуренс имел знания в археологии. Благодаря знаниям в истории и археологии, художник точно передавал одежду греков и римлян, мифы, вооружение. Картины: «Лопатки и губки», «В атриуме сауны».

Сходство между Пандорой Гесиода и Евой в Книге Бытия действительно вызывает дополнительные вопросы: не в последнюю очередь о пол и патриархате, о том, почему происхождение зла приписывается женщине в обеих культурах. Это повествование, которое вытекает из наводящего сходство между человеком и создателем гуманоида, породило свою собственную долю литературы на протяжении столетий между классической эпохой и современной эпохой. Хоффмана, в которой реалистичная механическая кукла выигрывает любовь молодого человека.

Это очевидно в еврейской легенде о големе, гуманоиде, сделанном из грязи, который может быть оживлен некоторыми волшебными словами. Хотя самой известной версией этой легенды является рассказ о раввине шестнадцатого века, который привел голема к жизни, чтобы защитить евреев Праги от притеснений Габсбургского двора, он восходит к древним временам; в самых старых версиях, что интересно, жизненно важное различие между големом и человеком является греческим - у голема нет языка, он не может говорить. Неудивительно, что в начале девятнадцатого века литературная эксплуатация этой нити робота-мифа начала распространяться, т.е. когда появление механизмов, способных заменить человеческий труд, спровоцировало писателей на вопрос о растущем культурном увлечении наукой и растущая роль технологий в обществе.

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».

Є. Берн-Джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

Эти тревоги часто высказывались в фантазиях о машинах с человеческими формами: человек с паровым двигателем в «Парном прерии» Эдуарда Эллиса, человек с электричеством в «Фрэнк Рид» Луиса Сенаренса и его «Электрический человек» и электрическая женщина в Вилье Канун будущего Алекса Адама.




Но прародителем жанра и, безусловно, самой влиятельной работой такого рода был Франкенштейн Мэри Шелли, который характеризуется философским духом и теологической необходимостью, отсутствующей во многих ее эпигонах как в литературе, так и в кино. Часть богатства романа заключается в том, что он застенчиво относится как к своему греческому, так и к своему библейскому наследию. Заметный скептицизм в отношении опасностей технологии, «увлечений науки», действительно, проявляется в постыдном контрасте между технологическим мастерством Виктора Гефеста и его шокирующей нехваткой естественного человеческого чувства.

В.А. Бугеро

Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».

Ибо он не проявляет интереса к воспитанию или предоставлению человеческого комфорта своему «ребенку», который наносит трагические результаты своему творцу. Большая ирония романа заключается в том, что создание, неестественный гибрид, собранный из «рассекающей комнаты и бойни», часто кажется более человечным, чем его создатель.

Подобно тому, как Промышленная революция вдохновила Франкенштейна и его эпигоны, так и компьютерный век породил богатый новый жанр научной фантастики. Машины, которые вдохновляют эту последнюю волну научно-фантастических повествований, гораздо больше похожи на золотых девиц Гефеста, чем на машины, о которых знала Мэри Шелли. В конце концов, компьютеры способны имитировать умственную и физическую деятельность. Именно по этой причине сегодня тревога о границах между людьми и машинами приобретает новую актуальность, когда мы постоянно полагаемся на машины и взаимодействуем с ними - действительно, взаимодействуем друг с другом с помощью машин и их программ: компьютеров, смартфонов, социальные медиа-платформы, социальные и сайты знакомств.

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

Ге Н.

Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».

Эта неотложность была отражена в ряде недавних фильмов о проблемных отношениях между людьми и их человекоподобными устройствами. Хотя робот в гладком и тонком фильме Гирланда является прямым потомком Пандоры Гесиода - красивой, умной, хитрыми, в конечном счете, опасной - фильм, как предлагает Ева, имя Авы, разделяет со своими выдающимися литературными предшественниками некоторые серьезные библейские проблемы.

Оба новых фильма о людях, преданных компьютерами, во многом обязаны ряду ранних фильмов. Самым примечательным из них является предательство гладко говорящей машиной его человеческих мастеров. Это странно трогательная сцена, предполагающая степень, в которой компьютеры могут уже участвовать в наших симпатиях в начале компьютерного века. Это была первая из многих сцен, в которых эти мыслительные машины выражают беспокойство о своих собственных кончинах - несомненно, признак «сознания».

Г. Моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».

Один из ярчайших живописцев Франции 17 века, представитель барокко в живописи. Картины: «Похищение сабинянок», «Триумф Нептуна».

Значение


Представители мифологической живописи стремились передать особенности легенд и былин разных стран при помощи индивидуального стиля. Тематика мифов популярна до современности.

Цель урока:

Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки и басни, поддержать интерес к русской народной сказке.

Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.

Познакомить учащихся с творчеством Васнецова.

Оборудование:

Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Зрительный ряд.

Зрительный ряд:

“Аленушка” 1881 г.,

“Витязь на распутье” 1878 г.,

“Богатыри” 1898 г.,

“Иван Царевич на Сером Волке” 1889 г.,

«Спящая царевна», 1926,

«Баян» 1910,

“Три царевны подземного царства” 1881 г.,

«Царевна-лягушка» 1901-1918.

“Ковер-самолет” 1880 г.

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока. Беседа.

Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте вспомним все жанры, которые вы знаете (портрет, натюрморт, исторический, баталийный, бытовой, анималистический, пейзаж, сказочно-былинный).

Сегодняшний урок мы посвятим сказочно-былинному жанру. На уроке вы повторите, а возможно и больше узнаете о произведениях Виктора Михайловича Васнецова.

Вспомните, когда впервые возникают былины и почему? (Возникли в 10 - 11 в.в., когда на Руси возникла феодальная раздробленность и, вследствие этого на долгие годы - татаро-монгольское иго).

Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее». Говоря «сегодня», мы имеем в ввиду некоторую привычную жизнь страны и человека. Но ведь в свое время прошлое было тоже современностью. Значит, и нынешняя современность будет тоже историей.

Вот и наш народ через века пронес былины, передавая их из уст в уста. 1-ый сборник былин был опубликован в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Внутренняя политика России в середине 19 века очень нестабильна: еще помнятся события 14 декабря 1825 года (восстание народа); неудачно складываются дела в решении 2-го Восточного вопроса (Крымской войны); в стране усиливаются различные подпольные движения против царя. А также усиливается противостояние между западниками и славянофилами. Вот что написал Федор Иванович Тютчев:

Как не тянитесь, господа,

Вам не достичь признанья от Европы!

Пред ней вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Живописные полотна Виктора Михайловича Васнецова воспели далекое легендарное прошлое Древней Руси.

Что лежит в основе любой сказки и былины?

Запись в тетрадь. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к

объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

Посмотрите слайды и узнайте героев.

Слайд 1. «Аленушка» 1881. Васнецов. Сумрачный пруд, хранящий печальную тайну, опушка с юными ёлочками и берёзками - этот этюд воплотился в известной картине. Однако мало кому известна тайна, заключённая в ней.

Ласточка - божья птица, приносящая счастье.

Распущенные волосы - думы человека.

Тёмный омут - ожидание счастья, беды, смерти.

Что олицетворяют белые березы? (Исцеление)

Когда Алёнушке будет угрожать опасность, зашумят осиновые листья, вода покажет отражение ведьмы, птицы поднимут гомон.

Слайд 2. «Витязь на распутье» 1878. Васнецов. Очень ценный экземпляр, особенно для любителей былины “Илья Муромец и разбойники”.

“Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани (пересечение дорог, перекресток).

На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана”.

Васнецов писал так: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью».

Эта картина показывает поле битвы. Что ценнее: жизнь или смерть? Что выберет человек? Человека, не пожалевшего живота своего ради друга, ждет вечная память живых. Что остается после человека, какой след он оставил после себя? Решать только ему.

Слайд 3. Богатыри. 1898. Васнецов. Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова - это мощная песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. Сила и мощь богатырей - это сила и мощь народа. И, пока народ един и стоит на страже своих интересов и ценностей - государству ничего не угрожает.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

3 образа, 3 характера, 3 защитника Руси.

Слайд 4. Иван Царевич на сером - волке. 1889. Васнецов. Это картина-сказка, картина-фантазия - соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес спасаясь от погони.

Слайд 5. Спящая царевна. 1926. Васнецов. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице - свой характер.

Вспомни, что делала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найди ответ среди деталей картины. (Она уколола руку веретеном. У её ног изображена прялка)

Слайд 6. Баян. 1910. Васнецов. Почему так важен совсем не богатырского вида этот былинный персонаж?

(Зовет словом к действию. Еще не известно, что сильнее: металл или слово. Он зовет, будит, тревожит.)

Слайд 7. Три царевны подземного царства. Эта картина была создана для центрального вокзала донецкой каменноугольной железной дороги. Это своеобразная аллегория (символ) богатства недр донецкой земли. Обратите внимание на топографические знаки. Старшая сестра превратилась в золото, средняя - в самоцветы, младшая - в уголь.

Слайд 8. Царевна-лягушка. 1901-1918. Васнецов.

Слайд 9. Ковер - самолет. 1926. Васнецов.

3. Практическая работа

Вспомнить любимые сказки. Нарисовать сюжет к выбранной сказке.

1.Представить сюжет.

2.Прорисовка в карандаше главных предметов. (Лучше в центре листа и крупными)

3.Прорисовка деталей (рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше - меньше и выше.

Одни предметы могут загораживать другие.)

4. Переходим к работе в цвете. (сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими - тёплыми тонами.

4. Домашнее задание: выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова

Скачать Чтобы скачать материал или !