Эстонский народный костюм - моя эстония. Национальный костюм эстонии

p_i_l_a_r в Эстонский народный костюм - Пярнумаа

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 2016 году появились марки и конверт, посвящённые народным костюмам Пярнумаа.

На почтовых марках изображена народная одежда Пярнумаа середины XIX века - мужчина и женщина из Аудру, а также девочка и женщина из Тыстамаа.

В Аудру верхняя одежда как женщин, так и мужчин украшалась нашитым красным шнуром. Вышивка с цветочным орнаментом в Аудру была очень чёткой со множеством мелких деталей. Широкий кружевной воротник также украшался вышивкой.
Тёмносиние или чёрные юбки в Аудру были украшены своеобразным вышитым узором. Нижняя часть юбок и в Тыстамаа украшалась разнообразно- и богато-вышитой тесьмой.

В музее Тыстамаа хранятся пара вышитых полушубков, одни из самых красивых в Эстонии. Красные поперечные полосы на груди характерны для Тыстамаа, такие же можно встретить на кофтах. Высокий чепец Тыстамаа иногда называют трубой. Чепцы могут быть просто белыми либо с цветочными узорами. Зимняя шапка оторочена мехом. Такие красные шапки были распространены по всей Эстонии. Особенно красивы в Аудру и Тыстамаа вышитые шерстяные перчатки и чулки. Узор с одной из таких перчаток украшает конверт данной серии. Из украшений женщины особенно предпочитали круглые броши и монисто. Бусы также были популярны. Например, в Аудру носили большие броши с тремя отверстиями, либо две броши и монисто разом.

Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

2016 - Пярнумаа
2015 - Западная Эстония
2014 - Западная Эстония

В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные - южная, северная, западная и островная. Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков - одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником. Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми. Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник - вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма - наплечное покрывало, которое женщина держит в руках. Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой - длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины - типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники. Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина - влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому. В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед - «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины. Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений - хуторов и мыз - в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку. Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки - еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны. Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки - продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа - это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов. Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа - ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов - плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед. Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше - до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним - древние художественные традиции народа. Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент - вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма - древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды. Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла - их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей - «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь. Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые - конические или плоские - пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым - преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» - гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение - конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров. Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники. В конце XVIII - начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор - модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы. Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно - разве не красиво? Статья Айно ВООЛМАА, иллюстрации Мелание КААРМА http://dress-history.sage-way.info/estonian-dress.html

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бедер и подвязывали поясом. Поверх сарафана или юбки носили набедренник – два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. На плечи накидывали покрывало (сыба), которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшали цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан. Обувью служили лапти или деревянные постолы – вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужчины носили холщёвую рубаху, штаны, подпоясанные поясом, лапти или постолы и кафтан. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка, зимой – меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев. Очень похожи женские рубахи, покрывала, юбки, тканные пояса, девичьи венки, головные уборы замужних женщин из специальных полотенец, многие металлические украшения, в том числе нагрудные пряжки.

Во второй половине XIX века с развитием городов и расширением денежного обращения фабричные ткани появились и на селе, куда приникло влияние моды из соседних стран. Женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины – короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки.

Жители островов Хийумаа и Сааремаа до сих пор сохраняют некоторые элементы шведской народной одежды. Любопытно, что эстонская народная одежда на протяжении многих веков почти ничего не заимствовала от одежды господствующего инонационального населения.

Эстонцы берегли свой традиционный костюм. Старинная народная песня рассказывает о том, с каким трудом крестьянка находила время для рукоделия:

Печь топя, чулок вязала,
Пояс в сумерки плела,
Рукавички украшала,
Лишь засветится заря.

Эстонские крестьяне считали, что одежда может оберегать от несправедливости господ. Чтобы зашитить себя от неправедного решения, крестьяне, отправляясь на суд с помещиком, надевали особую «судебную одежду» или, по крайней мере, «судебные варежки», которые служили талисманом.

Многим деталям одежды эстонцы в старину приписывали чудодейственную силу. Так, считалось что пояс придаёт телу крепость и силу, защищает от недугов и болезней, а женский пояс ещё и способствует рождению детей. Варежки, по народным представлениям, предохраняют не только от холода, но и от злого человека и от нечистой силы. Поэтому варежки иногда надевали даже летом в жаркую погоду или носили их за поясом. Не забывали положить пару варежек и в короб со свадебными подарками. Магическую силу приписывали и различным украшениям.

По своему составу, расцветке, орнаменту народная одежда различалась на северную, западную, южную и островную. С развитием капитализма и распространением промышленных тканей и текстильных изделий, региональные различия исчезали, как исчезла традиция делать одежду дома. В первую очередь исчез мужской костюм, затем женский. Народная одежда сохранилась только в отдалённых районах. Сегодня в эстонских селах и городах носят общеевропейский костюм, часто фабричного производства. Однако на свадьбу и на певческий праздник надевают народные костюмы, не исчезают из эстонского быта и знаменитые варежки, перчатки и носки.

В настоящее время наблюдается стремительное возрождение эстонского народного костюма. Оно происходит двумя путями. Первый путь обусловлен ростом и популярностью коллективов художественной самодеятельности. Причём певцов и танцоров уже не удовлетворяет «средний» эстонский костюм. Каждый коллектив хочет иметь костюм именно той местности, которую от представляет. Для этого тщательно изучаются формы одежды, её состав, цвет и орнамент. Прежние домотканные материалы заменяются тканями промышленного производства, а деревянные или кожаные постолы – фабричными ботинками или туфлями на низком каблуке.

Появление на певческих праздниках, народных гуляньях, на самодеятельных сценах большого числа эстонцев в прекрасных старинных костюмах побудило дизайнеров современной одежды использовать в своих моделях мотивы народного костюма. Это явилось вторым путём возрождения народного костюма. Ну, а старинные орнаменты в вязаных изделиях никогда не выходят из моды. Вязанные варежки, джемперы, свитера, дамские кофточки, шарфы и шапочки есть в каждой эстонской семье.

Неяркое небо над Балтикой, скромность окружающей природы, где лишь цветники у домов горели яркими пятнами, побуждали эстонцев во все времена украшать домотканную одежду красочными вышивками и аппликациями. Красивый орнамент, где сливаются красные, синие, жёлтые, коричневые и зелёные нити – непременная часть сегодняшних эстонских шерстяных изделий. К традиционному костюму женщины охотно добавляли украшения из серебра и янтаря в виде больших и маленьких брошей, ожерелий и гривн. Такие украшения популярны и сегодня. Изготовленные по народным мотивам серебряные пряжки и броши попуярны далеко за пределами Эстонии, а орнамент со старинной одежды используется, в частности, при создании изделий прикладного искусства из дерева, кожи, глины и фарфора.

"Поющая революция" также в большой мере способствовала возрождению эстонского национального костюма, ношение народной одежды стало ярким выражением идеологической позиции эстонцев. При этом было важно, чтобы одежда строго соответствовала родному региону её носителя. Сегодня народный костюм как никогда популярен в Эстонии - его надевают и на высокопоставленные приёмы, и на концерты, популярен он и в быту, причём как женский так и мужской. Своего звёздного часа ждет и национальная эстонская обувь, уже сейчас её можно увидеть в сочетании с современными джинсами и майкой.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры.
В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные - южная, северная, западная и островная.
Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков - одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.
Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.
Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник - вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма - наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.
Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой - длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины - типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.
Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина - влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.
В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед - «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.
Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений - хуторов и мыз - в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.
Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки - еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.
Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки - продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа - это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.
Острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа - ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов - плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.
Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент - вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма - древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.
Почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла - их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей - «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.
Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые - конические или плоские - пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым - преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» - гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение - конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.
Орнамент пояса. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.
В конце XVIII - начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор - модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Перед вами костюм зажиточного крестьянина из прихода Палмусе, расположенного в северной части области Тартумаа (Юго-Восточная Эстония) На нём штаны из козьей замши – каждая штанина шилась отдельно, из целого куска кожи. Штаны завязывались под коленом с помощью цветных лент или шнуров с кистями. Часто боковые швы украшались декоративными рельефными швами. Куртка синего цвета с оловянными пуговицами. Рубашка с воротником –стойкой сохранила старинный покрой и имеет длинный т-образный разрез спереди. Воротник застёгивается маленькой серебряной пряжкой сыльг.

Праздники

Русское название

Эстонское название

Новый год

День независимости (1918), годовщина Эстонской Республики

iseseisvuspдev, Eesti Vabariigi aastapдev

Страстная пятница

Первый день Пасхи

ьlestхusmispьhade 1. Pьha

Праздник Весны

День Святой Троицы

nelipьhade 1. pьha

Праздник Победы (под Вынну над Ландесвером; 1919)

Иванов день

День восстановления независимости (1991)

taasiseseisvumispдev

Рождественский сочельник

Рождество Христово

1. ja 2. jхulupьha

Национальный костюм Эстонии

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик. На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба, которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами -- коническими сыльг и плоскими преэс, цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор -- полотенчатый линик, позднее -- полотняный чепец тану, на севере и западе -- убор типа кокошника поттмютс, кабимютс, девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы - вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда -- туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк, штаны -- длинные или до колен пюксид, подпоясанные поясом, жилет вест, куртка ваммус, лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап, зимой - меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь -- кожаные постолы пастлад, по праздникам -- туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад, чулки сукад, носки сокид.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану. Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины - короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.