Дидактические игры на тему цветы. Картотека на тему: «Цветы» игры


Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
Потому что он - Георгий, в этом вся причина;
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

(Н. Самоний)
Речевой материал для развития речи и координации движения

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

Цветы.

Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
Идут по кругу, взявшись за руки.

Зацвели у нас цветы
Останавливаются, приседают.

Разноцветной красоты:
Медленно поднимаются – руки вверх.

Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.

Пышный мы букет нарвем,
Обхватить себя скрещенными руками за плечи.

В детский садик отнесем.
Маршируют, высоко поднимая колени.

Одуванчик
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),
Голова, что шар пушистый
(руками показать большой круг).
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит
(быстрые повороты в сторону с распростертыми руками),
Все вокруг зашелестит
(потереть ладошки на вытянутых руках),
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(дети кружатся и медленно бегают в одном направлении)
И сольются с небосводом
(остановиться, прямые руки поднять вверх).
Цветы
(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Раз, два, три, выросли цветы
(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).
К солнцу потянулись —
Высоко:
(тянутся на носочках, смотрят вверх).
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).
Влево качнулись, низко пригнулись
(наклоняются влево, наклоняются вперед).
Вправо качнулись, низко пригнулись
(наклоняются вправо, наклоняются вперед).
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай
(грозят пальцем правой, потом левой руки),
Пусть они цветут, растут,
(хлопают в ладоши),
Детям радость несут
(кивают головой, улыбаются).
Колокольчик
Дон-дон-дон, — колокольчик звенит
(дети покачивают головой из стороны в сторону).
Ля-ля-ля, — что-то он говорит
(исполняют пружинку).
Динь-динь-динь, — наклоняет головку
(покачивают головой вперед).
Бом-бом-бом, — растрепал всю прическу
(легонько хлопают ладонями по волосам).
Дзынь-дзынь-дзынь, — солнцу он улыбнулся
(поднимают руки вверх, хлопают).
Дили-дон — наконец-то он проснулся
(стучат пальцами одной, потом другой руки).
Васильки
Утром солнышко проснулось
(дети трут глазки),
Улыбнулось, потянулось
(улыбаются, потягиваются),
Раскрывают лепестки
(разводят руки в стороны)
Голубые васильки
(складывают ладошки вместе).
Ветер в поле прилетел
(бегают на носочках),
Закружился, засвистел
(кружатся, свистят),
Закачались васильки,
Голубые лепестки
(качаются из стороны в сторону).
Дождь на облаке приплыл
(протягивают руки вверх),
Все вокруг он намочил.
Пьют водичку васильки,
Голубые лепестки
(причмокивают губами).
Вот и вечер пришел,
С неба солнце увел
(машут рукой).
Закрывают лепестки
Голубые васильки
(складывают руки на груди, наклоняют голову в сторону).
Цветочный сок
Пьет из чашечки жучок
(дети изображают чашку, складывая ладоши)
Колокольчиковый сок
(сжимают и разжимают пальчики на двух ладошках),
Пьют веселые букашки
(хлопают в ладоши)
Сок пахучий из ромашки
(раскрывают ладошки).
А нарядный мотылек
(машут руками-«крылышками»)
Земляничный любит сок
(потирают рукой живот).
Сока хватит всем в лесу
(разводят руки в стороны)!
Угощает шмель осу:
— Вот вам два стаканчика —
Сок из одуванчика
(показывают два пальчика на правой руке, потом на левой)!

Пальчиковые гимнастики
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок-пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть; получается большой, раскрытый «цветок».)
«Оса»
Оса села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — с пальцем левой руки.)
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Диалоги, игры и драматизации
Черемуха
— Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего, для мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего, для майского денька.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать.
Пчела
— Где ты была?
— Тут и там.
— Где ты летала?
— По цветам.
— Что домой ты принесла?
— Мед, — ответила пчела.

ЦВЕТЫ ВЕСНЫ
Весна
Из-за гор, из-за морей
Мчится стая журавлей.
Ручейки в лесу поют.
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна —
Это я пришла — весна...
Тюльпаны
Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат.
Гвоздики
Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,
Стройные ножки,
Зеленые сапожки.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик:
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся,
Сарафанчик разлетелся.

Три бабочки
(игра-драматизация по мотивам венгерской сказки)
Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались.
Белая бабочка. Я так боюсь дождя.
Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать.
Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь.
В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки.
Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко.
Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что.
Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну.
В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил.
Красная бабочка. Что же нам делать?
Белая бабочка. Летим к лилии.
В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия.
Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем.
Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что.
Белая бабочка. Как же я брошу подруг?
Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки).
В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле.
Рассказы для чтения
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (По Соколову-Микитову)
В. Нарисуйте, дети, одуванчик. С чем сравнивают одуванчик?
Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. (По Ю.Дмитриеву)
лексическая тема
цветочная азбука с фото и стихами
загадки о цветах и карточки с цветами

Демонстрационный материал
карточки "Цветы" с названиями и заданием найти такой же цветок среди других
карточки Домана
"Цветы и деревья" тематический словарь в картинках с заданиями
карточки "Весенние цветы"
"Цветы" 16 карточек

мультфильм с музыкой Р. Шумана "Цветы" видео "Вальс цветов" Чайковского видео распускающиеся цветы под релаксирующую музыку

Игры - занятия
конспект в подготовительной группе "Ромашки"
конспект занятия "Летние цветы"
конспект занятия "Весенние цветы"

лабиринт "Растение в горшке"
рисуем по клеточкам василёк, ёлка, земляничка

прописи- обводилки-раскраски с загадками
по клеточкам "Василёк"
разрезные карточки- лото 2 для чтения и классификации, с названиями "Мир растений" (+ грибы, цветы и деревья) карточки- лото 1
настольная игра - бродилка "Цветики - цветочки"
развивающее лото "Растения"
лото "Азбука растений"
дид. игра "Необычные цветы"
дид.игра "Что где растёт"
дид. игра "Что лежит в лукошке?"
настольная игра - бродилка "Цветики- цветочки" и "В лесу"
"Соотнеси цветок с букетом"
Подвижные игры
Игра "Я садовником родился"
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме... тюльпана Названный цветок должен быстро откликнуться: - Ой! - Что с тобой? - Я Влюблен! - В кого? - В розу! Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Украинская народная игра "Мак"

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак, Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!—

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

С использованием вырезалки с яблоком и снежинкой
Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)
Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:
Эй, дружок, продай цветок.
Покупай…
Сколько дать тебе рублей?
«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим .

Русская народная игра "Первоцвет"

Занятие 1

Задачи: расширение и активизация словаря по теме; развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи; развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

Логопед дает образец длительного ротового выдоха, предваряя показ двустишием:

Тише дуй, ветерок,
Тише дуй на мой цветок.

Используются султанчики.

2.Уточнение лексики по теме

Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).
На столе у логопеда картинки с изображением отдельных цветов. Дети рассматривают картину, затем по одному подходят к столу, выбирают цветок и находят такой же на картине. Логопед дает название цветка.

3.Конструирование модели «Цветок» (из счетных палочек)

Дети показывают называемые логопедом отдельные части цветка:
Стебель, лепестки, листок
-Распустился наш цветок.

4.Дидактическая игра «Соберем цветы»

Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

Занятие 2

Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие длительного ротового выдоха; развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: сюжетные картинки («Девочка сажает цветы», «Мальчик поливает цвет! «Дети собирают цветы»); бумажные или искусственные цветы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши алые цветки Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стол
Распускают лепестки. Ладони разводятся.
Ветерок чуть дышит, Подуть на ладони.
Лепестки колышет. Руки покачиваются из стороны в сторону.
Наши алые цветки Ладони соединяются,
Закрывают лепестки. покачивание ладонями
Тихо засыпают, вперед и назад.
Головками качают.

2. Составление предложений по сюжетным картинкам (по образцу, данному логопедов

Девочка сажает цветы. Мальчик поливает цветы. Дети собирают цветы.
Самостоятельное составление (видоизменение путем замены подлежащего и/или дош нения) предложений по картинкам. Например: Катя сажает цветы. Ваня поливает тюльпаны. Девочки и мальчики собирают ромашки.

3. Игра «Понюхаем цветы»
Вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

4. Игра на координацию речи с движением

Дети имитируют движения в соответствии с текстом:
Мы лопатки взяли, клумбы раскопали -
Раз - два, раз - два. Клумбы раскопали.
Грабли в руки взяли, клумбы причесали -
Раз - два, раз - два. Клумбы причесали.
Семена рядами в землю мы бросали -
Раз - два, раз - два. Семена бросали.
Клумбы поливали,
Цветочки вырастали.
Дети приседают и медленно встают.

Занятие 3

Задачи: развитие фразовой речи, закрепление предметного словаря по теме; практическое усвоение использования существительных в дательном падеже; согласование прилагательного с существительным в роде; закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов (мака, одуванчика, ромашки, розы, василька, колокольчика), мозаика (по количеству детей).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дидактическая игра «Назови цветок»
Логопед выставляет картинки с изображением цветов, дети называют цветок и его цвет, например:
-Это красный мак.
-Это желтый одуванчик.
-Это белая ромашка.

2.Дидактическая игра «Угадай, про какой цветок я говорю»

Красный... (мак).
Белая... (ромашка).
Красная... (роза).
Синий... (василек, колокольчик).

3.Дидактическая игра «Собери и подари цветок»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением цветка, выкладывает его из
мозаики и повторяет за логопедом:
-Я цветочек смастерю, После маме подарю!
Дети проговаривают:
-Я буду делать красный мак (синий василек и т.п.). Предварительно обсуждается, кому можно подарить цветок.
-Я подарю красный мак маме (папе, бабушке, дедушке, тете, дяде...).

4. Подвижная игра "Цветы "

На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки, медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись. широко в стороны.
К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх,
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, руки соединить над головой.
В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны.

Занятие 4

Задачи: закрепление временных понятий; развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов; «развитие общей моторики и ориентации в пространстве.

Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, машка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, черная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

Ход занятия

1.Организационный момент

У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка
Например:
- Летом листья на деревьях зеленые, цветут цветы, жарко и люди купаются... У кого на картинке «лето»?
При помощи логопеда ребенок описывает приметы лета по своей картинке.

2.Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

Логопед по ходу рассказа выставляет картинки на фланелеграфе (мак, ромашка, бель одуванчик; черная полоска земли; красная, белая, желтая и черная бабочки).
- Летали четыре бабочки - красная, белая, желтая и черная. Вдруг они увидели, что летит большая птица. Красная бабочка села на мак, белая бабочка села на ромашку, желтая бабочка села на одуванчик, черная бабочка села на землю. Птица не заметила бабочек улетела.

Затем логопед беседует с детьми по содержанию рассказа.

3.Игра «Бабочки»

На полу разложены цветы (из цветного картона). У детей бабочки (из цветного картона). После произнесенного логопедом текста дети сажают своих бабочек на цветы соответствующего им цвета:
Бабочки летают, бабочки порхают,
На какой цветок им сесть - не знают.
Птица большая летит сюда, .
Бабочкам прятаться пора!

4.Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

Екатерина Арестова
Дидактическая игра «Цветы»

Дидактическая игра "Цветы ".

Цель : закреплять названия и внешние признаки цветов , развивать умение описывать растения двумя-тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление. Формировать представление о многолетних цветах и о цветах однолетниках . Закрепить умение ухаживать за растениями, воспитывать любовь к природе.

Ход игры:

Дети рассматривают цветы называют цвет , форму лепестка, их особенности, где растут, как собираются семена. Также можно составлять букет, составление с детьми загадок по картинкам о каждом из цветов .

Также можно использовать материал, для игры "Магазин цветов ".

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы , но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок . Например : «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие , красивые, нежные, фиолетового цвета ».

Публикации по теме:

Наконец-то с погожими деньками пришло теплое, солнечное лето. Наступила долгожданная пора летних отпусков. А это значит, что больше времени.

Дидактическая игра «Цветы и бабочка» Цель игры: Формирование умения выяснить, в какой из групп больше, меньше предмеов. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Возраст.

Доброго дня суток, дорогие коллеги! Сегодня, Вашему вниманию я представляю мастер класс изготовления дидактической игры для детей младшего.

Дидактическая игра «Красивые цветы»

Цель: формирование навыков количественного и порядкового счета. Задачи: - упражнять детей в количественном и порядковом счете, закрепить.

Дидактическая игра по познавательному развитию детей в младшей группе «Волшебные колечки» Цель: закрепить представления о четырех основных цветах, способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук. Дидактический.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Игра создана на основе уже неиспользуемых лазерных дисков, на которые нанесено изображение трех видов дидактических фигур. Фигуры изображены.

Цель: проверить закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу; развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку; прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отноше­ние к цветам.

Оборудование: комнатные цветы, букеты засушенных цветов. Таб­лица «Строение цветка». Табло с названием игр.

Ход урока

— Здравствуйте ребята. Мы с вами изучали одно из самых прекрасных созданий природы — цветок. Сегодняшний наш урок — игра, который мы начнем с Вами с загадок о цветах.

На воде увидел ты,

Это жители реки

На ночь прячут лепестки. , (Лилия водяная)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Кувшинки и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают (Липа)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черемуха)

Эй, звоночки,

Синий цвет –

С языком,

А звону нет. (Колокольчик)

На травинке Солнцем бьется,

С ветерком На небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи. (Ромашка)

Какой-то серенький букетик

Домой я утром принесла,

Другой пройдет, и не заметит,

Ни дать ни взять — одна метла.

В стакан из любопытства ткнула

С холодной ключевой водой.

Под вечер на него взглянула…

А мой букетик-то живой! (Багульник)

Будто нарисован мелом,

Из-под снега, наконец

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец! (Подснежник)

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а те­перь давайте поиграем в игры.

Игра «Догадайся»

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих мес­тах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.

(Котцев — воздымниейни урокчонейны пегбо.)

Ответ: цветок - видоизмененный укороченный побег.

Игра «Три ноты»

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.

(Цветоодкре — ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.)

Ответ: Цветок - орган семенного размножения.

Игра «Цветок»

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, что­бы получились названия частей цветка.

1. —вяз — Завязь
2. Л-п-ст -к Лепесток
3. Лобикст Столбик
4. нож — Цветоножка
5. Чеклитос Листочек
6. Китпес Пестик
7. Ок — л- цв- тн — к Околоцветник
8. — — чин — — Тычинка
9. П-льн-к Пыльник
10. Кичвен Венчик
11. Ч- ш- DK- Чашечка

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее. Укажите признаки сходства двух оставшихся растений. Яблоня, вишня, шалфей Шалфей, капуста, горох

Игра «Найдите родственников»

Распределите растения по сходным признакам цветов: кукуруза, ива, огурец, конопля, тополь, тыква

Игра «Угадай»

Выбери правильный ответ:

1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это цветки… .

а) голые; б) правильные; в) обоеполые

2.У некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки. Такие
цветки называют…

а) правильными; б) раздельнополыми; в) неправильными

3. Роза имеет околоцветник…

а) простой; б) двойной; в) тройной.

4. Лилия имеет околоцветник…

а) двойной; б) сложный; в) простой.

5. Цветки ясеня не имеют околоцветника, их называют…
а) голыми; б) пестичными; в) тычиночными.

6. Цветки капусты называют…

а) правильными; б) обоеполыми; в) раздельнополыми.

7. Цветки гороха называют …

а) голыми; б) пестичными; в) неправильными.

8. Огурцы называют растениями…

а) однодомными; б) двудомными; в) тредомными.

9. Иву называют растением…

а) двудомным; б) тредомным; в) однодомным.

Учитель. Некоторые цветы, занесенные в Красную книгу, могут встретиться нам в лесу или в поле. Чтобы охранять и не повредить их, та­кие цветы нужно хорошо знать в «лицо». А вы знаете охраняемые цветы нашей Родины? Попробуем определить их, используя хорошо известную вам игру «Крестики — нолики».

Найдите выигрышный путь на таблице, определив цветы, занесенные в Красную книгу.

РОЗА ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ ГЛАДИОЛУС

ПРОСТРЕЛ КУПАЛЬНИЦА ХРИЗАНТЕМА

ЛИЛИЯ КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ КУВШИНКА БЕЛАЯ

Учитель. Вспомните, не эти ли цветы еще совсем недавно украшали ваши букеты. Берегите их, не собирайте сами и не позволяйте собирать другим людям.

А теперь проведем с вами викторину, в которой вам предлагаются вопросы на смекалку.

1.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний)

2.Какая часть цветка состоит из двух предлогов и пресноводной ры­бы семейства карповых? (Завязь — предлоги: за, в, рыба-язь)

3.Какая часть цветка начинается с местоимения? (Тычинка)

4.Какая главная часть цветка иногда может «лаять»? (Пестик)

5.Какая удлиненная часть пестика, хотя и частично, может находить­ся на кухне? (Столбик)

6.Какие названия части цветка включают названия животных? (пес­тик, лепесток, чашелистик, листочек)

7.Какой самый распространенный цветок постоянно твердит про се­бя, что он состоит из 2 -х одинаковых названий реки? (Лилия)

8.В состав какой части пестика входит название дерева? {Завязь -дерево - вяз)

9.Какая часть цветка может «резать»? (Цветоножка)

10.Какие части тычинки «поднимают» пыль? (Пыльник, пыльца)

11.Какая часть цветка начинается с города, расположенного в Океа­нии? (Венчик — город Be)

12.Вставкой только одной буквы превратите связку веток, прутьев, сухих длинных стеблей в часть цветка. (Веник — венчик)

13.Какая удлиненная часть пестика является текстом, цифрами, на­писанными в виде столбца? (Столбик)

14.Какой орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пести­ка и тычинок частично может быть местом, где токуют птицы? (Цветок)

15.Какой составной элемент чашечки цветка частично является ор­ганом воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой зеленой пластинки? (Чашелистик)

16.Превратите орган размножения, зерно в часть завязи пестика цветка (семя - семязачаток)

17.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично может быть правильным многогранником, имеющим шесть граней? (Кубышка желтая)

Игра «Путаница»

В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вер­нуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке:

1.Цветочек, чтобы маленький, жить, и, нужно, свобода, солнце. (Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек)

2.Планеты, нашей, цветам, любым, к, бережно, относиться. (Бе­режно относиться к любым цветам нашей планеты)

4.Растения, жизни, с, вами, нашей, залог, и, земле, на, жизни, источ­ник. (Растения — источник жизни на земле и залог нашей с вами жизни)

5.Цветы, кто, тот, выращивает, радость, и, людям, себе, приносит. (Тот кто выращивает цветы приносит радость и себе и людям)

Учитель. А теперь первая группа учеников решает кроссворд «Знае­те ли вы строение цветка?»; вторая — чайнворд «Цветы»; третья — голово­ломку «Надо подумать»; четвертая — кроссворд «Ботаника»

Кроссворд «Знаете ли вы строение цветка?»

1.Совокупность чашечки и венчика (околоцветник).

3.Расширенная осевая часть цветка (цветоложе)

4.Часть стебля, на котором расположен цветок (цветоножка)

5.Мужской орган цветка, содержащий пыльцу (тычинка)

7.Верхняя часть тычинка цветка, содержащая пыльцу (пыльник)

8.Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь)

9.Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков (венчик)

10.Женский орган цветка, из которого образуется плод после опло­дотворения пыльцой (пестик)

11.Составная часть чашечки цветка (чашелистик)

Ключевое слово: колокольчик

Чайнворд «Цветы»

1.Внутренние листочки цветка (венчик)

2.Венчик розовый или темно- красный (клевер)

3.Верхняя часть пестика (рыльце)

4.Кустарник семейства розоцветных (ежевика)

5.Цветки одиночные, золотисто — желтые (адонис)

6.Удлиненная часть пестика (столбик)

7.Цветки мелко розовые (кишнец)

8.Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

9.Цветки бледно — желтые, мелкие (астрагал)

10.Составной элемент венчика цветка (лепесток)

11.Южное растение с видоизмененными листьями колючками (кактус)

12.Часть завязи пестика цветка (семязачаток)

13.Мелкие, желтые цветки, собранные пучками (кизил)

Головоломка «Надо подумать»

В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «К».

1. Околоцветник. 2. Чашелистик. 3. Лепесток. 4. Столбик. 5. Пыльник. 6. Пестик. 7. Венчик. 8. Листочек. 9. Семязачаток.

Кроссворд «Ботаника»

1.Верхняя расширенная часть пестика, управляющая пыльцой (рыльце).

2.Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (Цве­толоже).

3.Часть цветка, несущая семяпочки (Пестик).

4.Удлиненная часть пестика (Столбик).

5.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник).

6.Наружные листочки цветка (Чашечка).
Ключевое слово — цветок.

Учитель. А теперь, ученики нашего класса расскажут нам о значе­нии цветов.

1-й ученик. Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в

них иногда кладут лепестки настурции или ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои.

В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг. Лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов.

Восхитительные духи получаются из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане, у побережья Мадагаскара, поэтому остров получил название «бла­гоуханный остров».

2-й ученик. Цветы могут быть символами могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с 10 века, с 12 века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было «также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевст­вом лилий.

Учитель. Ребята, наш интересный урок — игра подошел к концу, Вы молодцы!

Интеллектуальная игра "Полевые цветы" для начальной школы

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание материала: Данный материал предназначен для использования во внеурочной деятельности по данной теме в начальной школе.В игре каждый учащийся отвечает на вопросы самостоятельно, получает жетон за правильный ответ. Победитель тот, кто набирает больше жетонов.
Цель: Проверка знаний по данной теме.
Задачи:
-учить распознавать полевые цветы от садовых, лесных цветов.
-углублять знания детей о названии всех цветов.
-активизировать словарь учащихся
-развивать познавательную активность и творческое воображение детей.
-воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Ведущий
Полевые цветы
Ольга Колова
Есть особая прелесть в цветах полевых –
Васильках, колокольчиках, в той же ромашке...
Вот она словно солнышко в белой рубашке,
Все кивает головкою нам из травы.

Всей бескрайностью манит волнистая рожь.
Меж нее свою синь поразбрызгало небо.
Нежной синей ресничкой мигают из хлеба
Васильки: «Не грусти, когда мимо идешь!»

Над лугами медовый плывет аромат –
Щедро клевер повсюду рассыпало лето.
И мелькают в траве, словно блики рассвета,
Те душистые шарики, радуя взгляд.

Зачаруют тебя полевые цветы.
Пусть на клумбах в садах есть и краше букеты –
Лишь в лугах ты услышишь мелодию лета
Удивительной нежности и чистоты.

Все печали прогнав, расплескаться б душой
В светлом море цветов, безмятежно-бескрайнем,
И хотя бы на миг прикоснуться к большой,
Исцеляющей душу божественной тайне.
1 задание "Решите кроссворд"



1.
На полянах, вдоль дороги,
На сухих местах отлогих,
Там, где солнце ярко светит
Прорастает этот цветик.

Крепкий корень, стебель сильный,
И на нём цветов обилье.
Каждый – пуговкой головка.
К стебельку пришиты, ловко.

Солнце цветик одарило,
Жёлтой краской окропило.
Листья парно встали в строй,
Подравнялись меж собой.

Так похожи на рябинку!
(Посмотрите на картинку)
Запах, камфорно-каштанный.
Ароматный..., но обманный.

Пчёлки, бабочки, стрекозы
Прочь летят, как от угрозы.
Мухи, мошки не садятся.
Все в беду попасть боятся.

Но в быту - цветок наш друг:
Истребит в квартире мух,
Тараканов, моль, клопов,
Комаров и прочих блох.


(ответ: пижма)
В медицине он – полезен,
Много вылечит болезней.
Рвать в букет его не надо –
Слишком много в Пижме яда.
2.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (……?)
(ответ: ромашки)


3.
Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,

А звону нет!
(ответ: колокольчик)
С. Лосева
Колокольчик зазвенел,
Свою песенку запел:
«Динь-динь, динь-динь:
На дворе – неба синь,
Солнце яркое,
Красное, жаркое!
Вылетайте, мошки!
Выползайте, блошки!


4.
Мой цветок бывает разным –
Белым, розовым и красным.
Шапки крупные соцветий
Знают взрослые и дети.
А ещё меня все тут
"Журавлиный нос” зовут.
(ответ: герань)
Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.


5.
Вкусной кашки полон луг,
Кашку ту не ест мой друг,
Да и я её не ем:
Можно есть её не всем.

Вот корова тёти Маши
Очень любит эту кашу
И, когда её жуёт,
Молоко вкусней даёт.

Разным кашки цвет бывает.
Поле словно оживает.
Ей по нраву юг и север.
Кашка та зовётся…(…....?)
(ответ: клевер)


Раз, два, три... Присесть пониже.
Раз, два, три... Трава все ближе.
Раз, два, три... Где юг, где север?
Только клевер, клевер, клевер.

Зелень - море луговое.
Лепестки всегда по трое!
Я надеюсь, я считаю,
Все мечтаю, таю, таю...

Раз, два, три... А нрав упертый.
Лепесток ищу четвертый.
Может, спрятался он низко?
Счастье близко, близко, близко...

Раз, два, три... Сдаваться рано.
Раз, два, три... Я не устану!
Глаз острее, руки шире...
Раз, два, три... Ура! Четыре!
6.
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
(ответ: тысячелистник)


Алёна Полетаева
Цветков корзинка на стебле,
Однажды повстречалась мне.
А листиков мохнатых – тьма!
Зачем, не приложу ума?!

Тысячелистник здесь растёт,
Цветами мелкими цветёт!
Да, бабушка всегда права…
- Полезна эта, чем трава?
Чтоб тыщу лет нам не тужить?!
- Да нет, до ста, хотя б дожить!
7.
Березе белоствольной я младшая сестра.
Цвету я на заборе у каждого двора.
Ползу я по забору, ползу я по стене...
А в огородах что-то совсем не рады мне!
(ответ: березка)


8.
Те, кто со мною незнаком
Меня считают васильком.
Но все же, кто меня узнает?
Мой корень кофе заменяет.
(Ответ:цикорий)


Цветет цикорий. На зеленом
С утра видны его цветки.
Как будто голубым узором
На поле вышиты платки.

Синь неба в том узоре дивном,
Как обновленье по весне.
Шагаю вдоль метелок длинных
Как в сказке, как в красивом сне.

Не выдержав яркого солнца,
Вдруг в полдень закрылись для сна,
А утром встречает нас молча
Тех звёздочек голубизна.
9.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми...
(ответ: гвоздиками)


10.
Я не охотник, не злодей,
Я сам готов лечить людей,
Меня же вдруг назвали так,
Что будто я зверям всем враг!
Пришло же в голову людей,
Что я - убийца всех зверей!
Неправда это! Всё не так!
Я - друг живущим, а не враг!

Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? –зверобой

Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...
(ответ: зверобой)


11.
Звать его нам нечего,
Он и сам придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем залитой
Цветик золотой.
(ответ: лютик)


12.
Горькая цветок-травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(ответ: полынь)


Проверка


2 задание Угадай цветок по описанию





Ответы: василёк, лютик, березка,ромашка, клевер, одуванчик, фиалка)
3 задание Ребусы



(ответ: клевер)


(ответ: гвоздика)


(ответ:василёк)


(ответ: цикорий)
4 задание Вопросы- шутки