Детская жадность. Как научить ребенка делиться игрушками? Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в обществе других людей

Как же приятно вспоминать то, как буквально недавно Ваш кроха был послушным и покладистым, а сейчас почему то стал упрямым, вредным и совсем неуступчивым? Малыш отказывается делиться своими игрушками с другими? Такие проявления выглядят не совсем красиво, и нам немножко стыдно за своего ребенка. Неужели это жадность и как в этих случаях поступать нам родителям?

Первый возрастной кризис у ребенка приходится на возраст от 3 до 4 лет. Малыш осознает уже, что он личность. Начинают появляться такие фразы, как «я все сделаю сам», и что-то вроде «я» или «мое». Кроха усердно начинает отстаивать свое мнение и все то, что ему дорого. А что ребенок имеет в это время? Игрушки играют огромное значение в развитии малыша, в становлении его мира, и особенно самые любимые! Но стоит знать, что жадность жадности – не пара, ребенок может просто не делиться конфетами, или же – начинать забирать вещи у других детей из-за своей избалованности и эгоизма.

Как быть родителям?

В наши дни мамы и папы очень заняты и просто не успевают уделять достаточно времени для воспитания ребенка. В таких случаях подарки становятся для малышей обычным утешением, проявлением внимания и заботы. Тогда бороться с жадностью – бессмысленно, проблема разрешится сама собой, когда родители начнут уделять достаточно времени.

В других ситуациях, жадность может проявиться из-за каких либо лидерских качеств, когда ребенок отказывается делиться игрушками и хочет показать, что он «главный».

Если твой малыш проявляет жадность, рекомендуем просто сесть и поговорить с ним, попытаться предложить ему поменяться с другим ребенком игрушкой. Ребенку также необходимо чувствовать, что у него есть полное право на свои вещи, что любое решение остается за ним. Очень важно, чтобы в семье ребенок видел положительные примеры.

Перед тем, как выйти на прогулку, или же перед приходом гостей, обсуди со своим чадом, какими игрушками он хочет играть со своими друзьями. Новые и любимые его игрушки просто отложи в сторону, чтобы они не стали «яблоком раздора».

>

Психологи в один голос твердят, что характер человека начинает складываться еще в первые месяцы после рождения. Иначе почему одни груднички спокойные, а другие любят покапризничать? Третьи так вообще любыми методами стремятся оказаться в центре внимание взрослых, причем не только родителей, но и всего окружения?

И если о разности характеров своих деток мамы могут говорить часами, то по поводу такого нелицеприятной черты, как жадность мнения сходятся. Неужели это какой-то неотъемлемый этап в развитии личности, который надо постараться просто пережить? Или, наоборот, не стоит пускать дело на самотек, а попытаться ненавязчиво, но твердо приучать ребенка быть щедрым?

Собственнические инстинкты

Материальные ценности малышей – это, в основном, сладости и игрушки. Ни тем, ни другим делиться с кем-либо очень не хочется. Глазки ребенка, еще не обученного азам счета, уже видят, что две конфетки на ладошке смотрятся лучше, чем одна. А уж видеть то, как другой кроха держит в руках «мою» любимую игрушку, это же вообще, никуда не годиться. В ход идут истерики даже кулачные бои – в борьбе за единоличное обладание своей вещью все средства хороши.

Где-то в районе двух лет у маленького человечка уже закладываются такие базовые черты характера, как прижимистость и щедрость. Так что если не хотите неприятного развития событий в будущем, постарайтесь не упустить время. Чтобы жадность не вошла у ребенка в привычку, важно действовать. А наши рекомендации вам в этом смогут помочь. Только не забудьте, что как и в любом другом процессе воспитания, очень важна деликатность.

Не заставляйте!

Объясняйте!

Ненавязчиво доносите до ребенка то, что дружба – это счастье и радость и что ее основой является взаимная доброта. Пойдите на маленькую хитрость – попросите у крохи его любимого мишку на время, а взамен предложите поиграть ему с какой-то вашей вещью. Так чадо на наглядном примере сможет узнать о выгоде и пользе временного «бартера».

Играйте!

Игра для ребенка – это не столько способ проведения досуга, сколько важное обучающее занятие, через которое любая информация усваивается им лучше. Поиграйте с малышом в «щедрость». Вручите ему пакетик с конфетами и предложите организовать чаепитие для членов семьи. Расставьте чашки, рассадите «гостей» и предложите одарить каждого сладостями. Если кроха начнет жадничать, объясните, что так поступать некрасиво. Приведите пример, как было бы обидно ему, если бы папа не поделился с ним конфетами (это тоже можно представить наглядно, дав папе сладости и попросив его немножко «пожадничать»).

Подавайте пример!

Если в вашем семействе заведено такое, что близкие люди «зимой друг у друга снега не могут выпросить», то какой щедрости вы ждете от подрастающего поколения? К примеру, папа во всеуслышание заявляет, что хочет купить Hyundai Elantra, но маме даже не даст покататься, потому что это будет ЕГО машина и точка. Ребенок-то все слышит и понимает! Так что прежде чем формировать правильные качества характера у своего малыша, внимательно посмотрите на себя со стороны. Это касается не только отсутствия жадности, но и наличия отзывчивости, стремления помочь, сочувствия, любви…

Будьте строги, но в меру!

Если между малышами разгорелся нешуточный конфликт из-за игрушки и права ею играть, нужно вмешаться. В идеале попросту заберите предмет спора и объясните, что вы не отдадите ее до тех пор, пока ребята не помирятся и не научатся делиться. Как показывает практика родителей маленьких жадин, метод действует безотказно – детки, поразмыслив, поймут, что лучше уж на время уступить игрушку, чем вовсе ее лишиться.

Отправляясь в гости к семье, где есть ребенок, не забывайте захватить любимые вещицы своего малыша. В противном случае, у юного хозяина дома возникнет смутное подозрение, что гость-то пришел на все готовенькое. А так у детей возникнет желание поиграть в игрушки друг друга, и вопрос «дам-не дам» быстро решится сам собой.

Будьте понимающими!

Если у крохи есть самая любимая игрушка, с которой он никогда не расстается – уважайте это чувство привязанности. Быть может, сейчас вам кажется это глупым, но вспомните, у вас давным-давно тоже была какая-то вещь, без которой вы не мыслили себя. Так что иметь «неприкасаемые» игрушки (не больше трех, конечно) – это право вашего малыша, и не вам его нарушать. Зато защитить привязанности чада вы должны – помогите ему спрятать их до прихода в гости других детей и объясните, почему вещи лучше оставить дома, когда направляетесь в садик.

Специально для BebiKlad: Лиза Глум

В нашей культуре жадность всегда считалась пороком и осуждалась и в народных сказках и в отечественной литературе. Посмотрите внимательно на своего ребенка. Охотно ли он делиться своими вещами с другими. Любит ли дарить подарки. Ведь жадность лучше искоренить в самом раннем детстве.

До 3 лет ребенку сложно отдать свое, но поменяться он уже вполне может. Учите его этому. Объясните малышу, что это твоя вещь, это чужая, поощряйте и хвалите, если он отдает свою вещь поиграть другому. Здесь важно показать, что быть не жадным это хорошо.

С маленькими детьми, это должно быть очень наглядно. Договориться, поменяться и это интересно!!! Обязательно показывайте ребенку, что если ты чем то делишься, то и с тобой обязательно поделятся. И через такие игры и взаимодействие с другими детьми, ребенок бессознательно принимает правила поведения.

Итак, мы разобрали здоровое чувство собственности, чувство свое-чужое. Родители же должны обеспокоиться, если замечают переход к нездоровому чувству – к жадности.

И если у ребенка, старше 4 лет, вы заметили эту наклонность, подумайте, как это можно исправить.

Вот правила общения с ребенком, который склонен к жадности:

1. Никогда не называйте малыша жадиной.

2. Не нужно постоянно ругать ребенка за жадность. Этим ситуацию не исправишь, а только усугубишь.

3. Не оставляйте без внимания любое проявление его доброты и щедрости. Хвалите ребенка и одобряйте такие поступки.

5. Попытайтесь проанализировать и понять истинную причину жадности. Ведь жадность может быть сигналом какого-то внутреннего неблагополучия. И тут причины могут быть самые разные. Например, ревность к младшему брату или сестре. Не делится своими игрушками и отбирает их, чтобы как то досадить младшему, привлечь мамино внимание.

Еще одна частая причина, это когда ребенок недополучает внимания со стороны родителей. Он испытывает состояние брошенности и тогда он может замещать это чувство своей чрезмерной привязанностью к вещам.

6. Посмотрите в первую очередь на себя. И проанализируйте поведение взрослых членов семьи. Может быть, ребенок копирует чье-то поведение. Может быть, он видит чрезмерное накопление, акцент на материальных ценностях в вашей семье.

7. Помните жадность можно преодолеть собственным примером. Полезно вместе с детьми готовить для кого то подарки. Что-то сделать своими руками или оформить подарки как-то по-особенному. Здесь обязательно обсудите с ребенком, как обрадуется этот человек его подарку, как должно быть ему будет приятно получить его.

8. Один раз в год можно собирать игрушки для детей из детских домов или для малоимущих семей, где у деток может быть нет таких замечательных игрушек.

9. Осуждать жадность можно и на примере героев мультфильмов и книг. Обсудите с ребенком поведение героя, спросите его, правильно ли он поступил в том или ином случае.

И помните слова итальянского поэта Франческо Петрарка, который еще в 14 веке сказал: «Жадный всегда беден»

«Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком. Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка.»

Ольга Первиненко

Как научить ребенка делиться игрушками? Детская жадность.

В наш адрес от читательницы поступила заявка следующего содержания: «если детки между собой жадничают… "это мое", "нет, это мое" и не дают друг другу играться, забирают игрушки… что делать в такой ситуации?» . Поэтому сегодня мы говорим о детской жадности и о том, как научить ребенка делиться игрушками с другими детьми.

Банальная ситуация в песочнице. Несколько милых карапузов играют в песочек. Ваш малыш присоединяется к ним и начинает забирать ведерко, совочек или другие игрушки у другого ребенка. Никто не хочет уступать… плач и обиженного, и захватчика…

Мамы, наблюдающие такую картину, особенно если она повторяется достаточно часто, в панике задаются вопросом: «Мой ребенок - жадина?». «А если он ударит кого-нибудь маленького…», «а что люди подумают…», «…». И страх очередного террора в песочнице не дает спокойно спать…

Как быть с детской жадностью?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся вначале, откуда эта самая жадность детская берется.

С детской жадностью большинство родителей сталкиваются, когда ребенок достигает возраста 1,5 - 2 лет. До сих пор спокойный и уравновешенный малыш без задумчивости отдавал свои игрушки. Что же произошло с ребенком?

Возраст 1,5 - 2 года - это начальный период развития самосознания ребенка, его самостоятельности, собственного достоинства и т.д. С года начинается психологическое отделение ребенка от матери, теперь малыш понимает, что он самостоятельное существо. Ко второму году появляется представление, что есть «моё».

Теперь представьте себя на месте ребенка - у Вас есть любимые «игрушки» (телефон, косметика, духи, компьютер, пульт от телевизора) или не очень любимые… Но Ваши же! А потом представьте, что кто-то приходит и говорит: «А пускай твоим телефоном попользуется Маша. Она ведь только поиграет и отдаст». Ну и какова будет Ваша реакция?

Детская жадность - это классическое проявление детского эгоцентризма. Ребенок в возрасте 2-3 лет (по данным психологов до 6-7) ориентирован прежде всего на себя, свои желания, потребности и интересы. Встать на точку зрения другого человека, увидеть со стороны малыш не способен.

Поэтому детская жадность - это отстаивание своих законных (с точки зрения ребенка) интересов: «игрушка интересная - я взял». А если это «моя игрушка, моя мама, мой стульчик», то почему я должен кому-то это отдавать?! Вот такая детская философия.

Философия мамы еще более противоречива. В ситуации детской жадности проблема заключается не в ребенке, а в родителях. Именно им неудобно, стыдно за своего ребенка, ей хочется оправдать малыша или оправдаться самой за якобы неправильное поведение малыша.

Из всех типов реакций мамы можно выделить две: ребенок ДОЛЖЕН делиться или ребенок МОЖЕТ делиться. В первом случае Вы отбираете игрушки и отдаете их чужим детям, предлагаете игрушки от своего лица, ругаете и шлепаете своего ребенка. Тут Вы прогибаетесь перед сообществом песочнице, показывая, что Вы «занимаетесь воспитанием» своего ребенка.

Во втором случае - Вы как бы разрешаете ребенку, даете ему право выбора «обмен - отобрать - отдать». И учите ребенка делиться игрушками. В этом случае Вы учитесь противостоять «давлению иллюзорного большинства песочницы» и отстаивать право быть собой.

Детская жадность - это не плохо, с этим не надо бороться, как со вселенским злом. Нужно научить ребенка делиться игрушками. Как?

«Мы делили апельсин, много нас, а он один...»

Как научить ребенка делиться игрушками преодолев детскую жадность?

Во-первых, для преодоления детской жадности, не сердитесь и не ругайтесь, не навешивайте ярлыка «жадина», не стыдите и не обзывайте. Сто случаев жадности оставьте без внимания и осуждения, один случай щедрости расхваливайте на все лады.

Во-вторых, для преодоления детской жадности, ни в коем случае не отбирайте игрушку у своего ребенка и не отдавайте её другому малышу. Такой жест Ваш ребенок может расценить, как «мама любит его больше, чем меня». Это подрывает доверие к Вам!

В-четвертых, для преодоления детской жадности, научить ребенка делиться игрушками проще через идею обмена. Малыш делится своей игрушкой не навсегда, а на время; взамен можно поиграть чужой игрушкой.

Если самых любимых и дорогих игрушек жалко для обмена, постарайтесь не брать их на прогулку. Например, потому что они испачкаются или простудились и их надо поберечь.

В-пятых, для преодоления детской жадности, научить ребенка делиться игрушками можно в игровой ситуации. В игре ситуации, где герои делятся, смоделировать проще и интереснее. Учите проявлять заботу о других, например, накормить и уложить спать кукол. Об этом можно прочитать и в книге .

Итак, пока ребенку нет 2 - 2,5 лет, позволяйте ему защищать свои игрушки, придерживайтесь стратегии «он может отдать, если захочет». Тем самым развивается умения отстаивать свои интересы и говорить «нет». Помните, что придерживаясь этих нехитрых правил, к возрасту 3 -5 лет умение делиться вернется к ребенку.

Иногда родители могут личным примером или неверными поступками дать малышу пример для подражания и научить его жадничать, а потом рассказывать всем, что их ребёнок ни с кем не хочет делиться.

Не нужно смущаться и краснеть, видя детскую жадность вашего ребенка – необходимо правильно воспитывать детей, учить их понимать, что такое собственность, а также то, что ею можно делиться, получая от этого удовольствие.

Проявление детской жадности

Первые проявления жадности у детей могут наблюдаться в возрасте двух лет, это связано с тем, что малыши до трех лет еще не умеют делиться, а значит, конфликтов на этой почве не избежать. В возрасте 2-3 лет ребенок уже начинает осознавать, что есть «чужие» и «свои» вещи, которые становятся некой частичкой малыша, его собственным продолжением.
Малыш может не хотеть делиться, потому что ему не нравится человек или настолько дорога игрушка, что он попросту не в состоянии с ней расстаться. Посудите сами: у взрослых ведь тоже есть вещи, которые они не хотят одалживать даже самым близким друзьям.
Маленький ребенок еще не в состоянии осознать, что он отдает игрушки не навсегда, а только на время. Кроме того, малыш не может отыскать ответ на вопрос, почему он должен просто так отдавать чужому ребенку свою любимую игрушку. Родители в процессе воспитания детей должны научить ребенка делиться, доступно объяснив необходимость этого.

Как научить ребенка делиться

1. Первое, что необходимо сделать родителям – рассказать правила очередности: сначала полчаса игрушкой поиграет соседский Витя, а после этого – Вася. Однако у трехлетних деток еще не сформировано понятие времени, поэтому можно использовать звуковой сигнал.
Установите таймер, который буде играть мелодию каждые полчаса, что будет означать, что наступила пора передать игрушку другому ребенку. Время ожидания игрушки можно заполнить каким-нибудь не менее интересным занятием.
2. Важно рассказывать ребенку сказки, в которых высмеивают жадин, вместе посмотрите мультфильмы, в которых герои учатся делиться с другими. Также вспомните или придумайте истории о «хороших детках», которые любят делиться своими вещами – на малышей прекрасно действуют чужие примеры.
3. Родители также не должны забывать о соблюдении установленных правил: продемонстрируйте ребенку, что мама делится с папой бутербродом, а он искренне рад этому и благодарен ей.
Если ваша подруга пришла одолжить книгу, покажите малышу, насколько ей приятно, что мама делится своей вещью. Как известно, личный пример – это наилучший урок для вашего малыша.


4. В некоторых случаях стоит избегать конфликтных ситуаций, связанных с детской жадностью, чем делать из нее скандал или превращать в целый урок нравоучений. Поэтому лучше не брать с собой в песочницу любимые или новые игрушки, которыми малыш не согласится делиться никогда в жизни.
5. Мамы и папа должны научить ребенка идти на уступки, при этом условиться, что если вы даете кому-то поиграть мячом, взамен ваш ребенок может одолжить соседскую машинку. Не стоит также забывать, что у малыша все равно должно быть что-то личное – вещь, которой он не обязан ни с кем делиться, только в таком случае он будет уважительно относиться к собственности других детей.
С точки зрения психологии, проявление детской жадности у ребенка говорит о пробелах в родительском воспитании – это не врожденное чувство, а значит, мама и папа должны научить малыша быть щедрым. Если вы сумеете привить ребенку разумное поведению в общении с окружающими, он осознает, что делиться своими вещами гораздо приятнее, чем заслужить репутацию жадины в коллективе.