Дети-погодки: трудности и проблемы, как справится одной. Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте

Каждая девушка мечтает о семье. И вот случатся чудо – она выходит замуж, и у неё появляется малыш. И всё бы ничего, но спустя год рождается второй ребёнок. Мама в недоумении: как справиться с двумя малышами? Как воспитывать детей погодок?

Помощь папы в семье

Ясное дело, что для начала молодой мамочке необходимо справиться со стрессом, ведь дети-погодки отнимают всё её время.

И тут на помощь придёт папа. Хоть он и остался единственным добытчиком в семье пока мама в декрете, но его помощь примется с огромной радостью. Пусть это будут даже небольшие мелочи как мытьё посуды или уборка комнат, но супруге станет от этого только радостнее. А если ритуалом станет купание малышей папой, то такой поступок будет супруге высшей наградой.

Пока малыши ещё маленькие трудности касаются только бытовой стороны, но став дошколятами мама пугается, как развивать и воспитывать детей-погодок. Ведь ими считаются не только дети с разницей год, но даже к этой категории относят детей с разницей и два года.

Воспитание старшего и младшего малыша

Чаще всего старшему малышу исполняется год-полтора, и в семье появляется ребёнок младший. В этот период один малыш уже активно ходит и пытается познавать мир с помощью разнообразных вещей, гаджетов, которые родители всё время прячут. Все попытки взять запрещённый предмет заканчиваются громким рёвом. А в комнате в это же время плачет младший. Этот период самый тяжёлый в жизни родителей, ведь оба малыша хотят внимания мамы и папы.

Главное, не отчаиваться и соблюдать несколько принципов. Постараться так вести режим детей, чтоб он максимально совпадал у обоих. Это касается сна и прогулок. Постараться до появления младшего познакомить старшего с тарелкой и ложкой. Пока малыш подрастёт, старший научится самостоятельно есть. Это же касается и сна. Пробовать укладывать старшего в свою кровать если до этого он спал с родителями. Пусть в этот процесс подключатся и папа, тогда всё пройдёт спокойнее и проще. И не забывать о внимании к старшему. Играйте вместе, веселитесь, читайте книжки и разговаривайте, тогда ребёнок не будет одиноким.

Родительская любовь к обоим деткам погодкам

Когда наступает период с года до четырёх лет, в нём тоже присутствуют подводные камни. В это время дети уже достаточно подросли и оба интересуются окружающим миром. Именно в это период перед родителями стоит непростая задача – предотвратить дух соперничества у детей и создать каждому собственное пространство. Проявлять родительскую любовь необходимо к обоим детям и даже на ночёвку к бабушке отправляться должны оба или же никто. Таким образом, дети не будут чувствовать, что выделяют кого-то особенного.

Видео. Дети погодки, мнение молодой мамы.

И немного о личном пространстве малышей. Это очень важный момент этого периода. У каждого малыша должна быть собственная одежда, личные вещи и игрушки. Нарушение же этого правила приведёт к драке. Может быть, иной раз придётся покупать обоим одинаковые игрушки если ссора не может разрешиться.

В этот отрезок времени старшего малыша стараются отдать в . Это значительно облегчит быт маме, но, к сожалению, ранит чувства старшего малыша. Он в это время может ощутить себя никому ненужным, а потом и неприязнь к младшему брату или сестре. Если адаптация к садику происходит очень тяжело, то стоить повременить и уже отправить в детский сад обоих детей.

И всё же эти возрастные рамки самые продуктивные в плане развития детей. Старший впитывает в себя новые знания, а младший тянется за ним и открывает для себя неизведанный мир. А если молодые родители достаточно внимательны и мудры, то моменты дискомфорта пройдут легко.

Развитие ребенка дошкольного и младший школьный возраст

Следующий этап – это дошкольный возраст и младший школьный. В это время, когда старшему семь, а младшему пять, сравниваются грани психологического развития погодок, иногда тяжело разобраться кто же из них на самом деле старше. В этот период дети срастаются в дружную команду. Они чувствуют себя близкими друзьями, ведь у них много общего: игры, увлечения, интересы.

В это время родителям необходимо не допустить грубейшую ошибку: не воспринимать абсолютно разных детей, как близнецов с одинаковыми желаниями. Каждый ребёнок в силу своего возраста индивидуальность, а таланты каждого должны быть приняты с особым вниманием. К младшему же не стоит завышать требования. Всему своё время. Не навязывайте ребятам одинаковые секции и игры, пусть каждый выберет для себя что-нибудь интересное.

И самый тонкий момент этого возраста: стоит ли их отдавать в школу вмести. Ответ прост – всё зависит от развития детей. Стоит заранее обдумать ситуацию помещения детей в один класс. Младший ребёнок может не успевать за нагрузкой, а старший может плохо чувствовать себя старшим среди всех. Преимущества поступления в школу с разницей в год заключаются в привыкании старшего к школе и его помощи с уроками младшему. Но всё же вопрос о школе решается строго индивидуально.

Вырастить детей-погодок процесс сложный, но если к нему добавить много искренней любви, то такая семья станет прекрасным примером для многих семей.

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Дети – цветы жизни. Хорошо, когда в семье есть один ребенок, но если их двое, и их разница в возрасте год, еще лучше.

Казалось бы, дети погодки какие трудности и проблемы могут быть, если у них разница всего год, и их вкусы вроде как должны сходится, но не тут было.

Появление в семье малыша – радость и хлопоты родителей. Дети-погодки, охотно общаются друг с другом, старший заботится о младшем, тем самым помогая маме.

Но тем не менее, существует ряд определенных проблем и трудностей, связанных с их воспитанием.

Бывает такое, что старший ребенок, со временем начинает ревновать своего младшего брата или сестру к родителям.

И это абсолютно понятно, ведь мамина чуткость прикована в основном к младшему, так как ему на данном этапе необходимо немного больше внимания и ласки со стороны родителей.

Чтобы избежать такого казуса, необходимо заранее объяснить и подготовить своего старшего ребенка к появлению малыша в семье.

Просто обычными фразами рассказывать и объяснять ребенку, что у него скоро появится братик или сестричка.

Когда самый маленький член семьи родится, необходимо хвалить своего старшенького за помощь, говорить чаще как сильно родители его любят.

Стараться не ругать старшего за то, что он совершил что-то не так, лучше всего спокойным голосом объяснить, как сделать правильно, и в следующий раз дать ему исправиться.

Споры и разногласия между детьми

У детей-погодок могут случатся разногласия в самой банальной ситуации.

К примеру, дети просто не смогли поделить между собой игрушку или какую-нибудь сладость.

Для родителей важно стараться покупать похожие игрушки, а лучше те, которыми можно играть вдвоем: конструктор, кубики.

В такой ситуации лучше всего постарайтесь переключить внимание младшенького, но если не удается, то попросить (но ни в коем случае не требовать) вернуть игрушку на время, похвалив и поблагодарив за этот добрый жест.

Дети всегда индивидуальны, и даже общая возрастная группа не может повлиять на успеваемость и поведенческие особенности.

Не стоит ставить малышей как пример – один для другого, чтобы не вызвать комплексов неполноценности.

Несовпадения режима дня

Здесь важно максимально приблизить режимы отдыха малышей. Даже если не особо удается это сделать в дневное время, главное – ночной сон. Поначалу этого не будет, но со временем, когда старший подрастет, ему захочется ложится спать позже. Особенно ярко может проявится это явление в возрасте 3 лет.

Ссора между детьми

По поводу рождения погодок существуют всевозможные мнения: кто-то считает,что минимальная разница в возрасте, по-своему выгодна с точки зрения развития, а другой считает, что воспитание двух детей одновременно – нелегкий труд. Кто же из них прав, решать каждому человеку самостоятельно.

Плюсы и минусы воспитания детей-погодок

Дети-погодки – ситуация особо популярна в наше время. Потребности таких детей близки, но не одинаковы.

  1. Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против вскармливания грудью, во время второй беременности, так как это вызвано выработкой окситоцина, который так же участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит тем самым повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития, плоду требуются питательные вещества, которые может дать женский организм. Но когда женщина кормит грудью, все эти вещества уходят на лактацию.
  2. Нехватка времени и отдыха. Когда один ребенок, то мама могла на время прилечь и отдохнуть. Но с рождением второго, это время у нее к сожалению уменьшается.
  3. Финансовые затраты. Придется вдвойне тратиться на подгузники, молочные смеси и игрушки. Если так случилось, что погодки разнополые, то не получится передавать одежду по наследству. К тому же в дальнейшем их придется расселить по разным комнатам, что также приведет к не малым затратам.
  4. Стресс и депрессия. Нередко случается так, что с появлением второго малыша, папа работает намного больше, зарабатывая деньги на семью, а на маму складывается вся ответственность за развитие, уход и воспитание. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы и борьба за родительское внимание, может вывести из себя даже самую спокойную и любящую маму.

У детей с небольшой разницей в возрасте совпадают интересы

Но не смотря на все недостатки у детей-погодок есть и свои преимущества:

  1. Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит гораздо проще, ведь у ребенка есть опыт общение не только с родственниками, но и со сверстниками. Дети могут самостоятельно пытаться решать свои проблемы, договариваться на счет игрушек.
  2. Лучшие друзья. Так как, разница в возрасте минимальная, значит вкусы детей более-менее совпадают, тем самым, маме не надо будет со временем ломать голову над тем, какое развлечение придумать детям, они сами смогут себя обеспечить такими занятиями, в которые им интересно играть.
  3. Дети тянутся друг за другом. Минимальная разница в возрасте помогает им чувствовать ответственность младшего за старшего и наоборот. Старший может помогать маме ухаживать за младшим.
  4. Карьера. Вернувшись из декретного отпуска, родители вплотную смогут заняться своей карьерой. Ну а если вдруг захочется сменить рабочее место, то будет больше шансов реализовать задуманное, так как руководители стараются искать женщин с детьми, чтобы не опасаться за внезапный уход в декрет.
  5. Экономия одежды. Об этом факторе говорили в недостатках. Но если дети однополые. То недостаток сразу меняется на преимущество. Ведь не будет особых проблем с куртками, сапогами, и другими вещами, которые старшие просто не успевают износить, за счет того что растут.
  6. Именно у детей-погодок меньше шансов быть эгоистами. Ведь именно они постоянно находятся в контакте с братом или сестрой и привыкают делить между собой игрушки, учитывать желания других.

Между родами оптимальное время на восстановление гормонального, физического и психологического фона женщины – составляет от 2 до 4 лет.

Распространенные ошибки в воспитании детей-погодок

Большинство родителей, воспитывая детей-погодок, допускают ряд ошибок. Это может повлиять на их дальнейшее развитие и взаимоотношение.

Чего же стоит избегать:

  1. Зачастую, родители объединяют своих детей в одну познавательную группу, чего делать не стоит. Психологи утверждают, что в дошкольные годы, развитие ребенка идет колоссальными темпами, и даже разница в пару недель, может сыграть многое, так как каждый уникален, и не похож друг на друга.
  2. Не стоит ради собственного удобства отдавать детей в одну группу детского сада и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит у каждого, хоть и похожи, но разные интересы и вкусы. Кроме того, существует риск, что между ними может возникнуть конкуренции, а она ни к чему хорошему не приведет.
  3. Самая распространенная проблема у родителей – сравнивание детей. Ситуация соперничества, со временем может привести к тому, что они могут начать ненавидеть друг друга. И в этом буду виноваты родители, потому что они начинали сравнивать своих детей.

Для ребенка дошкольника каждый месяц – новая ступень. Погодки находятся в такой ситуации, что младший считает как будто ему не угнаться за развитием старшего.

И важно помнить, что если у детей такая небольшая разница в возрасте, не стоит уделять внимания младшему больше чем старшему.

В дальнейшем это может плохо повлиять на их взаимоотношениях.

Кто такие «погодки»? Это дети, родившиеся с разницей примерно в год, один за другим. Но я часто слышала, что погодками называли многих детей с разницей до двух лет.

О детях-погодках задумываются многие семьи: малышам одного возраста интереснее вместе, они могут пользоваться общими вещами и игрушками.

Но часто по физиологическим причинам случается, что второй ребенок является истинным «сюрпризом», к которому ты не был готов. Мамы не успевают отдохнуть от одной беременности, как наступает другая. Это большой стресс для организма, да и сразу два маленьких ребенка в семье — это большая ответственность .

Ниже рассмотрим плюсы и минусы появления детишек один за другим, а потом расскажу о собственном опыте воспитания малышей с маленькой разницей. Итак, чем вас порадуют дети-погодки ?

Вы сможете «продлить» свой декретный отпуск, а затем вплотную заняться карьерой. Дети-погодки помогут «сэкономить» время.
Вам будет легче справиться с возрастными кризисами детей, если они наступают одновременно. В подростковом возрасте дети даже смогут поддерживать друг друга, делиться проблемами и т.д., не боясь быть непонятыми. У детей с большой разницей в возрасте такие кризисы наступают попеременно, и родители не успевают от них придти в себя.
Дети не любят донашивать одежду за своими старшими братьями и сестрами. Дети-погодки могут меняться предметами гардероба, а пока они маленькие, им и вовсе все равно, что их распашонками и пеленками не так давно пользовались.
Психологи отмечают, что дети-погодки намного меньше ревнуют родителей друг к другу. Всё дело в том, что первый ребенок просто-напросто не успевает привыкнуть к сосредоточию родительского внимания на нём, и перспектива разделить любовь взрослых с кем-то не пугает малыша.
Мамы знают, что ребёнку постоянно нужно общение. Дома погодки прекрасно развлекаются сами. К тому же более активный ребенок стимулирует развитие второго.
Дети-погодки учатся решать конфликты мирным путем, они менее эгоистичны, так как привычны к тому, что у них всё общее.
В перспективе проблемы с садом и школой решаются проще, если между детьми небольшая разница. Они помогают друг другу в саду, пользуются одними и теми же учебниками, так как школьная программа вряд ли кардинально измениться за один год.


Какие трудности вас ждут с детьми-погодками?

Ваш организм после первых родов истощен, поэтому протекать вторая беременность будет, скорее всего, не так, как первая. Необходимого спокойствия и душевного равновесия вы вряд ли сможете достичь, ведь внимания будет требовать уже родившийся карапуз.
Режим двух малышей трудно подстроить так, чтобы мама успевала отдыхать. Вам придется набраться терпения и привыкнуть, что забот у вас станет намного больше.
Для того, чтобы грудное молоко было в порядке, маме тоже нужно отдыхать. Дети-погодки исключают вариант помощи старшего ребенка, а, значит, придётся заручаться поддержкой бабушек и дедушек.
Все дети иногда болеют. И если (не дай бог) тяжело заболел один, то на госпитализацию нужно отправляться с обоими. Исключения составляют молодые семьи, имеющие родственников, готовых придти на помощь в любой момент.
Вас ждёт не одна конфликтная ситуация и заплаканные глаза детей из-за куклы или машинки. Но если вы приложите небольшие усилия, дети научатся не только уступать друг другу, но и помогать. Ни в коем случае не делайте постоянный акцент на то, что старший должен уступать младшему : это расставит неправильные приоритеты, и младший начнет пользоваться своей безнаказанностью.

Хотя разница в возрасте между детьми небольшая, на старшего из них ложится определенная ответственность. Ему придётся быстрее отказываться от соски, быстрее приучаться к горшку и показывать пример младшему. Многим детям такая роль по душе, но при должной поддержке родителей. Вы ни в коем случае не должны предъявлять к старшему ребёнку завышенных требований, лишать его ласки и внимания , которого обоим детям должно доставаться поровну .

Я часто встречалась со случаями, когда детей-погодок отправляли учиться в один класс , ведь так следить за ними и готовить к занятиям становится намного проще. Для этого приходится либо отдавать старшего ребенка в школу на год позже положенного, либо младшего на год раньше. Первый вариант неприемлем практически всегда: ребенку будет просто неинтересно учиться с младшими детьми, которых он будет опережать. В результате у него может пропасть интерес к обучению.

Красть у младшего целый год детства тоже не хочется. Поэтому все-таки лучше, если дети пойдут в первый класс соизмеримо своему возрасту. Исключение составляет лишь тот случай, когда младший опережает нормы развития и оба ребёнка очень хотят учиться вместе. Не стоит лишать их такого удовольствия.

Я очень заранее готовила свою дочку к появлению братика. Разница в возрасте у моих малышей 1 год 10 месяцев. Не совсем погодки, но ребенок в два года сам еще совсем несамостоятельный. Дочка говорила всего несколько слов, осознанных диалогов, конечно, не было. Как только чуть-чуть стал виден живот, я постоянно рассказывала ей, что за человечек в нем живет, как мы будем жить все вместе, как они будут играть, и как здорово иметь брата. Она с нетерпением ждала его рождения.

Когда родился сын, никакой ревности у дочери не возникло . Она уже привыкла к нему заранее. Ревность появилась только через год, когда младший стал ходить, стал мешать, интересоваться ее игрушками и требовать мое внимание. С самого начала я старалась по максимуму привлечь ее к уходу за малышом. Для нее это было своего рода игрой, уходом за живой куклой. Но она чувствовала себя нужной маме, не забытой. Сейчас им всего 1,5 и 3,5 года. Играют вместе они пока мало, но друг без друга начинают быстро скучать. Могу сказать, что смотреть за двумя такими детьми легче, чем за одним — переключается внимание, нет зацикленности на одном ребенке и его проблемах. Они отвлекают друг друга сами. Дети вынужденно учатся играть и делать все самостоятельно, хотя старшей совсем этого не хочется. Младший очень тянется за старшей, его развитие идет вперед гораздо быстрее. За счет маленькой разницы в возрасте, им легко брать друг с друга пример, повторять, ведь они еще недалеко ушли в своем развитии и интересах.

Теперь о проблемах . Сразу скажу, после того, как младший пойдет — станет легче , правда! Пока сама не увидишь — в это не верится, но это так. За последние полгода после этого события я наблюдаю немыслимый прогресс. Я уже даже стала забывать, что существовали какие-то проблемы. Скорее всего, большинство из них существовали лишь в моей голове, а не на самом деле. Уж слишком мне хотелось, чтобы никто не плакал и не капризничал, чтобы все шло гладко, размеренно, по плану. По моему плану))) После того, как я расслабилась и дала возможность детям быть детьми, все стало гораздо проще.

Итак, некоторые подсказки, а скорее примеры того, как можно поступить в разных ситуациях.

По возможности, используйте все, что можно для облегчения своего труда ! Стиральная машина, посудомойка, робот-пылосос, доставка продуктов, книг, вещей и прочего на дом, мойка окон и разовая уборка по вызову, и т.д. Сэкономленное время даст вам просто время на отдых и восстановление сил.


Как уложить спать погодок.

Если дети хотели спать примерно одновременно , то я укладывала старшую в кроватку, младшего на руках или в слинге. Потом уносила младшего в другую комнату. Я очень боялась, что ночные кормления не дадут как следует спать дочери. Через полгода я укладывала их в одной комнате, старшая не просыпалась от криков, так что напрасно боялась. Все зависит от сна конкретного человека. Есть дети, которые просыпаются от малейшего скрипа, но поэкспериментировать можно.

Если дети спят в разное время , старшая смотрела мультики, пока я укладывала младшего. Если была возможность, с ней играл кто-то из родственников. Сейчас она уже привыкла с моим укладываниям, и спокойно остается в комнате одна, занимает себя диалогами с игрушками и ролевыми играми по полчаса и даже больше. Знаю детей, у которых есть любимые занятия на полчаса-час, например, лего, журналы, любимые игрушки. Если старший не играет сам больше 5 минут, то очень поможет дневной сон на улице. Не нужно бояться, что ребенок не уснет рядом с детской площадкой из-за шума. Можно негромко спеть ему колыбельную или просто с ним разговаривать — тембр маминого голоса успокоит и частично заглушит уличный шум. Конечно, при таком режиме маме очень трудно отдохнуть. Зато есть прекрасная возможность побыть наедине с каждым малышом.


Купание.

Пока младший совсем маленький — купала сначала его, потом старшую. Мыла, вытирала, одевала — все в ванне. Как только малыш начал сидеть, стали купаться вместе . Маленький сидит с специальном стульчике, старшая просто рядом в ванне. Все помещаются, хотя ванна и небольшая. Каждое купание превращается в игру, иногда с игрушками по ролям, а иногда с брызгами и пеной. Поскольку купаю их я одна, когда дома больше никого, мою их, затем вытаскиваю младшего и несу в комнату. Старшая остается в ванне, при этом ни секунды не молчит — поет песенки, чтобы я знала, что все в порядке. Затем забираю и ее. Мажу кремом, одеваю, чищу уши я обоим сразу.


Кормление.

Когда кормлю грудью младшего, старшая дочка всегда рядом. Раньше я ей читала книги или что-то рассказывала, иногда мы просто фантазировали или вспоминали, сейчас она просто смотрит на маленького брата и восхищается им. Гладит его по голове, говорит, какой он маленький, хорошенький, кушает молочко. Это еще один момент побыть всем вместе. Наверное, если старший сын, это будет немного иначе. За стол мы старались садиться одновременно, старшая сама, а я кормлю малыша с ложки. Сам сын стал пробовать есть в 1,3. И сейчас я накрываю всем одновременно стол, дочка носит вилки и ложки, ставит хлеб, масло и тарелки. Обязательно ем с ними сама, потом они помогают убрать посуду, вытирают стол влажными салфетками (насколько могут, конечно) и бегут играть. При этом у них нет конкретных обязаностей, просто мы все вместе всё делаем, для детей это просто очередная игра вместе с мамой.

Домашние дела: стирка, глажка, уборка, готовка.

Стирает у меня машинка, а вот складывать грязное, развешивать и снимать постиранное мне помогают дети, как только научились ходить. И это процесс им очень нравится! Так что не лишайте своего малыша удовольствия перебирать разные предметы, подавать, складывать и т.д. Глажу только после отбоя — все же это очень небезопасно. Глажку можно отлично совмещать с просмотром какого-нибудь фильма , все равно отдельно их некогда смотреть. Уборку тоже можно делать с детьми, если разбить ее на маленькие кусочки по зонам. Чистку и глобальные уборки лучше тоже оставить на вечер, дневной сон или до папы. Кстати, маленькие дети очень любят подметать пол, вытирать пол и столы влажными тряпками или салфетками, бегать выбрасывать мусор в мусорное ведро. Несколько раз устраивали с дочкой «сюрприз» бабушке, убирая все к ее приходу в игровой. Однажды и меня ждал такой сюрприз, когда я укладывала младшего. Так что свой пример — самое то! Не показывайте, что домашняя работа вам в тягость и наказание, и дети тогда будут воспринимать ее просто как часть своей жизни.
Готовка: готовить вместе мы начали с 1,5 лет. Это только то, что делается быстро, чтобы у малышей не пропал интерес. Например, компот или простой пирог. В обязанности малышей входит: отмерить и положить все ингредиенты, принести мне продукты из шкафов (после 3 лет и из холодильника), помешать что-то негорячее, смазать маслом, взбить миксером с моей помощью и т.д. Фактически нельзя только к плите и горячему. Они прекрасно знают что где лежит, что зачем нужно, отличают сахар от круп, с восторгом смотрят за процессом, задают миллион вопросов — изучают мир в полной мере. Когда на плите нужно приготовить много — это в сон или вечером, но часть блюд можно делать вместе.

Сегодня на сайте для мам сайт мы поговорим о том, как справиться с детьми-погодками. Сразу оговорим, что погодками будем называть тех малышей, разница между которыми составляет примерно 12-18 месяцев. Конечно, родителям придется нелегко, особенно в первые месяцы, но безвыходных ситуаций не бывает.

Погодки: как справиться и не сойти с ума

Вспомните себя с первым ребенком. Наверное, в первые недели вы пытались все успевать: готовить, убирать, стирать, гладить, следить за собой и т.д.

Большая часть этих действий ушла на задний план, уступив место дневному сну. В итоге дома стало не так чисто, но значительно спокойнее. Это и есть первый урок материнства, который пригодится вам с появлением новорожденного.

Напишите себе 3 списка дел, разделив их следующим образом: жизненно важные; можно отложить; сделаю когда-нибудь.

В первую группу попадут стирка, еда для всех членов семьи (не забывайте, что супы и второе можно готовить сразу в больших количествах), мытье посуды, сон и прогулки (учитывая погоду, конечно). Перечень заданий из последних двух категорий индивидуален в рамках каждой семьи.

Другой важный совет мамам, у которых погодки, как справиться, получая удовольствие от происходящего: не пренебрегать любой помощью. Свекровь, сестра, подруга, мама, бабушка, соседка – не отказывайте никому, если они предлагают погладить белье, приготовить ужин, посидеть с малышом или сходить в магазин.

В освободившееся время не кидайтесь убираться или готовить, лучше всего ложитесь спать или просто отдохните в тишине.

Немаловажно договориться об изменении ритма и правил вашей жизни с мужем, понять, что такое погодки, как справиться с ними, как не испортить личную жизнь и т.д. Постарайтесь мягко и ненавязчиво до объяснить, что некоторое время меню будет достаточно однообразным, полы не всегда чистыми, а рубашки — неглаженными.

В свою очередь, отнеситесь с пониманием к тому, что работать он будет больше и дольше, и старайтесь как можно меньше просить о помощи.

Возможно, вам будет проще назначить мужа ответственным за какое-то одно дело, например, за купание детей и подготовку их ко сну.

Дети-погодки: как справиться одной

Да, иногда бывает так, что все родственники и близкие живут далеко и не имеют возможности вам помогать, разве что очень редко.

Не отчаивайтесь, ведь с такой проблемой вы не одиноки..

  1. Пересмотрите семейный бюджет. Вдруг там найдется такая статья расходов, сократив которую, вы сможете приглашать няню или домработницу. Хотя бы иногда.
  2. Если няня вам не по карману, то подумайте о том, какая бытовая техника реально может облегчить вашу жизнь: посудомоечная машина, мультиварка, СВЧ-печь и пр.
  3. Обсудите с мужем, нет ли у него возможности перенести начало рабочего дня таким образом, чтобы приходить домой немного раньше. Даже 1 час вечером, который он потратит на прогулку с малышами или домашние дела, даст вам возможность перевести дух и набраться новых сил.

Итак, теперь вы, надеемся, не сомневаетесь, что ответ на вопрос: «Погодки: как справиться без помощи?» существует. Теперь поговорим непосредственно о самих детях.

Разные ритмы жизни

Мы не будем затрагивать сейчас такие частности, как совы и жаворонки, тихони и непоседы, интроверты и экстраверты, так как эти проблемы будут заботить вас не раньше чем через полгода.

А пока у вас на руках грудничок и карапуз, который, научившись ходить, стремится все везде найти и достать. У них разные периоды сна и потребность в пище, но ваша цель – привести все к общему знаменателю, выработать удобный для всех режим.

Конечно, когда у вас погодки, как справиться с двумя сразу и никого не обделить вниманием, тяжело понять сразу.

Что касается сна и приемов пищи, то тут первые месяцы будет тяжело создавать одинаковый ритм для всех. Конечно, в послеобеденный сон нужно стремиться укладывать спать всех и ложиться самой, но утром и вечером, когда младенец также хочет спать, вы можете выходить на улицу. Младшенький вполне может спать в коляске, в то время как старший будет играть на площадке.

Кроме того, старший ребенок – ваш главный помощник в течение дня, ведь он уже может убрать свои игрушки, выполнить несложное поручение (принести что-нибудь, включить/выключить свет, одеться и др.). Вы сможете сэкономить немного времени, если будете доверять первенцу небольшие «домашние дела».

Погодки: как справиться с ревностью

Старший ребенок может почувствовать себя ущемленным или обиженным, так родители теперь принадлежат не только ему. Чтобы справиться с возникшей и обидой, постарайтесь не высказывать свое восхищение новорожденным слишком сильно, особенно в присутствии первого ребенка.

Вы можете привлекать его к совместным играм с малышом, тем более, что пока они совсем примитивные. Старший даже может некоторое время развлекать новорожденного самостоятельно, показывая ему смешные рожицы или включая музыкальные игрушки.

Однако, не забывайте, что ему тоже нужны ваше внимание и ласка, поэтому хотя бы час в день проводите только с первым ребенком. Может, вам удастся сделать так, чтобы один выходной старшему «доставался» один родитель, а в другой выходной – второй.

Никто не говорит, что будет просто, когда у вас дети-погодки; как справиться с ними, не напишут ни в одной книге, ведь все дети неповторимы и требуют разного подхода. В этой статье мы хотим придать вам уверенности в ваших силах и напомнить, что, несмотря на все трудности воспитания, материнство – это счастье.