Демонстративные дети. Возрастное демонстративное поведение

подросток демонстративность общение школа

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского и общеобразовательной школы № 135 г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 человек: учащиеся воскресной школы в количестве 20 человек и учащиеся общеобразовательной школы - 20 человек в возрасте от 13-15 лет.

До настоящего времени в общей психологии отсутствуют традиции исследования ДП. Вопросы о ее страницах, распространенности, мотивации, роли в социальном взаимодействии и закономерностях развития до сих пор остаются без ответа.

Недостаток работ в этой области особенно чувствуется в экспериментальных исследованиях, так как их результаты подвержены значительным искажениям вследствие "феномена социальной желательности", трактовка которого в настоящее время опирается на интуитивные представления об этом феномене.

Раскрытие темы "Мотивация демонстративного поведения" тесно переплетено с целым рядом актуальных общепсихологических проблем, таких как проблема специфической человеческой мотивации, соотношение базовых и производных потребностей.

Особую остроту изучаемая проблема приобрела в последнее время в связи с социальными запросами времени, сделавшими умение привлечь внимание к себе необходимым условием успеха.

Гипотезой исследования основывается на предположении о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Подросткам было предложено заполнить Опросник Шмишека и тест на демонстративность, где требовалось отметить «да» и «нет». Были получены следующие результаты:

У подростков воскресной школы высокий показатель демонстративности присутствует у 10%, и средний, нормальный показатель демонстративности - у 80%. У подростков обычной школы доминирует высокий уровень демонстративности - 90%, и только 10% учащихся обладают средним уровнем демонстративности.

С упрямством во многом перекликается демонстративное, вызывающее, вычурное поведение. По сути дела, это разные стороны негативизма. С той лишь разницей, что упрямец просто отказывается выполнить ту или иную просьбу, то или иное действие, а демонстративный ребенок в ответ на заданный ситуацией норматив реагирует совсем иным, часто немыслимым образом.

Можно сказать, что упрямство -- это негативизм пассивный, а демонстративность -- активный. Но такое деление, конечно же, условно, четкой грани тут нет и одно может легко переходить в другое.

Мы уже коснулись демонстративное переходного возраста и теперь посмотрим на это немного в другом ракурсе. Бытует мнение, что любые, самые невероятные проявления подростковой «самости» в порядке вещей. Дескать, ничего, перебесится. Лишь бы в тюрьму не угодил, в подоле не принесла. А все остальное -- пожалуйста!

Нам кажется, что тут уместно несколько более тонкое разграничение. Когда девочка стремится надеть чересчур смелый туалет, а мальчик «балуется» сигаретами или залихватски опрокидывает стакан водки, это, конечно, демонстрация. Но в пределах нормы. (Естественно, с поправкой на то, что демонстративное поведение -- в принципе неадекватно, то есть не соответствует общепринятым нормам).

С помощью математической обработки данных, по t-критерию Стьюдента, и используя формулу независимых выборок, мы получили, что эмпирические данные вошли в зону значимости и, таким образом, гипотеза о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Данные отличия могут быть по самым разным причинам. Во-первых, воспитание в семье. Подростки, воспитанные в православной семье, получают в большой степени духовное, нравственное воспитание, основанное на любви, кротости, взаимопонимании, скромности, уступчивости. Ребенок, воспитанной в среде, где царит любовь, именно искренняя любовь, где его воспринимают таким, какой он есть, не будет акцентировать свое внимание на свои собственные успехи и на самого себя, потому что в семье он занимает не маловажное значение. Однако, современные родители, не живущие религиозной жизнью, больший упор делают на воспитании конкурентоспособности, целеустремленности, раскрепощенности, активности, стремительности, порою и наглости, т.е. быть в первых рядах, повышая давление на ребенка.

В случае неудачи ребенка, родитель начинает браниться, упрекать ребенка в его неуспехе. Во-вторых, финансовое положение в семье. По нашим наблюдениям можно сделать вывод, что воскресную школу в основном посещают ребята со средним и ниже среднего уровнем финансового положения. У них нет возможности чем-либо хвастаться перед сверстниками, не редко чувствуют себя робко, в особенности среди сверстников обычной школы, и это отражается в том, что они стараются себя не демонстрировать. В обычной школе подростки исследуемого класса относятся к уровню «А», куда относятся дети с достаточно высоким уровнем как интеллектуального развития, так и финансового положения в семье. Эти ребята стремятся показать себя самыми лучшими, самыми богатыми, умными, демонстрируя себя как только возможно (стремление идти в ногу с модой, курение, употребление алкоголя, использование скверных слов, эгоизм и т.д.). Это дети, которые получают от жизни практически все, и проявление демонстративности является фактом того, что либо родители мало уделяли ребенку времени, занимаясь своими рабочими делами или личной жизнью, либо родители переборщили с вниманием, сдувая пылинки со своего ребенка (в результате чего дети вырастают избалованные дети, которым несомненно нужно внимание на себя).

Но в таком желании себя искусственно «повзрослеть» есть хотя бы внутренняя логика: девочка хочет казаться искушенной, видавшей виды женщиной, а мальчик -- бывалым мужчиной. Да, эти потуги смешны, но цель понятна. Подростки уверены, что они тем самым себя украшают. Короче говоря, содержание их бунта -- это нежелание выглядеть на свой возраст. И наоборот, бурное желание приблизить взрослость.

А вот девочка, которая стрижется наголо, или мальчик, который красит шевелюру в ярко-зеленый цвет, -- это уже бунт с какой-то другой подоплекой. Скорее, его можно охарактеризовать как истерическую попытку привлечь к себе внимание. Причем внимание отрицательное. Это должно настораживать даже не своей экстравагантностью, а сознательной порчей облика, тогда как самое главное в подростковом возрасте -- желание нравиться.

Да, этому «трудному» возрасту присущи крайности. И в каком-то смысле дети их впоследствии перерастают. В тридцать лет зеленая шевелюра встречается разве что у городских сумасшедших. Но истерическое желание выделиться, противопоставив себя окружающим любой ценой, в том числе и ценой утраты привлекательности, никуда не исчезает. Личностная тенденция остается. Она может трансформироваться, не так бросаться в глаза, зато есть опасность, что разрушение внешнего облика сменится разрушением организма в целом и психики -- в первую очередь. Недаром подростков-панков, подростков-хиппи и т.п. принято считать «труппой риска». Среди них гораздо чаще встречаются наркоманы, алкоголики, люди с асоциальным поведением.

Вот и выходит, что демонстративность с тенденцией к саморазрушению, перешагнув барьер пубертатного возраста, внешне как будто бы блекнет, но по существу прогрессирует. Хочется подчеркнуть, что это именно тенденция, а не фатально неизбежное развитие, но лучше обращать внимание на такую тенденцию вовремя и принимать соответствующие меры.

В-третьих, исследуемый период характеризуется кризисом подросткового возраста. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку, что оказывается очень сложно. Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен немного сдвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве, активно демонстрируя свою личность. Это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений.

В-четвертых, важно отметить отношения подростка со сверстниками. От того, какое положение он занимает в кругу сверстников, зависит и его тип поведения. Если ребенок занимает лидирующее место, то, соответственно, он будет в больше степени проявлять свою демонстративность. Чем ниже статус подростка в кругу сверстников, тем меньше он старается высовываться, не демонстрируя, лишний раз, свою личность.

Дальнейшее исследование будет проводиться и в других воскресных и общеобразовательных школах. Возможно, что будут получены более широкие и точные данные.

В подобных случаях мы отводим демонстративному поведению роль патологической доминанты.

И целенаправленно, планомерно учим другим моделям поведения, другой манере себя вести. А иногда мы вообще идем на крайнюю меру: прямо говорим ребенку, что странное, нелепое поведение собаки чем-то напоминает его собственное. Если руководствоваться принципами нашей методики, то это действительно крайняя мера. Невротики от нас такого не слышат никогда.

Разумеется, и в этих случаях надо иметь в виду, что демонстративность ставится во главу угла условно, что истинная патологическая доминанта какая-то другая. Скажем, при истерии это чаще всего манифестация плохо осознаваемых, но бурных импульсов сексуальности. Про шизофрению вообще разговор особый.

Несовершеннолетним часто свойственно демонстративное поведение, то есть поведение, преследующее (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Демонстративному поведению свойственны две основные составляющие:

Стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих;

Отсутствие объективности по отношению к другим и к самому себе.

Демонстративность в таком поведении проявляется как подчеркнутая выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих. Типичными поведенческими средствами привлечения внимания служат чрезмерная эмоциональная возбудимость и экспрессивность, разговорчивость, театральность, склонность к преувеличениям, фантазированию и лжи, кокетство, капризность, упрямство, экстравагантные либо антисоциальные поступки и даже инсценировка самоубийства.

Такой тип поведения часто провоцируется особенностями подростковой психики и такими личностными качествами, как чрезмерная чувствительность, склонность все относить к себе, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, внушаемость, инфантилизм, эмоциональная и сексуальная незрелость. Яркие и устойчивые формы подобного поведения демонстрируют, как правило, незрелые либо патологические личности.

Для несовершеннолетнего очень важно мнение значимого для него окружения и, вообще, мнение других людей о нем. Из мнений окружающих о себе во многом выстраивается его собственная самооценка. При этом недостаток жизненного опыта не позволяет адекватно оценивать себя и других.

У детей демонстративное поведение чаще всего служит выражением недостатка чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких.

У подростков демонстративное поведение обычно обусловлено наличием острых неосознаваемых реакций на кажущуюся или реальную угрозу. Оно имеет целью избежать ожидаемого наказания, перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным. Так совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость либо напугать. Нередко демонстративное поведение включает в себя нанесение себе повреждений, псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента.

Не будем останавливаться на широко распространенных примерах явного демонстративного поведения, таких, как использование различных броских элементов в одежде, прическе, разного рода аксессуаров, татуировок, пирсинга, шрамирования, обозначения принадлежности к молодежным и иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, поклонники различных рок-групп и др.) и т.д. и т.п. Каждый подобный элемент имеет свою, достаточно явную смысловую нагрузку. Рассмотрим более сложную ситуацию, когда демонстративное поведение неосознанно используется несовершеннолетними в случаях накопления высокого уровня внутреннего напряжения для обхода имеющихся психологических барьеров и внутренних запретов на какие-либо коммуникативные действия.

Приведем в пример факт неярко выраженного, но в крайней степени личностно значимого демонстративного поведения несовершеннолетнего, связанного с аутоагрессией:

Борис, 17 лет. Покончил жизнь самоубийством (повесился) через месяц после провала на вступительных экзаменах в ВУЗ. Всеми знавшими его людьми характеризовался как активный, самостоятельный, целеустремленный молодой человек, хороший спортсмен. Лидер по своей натуре, настойчивый, коммуникабельный, интеллектуально развитый. Высоко ценил справедливость, любовь, дружбу. В семье проблем не имел, проживал вместе с матерью (мать с отцом в разводе более 14 лет). Психических отклонений не имел, в семье суицидентов не было.

За два месяца до суицида высказывал одноклассникам твердую уверенность в своем поступлении в ВУЗ, на бесплатное обучение (платить за учебу в семье было нечем). В этот же период вступил в тесные отношения с женщиной на 7 лет старше себя, строил планы дальнейшей совместной жизни (при этом женщина говорила ему об этих взаимоотношениях как о временных, не имеющих никакой перспективы).

После провала на экзаменах, по отзывам окружающих, поведения своего не изменил. Все так же оставался душой компании, шутил, часто встречался с бывшими одноклассниками. Однако при этом «…стал иногда задумываться, глядя в одну точку, иногда заводить разговоры о смерти, часто слушать песни военнослужащих о Чечне…».

За 10—15 дней до смерти в разговорах стал часто рассказывать о своих друзьях, погибших в Чечне (ни один факт из рассказов при проверке не подтвердился), о том, что пойдет служить по призыву и сразу же напишет рапорт в Чечню или другую «горячую точку», о царящей в мире несправедливости, с которой надо бороться. Много говорил о своих друзьях, которых надо «постоянно от чего-то спасать». Однако общее поведение сильных изменений не претерпело. Все так же улыбался, шутил, проводил время в компании.

В последний день, как обычно, общался с бывшими одноклассниками, говорил о том, что на днях уедет в Чечню. Встречался со своей знакомой, пытался вновь заводить разговор о регистрации отношений и совместном проживании, но получил, как обычно, вежливый отказ. В этом же разговоре сказал, что переживает недавнюю гибель своего друга (факт не подтвердился), упомянул о своем скором отъезде в «горячую точку». Через час после расставания девушка получила SMS-сообщение, в котором Борис просил прощения за то, что оказался слабым, несостоятельным человеком, не имеющим сил что-либо изменить в жизни. Последний телефонный разговор с матерью состоялся за три часа до смерти, был на бытовые темы и чего-либо примечательного в себе не содержал.

По заключению психиатра, имел место факт так называемой «улыбающейся депрессии» — состояния, при котором больной, испытывая все симптомы депрессии, маскирует их своим обычным поведением.

Одной из форм демонстративного поведения является вызывающее поведение, часто выражающееся в агрессивной либо асоциальной форме. Вызывающее поведение имеет целью вызвать у окружающих определенный тип реакции, удовлетворяющий некую неосознаваемую потребность несовершеннолетнего. Эта потребность в большинстве случаев связана с подростковым негативизмом.

Негативизм — это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников — реально существующего или воспринимаемого как таковое.

Может проявляться в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнять предъявляемые требования. При активном негативизме несовершеннолетние производят действия, противоположные требуемым.

Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, не учитывающим потребности несовершеннолетнего. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение несовершеннолетним какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает подростку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию.

Слабой формой негативизма является упрямство. Однако в отличие от подлинного негативизма, оно часто возникает из стремления к самоутверждению.

Негативизм может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии несовершеннолетнего он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

На третьем и четвертом этапах возрастного развития негативизм может усиливаться и расширяться, распространяясь с семьи и школы на всю социальную систему, нормы общественной морали и права. Здесь он может выражаться в вызывающем поведении и нигилизме — отрицании общественных норм и устоев. Вот наглядный пример подобного поведения:

В метрополитене группа несовершеннолетних от 14 до 17 лет в количестве до 20 человек нарушает общественный порядок: распивают спиртные напитки, совершают хулиганские действия в отношении пассажиров, портят подвижной состав. Ведут себя вызывающе, агрессивно, дерзко. На подростках одежда с атрибутикой одной из футбольных команд, в руках у некоторых — флаги с изображением символики данной команды.

При попытке сотрудников милиции метрополитена навести порядок, провоцируют драку, убегают, но наверху задерживаются сотрудниками ППС и ОМОНа.

При доставлении в дежурную часть в составе группы ведут себя агрессивно, вызывающе, бравируют своим антиобщественным поведением.

При индивидуальном опросе поведение большинства подростков кардинально меняется. Первая группа (наиболее многочисленная) испытывает чувство вины и высказывает опасения по поводу предстоящего наказания. Вторая группа «закрывается» и отказывается идти на контакт. Двое продолжают вести себя агрессивно, грубить сотрудниками милиции, угрожать санкциями со стороны родителей, с их слов — высокопоставленных чиновников МВД. До конца разбирательства придерживаются негативной и агрессивной линии поведения.

Несовершеннолетние первой группы объясняют свое поведение общим плохим настроением от проигрыша любимой команды и следованием в своем поведении за группой: «…Да все начали кричать, и я с ними…». О последствиях своих действий не думали, хотелось только «…показать всему этому народу (пассажирам метро), что мы — сила и мы за своих болеем…».

Несовершеннолетние второй группы выказывают всем своим поведением сильный подростковый негативизм. Каким-либо внятным образом объяснить своего поведения не могут (от чего испытывают некоторое замешательство), чувства вины за содеянное практически не испытывают. Главным мотивом асоциального поведения, с их слов, было «…у нас горе, наши проиграли, а они, все эти (пассажиры метро и другие), лезут с поучениями, вообще жить не дают, как хочется…».

При общем анализе ситуации видно, что в данном случае акт антиобщественного поведения проистекал из демонстрации несовершеннолетними вызывающего поведения, в основе которого лежало несколько мотивов:

Основной индивидуальный мотив — быть как все, не отличаться от значимой для себя группы, чтобы не быть исключенным из нее;

Основной групповой мотив — следовать имеющемуся для подобных ситуаций шаблону поведения, чтобы не быть исключенным из более широкого значимого (референтного) сообщества (в данном случае футбольных фанатов);

Дополнительный индивидуальный мотив — для подкрепления своей системы ценностей продемонстрировать негативное отношение ко всем, не входящим в референтную для себя группу, в том числе и для получения более высокого статуса в этой группе;

Дополнительный групповой мотив — получить (чаще неосознанно) некие острые ощущения, связанные со стимуляцией психики путем группового провоцирования конфликтных ситуаций: чувство силы, ощущение власти, «адреналиновый кайф» и др.

Как видно из приведенного примера вызывающее поведение у несовершеннолетних чаще всего принимает групповые формы, так как подростки для совершения асоциальных действий постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны «единомышленников». В сочетании с мотивами, описанными ранее — «проверить себя», «проверить свое видение мира людей», — это приводит к созданию всякого рода неформальных объединений под различными «вывесками»: футбольные фанаты, фанаты музыкальных групп, «рокеры», «байкеры» и др. Вовлечение в такое объединение всегда носит ряд этапов .

Первый — возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Подобные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д.

Второй — включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.


Качества личности противоположные конформно­сти - это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две закономерности.

Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние.

Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ре­бенка «я - плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей - это капризы. Каприз -часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу, разбра­сыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помощи. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достиг­нутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,- один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм - типичные для детей с демонстративным поведением.

Каждый из нас сталкивался с человеком, который в разговоре из 100 слов 99 посвящает себе. Складывается впечатление, что такое поведение всего лишь шутка, которая скоро закончится. Но нет! Он заставляет сопереживать себе всеми возможными и невозможными способами. Вероятнее всего, вы столкнулись с человеком демонстративного типа личности.

В говорится, что для них характерна аномальная способность к вытеснению.

Что такое "вытеснение"?

Вытеснение - это механизм, который позволяет избежать внутреннего или внешнего конфликта. Подсознание не хочет принимать ситуации, которые провоцируют тревогу или несут угрозу. Это психологическое средство защиты имеет минимальный эффект, ведь человек все равно чувствует дискомфорт, даже если заменит травмирующие факторы на более приятные воспоминания.

Личность, владеющая таким "талантом", легко игнорирует и забывает причины, которые могут ее расстроить. Вместо решения проблемы она кладет ее на "полку" в своей голове и "закрывает занавеской". Причина становится невидимой, но все так же влияет на жизнь и сны человека, оставаясь в подсознании. В состоянии гипноза завуалированная ситуация может детально описываться.

Вытеснение характерно для личности незрелой и инфантильной.

Как проявляется вытеснение?

У людей с демонстративным типом личности вытеснение развито настолько, что они могут выдавать часто прибегая ко лжи, но сами этого не осознают. То есть если посадить их на детектор, он подтвердит правдивость слов.

Некоторые представители истероидного типа могут вытеснить даже физическую боль и подавить безусловный рефлекс.

Но в любом случае все забытые неприятные моменты обязательно прошли через процесс осознания.

Что такое акцентуации характера?

Акцентуация считается еще нормой, но уже граничит с отклонением, характеризуется усиленностью какой-то отдельной черты характера. Может быть настолько заостренной и сильно выраженной, что провоцирует личности.

Существует несколько классификаций акцентуаций характера. Например, Личко выделяет явную и скрытую акцентуации, последняя проявляется только в экстренных ситуациях.

Эти могут передаваться от родителей к ребенку или быть спровоцированы воспитанием.

Типы акцентуаций

К. Леонгард выделяет 10 типов: демонстративный (Личко называет его истероидным), эмотивный, гипертимный, дистимический, лабильный, тревожный, экзальтированный, педантичный, застревающий и возбудимый.

Основные характеристики демонстративного типа

Люди, обладающие истероидно-демонстративным типом личности, всячески стараются привлечь внимание к своей персоне. Если этого не удается достичь общепринятыми моральными методами, они будут использовать любые, даже негуманные способы.

Бытует мнение, что для этой акцентуации характерна маниакальная потребность в одобрении, на самом деле это не совсем верно. Главное стремление - быть в центре внимания.

Нельзя истероидно-демонстративный тип личности называть отрицательным. Он объединяет в себе и хорошие качества, и плохие.

Если человека ценят, уважают, он всеми силами добивается еще лучших результатов, все ресурсы направляя на самосовершенствование. Главное, чтобы время от времени получать одобрение, похвалу и быть уверенным в своем превосходстве над остальными.

Такие люди достигают больших успехов, движут всемирным прогрессом. В своем деле демонстрируют перфекционизм.

Если же человеку демонстративного типа личности произвести хорошее впечатление на окружающих не удается, он будет эпатировать, пока не получит нужные эмоции. А добиться хоть какого-нибудь внимания не так уж и сложно, например, начать выделяться ярким неуместным образом, антисоциально себя вести, громко кричать, обнажаться в общественных местах, рассказывать в подробностях о своей личной жизни и т.д..

Как взаимодействуют истероиды с другими?

Демонстративного типа характеризуется своими крайностями: если ее хвалить и одобрять поступки, то можно попасть в число самых близких друзей, если же перейти дорогу, пытаться конкурировать или продемонстрировать свою неприязнь, то рискуете попасть в "черный список".

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от воспитания человека и его стремления подавлять в себе негативные качества.

Да, есть люди, сила воли которых сильнее болезней или акцентуаций, но это большая редкость.

Если вы заметили в собеседнике черты демонстративного типа, лучше предостеречь себя и будущие отношения.

Эгоцентризм - главная черта демонстранта

О чем чаще всего говорят истероиды? О себе, о своей жизни, о достижениях, предпочтениях. О других людях вспоминают вскользь или сравнивая с собой ("У нее голос такой медленный, как у меня", "Ее платье очень похоже на мое, только короткое, синее, с узорами..." и т. д. - по факту эта вещь может быть совершенно другой).

Они не упускают возможности себя прорекламировать или спровоцировать собеседника на похвалу. Человек может не нравиться совершенно, но в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что густо осыпаете его комплиментами. Если вы личность не конфликтная, то такая реакция абсолютно естественная.

Если же вы не привыкли скрывать свое недовольство, то собеседником демонстративного типа это воспримется как угроза, и тут же сработает механизм вытеснения.

Положительные качества

Люди, обладающие демонстративным типом характера, прекрасно проявляют себя в профессиях сферы "человек-человек". Это объясняется их способностью играть роль. Они умеют виртуозно подстраиваться под тех, от кого будет зависеть их будущая судьба: к начальникам, к важным клиентам, зрителям. Истероиды прекрасно осваивают актерские профессии, хорошо проявляют себя как обслуживающий персонал.

Представители данной акцентуации умеют приспособиться к любому клиенту: с холериком ведут себя сдержано, с флегматиком - активно. Они нуждаются в одобрении, но так же знают, что путь к нему будет нелегким.

Демонстративный тип личности прекрасно проявляет себя в семейных отношениях, ведь умеет подстраиваться под партнера, подавлять и решать конфликты.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать "примерных" учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают - с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но "примерный" ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к "звездам" класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и "подпитываться" похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную "правду" и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

Все негативные черты характера поддаются коррекции, но чем раньше это определить и заметить, тем легче их исправить.

Часто люди, узнав, что у них демонстративный тип личности, начинают гордится и объяснять этим многие проступки. Чаще подвержены данной акцентуации именно девушки. Их легко можно отличить: изящные манеры, которые демонстрируются только в присутствии зрителей, сильное интонирование, игра на публику.

Есть несколько полезных советов психолога демонстративному типу личности:

  • Стоит поиграть в скромность, поучиться более сдержанно вести себя на публике.
  • Попробовать совершить хороший поступок и никому об этом не рассказывать. Истероиды воспринимают данный трюк как очередную игру, но имеет она колоссальный эффект.
  • В компании демонстранты всегда стараются привлечь к себе внимание, пусть один раз попробуют посидеть тихо в стороне.
  • Если справятся со вторым заданием, то пусть попробуют свою умную идею выдать за чужую.
  • Истероиды тяжело воспринимают ситуацию, когда все внимание обращено не на них, а на кого-то другого. Пусть научатся радоваться за друзей или товарищей.

Как взаимодействовать с истероидом?

Если вы не входите в круг референтных личностей истероида, не являетесь его начальником, то можете сразу причислить себя к его врагам. Он повсюду видит недоброжелателей, соперников и конкурентов. Создавать конфликтные ситуации и накалять страсти доставляет особое удовольствие, как, впрочем, и сам процесс конфронтации.

Есть два ответа на вопрос о том, как взаимодействовать с демонстративным типом в момент конфликта:

  • игнорировать, максимально абстрагироваться, демонстрировать непоколебимость, полное спокойствие;
  • проявить более сильную агрессию.

Чтобы предостеречь себя от будущих конфликтов, нужно знать маленький секрет того, как общаться с демонстративным типом личности: льстите! Если не получается хвалить от души, то найдите в представителе данной акцентуации несколько положительных качеств, которые бы вы хотели развить у себя, и подражайте им. В таком случае искренность не будет наигранной - это раз. Вы чему-нибудь новому научитесь - это два. Заставите вашего товарища истероида чувствовать себя значимым и важным, что предотвратит конфликт, - это три.

Общение с обладателем демонстративного типа личности требует от собеседника психической устойчивости и эмоциональной зрелости, умения абстрагироваться в стрессовых ситуациях.

Примеры

Множество деятелей современного шоу-бизнеса и актеров являются яркими представителями истероидного типа личности, особенно те, которые не гнушаются эпатировать зрителей. Можно сказать больше: демонстративный тип акцентуации должен присутствовать в характере публичных людей.

Среди персонажей детских советских мультфильмов можно назвать ("Возвращение блудного попугая") и Карлсона.

В комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя тоже описан классический представитель демонстративного типа - Хлестаков.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Но эта причина не единственная. Если бы все случаи кривляния объяснялись так, то это явление не должно было бы быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако известно, что и в таких семьях дети кривляются ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать им возможности осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями младших школьников, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

В определенном возрасте, как правило в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании границ самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л. С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели в противоположность негативизму - явление положительное. Это важнейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. Из-за того что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все остальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением».

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства - длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, - важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, - стремлением подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Таким образом, происхождение протестного поведения разнообразно. Разобраться в причинах негативизма, упрямства, строптивости - значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку - брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия - самоунижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогении (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.

Существенная детерминанта агрессивного поведения детей - воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, насилия, мести приводит к тому, что: агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность к насилию и повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформации системы ценностей в семейных отношениях и т. д. Как и при протестном поведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения.

Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.