Что означает термин любовь. Любовь - это не

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Как же можно объяснить с точки зрения химии и физики столь важное биологическое явление, как первая любовь? (Альберт Эйнштейн)

Во время ставшего уже любимым праздника всех влюбленных – Дня святого Валентина – так хочется поговорить о любви! И раз уж вы заглянули в эту рубрику – значит, девушка вы серьезная; вот и давайте поговорим о любви серьезно. Можно ли по-настоящему определить, что такое любовь? Так, чтобы сказать – и сразу все четко встало на свои места, все стало ясно и понятно. Сразу скажем, что найти единое определение любви у нас вряд ли получится. Истинный и глубинный смысл любви очень тяжело передать словами. Человеческая любовь – это бесконечная история в открытой книге жизненного опыта. Можно попробовать посмотреть с научной точки зрения, что такое любовь: определение ей пытались дать философы и психологи, химики и филологи, даже математики пытались рассчитать формулу любви. Дать точное определение, что такое любовь, не смогла ни одна наука, ведь каждая из них изучает только один какой-то аспект этого явления. А любовь – это многогранное чувство, которое объединяет физические, умственные, эмоциональные и духовные проявления у человека.


Попытку дать точное определение, что такое любовь, делали все художники и поэты во все времена. У всех получалось по-разному. Каждый из нас точно знает, когда любит, что это любовь. И все же это чувство остается для всех загадкой во всех отношениях. Дать окончательное определение любви пока не смог никто. Те ученые, которые сумеют найти точную формулировку, сделают большой вклад в наш мир и общество. А пока точнее всех определили сущность разных типов любви только древние греки. Но – обо всем по порядку!

Заглянем в словарь

Начнем с самого доступного – посмотрим, какое определение этому чувству дается в разных словарях. Итак, любовь (и все, что с ней связано) – это:
  1. Сильное сердечное чувство, глубокое эмоциональное влечение. «Любовь с первого взгляда», «Муки любви».
  2. Сильные положительные эмоции, удовольствие. «Он любит свою работу», «Я люблю готовить».
  3. Обозначение душевной близости, нежного отношения. «Любимый муж»
  4. Любой объект теплой привязанности или преданности. «Театр был её настоящей любовью», «Я люблю французскую кухню».
  5. Глубокое чувство сексуального желания, притяжения. «Она была его первой любовью», «Она любит своего мужа».
  6. Половой акт. «Они занимались любовью», «У него несколько месяцев не было любви».

Это далеко не все определения любви. Их может быть очень много, потому что в современном мире употребление этого слова слегка искажено, а местами и совсем извращено. Например, в некоторых странах никто никогда не сказал бы: «Я люблю яблоко!» Там существуют более подходящие для такой ситуации слова. Не сказали бы так и древние греки.

Четыре типа любви по-гречески

Древние греки разделяли любовь на четыре основных типа: агапэ, эрос, филиа и сторгэ.
  • Агапэ – любовь-сострадание. Высший тип любви. Это безусловная любовь с самыми глубокими чувствами, когда любящий человек отдает всего себя, не ожидая ничего взамен. Такая любовь – для другого и ради другого, она полна самоотречения и жертвенности. Все мировые религии считают такую любовь высшим земным чувством человека.
  • Эрос – страстная любовь. В основе ее лежит, конечно, сексуальная страсть, но страсть может быть не только телесной, но и духовной (например, бывают страстные любители футбола). Эрос – это восторженная, бурная влюбленность, но страсть здесь пылает не столько для другого, сколько для себя, в ней очень много эгоцентризма. (Кстати, вам не кажется, что именно бог страстной любви Эрос придумал фразу «заниматься любовью»?)
  • Филиа – сыновья любовь, любовь-дружба (как между родителями и детьми). Это более спокойное, более духовное чувство. Здесь любовь проявляется через лояльность по отношению к семье, друзьям и обществу; как правило, при филиа происходит совместное использование духовных ресурсов при взаимном ожидании чего-то взамен. В учении Платона о любви филиа возводится на высшую ступень. Ну, Платону виднее!
  • Сторгэ – супружеская любовь, любовь-нежность, которая является следствием взаимной привязанности. Она полна внимания любящих людей друг к другу.


Позже стали выделять и другие разновидности типов любви. Среди них есть один интересный тип, о котором стоило бы упомянуть: Маниа – любовь-безумие, любовь-одержимость (греческое слово «маниа» означало безумие, влечение, страсть). Эта любовь базируется на длительном эмоциональном экстазе, одержимости чувствами, переоценке значимости этой любви. Безумие от богов – так называли греки эту любовь. Симптомы такой любви увековечили Платон и Сафо – сердечный жар, потеря сна и интереса к еде, смятение и боль мятущейся души.

Интересно, что после греков очень долгое время никто толком и не пытался исследовать любовь. И только в двадцатом веке психологи и представители других наук обратили свое внимание на пробелы в этой области знаний. И попытались их восполнить.

Точка зрения антропологии на любовь

Профессор антропологии доктор Хелен Фишер (США) занималась изучением природы этого чувства более тридцати двух лет. Не так давно она издала книгу «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Вот так вот. На молекулы разложила! И к какому же выводу она пришла? Фишер считает, что любовь может быть разделена на три составляющих: вожделение, романтика и привязанность. Эти три составляющих могут происходить в любом порядке и в любой комбинации. Вы можете влюбиться в кого-то до того, как станете с ним спать. Можете быть глубоко привязанной к кому-то, а потом полюбить. А можете сначала иметь сексуальные отношения, потом влюбиться, а позже сильно привязаться к этому человеку.

Итак, похоть, вожделение… Жажда сексуального удовлетворения, которую может почувствовать человек, заставляет его действовать. Влюбившись, он сосредотачивает все внимание на объекте своих чувств, одержимо думает только о нем. Он не только жаждет обладать любимым человеком; он получает высокую мотивацию, чтобы завоевать этого человека. Возможно, это покажется нелогичным, но когда дела обстоят совсем плохо, притяжение к отвергающей стороне только усиливается. В этом состоянии мозг управляется дофамином – гормоном «предвкушения счастья», и отверженный влюбленный усиленно продолжает свои попытки добиться взаимности.


Романтическая любовь является гораздо более мощным стимулятором нервной системы, чем сексуальное влечение. Во всем мире, в любом уголке земного шара люди живут ради любви, совершают поступки ради любви, умирают сами или убивают других ради любви. О любви поют песни, рисуют картины, снимают кино. Любовь порой превращается в помешательство, которое способно принести и радость, и боль одновременно. И все это время в мозгу влюбленного человека происходят химические реакции, которые и управляют этим процессом. И длительность этих реакций не бесконечна. Романтической любви предназначено быть временной, иначе люди не выдерживали бы такого напряжения и умирали от нервного истощения, или попадали бы на лечение в психиатрические клиники. Романтическая любовь призвана сфокусировать внимание пары друг на друге, чтобы стимулировать размножение. Но как только рождается ребенок, включается механизм, который помогает вместе растить малыша – появляется чувство привязанности.


Привязанность дает ощущение спокойствия и безопасности. Это, в отличие от романтической любви, долгосрочное чувство, и продлиться оно может до самой смерти партнеров. Здесь «замешаны» уже совсем другие гормоны – вазопрессин и окситоцин, которые ответственны за чувство спокойствия и даже за чувство единения после полового акта. Доказано, что окситоцин делает мужчин более восприимчивым к положительно окрашенным словам. Так что, стоит взять на заметку: когда вы сидите рядышком, держась за руки, или когда вы делаете мужу массаж, или смотрите ему в глаза, ласково говоря ему, какой он хороший, - вы тем самым способствуете выработке окситоцина в мозгу любимого. А окситоцин тут же начинает воздействовать на мозг суженого, и вот уже из него веревки можно вить… Химия! Мы вот в большинстве своем всё шумим, кулаком по столу стучим, требуем чего-то; а ласковые жены не только мусор сами не выносят, но и в шубках щеголяют. Так-то!


А теперь о любви с точки зрения психологии

Психологи склонны выделять в любви три аспекта:
  1. Страсть. В основе страсти лежит возбуждение, физическое влечение, сексуальное поведение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Это эмоциональный аспект любви - близость, единение, тепло дружбы.
  3. Обязательства. Моральная сторона любви. Это означает готовность пары решать все проблемы вместе.
Существует множество комбинаций, которые становятся характерными для той или иной любви. Есть страсть и дружба, но очень мало обязательств? Тогда это «страстная любовь». Вы вроде вместе, но не чувствуете страсть или дружеское тепло? Это «пустая», бесперспективная любовь. Вообще, вариантов может быть много. Конечно, любая из нас хотела бы иметь настоящую любовь с «полным пакетом»: со страстью, близостью и обязательствами. Это, конечно, идеал, но не стоит безоговорочно ратовать только за него. В нашей жизни большую роль играют компромиссы. А гоняясь за идеалом, можно упустить свое счастье.


Ну вот, вроде все просто и понятно. Но как узнать настоящую любовь? Как не принять за нее простую влюбленность, увлечение или банальную похоть? Давайте попробуем вывести свое, женское определение настоящей любви.

Любовь – это когда хочется делать для человека что-то хорошее. Просто так. И тебе хорошо только от того, что получилось сделать что-то приятное и полезное для него.

Любовь – это когда невозможно дышать, если его нет рядом. А как только он появляется в поле твоего зрения, в твоем животе как будто бабочки начинают танцевать!

Любовь – это когда еда невкусная, веселые игры – неинтересные, ежедневные дела – бессмысленные… Единственное, что имеет смысл – это сидеть в кресле и глупо улыбаться, мечтая о нем.

Любовь – это когда ты не можешь не думать о том, какой он необыкновенный, ни на кого непохожий, даже если ты… неимоверно зла на него!

Любовь – это когда для него не существует никаких других женщин, кроме тебя. Ну, разве что еще его мама…

Любовь – это когда навсегда. Только с ним. На всю жизнь. Настоящая любовь преодолеет все препятствия и выдержит испытание временем. И даже если такое не всегда возможно, каждая из нас предпочитает думать именно так. Как в сонете Шекспира:

Любовь - уж не любовь,

Когда меняет цвет в малейшем измененье

И отлетает прочь при первом охлажденье.

Ну а чтобы вы в мечтах о настоящей любви совсем уж от земли не оторвались, мы хотим дать вам несколько советов.

  • Вы не сможете любить других, пока не научитесь любить себя.
  • Не забывайте: если вы чувствуете любовь к кому-то, это вовсе не означает, что он тоже должен вас любить.
  • Не стоит влюбляться в человека, который непостоянен в своих чувствах – то горяч, то холоден. Такой человек заставит вас плакать гораздо чаще, чем улыбаться. Найдите в себе силы положить этому конец; вы еще найдете более достойного человека, способного на здоровые отношения.
  • Помните о том, что у любви есть разные «уровни». Два человека, которые любят друг друга, имеют право на выбор, какими именно будут их отношения. Но любовь сама по себе - не выбор: вы не можете решать, с какой силой вы будете любить.
  • Иногда безоглядная любовь порабощает. Не пытайтесь отдать свою жизнь на алтарь служения любимому человеку. Не теряйте себя, полностью растворяясь в нем. Лучше становитесь еще лучше ради любимого, развивайтесь, узнавайте что-то новое для себя. Пусть ему будет интересно с вами! Безусловная любовь не означает, что только вы должны заботиться о любимом человеке. Она означает, что вы должны сбалансировать ваши отношения таким образом, чтобы и ваша жизнь изменилась к лучшему.
  • Рискнем заявить, что по-настоящему любят тогда, когда любовь не только берут, но и дают ее. Неважно, как много любви вы даете кому-то, важно, чтобы он всегда хотел отдать вам еще больше.
  • Это еще не любовь, если о ней только говорят. Чтобы выразить любовь, недостаточно сказать «я тебя люблю»; лучше открывать свою любовь не словами, а делами и поступками. «Действия говорят громче, чем слова», - утверждает восточная поговорка. Действия влияют на чувства больше, чем разговоры. Даже если кто-то просто помахал вам рукой, искренне улыбнувшись при этом, это способно заставить ваше сердце екнуть и бешено заколотиться.
Прошли столетия, но люди пока так и не смогли дать точное определение этому чувству. Быть может, потому, что для разных людей любовь бывает разная? Для кого-то это страдание, а для кого-то – крылья за спиной; для кого-то любовь – возможность самовыражения, а для кого-то – тихий семейный уют. Любовь приносит счастье, любовь может стать причиной горя. Она может привести даже к войне! Но в одном любовь неизменна – она вечна, и она заставляет человека быть человеком!

Невероятные факты

Историки философы, психологи и поэты много лет пытаются дать ответ на вопрос, что такое любовь?

Многие испытывали внезапную и всепоглощающую любовь с первого взгляда или глубокую нежную любовь к своему ребенку, семье или друзьям.

Так как можно определить практически всем нам знакомое чувство?


Что такое любовь? Определение и виды любви

Согласно определению в словаре, "любовь является чувством глубокой привязанности или симпатии к другому человеку".

Психологи выделяют три главных компонента любви:

Страсть – это физическая сторона любви и представляет собой сексуальное желание, влечение и возбуждение

Близость – это эмоциональный аспект любви, и он включает связность, единство и дружеские чувства

Обязательства – это выбор, то есть решение остаться с партнером, совместные планы на будущее.

Разные сочетания этих трех компонентов приводят к возникновению разных видов любви:

Романтическая любовь (близость и страсть)

Дружеская любовь (близость и обязательства)

Роковая любовь (страсть и обязательства)

Совершенная любовь (страсть, близость и обязательства), также является самой сильной и самой длительной.

Древние греки определяли любовь по нескольким категориям:

Агапе – безусловная любовь, примером которой является любовь Бога к человеку

Филиа – бесстрастная добродетельная любовь, обусловленная нашими симпатиями и желаниями

Сторгэ – семейная, родственная любовь, физическая демонстрация привязанности.

Эрос – восторженная любовь, почитание объекта любви

Людос – любовь как игра, флирт

Мания – одержимая любовь

Прагма – реалистичная и практичная любовь

Существуют и другие определения любви, но, возможно, ни одна теория не сможет объяснить, что такое любовь человеку, который никогда не любил или не был любимым. Однако у многих из нас складывается свое, порой ошибочное представление о любви.

5 мифов о любви

Миф 1. Противоположности притягиваются

Идея того, что противоположности притягиваются, может звучать очень романтично, но исследования показывают, что в жизни все происходит как раз наоборот.

Психологи утверждают, что довольно редко можно встретить пару, состоящую в долговременных отношениях, в которых партнеры были бы из разной социальной и экономической среды.

Хотя около 90 процентов людей утверждают, что им нужен человек с противоположными чертами характера, нас привлекают партнеры, которые похожи на нас в отношении внешней привлекательности и черт личности .

Миф 2. Настоящая любовь случается лишь однажды

Эксперты в отношениях утверждают, что человек может полюбить несколько раз и каждый раз испытать другой опыт отношений . Любовь зачастую возникает, когда мы узнаем какого-то человека достаточно хорошо, чтобы он нам понравился. Это в свою очередь достаточно, чтобы задуматься о том, чтобы провести с ним свою жизнь. И существует больше чем один человек, который может нам понравится.

Миф 3. Любовь побеждает все

Нужно нечто большее, чем любовь, чтобы оставаться в долгих отношениях или браке. Любовь - это отправной пункт и чтобы она могла выжить, ее нужно закалять терпением, юмором и уступками.

Специалисты по отношениям сходятся во мнении, что другие факторы играют основную роль в развитии отношений. Пары с общими ценностями и преданностью друг другу дольше всего остаются вместе. Кроме того, каждому человеку в отношениях стоит научиться навыкам решения проблем, управления гневом и стрессом, и терпению .

Миф 4. Любовь длится 1-3 года

Согласно исследованиям романтическая любовь способна выдержать испытание временем. Хотя считается, что любовь и секс со временем перерастают в дружеский союз, это не всегда так.

Около 13 процентов людей могут сохранять романтические чувства долгие годы. Однако исследователи подчеркивают, что стоит отличать романтическую любовь от страстной любви , которая, как правило, затухает. Романтическая любовь включает привязанность и сексуальную совместимость, но у нее отсутствует элемент одержимости, как при страстной любви. Страстной любви в свою очередь свойственна неуверенность и тревожность.

Миф 5. Существует любовь с первого взгляда

У этого заблуждения есть доля правды. Любовь с первого взгляда возможна, и нам нужно от пятой доли секунды до 3 минут, чтобы определить, подходит нам человек, и хотим ли мы продолжать с ним отношения.

Но хотя многие верят в силу первого впечатления, большинство долгих отношений начинаются совершенно по-разному, и только 11 процентов долговременных союзов начались, как "любовь с первого взгляда".

1. Влюбленность оказывает успокаивающее действие на нашу психику и тело. Она повышает уровень фактора роста нервов, что восстанавливает нервную систему и улучшает память влюбленных.

2. Любовь похожа на кокаин . Она затрагивает те же области мозга и вызывает те же ощущения эйфории, которые испытывают люди при приеме кокаина.

3. Любовь оказывает такой же стресс на организм, как и чувство глубокого страха . При этом присутствуют те же физиологические реакции: увеличение зрачков, потение ладоней, увеличение частоты сердечных сокращений.

4. Согласно математической теории, нам нужно повстречаться с десятком людей, прежде чем выбрать нужного партнера . Это дает нам лучшие шансы на брак по любви.

5. Когда нас "бросают", мы какое-то время любим человека, который нас отверг, еще больше . Дело в том, что области мозга, которые задействуются, когда мы находились в счастливом союзе, еще долго остаются активными.

6. Существует объяснение того, почему служебные романы случаются так часто . Самым большим прогнозирующим фактором любви является близость. Близость порождает комфорт и связь, и соответственно любовь.

7. Каждый пятый роман начинался, когда один или оба партнера состояли в отношениях с другими партнерами.

высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮБОВЬ

высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л. Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л. Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве. Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нем межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека. Уже у животных выбор сексуального партнера предполагает определенные индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление ее другим чувствам и отношениям. Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем. Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надежная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчету; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнеров. Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом свое подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнеров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений. Первые детские влюбленности, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены. У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать ее жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей. В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьезность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков. См. также Половое воспитание, Половое просвещение

Определений слова любовь много. Какое верное?

О том, что такое любовь, спорят врачи, и философы. Причем у каждого из них есть своя точка зрения, отличная от иных. Обозначение этого слова каждый влюбленный придумывает сам. А как объяснить механизм возникновения этого чувства, пусть ломают голову ученые.Они действительно пытаются сообразить, как зарождается, развивается, и, в конце концов, умирает.

Для медиков же любовь – это один из профилей психологической зависимости, таких, как наркотическая, например. Попытаемся объяснить феномен любви, используя различные точки зрения.

С точки зрения древних греков

Именно древние греки первыми попытались объяснить феномен любви и создать классификацию данного чувства. Как раз этой классификацией от Аристотеля пользуются все современные психологи, которые работают с влюбленными. Сам Аристотель называл «желанием того, что сам считаешь благом, другому человеку».

Первый вид – агапе, жертвенный. Возникает, когда один из партнеров начинает излишне проявлять свою заботу о другом, жертвуя своей жизнью, своими интересами и желаниями, чтобы обеспечить комфортное существование другому. Если другой в этой заботе нуждается, то данная категория имеет право на существование.

Следующий вид – людус. Включает в себя флирт, игру, сексуальное влечение. К сожалению, она длится недолго.

Эрос – любвь чувственная. Она так же, как и людус, основывается на физическом влечении. Различие лишь в том, что влюбленные не ограничиваются сексом, а продолжают свое общение вне постели.

Мания – категория одержимости. Страсть, ревность – основные ее элементы. Индивид, страдающий манией, имеет низкую самооценку, он считает, что любимый обязан принадлежать лишь ему одному. Все это напоминает аттракцион «американские горки» - периоды охлаждения сменяются периодами страсти.

Прагма – рассудочная, основа всех браков по расчету. Партнеры оценивают друг друга не по шкале «нравится - не нравится», а «подойдет – не подойдет». Перспективы у такой страсти довольно туманные. Если партнеров будет устраивать бытовая сторона, то данное влечение продлится довольно долго.

Сторге – сочетание любви и дружбы. Сторге основывается на искренней заинтересованности партнеров друг другом. У них, как правило, одинаковые увлечения, мировоззрение. В этих отношениях неминуемо наступает момент, когда влюбленным становится скучно рядом друг с другом. Но этот этап можно пройти безболезненно, если партнеры будут постоянно развиваться.

С современной точки зрения

В современных словарях психологии встречается такой эпитет: «любовь – это высокая степень эмоционально положительного отношения, которое выделяет какой-либо объект среди других, помещая его в центр жизненных интересов субъекта». К такому определению можно отнести не только слабость между мужчиной и женщиной, но любовь к Родине, к родителям, к детям.

Если же мы обратимся к психологам за определением любви между двумя людьми разного пола, то найдем такую формулировку, что это интенсивное, напряженное, устойчивое чувство объекта, которое обусловлено сексуальными потребностями».

Психологи к определению нежной страсти относятся иначе, чем поэты. Они более рационально относятся к этому замечательному чувству. В работах Зигмунда Фрейда такое влечение является иррациональным душевным порывом, которое лишено духовного начала. Известный психолог Эрих Фромм, один из последователей Фрейда, различал любовь плодотворную и неплодотворную. Плодотворная – это уважение, знание, забота о другом человеке. Неплодотворная – это способность любить только своего партнера, испытывая безразличие к другим. Такой вид любви Эрих Фромм называл «симбиотической привязанностью».

Интересное установление любви вывел великий русский писатель Лев Толстой и назвал «единственной разумной деятельностью человека».

Любовь и физиология: слово ученым

Ученые продолжают настаивать на том, что любви можно дать рациональное объяснение.

Они провели интересный эксперимент. С помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии попытались узнать, где живет в человеческом организме любовь. Испытуемые находились в томографе. А ученые поочередно показывали им фотографии знакомых людей и возлюбленных. При появлении образа любимой особы у всех испытуемых активизировался один и тот же участок мозга. Это позволило ученым, считающим, что это – всего-навсего химический процесс, заглянуть в будущее, когда стрелы Амура будут не просто метафорой. С помощью технических приспособлений они смогут вызывать переживание любви у человека по его желанию.

Медики: у любви теперь есть шифр

Оригинальное определение слова вывели медики, посчитав ее психическим отклонением. Любви присвоили шифр 63,9, поставив ее в ряд с алкоголизмом, наркоманией. Патологическое вожделение в психиатрии носит название «Синдром Адели» в честь дочери французского писателя Виктора Гюго, страдавшей от безответной любви к обычному офицеру Альберту Пинсону, преследовавшей этого человека. Она умерла в возрасте 85 лет в психиатрической клинике. Синдромом Адели страдают в основном женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Но и некоторые мужчины тоже ему подвержены.

Симптомами этой болезни считают:

  • хроническую бессонницу;
  • постоянную апатию;
  • частую смену настроения;
  • навязчивые мысли об объекте.

Синдром Адели можно вылечить, обратившись к хорошему психотерапевту.

А если слабость доставляетудовольствие? Антрополог Хелен Фишер выяснила, что страстную влюбленность у человека вызывает допамин – биологически активное химическое вещество. А вот длительные отношения подпитываются серотонином и гормоном окситоцином. Примерно на третий год совместной жизни эти вещества вырабатываются в меньшем количестве, поэтому (с точки зрения нейробиологов) третий год – самый урожайный на разводы.

Любовь – одна из самых больших загадок человечества.Сколько существует влюбленных, столько существует и определений этому прекрасному чувству.

Татьяна Миронова