Что должен уметь ребенок в полтора года. Интеллектуальное и физическое развитие

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня пришло время поговорить о правильном развитии ребенка 1,5 года и о том, что должен уметь такой карапуз. Он уже многого добился по сравнению со своим первым днём рождения. А что именно способен теперь делать ваш малыш вы узнаете, прочитав эту статью.

Физические параметры

По сравнению с годом малыш подрос, окреп, стал больше весить. Средними значениями физических показателей ребёнка являются следующие цифры:

  1. Мальчишки уже весят от 10,2 кг до 13,6 кг, у них рост от 78,5 см до 86,2 см.
  2. Девочки весят от 9,7 кг до 12,6 кг, а рост при этом – от 76,8 см до 85,4 см.

Но не торопитесь с выводами, увидев, что ваш малыш недобирает до этих цифр или наоборот. Возможно у него такая конституция, хоть и не стоит исключать проблемы с пищеварением. Поэтому, если расхождения с этими цифрами значительны, то лучше обратиться за советом к врачу.

Разговорные способности

В разговорных навыках малыша уже заметны улучшения. Девочки и вовсе могут начать разговаривать.

В год и пять месяцев малыш умеет:

  1. Произносить не меньше тридцати слов, но всё ещё не совершенных в произношении.
  2. В его лексиконе могут появляться новые слова, но в них ещё почему-то будут пропадать буквы, преимущественно согласные. Например, вместо «машина» ребёнок скажет «ашина».
  3. Создавать свои первые словосочетания.
  4. Может давать однозначные ответы на задаваемые вопросы.
  5. К его речи добавляются эмоциональные всплески руками.

Моторные навыки

Малыш уже умеет совершать сложные действия. Теперь ему свойственно:

  1. С лёгкостью ходить, может топать по кругу, переступать через небольшие препятствия.
  2. Практически отсутствует риск падения. Он уже научился смотреть себе под ноги, когда топает.
  3. Потихоньку может начинать бегать.
  4. Умеет сидеть на корточках.
  5. Играет мячом, подкидывает, пинает его ногой.
  6. Самостоятельно открывает дверь и переступает через порог.
  7. Способен медленно подниматься по ступенькам.

Психологическое развитие

Тут у малыша происходят видимые изменения, вот что он теперь умеет:

  1. Рисовать прямые, кривые линии и даже целые геометрические фигуры.
  2. Знает два-три цвета, умеет их различать и находить на картинке.
  3. Складывает сортер.
  4. Видит разницу в предметах (благодаря их разной форме).
  5. Может найти одинаковые объекты.
  6. Собирать пирамидку, строить башенку.
  7. Находить предметы, название которых были произнесены взрослым.

Социальная сфера и эмоции

Малыш может проявлять свои чувства не только с помощью слёз и криков, но и благодаря действиям, жестам.

Что теперь свойственно ребёнку:

  1. Может повторять гримасу, увиденную на чьём-то лице.
  2. Разными способами привлекать к себе внимание мамы.
  3. Расстраиваться из-за собственных ошибок.
  4. Проявлять знаки сочувствия (обнимает, гладит, целует).
  5. Может быть агрессивно настроен против каких-то детей или взрослых.
  6. Девочки очень любят танцевать и подпевать, но и среди мальчиков встречаются такие умельцы.
  7. Малышу всё ещё очень необходимо присутствие мамы и чувство защищённости.

Попытки следить за собой

А что ребёнок уже умеет делать из повседневных дел, без помощи мамы:

  1. Умеет держать свою ложку, может сам пить из обычной чашки.
  2. Приносит вещи по вашей просьбе.
  3. Пытается умываться и мыть ручки без помощи мамы.
  4. Сам ходит на горшок и просится в туалетик, когда того нет рядом.
  5. Ему не нравится, когда одежда намокла или испачкалась. Будет пытаться всё с себя стянуть.

Дневной режим

Спит малыш до 14 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время. Днём он по-прежнему видит сны два раза. Первый дневной сон длится дольше, а после обеда не больше часа. Хоть это всё индивидуально. Некоторые малыши уже переходят на одноразовый сон в дневное время. Спят после обеда не дольше трёх часов.

Прогулки на свежем воздухе стоит совершать не меньше двух раз в день. При условии, что на улице хорошие погодные условия, не идёт дождь или снег. Старайтесь, чтоб малыш хотя бы один раз спал на свежем воздухе, для него это будет полезным.

Я с полугодовалого возраста старалась хотя бы раз в день, хоть на полчаса (в зависимости от времени года и погоды) бывать с сыном на улице. И так подбирала время, чтоб он мог поспать.

В год и пять месяцев ребёнок кушает до пяти раз в день, не чаще чем каждые четыре часа. Старайтесь приучать малыша к режиму. Пусть приём пищи каждый день будет в одно и то же время. У ребёнка выработается рефлекс, и слюна будет выделяться ко времени кормления. А это будет способствовать лучшему пищеварению и усваиванию пищи. Объём еды за сутки составляет до 1 литра и 300 грамм пищи, так в среднем одна порция должна весить 230 грамм.

Мальчишки и девчонки

Разнополые дети заметно отличаются по своему поведению в этом возрасте. Давайте разберёмся, что им свойственно.

Что должен уметь мальчик в полтора года:

  1. Эмоциональная устойчивость.
  2. Спокойное поведение, уравновешенность.
  3. Не стесняется, проявляет интерес к девочкам.
  4. Готов подарить даже любимые игрушки деткам, к которым проявляет симпатию.

Мой племянник, когда выходил во двор, раздаривал все свои игрушки. Вот такой он у меня общительный и щедрый. И далеко не все мальчики отвечали ему взаимностью. Могли с лёгкостью принять в дар его машинку, а сами не давали даже посмотреть на свои игрушки. Бывало и такое.

Что должна уметь девочка в полтора года:

  1. Эмоциональна и имеет повышенную чувствительность.
  2. Обладает сильной привязанностью к родственникам, особенно к маме.
  3. Любит обнимать, целовать своих родителей
  4. Слишком ранимая, может расстраиваться даже из-за пустяка.

Как правильно влиять на развитие ребёнка

Вот несколько советов по этому поводу:

  1. Покупайте малышу качественные и яркие игрушки. Старайтесь приобретать наборы для развития ребёнка, состоящие из предметов разной формы, цвета или пирамидки, кубики.
  2. Обязательно читайте книги и не только сказки, рассматривайте картинки, называйте изображения.
  3. Разговаривайте с ребёнком, как можно чаще. Причём не коверкайте словами. Малыш должен слушать вас и учиться самостоятельно разговаривать.
  4. Разрешайте ребёнку иметь право выбора, позволяйте ему самому принимать решения.

В этой статье:

Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.

В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).

Режим дня полуторагодовалого малыша

В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.

Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.

Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.

Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.

Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни - мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.

В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.

В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.

В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они - это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.

В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.

Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.

Основные навыки ребенка в полтора года

Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:

Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:

  • найти предмет по картинке;
  • отличить предметы разной геометрической формы;
  • подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
  • собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
  • рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.

Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:

Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:

  • кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
  • пользуется столовыми приборами и салфетками;
  • делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
  • одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.

Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.

Как развивается речь малыша

В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.

В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).

В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.

У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.

В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи,
как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.

Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.

Возраст «почемучки»

В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.

Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.

Как развивать ребенка играми?

Нужно понимать, что игра - это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.

Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.

Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.

Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.

Игры для развития моторики . Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант - это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.

Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.

Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.

Двигательное развитие


К полутора годам малыши обычно уже хорошо самостоятельно ходит и даже бегаеют: прямо, по кругу, обходя предметы. Легко преодолевает неровности на земле, перешагивает через невысокие препятствия. Ребенок без затруднений ходит, держа в руках игрушки и размахивая ими. Может нести ведерко за ручку, коробку, мяч или корзину двумя руками.


Малыш может самостоятельно сесть и сидеть на стуле, скамеечке. Залезает на диван, взрослое кресло и садится в нем. Может влезть куда-то, используя дополнительный предмет, например скамеечку, чтобы достать понадобившуюся вещь. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.


Уверенно ходящий малыш уже не только может катить перед собой игрушечную коляску, тележку, или игрушку каталку, но и тянуть за собой игрушку на веревочке . Малыши, которые рано начали ходить начинают это делать на несколько месяцев раньше.


Бытовые навыки


Если малыша к этому приучали, к 1,5 годам он уже уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Ложку чаще держит еще в кулачке. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой, может пользоваться вилкой. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.
Ребенок в 1,5 года уже можно снимать с себя некоторую одежду: шапку, варежки рукавички, носки может снять самостоятельно. Может расстегнуть молнию на кофте или куртке и попытаться ее снять Может пробовать снять колготки или штанишки. При умывании малыш подставляет ручки под струю воды и может тереть их друг об друга, и даже по личику, также может в ванной подставлять по струю воды ножки.


Полуторогодовалый малыш стремиться помогать взрослым по дому и очень важно это поощрять. По просьбе взрослого он может выкинуть мусор в мусорное ведро, подать продукты из пакета на полу, убрать игрушки в ящик, принести горшок, вытащить постиранную одежду из стиральной машинки, кастрюльку из шкафа и подать маме, закрыть дверь и пр.


Развитие моторики:


Малыш начинает еще уверенней откручивать крышки, поворачивать ручки дверей.
У ребенка в 1,5 года более активно начинает проявляться интерес к кубикам и строительным блокам . Малыш уже может построить башню из 3-4 кубиков, хорошо надевает колечки на пирамидку : 3-4 колечка подряд или больше, но без учета их размеров.Если малыша этому учили, может с помощью взрослого собрать матрешку из 2-3 вкладышей.


Ребенок может рисовать карандашом, фломастером, оставляя на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.


Развитие памяти


Малыши помнят о часто повторяющихся бытовых действиях. Когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок. А когда говорят пойдем покушаем, бежит на кухню к своему столику.


Многие дети в 1,5 года по просьбе взрослого и без показывают не меньше 3 частей тела (нос, ухо, глазик) на себе, игрушке или взрослом. Причем уже могут показать подряд носик, например, у куклы, мишки и у себя, то есть переносят одно понятие на разные объекты.


В игре ребенок может изобразить несколько простых действий, как по просьбе взрослого, так и самостоятельно: покормить, покачать, расчесать куклу например.

Развитие речи:

До полутора лет наиболее активно развивается понимание речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.Малыш начинает выполнять просьбы, содержащие два последовательных указания: пойди на кухню и принеси чашку, подними шапку и положи ее на стул.

У ребенка значительно обогащается жестовая речь и мимика. Повторяя за взрослым, малыш может хлопать в ладоши, топать ножками, раскачиваться, махать ручкой «пока, пока». Рассматривая картинки ребенок может жестами показать, что шапочку он одевает на голову, а носочки и тапочки на ножки, изобразить как он пьет из чашки или машет руками как птички крыльями.

Активный словарный запас в полтора года обычно не меньше 8-10 слов, но у некоторых детей он значительно больше. Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

Ребенок в полтора года уже умеет ходить и начинает учиться говорить, а ведь родители с нетерпением ждали этого момента, казалось с ним будет теперь намного проще, но мир переворачивается с ног на голову и родителям становится ещё труднее.

Материнский организм после родов восстанавливается очень долго, а если мамочка кормит грудью, времени для восстановления необходимо очень много. Что ж делать, когда малыш уже очень шустрый, ему все интересно и он нуждается в постоянном присмотре. Малыши в полтора года находятся в стадии перехода из младенчества в раннее детство. До года ребенок полностью зависит от родителей. А вот после малыш уже начинает потихоньку отдаляться, превращаясь в полноценную личность. Хоть ребенок ещё совсем мал, но стремление к самостоятельности постоянно проявляется в его поведении и поступках.

Больше всего маленький ребенок стремиться изучить новый мир вокруг себя. Поэтому родителям просто необходимо постоянно находиться рядом и помогать маленькому исследователю в его новых шагах. После того как ребенок удовлетворит свое желание у него остаются уйма новых впечатлений, которые он самостоятельно не способен переработать.

Почти все события, происходящие в жизни малыша, он воспринимает в первую очередь от реакции родителей. Поэтому, стремясь изучит окружающий мир и получив новые эмоции малыш стремится к родителям, чтоб в их объятиях успокоится и осмыслить происходящее. Основная задача родителей, заключается в поддержке и одобрительной реакции. Это порой не просто сделать, ведь иногда кроха рискует ввязаться в неприятности, не понимая ценность своей жизни, но именно так он учится быть самостоятельным и независимым. Если реакция родителей будет спокойная, они смогут спокойно объяснить ребенку что к чему, то его развитие и становление как личности пройдет намного быстрее и спокойнее.

Ребенок в полтора года и кормление грудью

В возрасте полутора лет, ребенок все меньше и меньше прикладывается к груди, чаще всего мамина грудь служить своего рода успокоением и уверенностью. Именно в этом возрасте большинство мамочек решают закончить грудное вскармливание. Но они забывают одну очень важную вещь, что ребенку именно в этом возрасте грудь просто необходима и отлучение от неё сделает ребенка только более капризным и не уверенным в себе. Прикладывания к груди полностью удовлетворяет потребность в сосании. должно быть плавным и постепенным. Резкий отказ давать ребенку грудь, потому что мама очень устала от этого процесса, означает оставить ребенка без поддержки, в тот период, когда он в ней особо нуждается.

Отлучить ребенка от груди можно только в том случае, когда он больше в этом не нуждается. Это можно определить по количеству прикладываний к груди, если их осталось 1-2 в сутки, то малыш без особого потрясения сможет отказаться от груди.

Если на кормление грудью взглянуть с другой стороны, то можно найти не только много плюсов для ребенка, но и для мамы. Именно во время кормления грудью мамочка может полностью расслабится, ведь малыш спокойно сидит или лежит, никуда не бегает и не устраивает беспорядков. Во время ночных кормлений у мамы есть возможность дать ребенку грудь, и он почти сразу уснет, а не укачивать или успокаивать его пол часа. Для этого достаточно лечь в кровать, расслабиться и отдыхать, пока ребенок наслаждается грудным молочком.

Если мамочку смущает количество частых прикладываний к груди, то в возрасте полутора лет, ребенка можно кормить по расписанию и спокойно забирать грудь, только не в момент активного сосания. Если в возрасте полутора лет, удовлетворять все прихоти ребенка, то он может вырасти слишком разбалованным.

Если во время прогулки ребенок начнет капризничать и просить грудь, достаточно будет ему объяснить, что он её получить только тогда, когда они будут дома. В этом возрасте ребенок уже все прекрасно понимает и не стоит у него идти на поводу. Есть исключения, когда грудь ребенку просто необходимо дать, это когда малыш испугался, ударился, болен и другие неприятные ситуации, которые причиняют малышу дискомфорт.

Поддержка семьи

В возрасте полутора лет ребенку просто необходимо общение со всеми членами семьи. Ребенок должен научиться создавать отношения со своими родственниками.

Если маме необходимо отлучится куда-либо без ребенка, то выстроив взаимоотношения с родственниками, малыш спокойно проведет с ними время без истерик и капризов.

Во второй год жизни ребенок начинает ощущать привязанность не только к маме, но и к родственникам, с которыми он общается. Разнообразное общение помогает ребенку всесторонне развиваться и строить отношения с каждым родственником по-разному и осваивать навыки социального поведения.

Поддержка семьи поможет маме хоть на некоторое время побыть наедине с собой и расслабится, оставив малыша на любящих людей.

Договоренность с ребенком

Обучать ребенка договариваться необходимо начинать именно в полтора года, это не только сбережет нервы семьи, но и научить ребенка идти на компромисс. Ребенок в полтора года как раз учится навыкам самоконтроля и договариваться с ним нужно и важно. В этом возрасте ребенок уже прекрасно понимает значение многих слов, таких как подожди, не сейчас и прочее. Но перед этим необходимо ему объяснить, почему это необходимо сделать.

В полтора года ребенок начинает проверять взрослых на прочность и искать их слабые стороны. Он без проблем может нарушить запреты взрослых, зная что нельзя и что могут быть неприятности.

Психологи рекомендуют модель поведения 1/1/1, из трех случаев один раз пойти на уступки, один раз не уступать и один раз пойти на компромисс. Ребенок должен хорошо понимать, когда родители говорят НЕТ, а когда ДА, а если пошли на компромисс, то необходимо договориться. Это очень важно для внутреннего мира малыша.

Если ребенок в полтора года, не получив того что хотел, начинает срываться на крик и устраивать истерику, необходимо его утешить и обнять. Но если перед этим было сказано родителями твердое НЕТ, то запреты ни в коем случае не должны нарушатся, пожалеть малыша можно, но уступать нельзя, если перед этим был отказ.

Нужно четко дать понять, что криком и истериками он ничего не добьется. Если родители сдаются и дают, то что хотел ребенок, они поощряют истерическое поведение и дальше. А если родители сохраняют доброжелательную твердость они дают понять малышу что ситуация под контролем и все в их руках. Важно в этот момент проявлять сочувствие и любовь к малышу, это поможет ребенку спокойней и комфортней принимать отказы, понимая если родители сказали НЕТ, меньше они его любить не стали.

Баланс во всем

Обычно в полтора года, ребенок очень стесняется незнакомых ему людей и от этого всего пытается спрятаться в маминых объятиях. Такое поведение, это вполне обычная реакция, тем самым он пытается найти защиту и поддержку в маминых объятиях. Даже если ребенок очень смелый и любопытный, это нормально, если после испуга или ушиба он бежит к мамочке.

Малыш, который находит утешение в маминых объятиях в будущем намного быстрее научиться справляться со стрессовыми ситуациями самостоятельно. Когда малыш чувствует поддержку и помощь самого близкого человека, он знает, что мама будет рядом всегда, всегда его поддержит, утешит и примет таким какой он есть.

Бывают случаи, когда родители предоставляют решение проблем ребенку самостоятельно, оставляя его в полном одиночестве в слезах, малышу не остается ничего кроме как самостоятельно искать способы утешения и порой они совсем не естественны. Или малыш начинает накапливать в себе отрицательные эмоции, чувствуя постоянное беспокойство. Дети, которые выросли в таких условиях, очень часто неуверенные или способны проявлять вспышки неконтролируемой агрессии.

До трех лет ребенок привязан к маме и это абсолютно нормально. Проявлять беспокойство необходимо если привязанность к маме вообще нет. Если ребенка в детстве отталкивали родные люди, не давая поддержки и утешения, в будущем ребенок будет страдать от недоверия и недостатка тепла.

Не нужно стеснять объятий и ласки, необходимо почаще обнимать ребенка и защищать от его страхов или опасностей. Он должен чувствовать любовь несмотря ни на что, будь то капризы, истерики, усталость родителей и другие неприятные ситуации. Ребенок в возрасте полутора лет ещё очень мал и родители, это самые близкие для него люди, от которых он ждет помощи и любви. Если связь между родителями и ребенком очень крепкая, по мере взросления ребенок станет самостоятельным, при этом сохраняя любовь к родителям. Нужно дать ему защиту, когда она ему необходима. Нельзя его ограничивать в его познавании мира и любознательности, при этом тщательно необходимо следить за ребенком, чтоб это не привело к опасности.

Обновление: Декабрь 2018

С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

Питание детей до полутора лет

Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

  • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
  • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
  • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
  • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

  • Завтрак (8.00-8.30)
  • Второй завтрак (10.30-11.00)
  • Обед (12.30-13.00)
  • Полдник (15.30.-16.00)
  • Ужин (18.30-19.00)

В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

  • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
  • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

  • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
  • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
  • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
  • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

  • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
  • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
  • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
  • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

Основные требования к рациону питания детей

Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

  • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
  • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
  • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
Распределение калорийности приемов пищи
  • Первый завтрак – 15%
  • Второй завтрак 10%
  • Обед – 40%
  • Полдник – 10%
  • Ужин – 25%.
  • Завтрак – 25%
  • Обед – 35%
  • Полдник – 15%
  • Ужин – 25%.

Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
Овощи
  • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
  • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
  • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
  • редис, редька, чеснок
  • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
200 -300 гр.
Фрукты
  • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
  • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
  • виноград
  • цитрусовые
  • другие экзотические фрукты
100-200 гр.
Молочные продукты
  • кефир — 2.5-3.2%
  • йогурт – 3.2%
  • сметана – 10%
  • сливки – 10%
  • творог – 5-9%

сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

  • молоко
  • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
Каждый день:
  • кефир, йогурт: 200-300мл.

Через день:

  • творог 50-100гр.

Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны
  • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
  • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
  • черный хлеб: 10гр.
  • белый хлеб: 40гр.
  • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
  • каши 200-250 гр.
Рыба
  • треска
  • хек или минтай
  • судак
  • морской окунь
  • рыбный бульон
  • рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.
1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица
  • индейка, кролик
  • телятина, говядина
  • курица
  • ягненок
  • субпродукты: язык, печень, сердце
  • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
  • сало, баранина, жирная свинина
  • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
100 гр.
Яйцо
  • куриное
  • перепелиное
1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Какие молочные продукты можно ребенку

Йогурт

Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

Кефир

Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

Творог

Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

Сыр, сметана и сливки

Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

Рыба

В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

Мясо

  • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
  • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
  • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
  • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
  • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
  • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

Яйцо

Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Крупяные блюда

После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

Хлеб, макароны

Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно Нежелательно
  • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
  • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
  • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
  • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
  • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

  • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
  • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
  • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Сладости

До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

  • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
  • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
  • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
  • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

  • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
  • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
  • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
  • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
  • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

Прием пищи Состав блюда Количество
Завтрак

Овощное блюдо, каша

Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

Салат или фрукты

Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

Второй завтрак

Фрукты, печенье, булочка

Йогурт, творожок, кефир, сок

Обед

Закуска или салат из овощей

Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

Полдник

Йогурт, кефир, сок, компот

Творог, крупяное, овощное блюдо

Выпечка, печенье, сушки

Фрукты, ягоды

Ужин

Творожное, овощное блюдо, каша

Кефир, йогурт

126 комментариев