Чему нужно научить ребенка перед садиком? Полезные советы для мамы. Подготовка ребенка к садику: инструкция по адаптации


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним их которых является адаптация к детскому саду. В это время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский садик. Рассмотрим некоторые моменты, которые помогут справиться с данной ситуацией.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на 2 этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем :

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения , приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад» . Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки» , в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка , которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой , а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна . На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять» . Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей . В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали . Хвалим , за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Рассмотренные выше рекомендации помогут подготовить вашего ребенка к посещению детского сада и облегчить адаптационный период. Если у вас возникнут сложности в преодолении адаптационного периода, вы всегда сможете обратиться к специалистам Психологического центра «Согласие» по телефону: 383-29-56.

Самое главное, чтобы мама была уверена в правильности своего решения, когда начала водить ребенка в детский сад. А если мама уверена, значит, она спокойна. А если она внутренне спокойна, то и малыш чувствует себя комфортно.

Удачи всем семьям в этот адаптационный период!

Зыбина Ольга Владимировна ,

руководитель Психологического центра «Согласие»

контактный телефон: 383-29-56.

Филиалы Детского сада-школы «Согласие»:

ул. Московская, 77 (ЖК «Москва», новый филиал в Центре), тел.: 345-9-987

ул. Сакко и Ванцетти, 99 (Галерея «Тихвинъ»), тел. 215-68-08

ул. Лиственная, 67 (Широкая речка), тел. 382-12-06

ул. Гагарина, 33 (УПИ), тел. 266-30-21

ул. Ясная, 22 г (Юго-Запад), тел. 215-84-08

ул. Фурманова, 35 (Автовокзал), тел. 216-07-44

Декрет – это волшебный период в жизни каждой мамы, когда она может полностью посвятить себя воспитанию малыша. Но этот период заканчивается, и родителям приходится задуматься о посещении детского сада.

1. С чего стоит начать подготовку к детскому саду?
2. Психологическая подготовка к саду детей и родителей
3. Оптимальный возраст для начала посещения детского сада

3.1. Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.
3.2 Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

4. Мамочка, останься!
5. Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы
6. Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский - ВИДЕО

Более того, данное учреждение выручает родителей не только в случае, если им необходимо заниматься зарабатыванием денег, но и играет большую роль в социализации ребенка, в становлении его как маленькой личности. Именно в детском саду у малыша зарождается понятие работы в коллективе, осознание ответственности за свои поступки, прививаются главные правила поведения в обществе и т.п.

С чего стоит начать подготовку к детскому саду?

Подготовку к детскому саду стоит начать непосредственно с выбора самого дошкольного учреждения и . При этом обязательно учитывайте такие моменты:

1. Близость детского сада к дому

2. Коллектив воспитателей и методистов

Профессионализм персонала садика – это один из важнейших факторов при его выборе. Только воспитатель, который любит детей всем сердцем и знает необходимые методики управления малышами в той или иной ситуации, сможет привить ребенку любовь к детсаду и поможет ему и родителям безболезненно пережить адаптационный период.

3. Условия в детском саду

4. Профиль детского сада

В наши дни государство заботится о своих маленьких гражданах, поэтому родителям нужно помнить о том, что существуют специализированные дошкольные учреждения. Что это обозначает? Если у вашего ребенка положительная реакция на туберкулиновые пробы, плохое зрение, проблемы со слухом или с желудочно-кишечным трактом, вам стоит определить его в детский сад, который как раз и специализируется на воспитании таких деток. В таком случае ваш ребенок будет обязательно под присмотром специально обученного персонала.

5. Узнайте заранее,


Только обязательные заключения специалистов, таких как ЛОР, окулист, эндокринолог, невролог, ортопед, смогут стать пропуском в детский сад. Без прохождения медкомиссии влиться в воспитательный процесс любого дошкольного учреждения будет невозможно. Врачи обязательно должны дать разрешение на посещение ребенком детского сада.

Психологическая подготовка к саду детей и родителей

Если непосредственно сам детский сад вы уже выбрали, то стоит обязательно обдумать, с какого возраста вы бы хотели отдать своего ребенка в подобное учреждение.

Как правило, ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – это первая ступенька воспитательного процесса в детском саду. Но все же многие родители переступают через нее и решают, что их чаду лучше идти сразу же в младшую группу (с 3 до 4 лет). Но даже если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал ясельную группу, ходить в нее можно в разном возрасте – как в 1,5 годика, так и в 2,5. Согласитесь, по развитию и мышлению дети эти две возрастные категории детей слишком отличаются.

Давайте сначала рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в общем, а потом попробуем проанализировать особенности и выбрать оптимальный возраст для начала его посещения.

  • Во-первых , постарайтесь приучить ребенка к графику, по которому проводится воспитательный процесс в саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте ребенка в то же время, когда у детей тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму. На самом деле он для него будет привычным, просто перенесенным в новые условия.
  • Во-вторых, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обувать тапочки, мыть руки. Дело в том, что какими бы не были хорошими воспитатели, стоить помнить о том, что у них в группе порой не один десяток детей, и они физически не успевают каждому уделять максимум внимания. Будет очень хорошо, если ваш ребенок сможет сам переобуться после прогулки или же даже просто снять с себя шапку.
  • В-третьих , старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды.
  • Ну и еще один фактор – проводите как можно больше времени со своим чадом среди его сверстников. Это могут быть различные игровые комнаты, детские площадки и т.п. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один.

Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит помнить о том, что и вам, и малышу необходим период – приблизительно месяц-два – для привыкания. В редких случаях получается так: утром привели ребенка в сад, а вечером забрали.

Как правило, привыкание ребенка к коллективу и к воспитателям начинается сначала с прогулки или с пребывания в группе в течение минут 20-30, затем время постепенно увеличивают. Вы должны быть готовы к тому, что будете на подхвате у воспитателей в случае незапланированных истерик.

Дело в том, что для того чтобы найти подход к вашему малышу сотрудникам сада необходимо время. Через месяц-два они уже будут знать особенности его характера, темперамента, предпочтения в игрушках и т.п., поэтому смогут самостоятельно справиться со слезами ребенка.

Оптимальный возраст для начала посещения детского сада

Психологи рекомендуют родителям начинать водить детей в детский сад приблизительно в 2,5 – 3 года. Малыши в данном возрасте уже владеют речевыми навыками (а некоторые уже вообще отлично говорят), осознают разницу между взрослыми и детьми, принимают авторитет старших. Именно поэтому у таких детей легче всего проходит адаптационный период.

Давайте более детально рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в 2.5 года.

Сделаем мы это с помощью практических советов, которые пригодятся всем родителям.

Если вы испытываете боязнь или страх перед тем, как отвести ребенка в детский сад, постарайтесь в первую очередь от них избавиться. Ребенку передаются ваши чувства, как бы тщательно вы их не скрывали. Если малыш будет понимать, что его мама и папа спокойны, когда он находится в детском саду, то это гарантировано поможет ему быстрей адаптироваться в новом коллективе.

Запомните, что ситуации в детском саду бывают разные, порой возникают конфликты у родителей и с воспитателями, и с родителями других деток в группе по поводу различных организационных моментов.

Если вы столкнулись с чем-то подобным в жизни, старайтесь при ребенке не выяснять отношения с воспитателем и никогда не обсуждать его дома с негативной стороны. Иначе у вашего чада выработается на подсознательном уровне плохое отношение к воспитателю, и он просто не захочет оставаться с ним наедине в группе.

Наоборот уважительно говорите обо всем персонале садика, называйте всех по имени и отчеству, тогда и у ребенка будет уважительное отношение ко всем, да и чувствовать себя в их компании он будет уютно и безопасно.


В первые несколько недель, когда ребенок уже начинает оставаться в детском саду на целый день, по приходу домой он может вести себя излишне активно. Не пугайтесь, это вовсе не упущение в воспитании. Просто малышу приходится сдерживать свою энергию на протяжении дня, так как в новом коллективе он ее не может растратить привычным для него образом, чувствует себя скованно, вот и приходится выпускать пар только по приходу домой.

К сожалению, не у всех родителей есть возможность пребывать с ребенком дома до достижения им 2,5 лет. В некоторых случаях приходится уже в 1,5 годика задумываться о поиске дошкольного воспитательного заведения.

Давайте же рассмотрим также с помощью практических советов, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

Конечно, адаптация в этом возрасте происходит немного сложней, так как малыши еще очень нуждаются в родительском внимании и не настолько самостоятельны, как в 2,5 годика, но отчаиваться не стоит. Терпение родителей и их компетентный подход к делу помогут преодолеть проблему адаптации ребенка в детском саду за максимально короткий срок.

Стоит помнить, что в 1,5 годика малыш еще не умеет хорошо выражать свои мысли, но в то же время он является активным и любознательным слушателем. Обязательно много разговаривайте с ним, рассказывайте о том, что такое детский сад, как там деткам весело и дружно, как правильно себя вести в коллективе, с воспитателем, как выражать свои желания и потребности.

Ребенок обязательно запомнит ваши объяснения и применит их в будущем в группе.

Очень хорошо, если по окончанию рабочего дня в садике вы с ребенком будете заходить на площадку на его территории и проводить там хоть немного времени. В таком случае для малыша все будет уже знакомым и ему будет намного легче адаптироваться к пребыванию здесь без родителей.

И учтите, что в 1,5 годика для ребенка важна постепенность. Привыкание должно происходить с постепенным увеличением времени. Например, придите сначала на площадку на 5 минут, затем на 10, и так с каждым разом увеличивайте временной промежуток пребывания на территории детского сада.

Мамочка, останься!

Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.

Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.

Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.

Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.

Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети , так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям.

Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы

Понятие «закаливание» для деток в возрасте 1-3 лет вовсе не обозначает ежедневное обтирание холодной водой. Для таких малышей существует целый ряд других эффективных процедур, которые действительно благоприятно влияют на состояние здоровья в целом.


Например, можно просто укладывать малыша спать днем дома с открытой форточкой при температуре от -15 до 0 градусов. Кроме того, разрешается снижать температуру воды во время утреннего умывания. Только процесс должен быть постепенным. Если ребенок привык к воде температурой 25 градусов, то следующим утром умойте его водой температурой 24 градуса, затем 23 и т.д. Специалисты утверждают, что оптимальное ежедневное снижение температуры воды составляет 1-3 градуса.

Точно также можно проводить закаливание ребенка и во время купания перед сном. Только это совсем не обозначает, что малыш должен все 15 минут плескаться в прохладной воде. Купать его нужно в теплой воде, а вот заканчивать процесс стоит обливанием прохладной водой.


Сначала эта вода должна быть холоднее привычной на 3 градуса, затем на 5. И так стоит довести снижение до 16-17 градусов. Т.е. купаете ребенка, как обычно, затем обливаете его ковшом прохладной воды и обтираете сухим полотенцем. Если после этого у вас получиться заставить ребенка еще и голышом пробежаться по дому к своей комнате, то это будет вообще замечательно.

Выполнение всех этих рекомендаций значительно повысит опорные свойства организма, и риск заболеть ОРВИ снизится на 50 %, соответственно готовность к посещению детсада повысится. Поэтому обязательно уделите внимание не только эмоциональной подготовке к садику, но и физической. В таком случае адаптация пройдет быстро и незаметно.

Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Многих родителей мысль о том, что рано или поздно надо будет отдать ребенка с садик, приводит в волнение, вызывает переживание: «А как все сложится?». Не надо переживать, надо действовать. Ведь именно от того, как родители подготовят малыша к новому для него периоду жизни, во многом зависит, как сложится эта жизнь.

Детский сад - это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребенка. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям принято называть адаптацией. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе в отсутствии матери. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

По многочисленным исследованиям ученых, самым критическим возрастом для адаптации является возраст от 7-ми месяцев до 1 года 6 месяцев. Длительная разлука с матерью в этот период несет непопровимый вред психике ребенка. На вопрос родителей, в каком же возрасте лучше отдать ребенка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3- 3,5 годам.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время на консультацию к психологу приводят детей, которые не могут адаптироваться к садику и в четыре - пять лет.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. Ослабевает иммунная система организма.

На уровне поведения ребенка родители могут наблюдать следующие проявления:

1) Нарушается сон, даже дома ребенок не может уснуть, а уснув, спит беспокойно, может просыпаться ночью с плачем и т. п.

2) Нарушаться аппетит. Ребенок может отказываться от пищи в садике и компенсировать это дома.

3) Меняется эмоциональное состояние ребенка. Дома ребенок не отпускает от себя мать, становится более плаксивым, пугливым или агрессивным. Как следствие этого могут возникнуть временные невротические проявления: сосание пальцев, энурез (недержание мочи), тики, страхи, запинки в речи, может меняться терморегуляция.

4) Ребенок чаще бегает в туалет, может происходить обезвоживание организма, если ребенка не поить, кожа становится более сухой, может появиться синюшность под глазами.

5) Наблюдается временный регресс в игровой деятельности - ребенок, который хорошо играл дома до поступления в садик, становится пассивным, либо игра его становится примитивной; могут временно утрачиваться какие - то навыки, например, до поступления в садик ребенок хорошо рисовал, а теперь еле держит карандаш в руках.

6) Меняется общая активность: одни дети становятся вялыми и заторможенными, другие - гиперактивными, это зависит от типа нервной системы ребенка.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1. Подготовительный . Задача этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему максимально безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Подготовительный этап следует начинать примерно 1-2 месяца до предполагаемого приема ребенка в садик.

Готовя ребенка к посещению садика, родителям необходимо проанализировать, насколько стереотипы поведения ребенка дома соответствуют стереотипам поведения, которые приняты и существуют в детском дошкольном учреждении. Прежде всего, речь идет о следующих важных моментах:

1) Способ кормления. В детском саду ребенку придется есть самостоятельно. Он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки. Воспитатель будет докармливать ребенка лишь в случае острой необходимости.

Если ваш ребенок пьет только из бутылочки или кружки-непроливайки, не умеет использовать ложку по ее назначению, не ест сам, то обучению ребенка способам самостоятельного приема пищи необходимо заняться в подготовительный период.

2) Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Ребенку должны быть знакомы эти блюда. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, т. к. воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую. Знакомым для них оказывается только хлеб!

3) Способ засыпания. Предполагается, что ребенок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.

Ребенку будет трудно привыкать, если домашний стереотип засыпания сильно отличается от требуемого в садике. Например, дома ребенок засыпает у вас на руках, вы укачиваете его в коляске, засыпает под определенную музыку.

4) Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребенок, тем лучше. Научите ребенка мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.

5) Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок умел пользоваться горшком.

6) Навыки общения. К моменту поступления в садик хорошо, если ребенок будет владеть элементарными навыками общения с взрослыми и детьми, привыкнет что-то делать вместе.

2. Основной этап. Начало систематического посещения детского сада.

Главная задача - создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребенке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Ребенка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

В уставах большей части детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режима». К сожалению, в большинстве случаев присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, - сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери.

В первые дни время пребывания ребенка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребенка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1 - 2 часа в день.

3. Заключительный этап. Ребенок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем - аппетит, в последнюю очередь - сон.

Принято различать легкую, среднюю и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней):

Временное нарушение сна (нормализуется а течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней,

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются,

Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Нормативно основные симптомы исчезают в течение 2-3 недель.

Средняя адаптация (этап растягивается до 40 дней). Все нарушения выражены более ярко и длительно:

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Речевая активность в течение 30-40 дней.

Эмоциональное состояние - 30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,

Функциональные нарушения отчетливо выражены, ребенок заболевает (например, ОРВИ).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 10-15% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении или полный отказ от пищи), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

1. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть ребенок помашет вам рукой из окна, или по очереди из нескольких окон. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке.

2. У ребенка увеличивается потребность в тепле, нежности, любви, уделите ему больше внимания, меньше критикуйте его и «воспитывайте».

3. В присутствии ребенка изготовьте маленькую вещицу-амулет, которая всегда будет при ребенке в садике. Это может быть маленькая куколка из ткани или какое-то существо на веревочке, чтобы ребенок мог носить поделку на шее. Скажите ребенку, что эта куколка напомнит ему маму, когда ему будет грустно, и ему станет легче.

4. Для снятия психо-эмоционального напряжения после возвращения из садика способствуйте игре ребенка с неструктурированными материалами: водой, песком, пластилином, глиной (поставьте в ванной комнате таз с водой, мойте игрушки, запускайте кораблики, переливайте воду леечкой). Постарайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Перед сном сделайте ребенку расслабляющий массаж в виде поглаживания.

5. В период адаптации нельзя разрушать любые привычки, в том числе вредные (например, сосание пальца), займетесь этим после того, как ребенок адаптируется.

6. Посоветуйтесь с врачом и применяйте адаптогены и седативные средства с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВЯЩИМ РЕБЕНКА К ДДУ.

· Настрой семьи, родителей.

При подготовке ребенка к садику очень важен ваш личный настрой и отношение семьи к этому факту. Многие родители, осознавая необходимость и неизбежность этого события, боятся его, внутренне не готовы расстаться с ребенком. Это может быть связано с рядом причин: личный негативный опыт родителей, связанный с их детством и воспоминаниями о детском саде, высокая личностная тревожность родителей и т.д.

Ваш эмоциональный настрой легко может передаться ребенку, обычно дети очень чувствительны и легко «считывают» тревогу родителей. Постарайтесь не обсуждать при ребенке, в том числе в телефонных разговорах, ваши переживания и опасения относительно детского сада, предполагаемые трудности ребенка в период адаптации. Будьте уверенны, ребенок не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное.

· Создание позитивного, но и правдоподобного образа детского сада у ребенка.

Постарайтесь создать у ребенка чувство определенности относительно детского сада. Расскажите ему, что это за место, почему детей отводят в детский сад, что дети там делают. Постарайтесь назвать какие-то привлекательные моменты в посещении детского сада, значимые именно для вашего ребенка (новые игрушки, научиться чему-то новому, найти друга, стать самостоятельным и т. д.). Покажите ребенку здание детского сада, погуляйте на участке, при возможности - зайдите внутрь, загляните в группу. Постарайтесь не идеализировать садик, но и не пугать им.

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребенком, используя имеющиеся дома игрушки. Мелкие куклы или мягкие игрушки могут быть детьми, игрушки покрупнее - воспитателем или няней. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребенку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой.

Полезно будет рассказать ребенку историю - сказку про детский сад, где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

· Тренируйте адаптивные механизмы вашего ребенка.

Адаптивные возможности людей могут очень отличаться друг от друга. Одни дети легко и просто привыкают ко всему новому, другим, для того, что бы привыкнуть, надо достаточно много времени. Наблюдая за своим ребенком в различных жизненных ситуациях, родители имеют представление о его адаптивных возможностях. Детский сад, зачастую, становится первым серьезным испытанием адаптационных возможностей ребенка. Задолго до садика начинайте тренировать адаптационные возможности своего ребенка. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно надо ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

· Тренируйте навыки общения ребенка с взрослыми и детьми.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными, однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребёнок познаёт окружающих, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Навык общения, как и любой другой навык, требует тренировки. Для расширения навыка общения с взрослыми используйте обычные бытовые ситуации. Например, войдя в транспорт, поручите ребенку обратиться к кондуктору и попросить билет, в магазине пусть ребенок попросит продавца что-то взвесить. Стимулируйте ребенка самостоятельно обращаться к взрослым, когда вы находитесь в гостях, на детской площадке. Поиграйте в детский сад, пусть вы или другой взрослый изобразит воспитателя, а ребенок попросит у воспитателя попить, скажет, что хочет в туалет и т. д.

Общаться с детьми ребенок научается постепенно, осваивая элементарные навыки, такие как: умение спросить имя, назвать свое имя, попросить игрушку, предложить свою игрушку в обмен на желаемую, просто играть рядом, не опасаясь другого ребенка. Для освоения таких навыков ребенок время от времени должен находиться рядом с другими детьми. Хороши для решения таких задач адаптационные группы, где вместе находятся несколько детей с мамами.

· Формируйте у ребенка навыки самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности у ребенка. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

· Приближайте стереотипы поведения дома, к принятым в садике.

Постарайтесь приблизить режимные моменты, существующие в вашей семье к ритму жизни садика. Это касается утреннего пробуждения, дневного сна, приема пищи, прогулок. Можно говорить ребенку: «А сейчас детки в детском саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать). Помните, чем больше расхождений, тем труднее будет ребенку привыкать к новому режиму.

Готовя ребенка к садику, особое внимание уделите рациону питания малыша. Приучите есть каши, разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле, пить компоты и кисели. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Большое значение имеют и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать.

· Для детского сада нужна удобная одежда и обувь. Возьмите ребенка с собой за покупками вещей. Выбирайте вещи максимально простые и удобные, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки.

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. А любое испытание - или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Способность ребенка адаптироваться не только в детском саду - но и в любом социуме - в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого. Удачи вам!

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!