Чем отличается обучение от воспитания. обучение и воспитание

В педагогической теории давно идет спор о том, является обучение частью воспитания ребенка или нужны какие-то специальные средства, чтобы обучение носило воспитывающий характер. Я. А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание.

Ж.-Ж. Руссо считал основной задачей естественное воспитание и одним из средств этого считал обучение, ставя его как бы в подчиненное положение к воспитанию. И. Ф. Гербарт ввел понятие «воспитывающее обучение», рассматривая обучение как основное средство воспитания.

Разрешение данного спора зависит от того, как понимать смысл воспитания. Если воспитание предполагает освоение ребенком социального опыта, то обучение является главной составляющей воспитания. Если же мы рассматриваем воспитание с позиции освоения человеком комплекса социальных ролей, то обучение - лишь средство, которое способствует этому. И чтобы расширить возможности влияния на этот процесс, необходимо при обучении постоянно уделять внимание реализации воспитывающих целей. В последние годы в педагогике в связи с этим подходом распространилось понятие «воспитывающие функции» обучения.

Целостность проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания - обучение.

Воспитательные возможности обучения заложены как в содержании изучаемых предметов, так и в методах и формах обучения, т. е. охватывают как содержательную, так и процессуальную сторону обучения.

Основу учебной деятельности составляет такой вид социально значимой деятельности, как овладение научными знаниями и способами действий.

Учебная деятельность - деятельность предметная. Ученики производят разнообразные виды предметной деятельности: наблюдают за предметами и явлениями, ставят опыты, эксперименты, решают задачи, слушают объяснения учителя и т. п. Предметом учебной деятельности являются научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы выделения свойств, понятий или решение некоторого класса конкретно-практических задач.

Учебная деятельность есть форма активного отношения о школьника к изучаемому учебному материалу. Она начинается не с пустого места, а на базе некоторой переориентации индивида. Он организует свои «сущностные силы» не в самый момент деятельности, а в период подготовки к ней и направляет их в определенную сторону, обеспечивая определенной активностью. Активность познания - это проявление преобразовательного, творческого отношения школьника к объектам его познания. Она предполагает наличие таких. моментов, как избирательность подхода к объектам познания, выбор объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать ученика как активного субъекта этой деятельности. А это самый главный фактор личностного развития.

Учебная деятельность не может рассматриваться только как форма активности индивида. Это коллективная деятельность объединенных индивидов. Она опосредована педагогическим воздействием, предполагает общение между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Деятельность является одной из основных форм включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в коллективистскую деятельность, в процессе которой усваиваются многообразные социальные качества и нормы. Учебная деятельность - это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте (Д. Б. Эльконин).

Организация воспитания в процессе обучения заключается в том, что детям должны быть предоставлены большие, возможности для приобретения опыта реализации тех или иных социальных функций.

При организации учебной деятельности большое значение для воспитания имеют целенаправленные действия педагога, способствующие созданию условий для освоения детьми новых отношений. Эти условия возникают из элементарных составляющих данной организации в учебных ситуациях. Ситуация - совокупность обстоятельств, на фоне которых актуализируется какое-либо событие. Событие само по себе не создает ситуацию, она создается сочетанием события с обстоятельствами, ведь одно и то же событие на ° фоне различных обстоятельств способно породить совершен-g но различные ситуации. Ситуация - система внешних по » отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность.

В воспитании в процессе организации учебной деятельности особое значение имеет учет ситуативной доминанты - актуализированного внутреннего состояния человека посредством взаимодействия его с обстоятельствами внешнего мира (учителем, учениками, событиями настоящего момента и др.) в конкретный момент (Т. В. Машарова)7.

Среди всех учебных ситуаций особое значение имеет ситуация выбора. При разумном педагогическом управлении она позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на личность ребенка. При выборе решения и при оценке последствий выбора создается основа для объективизации установок и ценностей личности как учителя, так и ученика, формируется общая направленность интересов каждой личности. Воспитательные цели более успешно реализуются в процессе обучения при интеграции учебной и других видов деятельности. Преподнося тот или иной материал, педагог опирается на информацию, полученную ребенком из других источников, и предлагает использовать при решении учебных задач те умения, которые получил учащийся в других условиях.

В учебной деятельности школьников коллективная и индивидуальная работа находятся в органическом единстве и сочетании.

В процессе групповой работы учащиеся контактируют не только с учителем, но и друг с другом.

Каждый ученик имеет возможность свободно высказывать свои мысли, свое мнение, обсуждать их с равными себе, отстаивать свою точку зрения. Общение в процессе групповой учебной деятельности удовлетворяет эмоциональную потребность ученика, вызывает интерес, положительное отношение к учению. Каждый ученик имеет возможность проговаривать изучаемые положения, правила, законы и получать помощь не только от учителя, но и от учащихся. Все это помогает осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку, повышает активность, самостоятельность каждого учащегося. Приобретаются навыки коллективной работы, коллективного сотрудничества.

X.Й. Лийметс показывает, что при групповой учебной деятельности возможны вариации в содержании и способах действий в зависимости от познавательных возможностей. Состав групп постоянно регулируется с учетом успехов каждого учащегося.

Индивидуальная работа характеризуется выполнением заданий отдельными учащимися. Она позволяет дифференцировать цель, мотивацию, содержание, характер, степень трудности учебных заданий, способы действий, темы, меру помощи и т.д. Индивидуальная работа может быть различной по степени самостоятельности, творческой активности. Поисковая, эвристическая деятельность, в процессе которой ученик строит гипотезы и самостоятельно определяет способы решения, носит ярко выраженный индивидуальный характер. Содержание, характер, степень трудности задания воспринимаются учеником каждый раз по-своему, прежде всего в зависимости от уровня подготовленности.

Таким образом, в процессе учебной деятельности у учащихся формируется опыт взаимодействия с другими учениками. Большие возможности для этого предоставляет групповая работа на уроках или использование различных форм взаимодействия при выполнении учебных заданий. Необходимо отметить, что учебная деятельность способствует развитию индивидуальности ребенка.

7. Воспитание во внеучебной деятельности

Внеучебная деятельность - интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учебных занятий время.

Деятельность, организуемая педагогами во внеучебное время, ориентирована на интересы детей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению.

Внеучебная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках.

В свободное от занятий время учащиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углубленному изучению того или иного предмета.

Основные педагогические условия, позволяющие достичь активной включенности детей во внеучебную деятельность:

Личностно ориентированное информационное обеспечение включения школьников в разнообразные занятия;

Планирование учащимися собственной внеучебной деятельности;

Готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеучебную деятельность.

Под личностно-ориентированным информационным обеспечением мы понимаем предоставление детям:

Информации об имеющихся видах внеучебной деятельности;

Информации о возможностях включения в эти виды занятий;

Возможности овладения информацией о себе, о чертах своего характера, свойствах, способностях и т. п.;

Педагогической помощи в самоанализе;

Педагогической помощи в самоопределении в позиции «Я» - «Деятельность».

Самоопределение в позиции «Я» - «Деятельность» является завершением акта выбора ребенком вида внеучебной деятельности, в которую он намерен включиться.

Сам акт выбора состоит из сопоставления информации о деятельности с информацией о себе.

Информация о деятельности включает:

Характеристику предмета и объекта деятельности;

Определение общей цели деятельности и «веера» задач;

Характеристику основных действий и операций, составляющих деятельность;

Варианты участия в деятельности;

Возможности личностного роста и удовлетворения личных потребностей;

Определение психологических и других свойств и качеств личности, необходимых для успешного освоения данного вида внеучебной деятельности.

Информация о себе должна содержать знания:

О своих индивидуальных чертах и свойствах;

О сущности процесса самоопределения.

Примером такой работы является создание разнообразных творческих объединений, волонтерских отрядов, предоставление возможности заниматься техническим творчеством, художественной самодеятельностью, работать в Интернете.

Организация внеучебной деятельности школьников не ограничивается стенами образовательного учреждения. Вне-учебная деятельность организуется также учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями, социально-педагогическими комплексами.

Внеучебная деятельность может быть организована центрами, осуществляющими работу с детьми со специальными нуждами, - цетрами медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, центрами по профилактике девиантного поведения учащихся.

Необходимо отметить роль семьи в организации внеучебной деятельности школьников. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается совместной организацией досуга родителей и детей. Именно в этом случае достигается взаимопонимание между родителями и детьми, которое способствует успешному социальному становлению молодого поколения.

Очень важно соблюдать принцип добровольности в организации внеучебной деятельности, не допуская диктата и насилия, а также формализма.

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче-ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У народов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».
И несмотря на то что обучение и воспитание осуществляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесторонний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно допускать новых ошибок в этом процессе.
На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, когда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация изменилась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к несчастью, не всегда положительны.

К вышесказанному прибавляются и другие трудности:
это и постоянно рождающиеся «педагогические прожекты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от доходов семьи ученика, и многое другое.
В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:
- помните, что обучение и воспитание всегда подчинены целям. На всем историческом пути развития обучения и воспитания этот процесс был целенаправленным;
- необходимо знать, что ведущим условием эффективного обучения и воспитания является принцип деятельности, предполагающий обязательное включение ребенка в любую обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность в качестве ее субъекта;
- необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.
. . . Учение книжное - это не обучение простой грамотности, а систематическое школьное преподавание. . . Детей «нарочитой чади», т. е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых священников, а для того, чтобы создать образованных людей и государственных деятелей, способных поддерживать общение с той же Византией и другими странами.
Б. Д. Греков
Итак, воспитание - это процесс передачи новому поколению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс включения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.
Воспитание - это исторически конкретное общественное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию подготовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение

Воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общества, дать необходимые знания в соответствии с требованиями производства, с социальными требованиями общества в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно предполагает наличие целей, которые задаются или всем обществом, или его составляющими - социальными, национальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.
Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим способом регламентирующих поведение, деятельность, обу-чение и отношения человека. Они составляют специфическую для данной общности систему ценностей: нравственных, эстетических, идеологических и др.
Педагогическая наука, и в частности теория воспитания на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым человеку, и с учетом психологических и педагогических закономерностей развития личности, разрабатывает содержание, методы и формы организации воспитательного процесса. Здесь требуется четко определить, что может сделать школа, семья, неорганизованная среда, окружающая ребенка; какими способами возможно противостоять отрицательным влияниям, какими объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали максимальный воспитательный эффект. Это уже будет педагогическая воспитательная система, основу которой составляют семья и школа.
Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.
Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи новому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, связанные с удовлетворением самых насущных потребностей:

В пище, одежде, жилище и передавались они методом, который в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям.) Для обучения характерно взаимодействие двух деятельностей: преподавания и учения. Первая относится к учителю (хотя эту функцию может выполнять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д.); вторая - к обучающемуся, ученику.
Обучение - целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.
Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще-ственных отношений, от системы ценностей отдельных социальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для определенных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность различных видов учебных заведений: от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.
Обучение может быть общим для всех (общеобразовательная школа) и дифференцированным, при котором осуществляется деление учащихся по интересам (гуманитарные, математические, биологические и другие классы) и по способностям (школы для одаренных детей).
Обучение в школах разных типов и других учебных заведениях реализуется через уроки, лекции, семинары, домашнюю самостоятельную работу и т. д.
Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

Воспитание - ключевые педагогические категории, дающие представление о сущности науки. Вместе с тем терминами обозначают общественные явления, неотъемлемые от жизни человека.

Обучение

Рассматривая термин применительно к общественному явлению, необходимо расценивать его как передачу от старших к младшим информации и опыта. Воспитание и образование детей должно иметь конкретные цели, а передача сведений оптимальна в рамках некоторой проработанной системы, благодаря чему охват будет полным и глубоким. Одна из особенностей образования - организация процесса взаимодействия источника информации и получающего ее индивидуума. должно максимально полно усваивать сведения, опыт, особенности взаимоотношений внутри общества, а также итоги прогресса социального сознания. В рамках образования дети знакомятся с сутью производительного труда и узнают о мире, в котором существуют, понимают, почему необходимо его охранять, как можно трансформировать. Передача этих данных таким образом, чтобы подрастающее поколение смогло их освоить и расширить в будущем - основная идея обучения.

Воспитание, развитие, обучение, образование - инструменты для передачи сведений между поколениями. Благодаря обучению возможна работа социума как единого и слаженного организма, постепенно прогрессирующего, развивающегося, полноценного. Обучение обеспечивает для каждой отдельно взятой личности высокий уровень развития, что делает объективно важным, осмысленным, значимым обучение для социума и отдельного индивидуума.

Нюансы обучения

Рассматривая отметить, что механизм, посредством которого передается информация - совместная работа старшего и младшего поколения, то есть носителей данных и тех, кому их надлежит передать. Чтобы работа была эффективной, ее организуют, следуя общепринятым правилам, формам. Это позволяет сделать общение познавательным и полезным, содержательным.

Воспитание и образование человека напрямую зависят от исторического периода существования и особенностей конкретных условий. В разных цивилизациях, эпохах организация обучения уникальна и индивидуальна. Это влияет и на выбор данных, передаваемых от одного поколения к другому, и на идеологическую обработку, а также на сознание обучаемого.

Педагогика как наука понимает под обучением имеющий цель и организацию, управляемый процесс взаимной работы обучаемого и обучающего. Воспитание в системе образования, обучение реализуются, чтобы дети усваивали новую информацию, осваивали умения, получали новые возможности, а также закрепляли способности самостоятельно искать и понимать новые сведения.

Как это работает?

Воспитание, образование - наука непростая. Обучение предполагает передачу навыков и знаний, умений. Для учителя это базовые содержательные компоненты, а для обучаемого - продукт, который необходимо усвоить. В рамках такого взаимодействия передаются в первую очередь знания. Под термином принято понимать всю ту информацию, которую освоил и усвоил обучаемый, все понятия и представления, которые он получил, а значит его картину действительности.

Получаемые в рамках образования и воспитания личности навыки предполагают автоматизированные действия, связанные с интеллектуальной активностью, движениями и сенсорикой. Человек, пройдя курс обучения, быстро и легко исполняет их, минимально загружая сознание. Освоение навыков позволяет сделать активность человека эффективной.

Еще одна цель образования, воспитания, обучения - передача умений. Под этим термином принято понимать возможность индивидуума использовать полученную информацию, навыки на практике, творчески применяя их, дабы добиваться поставленных перед собой целей. Актуальность умений особенно высока, если вспомнить, что практическая деятельность индивидуума постоянно меняется, условия не остаются стабильными сколько-нибудь продолжительный временной промежуток.

Цели и задачи: основные и второстепенные

Практикуемое в настоящее время воспитание в системе образования предполагает передачу обучаемым некоторой полезной информации, которая пригодится им в будущем. При этом обучающий персонал словно бы в качестве вторичной функции формирует мировоззрение учеников, идеологию и нравственность, а также множество иных установок, определяющих жизненный путь человека. Со стороны кажется, будто бы это формируется лишь попутно, случайно, но на практике работа ведется хоть и подспудно, но обстоятельно - именно по этой причине обучение в некоторой степени является воспитанием. Справедливо и обратное: воспитание в некоторой степени - обучение. Обучение и воспитание - два понятия, которые накладываются друг на друга, хотя перекрытие не абсолютное.

Наиболее эффективно осознать и образования можно, если оценить функции этих процессов. Самая основная - создание у отдельного индивидуума умений, навыков, знаний. Получая новые качества, человек одновременно закрепляет те, что важны для повседневности. Вместе с тем ведется работа над мировоззрением особи. Его развитие происходит довольно медленно, связано со способностью интеллекта обобщать получаемые годами знания - они становятся базой для рассуждения об окружающем персону мире.

Рост и развитие

Образование, развитие, воспитание позволяют человеку постепенно осознать себя как личность и расти в этом плане, а также научиться мыслить самостоятельно. Развитие индивидуума предполагает улучшение различных характеристик: психики, тела, но на первом месте - интеллект. Оценивая развитие разных особенностей, используют количественные, качественные шкалы.

В рамках воспитания и программы образования человек получает профессиональную ориентацию. Эта функция обучения исключительно важна, так как позволяет освоить навыки труда, получить конкретные, применимые на практике умения и знания. Персона понимает, какие именно области для нее наиболее интересны.

С детства внешние факторы готовят человека к тому, что образование - процесс непрерывный, затягивающийся на всю жизнь. Это ориентирует индивидуума активно участвовать в социальной жизни и производстве, готовит к практической деятельности и позволяет осознать важность совершенствования себя в разных аспектах и сферах. При этом учитывается, что воспитание имеют функцию креативности, то есть помогают ориентировать персону на постоянное, безостановочное совершенствование собственных качеств с разных сторон, в различных аспектах.

Почему это так важно?

Культура, воспитание, образование - общественные явления, социальные и исторические. Им свойственна высокая противоречивость и сложность. В рамках этого общественного явления происходит включение молодого поколения в социальную активность и бытовую сферу, в производство и взаимоотношения, свойственные людям. Посредством воспитания реализована Без него невозможен прогресс социума.

Социальное воспитание, социальное образование тесно связаны с иными явлениями, присущими обществу. Потребность нашего социума - подготовка новых ресурсов для производительности; без этого просто невозможно функционирование общества и его развитие. Содержательно воспитание как социальное явление - это освоение трудовых навыков, опыта производства. Уровень совершенства производительных сил тесно связан с характером воспитания. Он сказывается и на содержательных аспектах, и на методах и формах воспитания, на содержании процесса. В настоящее время актуальна гуманистическая педагогика, для которой цель - человек, его полноценное гармоничное развитие, исходящие из индивидуальных дарованных природой талантов, а также требований общества в настоящий момент.

Не забывать о культурных аспектах

Образование и воспитание - это не только передача навыков, полезных для труда, а также профессиональное ориентирование, но и культурное развитие, языковое совершенство. Во многом именно через них реализован процесс обучения, передачи опыта старших младшим. Посредством языка люди могут вести деятельность вместе, а значит успешно удовлетворять свои потребности.

Для воспитания важны разные формы социального самосознания, мораль и нравственность, религиозные течения и научная деятельность, творчество и право. Общественное сознание - это условия, в которых реализовано воспитание молодежи. В то же время для политики воспитание - путь, посредством которого можно утвердиться в социуме, дабы быть признанной новыми поколениями. Нравственность, моральные принципы влияют на человека практически с самого рождения. Именно они становятся первыми аспектами воспитания, с которыми знакомится ребенок. В момент рождения человек оказывается в обществе, которому присуща некоторая система морали, и под нее придется приспособиться по мере взросления. Именно через воспитание становится возможным такое приспособление.

Актуальность права в рамках образования и воспитания связана с необходимостью донести до детского сознания важность соблюдения установленных в обществе норм, а также недопустимость нарушения закона. Нравственное поведение подчинено закону, безнравственное нарушает его.

Воспитание и его аспекты

Во многом помогает реализовать образование и воспитание наука. Через нее происходит ориентирование на познание мира через проверенную и достоверную информацию. Наука представляет собой необходимую базу для старта жизни в обществе, для получения образования по специальности.

Через искусство у ребенка можно формировать художественную картину окружающего мира. Это рождает эстетическое отношение к существованию, прогрессу, помогает личности сформироваться полноценно в разных аспектах: духовном, гражданском, нравственном.

Образование и воспитание реализуются через религию. Этот подход актуален при необходимости объяснения некоторых явлений без использования научных аргументов. Большинство известных в настоящее время религий говорят о загробном мире и объясняют, какими путями и в каком качестве туда попадают отдельные персоны. Религия важна для воспитания, поскольку помогает создать человеческое мировоззрение.

Педагогика и воспитание

В рамках педагогики образование, воспитание (физическое и духовное) - термины, используемые в более узком значении, нежели описаны выше. Так, воспитанием называют деятельность, направленную на формирование у учеников определенных взглядов на мир и социальную жизнь. Воспитание базируется на научном мировоззрении и принятых идеалах, нормативах, а также представлении о здоровых взаимоотношениях между участниками социума. Воспитание в понимании педагогики - процесс, в ходе которого формируются моральные установки, политические, физические качества, а также особенности психологии, поведенческие реакции и привычки, за счет которых особь может вписаться в социум и быть активным его участником.

В то же время для педагогики воспитание, образование (физическое, духовное, нравственное) подразумевает итог некоторой работы. Сперва формируются конкретные задачи, по прошествии некоторого времени оценивается, насколько успешно удалось их достигнуть.

Для педагогики важно не только воспитание, но и самовоспитание. Этим термином обозначают активность человека, направленную на создание у себя положительных особенностей и исключение негативных. Как известно из многовековых наблюдений за социумом, самовоспитание - это обязательное условие развития личности, ее совершенствования.

Самовоспитание. А если рассмотреть подробнее?

Наиболее значимые содержательные компоненты самостоятельного осознанного воспитания - задачи, цели, определенные индивидуумом в качестве идеала. Именно на них базируется программа совершенствования, которую человек последовательно воплощает в жизнь (или принимает к этому попытки). В рамках самовоспитания формируются требования, осмысливаются и объясняются - именно им должна соответствовать личность, ее активность. Самовоспитание затрагивает политику, идеологию, профессию, психологию и педагогику, этику и другие аспекты человеческой жизни.

Самовоспитание наиболее эффективно, когда человек осознанно использует методы этой работы применительно к себе, когда обладает умениями реализовывать их на практике в разных жизненных обстоятельствах, условиях. Для самовоспитания важно наличие внутренних установок, самосознания, а также умение правильно и адекватно оценивать собственное поведение и развитие в разных областях и сферах. В некоторой степени самовоспитание - это усиление воли, контроль над эмоциями, что особенно актуально в экстремальной ситуации или сложных и нетипичных условиях.

Воспитание, обучение и образование

Рассматриваемые понятия можно оценить, проанализировав присущие особи познавательные силы, подготовку человека к задачам, которые ему предстоит решать. Дошкольное воспитание и образование, школьное и в более взрослом возрасте, как правило - сложное понятие, в которое включается поиск с последующим усвоением полезной информации и умений, а также итог этого освоения.

Образование - относительный итог обучения, выраженный складывающейся для человека системой навыков, данных, отношения к социуму и природе. Школьное, дошкольное образование и воспитание и совершенствование в более старшем возрасте предполагает изменение, улучшение имеющейся информационной системы представлений, а также отношения объекта к окружающему его миру. Это изменение объясняется новыми жизненными условиями, прогрессом науки и техники.

Образование является одновременно и знаниями, накопленными особью, и его психологической готовностью получать и собирать новую информацию, обрабатывать ее, а также совершенствовать собственные представления. Процесс образования позволяет получить более точные представления о социуме и окружающей природе, способности мыслить и разных методах действовать. Это помогает занять некоторое положение в социальной структуре, добиться поставленной перед собой цели в выбранной профессии и общении с иными участниками общества.

Образование - это важно!

Основное и дополнительное образование и воспитание - это методы получения умений, навыков, способ развития интеллекта, освоения нового на практике. Как следствие, человек получает множество инструментов достижения поставленных целей и решения проблем, которые могут появиться в жизни - личной или профессиональной.

Получение образования сопряжено с накоплением навыков воли, контроля эмоций, а также помогает выработать отношение к окружающему миру. В процессе образования человек развивает психику, учится поддерживать выгодные для обеих сторон взаимоотношения с миром вовне, улучшает собственный внутренний мир, а также получает опыт творчества, который в будущем пригождается при необходимости решать различные проблемы.

Процессы и итоги

Основной результат, который преследует процесс образования - полноценное и всестороннее развитие, формирование человеческой личности, которой присущи устойчивые знания, умения. Такой человек может сочетать интеллектуальную занятость и физический труд, производить значимые для социума блага, гармонично развиваться духовно, физически. Процесс образования формирует активного участника социума, которому присущи нравственные идеалы, вкус, разносторонние потребности.

Человечество накопило огромные базы знаний, а значит, нельзя говорить о возможности полноценного овладения ими одним человеком, даже если на обучение будет потрачена вся жизнь. Образование позволяет овладеть некоторым ограниченным систематизированным объемом информации, актуальным для области, в которой индивидуум функционирует. Полученные данные должны быть достаточными для самостоятельного развития, мышления, профессиональной деятельности.

Образованность предполагает системные знания и такое же мышление, то есть человек должен своими силами искать и восстанавливать нехватку сведений в имеющейся у него базе, дабы логические рассуждения были корректными и актуальными.

История и образование: античная эпоха

Говоря об античности, обычно подразумевают культуру древних Рима и Греции. Базой для нее стала египетская культура, а сама античность заложила основы для развития европейских государств. Истоки этой культуры - первое и второе тысячелетие еще до наступления текущей эры. Именно тогда самобытная культура сформировалась на некоторых островах в Эгейском море, и особенно значимым считается Крит. Здесь зародилось письмо, которое постепенно трансформировалось из пиктографии к слогам и в будущем было принято европейскими странами. В то время писать могли знатные люди, состоятельные граждане. Для них были открыты школы при храмовых комплексах, дворцовых. Определенные правила, изобретенные в тот период, актуальны и сегодня: использование заглавных букв и написание слева направо, сверху вниз. Впрочем, сама культура до наших дней не сохранилась.

Воспитание зародилось и развивалось в Древней Греции, она же считается колыбелью педагогики. Во многом это связано с историей полисов, то есть городов-государств, существовавших в шестом - четвертом столетиях прошлой эры. Наиболее значимыми считаются Спарта и Афины. Они имели собственные уникальные воспитательные системы, связанные с экономикой, географией, политикой местности, а также общим состоянием населенных пунктов. Именно в Древней Греции люди впервые поняли, что одна из самых значимым государственных функций - забота и воспитание молодежи.

Как все происходило в прежние времена?

И среди спартиатов, и среди афинян образованность была важнейшим качеством гражданина. Желая оскорбить кого-то, о нем говорили, что он не способен читать. Одним из худших зол считалось лишение права, возможности получить образование. Воспитание спартиатов было направлено в первую очередь на формирование достойного члена общины, способного воевать. Идеальной персоной был сильный духом и телом молодой человек, имеющий представление о военном деле. Воспитательная система находилась под контролем государства. Рожденный здоровым ребенок отдавался на воспитание в семью до 7-ми лет, при этом важной частью его жизни были кормилицы.

По мере достижения семилетнего возраста государство брало вопросы воспитания на себя. До достижения 15 лет дети направлялись в специальные учреждения, где контроль над процессом предоставлялся ответственному человеку. Всех принятых учили читать, писать, развивали физическую форму, закаливали. Детей учили голодать, выносить боль и жажду, покоряться, разговаривать мало и строго по делу. Красноречие строго пресекалось. Воспитанники не носили обувь, для сна им выделялась соломенная подстилка, а верхнюю одежду заменял тонкий плащ. Полагалось скудное питание, детей обучали воровать, но попадавшихся строго наказывали за неуспешность мероприятия.

Развитие продолжается

По мере достижения 14 лет молодых людей посвящали в члены общины. Воспитание предполагало получение гражданских прав с этого возраста. Посвящение сопровождалось истязаниями, унизительными испытаниями, во время которых не допускались плач или стоны. Успешно прошедшие истязания воспитанники дальше получали образование в соответствии с государственной программой. Их учили музыке и пению, танцам. Воспитание практиковалось самыми суровыми методами. Юношам давали четкое представление о политике и нравственности, приемлемой в родном полисе. Ответственность за это возлагалась на умудренных опытом военных, рассказывавших аудитории о героических свершениях, случившихся в прошлом.

К 20-летнему возрасту послушники получали полное вооружение и начинали совершенствовать свои боевые способности.

История воспитания: как росли девушки в Спарте?

Во многом работа с женским полом была сходна с описанным выше совершенствованием мальчиков. Некоторое внимание уделялось общеобразовательной программе, но основное - физическому развитию и военным способностям. Основная задача гражданки Спарты - охранять жилье и контролировать рабов, пока муж находится на войне или задействован в покорении восстания.

А что было в Афинах?

В этом полисе образование и воспитание пошли иной дорогой. Афины стали центром ремесленничества, торговли, здесь возводились памятники архитектуры, ставились представления, проводились состязания. Афины привлекали поэтов, философов - были созданы все условия для выступления перед аудиторией. Существовали гимнастические залы. Развита была система школ. Общество, в котором развивалось воспитание, было неоднородным, ориентированным на разные слои населения. Основной целью воспитания было формирование полноценной личности. Внимание уделялось физической форме и интеллекту, восприятию красоты и нравственности.

До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. После этого возраста родители, обладающие достаточным состоянием, направляли чадо в общественное заведение. Девочки обычно оставались дома - их учили вести хозяйство. По традиции, в Афинах девушкам полагалось только такое воспитание, но оно включало в себя письмо и чтение, музыку.

До 14 лет мальчики получали начальное образование. В школу они ходили в сопровождении раба-педагога, а на занятиях получали представление о чтении, письме, арифметике. Посещая кифариста, они получали представление о литературе, эстетике. Детей учили декламировать, петь, обучали музыке. Особенное внимание уделялось поэмам «Илиада» и «Одиссея». Как правило, дети ходили и в школу кифариста, и к грамматисту. Это называлось мусической школьной системой.

Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в определенных формах. Вместе с развитием университетского образования исторически изменялась организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим.

Форма организации обучения в вузе – есть внешний вид учебно-воспитательного процесса, как бы его оболочка.

Форма – это способ существования и выражения содержания обучения, иначе, чем через формы невозможно представить и выразить содержание учебных дисциплин.

В формах опосредуется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности преподавателя и студентов. В них выражается разная степень их взаимодействия, в одних из форм возможно проявление большей степени активности преподавателя (лекция), в других – студентов (семинарское занятие). Совокупность разнообразных форм составляет структуру учебного процесса. Учебный план подготовки специалистов обычно представляется через организационные формы обучения студентов.

Формы организации учебного процесса предполагают определенное количество и состав студентов. В зависимости от этого фактора учебная деятельность вуза реализуется в массовых формах (лекция), групповых (семинарское занятие), индивидуальных формах (консультация); при этом преподаватель выполняет разные функции? организатор учебного процесса, источник знаний, консультант, контролер, анализатор.

Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.

В современной высшей школе используются следующие формы учебной деятельности, которые условно можно подразделить на 4 группы?

1) формы теоретической учебной деятельности? лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической учебной деятельности? лабораторно-практические работы, практикумы;

3) комбинированные формы учебной деятельности? педагогическая и производственная практика;

4) контрольные формы учебной деятельности? коллоквиум, зачет, экзамен.

Воспитание – это целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и сущностных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми.



Воспитание – сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает обязательные изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. В нем принимает заинтересованное участие студенческий коллектив.

Существуют и общие концептуальные положения, ориентация на которые способствует повышению продуктивности воспитательного процесса. Рассмотрим их.

Первое. Воспитание и обучение имеют общую цель – формировать личность будущего учителя-профессионала. Но воспитание не продолжает учебный процесс, его нельзя сводить к дополнительным занятиям. Оно лишь опирается на общую с обучением цель и призвано своим содержанием, методами и организационными формами реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию студентов, формированию индивидуально и социально значимых качеств. Воспитание содействует становлению человека.

Второе. Воспитательная работа в вузе, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью – разностороннего развития личности будущего учителя с опорой на ее индивидуальность.

Третье. Продуктивность воспитания студентов находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе. Исследования показывают, что при педагогической систематизации всех средств, имеющихся в высшей школе, вокруг выдвинутых целей, эффективность воспитательного процесса повышается. Это первый шаг.

Четвертое. Не уменьшая роли педагога и целенаправленной организованной педагогической деятельности, в этот процесс необходимо более основательно включить самого студента, его собственные силы, его активность, причем, осуществить это включение на всех этапах организации воспитания, начиная с планирования.

Пятое. Важными элементами воспитательной системы вуза (факультета) являются деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат.

Шестое. В условиях вуза воспитание раскрывает свои потенциальные возможности не полностью, в силу этого оно используется не в полной мере для достижения поставленных целей. Если объективно проанализировать и осмыслить его сущность, оценить возможности, то станет очевидно, что воспитание многофункционально. При таком подходе открываются новые его стороны и грани. Процессу воспитания студентов в высшей школе присущи следующие функции? воспитывающая, развивающая, познавательно-образовательная, коммуникативная, организаторская, профессиональная.

Седьмое. Система социальных ролей обеспечивает действительную подготовку молодых людей к жизни в обществе и труду. Если в качестве одной из целей воспитания выдвинуть системно-ролевой подход, то оно в значительной мере переструктурируется, приобретает новое звучание, наполняется дополнительным смыслом и содержанием.

Девятое. Важно у студентов в период обучения в вузе заложить стремление и потребность в самовоспитании.

Основные направления воспитания в вузе.

Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с целевым комплексом. Избранные конкретные цели определяют содержание воспитания, его направленность и составные части. В воспитательном процессе любого вуза выделяются следующие направления (или составные части)? политическое, трудовое, эстетическое, экологическое, правовое, физическое. Воспитательный процесс не является простой суммой составных частей, они взаимосвязаны, в живом процессе воспитания переплетаются, взаимодействуют, нередко дополняют друг друга, в этом процессе формируется целостная личность будущего учителя.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления?

а) формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

б) формирование базовой профессиональной культуры;

в) формирование отношений к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

г) формирование педагогической профессиональной нравственности;

д) подготовка к выполнению различных ролей? гражданина, семьянина, труженика, человека;

е) формирование ценностей? педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально-значимых;

ж) дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Кроме названных направлений организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного студенческого коллектива, уровня воспитанности студентов.

Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов; его направление, содержание, выбор методов, средств и форм.

Следующие принципы?

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.

Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл? правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.

3. Гармонизация личных и общественных интересов.

Истина лежит посередине. Если в основу воспитания положить принцип гармонизации личных и общественных интересов, то оно будет влиять на формирование студентов, заботящихся об отечестве, в котором живут, одновременно проявляют внимание к себе и другим людям, разумно сочетают свои интересы с интересами своей страны, общества.

4. Связь воспитания с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.

чтобы оно было сориентировано своим содержанием на современную социально-политическую действительность.

5. Воспитание личности в коллективе

Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь необходимо опора на данный принцип.

6. Природосообразность воспитания

В настоящее время данный принцип предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов; что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов.

Рассматриваемый принцип предполагает, что индивидуальная работа со студентами будет осуществляться в общем коллективном процессе воспитания, на фоне современных социокультурных тенденций и одновременно сочетаться с персональным влиянием на студента с определенными частными целями.

7. Уважение личности студента.

Уважение основано на признании в студенте личности, оно связано с объективным и доброжелательным отношением к нему.

8. Воспитание в деятельности и общении.

Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений. Она помогает студентам подчас убедится в истинности или ложности тех или иных идей, положений.

Общая характеристика методов воспитания.

Методы воспитания – это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение задач формирования разносторонне развитой личности будущего учителя.

Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном воспитательном процессе в условиях вуза.

Разъяснение. – есть монологическое изложение сущности какой-либо идее, положения, закона, позиции т.д.

Убеждения. – метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой студентами точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам.

Переубеждения. Политическая нестабильность, во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения для переориентации студентов, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения.

Совет. Преподаватели, опираясь на свой педагогический и жизненный опыт, стремятся передать его студентам посредством советов.

Педагогическое требование

Общественное мнение.

Если педагогическое требование используется в работе со студентами преподавателями, то общественное мнение – это метод деятельности студенческого коллектива.

Пример для того, чтобы вызвать у студентов высокие переживания, определить благородную цель- перспективу

Поручение и задание. прежде всего комсомольская, профсоюзная, спортивная, студенческие штабы и профильные клубы

Упражнение.

Метод упражнений, воспринимаемый как многократное повторение действий, поступков, переживаний обучающихся с целью формирования и закрепления у них навыков и привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств, известен давно. Педагоги понимали, что воспитать молодого человека, опираясь лишь на методы разъяснения, совета, убеждения, невозможно, его надо учить культуре поведения, или поставить в такую ситуацию, когда определенное качество (состояние, переживание) должно проявится.

Соревнование.

В настоящее время на первый план выступают эгоистические устремления личного плана, попытки добиться успеха любой ценой, коллективные интересы приглушены. Подобные нравственные тенденции объясняются действием общей социально-экономической системы конкуренции в рыночных условиях, что оказывает существенное влияние на процессы воспитания молодежи. Поэтому, применяя данный метод, необходимо учесть наличие этих тенденций и попытаться их преодолеть, опираясь на его позитивные возможности.

Методы стимулирования.

Это – группа методов, включающая одобрения, осуждения, контроль, самоконтроль. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания, письменного приказа с оценкой деятельности, тестирования.

Метод самоконтроля применяется студентом к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания, он помогает решать вопросы саморегуляции духовного мира и внешней линии поведения и деятельности. Этот метод имеет больше, чем какой-либо другой, непосредственно личностный смысл.

В целом методы воспитания способствуют развитию общей культуры студентов, их интеллекта, эмоционально-волевой и физической сфер, задатков и способностей – то есть содействуют разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.

Формы воспитания и виды деятельности студентов.

Содержание воспиательного процесса реализуется посредством определенных форм. Форма – это внешний вид воспитательной работы, как бы ее обложка. В условиях вуза используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, воскресники по благоустройству), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами.

Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.

В условиях высшей школы наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы? тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, эскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные студенческие отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др.

8. Какова роль образовательных стандартов? Что общего и в чем особенности Государственных образовательных стандартов и Образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемы ведущими университетами?

Ведущим вузам России предоставлено право устанавливать собственные образовательные стандарты, которые при удовлетворении требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО позволяют обеспечивать качество подготовки выпускников, соответствующее уровню мировых стандартов.

Макет стандарта, требования к условиям реализации

Образовательный стандарт САФУ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных программ высшего образования по направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности).

Содержание вузовского образования, структура и объемы учебных дисциплин определяется нормативными документами, утвержденными Министерством образования. Это образовательные стандарты по каждой профессии, учебные планы по каждой специальности, квалификационные характеристики, учебные программы по предметам. Модель специалиста, квалификационная характеристика, в которой содержаться требования к определенной специальности, служит основой для разработки учебных планов и программ; а программы являются ориентиром для подготовки учебников, учебных и методических пособий. По мере развития общества, научно-технического и культурного прогресса, социальных преобразований представления о деятельности учителя изменяются, что влечет за собой соответствующие изменения в содержании учебно-воспитательного процесса, методике и технологии его организации. Совершенствование, модернизация профессиональной подготовки будущего учителя может носить частичный характер и происходить как бы “на ходу движения”, но может быть и глобальной, выливаясь в реформу. В процессе перестройки изменяются учебные планы вузов и факультетов, учебные программы по конкретным дисциплинам, учебники, учебные и методические пособия, учебное оборудование.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.