Ценностная основа духовно нравственных методик сказкотерапии. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе сказкотерапии

Пожиткова Елена Вячеславовна

Сегодня всё чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей и просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.
Воспитателям необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.
Сказкотерапия, являясь методом психологической работы с детьми, представляет естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого посредством сказки.
Методика сказкотерапии построена так, что специалист, работая с ребенком, приходит к пониманию того, что нужно ребенку и как ему можно это дать, т.е. сказкотерапия выполняет двоякую функцию - вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подачи.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений - особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.

Сегодня молодые семьи всё чаще отказываются от помощи бабушек и дедушек. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке. Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет да и скажет бабушка: «Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, красивая, как Василиса». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом «…не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены - а это верная примета». И внучка уже бежит за веником. А если в доме много грязной посуды, то вновь от бабушки слышится…«Учти, муж будет рябой, если посуда долго лежит немытая». Глядишь - и нет грязной посуды. Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения.
Очень важным является то, как ребенку преподносят сказку. Когда мама, читая сказку о любви, говорит дочери, что в будущем она выйдет замуж за принца, она задает дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж является образом человека.
Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту.
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребёнок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым (достать меч и победить дракона), показать свою силу или состоятельность.
Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы - это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности.
Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться.»
Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребёнок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца-жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну эльфов. Это не что иное, как истории превращения ребенка во взрослого человека.
Проживая события сказки, ребёнок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт, он «примеряет» на себя образ того или иного сказочного персонажа. Ведь каждый сказочный персонаж символизирует что-то своё. Рассмотрим некоторые из них.
Фея - легкое, воздушное существо, наделенное магической силой. Вестница судьбы, ведунья, волшебница - другие её имена. Фея - прекрасное звездное существо, своеобразный посредник между Космосом и Землей, миром людей. Фея неразрывно связана со светом, пронизывающим любые пространства. Ощутить себя феей - значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли; пережить состояние волшебника, для которого нет ничего невозможного.
Маугли - человек, но его жизнь проходит в джунглях среди зверей. «Человеческий детёныш, лягушонок» - так называют его волки. Звери, окружающие Маугли, обладают силой, сокрушительной мощью или грациозной гибкостью и ловкостью. Маугли принимает мио зверей: «Мы с тобой одной крови: ты и я». Маугли символизирует единство окружающего мира: флоры, фауны и человека.
Лебедь . Белый лебедь символизирует прекрасные и чистые помыслы. Лебедь - знак величия, красоты и грации.
Слушая сказки, ребёнок впитывает её философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, а потом разыгрывает это с друзьями. Причем эти процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.
На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, репертуар образов, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.
Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути являются сказки) и творческой деятельности на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта.
Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.
Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими, начинают помогать друг другу.
На выбор человека влияют его происхождение, воспитание и окружение и, конечно же, сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют ребенка особенным образом переживать за героев, волнуя душу и пробуждая фантазию; они несут особый эмоциональный и энергетический заряд. Путешествую по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире. Все это помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями: размышлять о своём предназначении, исследовать собственные способности и возможности.

Духовно-нравственное воспитание методами сказкотерапии.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей интересовала меня еще во времена учебы в институте и даже стала темой дипломной работы. Почему эта тема меня волновала? В наше время, большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать детей, по существу принуждая их к интеллектуальным усилиям, к которым они, часто, не готовы ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития важнее всего питание эмоциональной сферы, развитие чувств, обретение самого себя. Искусственное «выращивание» и « ускоренное развитие» часто приводят к тем же результатам, что и разворачивание бутонов цветов. Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но и сердце и душа, для которых в погоне за знаниями не остается времени.
И педагоги и родители так увлеклись идеями просвещения, что совсем забыли о том, что большинству детей понадобится не сумма голых знаний, а умение создавать, созидать, творить, что в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которого все накопленные знания могут оказаться ненужными. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка. Наша система образования, развивающая умение мыслить конкретно и точно, анализировать и выстраивать алгоритмы, стремится к развитию интеллектуальных способностей детей в ущерб развитию и обогащению их чувств. Поэтому, на мой взгляд, необходимы дополнительные занятия во внеурочное время для полноценного и всестороннего развития эмоциональной сферы ребенка, что станет залогом воспитания его чувств, его духовной сферы.
После учебы, устроившись на работу в школу- интернат для детей с отклонениями в развитии, я продолжила работу по этой теме, обогатив накопленный материал новыми знаниями, расширив их в соответствии со спецификой своей работы. Дети с отклонениями в развитии еще более нуждаются в развитии чувств и эмоций. Например, у детей с нарушениями зрения или полным его отсутствием, недостаточно сформированы представления об окружающем мире, и в этой ситуации, необходима параллельная работа по развитию предметных представлений, а также развитию чувств и эмоций, которые сопутствуют изучаемому предмету или явлению. Необходимо также научить незрячего ребенка находить верное телесное выражение различным чувствам, эмоциям, состояниям, правильно использовать выразительные средства общения для того, чтобы он мог полноценно общаться с другими людьми.
Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы создать условия для полноценного развития личности. Обучая детей мыслить логически, давая им определенные знания и опыт, я оставляю время на то, чтобы дети могли погрузиться в мир красок, форм, образов, ощутить красоту и мелодичность музыки, увидеть совершенство природы, познать глубину истинных человеческих чувств. Как же научить детей « смотреть сердцем»? Ведь ребенок может понять другого человека, и тем более СОпереживать, СОстрадать, СОчувствовать ему только тогда, когда научится распознавать, называть свои собственные чувства и владеть ими. Как научить детей тонко чувствовать друг друга, накопить опыт взаимочувствования? В этом мне помогают занятия по сказкотерапии. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
В сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира, но как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано. Сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного, она способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. На своих занятиях я использую методы арттерапии, игротерапии, куклотерапии и др. В качестве примера привожу одно из моих занятий по сказкотерапии « В гостях у сказки».

Тема: « Милосердие и сострадание»
Цель: раскрыть понятия сострадания и милосердия, показать разницу между созерцательной добротой и активным, самоотверженно действующим добром.

Задачи:
-активизация самостоятельной познавательной активности детей;
- создание условий для улучшения выразительных средств общения детей: мимики, пластики, речи.
- дать возможность задуматься о природе человеческой привлекательности, научиться преодолевать барьеры в общении;
- продолжить формирование эмпатических реакций детей, а также оказать влияние на процесс развития эмоциональной сферы и творческих способностей школьников;
- создать условия психологического комфорта для снятия психического напряжения;

Оборудование:
- методическое пособие « Философия для детей в сказках и рассказах» М. А. Андрианов. Минск: Современная школа, 2010.
-Видео и аудио материал для использования на интерактивной доске (классическая музыка или музыкальная заставка « В гостях у сказки», видео- сюжеты « Сказки»)
- карандаши, фломастеры, альбомные листы;
- накидки серого и белого цвета, листочки из бумаги, волшебная палочка (для инсценирования)

Методы:
Педагогические: методы формирования и коррекции сознания личности в деятельности, методы стимулирования.
Психологические: методы эмоционального и рационального воздействия на ребенка.

Мероприятие рассчитано на 40 минут.

Подготовительный этап. Настрой на совместную работу. (4 минуты)
Методы: двигательные ритмы, подвижная игра.
-Добрый день ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. Но чтобы там оказаться, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться разные препятствия. Их нужно преодолеть, а поможет нам Дружба! Вы готовы?(ответы детей)
Встаньте друг за другом. Сейчас вы « змейкой» пойдете по воображаемой тропинке. Итак, в путь! (звучит музыка, на интерактивной доске демонстрируются видео- сюжеты).Перед нами первое препятствие: тропинку залила вода и нам надо пройти по камням, чтобы не намочить ножки (дети изображают, как они прыгают с камня на камень). А теперь над тропинкой нависли ветви деревьев, и нужно низко нагнуться, чтобы пройти дальше (дети нагибаются, идут на корточках).Слышите шум? Это пролетает сказочный дракон, нам надо спрятаться, сделайте вот так: поставьте руки «домиком» над головой и присядьте (дети делают руками «домик» и приседают). А вот и сказочная страна! Произнесем волшебные слова (дети произносят: « В гости к сказке мы пришли! Сказка, мудрости нас научи!»). Ребята, мы оказались в сказочной стране. Садитесь на волшебные стульчики и слушайте сказку.
Основной этап.
Чтение сказки « Два облачка» из книги «Философия для детей в сказках и рассказах»
М. А. Андрианова. Минск: Современная школа, 2010.
Обсуждение сказки. (7- 8 минут)
Методы: проблемно-поисковый, убеждение (словесное воздействие на разум, чувства, эмоции);
Цель: раскрыть суть понятий милосердия и сострадания.
-Ребята, вам понравилась сказка? Почему? (ответы детей)
-Что можно сказать об облаках, какие они были, добрые или злые? (Добрые) Почему? (-Жалели, сострадали).
- Какое облако вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)
- Вы верно заметили, что Белое облако, как и серое облако было добрым, т.к. оно жалело деревце, сострадало ему, но бывает одного сострадания мало для того, чтобы помочь. Вы со мной согласны?(ответы детей)
- А как поступило серое облако? (ответы)
- Такой поступок называют милосердным. Когда не только жалеют, но и оказывают помощь.
- Произнесите слово: СОСТРАДАНИЕ, из каких слов оно состоит? (совместное страдание) Что вы чувствуете? (боль)
- Произнесите слово: МИЛОСЕРДИЕ, из каких слов оно состоит? (милое сердце)
- Что вы почувствовали? (радость)
- Как вы думаете. Что труднее сострадать или поступать милосердно? Почему7
- Представьте: у вас беда, вы хотите чтобы вас только пожалели или чтобы вам помогли
исправить ситуацию, изменить все к лучшему? (ответы)
Рефлексия: Ребята, а у вас в жизни были ситуации, когда к вам, или вы, проявляли сострадание или милосердие? (ответы) Какие чувства вы испытывали?(ответы)

Метод: театрализованная игра. (5 минут)
Цель: улучшить и активизировать выразительные средства общения: мимику, пластику, речь; научить находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Ребята, а сейчас давайте попробуем превратиться в наших героев.
- Превращаемся в засыхающее деревце, которому очень нужна помощь. Какой у вас будет голос? Выражение лица? Движения ваших рук- ветвей? Изобразите мимикой, жестами, голосом, как оно засыхает. Что вы чувствуете? (боль, страдание, усталость)
- Превращаемся в белое облачко, проявим сострадание и пожалеем деревце. Какое у нас будет выражение лица? Голос? Движения? Изобразите.
Что вы почувствовали? (жалость, печаль, слезы дрожат в голосе).
А теперь превратимся в серое облачко, проявим милосердие и пожалеем засыхающее деревце. Что вы ему скажете? Каким голосом? Изобразите.
- Какие чувства вы испытали? (жалость и радость от возможности помочь).
- Ребята, вспомните сказку о горячем и холодном сердце и скажите, какое сердце было у белого облака? (теплое).
- А у серого облачка? (горячее)
- Ребята, а с каким облачком вы хотели бы подружиться? Почему? (ответы)

Метод: моделирование ситуации и инсценирование сказки. (8 минут)
Цель: развитие творческих способностей детей, умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, учиться тонко чувствовать друг друга.

Ребята, давайте проиграем нашу сказку и попробуем изменить ее конец. Вы согласны?
- Вспомните, что нам надо сделать, чтобы жалостливое, сострадательное белое облако проявило милосердие? Кто помнит волшебный способ? (Ответы)
- Вы правы, надо чтобы КРАСОТА милосердного поступка серого облака ЗАЖГЛА СЕРДЦЕ белого облака и тогда они ВМЕСТЕ ПОМОГУТ засыхающему деревцу.
Распределим роли и проиграем сказку.
- Кто будет исполнять роли облаков? Дерева? Красоты?
Инсценирование сказки.
- Облака, что вы почувствовали проявляя милосердие? (радость) Почему? (деревце ожило)
- Дерево, что ты почувствовало, когда к тебе проявили милосердие и спасли тебя?(радость и счастье)
- Красота, что ты чувствовала, когда зажигала сердце белого облака? (радость от своего могущества)

Тренинг.(4 минуты)
Методы: упражнение, поощрение.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка, развитие умений преодолевать барьеры в общении.

Ребята, а сейчас мы узнаем, как в повседневной жизни вы можете проявить сострадание и милосердие. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
- Ваш друг получил плохую отметку, как поступите вы? (ответы)

- Ваша мама пришла домой очень усталая, а дома много дел, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Ваш маленький братик или сестричка очень хочет гулять, но не может сам одеться, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Ваш одноклассник потерял карандаши, а он очень любит рисовать, как поступите вы?
(ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Придя в лес вы увидели, что кто-то оставил мусор, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, это говорит о том, что у вас сострадательные и милосердные сердца.

Метод: иллюстрирование. (5-6 минут)
Цель: закрепить полученный эмоциональный опыт в образах, различных цветовых решениях, сюжетах.

Ребята, а сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте рисунок- иллюстрацию к этой сказке. Какие цвета вы выберете? Кого из персонажей изобразите? Почему? (ответы)
Какие красивые получились рисунки!

Итог. Рефлексия. Ритуал выхода из сказки.(5 минут)
- Чему же нас научила сказка? (ответы)
- Кого называют сострадательным человеком? (человека, который в трудную минуту может пожалеть и посочувствовать другому. Сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с тем, кому плохо, старается его утешить, успокоить.)
- Кого называют милосердным человеком? (человека, который не только жалеет, но и готов прийти на помощь, может многое простить другому, старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто попал в беду.)
- Ребята, как вы думаете, эти качества нам пригодятся в жизни? (ответы)
- Что вам понравилось больше: проявлять сострадание или милосердие? Почему? (ответы)
Ребята, наше сказочное время истекло, нам надо возвращаться домой.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, представьте, что мы летим на сказочном ковре- самолете (звучит музыка) Скажем волшебные слова: « Сказка, сказка нам пора! Мы возьмем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились! До встречи, сказка!» Откройте глаза, вот мы и дома.
- Вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось? Почему? (ответы)
До свидания.

Развивайте в детях « душевные дары»: душевную щедрость, умение откликаться на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, умение заботиться о своих близких, а поможет вам опыт тысячелетий, накопленный в сказках, которые помогают детям усвоить жизненные правила: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом", что «безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать». А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

Хижняк Надежда Николаевна
Воспитатель школы- интерната 3-4 вида
г. Армавира.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

В этой связи, духовно-нравственное развитие и воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие "духовность" в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике (М.С. Коган). Духовность (бездуховность) как качество личности проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой, досуговой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность - "это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру - такова сущность духовности".

И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и даёт следующее определение: "Духовность - способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность".

Н.Г. Дмитриева считает, что "духовность личности - система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир".

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В словаре Ожегова С.И. "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Большинство учений нравственность отождествляют с моралью, нравственность рассматривается как русский вариант латинского термина "мораль".

В словаре по философии "мораль" (латинское "mores" - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)".

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, что "мораль относится к сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства", подчеркивая, что "духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность является одной из ступеней восхождения человека к духовности".

Если рассматривать трактовку понятий "духовность" и "нравственность" в словаре педагогического обихода, то "нравственность - личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро", а "духовность - понимается как нравственно ориентированные воля и сознание и как ценностное содержание сознания".

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие определения.

Мораль - это комплекс норм, принципов и правил, определяемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения.

Нравственность - способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми.

Духовность - внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения составляют сущность духовно - нравственного развития и воспитания.

В.А. Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Нравственность формируется в процессе воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками ребенка, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий, поступка, способствуют становлению нравственного cамосознания.

Воспитание выступает как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

В этой связи, нравственное воспитание личности должно начинаться с принятием растущим человеком нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.п., становлением нравственного сознания ребенка.

Внешние психолого-педагогические воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они стимулируют у детей их собственное стремление к духовно-нравственному развитию.

Под развитием понимается "процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции" ..

Поэтому не случайно в современном образовании такие понятия, как "духовность", "нравственность", "развитие" и "воспитание" приобретают единое звучание.

Законодательное утверждение понятия "духовно-нравственное развитие" в качестве важнейшего приоритета воспитания непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию, поскольку содержанием духовно - нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" духовно-нравственное развитие гражданина России представлено как "педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации, мирового сообщества" .

Базовые ценности (патриотизм, гражданственность, традиционные российские религии, природа, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, человечество) представляют собой ориентиры национального воспитательного идеала и раскрываются авторами Концепции в системе нравственных представлений.

Для нашего исследования, связанного с осмыслением духовно - нравственного развития дошкольника наибольший интерес имеет описание ступеней духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где:

  • · первая ступень - духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье, освоение ребенком ценностей семейной жизни. Авторы указывают на то, что "взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека";
  • · вторая ступень - "это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни" его "малой Родины";
  • · третья ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. "Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации";
  • · четвертая ступень - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания, что открывает нам возможность организации процесса духовно - нравственного развития дошкольника с учетом первой и второй ступеней, в "зоне ближайшего развития ребенка".

Таким образом, духовно-нравственное развитие личности рассматривается нами как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Приоритетными для рассмотрения проблемы духовно - нравственного развития дошкольника в учреждении дополнительного образования детей оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Задачи: Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Чтение знакомых сказок, рассматривание иллюстраций, речевые игры. Придумывание своих сказок. Изготовление книг «Сочиняем сами»

Октябрь Развивающие игры Никитина. Развивать познавательную активность детей, мышление, зрительную память, наблюдательность, речевую активность. «Сложи квадрат»

Ноябрь Работа над лексико - грамматическим строем речи и связной речи. Выставка книг со сказками

А. С. Пушкина

К. и Чуковского и т. Д. Просмотр сказки Гуси лебеди», пересказ (с использованием здоровьесберегающих технологий) .

Декабрь Слушание детской оперы «Золушка» муз М. Красева Развитие творческой самостоятельности в передаче образа. Конкурс рисунков «Моя золушка».

Январь Знакомство со сказкой «Лисичка сестричка и серый волк». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Картотека по сказкам.

Февраль «Морозко». Работа над оценками характера и мотивы поступков героев, передавать диалоги героев с интонацией, насмешкой, обидой, просьбой. Показ сказки.

Март Работа над обогащением и активизацией словаря, закрепление знаний полученных по обучению грамоте. Активизация родителей на развитие у детей познавательной деятельности, внимательности, памяти. Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки».

Апрель Работа со словами и выражениями из текста, схемы, закреплять умение понимать смысл пословиц. Воспитывать интерес и развитие творческих способностей через театральную деятельность. Проект «Волшебная страна сказок».

Май Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас. Показать сказку как средство духовно нравственного воспитания, уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, развивать воображение, воспитывать интерес к сказкам, обогащение эмоций. Литературная викторина «Петрушка со сказками»

Форма отчёта: Проект «Волшебная страна сказок».

www.maam.ru

План самообразования по теме «» (старшая группа)

План самообразования

воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»

на 2015- 2016 учебный год

ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Введение:

Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Пояснительная записка

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. в ходе режимных моментов;

3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. при организации самостоятельной детской деятельности.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Cрок реализации: 1 год (2015- 2016 учебный год)

(заполняется в процессе реализации плана)

Теоретический этап

1. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.

2. Малова В. В.

«Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Владос, 2010

2. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обуч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме

Практический этап

4. Изучение инновационных методик и технологий В течение года «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»

5. Консультации для родителей В течение года 1.«Сказка как средство духовно-нравственного

воспитания детей дошкольного возраста»

2.«Роль сказок в развитии детей»

3. «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

7. Презентация Февраль «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

10. Презентация Март «В стране сказок»

11. Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятия Апрель «Путешествие по русским народным сказкам»

12. Отчёт о проделанной работе Май Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки»

13. Планирование деятельности и перспектив развития Июнь - август Составление плана работы на следующий год по теме самообразования

Подготовительный этап:

1. Подбор и изучение методической литературы;

2. Подбор дидактических игр

3. Составление перспективного плана

www.maam.ru

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Тема инновационного опыта:

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования , его практическая значимость) .

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

Ведущая педагогическая идея

Результативность опыта.

www.maam.ru

Тема опыта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок» (стр. 1) | pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Семицветик»

ТЕМА ОПЫТА:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Ведущая идея опыта

o Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника

o Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятель­ности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

o Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Цели и задачи:

Общие цели:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятель­ности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доб­рой, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посред­ством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро­дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления пози­тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внима­тельного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы­шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, ра­ботать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с ува­жением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, раз­витию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательнос­ти, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктив­ной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в рече­вую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, свя­занную с образным строем и сюжетом сказки.

7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Накопление и систематизация опыта проходило в процессе организации образовательной деятельности воспитателя по организации дополнительных образовательных услуг – кружка «Волшебное лукошко».

Результативность представленного опыта

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Изучение группы воспитанников «Сказка как средство развития духовно-нравственной сферы у дошкольников»

Проблема педагогического исследования состояла в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка дошкольного возраста.

Мы предположили, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста") .

Изучение группы воспитанников проводилось с участием детей дошкольного возраста. Всего было обследовано 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков.

В процессе итогового диагностирования изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".

Диагностика духовно-нравственного развития

Подробней pandia.ru

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Разделы: Работа сдошкольниками

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Проблема

состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность проблемы

состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Целью нашей работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи.

    Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;

    Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей.

    Продолжить работу по имиджтерапии.

Новизна данной работы является организация в нашем детском саду уголка имиджтерапии.

I этап

Цель: изучение литературы по данной проблеме, работа с родителями по изготовлению костюмов и декораций.

    Проводилось с родителями анкетирование на тему: “Семья и книга”

    Изготовление костюмов и декораций, кукол – игрушек из бросового материалов, пошив кукол – варежек, изготовление детьми конусных кукол, масок, коллаж “В мире сказок”.

II этап

Цель: приобщить родителей к чтению книг детям и привитию любви к народному фольклору.

Работа с родителями:

Программа реализации темы по самообразованию:

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

в подготовительной к школе группе № 15

МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"

подготовила воспитатель: Трощенко Л. П.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) .

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Новизна моего исследования заключается в следующем:

Разработано перспективное планирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;

Определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

Разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

Разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;

Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;

О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек.

Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

Ведущая педагогическая идея

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Оптимальность и эффективность средств

Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

Развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

Знание определенных сказочных сюжетов;

Умение понимать сюжетную линию сказки;

Выделять проблему, актуализированную в сказке;

Выражать свои мысли и чувства в речи;

Умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

Умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

Сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

Умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

Понимать эмоциональные состояния окружающих.

Результативность опыта.

Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:

Усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

Осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые мною достигнуты:

Дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.

Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, план профессионального саморазвития, наглядный материал, иллюстрации и репродукции к различным видам сказок; наглядно - дидактический материал по сюжетам знакомых сказок; игровые атрибуты для театрализованной деятельности; кукольный театр, подобраны дидактические, настольно - печатные игры.