Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения. "картотека бесед на каждый день" старшая группа

Картотека бесед
в старшей группе
Карточка­1
«Дорожная азбука»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного
движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар
для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их­
не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или
на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о
назначении светофора; учить различать дорожные знаки
(предупреждающие, запрещающие, информационно­указательные),
предназначенные для пешеходов.
Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными
знаниями в повседневной жизни.
Карточка­2
«Полосатая зебра»
Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу
можно переходить в специальных местах – наземных и подземных
переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход».
Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов
запрещено». Формировать
устойчивые навыки осознанного,
безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить детей
применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки
ориентировки в пространстве.
Карточка­3
«Планета Земля в опасности"
Цель: способствовать формированию представлений детей о том,
что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного
шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть
материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать
обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много
живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух,
чистая земля. Формировать представление детей, что планета
Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе,
правильное с ней общение, желание изучать ее.
Карточка­4

«Москва – столица нашего Отечества»
Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый
большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что
это главный город нашей Родины, столица.Воспитывать
уважительное отношение к государственным
символам, традициям и обычаям своего народа.
Воспитывать любовь к Москве и России в целом,
расширять кругозор, передавать знания об истории,
достопримечательностях. Воспитывать чувство
гордости за свой народ, патриотические чувства.
Воспитывать интерес к истории города и страны,
любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство
восхищения красотой родной природы, талантом
русского народа.
Карточка­5
«День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике
­День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –
начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду.
Расширять представление детей о профессии учителя,
воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж,
ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения
между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление
поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать
уважение к труду сотрудников детского сада.
Карточка­6
«День матери»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День
матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери.
Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме.
Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви.
Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные
эмоции.
Карточка­7
«Новый год»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и
традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать

знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда
Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года;
воспитывать любовь к истории России, национальную гордость;
воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать
умение поддерживать беседу.
Карточка­8
«Крещение»
Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как
христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и
уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о
значимости крещения, принятия православия, развивать
способность воспринимать, анализировать литературные
произведения, умение выражать свои чувства.
Карточка­9
«Масленица»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей.
Развивать интерес к русско­народным праздникам, приобщать их к
традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство
уважения к народным традициям русской культуры.
Карточка­10
"Наша Армия".
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые
представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить
детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства
гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на
сильных Российских воинов.
Карточка­11
«8 марта»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать
у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать
уважительное, нежное и благородное отношение к мамам,
бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу,
потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить
знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать
созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и
радостного настроения от праздника. Развивать умение

поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку
зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка­12
«Первый космонавт»
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его
значением для человечества. Обогатить представления детей о
космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании
космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к
космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность
детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство
гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Карточка­13
«День Победы»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с
защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как
защищали свою Родину русские люди в годы Великой
Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей,
способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать
чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны,
желание заботиться о них.
Карточка­14
«Пасха»
Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником ­
Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением;
с православным преданием о пасхальном яичке как о символе
воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать
словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского
народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность
изделий народного творчества.
Карточка­15
«Кубань­Родина наша»
Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в
годы войны 1941­1945 гг. Воспитывать бережное отношение к
народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой
Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина

как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине,
интереса к её героической истории; формирование чувства гордости
за воинов – защитников.
Карточка­16
«Казаки – защитники Отечества»
Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и
настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые
будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой
Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать
интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с
фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного
творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание
казака и быть защитником своей Родины.
Карточка­17
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Предложить детям запомнить правила:
1. Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за дичь и
поохотиться.
2. Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина.
Гладь ее осторожно, не делай резких движений.
3.Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время
сна.
4.Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
5. Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться
на людей, подошедших близко.
6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым
собака играет.
7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать
и искусать.
Карточка­18
«Витамины укрепляют организм»
Цель: продолжать закреплять знания детей пользе витаминов для
нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы «А,
В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить
знания детей о необходимости наличия витаминов в организме

человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
Воспитывать желание быть здоровыми.
Карточка­19
«Режим дня: для чего он нужен?»
Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни,
связанные с режимом дня; умение выполнять действия,
соответствующие режиму дня (зарядка, гигиенические процедуры,
прогулка). Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и
стремление вести здоровый образ жизни.
Карточка­20
«Чистота­залог здоровья»
Цель: воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться,
мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после
пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой,
носовым платком; приучать детей при кашле и чихании
отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной
гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность,
опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей
внешности; дать понять детям, что внешность человека играет
важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно­
гигиенических правил.
Карточка­21
«Опасные предметы дома»
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни и
здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими
предметами.
которыми
категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита,
печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о
предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных
местах (бытовая химия, лекарства, режуще­колющие инструменты).
Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо
убирать на свои места. Закреплять знания о том, что в случае
необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Карточка­22
«Если ты гуляешь один»
Закрепить знания о предметах,

что такое цветок.
Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения
правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать
навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять
правило ­ «Не трогать на улице незнакомые предметы». «Никогда!
Никуда! Ни за что не ходи с чужим человеком!
Карточка­23
«Цветы»
Цель: дать понятие,
Учить детей
классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле,
дом). Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности
человека, животных, насекомых. Учить распознавать садовые цветы
от полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей
о цветах, их внешнем виде местах произрастания.
Карточка­24
«Садовые цветы»
Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих
садовых растений. Дать понятие о жизненном цикле растения.
Содействовать формированию бережного отношения к цветам,
желанию заботится о растениях.
Карточка­25
«Комнатное растение»
Цель: продолжать закреплять у детей элементарные
представления о комнатных растениях: у растения есть стебель,
листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и
дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь
отличать комнатные растения от садовых.
Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать,
рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по
необходимости. Познакомить детей со способами размножения
комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями,
воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками,
делением корневищ, разрезанными листьями).
Карточка­26
«Луговые цветы»

Цель: познакомить с луговыми растениями (ромашкой,
колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по
расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за
счет слов, обозначающих название растений и их признаки.
Воспитывать бережное отношение к растениям луга. Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с
природой. Приобщение к элементарным нормам и правилам
поведения в природе.
Карточка­27
«Зимующие птицы»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.
Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь,
вывешивая кормушки.
Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в
подкормке птиц.
Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
Карточка­28
«Перелетные птицы»
Цель: формировать обобщенное представление о перелетных
птицах, учить различать по существенному признаку: возможность
удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о
причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание
водоемов, земли), (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль,
кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между
характером корма и возможности в его добывании.

Карточка­29
«Птицы».
Цель: закрепить, уточнить и обобщить знания детей о жизни птиц, о
том, как птицы приспосабливаются к зиме. Знать зимующих и
перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих
птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы,
снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к
птицам, желание их подкармливать. Развивать умение поддерживать
беседу.

качеством

составляющим
Карточка­30
«Береги природу»
Цели: расширять представления детей о растительном и животном
мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать
логическое мышление. Воспитывать любовь к родному краю и
умение правильно вести себя в природе. Дать детям представление
о том, как люди заботятся о природе, любят ее. Воспитывать
бережное отношение к лесу, желание совершать добрые поступки.
Карточка­31
«Будь вежлив»
Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек.
Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им,
а девочкам благодарить мальчиков за оказанную услугу.
Формировать у детей понимание того, что вежливость является
важным
воспитанного
человека. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения,
согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка­32
«Наш детский сад ­ большая семья»
Цель: закреплять знания детей о сотрудниках детского сада,
умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и
прощаться с ними. Воспитывать скромность, умение проявлять
заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и
знакам внимания.
Карточка­33
«Страны дружбы»
Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь
дружить»­ умение вместе играть, делиться игрушками. Научить
осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать
мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам
поведения. Познакомить с пословицами и поговорками о
дружбе. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться
высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные
вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь.
Карточка­34
«Правила поведения за столом дома и в детском саду»

Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом.
Познакомить с умением пользоваться вилкой и ножом
одновременно. Выходя из­за стола, тихо задвигать стул, благодарить
взрослых. Воспитывать аккуратность. Учить детей правильно
отвечать на заданные вопросы, самим задавать вопросы своим
товарищам.
Карточка­35
«Зима»
Цель: систематизировать представления детей о зимних явлениях
зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха,
состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить
замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам.
Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать память,
мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к
природе родного края.
Карточка­36
«Весна»
Цель: обобщить и расширить представления о весне, признаки
наступления весны. Учить воспринимать красоту природы, замечать
выразительность образа, настроения.
Воспитывать заботливое
отношение к природе родного края. Поощрять попытки высказывать
свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка­37
«Осень»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках
осени; учить находить их в природе; уточнив представления об
изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить
устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой
воздуха, состоянием растений, наличием пищи для
животных. Воспитывать познавательный интерес, бережное и
эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты
осеннего пейзажа.
Карточка­38
«Лето»
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о
летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года;

уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного
труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно;
воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями
со сверстниками.
Карточка­39
«Насекомые»
Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми - бабочкой,
муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать
представления о взаимосвязи любого живого организма со средой
обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки,
соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому;
развивать логическое мышление.
Карточка­40
«О профессии пожарного»
Цель: расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного.
Активизировать интерес детей к различным профессиям. Закрепить
правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к людям
мужественных и героических профессий.
Карточка­41
«О профессии строителей»
Цель: расширять представления о профессии строителей. Обобщить
знания о строительных профессиях; показать значимость профессии
строителей. Воспитывать уважительное отношение к человеку
труда. Расширить представление о том, что их труд ­ коллективный,
что от добросовестной работы одного человека зависит качество
труда другого.
Карточка­42
«Почтальон»
Цель: расширять представление детей о профессии почтальона, о
необходимости и пользе его труда. Расширять общую
осведомленность об окружающем мире, кругозор
детей. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных
действий. Совершенствовать диалогическую речь: учить
участвовать в беседе, понятно для других отвечать на вопросы и
задавать их.
Карточка­43

«Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А.
Васнецова».
Цель: дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать
к нему интерес. Показать, как художник с помощью средств
выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные
эмоциональные состояния и настроение героев. Воспитывать
уважение к труду художников, стремление понять красоту,
поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.
Карточка­44
«Дикие животные Севера»
Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом диких
животных. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная
шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз. Рассказать детям о
повадках животных Севера, и чем они питаются.
Прививать любовь к животным.
Карточка­45
« Домашние животные»
Цель: закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять
описательные рассказы о домашних животных, используя модели.
Развивать творческое воображение. Развивать логическое мышление
детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
Карточка­46
«Народная культура и традиции»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и
обычаями, с народным декоративно прикладным искусством
(Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных
игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки).
Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к
народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду
и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к
наследию прошлого.
Карточка­47
«Мой любимый детский сад»
Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду,
доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать

уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по
имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с
ними. Воспитывать скромность, уважение.
Карточка­48
«Наша Родина­Россия».
Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с
Государственными символами России, продолжать знакомить детей
с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма,
уважения к своей Родине.
Карточка­49
«Мои любимые игрушки»

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила
пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим
значением. Формировать привычку детей класть игрушки на место.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь,
желание трудиться. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы
развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою
точку зрения, обосновывать её.
Карточка­50
«Театр»
Цель: формировать у детей интерес к театру. Расширить знание
детей о театре, как о разновидности искусства.
Продолжать
знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер,
осветитель, костюмер, гример). Привить детям первичные навыки в
области театрального искусства (использование мимики, жестов,
голоса, кукловождение). Развивать умение детей поддерживать
беседу.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья».

Цель : Формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

Задачи :

Воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

Систематизировать и уточнить знания детей о семье;

Закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;

Развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;

- способствовать развитию логического мышления.

Предварительная работа:

Беседы о членах семьи, с которыми вместе живет ребенок. Просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно- ролевые игры «Семья».

Составление коллажа из детских работ, составление презентации о своей семье родителями.

Ход беседы:

Дети сидят на стульчиках.

В. Здравствуйте, дорогие мои воспитанники! Я очень рада вас видеть.

Давайте, поздороваемся с гостями:

Здравствуйте!

В. А сейчас, станем в круг и с улыбкой передадим своё хорошее настроение и добрые пожелания друг другу.

(Воспитатель становится с детьми в круг и первым начинает говорить пожелания и так далее по кругу).

В.Присаживайтесь на стульчики.

(Дети садятся).

Говорить мы будем об очень важном, для каждого человека.

В. Посмотрите, воздушный шар (показывает на воздушный шарик у потолка),

на нём что- то писано.(В- ль берёт в руки за веревочку шарик),

Здесь написана цифра и буква.

Ребята, это же ребус! Давайте его решим?

В. Какая это цифра?

Д цифра 7.

В А какая буква?

- Д. это буква Я .

В, Что ж за слово получилось?

(Ответы детей)- семья.

В. Правильно, семья.

Сегодня разговор наш будет о семье.(В- ль привязывает шарик к стенду с коллажем).

Семья- это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

(Ответы детей)-домой.

В.А почему?

(ответы детей).

В.Да, вас ждет дома ваша семья.

Дети, что же такое семья?

Как вы это понимаете?

Ваня, как ты думаешь?

(Ответы детей)- мама, папа,бабушка,дедушка, братья, сестры.

Настя, что ты скажешь?

- Две бабушки, два дедушки,

- Родители и я

- Вот так и получается обычная семья.

В.Для чего она нужна человеку?

(Ответы детей)- чтобы его любили. заботились защищали.

Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.

Раньше, в старину на Руси говорили: семья -это семь Я т.е семь и более человек живущих в одном доме одной большой,дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сёстрах.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют- дружной

(Ответы детей )- и крепкой.

В. Дети, вставайте в круг, сделаем физминутку.

Но про семью вам хочу рассказать (указательными пальцами показывают друг на друга)

Дружно мы очень в доме живём, (берутся за руки и поднимают вверх- вниз)

Полезное дело у каждого в нем (хлопают в ладоши).

Папа- наш друг и защитник, (берут друг друга за руки)

Деньги приносит он в дом (пальцы в замок и на правое плечо, шагают)

Мама нам вкусно готовит, (гладят себя по животу)

Чинит и гладит бельё. (движения рукой вправо- влево)

Дедушка мудрый советчик (левая рука на пояснице, указательный палец правой руки поднять вверх).

Бабушка, вяжет носки (поднимать ноги поочерёдно, согнув в коленях )

Маленький брат карапузик, лишь начинает ползти (приседают)

Ну а сестра повзрослела, (руки поднять вверх)

В школу пошла в первый класс. (руки сложили перед собой, пружинка вниз)

И я не сижу без дела (руки на поясе, наклоны вправо-влево)

Всем помогала не раз (наклонились в круг, руки раскрыли друг перед другом ).

В. Садитесь, ребята, на места.

У вас у всех есть семья. А можете вы рассказать нам о своих родных?

Полина Б. о ком ты нам расскажешь?

О своей маме.

- С мамой в парке мы гуляем

- С мамой пазлы собираем,

-Изучаем всё вокруг

- Мама – самый лучший друг!

В.Какие самые хорошие слова ты скажешь о маме, какая она?

(нежная, ласковая, внимательная, заботливая ,)

В. Даниил,ты о ком будешь говорить?

Кто не в шутку, а в серьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

Ну, конечно, папа .

Какие хорошие и теплые слова ты скажешь о папе? Какой он твой папа?

(сильный, смелый, мужественный ).

Полина К. Я расскажу о своей бабушке.

Моя бабушка такая

Рукодельница большая

Вяжет, шьёт и вышивает,

Пирожочки выпекает.

В.Полина, какая твоя бабушка?

(добрая, ласковая, мудрая ,)

Вова П: Я расскажу о дедушке.

У меня есть дед родной-

Он такой мастеровой.

Коль ремонт – в один момент

Он отыщет инструмент,

Открывает сундучок,

Рядом я - его внучок.

Какие хорошие слова ты скажешь о дедушке?

(отзывчивый, трудолюбивый, внимательный).

Ребята, а кто еще хочет нам рассказать о своих близких?

Егор Л.: о старшей сестре.

Кто любит и меня и братца?

И ещё любит наряжаться.

Очень модная девчонка

Моя старшая сестренка.

В.Какие добрые слова ты скажешь о ней?

(Заботливая, весёлая, красивая).

Ребята, а мама Маши Хорошиловой сделала презентацию о своей семье. Давайте, посмотрим!(В- ль показывает слады и комментирует их).

В. Кем члены семьи приходятся друг другу?

-(Ответы детей)- знаем

В. А вот и в игре«Кто кем приходится» мы и узнаем?

Согласны?

В.Объясню правила игры.

Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.

(Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив).

1.- Девочка для мамы и папы кто? (дочка).

2.- Мальчик для папы и мамы кто? (сын).

3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук).

4. -Папа для дедушки и для бабушки кто?(сын).

5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).

6.- Кто папа для мамы? (муж)

7.- Кто мама для папы? (жена)

8. -Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

9.- Девочка для мальчика в семье кто?(сестра).

10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

В. Молодцы, ребята, хорошо усвоили это! Присаживайтесь на стульчики.

- В.Русский народ сложил ещё с древних времён много пословиц и поговорок о семье.

- Кто из вас знает пословицы?

- Родители трудолюбивы – дети не ленивы.(Егор Л.)

-Человек без семьи, что дерево без плодов.(Щедрин К.)

- В семье дружат, живут не тужат. (Аня М)

Добрая семья прибавит ума.(Тимофей П.)

- В хорошей семье хорошие дети растут (Соня Ч.)

В. Ой, какие вы умницы!

Дети, как вы выражаете свою любовь к близким?

(совершаем хорошие поступки)

Верно. надо совершать хорошие поступки, и стараться не делать плохих, что бы не огорчать своих родителей.

Как вы думаете, радость на что похожа на солнышко или на тучку?

(На солнышко). –

На что похожа печаль?

(На тучку).

В. У вас под стульчиками лежат карточки с изображением солнышка и тучки.

Достаньте их.

Я буду называть поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимите тучку, если порадует- солнышко.

Подрались с другом?

Помирились с другом?

Убрали на место игрушки?

Разбили чашку?

Нарисовали красивую картину?

В. Ребята, есть такой праздник, который называется « День семьи, любви и верности»,

У праздника очень нежный символ- цветок ромашки. Предлагаю украсить нашими ромашками, сделанными на занятии коллаж из ваших работ.

А сейчас пальчиковая гимнастика.

Поднять руки ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать пальцы, начиная с безымянного.

- Знаю я, что у меня

Дома дружная семья;

Это- мама (безымянный палец)

Это – я (мизинец)

Это – бабушка моя (указательный)

Это- папа (средний)

Это – дед (большой)

И у нас разлада нет.

(Под тихую музыку « Моя семья»

дети подходят к столу и наклеивают ромашки, украшая коллаж по рамке).

После работы дети становятся в ряд, воспитатель снимает украшенный коллаж, отдаёт в руки, чтобы показать гостям свою работу.

В. Ребята, я хочу, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света в ваш дом.

(Дети читают стихи).

- Семья- это труд, друг о друге забота.

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Включается негромкая песня «Моя семья» . Занятие заканчивается.

МКДОУ «Детский сад п. Солнечный»

Совместная образовательная деятельность

в ходе режимных моментов «Моя семья»

Подготовила:

воспитатель старшей группы

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Беседа о дружбе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы разные, но мы вместе!


Коваленко Екатерина Викторовна, воспитатель.
Описание: данный материал может быть полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад – первый социальный опыт ребёнка, первые уроки правильного общения с окружающими: взрослыми, сверстниками, людьми разных профессий. Детский сад – это мостик между семьёй и обществом, по которому дети учатся ходить по правилам, замечая, слыша, понимая друг друга. Учиться дружить – нелёгкое, но необходимое дело. От нашей общей кропотливой работы зависит формирование ценностей ребёнка, которые помогут ему в дальнейшем сделать правильный выбор. Где грань, которую переступать нельзя? Давайте порассуждаем.
Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
Задачи:
- создавать условия для дружественного общения детей и взрослых;
- учить детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу: стараться выслушивать до конца мнение товарища, не перебивать;
- учить толерантности;
- способствовать сплочению детей посредством игры;
- развивать стремление высказывать свою точку зрения при обсуждении;
- воспитывать в детях чувство милосердия и сострадания;
- воспитывать желание действовать сообща.

Ход беседы.


Организационный момент (настрой на совместную деятельность).
Дети собираются вместе и становятся в круг:
Собрались все дети в круг (жестом показывают круг)
Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают сначала на себя, затем – на ребёнка, стоящего напротив)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки так, чтобы не сделать другу больно)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
Дети садятся на стульчики, поставленные по кругу, или просто - на ковёр.
Воспитатель:
Ребята, послушайте фразу: «Мы разные, но мы вместе!»
Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Каждый день мы собираемся вместе! Для чего?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
Чтобы весело проводить время, нужно каждый день учиться дружить. Как же это нужно делать?
(Не говорить обидные слова… Не жадничать… Не отнимать… Слышать друг друга… Говорить, когда что-то не нравится… Мирно играть… Играть в весёлые игры…)
Игра малой подвижности «Кру-кру-кружочек»
Дети встают в круг. Ведущий (если игра проводится впервые, - воспитатель) говорит слова:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Света, перевернись ты! (Ребёнок, услышав своё имя, быстро поворачивается на 360°) .
Ведущий должен говорить слова игры так, чтобы никто из детей не понял, чьё имя будет названо.
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Рома, перевернись ты!
Игра проводится весело. Имена детей выкрикиваются беспорядочно до тех пор, пока все дети не перевернутся. Имя оставшегося ребёнка проговаривают все вместе, ритмично хлопая в ладоши.
После игры дети садятся.
Воспитатель:
Учиться слышать и понимать друг друга сложно, но необходимо для укрепления дружбы.
Я прочитаю вам историю про двух друзей, которая называется «Урок».
Чтение рассказа "Урок"

Рассказ учителя

Эта история произошла очень давно, когда мне было лет шесть. Я жил тогда не в Москве с родителями, а у бабушки на Украине, в военном городке. Бабушка работала, а я ходил в гарнизонный детский сад* - самый любимый из всех, которые когда-либо посещал. Мы учились читать, считать, писать, рисовать, лепить, танцевать, петь, дружить. После занятий - на улицу, гулять! Вокруг детсада разросся замечательный палисадник, в тени которого «прятались» деревянные домики и машины, качели, карусели, песочницы. Мы придумывали игры, пели смешные песенки, принесённые из дома от старших братьев и сестёр, и, как все мальчишки, любили играть в войну. У каждого из нас было «оружие».
- Не целься в человека, нельзя, - говорила Евгения Васильевна - наша воспитательница.
Но мы только посмеивались: "Ну, как эти взрослые не понимают - оружие ведь игрушечное, не настоящее?"
Однажды, в группу вошёл худенький черноволосый мальчик маленького роста. Он изучал наши лица, и его необычные глаза блестели из-под длинных густых ресниц.
- Ребята, знакомьтесь! Это Тин, - сказала Евгения Васильевна. - Он будет ходить в нашу группу.
По-русски Тин говорил плохо. От Евгении Васильевны мы узнали, что его папа – военный и что они приехали из Вьетнама. Мы нашли на глобусе Вьетнам, познакомились с новеньким поближе, а вскоре и совсем подружились с ним.
Жизнь шла своим чередом. Тин играл с нами в разные игры, но в войну - никогда, всегда уходил в сторонку. Как-то раз, я всё же решил «взять его в плен».
- Руки вверх! - подскочив к нему, выкрикнул я.
Тин медленно повернулся. Пистолет находился прямо у его сердца. Полные ужаса глаза Тина испугали меня. Я неожиданно спустил курок. Игрушечный пистолет щёлкнул, мальчик упал на землю и замер… Раздался страшный крик… Я с трудом узнал свой голос. Мысли бешено рвались наружу: «Я убил человека! Друга! Он лежит... не двигается... Я же понарошку, я не хотел!» Зубы стучали, колени дрожали так, что я не мог стоять и осел. Я видел, как прибежала наша врач Татьяна Ивановна, как слушала сердце Тина, как схватила его на руки и побежала в здание детского сада. Я видел свои белые пальцы, впившиеся в пистолет. Что случилось? Почему он стал настоящим?..
Кто-то подхватил меня и сильно прижал к себе. Это была Евгения Васильевна. Она несла меня куда-то. Я едва заметил взволнованные лица ребят, столпившихся у дорожки. Всё было, как во сне.
В кабинете врача мне дали валерьянку.
- Я убил его, я убил его, - беспрестанно шептал я дрожащим голосом.
- Нет, нет. У Тина был обморок. Уже всё прошло, - успокаивала меня Евгения Васильевна. - Понимаешь, Тин видел настоящую войну, видел, как погибла мама... Для вас война - это игра, а для него - трагедия, пережитое горе. Поэтому твой пистолет на миг показался ему настоящим. Вот почему мы не любим, когда вы, дети, играете в войну и целитесь друг в друга пусть даже игрушечным, но оружием.
Она гладила меня по голове. Я осторожно, шмыгая носом, слегка пошатываясь от нахлынувшей слабости, направился в лазарет, где на кроватке лежал Тин. Никто не остановил меня.
- Прости меня... друг… пожалуйста... прости. Я не хотел… Я не подумал...
Слёзы душили, застилали глаза. Я не видел лица Тина, но почувствовал тепло его ладошки. Он гладил меня.
- Я тоже не хотел пугать тебя, - услышал я тихий голос друга.
Этот урок запомнился всем детям. Мы больше не играли в войну - не хотели.
Много лет прошло. Тин и я – совсем взрослые люди и живём далеко друг от друга: он - в Ханое, я - в Москве, но мы дружим до сих пор.
Он теперь врач, а я - учитель.

*гарнизонный детский сад – детский сад для детей военнослужащих гарнизона.


Обсуждение рассказа
Игра-упражнение «Это мой дружок!» (с элементами ориентирования)
Дети образуют маленький круг, стоя плечом к плечу (лицом в круг) и говорят, выполняя движения:
Посмотрю налево,
Посмотрю направо
(поворачиваются направо друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После этого дети снова встают лицом в круг (плечом к плечу) и повторяют то же самое, но в другую сторону.
Посмотрю направо (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят направо)
Посмотрю налево (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят налево)
Это - мой дружок! Это - мой дружок! (поворачиваются налево друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После игры дети берутся за руки:
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – друзья!

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ. Как узнать настроение?


Программные задачи:
1. Систематизировать представления детей о настроении человека
2. Развивать умение узнавать настроение по выражению лица
3. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции

Материалы:
- фотографии эмоций и настроения
- смайлики с хорошим и плохим настроением на каждого ребенка

Ход беседы:

Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы ).
А бывает ли настроением плохим? (Ответы )
Посмотрите на эти картинки (воспитатель показывает фотографии веселого и грустного человека ).



Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением ).
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет ).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду )

А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д. )
Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д. )
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну историю.

В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.

Вопросы по прочитанному:
- Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
- Почему она заплакала?
- Каким стало ее настроение?
- Как менялось настроение ежика?
- Как ежик поднял белочке настроение?

Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями ):
Удивление


Страх


Злость


Спокойствие


Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.

Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам показать смайлик с тем настроением, какое у вас оно сейчас. (Дети показывают свои смайлики )


Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!