Активный отдых детей в детском саду. Летний детский сад: сколько стоит и как туда попасть

Со второй младшей группы проводится День здоровья . «День здоровья» – неотъемлемая часть оздоровительной программы в дошкольном учреждении.

Цель проведения Дня здоровья - профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Одной из основных задач данного мероприятия является привлечение родителей к участию в совместных с детьми праздниках. Только благодаря личному участию они могут понаблюдать за своим ребенком в коллективе, оценить уровень его физической подготовки. Веселая и задорная атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

День здоровья в детском саду – это не просто часть воспитательной работы, день здоровья в детском саду – это еще и праздник для малышей.

Успешность организации "Дня здоровья" во многом зависит от того, насколько подробно составлены план его проведения и программа.

Программа проведения «Дня здоровья» под девизом «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим».

В течение дня с детьми проводятся беседы, интересные фикультминутки, занятия в игровой форме,: «Уши, носик и глаза помогают нам всегда»(младшая гр.), «Советы Неболейки»(средняя гр.), «Что такое здоровье» (старшая гр.), «Здоровье- волшебная страна»(подготовительная гр). Работа в литературном уголке: чтение художественной литературы; заучивание пословиц, поговорок о здоровье; рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Проведение на свежем воздухе спортивно – развлекательного досуга «Мы здоровью скажем «Да»!», который начинается с речёвки:

«Чтоб расти и закаляться,

Не по дням, а по часам

Физкультурой же, конечно,

Заниматься нужно нам.

Мы уже сильней сегодня,

Мы сильнее чем вчера,

На весёлый день здоровья,

Приглашаем вас друзья!»

В течение дня дети побывают в гостях у Матрёшки (катание на каруселях, игры на русских народных инструментах); у Незнайки (разгадывание загадок о видах спорта, состязание в ловкости и смекалке); у Петрушки (участие в весёлых эстафетах); у Доктора Айболита (учатся оказанию первой медицинской помощи).

В сценарий включены не только упражнения соревновательного характера, но и концертные, ритмические номера, песни о спорте, народные хороводные песни, стихи, загадки. В конце досуга Матрёшка, Незнайка, Петрушка, Доктор Айболит дарят каждой группе дидактическое лото о спорте.

В подготовке и приобретении подарков, а также в оформлении выставки фотографий и детских рисунков на тему: «Мы здоровью скажем «ДА» активное участие принимают родители. Для родителей оформлен «Уголок здоровья», выпуск странички валеологической газеты, консультации и бюллетени: «Здоровье детей – главная забота родителей»; «Эмоциональное здоровье дошкольников»; «Как правильно организовать физические упражнения дома».

Такие мероприятия, безусловно, дают заметные результаты:

Установление контактов воспитанников с детьми из других групп и со взрослыми;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков;

Активизация интереса родителей к физкультуре;

Улучшение состояния здоровья воспитанников ДОУ

Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛ В ДЕТСКОМ САДУ.

Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе. В это время снижается посещаемость.

Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Подготовка к каникулам .

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Для того чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели . При этом важно сочетать разные виды деятельности . Например, если в первую половину дня проводился физкультурный досуг , содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во 2-ю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и др.)

С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха . Разумеется, разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.

Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д. Весной катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками и др.

При организации каникул в детском саду, важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей участвовать в совместных походах, экскурсиях.

Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах . Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников.

Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок) Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).

Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий , обогатить их сюжетно-игровым содержанием («весёлые старты», «лыжники», «прогулка в парк», «разведчики» и т.п.) Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость.

Учитывая важную роль положительных эмоций, большое внимание следует уделить всевозможным забавам и развлечениям

Например, в содержание мероприятий для детей средней группы следует включать групповые подвижные игры с участием воспитателя. Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера и т.д.

Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город, где организуется катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному.

29. Простейший туризм. (Значение, виды простейшего туризма; подготовка к проведению туристических походов; место в режиме дня и продолжительность мини-походов; регулирование двигательной активности; методика проведения туристических прогулок; категории сотрудников ДОУ, участвующие в организации и проведении похода).

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ ПРОСТЕЙШЕГО ТУРИЗМА

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами, которые можно проводить с ребенком 3-4 лет. В зимнее время пешеходные и лыжные прогулки, катание на коньках. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно , начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане.

Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето .

Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе - Парк, сквер, сад; на даче - ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.

Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с общественными учреждениями, например дворцом детского творчества, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.

В 5-7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки .

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

Задачи туризма в ДОУ :

1.формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.

2. развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий.

3. совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

Для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта рекомендуется система работы по организации круглогодичных туристских прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.

Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре , так и воспитатель . Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ребенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.

Каждый цикл - неразрывное единство трех взаимосвязанных частей : подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.

На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.

Для детей 5-6 лет вводится следующая лексика:

слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;

слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм;

слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.

Для детей 6-7 лет :

слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак;

слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм;

слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить;

словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий как во время предварительной работы, так и при проведении туристских прогулок.

Важная роль в подготовке к походам отводится предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм - лучший отдых», «Туризм - путь к здоровью» и т.д.

Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов - воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.

Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

Туристические прогулки представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

Наблюдение в природе и сбор природного:материала;

Беседа о лесе;

Выполнение имитационных движений;

Комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

Самостоятельные игры (на привале).

В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.

Туристические прогулки с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: на расстояния 1,5 - 4 км., длительностью 1-3 часа.

Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч.

По возвращении подводится итог похода.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма.

30. Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей; формы взаимодействия: коллективные (собрания, консультации, занятия-практикумы, «День открытых дверей», совместные физкультурные праздники, туристические походы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей на дому, домашние задания, анкетирование) и смешанные (родительский уголок, папки-передвижки, дежурство по группе).

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

С этой целью организуются различные формы сотрудничества детского сада и семьи, представленные на рисунке.

Активный отдых как форма взаимодействия с родителями

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 24 «Звёздочка»

Хабаркова Светлана Александровна


Актуальность

Каждый родитель понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье.



Цель: сплотить детский коллектив и коллектив родителей, в совместной деятельности прививать любовь к спорту, активному отдыху и здоровому образу жизни.

Задачи: развивать двигательные умения и навыки; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма; приобщение детей и их родителей к занятиям физической культурой.


  • Родительские собрания
  • Анкетирование
  • Консультации, стендовая информация
  • Совместные физкультурные занятия
  • Мастер-классы
  • Выставки совместных работ
  • Активный отдых

Формы активного отдыха детей

К формам активного отдыха дошкольников относятся:

  • туристические походы
  • физкультурные досуги и праздники
  • дни здоровья

Формы активного отдыха детей

Совместные физкультурные досуги

детей и родителей – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.






Туристические походы

Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.


  • дневные
  • Сюжетные прогулки-походы
  • походы выходного дня (пешие и лыжные)
  • к местам боевой славы.

Осенью, когда красота нашей природы привлекает внимание всех людей, старшие дошкольники с огромным желанием и радостью идут в поход с родителями и педагогами.

На свежем воздухе организуются спортивные соревнования, конкурсы,

С восторгом принимается детьми обед на природе!

Уставшие, но довольные,

с массой приятных впечатлений,

возвращаются

они домой.



Результаты

Практический опыт, полученный родителями, в ходе физкультурных досугов, туристических походов помогут

получить необходимые знания о физическом развитии;

повысить эффективность работы по оздоровлению детей; взаимопонимание детей и родителей;

сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

снизить «дефицит» положительных эмоций у детей,

развить интерес к занятиям физической культурой и спорту.

В физическом воспитании дошкольников определенное место занимают дни здоровье, физкультурные праздники, развлечения, пешеходные переходы как наиболее эффективные формы активного отдыха детей.

Их цель - активное участие всей группы в предложенном мероприятии, определение развития физических качеств и двигательной подготовленности детей в игровых ситуациях, воспитание стойкого интереса к активной двигательной деятельности. В рациональном сочетании с другими организационными формами физического воспитания они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей организма, улучшает работоспособность и закаленность детей.

День здоровья. В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья, закаливания, улучшение физического развития и воспитания у детей стремления быть сильными, ловкими, выносливыми важное место принадлежит дням здоровья. Рекомендуется проводить эти дни во всех дошкольных группах один раз на месяц.

Основная цель дня здоровья - охватить всех воспитанников группы разными физкультурными мероприятиями. Мероприятия проводятся на протяжении всего дня: утром - игры средней подвижности (во время приема детей), утренняя гимнастика, физкультурное занятие (другие учебные занятия в этот день не проводятся), во время прогулок планируют многообразные соревнования в играх и упражнениях спортивного характера, эстафетах (для детей старших групп) игр, аттракционы развлечений, выполнения физических упражнений (бег, прыжки, метания, лазание).

Организовывая дни здоровья, учитывают климатические особенности сезона, возможности использования естественных факторов (лес, парк, луг, берег водоема и др.). Например, зимой в программу дня здоровья входят подвижные игры, соревнования на санках, лыжах, коньках. Младшие дети принимают участие в катании на санях с горы, ходьбе по снежным валам, лепке снеговика и др.

Старшие - в катании на лыжах с горы, игре в хоккей с шайбой, катании на коньках, играх на лыжах и коньках и тому подобное. Для этого предварительно готовят снежные горы, ледовые катки, физкультурную площадку.

В регионах, где зимой выпадает снег, со старшими детьми в этот день можно провести лыжный поход. Длина его маршрута для средней группы до 600-800 м, старшей - до 1-1,5 км, подготовительной к школе группы до 2-2,5 км. Планируя поход, нужно предварительно продумать маршрут (особенно его безопасность), экипировку детей и организацию активного отдыха (когда дети придут на конечный пункт маршрута).

В весенне-летний период возможности для более насыщенного проведения дней здоровья значительно увеличиваются. Дети могут принимать участие в многообразных играх, соревноваться в исполнении физических упражнений (кто дальше бросит мяч, прыжках в длину и др.), катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках и тому подобное.

Желательно шире применять веселые аттракционы, игры-эстафеты, развлечения. Так, младшим дошкольникам предлагают попасть мячом в обруч (корзина, прокатить мяч, сбить булаву и др.). Старшие дети соревнуются в ведении мяча толчком руки или ногой между булавами (кубиками), которые поставлены на землю на расстоянии 1,5 м; беге на скорость в парах (держась за руки) и тому подобное.

На протяжении всего теплого периода года в день здоровья рекомендуется проводить пеший переход, который по времени занимает всю прогулку.

Настроение детей, их активность будут тем выше, чем более тщательной будет подготовка воспитателя, продуманными игры и соревнования, каждое физкультурное мероприятие дня здоровья.

Физкультурные праздники . В системе физического воспитания детей в дошкольном заведении главное место занимают физкультурные праздники, направленные на комплексную реализацию широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. Исследования (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые обобщили многолетний опыт их проведения, свидетельствуют о позитивном влиянии физкультурных праздников на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также привлечению их к выполнению многообразных интересных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, аттракционов.

Участие в физкультурных праздниках способствует выявлению самостоятельности и инициативы в исполнении двигательных заданий, достижение лучших результатов в условиях соревнований, воспитания коллективизма, настойчивости, ответственности, дисциплинированности и других морально-волевых качеств. Привлечение родителей к непосредственному участию в физкультурном празднике способствует пропаганде физической культуры среди широких слоев населения и является одной из активных форм работы педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам физического воспитания.

Физкультурные праздники проводятся два-три раза в год, непосредственное участие в них принимают дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Длительность его в пределах одного часа, она зависит от возраста детей, условий проведения и содержания программы праздника. Более целесообразное проведение физкультурного праздника для детей одного дошкольного заведения. Однако иногда допустимое объединение несколько групп старших дошкольников двух-трёх детских садов, которые расположены близко один от другого.

Организаторы физкультурного праздника должны позаботиться о том, чтобы все дети активно участвовали в этом празднике: в исполнении гимнастических упражнений, эстафетах, играх и других номерах программы.

Наибольшую пользу для укрепления здоровья и закаливания детей имеют те физкультурные праздники, которые проводятся на открытом воздухе. Они могут проходить в разных естественных условиях местности. Например, праздник можно проводить не только на физкультурной площадке, но и на стадионе, в парке, на берегу моря (летом). От конкретного места проведения праздника зависят его тематика, структура, содержание и оформление.

Подготовка к празднику начинается с составления программы, в которой определяются цель, дата, время и место его проведения, перечень номеров программы: парад участников, массовые гимнастические выступления, соревнования в разных видах упражнений и играх, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника (среди них заведующая или методист, воспитатели групп, музыкальный руководитель, медицинская сестра, члены родительского совета); отметить количество участников праздника, из каких они групп; кто из приглашенных (школьников-спорт-сменов) принимает участие в показательных выступлениях (художественная гимнастика, акробатика), состав судейского жюри, подведения итогов соревнования и награждения участников праздника.

Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному празднику является разработка сценария. В основу его должны быть положены программные и методические требования, которые определяются перед физическим, эстетичным, моральным и гигиеническим воспитанием дошкольников. Составляя сценарий, нужно пытаться, чтобы содержание праздника было интересным, создавало возможность активного участия в нем всех дошкольников, чтобы он приносил радость и удовольствие детям и всем присутствующим взрослым.

Содержание праздника в значительной мере зависит от времени года и конкретных условий, в которых он проводится. Так, если праздник проходит в теплую погоду на физкультурной площадке, в его содержание входят массовые выступления детей, которые нуждаются в значительном пространстве для гимнастических упражнений, игр - эстафет с бегом, прыжками, катанием наперегонки на велосипедах или самокатах, веселых аттракционов (бег в мешках, перетягивание каната и др.). Если праздник проводится зимой (где есть снег), то используют подвижные игры и упражнения, которые можно выполнять, применяя санки, лыжи и коньков.

В разработке сценария праздника учитывают основную его идею, девиз, под которым оно проводится: «Веселые старты», «Олимпийцы среди нас», «Ловкие, быстрые, смелые». Например, если праздник проходит под девизом «Здравствуй, зима зимушка!», главной задачей его является пропаганда физической культуры, холодного воздуха, как важных средств укрепления здоровья и закаливания, воспитание у детей интереса к катанию на санках, лыжах или коньках и подвижных игр.

В программу такого праздника нужно ввести: катание на санках с выполнением игровых заданий («Кто дальше проедет?», «Попади в цель» и др.), эстафеты игр на лыжах или коньках с элементами игры в хоккей (ведение шайбы, броски клюшкой шайбы в ворота), соревнование между командами - «Кто быстрее сделает снеговика?» но др. На зимнем празднике дети не поют и не рассказывают стихотворения, однако музыка, обращения к ним ведущего (в стихотворной форме) создают эмоциональное и праздничное настроение у тех, кто принимает участие в празднике, и у зрителей.

Физкультурный праздник летом на площадке или в зале проводится по такой схеме:

1. Открытие праздника, парад участников под праздничный марш, приветствие команд.

2. Выступления участников праздника с гимнастическими упражнениями.

3. Проведение соревнований между командами, участие в эстафетах игр, аттракционах, сюрпризный момент.

4. Завершение праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

С целью создания торжественной обстановки желательно ярко оформить физкультурный зал или территорию площадки. В помещении детского сада и на площадке развешивают разноцветные шарики, фонарики, гирлянды, плакаты со спортивной тематикой, устанавливают флажки и др. Территория участка подметается, засыпается песком, зеленые насаждения поливают.

Зимой площадка украшается снежными фигурами знакомых детям животных, от снега расчищают дорожки, заливают каток и др.

В праздничном оформлении помещения и территории детского сада наряду с воспитателями и родителями активно участвуют старшие дети. Для открытия праздника подбирают выразительную торжественную музыку, для парада - бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений детей должно отвечать их характеру: выполнение гимнастических упражнений сопровождается ритмичной или медленной музыкой, игры - аттракционы - веселой, бодрой. Запись музыкальных произведений для праздника лучше всего сделать на магнитофонную пленку и обеспечить своевременную трансляцию ее во время праздника.

Важную роль при проведении праздника играет ведущий. Им может быть воспитатель, физрук, организатор работы по физическому воспитанию, музыкальный руководитель или методист детского сада. От ведущего зависит успех в проведении праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений его участников, четко объяснить задание командам, быть активным, изобретательным, быстро находить выход из разных ситуаций. На протяжении всего праздника он активизирует каждого из его участников, своевременно подбадривает малоактивных детей, используя для этого юмор и шутки. В процессе руководства праздником обязательной является поддержка контактов ведущего с судейским жюри, к которому входит заведующая детским садом или методист, кто-нибудь из родителей, приглашенных гостей. Члены жюри должны быть внимательными, доброжелательными и объективными.

Во время анализа результатов соревнований между командами в играх и аттракционах необходимо отметить старательность детей, четкое выполнение ими правил. Также беспокоясь о поддержке дружеских взаимоотношений между дошкольниками, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательности относительно своих товарищей.

Открытие праздника начинается с торжественной части - выхода участников на физкультурную площадку или в зал, построение, приветствие заведующей детским садом или представителя других организаций (ветерана спортсмена, представителя завода и др.). Открытие завершается подъемом флага и парадом участников. После торжественной части проводятся показательные выступления детей с гимнастическими упражнениями (10-12 упражнений). Они выполняются с разными предметами: обручами, мячами, вымпелами, разноцветными лентами и флажками.

После выполнения этих упражнений дети распределяются на группы по количеством участников команды и начинаются соревнования между ними.

Большой интерес вызывают у детей аттракционы игр: ударить по мячу ногой с завязанными глазами, сбить подвешенный на бечевке предмет с закрытыми глазами; бег в мешках, перенесение шариков в ложке - кто быстрее? - и др. Между командными соревнованиями проводят показательные выступления приглашенные на праздник гимнасты или акробаты, фигуристы (зимой) или массовые танцы, в которых принимают участие все дети.

Созданию праздничного настроения способствует «сюрпризный момент» -внезапное появления доктора Айболита, Чебурашки, Снегурочки, Нептуна и других сказочных героев, их общение с детьми, участие в танцах и играх доставляет участникам праздники много радостей и удовольствия.

В конце подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод или танцы и парад его участников. Победившая команда или отдельные дети могут быть отмечены тем, что пройдут круг почета и опустят флаг соревнований.

Если в празднике принимают участие родители вместе со своими детьми, награждение может быть не только при успехах в индивидуальных соревнованиях, но и за победу семейной команды. Награждение победителей может быть памятными вымпелами или медалями, сладкими призами. Желательно также отметить детей, которые активно участвовали в подготовке и проведении физкультурного праздника.

Успешное проведение праздника - это результат совместной работы по физическому воспитанию дошкольников всего педагогического коллектива детского сада: заведующей, методиста, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и воспитателей групп, которые принимали в этом непосредственное участие.

Физкультурные развлечения. В каждой возрастной группе с дошкольниками проводятся физкультурные развлечения два-три раза в месяц, которые планируются во вторую половину дня в помещении или на площадке (в зависимости от времени года и погодных условий). Содержание физкультурных развлечений составляют подвижные игры, упражнения и игры спортивного характера, упражнения на физкультурных тренажерах.

Планирование физкультурных развлечений осуществляется воспитателем в соответствии с двигательной подготовленностью детей, наличия физкультурного инвентаря и оборудования. Главная цель воспитателя во время проведения физкультурных развлечений - создать у детей радостное настроение, усовершенствовать их двигательные умения и навыки в непринужденной игровой обстановке, вовлечь дошкольников в систематическое выполнение физических упражнений. При этом дети ведут себя более свободно, чем во время занятий физической культурой, и эта раскованность позволяет им двигаться без лишнего напряжения, обнаруживать творчество в двигательной деятельности.

В младшей и средней группах планируют подвижные игры или игровые задания, которые вызывают у детей эмоциональное настроение: кто точнее прокатит мяч в ворота, добежит к кубику и положит его в корзину. Значительное место здесь занимают подвижные игры сюжетного характера, в которых принимает участие вся группа.

В старших группах детям предлагают соревнование на лучшее выполнение физических упражнений. Например, выполнить четко лазание по гимнастической стенке или лесенке разноименным способом, попасть мячом в цель, кто дольше пропрыгает со скакалкой и др. В содержание развлечений входят аттракционы игр, а также соревнования между командами в играх спортивного характера (футбол, баскетбол, хоккей). Длительность физкультурных развлечений зависит от возраста детей и составляет 30-50 минут.

Ориентировочный план физкультурного развлечения на площадке (старшая группа):

1. Игра «Запрещенное движение» (повторить 4-5 раз).

2. Игра «Чья команда быстрее соберется?» (повторить 3-4 раза).

3. Аттракцион - «Кто больше соберет кеглей с завязанными глазами» (длительность 10-12 мин).

4. Игра «Мяч капитану» (повторить 3-4 раза).

5. Игра «Найди и промолчи» (повторить 3 раза).

Физкультурные развлечения не нуждаются в специальной подготовке. Они в основном строятся на ранее изученных детьми упражнениях и играх. Однако это не исключает разучивания новых подвижных игр с несложными правилами и сюжетом. В старших группах новые игры эстафетного характера можно широко применять под время

развлечений.

Воспитатель активно участвует в проведении физкультурных развлечений. Он организует игру, является судьей соревнований, подает команды к началу и окончанию игры; делает замечание детям, которые нарушают правила, подводит итоги развлечений.

Пешеходные переходы. Прогулки за пределы детского сада на природу (пешеходные переходы) осуществляются в первую половину дня. Их цель - усовершенствование двигательных навыков и комплексное развитие двигательных качеств в естественных условиях (парк, лес, берег водоёма), приучение детей ориентироваться на местности. Двигательная деятельность в сочетании со свежим воздухом, солнцем повышает защитные реакции организма дошкольников, закаляет их. Окружающая природа, многообразные впечатления обогащают знания, воспитывают эстетичные чувства детей.

Во время проведения пешеходных переходов следует использовать их для воспитания дисциплины и ознакомления с правилами действий пешеходов на улице, а также для решения образовательных заданий: знакомство с архитектурой домов, породами деревьев, рядом с которыми проходят дети, и тому подобное.

Дозирование прогулок зависит от возраста, состава и подготовленности детей. Оно изменяется в зависимости от времени года, погоды, содержания прогулок. Расстояние как пешеходных, так и лыжных переходов постепенно увеличивается на протяжении года от одной возрастной группы к другой. Длина пути в один конец не должна превышать для детей 4-5 лет - 1,5 км, для старших дошкольников - до 2 км. После каждых 15 мин ходьбы следует делать кратковременные (4-5 мин) остановки для отдыха детей.

Воспитатель предварительно готовится к проведению пешеходного перехода, разрабатывает его план и маршрут, предусматривает проведение активного отдыха (выполнение основных движений, игр), подготавливает необходимый инвентарь (мячи, скакалки и др.). Выбор маршрута и скорость передвижения группы зависят от физической подготовленности детей. Важно также определить, в какой одежде и обуви детям более целесообразно отправляться на эту прогулку.

Во время передвижения по маршруту дети могут идти свободно, стайкой, потому что ходьба в парах сковывает свободу передвижения и вызывает негативные эмоции. Построение в пары оправданно только при переходе дороги, по которой двигается транспорт, и в то время, когда группа идет по пешеходному тротуару.

В любое время года следует интересно и многообразно использовать рельеф местности и естественные условия для выполнения движений. В лесу или парке детям предлагают ходьбу и бег между деревьями, переступание через ветви, пеньки, канавку; подлезание под низко опущенные ветви деревьев или кустарников; прыжки в глубину с пеньков, подпрыгивание с доставанием ветвей деревьев, кустов; метание шишек, каштанов в цель (дерево, пенек) или на дальность.

На лугу: ходьба и бег по траве с высоким поднятием бедра; перепрыгивание через кочки или невысокие кустики; ходьба босиком по траве и др.

На берегу водоема (река, озеро, море): ходьба и бег по песку, гальке; ходьба, ступая «след в след», метание камней в воду, прыжки в длину и высоту с места на песке.

Во всех возрастных группах следует проводить подвижные игры и игровые задания. В старших группах оправдывает себя проведение игр, которые объединены единым сюжетом: «Охотники», «Путешественники», «Следопыты» и др.

Зимой прогулки для старших дошкольников планируются с использованием лыж и санок. Дети могут идти пешком к месту, где есть горы, из которых они могут кататься и играться в подвижные игры.

Регулярное проведение пешеходных переходов позволяет значительно повысить двигательный режим дошкольников в этот день, улучшить двигательную подготовленность и дает детям эстетичное удовольствие от общения с природой.

Каникулы. Два раза в год (в начале января и в конце марта) проводятся каникулы длительностью в одну неделю. Они имеют целью обеспечить активный отдых детям, способствовать их оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

Зимой, во время прогулок в тех регионах, где есть снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках. Весной проводятся подвижные игры, упражнения и игры спортивного характера. При благоприятной погоде можно провести пешеходный переход за пределы детского садика. Организация оздоровительной физкультурно-массовой работы во время каникул требует от воспитателя продумать и спланировать на этот период все основные формы физического воспитания детей своей группы.

Каждый день каникул должен проходить интересно. С этой целью нужно совершенствовать формы и методы оздоровительной работы на протяжении дня. Воспитатель может спланировать «День игр» или «День здоровья». Например, в «День игр» осуществляется комплексная форма игровой деятельности детей. Подбираются многообразные по направленности, заданиям и формой подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Для детей старших групп интересно проведение «Дня туриста». В этот день сразу же после завтрака дети идут в поход за пределы детского сада или принимают участие в интересной экскурсии.

Эффективное проведение каникул зависит от четкого планирования работы по физическому воспитанию во время каникул и творческого подхода воспитателя к содержанию физкультурно-оздоровительных мероприятий для каждого дня.

Задание по физической культуре домой. Задание по физической культуре для выполнения в домашних условиях определяются воспитателем исходя из требований создать оптимальный двигательный режим для ребенка дома. К этим заданиям относят: обязательное выполнение утренней гимнастики, особенно в выходные и праздничные дни; выполнение физических упражнений под контролем родителей и вместе с ними во время прогулок.

Для реализации общих задач по физическому воспитанию в детском саду и семье воспитатель проводит групповые консультации для родителей, во время которых можно разучить с ними комплексы утренней гимнастики, показать и рассказать об обучении детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, велосипеде во время совместных прогулок.

Регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре дает возможность сформировать у детей стойкую потребность к ежедневному выполнению физических упражнений в их повседневной жизни.

Планирование и учет работы по физическому воспитанию

в дошкольном учреждении

Основные требования к планированию учебного материала по физической культуре

Планирование и учет работы - непременное условие высокой эффективности процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

Планирование помогает воспитателю четко определить перспективу работы, сформировать общие и конкретные учебно-воспитательные задачи, дает целеустремленное направление всей работе по физическому воспитанию в соответствии с возрастом детей, материальной базой, климатических и других условий дошкольного заведения.

В дошкольном учреждении планируются: задачи, средства, организация и методы учебно-воспитательной работы по физической культуре. Основой для планирования является программный материал для каждой возрастной группы. Осуществляется оно в определенной последовательности. Сначала воспитатель основательно изучает программу по физической культуре и основные задачи физического воспитания детей своей группы. Распределяя учебный материал на месяц или квартал, обязательно учитывают условия, в которых будут проводиться занятия (климатические, наличие соответствующего инвентаря и оборудования и тому подобное).

После этого материал, предусмотренный программой, распределяется по системам занятий. Понятие «система занятий» раскрывается, как ряд последовательных занятий, которые обеспечивают усвоение единства решения учебно-воспитательных задач на данный период обучения. Система занятий при этом не является чередованием разных типов занятий, а правильным осуществлением процесса обучения физическим упражнениям, исходя из реализации принципов дидактики. При распределении средств физического воспитания (общеразвивающие упражнения, основные движения, упражнения спортивного характера, подвижные игры) по системам занятий преимущество предоставляется тем из них, которые имеют лучший оздоровительный эффект и разностороннее влияние на детей.

Заключительный этап планирования - составление оперативного плана на один-два дня, в который входит план-конспект занятия по физической культуре с определением конкретных учебно-воспитательных задач, а также перечень подвижных игр и упражнений, которые планируются воспитателем для проведения с детьми во время прогулок.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику. Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами. Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы

1. В кровати.

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.

Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.

2. В зале.

Воспитатель: “Пригласили руки и ноги на праздник. И вот наши ноги идут по дороге. Разные ноги идут по дороге”. Дети самостоятельно выбирают одно из двух движений, которые показывает им воспитатель, затем меняют его на другое.

Воспитатель:

1. Длинные и короткие ноги идут по дороге – ходьба на носках и в приседе.

2. Ловкие и неуклюжие ноги идут по дороге – ходьба на пятках и внешней стороне стопы.

3. Руки играют в прятки, руки прячутся от ног – хлопки.

4. Странные и заплетающиеся ноги идут по дороге – ходьба боком, приставными шагами, скользящим шагом, спиной вперед.

5. Веселые ноги прыгают по дороге – прыжки кто как хочет.

6. Разные ноги бегут по дороге:

– легкие ноги бегут по дороге – бег на носках 20 секунд,

– забавные ноги играют в догонялки – галоп боком в одну сторону, затем в другую 10+10,

– бесшумные ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– семенящие ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– озорные ноги бегут по дороге – бег, сгибая ноги назад, – 20 секунд,

– медленные и уставшие ноги бегут по дороге – медленный бег 10 секунд.

7. Уставшие ноги бегут по дороге – ходьба, врассыпную между стульчиков. На стульчиках лежат платочки.

Воспитатель: “Какие нарядные домики, наверное, сюда нас пригласили на праздник, нужно подойти и постучать 6 раз”.

1. Дети подходят и стучат пятками об пол: “Кто в домике живет, кто в нарядном живет?”

2. Воспитатель: “Никто не отвечает. Давайте поищем вокруг дома”. Дети выполняют ходьбу “винтики” вправо и влево вокруг стульчиков. Удивляемся, пожимаем плечами.

3. Воспитатель: “Где же хозяин дома? Где праздник? Мы так спешили! Давайте войдем в дом и поищем там”.

4. Дети садятся на стулья. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз в медленном темпе.

5. Воспитатель: “Руки ложатся на бедра и говорят ногам: “Это у нас сегодня праздник, мы у человека самые главные, он нас очень любит, часто хвалит, называет “золотыми”. Ноги спорят с руками: “Мы тоже нужны человеку, мы тоже ему помогаем”. Руки спорят: “А мы главнее, вот попробуйте сегодня обойтись без нас. Постирайте-ка платочки!”. Дети ногой снимают платочки со стула на пол, а сами садятся на стульчики.

6. Соберем и постираем платочки в речке 6 раз. И.п. – стоя на платочке, выполняются встречные движения ногами вперед-назад, не отрывая их от платочка.

7. “Полоскаем платочки”. И.п. – сидя на стуле, ноги на полу, сжимают платок пальцами, руки держатся за сиденье стула. Приподнимая прямые ноги, несколько покачиваний вверх-вниз, вернуться в и. п., повторить 5–6 раз.

8. Воспитатель: “Кто-то прыгнул в воде под мостик и напугал нас, ноги уронили платочки. Давайте посмотрим с мостика, кто же нас напугал?” И. п. – лежа на стуле животом, голова, руки и ноги внизу. Одновременное поднимание рук, головы и ног вверх 6–8 раз с паузами для отдыха.

9. “Отожмем платочек” – встречные движения ногами в стороны – вместе.

10. “Повесим сушиться” – пальцами ног кладем на колено другой ноги.

11. Воспитатель: “Зашумел ветер, подул на платок, сдул его на землю”. Вдохнули через нос шумно и медленно, выдохнули, наклоняясь вперед на платок, при этом грудью ложась на колени. Выполнить 4–5 раз.

12. Воспитатель: “Вот платок высох, погладим его и сложим”. Складывают его ногой вчетверо 1 раз.

13. Воспитатель: “Ну и трудно же без рук стирать, даже уши вспотели. Вытрем уши платком”, – 1 раз.

14. Руки хвалят ноги (поочередно) – гладят, массируют, растирают, постукивают, похлопывают, щекочут... Говорят о том, что хотели бы подружиться.

Воспитатель: “Руки с ногами подружились. Им захотелось поиграть в новую игру “Ловишки с платочком”.

Подвижная игра “Ловишки с платочком”. Считалкой выбирают ловишек, дети опускаются на четвереньки, захватив пальцами ног платочек. На слова “Раз, два, три – лови!” ловишка догоняет и отнимает платочки. В конце игры платочки считают и отмечают лучшего ловишку.

Какой же праздник без танцев? Руки и нога вместе с платочками танцуют, подружившиеся ноги и руки кланяются. Ноги обещают рукам когда-нибудь пригласить их на свой праздник.

Водные и закаливающие процедуры.

“Забавные котята”

На кровати

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.

Подскоки на месте.

Сигнал:

Раз, два, три
Под одеялом лежи.

Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

“Ожившие игрушки”

На кровати

Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.

2) Затем они стали потягиваться и разминаться. В.: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.

3) “Ванька-встань-ка – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны. В.: лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.

4) “Плюшевые мишки”. В.: стать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.

На полу

5) “Куколки”. В.: шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.

6) “Резвые лошадки”. В.: бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.

7) “Заводные лягушата”. В.: дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают как лягушки.

8) Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.

Закаливающие процедуры “Волшебные цветы”

Вы все, ребята, видели, как красиво летом на лугу, на поляне. А это потому, что на них растет много разных цветов. Как же они растут? Сейчас вы это и покажете.

На кровати

1) “Зернышко”. В.: лежа на спине, колени подтянуть к груди, обхватить их руками, сгруппироваться – перекаты вперед-назад, затем выпрямиться.

2) “Стебелек”. В.: лежа на спине, слегка помогая руками, сесть, руки потянуть вверх, в и. п.

3) “Почки-листочки”. В.; стоя на коленях, руки вместе, ладони соединить, имитация движений распускающихся листочков, почек.

4) “Цветочек вырастает”. В.: сидя на пятках, медленно встать на колени, руки поднять вверх, вернуться в и. п.

На полу

5) “Цветочек распускается”. И. п.: о. ст. В.: медленно поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, в и. п. (руки округлить).

6) “Цветы дрожат на ветру”. В.: потряхивание кистями рук, пружинки – одновременно.

7) Легкий бег на месте, прыжки, танцевальные движения.

8) Упражнение на дыхание.

Развлечение для младшего возраста “В гостях у Айболита”

Приход доктора Айболита, беседа с детьми о правилах гигиены.

Цель: закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.

Воспитатель усаживает детей на стулья, раздается стук в дверь, входит Айболит.

Айболит: Здравствуйте, дети. Вы не больны?

Очень рад побывать я с вами.
Со здоровыми друзьями.
А меня вы знаете?
На старичка похожий,
Я ласковый, хороший.
Я добрый даже и на вид,
Зовусь я доктор Айболит.

Раздается стук, вбегает мальчик.

Мальчик:

Доктор, доктор,
У меня болит живот
И никак не заживет.
Ой, ой, больно -
Не могу терпеть.
Я могу умереть.

Айболит (осматривает ):

Посмотрю и чем могу – помогу.
Беда пришла из-за немытых рук,
Овощей, не люблю таких детей,
Пей лекарство поскорей.

(Дает молоко и витамины.)

Мальчик:

Не болит, не болит,
Спасибо тебе, Айболит.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи и фрукты мыть
Все, без исключения.
В этом нет сомнения.
Кушайте, ребята, их и летом, и зимой,
Мойте их, ребята, чистой и проточной водой.

Мальчик ставит на стол корзинку с яблоками, благодарит Айболита и остаётся с ребятами. Снова раздается стук в дверь, появляется девочка, руки и лицо её испачканы.

Айболит: Ах ты, девочка чумазая, где ты платье так измазала?

Девочка: Это конфеты виноваты. Я положила их в карман, а они испачкали платье.

Айболит: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки и колени так измазала? Девочка: Это Трезор виноват, вылез из-под забора и начал на меня лаять: “Гав! Гав! Полезай на забор”. Я и полезла.

Айболит: Ну, а почему ты так растрепана?

Девочка: А это ветер виноват. Я бегу, а он за мной. Спряталась я под куст, а он там меня нашел, залезла я под лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не виновата. Айболит: Ой-ли, так ли дело было? Дайте мыло! Девочка, испугавшись, убегает.

Айболит (спрашивает у детей): Почему она испугалась и убежала? Правильно, она боится мыла. А вы не боитесь? Умеете умываться? А вот я сейчас проверю.

Айболит достает из своего чемодана различные предметы: мыло, мыльницу, мочалку, полотенце, расческу, щетку одежную, зубную щетку, пасту, чашку.

Айболит: Вот сколько у меня разных предметов. Сейчас я вызову двух детей. Одному надо отобрать предметы, которые нужны для того, чтобы умываться, второму – чтобы чистить зубы. Ребята выбирают нужные им предметы. Доктор уточняет их название.

Айболит: Молодцы, сразу видно, что в этой группе дети всегда аккуратные, опрятные, любят чистоту.

На прощание Айболит дарит малышам расчески и зубные щетки.

Физкультурный досуг “Зимние забавы”

Дети под музыку А. Ленина “Зимняя песенка” вбегают на участок.

Ответы детей.

Снеговик пляшет под русскую народную мелодию “Полянка”, приглашает детей.

Снеговик: Пока вы здесь играли, я вам вот несколько снежков налепил. Сейчас мы с Дедом Морозом будем защищать крепость, а вы, ребята, постарайтесь взять её.

Игра “Взятие крепости” (сбить снежками касбачки с башен крепости). Дед Мороз рисует цветной водой линию на расстоянии 2,5 м от снежной крепости. Переступать её играющий не имеет права.

Ведущий подает сигнал: “На штурм, ура!”. Наконец, крепость взята. Победители награждаются.

Гимнастики после сна “Маленькая колдунья”

Жила-была в маленькой пещере маленькая колдунья. (Просыпаемся и делаем из одеяла пещеру.)

Она жила одна, и ей было скучно. Тогда колдунья решила: “А приготовлю-ка я волшебное зелье, которое всех детей на земле усыпит. И пока они будут спать, я буду играть в их игрушки. Вот повеселюсь!” И однажды темной ночью колдунья собралась готовить колдовское усыпительное зелье.

Посмотрела, нет ли кого рядом, выбралась наружу. (Открываем один глазик, другой, высовываем голову.)

Сделала пещеру с помощью заклятья невидимой и отправилась за разным снадобьем. (Выбираемся из-под одеяла, расправляем его.)

“Темнота! Ничего не видно! Где же луна? Вот она! (Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз.) Соберу-ка лунный свет, он в колдовстве очень нужен. (Тянемся вверх, встаем на цыпочки.) А теперь для зелья мне нужны травки. Эта травка для невидимости. Эта – для превращений. Эта – для того, чтобы летать. (Наклоны вперед. Берем травку, выпрямляемся, “кладем в карман”.) Без чего еще не сварить колдовской отвар? Без лягушек! На болото нужно идти.

Какая трясина! С кочки на кочку, чтобы не засосало. (Ходим “по кочкам”: это может быть скамеечка, на небольшом друг от друга расстоянии стулья, разложенные листки бумаги или пакеты.)

Где мои лягушечки? Сейчас поймаю! Ага! Еще одна! (Присев, прыгаем за лягушками, хлопая вытянутыми вперед руками.)

Ой, опять луна за тучку спряталась. Ничего где же лягушечки? Фу, все спрятались. И кочек болотных не видно. (Отжимание от пола. Если хватит сил, то упираемся только на пальцы ног и ладони либо на носочки, колени и ладони. Простой вариант: лежа на животе, поднимаем переднюю часть туловища.)

Болото меня засасывает! Нужно выбираться! (Высоко тем ноги, махи ногами.) Теперь пора бежать домой, варить отварчик колдовской. Мимо болота, мимо луга, травами богатого. В кухню колдовскую”. (Бег.)

На пол упала и захохотала. (Лежа на спине, болтаем руками и ногами, “едем на велосипеде”, перекатываемся на спине, обхватив руками колени. Усложнить: подъемы в сидячее положение, держась руками за живот.)