А в вашей семье есть правила? Морально-нравственные основы семьи.

Задумывался ли ты, дорогой читатель, о том, что твое здоровье во многом зависит от твоей семьи, от того, по каким законам она живет, каковы отношения между близкими? Нет? А ведь это очень важно!

Знай:
семья способна помочь тебе восстановить здоровье, справиться с болезнями, а может, наоборот, сыграть негативную роль, стать одним из факторов разрушения твоего здоровья.

Гармоничная семья
, в которой все домочадцы относятся друг к другу с любовью и вниманием, в которой соблюдаются все законы внутрисемейных отношений, помогает оставаться здоровыми и счастливыми, способствует долголетию всех членов семьи. Однако разве кто-нибудь знает об этих законах?

Мне повезло, в свое время я читал курс эстетики, а когда в учебных заведениях стали вводить курс этики и психологии семейной жизни, я вызвался читать этот курс, и нас, первых учителей, очень тщательно подготовили. И тогда я понял, что чаще всего семьи распадаются по очень простой причине: люди не знают законов внутрисемейных отношений.

Поэтому этот своеобразный Кодекс семьи я включил в курс по восстановлению зрения. Ибо если в семье постоянные стрессы, то неудивительно, что члены этой семьи слепнут, ведь каждый из них чего-то не хочет видеть: либо вокруг себя, либо в самом себе.

Кодекс семьи

1. Семья создается ради счастья детей и любимого человека. Поэтому, создавая семью, надо быть готовым к самопожертвованию.

2. Любовь - это соревнование в том, кто доставит больше счастья другому.

3. Не жалей себя, привыкай к благородству, самоотдаче.

4. Учись терпению и взаимному прощению друг друга. Не забывай про закон бумеранга.

5. Не старайся переделать своего партнера.

6. Каждый человек жаждет признания его достоинств, слов одобрения, похвалы и благодарности, поэтому не забывай одобрять, поддерживать и хвалить своих близких.

7. Главный инструмент в семье - улыбка. Улыбка не только красит человека, но и создает позитивный эмоциональный настрой.

8. Пойми и признай разницу, существующую между женщиной и мужчиной.

9. Учись любить. Любовью побеждается даже ненависть.

10. Самое большее, что может сделать отец для своего ребенка, - это любить его мать (и наоборот).

11. Оказывайте друг другу знаки внимания. Будьте предупредительны даже в мелочах.

12. Выражайте друг другу искреннюю признательность. Каждому приятна похвала, благодарность, одобрение и признание его достоинств.

13. Хвалите и благодарите друг друга. «Благодарность и искренняя похвала делают другом даже врага», - говорил Будда.

14. Старайтесь по возможности больше времени проводить вместе, используйте для этого хотя бы одну трапезу в день.

15. Для приветствия и поощрения используйте тактильные прикосновения, не стесняйтесь обниматься и выражать свою любовь и внимание.

16. Обсуждайте вместе семейные дела, совместно проводите выходные и праздничные дни,

17. Не придирайся, не ворчи, не осуждай и не обвиняй. Терпимость к недостаткам друг друга - основа долгой любви и счастья.

19. Не вспоминай старые обиды и не сравнивай.

20. Учитывай настроение другого человека. Прислушивайся к его интонации.

21. Самообладание - необходимость. Учись признавать свою неправоту и свои ошибки быстро и решительно.

22. Доброе слово хорошо, но доброе дело все-таки лучше. Используй больше добрых слов и забудь обидные слова и выражения. Говори только за себя и от своего имени.

23. Учись ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.

24. Не ссорься по пустякам. В споре не рождается истина.

25. «Чувствуя гнев, не надо ни действовать, ни говорить», - писал Гете. Помни, ссора с супругом (супругой) ведет к болезни ребенка.

26. Жена не должна задевать достоинства мужчины, ибо мужчина - голова семьи, а женщина - шея.

27. Относись к странностям женского (мужского) характера с философской улыбкой.

28. Научись внимательно слушать, чтобы слушали тебя.

29. Нельзя говорить и делать что-либо, что унизит человека в его собственных глазах.

30. Разделите домашние обязанности, пусть у каждого члена семьи будут свои права и обязанности.

31. Взаимопомощь - основа прочной семьи и важное условие семейного счастья.

32. Не проси о том, что можешь сделать сам, но умей попросить о помощи.

33. Относись с уважением к родственникам супруга (супруги). Не обижай родных и друзей близких людей, будь терпелив и терпим с ними, не говори о них плохо.

34. Позволь себе понять и принять других членов семьи, не пытаясь их переделать.

35. Всем людям симпатичны те, кто восхищается ими, поэтому научись искренне восхищаться. Учитывай стремление другого быть значимым, ведь именно здесь скрыта основа многих человеческих поступков.

36. Говори о том, что наиболее интересно для твоего собеседника.

37. Любые способности чахнут под гнетом критики и расцветают под лучами похвалы. Если есть необходимость в критике, то сначала отметь достоинства.

38. Создавай другому человеку хорошую репутацию, и он всегда будет пытаться ее оправдать. Позволь собеседнику считать, что хорошая идея принадлежит ему.

39. Уделяй внимание своему физическому развитию. Без здоровья высокая духовность - что клинок без рукояти.

40. Избавься от вредных привычек.

41. Если дал слово, выполни его без оговорок. «Дал слово - держись, не дал слово - крепись».

42. Строго учитывай соотношение доходов и расходов.

43. Прочитай хорошую книгу о сексуальной стороне брака.

44. Оставь место, где ты находился, лучше и чище, чем оно было до твоего посещения.

Эти правила желательно перечитывать ежедневно или хотя бы раз в неделю, чтобы подвести итоги и поставить для себя новые, более актуальные задачи. Намеченное стремись выполнять.

Эти правила могут дополняться, их формулировки могут изменяться в соответствии с традициями вашей семьи. А теперь прочти прекрасное стихотворение, написанное одной из наших соратниц.

Мои глаза - как черные агаты,
Как два кусочка неба голубых,
Хрусталь слезы, пролившейся когда-то,
И глубина колодезной воды.

Они же переменчивы, как ветер,
То радость льют, то мощный ураган.
В них ты увидишь, как смеются дети,
Как расцветают травы на лугах.

Вот василек свои расправил крылья,
И колокольчик радостно кивнул.
А вот они заполнились полынью,
И ты в них заглянул и утонул.

Они без слов сказать тебе сумели:
«Люблю тебя! Живу, дышу тобой!»
Так нежно и так ласково смотрели,
Когда с тобой мы встретились весной.

Когда, в душе робея и смущаясь,
Ты сделал предложение судьбе,
Глаза кричали: «Да!» и восхищались,
И пели гимн любви, весне, тебе!

И очень скоро после свадьбы шумной
Когда мы вместе создавали дом,
Они тебе шепнули: «Муж, родной мой,
Ты очень скоро станешь и отцом».

Ну, а когда счастливейший родитель
Взял чадо в руки и жене сказал:
«Он весь в меня, но, боже, посмотрите!
Твои глаза на нем! Твои глаза!»

Я много о глазах писать не стану,
Да и в стихах я тоже не сильна,
Глазами восхищаться не устану,
Ведь ими говорит любовь, весна.

А голубая акварель струится,
Течет в глазах бездонных, будто ввысь,
Да, стоило на свет родиться,
Чтобы увидеть, как прекрасна жизнь!

Какими должны быть правила кодекса здоровой и счастливой семьи?

Для того чтоб избежать стрессов и ссор, необходимо придерживаться свода правил в семье, которые мы сейчас рассмотрим.

  • Причиной создания семьи является благополучие и счастье любимого человека и детей. Поэтому приняв решения вступить в брак и завести семью, мы должны осознавать, что придется быть готовым к самопожертвованию;
  • Любовь – это поединок, в котором нужно бороться за то, кто больше доставит счастья другому;
  • Не нужно жалеть себя. Нужно привыкать к самоотдаче, благородству;
  • Учитесь прощать. Будьте терпеливы;
  • Даже не пытайтесь начать переделывать вашу вторую половину;
  • Каждому человеку приятно слышать слова одобрения, благодарности и похвалы. Не забывайте награждать такими словами вашего любимого человека;
  • Не забывайте пользоваться таким полезным инструментом, как улыбка! Она не только украшает человека, но и способствует созданию благоприятной, положительной атмосферы;
  • Важно не только понять, но и постараться признать разницу, которая существует между мужчиной и женщиной;
  • Что, на ваш взгляд, наибольшее вы можете сделать для ваших детей? Любить их мать/любить их отца;
  • Не пренебрегайте мелочами, ведь именно из них строиться что-то грандиозное. Делайте друг другу маленькие знаки внимания;
  • Старайтесь находить как можно больше возможностей для общего времяпровождения;
  • Почаще обнимайте вашу вторую половину, это всегда приятно;
  • Семейные дела стоит обсуждать вместе. Вместе планировать уикенд и поездки на отдых;
  • Ни в коем случае не нужно придираться, обвинять или осуждать вашего любимого человека. Терпимость к ошибкам и недостаткам друг друга является залогом долгой счастливой совместной жизни;
  • Следите за своими эмоциями, контролируйте их и интонацию вашего голоса. Не переходите на крик или повелительный тон. Не забывайте, какие правила в семье вы установили;
  • Не нужно вспоминать обиды, которые были забыты и прощены, не нужно сравнивать;
  • Не забывайте учесть настроение вашего любимого человека, прежде чем начать разговор высокой важности;
  • Самообладание в браке является необходимостью. Вам нужно научиться признавать свою вину и неправоту. Вы должны осознавать, что также способны на ошибку;
  • Ставьте себя на место супруга/супруги, учитесь видеть ситуацию глазами партнера;
  • Не забывайте, что пустяки – недостойны ссор и конфликтов, в них не рождается истина, это основной пункт свода семейных правил;
  • Постарайтесь относиться к странностям вашей второй половины с улыбкой философа, ведь странности присущи каждому;
  • Всегда помните, что взаимная помощь – это залог крепкой и прочной семьи.

Вы можете дополнить этот свод правил в семье, или откорректировать в зависимости от традиций вашего семейства. Перечитывайте эти правила время от времени. Особенно, когда в семье кризис.

Как правильно устроить быт в семье?

Редко сейчас можно встретить брак, в котором супруги полностью довольны друг другом. Как правило, семейные пары после нескольких лет совместной жизни, начинают думать о разводе. Но не стоит горячиться. Разрушить можно все и всегда, а вот склеить практически невозможно. Даже если вы вынете нож из своего сердца, то рана будет еще долго заживать и ныть. Но проблема вовсе не в том, чтобы разрушать или стоить отношения. В первую очередь, необходимо определить сам источник краха. Хочется заметить, что во-первых, что сам факт того, что вам нужно жить вместе с другим человеком, пусть он и ваш любимый, уже стоит много усилий.

Разделять с кем-то быт – вещь непростая . А для начала необходимо свыкнуться с тем, то вам нужно будет уступать друг другу, в чем-то молчать и тихо глотать обиду. А еще, нужно установить свои собственные семейные правила, которые будут подходить именно вам.

Действительно, как бы мы ни любили друг друга, каждый из нас воспитывался в разных семьях, которым были присущи совершенно непохожие принципы и нормы. У каждой семьи — свой свод правил. Когда таких два человека оказываются под одной крышей, то самым тяжелым периодом времени оказывается тот, пока происходит это притирание к поведению и привычкам. Также возможно, что со временем, проведенным вместе, ваши эмоции настолько связываются с бытовыми проблемами, что вам чего-то не хватает — какой-то новизны, новых ощущений.

В такие моменты, кто-то из супругов, начинает искать такого удовлетворения вне семейного общества. Это и романтические отношения, и флирт, и даже измена. Да, такое прегрешение простить тяжело, но все же есть вещи, ради которых все-таки стоит пожертвовать. Например — дети.

Иногда только ради этих маленьких или уже начинающих взрослеть, ангелочков стоит простить многое. А если вы сумеете понять своего супруга или еще лучше, сделать все от вас зависящее чтобы предотвратить худшее, то, поверьте, вы сделаете лучше не только себе. При этом, также нужно следить и за своим поведением, ведь иногда бывает и такое, что мы сами даем повод своей половинке на недопустимые шаги.

И если уж ситуация совсем критическая, то можно на некоторое время просто разъехаться друг от друга и немного отдохнуть. Это даст нам время подумать и все взвесить! Помните: ваша семья – результат исключительно вашего желания и вашей любви, и правила поведения в рамках вашей семьи вы тоже устанавливаете сами.

Все семьи чем-то похожи и каждая семья индивидуальна. Это проявляется в отношении членов семьи к хорошему и плохому, правилах поведения в различных ситуациях, видах наказаний за проступки и т.д. Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила обсуждаются и могут меняться в зависимости от ситуации и по согласованию со всеми членами семьи. Негласные правила известны всем в семье и не обговариваются, однако их выполнения обязательно. Семейный устав – это набор всех существующих в семейном кругу правил, и гласных, и негласных.

Примером гласных правил может служить время сна ребенка. Ему говорят, что спать нужно ложиться в девять часов вечера, и он это знает. Ребенок взрослеет и постепенно время сна меняется. Пример негласных семейных правил – нельзя оскорблять старших членов семьи. Это не обсуждается, сколько бы времени ни прошло.

Правила семейной жизни

Для чего нужны семейные правила:

  • поддержка стабильности в семье;
  • создание условий для развития каждого члена семьи как полноценной личности;
  • гармония внутрисемейных отношений;
  • избегание конфликтов между родственниками;
  • распределение прав и обязанностей между каждым членом семьи.

Свод семейных правил в каждой семье разный. Обычно за основу семейного устава берутся правила, привитые старшим поколением с поправкой на собственный характер каждого члена семьи и современное поколение. Устав семьи затрагивает практически все стороны ее жизни. Начиная с того кто и что должен делать и заканчивая выражением чувств друг к другу. Например, в одной семье вынос мусора – это прерогатива мужа, а в другой мусор выкидывает тот, кто первый пошел в сторону мусоропровода. В одной семье ругаться при детях – это норма, а в другой родители не позволяют себе даже повысить тон друг на друга, если в комнате ребенок.

На каждом этапе нового цикла семейной жизни в правила семьи могут вноситься изменения. Именно в такие моменты проверяется умение домочадцев договариваться между собой. От этого зависит моральная обстановка внутри семьи и ее психологическое здоровье. Пагубно на отношение между родственниками влияет отсутствие каких-либо норм поведение, либо их противоречие друг другу.

Правила счастливой семейной жизни

Правила, принятые в семье, благотворно влияют на развитие детей и становление их личности, формирование своего «Я». Дети в таких семьях быстрее развиваются, легче воспринимают полезную информацию, проще адаптируются в новой среде. Как результат – вырастают нормальные морально-устойчивые граждане своей страны, способные создавать крепкие и благополучные семьи.

Семейные нормы и правила. Типичные ошибки приёмных родителей.

Острогожской СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ)

-2015год-

Приемный ребенок, попав в замещающую семью, прежде всего, сталкивается с барьером из неизвестных ему семейных правил и норм. Для успешного воспитания приемного ребенка очень важно, чтобы семья смогла донести свои правила и нормы до ребенка.

СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.

ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги и сбивают с толку членов семьи. Мир без правил - концентрационный лагерь, где непонятно за что тебя могут убить или сохранить жизнь. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главными источниками обид и конфликтов в семье. Самый распространенный пример - мать, которая жалуется, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности.

Если требования, выдвигаемые, например, родителями, противоречивы, порождают у ребенка внутренние конфликты и противоречия.

ПРАВИЛО ДОГОВОРА

В СЕМЬЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ ЛИБО НА ДОГОВОРЕ, ЛИБО НА КОНФЛИКТЕ. ОСНОВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛО ДОГОВОРА , КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ, СПРАВЛЯТЬСЯ С КАЖДОДНЕВНЫМ СТРЕССОМ И КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. ДОГОВОР МОЖЕТ КАСАТЬСЯ ЛЮБЫХ СТОРОН ЖИЗНИ СЕМЬИ, ОСОБЕННО ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗНОГЛАСИЯ У ЕЕ ЧЛЕНОВ . ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО, ЧТОБЫ ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ИДЕИ КАЖДОГО. ПООЩРЯТЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ И НЕ КРИТИКОВАТЬ ЕГО. ДЛЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. У НИХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПОДОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ ТОЛЬКО НАКАПЛИВАЛИ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧТО МЕШАЛО ИХ РАЗВИТИЮ.

Разбор правил приемной семьи.

Краткий перечень правил, принятых в этой семье: нужно съедать все и хвалить, что приготовила мама, иначе она обижается; есть нужно в четко отведенное для этого время; если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали". Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?). Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью.

Правило 1. Нужно съедать все, что приготовила мама

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приемные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование выполнения этого правила будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.

Правило 2. Есть нужно в четко отведенное для этого время

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. У детей, воспитывавшихся в неблагоприятных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Они наголодались еще в утробе матери и готовы есть сутками. Они прячут куски, чтобы всегда иметь еду про запас. Вы можете обнаружить засохшие куски в самых неожиданных местах, например, под матрацем. Лучше организовать им перекусы, чем обижаться, что они не соблюдают правила. Для перекусов лучше всего использовать продукты, повышающие уровень глюкозы в крови (если нет противопоказаний).

Правило 3. Если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Приемным детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому чрезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми "лжи во имя спасения себя и матери".

Правило 4. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали"

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.

Правило 5. Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?).

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Мы уже говорили о том, что ребенку необходимо иметь пространство в семье, которое он ощущает как свое. Если другие, в том числе и родители, соблюдают его границы, то он тоже со временем научится их соблюдать у других. Т.е. он не будет брать вещи и деньги других членов семьи. Члены семьи тоже должны оберегать свои границы. В первые два года приема, особенно в начале, необходимо убрать наиболее ценные вещи, не разбрасывать деньги по , точно знать, сколько их хранится в . Нельзя создавать условия для провоцирования воровства у ребенка!!!

Правило 6. Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю.

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Для приемных детей подобное правило невыносимо. Они воспринимают молчание мамы как тотальное отвержение.

Правило 7. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Связывать престиж семьи и оценки приемных детей в школе - прямой путь к их отвержению. Практически все они имеют различные задержки в развитии, педагогически запущены.

КОГДА и КАК НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ПРИЁМНОМУ РЕБЁНКУ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ СЕМЬИ.

Например:

    В семье все должны уважать друг друга.
    2) . Терпение друг к другу!
    3) . Взаимопомощь.
    4) . Понимание.
    5) . У каждого должны быть свои обязанности.
    6) . Любовь друг к другу.
    7) . Помощь родителей детям, детей родителям.
    8) . Не ругаться!
    9) . Родители должны зарабатывать деньги, а дети хорошие оценки.

Пример, правил семьи :

1. Утром первым встает папа, он всех будит.

2. С собакой всегда гуляет брат Илья.

3. Кормит рыб и чистит аквариум брат Никита.

4. Хлеб всегда покупает мама.

5. Ужин всегда в 18.00.

6. Вечером обязательно проветривают комнаты.

7. Свет во всем выключают в 23.00.

8. В воскресенье вся семья едет в лес.

9. Новый год отмечаем всей семьей.

10. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

А теперь поэтапно проработаем семейные правила-традиции…

1. Найди 10 минут, чтоб проанализировать те неписаные правила, которых придерживается каждый в твоей семье.

2. Выдели один будний день из жизни семьи, начни прямо с утра: какие события, действия повторяются изо дня в день, из года в год, и ты уже давно перестал обращать на них внимание?

3. Теперь рассмотрим всю неделю из жизни семьи. Здесь добавятся правила выходных дней, если таковые имеются.

4. Следующий этап – праздники: если есть какие-то неписаные правила празднования, например, маминого Дня рождения или Нового года – запиши.

5. А теперь еще разок подумай, что ты упустил.

6. Написал хотя бы 10 правил – молодец!

7. Обрати внимание, какие из правил касаются конкретно тебя?

8. Кто из семьи в твоем списке упоминается чаще остальных? Почему?

9. Есть ли в твоем списке что-то, что тебя удивило?

10. Есть ли что-нибудь, что хочется изменить?

11. Может, хочешь добавить какое-либо правило?

12. Предложи то же самое сделать другу/подруге. Потом проанализируйте, сравните: в чем сходство и различия?

13. Иногда мы попадаем в семьи, где «работают» другие правила или «не работают» наши. Теперь ты уже сможешь это сразу заметить. Уважай чужие правила!

Семейные правила и традиции – это то, что делает каждую семью неповторимой. А ведь нередко мы живем в системе этих правил, даже не замечая их и не думая, что можно изменить их и усовершенствовать, сделать лучше жизнь свою и своей любимой семьи.

Семейными правилами можно назвать те порядки и обычаи, которые переходят от одного семейства, поколения к другому.

Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются наши семьи. Ведь у каждого они свои собственные. Например, среди правил моей семьи, есть такие, как совместная лепка пельменей на Новый Год. Праздники все отмечают по-разному, но в нашей семье каждый год всё выглядит примерно одинаково.

Мы все вместе лепим пельмени, отмечаем Новый год, смотрим телевизор. И хоть никто из нас уже не верит в Деда Мороза, мы дарим друг другу подарки, и кладём их под ёлку. Мне нравится то, что мы не только соблюдаем эти семейные правила, но и получаем от этого удовольствие, даже взрослые. И подобных правил в нашей семье много. Например, мы делаем генеральную уборку каждую субботу. У каждого члена семьи своя обязанность - вытереть пыль, подмести или помыть полы. Вечером, закончив общие труды, мы любим сидеть всей семьёй и смотреть что-нибудь интересное по телевизору. И это тоже одно из наших семейных правил. Кроме того, мы очень любим собираться всей семьёй и устраивать пикники на природе. И это самое любимое семейное правило из всех, что соблюдаются моей семьёй. Когда я создам свою собственную ячейку общества, мне бы очень хотелось перенести в неё все те семейные правила, которым я следовал с раннего детства. Я хочу, чтобы и мои дети и внуки также следовали им.

Семейные правила – это огромная и важная ценность каждой семьи, ведь именно от них зависит наше благополучие.

Ошибки замещающих родителей в воспитании детей

Мы все совершаем ошибки, но когда мы допускаем ошибки в воспитании детей, это сказывается на будущих отношениях и личности ребенка.

Бытовые угрозы

«Если ты не уберешь у себя в комнате, то не получишь сладкое», «Делай, как я говорю и без лишних вопросов, а то на улицу не пущу».
Часто родители говорят так, не задумываясь, что ребенок воспринимает подобные высказывания очень болезненно. Они вызывают у него страх, враждебность и негативный настрой относительно родителей.

приказы

«Я - мать и лучше знаю, что тебе нужно», «Если отец сказал, ты должен слушаться», «Я тебе запрещаю дружить с...».
Подобные фразы - проявление стремления подчинить себе другого человека, пусть и маленького. Поверьте, ничего хорошего это не даст. Ребенок копит обиду в себе и мечтает о том дне, когда он вырастет и покажет, кто сильнее.

« Лень родилась раньше тебя », «Говорю, говорю, а все напрасно».
Такие реплики загоняют малыша в тупик, не оставляют ему никакой надежды на исправление, особенно, когда его обвиняют в том, что не зависит от него. Результат? Ребенок чувствует, что родители его не любят, он становится замкнутым и неразговорчивым, с еще меньшим желанием помогать родителям.

Оскорбительные слова

«Ты - упрямый осел», «Что смотришь, как баран?», «И в кого ты такой уродился?»
Оскорбления и обидные прозвища понижают самооценку ребенка, а также в его сознании формируется подобная оскорбительная модель общения с другими людьми.

Немотивированный допрос

«Почему ты так опоздал?», «Что ты тут так долго копаешься?» .
Зачастую родители любят выяснять или придираться к несущественным деталям в поведении ребенка, а он воспринимает это как проявление недоверия к себе. В результате - страх перед взрослыми, скрытность и ложь.

«Ты назло мне это делаешь», «Можешь не оправдываться, я и так все знаю».
Такие утверждения очень болезненные для психики малыша. Нежелание родителей разобраться в поступках ребенка возводит между ними стену, которая с каждым годом будет становиться все выше.

Несвоевременные советы «Я же говорила/предупреждала...», «Вырастешь, поймешь», «Если бы ты сделал, как я говорила, ничего бы не произошло, а теперь сам решай свою проблему».

Виды семейных правил

Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях (с 12 лет)

Такой договор может быть одной из разумных форм взаимоотношений между родителями и детьми. Обеспечивает как защиту интересов детей, так и возможность родителям осуществить свои цели воспитания.

Например:

Данный договор подписывается между нашими любимыми Олей и Сережей, именуемыми в дальнейшем Дети и нами, заботливой и любящей мамой Катей, и внимательным и заботливым папой Андреем, именуемыми в дальнейшем Родители, со следующей целью:

Создание личного бюджета Детей и накопление денежек для красивого отдыха со всеми вытекающими радостями и развлечениями, потому что мы хотим, чтобы наши дети понимали, как правильно относиться к деньгам, чтобы их всегда было много и на все хватало, что за хорошую работу положен необыкновенно красочный отдых!

Безусловно правильные положения действующего договора:

    Дети радостно получают деньги для личных расходов в размере 100 рублей каждый месяц.

    Деньги весело выдаются Родителями по окончании месяца по результатам исполнения условий договора.

    Та часть денег, которая будет отложена для поездки к морю или для проведения отпуска в других хороших местах, умножается на пять и выдается только перед поездкой.

    Из отложенных на отпуск личных денег наших любимых Детей покупается билет, все необходимые для отдыха вещи, а оставшаяся сумма может использоваться для личных целей во время отдыха или во время каникул (по согласованию сторон).

1. Обязанности сторон.

Дети серьезно принимают обязательства по выполнению школьного плана, плана помощи по хозяйству своим родителям, плана по поддержанию порядка в личных вещах, плана по здоровью.

Родители не менее серьезно принимают обязательства по выплате установленной суммы в срок при условии выполнения всех указанных планов не менее, чем на 80%.

Выплаты отчетливо производятся Заботливым Папой - Андреем, основным держателем семейного бюджета.

Отслеживание выполнения планов громко производится Заботливой Мамой – Катей, главным контролером семейных планов.

2. Срок действия договора.

3. Порядок рассмотрения споров.

Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут.

Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Тетя Женя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

4. Изменение условий договора.

Условия договора не могут быть изменены просто так.

Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор.

Приложение 1. Школьный план.

Срок: Неделя Количество пятерок: Не менее трех. Количество четверок: Любое. Количество троек: Не более трех. Количество двоек: Одна двойка отнимает одну пятерку.

За уроки садиться сразу после обеда.

Приложение 2. План помощи по хозяйству

Срок: Неделя. Помощь по : 1. Два раза вынести мусор. 2. Два раза вымыть посуду. 3. Помощь при готовке маме. 4. Один раз вымыть полы.

Помощь в комнате: 1. Пылесосить один раз. 2. Мыть полы два раза.

Помощь в уборке по субботам: Определяет мама.

Премия/Штраф: Обязательно все убирать за собой без напоминаний. Штраф – 10 рублей. Позволено одно напоминание. Если всю неделю Дети были умничками – положена премия. А какая? - решают Родители

Приложение 3. План порядка в личных вещах

Все вещи должны быть в полном порядке.

Правила для ребенка от 2 до 3 лет

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что-то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по-другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в , ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и укусами. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Правила "Ребенок главный, родители на побегушках" (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим - меня не колышет»):

    Если я что-нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе

    Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что-нибудь другое

    Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое

    Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый .

Правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе

    Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что-нибудь не сделаю

    Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно

    Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.

Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Правила: "Уважение к ребенку, уважение к родителям":

    Если я вырву что-нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.

    Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.

    Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты

    Мне не надевают больше , даже если я часто еще писаю в штаны

    Во время завтрака в детском саду все садятся за . Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.

Правила для ребенка 4-6 лет (детсад)

Когда ребенку уже 4 года, в это время уже пора:

1. Приучить ребенка к тому, что маму и папу слушаться с первого раза.

2. Обременить ребенка маленькими домашними обязанностями, которые ему по силам:

    убирать свои игрушки в соответствующее определенное место;

    аккуратно складывать и развешивать (на стульчике) свою ;

    помогать маме и папе (например, приносить мелкие вещи);

    помочь накрывать на (отнести вилки, ложки, салфетки).

3. Как взрослому, говорить ребенку спасибо за заботу о других и хвалить его за помощь в случаях, если он:

* без напоминания выполняет свои обязанности;

    за то, что делает добровольно с заботой о других, (не обязанности: например, вытирает , поливает цветы или убирает за домашними животными);

    за желание развиваться (например, ребенок просит учить его азбуке).

4. Необходимо подавать ребенку пример заботы и о посторонних людях или знакомых, кроме родственников:

    обращать его внимание на то, что дети постарше и молодые люди уступают места в транспорте пожилым, инвалидам и беременным, мамами с маленькими детьми. Важно объяснять, почему именно это делается.

    на то, как молодые люди помогают бабушкам поднести тяжелые ;

    другие примеры заботы.

5. С детства приучать ребенка заниматься . При выборе вида можно учитывать его мнение и договариваться, что раз он выбрал - то будет ходить какой-то определенный минимум времени, даже если ему разонравится. Этим отучаем от мысли о том, что родители каждый раз будут удовлетворять любые его желания, и приучаем к ответственности за свой выбор.

6. Ограничивать развлечения, которые не развивают или развивают мало: мультики, и пр.

7. Приучать к тому, что мама и папа имеют право выделить время/ресурсы только для себя, и их, например, 1 час в день оставить в покое и в это время поиграть самому. Например, мама красится или занята важным делом. Важно для того, чтобы ребенок не развивал в себе эгоизм. Пример: когда я в детстве говорила сыну: «А сейчас поиграй сам, пока я доделаю вот это дело». И он знал, что в это время запрещено капризничать и отвлекать внимание на себя без веских поводов. Это - родительский СТОП. Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

Как выглядит ваш идеальный школьник? Конечно, он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в или творчестве и т.д.

Ну-ну... О таком ребенке вы можете мечтать, но в готовом виде это не получает никто. Реальность - другая. Не каждый ребенок учится читать без труда, для многих это трудно, а кто-то читать просто не выносит. Аналогичная ситуация - и с плаванием, и с усидчивостью...

Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость – очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать? На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех, преуспевать, умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.

Что делать? Много чего нужно делать, но выработка хороших правил для ребенка и приучение детей к этим правилам - один из самых простых и надежных методов. И в детском саду, и в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.

К сожалению, во многих семьях правила кривые... Например,

    Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине

    Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа

    Если мне нельзя смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Желания родителей тут не уважаются, а дети получают желаемое, даже если ведут себя плохо. Это правила "Ребенок главный, родители на побегушках" Другие дети учат правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор.

    Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой.

    Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест.

Такая жесткость не воспитывает, а давит и озлобляет.

Хочется верить, что в вашей семье ситуация другая, и ваши дети естественным образом соблюдают несложные правила:

    В школу я прихожу пунктуально;

    Я делаю регулярно домашние задания;

    В классе я сижу на своем месте;

    Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что-то сказать.

А также:

    Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу;

    Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит;

    Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным.

Правила для ребенка 8-12 лет

Данный договор подписывается между детьми и взрослыми с целью как поддержание мира и любви в семье, так и для формирование полезных и правильных установок, ценностей, привычек семьи.

    Обязанности сторон: Ребенок серьезно принимает обязательства по выполнению правил по гармонии, развитию, красоте и порядку. Взрослый не менее серьезно принимают обязательства по отслеживанию соблюдений правил семьи.

    Срок действия договора - до конца текущего года. По желанию сторон договор может быть быстренько продлен на любой срок.

    Порядок рассмотрения споров. Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут. Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Петя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

    Изменение условий договора. Условия договора не могут быть изменены просто так. Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор. Все исключения – по согласованию. Данные исключения должны приносить радость всем участникам и быть на пользу нашему духовному, душевному и физическому здоровью.

Подписи сторон

ПРАВИЛА СЕМЬИ с девочкой-подростком 8-10 лет

КРАСОТА

    Мы - позитивные солнышки! Без кислятины. Канючить не более 2 минут 45 секунд в сутки.

    Царственная осанка - сиятельная улыбка (Игра Венера)

    Я тебя бужу - ты мне улыбаешься и встаешь в течение минуты.

    С утра быстро умыться, почистить зубы, причесаться, заправить постель. Вечером – душ.

ГАРМОНИЯ

    Ежедневная молитва: а) благодарность, б) покаяние в) просьба

    Взрослых уважать. Не хамить.

    В случае несогласия – возможные варианты поведения: a) послушаться, молча с любовью и улыбкой сделать; б) конструктивный спор (начинается с согласия точкой зрения партнера, далее высказываем свою позицию. (Обсуждаем плюсы и минусы, действуем).

    Ни капли холодного острого злого. Все вопросы решаем в спокойной обстановке, доброжелательно, не повышаем голос, не ругаемся.

    Сделать минимум 1 доброе дело в день (помощь, забота, пожертвование и т.д.)

ПОРЯДОК

    – чистые вещи аккуратно сложены, грязные – в стирке.

    На письменном наведен полный порядок, вещи в комнате разложены по местам до 22.00

    Постель должна быть заправлена каждое утро.

    Обязательно все убирать за собой без напоминаний.

    После еды - за собой убрать, посуду помыть.

    1 раз в неделю уборка в квартире (что делать - определяет взрослый)

РАЗВИТИЕ

    В дневник записывать домашние задания в школе. Ежедневно брать . игры: разрешено смотреть познавательные программы. Развлекательные - по договоренности. Сколько и во что играть/ смотреть – решает взрослый

Санкции за нарушение правил

    Приседание / отжимание / пресс

    Лишение на время (обнимашек/ посещение Храма/ общества/ развлечений)

    Штраф – 20 рублей

    Придумываем санкции себе сами.

Если всю неделю ребенок был умничкой – в конце недели получает подарок (улыбка, обнимашка, шоколадка или премия). Что – решает взрослый.

Правила для подростка

Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.

Научите подростка соблюдать разумный формат

У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен - четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет - и что предлагаешь. Если есть правило (ложимся спать в 22.00), то без разрешения старших оно изменено быть не может. "Поставить в известность" (то есть поставить перед фактом) нормально только в ситуации форс-мажора и когда обсудить экстренно сложившуюся ситуацию со старшими невозможно. Если старшие были доступны, хотя бы по , то принимать самостоятельные решения в нарушение договоренностей - нарушение семейного закона.

Обучение жизненным навыкам и воспитанности

Подростки могут сами определять, чем они считают правильным учить себя для предстоящей жизни, но ежедневная учеба воспитанности, манер и полезных социальных навыков быть должна. Этому могут помочь методы и .

Ответственность в собственных целях

Подростки обязаны иметь свои собственные цели и достигать их (двигаться к их достижению) по плану. Цели и планы могут разрабатываться полностью самостоятельно, могут (и в принципе это более разумно) вместе с родителями. Но если они их приняли, теперь это не должно оставаться мечтами и благими намерениями, теперь это обязательства (перед самим собой), которые они обязаны выполнять.

Как взрослые люди. А родители могут и должны с них это спрашивать: выполняют или нет, они свои собственные (не навязанные кем-то другим, а свои собственные!) цели и обязательства.

Материал для обсуждения

Фрагмент из статьи: "Вот вещи, которые моим дочерям никогда не разрешалось делать: ходить на вечеринки с ночевкой, заводить дружков, участвовать в школьных спектаклях, жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях, смотреть телевизор или в , самостоятельно выбирать себе факультативные занятия, получать оценки ниже "пятерки", не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы...",

С этим списком могут согласиться не все замещающие родители: не нужно школьникам таскаться невесть где по ночам, да и ранние амуры, в общем -то, ни к чему. Школьная самодеятельность обычно на очень низком уровне, и тратить на нее время нет смысла, телевизор и компьютерные игры - путь к деградации. В школу ходят учиться, а не тусоваться и развлекаться, и плохо учиться в школе - не имеет оправданий (если ребенок здоров и обихожен). Бывают, конечно, и троечники- эйнштейны, но чаще это просто лодыри. Учиться на пятерки - нормально. Это не значит, что надо устраивать истерику из-за четверки, но итог должен быть на уровне. Факультативы лучше координировать родителям. Вот своего сына обязательно отдам на шахматы, пусть мозги тренирует. И в спортивную секцию, что-нибудь вроде легкой атлетики, пока маленький. Хотелось бы и в музыкальную школу, фортепьяно или гитара, но посмотрим по способностям. », 2002 ;

Статья А. Николаевой «Правила для детей разного возраста», 2002;

Васильева-Гангнус Л.П. "Азбука вежливости" - М.:Педагогика, 1989;

Они И. Л. "Спасибо, пожалуйста, здравствуйте" - Л.:Лениздат, 1991;

"Книга для девочек". (Составители Н. Сухова, В. Ярцев) - Новосибирск: "Мангазея", 1998.

Бушелева Б.В. "Поговорим о воспитанности" - Петрозаводск: "Карелия", 1991.